Полномочия сотрудников Росгвардии

Участие сотрудников ОВО в «пресечении» административных правонарушений по 20 главе КоАП РФ исходя из правильного прочтения и толкования соответствующих статей Кодекса и других НПА в части их касающихся, а также имеющихся у них на данный момент полномочий.

Черным шрифтом выделены слова, которые являются ключевыми и дают представление о правовом смысле используемых процессуальных действий приведенной статьи

Полномочия сотрудников исходя из ст. 9 ФЗ 226

3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;

Вместе с этим п.5 полномочий указывает нам на то, что сотрудники Гвардии должны осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

Поэтому в области административного законодательства мы руководствуемся именно КоАП РФ

Пресечение — что подразумевает под собой обозначенный термин

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

Меры обеспечения у нас указаны в статье 27.1 КоАП РФ

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Итак, можно сделать вывод, что термин «пресечение» подразумевает под собой в обязательном порядке применение какой-либо меры обеспечения перечисленных в ст.27.1 КоАП РФ. Исходя из этого нужно понимать, что «пресечение» правонарушения невозможно осуществить без применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченного и наделенного правом их применения, также под мерами административного пресечения, следует понимать регулируемые нормами административного права юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Сотрудники Росгвардии могут применить к правонарушителям указанной категории лишь одну меру — требование прекратить противоправное поведение, потому, как только она лишена свойства материального воздействия, применить все остальные меры мы в данном случае не в праве.

Потому как указанная ниже статья нам прямо говорит об этом

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

P.S. Из данной статьи следует, что меры обеспечения административного производства в той степени в которой они необходимы, могут применять, лишь уполномоченные на то законом должностные лица. Применительно, например, к статье 20.21 КоАП РФ сотрудники ОВО Росгвардии применять указанные в ст. 27.1 меры не уполномочены.

Итак, вернемся к мерам обеспечения которые мы указали выше в ст.27.1

Статья 27.2. Доставление

2) военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления войск национальной гвардии Российской Федерации;

P.S. Данная статья прямо указывает на единственную категорию правонарушителей и те обстоятельства, при которых сотрудник Росгвардии вправе применить к нарушителю меру обеспечения административного производства называемой доставлением, доставлять правонарушителей совершивших иные правонарушения нам ЗАПРЕЩЕНО.

Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 28.3 КоАП РФ

(п. 103 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

P.S. Анализируя вышеприведенную статью можно понять, что должностное лицо Росгвардии применить меру обеспечения административного производства такую как медицинское освидетельствование вправе только в том случае, когда он уполномочен составить за данное правонарушение (которые перечислены в ст. 28.3 п. 103) административный протокол.

Как видим указанные выше меры обеспечения в отношении лиц совершивших правонарушения по 20 главе КоАП РФ мы применить не уполномочены, поэтому административное дело не может считаться возбужденным, вследствие чего у гражданина не возникает при этом никаких обязанностей

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

P.S. Исходя из положения этой статьи вывод следующий, сотрудник Росгвардии обязан в случае применения к гражданину в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении мер обеспечения, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, при этом необходимо разъяснять имеющиеся у него процессуальные права, причем непосредственно в момент фактического возбуждения дела при применении к нему меры государственного принуждения.

Без применения какой-либо из мер обеспечения производства по административному делу само дело не считается возбужденным и вследствие этого все совершаемые процессуальные или иные действия с лицом в рамках административного производства в связи с совершенным им правонарушением будут незаконными.

Теперь перейдем непосредственно к термину ЗАДЕРЖАНИЕ

Задержание исходя из ст. 10 ФЗ 226

1)лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, а также лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности войск национальной гвардии, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа;

7) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов.

Данная статья, а именно п.5 указывает на то, что производить задержание правонарушителей именно в административном порядке, можно лишь в том случае, когда мы уполномочены составить протокол об административном правонарушении по правонарушению, перечень (нарушений) которых определен приказом от 6 октября 2016 г. N 286

О ПОЛНОМОЧИЯХ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАДЕРЖАНИЮ

На практике существует только два вида задержания: уголовно-процессуальное и административное, нас интересует именно административное.

Административное задержание следует отличать от задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК РФ. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное задержание проводиться в порядке, установленном нормами административного права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном нормами УПК РФ.

Статья 27.3. Административное задержание

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

P.S.Эта статья говорит нам о том, что сотрудники ОВО находящиеся на маршрутах патрулирования правом административного задержания не наделены.

Итак, чтобы подытожить выше описанное следует отметить:

Пресечение правонарушения — это не удерживать правонарушителя за куртку ограничивая при этом право передвижения, а процессуальное действие, выраженное в применении к правонарушителю меры обеспечения должностным лицом, которое применить данную меру уполномочено соответствующим законом.

Задержание, в нашем случае именно административное, тоже не предполагает под собой какое-либо удерживание правонарушителя. Эту меру также могут применить, лишь уполномоченные на то лица в рамках административного производства по делу, и то в исключительных случаях с составлением соответствующего протокола.

На данный момент сотрудники ОВО Росгвардии могут лишь потребовать прекращения административного правонарушения, а также передать информацию о месте его совершения и приметах лица его совершившего. Другими полномочиями на данный момент согласно имеющихся НПА они не наделены.

Профгруппорг 1 ОБП МОВО по ЮЗАО ФГКУ УВО ВНГ России по г. Москве, уполномоченный по охране труда МОВО по ЮЗАО Роман Поляков.

В 2016 году на базе Внутренних войск МВД России было организовано новое структурное подразделение Федеральная служба войск Национальной гвардии или попросту Росгвардия.

В СМИ довольно часто упоминаются заслуги этого подразделения, но далеко не все знают, для чего Росгвардия была создана, чем она занимается и какие полномочия имеет.

Прежде всего, чтобы устранить недопонимание, нужно отметить, что Росгвардия и Нацгвардия это два общепринятых названия одного ведомства. Деятельность этого подразделения регулируется Федеральным законом № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а также Указами Президента.

При организации этого подразделения, в состав Росгвардии вошли такие службы как Внутренние войска МВД, ОМОН, СОБР, вневедомственная охрана, а также орган лицензионно-разрешительной системы, который занимается выдачей разрешений на оружие и охранную деятельность.

Самым главным и основным отличием Росгвардии от полиции является порядок подчиненности. Если полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, то войска Росгвардии подчиняются непосредственно Президенту РФ.

Довольно важным является тот факт, что в случае введения Президентом в стране режима чрезвычайной ситуации, под контроль Росгвардии переходят подразделения Министерства обороны.

Этот порядок был установлен Указом Президента № 236 от 24 мая 2017 года. За всю историю страны, армия никогда не подчинялась внутренним войскам. До образования Росгвардии именно внутренние войска могли быть переданы в подчинение армии для выполнения определенных функций, но не наоборот.

Таким образом, в случае необходимости под контроль Президента могут перейти все силовые структуры, и в этом случае Министерство обороны РФ может легитимно действовать против граждан своей страны, хотя Конституция не позволяет армии этого делать.

Еще одним важным отличием Росгвардии от полиции является самостоятельность. Росгвардия финансово независимая структура, которой перешли все финансовые функции МВД. Один только оборот вневедомственной охраны за год превышает 20 миллиардов рублей.

Также отличием Росгвардии от полиции являются основные задачи службы. Если самой главной задачей полиции является охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, то Росгвардия создана непосредственно для защиты целостности страны, как бы громко это ни звучало.

Основные функции полиции и Росгвардии

К функциям полиции относится борьба с преступлениями, борьба с преступными группами, борьба с экономическими преступлениями, дорожная автоинспекция, борьба с незаконной миграцией, контроль за оборотом наркотиков и уголовный розыск.

В свою очередь к функциям Росгвардии относят охрану важных государственных объектов, борьбу с экстремизмом и терроризмом, защиту территории России, надзор за соблюдением законодательства РФ по обороту оружия, а также контроль за частной охранной и детективной деятельностью.

Руководит Росгвардией Виктор Золотов, личность довольно медийная. По слухам ранее он был личным телохранителем Анатолия Собчака, а также охранял Ельцина, когда тут выступал на броне танка.

Помимо вышеперечисленных, к полномочиям Росгвардии также относятся поддержание правопорядка во время массовых мероприятий, освобождение заложников, участие в контртеррористических операциях, спасение людей, помощь силам МЧС, непосредственное участие при преследовании преступников, а также досмотр личного и коммерческого транспорта.

Как видите, эта структура имеет очень широкое поле деятельности. В своих задачах Росгвардия пересекается практически со всеми структурами, МЧС, МВД, ФСО и ФСБ.

На практике это означает, что полиция занимается мелкими происшествиями, например, задержание гражданина в состоянии алкогольного опьянения, профилактические беседы участкового с шумными соседями, ведение дел об ограбления магазина и так далее.

Росгвардейцы, в основном, принимает участие в тех делах, которые связаны с массовыми беспорядками, преступлениями против конституционного строя и так далее.

Есть мнение, что Росгвардия была создана в первую очередь для борьбы с оппозицией и митингами, к тому же бойцы нацгвардии всегда участвуют в подавлении митингов, и, по словам очевидцев, делают это с особой жестокостью. Естественно, в прямых обязанностях борьба с оппозицией у Росгвардии не прописана.

На данный момент в своей профессиональной деятельности у войск Росгвардии гораздо больше прав и меньше обязанностей по отношению гражданам, чем у сотрудников полиции.

Сотрудники Росгвардии, при обращении к гражданину не обязаны называть свою должность, фамилию, звание и предъявлять служебное удостоверения, поскольку Федеральный закон о войсках национальной гвардии РФ не обязывает их это делать. Представляться при общении с гражданами Росгвардейцам лишь рекомендуется, для недопущения конфликтных ситуаций, но не в случае пресечения преступлений и административных правонарушений.

Факт анонимности сотрудников Росгвардии постоянно вызывает большое обсуждение. Учитывая, что при пресечении незаконных собраний и митингов росгвардейцы практически всегда носят каски и балаклавы, установить ответственность за причинение вреда здоровью гражданина практически невозможно.

Полномочия при непосредственном пресечении противоправной деятельности у Росгвардии гораздо шире, чем у полиции. К примеру, они могут использовать для подавления массовых беспорядков и несанкционированных митингов спецтехнику водометы, бронетранспортеры и тому подобные технические средства.

С выведением из внутренних войск и подчинения МВД ОМОНа и СОБРа, в арсенале полиции осталось лишь табельное стрелковое оружие и набор специальных средств, предназначенных для личного применения. При их использовании на полицейских налагается ряд ограничений, например, при пресечении общественных беспорядков они не вправе наносить удары по жизненно важным органам граждан, во избежание причинения опасных для жизни травм.

В статье 20 Федерального закона № 226-ФЗ, регламентирующей правила физического воздействия бойцами Росгвардии, подобной оговорки нет. Специально это сделано или нет неизвестно, но факт остается фактом.

Бойцы Росгвардии при пресечении массовых беспорядков могут действовать более жестко, следовательно, более эффективно.

В части применения оружия, у Росгвардии тоже прав больше, чем у полиции. И Росгвардия и полиция могут применять оружие без предупреждения, но отличия в том, что закон «О полиции» содержит оговорку, что оружие применяется для защиты граждан при посягательствах на жизнь и здоровье. В законе Росгвардии такой оговорки нет, что дает росгвардейцам больше свободы на применение оружия.

Надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Соответственно, если сотрудниками Росгвардии были нарушены ваши законные права, вы можете написать жалобу в прокуратуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *