Энциклопедия решений. Особенности порядка проведения повторного конкурса при признании «бумажного» конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся

Основания для признания закупки несостоявшейся

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Оформление заявки

На конверте обязательно указывают наименование открытого конкурса. Также можно указать информацию о лице, которое подает заявку, но если такой информации не будет, заявку все равно примут.

Все листы заявки на бумаге (или каждый ее том) необходимо:

  • Прошить и листы пронумеровать. Непрошитую заявку отклонят, но если листы не пронумерованы, отклонять не имеют права.
  • Прикрепить первым листом опись документов, входящих в состав. Без описи заявку отклонят.
  • Скрепить печатью, если она есть, и подписать.

Заказчик не может устанавливать другие требования к оформлению заявки, кроме перечисленных. Посмотрите, как правильно заверять документы.

Прием заявок

Заказчик регистрирует каждый конверт, поступившую в срок. Нельзя отклонить заявку, если на конверте нет информации о подавшем его лице. Этого также нельзя требовать в конкурсной документации.

Прием заявок прекращается, как только наступил срок вскрытия конвертов. Заказчик обязан сохранять конфиденциальность заявок. Запрещено повреждать и открывать конверты до их вскрытия.

Если заявка подана после окончания срока подачи заявок, заказчик ее не рассматривает и отправляет обратно, если на конверте есть адрес отправителя.

Если не подано ни одной заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. Если в закупке несколько лотов, не состоявшимся признается только тот лот, на который не подали ни одной заявки.

Вскрытие конвертов с заявками

Комиссия вскрывает все поступившие заявки одновременно: в то время и в том месте, которое было указано в закупке. Все участники, подавшие заявки, могут присутствовать на вскрытии конвертов или наблюдать за процессом в режиме реального времени. Также заказчик обязан вести аудиозапись процедуры.

Подать, изменить или отозвать заявку можно непосредственно на вскрытии конвертов, о чем заказчик объявляет перед вскрытием. Если кто-то подал две заявки или заявки на несколько научно-исследовательских работ в рамках одной заявки, заказчик их не рассматривает.

Заказчик объявляет вслух и вносит в протокол:

  • Место, дату и время вскрытия конвертов.
  • Информацию об участнике (юридическом или физическом лице).
  • Наличие необходимой информации и документов участника.
  • Условия исполнения контракта, по которым заказчик будет оценивать заявку.

Если на конкурс не подали ни одной заявки или подали только одну, открытый конкурс признают несостоявшимся. Это фиксируют в протоколе вскрытия конвертов. Протокол подписывают все присутствующие члены комиссии сразу после вскрытия заявок и размещают в ЕИС не позже следующего рабочего дня (в течение трех рабочих дней, если закупка на научно-исследовательские работы).

Оценка заявок

Заявки оценивают не дольше 20 дней с даты вскрытия конвертов. Продлить этот срок можно в закупках в сфере науки, культуры или искусства, но не больше чем на 10 рабочих дней. Если заказчик продлил срок, он размещает информацию об этом в ЕИС.

Заявку признают соответствующей, если ее оформление и содержание, а также подавший ее участник соответствуют 44-ФЗ и требованиям заказчика из конкурсной документации. Заявку отклоняют, если участник:

  • Не соответствует требованиям из конкурсной документации.
  • Предоставил недостоверные сведения.
  • Не предоставил обеспечение заявки.
  • Не указал страну происхождения, при этом в закупке действует запрет на закупку иностранных товаров (например, мебели).

При этом нельзя отклонять заявку, если участник:

  • Не указал принадлжность к организации инвалидов или УИС в закупке с преимуществом для этих категорий бизнеса.
  • Не указал страну происхождения, при этом в закупке не действует запрет на закупку иностранных товаров. В этом случае такой товар считается иностранным.

Комиссия оценивает заявки по критериям из конкурсной документации. Если только одна заявка соответствует требованиям или нет ни одной, конкурс признают несостоявшимся.

Подведение итогов

По результатам оценки комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности условий. То есть заявка участника, который предложил лучшие условия, получит первый номер. Если в нескольких заявках одинаковые условия, меньший номер присваивается той, что поступила раньше.

В конкурсе на несколько научно-исследовательских работ будет несколько победителей.

В протоколе рассмотрения и оценки фиксируют:

  • место, дату, время оценки заявок,
  • информацию об участниках, заявки которых рассматривали,
  • информация об участниках, заявки которых отклонили. Обязательно указывают причины отклонения со ссылкой на закон или документы закупки, которым заявка не соответствует,
  • решение каждого члена комиссии об отклонении заявки на участие в конкурсе,
  • порядок оценки заявок,
  • присвоенные заявкам баллы по каждому критерию,
  • порядковый номер заявки,
  • название и контактные данные участников, заявкам которых присвоены первый и второй номера.

В протоколе рассмотрения единственной заявки фиксируют:

  • место, дату и время проведения оценки,
  • название и контактные данные юрлица или физлица, подавшего заявку,
  • решение каждого члена комиссии, соответствует ли заявка требованиям 44-ФЗ и документов закупки,
  • решение о возможности заключить контракта с этим участником.

Протоколы составляют в двух экземплярах, все члены комиссии их подписывают. Один экземпляр хранится у заказчика, другой вместе с проектом контракта отправляют победителю конкурса в течение трех рабочих дней с даты подписания. Также в течение одного рабочего дня протокол публикуют в ЕИС.

Любой участник может отправить заказчику запрос на разъяснения результатов конкурса, на который заказчик должен ответить в течение двух рабочих дней. Также любой участник может обжаловать результаты конкурса.

Все протоколы и аудиозапись вскрытия конвертов заказчик хранит не меньше 3 лет.

Заключение контракта

Контракт заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации протокола оценки. Условия берут из заявки победителя и конкурсной документации. Цена контракта не может превышать НМЦ. Победитель подписывает контракт не позже 10 дней с момента публикации протокола, обязательно предостав обеспечение контракта.

Если победитель не выполняет эти условия, его признают уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик:

  • Вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением, если эту сумму не покрывает обеспечение заявки.
  • Может заключить контракт с участником конкурса, который занял второе место. Если участник согласен, заказчик отправляет ему проект контракта с обновленными условиями не позже 10 дней с дня, когда первый победитель признан уклонившимся. Участник действует по тому же алгоритму, что и первый победитель, но он может отказаться заключать контракт, его не признают уклонившимся и не включат в РНП.

Как только участник подпишет контракт, у заказчика есть 10 дней, чтобы подписать его со своей стороны. Если заказчик этого не сделает, он признается уклонившимся. Победитель конкурса может обратиться в суд, чтобы взыскать убытки, которые он понес из-за отказа заказчика.

Деньги за обеспечение заявки возвращают победителю в течение 5 рабочих дней после заключения контракта.

Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

Признание открытого конкурса несостоявшимся

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком в этих случаях:

  • На конкурс подана одна заявка и она соответствует всем требованиям.
  • Только одна заявка из всех присланных соответствует требованиям.

Заказчик вносит изменения в план-график и проводит повторный конкурс в этих случаях:

  • На участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  • Конкурсная комиссия отклонила все заявки.
  • Участник, занявший второе место, отказался заключать контракт.

Повторный конкурс

Заказчик публикует извещение о повторном конкурсе в ЕИС не меньше чем за 10 дней до вскрытия заявок. В документации повторного конкурса заказчик может изменить только срок исполнения контракта, добавив к нему время на проведение повторного конкурса, и может увеличить цену на 10%. Объект закупки, количество товара и требования к участникам менять нельзя.

Если повторный конкурс тоже не состоится по перечисленным причинам, заказчик вносит изменения в план-график и проводит закупку запросом предложений, не меняя объект закупки.

Статья обновлена 01.08.2018

​44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Особенности порядка проведения повторного конкурса при признании конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

— ч. 6 ст. 54 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что участник конкурса, заявке которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта при уклонении от заключения контракта победителя конкурса (п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ);

— ч. 9 ст. 56 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям (п. 3 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Обратим внимание, что проведение повторного конкурса является правом, а не обязанностью заказчика.

Также повторный конкурс может проводиться в случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 57 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в таком конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки. При этом повторный конкурс проводится «с участием неограниченного круга лиц».

Согласно ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.

При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на 10% начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. По мнению Минэкономразвития России, изложенному в п. 2 письма от 22.01.2015 N Д28и-118, продление срока исполнения контракта необходимо в случае, если срок исполнения контракта определен календарными датами начала и окончания, которые при заключении контракта по результатам повторного конкурса создают невыполнимые условия исполнения контракта. В случае установления срока исполнения контракта определяемого истечением периода времени, необходимость продления срока исполнения контракта отсутствует.

Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом положений ст. 55 Закона N 44-ФЗ. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований, предусмотренных ст. 31 Закона N 44-ФЗ, при проведении повторного конкурса применяются положения о конкурсе с ограниченным участием ст. 56 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ст. 55 Закона N 44-ФЗ. Отсюда следует, что помимо сокращения срока подачи заявок, отсчитываемого от даты размещения извещения о проведении конкурса с 20 дней (ч. 1 ст. 49 ст. 55 Закона N 44-ФЗ) до 10 дней, повторный конкурс проводится в том же порядке и в те же сроки, что установлены для «простого» открытого конкурса.

Законом N 44-ФЗ не предусмотрены отдельные основания для признания повторного конкурса несостоявшимся. Исходя из распространения на порядок его проведения общих требований о проведении открытого конкурса, можно сделать вывод, что повторный конкурс признается несостоявшимся на основании общих норм о проведении открытого конкурса в случае, если не было подано ни одной заявки, соответствующей требованиям, установленным Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией, или подана только 1 такая заявка (далее — надлежащая заявка, подробнее о признании конкурса несостоявшимся смотрите в отдельном материале). Это подтверждается указанием п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, что в соответствии с этим пунктом контракт может быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и в случае признания несостоявшимся повторного конкурса, причем далее перечисляются нормы, определяющие признание несостоявшимся открытого конкурса (ч.ч. 1, 7 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 55 Закона N 44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным п.п. 1 — 3 ч. 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Закона N 44-ФЗ. Как видим, выбор способа осуществления закупки — путем запроса предложений или иным образом — в описанной ситуации является правом заказчика. Причем поскольку законом не оговорено иного, выбор иного способа закупки в данном случае осуществляется в общем порядке выбора способа закупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *