Основы прокурорского надзора в судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

В иерархии правоохранительных и контрольно-надзорных органов суть положения прокуратуры в том, что она осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов и этими органами. Более того, прокуратура в своей деятельности на основании положений Закона о прокуратуре может поручать проверку по поступившим материалам и обращениям руководителям или другим должностным лицам контрольно-надзорных органов или привлекать к проверке их специалистов.

При этом надзор за исполнением законов всеми контрольнонадзорными органами должен иметь приоритетный характер и осуществляться независимо от наличия конкретных материалов и данных о нарушениях закона в деятельности этих органов. Это связано с тем, что многие контрольно-надзорные органы не соблюдают существующий порядок наложения санкций, допускают иногда произвол по отношению к хозяйствующим субъектам. Существующая система отчетности не позволяет порой судить о результатах деятельности органов государственного контроля (надзора), не отражает истинного положения о наложении штрафных и иных санкций и фактическом их исполнении.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимодействия органов прокуратуры с органами надзора и контроля: 1) взаимный обмен информацией по вопросам выявления, пресечения и устранения нарушений законов; 2) участие представителей органов контроля (надзора) в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний; 3) привлечение специалистов из контрольно-надзорных органов для участия в прокурорских проверках; 4) участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений. Практикой нарабатываются и иные формы взаимодействия.

Органы государственного контроля и надзора (прежде всего органы исполнительной власти) сегодня лишь условно могут быть определены в качестве элементов единой контрольно-надзорной системы. Их объединяют чисто формальные признаки причастности к решению вопросов контроля (надзора) за исполнением законодательства. Связи между ними довольно слабые.

Поэтому создание действенной системы государственного контроля (надзора), отвечающей потребностям общества на современном этапе, предполагает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование ее нормативной правовой базы и организации.

Содержание

Прокуратура и институты гражданского общества

Взаимодействие органов прокуратуры с общественностью в современных условиях следует рассматривать как один из обязательных элементов механизма обеспечения законности и правопорядка в России. Приказом Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» органам прокуратуры предписано активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан. Можно предположить, что при взаимодействии с ними органов прокуратуры в качестве объединяющего в их совместной деятельности критерия выступают единые для этих субъектов цели – защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, обеспечение законности.

Но при этом если для прокуратуры эта деятельность обязательна (ст. 1 Закона о прокуратуре) и рассматривается как одно из важнейших направлений работы, то для различного рода правозащитных организаций главным мотивационным критерием является их заинтересованность в необходимости подобного взаимодействия. При этом предметом взаимодействия прокуроров как с органами государственной власти и местного самоуправления, так и с общественными объединениями является обеспечение соблюдения Конституции, исполнения законов государства и норм международного права, совершенствование правового регулирования общественных отношений.

При организации взаимодействия органов прокуратуры с общественностью прокуроры должны быть ориентированы на решение следующих основных задач: получение информации о состоянии законности в различных сферах общественных отношений; информирование общества о работе прокуратуры; правовое воспитание и просвещение граждан; обеспечение открытости органов прокуратуры для гражданского общества; обеспечение в установленных законом пределах общественного контроля за деятельностью прокуратуры.

Основным институтом, связывающим общество и государство, являющиеся демократическими, выступают политические партии. В настоящий период отношения между прокуратурой и партиями, которых в России довольно много и численность их с учетом законодательных новелл будет расти, складываются непросто. Во-первых, после вступления в силу Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ из предмета прокурорского надзора исключен надзор за исполнением законов общественными, политическими организациями и движениями. Полагаем, что такая постановка вопроса является вполне закономерной уже потому, что в условиях постоянного численного роста и перерегистрации общественных политических организаций и движений прокуроры будут не в состоянии осуществлять надзор за исполнением ими законов. Во-вторых, в названном Законе закреплена недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора и определено, что воздействие в какой-либо форме со стороны общественных объединений и их представителей на прокуроров с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

По партии не единственное звено между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые в отличие от партий и общественных объединений, преследующих политические цели, не являются исключительно политическими. По прямому своему назначению они принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях, чаще всего когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования, эти институты «входят» в политическую систему и включаются в политический процесс. Как правило, к ним относят СМИ, профсоюзы, другие общественные объединения, трудовые коллективы, различного рода неправительственные правозащитные организации. В связи с этим, учитывая, что при осуществлении защиты прав и основных свобод человека и гражданина все более возрастающая роль принадлежит отмеченным структурам, взаимодействие с ними органов прокуратуры необходимо рассматривать как непременную составляющую успешной реализации надзорной и иной, прежде всего, правозащитной деятельности прокуратуры.

Деятельность органов прокуратуры по осуществлению взаимодействия с институтами гражданского общества должна строиться на определенных принципах. К ним относятся: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность.

Наиболее характерными чертами взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества являются: наличие внешней по отношению к взаимодействующим сторонам цели, достижение которой предполагает объединение усилий; организация совместных согласованных действий, позволяющая участникам взаимодействия эффективно реализовать общее для них направление деятельности; взаимный обмен информацией, а также обоюдное влияние друг на друга, вызывающие изменения представлений о предмете взаимодействия, деятельности участников, а в отдельных случаях – совершенствование организационной структуры органов, участвующих в совместной работе.

Однако взаимодействие с общественными организациями должно быть основано на неуклонном соблюдении действующего законодательства. Прокурорам следует помнить, что цель взаимодействия с общественными организациями – оказание ими помощи органам прокуратуры в обеспечении законности в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также роста авторитета прокуратуры в глазах населения.

Считая принципиально важными вопросы поддержания более тесных связей с общественными организациями, Генпрокурор РФ предложил прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам осуществить меры по совершенствованию общественных связей в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты нрав и свобод человека и гражданина и рассматривать эту деятельность как одну из важнейших служебных обязанностей.

Необходимо также строго соблюдать один из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4 Закона о прокуратуре: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан. Во взаимоотношениях с общественными организациями прокурорам следует исходить из требований федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора и расследование преступлений.

Прокурорам необходимо использовать в работе наиболее эффективные и отвечающие их целям и задачам формы сотрудничества с общественностью, как сложившиеся в системе прокуратуры, так и наработанные иными государственными органами. В последние годы основными формами взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества являются: участие на постоянной основе в разработке и реализации совместных комплексных программ; согласование планов работы; взаимный обмен информацией; участие в предупредительных мероприятиях; проведение совместной учебы работников прокуратуры и членов правозащитных организаций; совместная подготовка проектов нормативных актов; проведение совместных мероприятий; информационный обмен; методическая, консультативная, организационная помощь; иные формы взаимодействия.

То есть прокурорам нужно постоянно совершенствовать формы и методы работы с общественными организациями, активно использовать как уже зарекомендовавшие себя на практике, так и новые формы, появившиеся в последние годы: регулярно проводить личные встречи руководителей прокуратур с творческой интеллигенцией, устраивать «круглые столы» с представителями общественных организаций, пресс-конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности. Одновременно необходимо организовать обучение прокурорских работников специфике поддержания общественных связей в форме стажировок, семинаров, обмена опытом и т.д.

С участием общественных объединений прокуратура может решать следующие задачи: информирование широких слоев населения о деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности; организацию правового просвещения и пропаганды федерального законодательства; содействие воспитанию у населения законопослушной гражданской позиции; формирование положительного образа прокуратуры и ее сотрудников в общественном сознании.

Как видим, в последние годы проявляется тенденция укрепления взаимосвязей и взаимозависимости органов и организаций прокуратуры с институтами гражданского общества, требующая всемерного усиления в ее деятельности законности и начал демократизации, уважения прав и свобод человека и гражданина, активного участия в формировании (строительстве) правового государства. Это настоятельно требует законодательной разработки правовой базы гражданского контроля общества за деятельностью силовых структур государства, правоохранительных органов и органов прокуратуры. Но в переходный период, в котором находится сейчас российское общество, активная роль государства также должна увеличиваться. Государство не может быть сторонним наблюдателем того, что делается в обществе, а должно направлять происходящие процессы в нужное для общества направление и полезное для его развития русло. Другое дело, что необходимо заставить государство служить обществу, поставить все его органы под контроль последнего, сделать методы функционирования государства исключительно правовыми.

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 упоминается также совместное с заинтересованными институтами гражданского общества исследование проблем правосознания граждан. Результатом этой работы должна стать разработка программ, методических пособий и других материалов по правовому воспитанию различных групп населения.

Для качественного решения стоящих перед субъектами взаимодействия задач прокурору необходимо учитывать условия этого взаимодействия, под которыми понимаются различные правила, обстоятельства. К их числу относится четкое определение правового статуса, последовательное разделение функций взаимодействующих сторон, взаимная ответственность друг перед другом. Главный вектор в организации взаимодействия с институтами гражданского общества – эффективное сотрудничество с ними для реализации прокуратурой целей и задач в соответствии с Законом о прокуратуре.

Важным условием организации эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества является ее планирование, которое должно основываться на системном, глубоком анализе состояния законности и правопорядка, приоритетных направлениях деятельности органов прокуратуры в рассматриваемый период. Планы должны быть комплексными, конкретными но предмету, месту, лицам и срокам исполнения. Мероприятия следует называть четко и ясно, с указанием конкретных субъектов взаимодействия. В отдельных случаях целесообразно готовить планы проведения разовых мероприятий, обращая внимание на их подготовку, исполнителей и сроки. При формировании в прокуратуре плана мероприятий необходимо учитывать инициативы институтов гражданского общества, органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, а также предложения самих прокуроров. Также при составлении планов целесообразно принимать во внимание планы командования, военных следственных органов и военных судов.

Важное значение для дальнейшего совершенствования форм и методов сотрудничества, повышения эффективности взаимодействия в целом имеет организация контроля за выполнением проводимых мероприятий. Немаловажный вопрос организации рассматриваемой деятельности – учет проведенных мероприятий. Организация системного учета в данном направлении позволяет обеспечить анализ проделанной работы за отчетный период, качество мероприятий, избежать недостатков в их подготовке и проведении.

Основополагающим принципом деятельности прокуратуры РФ в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является принцип гласности, означающий открытость органов прокуратуры, их доступность для населения и СМИ. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также государственной и иной специально охраняемой законом тайне, что отражает предписание ст. 23, 24, 29, ч. 3 ст. 55 Конституции.

Ведущим способом реализации принципа гласности в деятельности прокуратуры является ее взаимодействие со СМИ. Используя потенциал СМИ, прокуратура во многом способствует решению таких задач, как правовое воспитание граждан, утверждение их равенства перед законом, предупреждение преступности и в конечном итоге – укрепление законности.

СМИ являются одним из основных источников информации о жизни государства, действующих законах у подавляющего большинства населения России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, являются своего рода «проводниками» мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность. В этих условиях эффективность взаимодействия органов прокуратуры со СМИ во многом определяется тем, как и прокуроры, и журналисты подходят к организации такого взаимодействия, каким они его представляют. Проблемы и взаимные недопонимания, как правило, связаны с широкой распространенностью ложных стереотипов, касающихся сущности этого явления. Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ – это форма их совместного сотрудничества ради достижения общих целей, в первую очередь защиты прав и свобод человека и гражданина, а также пропаганды права, разъяснения законодательства, правового воспитания населения.

Для того чтобы такое взаимодействие развивалось конструктивно и эффективно, оно должно основываться на следующих принципах: общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач; безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия; учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию и др. Реализация перечисленных принципов в практике повседневного общения представителей прокуратуры и СМИ способствует повышению эффективности их взаимодействия, формированию реальной совместной деятельности по реализации идей законности и правопорядка.

Для правильного понимания процесса взаимодействия прокуратуры со СМИ важными являются сведения об организационно-структурном обеспечении работы органов прокуратуры в рассматриваемой сфере.

Для проведения единой информационной политики органов прокуратуры, осуществления содействия защите прав и свобод граждан в информационной среде и взаимодействия Генпрокуратуры РФ, ее структурных подразделений со СМИ создано и функционирует самостоятельное структурное подразделение – Управление взаимодействия со СМИ. В целях решения возложенных задач Управление реализует следующие функциональные мероприятия: собирает и анализирует информационные материалы СМИ о деятельности органов прокуратуры; оперативно информирует руководителей Генпрокуратуры РФ о материалах, публикуемых в СМИ, о работе органов прокуратуры, в том числе по вопросам наличия сведений о возможных нарушениях закона; устанавливает и развивает деловое сотрудничество со СМИ в целях укрепления законности и правопорядка; оказывает содействие СМИ в подготовке материалов о работе Генпрокуратуры РФ, ее структурных подразделений, а также органов прокуратуры субъектов РФ; обеспечивает поддержание и совершенствование связей органов прокуратуры со СМИ в целях максимального информирования населения о работе прокуратуры по укреплению законности, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, участию в правотворческой деятельности, международно-правовому сотрудничеству, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, восстановлению законных прав и интересов граждан; осуществляет методическое руководство деятельностью прокуратур субъектов РФ и иных приравненных к ним прокуратур по взаимодействию со СМИ и ее координацию; обеспечивает информационное сопровождение официального интернет-представительства Генпрокуратуры РФ в сети Интернет.

Прокурорам субъектов РФ и иным приравненным к ним прокурорам в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и в определяемом им порядке также предписано осуществлять взаимодействие со СМИ. На региональном уровне взаимодействие со СМИ осуществляется силами соответствующих подразделений и должностных лиц указанных прокуратур, а также в определенной мере руководителями иных структурных подразделений. Причем возложение на этих лиц и подразделения иных функций может производиться только с согласия начальника Управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ.

В настоящее время во всех прокуратурах регионального уровня определены конкретные лица, ответственные за взаимодействие со СМИ, что призвано способствовать повышению эффективности этой работы, проведению единой информационной политики по освещению правоохранительной деятельности ведомства.

Приказом Генпрокурора РФ от 15.12.2006 № 141-ш в штатных расписаниях прокуратур субъектов РФ введено единообразное наименование этих должностей – старший помощник (помощник) прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью (далее – ответственный за связь со СМИ). Реализацию своих полномочий они осуществляют под непосредственным контролем руководителя прокуратуры и (или) одного из его заместителей, курирующего данное направление деятельности.

Ответственный за связь со СМИ призван действовать в контакте с пресс-службами представительных и исполнительных органов власти, правоохранительных и других структур, обеспечивающих верховенство закона на территории региона, и взаимодействовать с отраслевыми подразделениями прокуратуры субъекта РФ, с городскими, районными и иными приравненными к ним прокуратурами. Работа ответственного за связь со СМИ строится в соответствии с планами работы соответствующей прокуратуры субъекта РФ. При этом делопроизводство ведется согласно утверждаемой на каждой год номенклатуре дел, согласованной с отделом, ведущим делопроизводство.

Взаимодействие со СМИ осуществляется также на уровне городских, районных и приравненных к ним специализированных прокуратур, которые составляют самое многочисленное и основное звено прокуратуры в этой работе. В данном случае организация взаимодействия со СМИ закрепляется прокурорами субъектов РФ за руководителями этих прокуратур, назначаются и иные конкретные лица, ответственные за данный участок работы (в соответствии с приказом о распределении обязанностей – одни из заместителей прокурора, старшие помощники и помощники прокуроров), а участие в ней обеспечивается всеми работниками прокуратуры города или района.

Строго централизованное и иерархичное построение системы органов прокуратуры позволяет всем прокурорам четко действовать в едином направлении, согласованно решать возникающие проблемы укрепления законности и защиты прав граждан, что в полной мере относится и к работе органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ.

Как видим, на современном этапе становления российской государственности, которое сопровождается новыми явлениями в социально-правовой жизни, обусловленных курсом на демократизацию общества и всех государственных институтов, приоритетным направлением реформирования и развития прокуратуры является ее открытость гражданскому обществу, прозрачность ее политики и практических действий. Общественный контроль за деятельностью прокуратуры обогащает прокурорский надзор, а именно: осуществляемый гласно, под контролем общества, он теряет свой архаичный признак ненужной келейности и чрезмерной корпоративности, становится более эффективным, востребованным и воспринимаемым населением. А общественный контроль, в свою очередь, становится более значимым и результативным.

Прокурорский надзор

Тихомирова Лариса Александровна

К.ю.н., доцент,
профессор кафедры правовых дисциплин

Казанского филиала ОУП ВПО «АТ и СО»

1. ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Цели и задачи деятельности органов прокуратуры

1.1. Цели и задачи деятельности органов прокуратуры

Являясь единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, с одной стороны, выступает гарантом защиты прав граждан, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, при осуществлении государственного контроля (надзора), с другой стороны, — гарантом защиты публичных интересов. Это обуславливает многоаспектность деятельности органов прокуратуры в различных сферах общественных отношениях.
Многоаспектность деятельности органов прокуратуры проявляется не только в осуществлении разных функций и видов прокурорской деятельности, разных видов прокурорского надзора, характеризующихся спецификой законодательного регулирования предмета надзора (множественностью поднадзорных объектов), но и двойственным по отношению к органам государственного контроля (надзора) характером.
С одной стороны, действия органов государственного контроля (надзора) по исполнению возложенных полномочий получают поддержку со стороны органов прокуратуры. Так, например, прокуратура может инициировать проведение внеплановой проверки. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям руководитель органа государственного контроля (надзора) издает приказ, который является одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
С другой стороны, органы прокуратуры надзирают за деятельностью органов государственного контроля (надзора) в случаях и в порядке, предусмотренных законом, применяя соответствующие меры прокурорского реагирования.
Согласно Федеральному закону от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» цель деятельности прокуратуры направлена на:
— обеспечение верховенства закона,
— единство и укрепление законности,

— защиту прав и свобод человека и гражданина,
— защиту охраняемых законом интересов общества и государства.

1.2. Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры

Основываясь на требованиях федерального законодательства, к функциям прокуратуры можно отнести:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
— участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, принесение протестов, представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
— осуществление международного сотрудничества, участие в разработке международных договоров Российской Федерации;
— участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
— участие в правотворческой деятельности, т.е. возможность внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложений об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов;
— проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
— рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений.
Что касается заявлений и жалоб, то они, в том числе, являются одним из поводов для осуществления органами прокуратуры надзорной деятельности. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Инструкция разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством. Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Стоит обратить внимание на то, что цель и задачи прокурорской деятельности не только обуславливают функции прокуратуры, но и определяют основные направления прокурорской деятельности. В связи с чем к числу приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры можно отнести:
— защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
— обеспечение единства правового пространства;
— надзорную деятельность;
— государственную и иную предусмотренную федеральным законодательством деятельность, предполагающей участие органов прокуратуры;
— деятельность органов прокуратуры по реализации требований Кодекса РФ об административных правонарушениях;
— согласование внеплановых выездных проверок;
— формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Таким образом, прокурорская деятельность охватывает помимо прокурорского надзора и иные виды государственной деятельности.

1.3. Предмет деятельности органов прокуратуры

По общему правилу предметом прокурорской деятельности выступают:
— общественные отношения в сфере организации прокуратуры,
— общественные отношения в сфере определения порядка деятельности прокуратуры,
— общественные отношения в сфере определения полномочий прокуроров, урегулированные нормами федеральных законов.

2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

2.1. Особенности правового регулирования

2.1. Особенности правового регулирования

Нормативные правовые акты, определяющие предмет прокурорской деятельности, можно классифицировать следующим образом:
— нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в определенной сфере хозяйственной и иной деятельности, например, в сфере промышленной, экологической и энергетической безопасности, экологические, строительные, санитарные и иные правила и нормы;
— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере осуществления контрольно-надзорных полномочий исполнительными органами государственной власти;
— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации и порядка деятельности органов прокуратуры, а также определяющие полномочия прокуроров;
— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Безусловно, федеральные законы занимают особое место в системе таких нормативных правовых актов.
При этом организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются наряду с Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, исключительно федеральными законами. Это, прежде всего — Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и др.
Следует отметить, что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем важное значение в реализации требований федеральных законов имеют и подзаконные нормативные правовые акты, которые охватывают предмет прокурорской деятельности.
Пределы прокурорского надзора — это ограничения, установленные для надзорной деятельности прокуратуры. В первую очередь, федеральные законы устанавливают ограничения относительно объектов надзора и оснований для его осуществления. Кроме того, под пределами прокурорского надзора понимается объем возлагаемых на прокуроров полномочий.

2.2. Основные направления прокурорского надзора

В рамках прокурорского надзора можно выделить основные его направления:
— соответствие законам правовых актов, издаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;
— соблюдение законов;
— соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора);
— соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления регистрационных и лицензионных процедур;
— исполнение административного законодательства при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности.
В зависимости от сферы законодательного регулирования, которая становится предметом прокурорского надзора, можно представить иную классификацию основных направлений прокурорского надзора:
— основные направления прокурорского надзора при издании нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие области общественных отношений;
— основные направления прокурорского надзора при осуществлении соответствующего вида государственного контроля (надзора);
— основные направления прокурорского надзора за законностью мер, принимаемых органами государственного контроля (надзора).
Первоочередные задачи органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности:
— реализация механизмов, гарантирующих защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
— своевременное выявление и устранение препятствий, ущемляющих (нарушающих) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
— своевременное и надлежащее выполнение органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), возложенных на них полномочий;
— привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;

— принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования и восстановление нарушенных прав и интересов.

2.3. Виды прокурорского надзора

Раздел III Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует вопросы прокурорского надзора.
Собственно прокурорский надзор включает в себя:
— надзор за исполнением законов (глава 1 раздела III);
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздела III);
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 раздела III);
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 раздела III).
В свою очередь, область законодательного регулирования, которая становится предметом прокурорского надзора, предопределяет специфику его осуществления.
Так, например, в рамках экологического или технологического надзора осуществляется надзор за соблюдением достаточно объемного количества нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы общественных отношений. Тем самым специфика указанных видов надзора, характеризующаяся множественностью поднадзорных объектов, предопределяет и специфику прокурорского надзора за исполнением такого законодательства.
Особенности организации прокурорского надзора в отдельных сферах деятельности и отраслях российского законодательства определяются соответствующими приказами Генпрокуратуры России, например:
— приказ Генпрокуратуры России от 29.09.2011 N 320 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе»;
— приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»;
— приказ Генпрокуратуры России от 10.02.2011 N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий»;
— приказ Генпрокуратуры России от 09.06.2009 N 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» и др.

Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 разграничивается компетенция территориальных, военных и других специализированных прокуратур. В частности, определена компетенция:
— прокуроров субъектов РФ;
— прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
— прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;
— природоохранных прокуроров (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;
— транспортных прокуроров;
— Волжского межрегионального природоохранного прокурора (на правах прокурора субъекта Российской Федерации);
— прокуроров ЗАТО Межгорье и комплекса Байконур (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации);
— военных прокуроров.

2.4. Объект прокурорского надзора

По общему правилу объектами прокурорского надзора являются:

1) органы государственной власти, а также хозяйствующие субъекты:
— федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти,
— представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
— органы местного самоуправления,
— органы военного управления,
— органы контроля, их должностные лица,
— субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания,
— органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;

2) правовые акты, принимаемые указанными выше органами и должностными лицами.

3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

3.1. Предмет надзора

3.1. Предмет надзора

Предметом надзора за исполнением законов являются:
— соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 утвержден порядок организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 определены меры по организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

3.2. Проверки исполнения законов

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Так, п.6 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определяет следующие основания для проведения проверки исполнения законов:
— поступившая в органы прокуратуры информация (обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п.),
— другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите,
— материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел,
— результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики,
— другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
При этом надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях законности (п.3 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195).
Надзор за законностью правовых актов обеспечивается посредством:
— участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки;
— взаимодействия органов прокуратуры с представительными органами;
— участия прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

3.3. Полномочия прокурора

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, являющихся объектами надзора за исполнением законов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:
— возбуждает производство об административном правонарушении,
— требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,
— предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
— вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица проверяемых органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуроры:
— принимают меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан (п.7.2 приказа);
— пресекают факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности, используя предоставленное ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п.7.4 приказа);

— обеспечивают надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности, в первую очередь — со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными палатами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п.8.1 приказа);
— по каждому факту экологического правонарушения ставят вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба (п.9 приказа);
— в надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придают выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требуют в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверяют законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности. В случае бездействия органов контроля ставят вопрос об ответственности их руководителей (п.10 приказа);
— при осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти оценивают правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п.11 приказа);
— в случаях выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, используют полномочия, установленные ст.45 ГПК РФ (п.12 приказа);
— для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ выносят мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания (п.18 приказа);
— при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации

По заданию Генеральной прокуратуры в 3й декаде января 2020 года пошли запросы Операторов связи всех Федеральных округов России о соблюдении законодательства в сфере связи, информации, ИТ, КИИ.

Точно известно, что проверки Прокуроров прошли уже в Москве, Московской, Калужской, Белгородской, Кемеровской, Кировской, Омской, Московской, Ленинградской областях, Бурятии, Байконуре, Забайкальском и Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирской области и Красноярском крае.

Проверки проводятся разными способами: выездная, или запрос документов, или вызов на ковёр (указывается время, когда надо явиться в прокуратуру с пояснениями). При этом местные прокуроры требуют предоставить сведения (и/или документы) об исполнении законодательства о связи, в том числе законности размещения сети связи, гос. регистрации объектов связи, установлении тарифов на услуги связи, хранения баз данных об абонентах. Также проверяется использование российского П/О, хранение баз данных.

Если проводится выездная проверка (посещении предпринимателей надзирателями лично), в целях минимизации проблем, следует вести журнал проверок и требовать всех проверяющих расписываться в этом журнале, с указанием подтверждающих документов.

При этом, если с прокурором приходят лица, которые не могут подтвердить полномочия на проведение проверки (например в случае в Краснодарском крае пришел представитель Роскомнадзора), предприниматель вправе не допустить данное лицо в помещение.

В случае, если в ходе проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

По итогам проверки в случае получения прокуратурой материалов о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами проводится внеплановая проверка поступившей информации.

Настоящая статья даёт предпринимателям Знание о своих правах, и обязанностях прокуроров:

не стоит давать повод для дополнительных проверок, так как если позволить прокурорам использовать своё служебное положение, по итогам проверки он сможет выявить нарушение, или передать дело другому административному органу, уполномоченному разбирать дела об административных правонарушениях, либо дополнить цели проверки (вынести решение о новой проверке).

То есть, например, при нарушениях в области связи, или не хранении базы персональных данных – по персональным данным (п. 6 ст. 13.11 КоАП РФ – если хранятся бумажные документы без соблюдению условий, обеспечивающих сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ) дело передаётся в Роскомнадзор.

Статья 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – «ФЗ «О прокуратуре») устанавливает процедурные вопросы:

Пункт 2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.

Вывод: необходимо всегда смотреть решение о проведении проверки по форме, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2017 N 172. Например, если в целях проверки указано основание проверки: «законодательство в сфере связи, об информации, информационных технологиях и о защите информации», то проверять трудовые отношения нельзя.

Вместе с тем, иногда, прокурор ссылаясь на ст. 22 ФЗ «О прокуратуре»: вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать … представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, установленных законом; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций».

Однако в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»:

«8.4. При осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами.

13. При внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством

15. … Не допускать факты возложения на … организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных».

Так, Верховный суд РФ по делу от 2018 г. подтвердил правоту судов нижестоящих инстанций, которые по заявлению Предпринимателей, признали недействительным представления прокуратуры от 21.03.2018 N 2-2-2018 о нарушении законодательства.

При этом ВС РФ отметил: суды исходили из отсутствия у прокуратуры оснований для внесения представления без предусмотренной процедуры проведения проверки.

Суды приняли во внимание, что проверочные мероприятия прокуратурой не проводились, специалисты при проведении проверки не привлекались, общество было лишено возможности представлять свои замечания и предложения, соответствующую документацию. Выводы прокуратуры, послужившие основанием для внесения представления в адрес общества, основаны лишь на документации, не относящейся к спорному периоду, и заключениях органов государственной власти, подготовленных в ответ на поступившие из прокуратуры запросы (переписка).

Доказательств того, что в установленном порядке проводилась проверка, осуществлялся осмотр спорной территории, производились какие-либо действия, направленные на установление обстоятельств, способствовавших нарушению законодательства, прокуратурой судам не представлено.

Обстоятельств, позволяющих отнести их к категории исключительных, требующих экстренного реагирования, которые могли бы быть признаны легитимными без соблюдения установленной законом процедуры, судами при разрешении настоящего спора не установлено.

При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что нарушение прокуратурой процедуры внесения представления, повлекло нарушение прав и законных интересов общества.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» установлены следующие сроки предъявления информации:

«документы (в том числе электронные документы, подписанные ЭЦП), справки и другие материалы или их копии, необходимые … в ходе проведения проверок исполнения законов – предъявляются в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый в течение установленного не предоставление информации срока, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Вывод: запрос сведений в течение 1 раб. дня незаконен. И также можно продлить сроки предъявления информации.

При этом Конституционного Суда РФ постановлением от 17.02.2015 N 2-П Признал положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 ФЗ «О прокуратуре» не соответствующими Конституции России (статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения не устанавливают предельные сроки проведения органами прокуратуры проверки и не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований прокурора.

КС предписал ГД …определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Пока изменения не внесены, но до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений КС указал: «разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов некоммерческой организацией, должен иметь Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сроки проведения проверки (ст. 21 ФЗ «О прокуратуре»)

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора РФ.

Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать 6 месяцев.

В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором РФ форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

Также важным условием является компетенция прокуратуры. Клиенту пришел такой незаконный запрос:

Меж тем, Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» созданы такие специализированные прокуратуры: по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, военная, транспортная, природоохранная и др.

К примеру, транспортная прокуратура, согласно Приказу Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» имеет полномочия только в сфере транспорте и в таможенной сфере.

Учитывая вышеизложенное, специализированные прокуроры не вправе требовать информацию вне их сферы деятельности.

Статья 21. Предмет надзора ФЗ «О прокуратуре» устанавливает:

«2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки».

Учитывая вышеизложенное, не законно требовать предоставление сведений без предъявления письменного решения прокуратуры.

Федеральный закон от «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ: «Статья 2, п. 1) «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Вывод: соответственно прокуратура может запрашивать любые сообщения, данные, документы, относящиеся к целям и предмету проверки.

Статья 6 ФЗ «О прокуратуре»:

Абзац 3 п. 2.3 – Прокурор не вправе требовать у органа (организации):… Информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных ФЗ «О прокуратуре».

Пункт 2.4. В случаях, предусмотренных абз. 3 п. 2.3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре», орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о СМИ либо об официальном сайте организации сети «Интернет», в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

Пункт 2.5. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в абз. 3 п. 2.3 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного: с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

1

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

2

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

3

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

4

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

5

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

6

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

7

Передавайте документы прокурору только по описи.

8

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

9

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

10

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

11

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

Другие бланки

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

te! S

m О

со

£ ю О

W «

РЗ

о

Рч

С

щ, и

г

s —

о §

и

о

s s w

s «

и ©

о и о ч

s ©

Ж.М. Мурзагалиев,

студент 2 курса, Костанайский социально-технический университет им. З.Алдамжара, факультет «Экономика и право», специальность «Юриспруденция»

Нег1зг1 создер: прокурор, цылмыстыц com icin журггзу, ца-дагалау зацдылъщтыц сацталуы, азаматтъщ сот ¡сгн журггзу.

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, надзор, соблюдение законности, гражданское судопроизводство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: prosecutor, criminal proceedings, super-vision, law enforcement, civil proceedings.

ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Ацдатпа

Сот органдарыныц зацдардыц накты орында-луы уийн прокурордыц кадагалауы прокурату-раньщ кеп кырлы кызметшщ ажырамас болт болып табылады. Сот терелтн жузеге асыруда зацдардын, толык орындалуы судьяларды жогары саяси жэне кукьщтьщ даярлаумен, жогары турган соттардыц багынатын жэне кец, кеп жакты про-курорльщ цадагалау кызметше сот кадагала-уымен камтамасыз етшедг

Аннотация

Надзор прокурора за точным исполнением законов судебными органами — составная часть многогранной деятельности прокуратуры. Исполнение законов при отправлении правосудия обеспечивается высокой политической и юридической подготовкой судей, судебным надзором вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих и широким, многосторонним прокурорским надзором.

На фоне политических, экономических и социальных преобразований в Казахстане вопросы надзора за законностью со стороны прокуратуры в государственном механизме, назначения и функции прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве и т.д. стали предметом острой полемики в научных, общественных кругах и властных структурах.

О роли прокурора в уголовном судопроизводстве высказываются различные мнения.

Одни сводятся к тому, что прокурор — это не только государственный обвинитель, т.к. он еще

¥

выполняет и другую, куда более важную функцию — представительства интересов государства и защиты неопределенного круга интересов физических и юридических лиц. Поэтому необходимо максимально расширить возможности прокурора влиять на укрепление законности при осуществлении судопроизводства.

Другая точка зрения сводится к тому, что прокурор — это лишь сторона в деле, на которую возложен контроль за соблюдением норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства при осуществлении уголовного преследования, а потому прокурор, как должностное лицо в государстве, не должен обладать неопределенным кругом прав и полномочий в ходе уголовного судопроизводства.

В настоящее время сложилось твердое мнение о надзорном характере деятельности прокуратуры в суде.

Прокуратура же осуществляет высший надзор за исполнением законов, в том числе и при отправлении правосудия. Признание судебного надзора функцией прокуратуры делает суд объектом прокурорского надзора, что противоречит принципу независимости правосудия.

Правильно пишет А. Ф. Козлов, что понятие «объект» неприменимо в данном случае и по другой причине. При выполнении надзорной функции прокурор вступает в правоотношения с различными органами, в том числе судом, в которых каждый участник приобретает права и обязанности. Субъекты права не могут быть объектами в возникших между ними отношениях.

Специфика надзорной деятельности прокуратуры определяет характер процессуальных отношений прокурора и суда при отправлении правосудия. Как убедительно показал А. Ф. Козлов, с одной стороны, эти отношения являются надзорными, поскольку с их помощью выполняется возложенная на прокурора государством конституционная правоох-

ранительная функция. С другой стороны, они суть гражданско-процессуальные, ибо возникают и развиваются в сфере отправления правосудия по гражданским делам . Причем в данных отношениях нет особой правовой власти суда. Трудно согласиться с мнением, пишет по этому поводу А. Ф. Клейман, что содержание правоотношений есть власть суда, а не взаимные процессуальные права и обязанности суда и лиц, участвующих в деле.

Отношения между судом и прокурором основываются на принципе независимости.

В соответствии с процессуальным законодательством прокурор выполняет распоряжения председательствующего, подчиняется суду. Суд, в свою очередь, принимает необходимые меры к созданию надлежащих условий для осуществления прокурорского надзора. Суд не контролирует надзорные функции прокурора, не проверяет правомочен ли он совершить те или иные надзорные действия. Суд вправе пресечь только те действия прокурора, которые выходят за пределы его компетенции. Прокурор, подчиняясь распоряжениям и постановлениям суда, в то же время осуществляет надзор за законностью и обоснованностью судебных актов, а при нарушениях принимает меры к их отмене либо изменению. Пределы полномочий суда и прокуратуры в процессе наиболее четко выражены в праве и обязанности прокурора опротестовать незаконное и необоснованное решение. Суд и прокуратура действуют от имени государства, решая одну задачу — охраны закона. Но выполняют они ее по-разному: суд отправляет правосудие, а прокуратура осуществляет надзор за точным исполнением законов. Прокурорский надзор распространяется на законность деятельности суда так же, как правосудие — на должностных лиц прокуратуры, прокуратуру в целом.

Сказанное еще раз подтверждает, что

О?

К С ер О

го £

» О

м «

О

Он

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м ^

и м

¡г1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казахстанское законодательство медленно, но все-таки развивается по пути, приближающем его к стандартам международного права, сама жизнь подталкивает его к этому, хотим мы этого или не хотим.

Думается, что гражданам следует предоставить более широкие возможности делать выбор, куда ему обратиться с жалобой на действия и решения, принимаемые в ходе предварительного расследования дела: в суд или к прокурору.

ЛИТЕРАТУРА

2.Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права /А.Ф. Клейман. Изд. МГУ, 1967,-440с.

3.Юрченко Р. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Республики Казахстан и ее роль в защите прав человека и гражданина ЬйрзУ/агйсЬкг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *