Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников

— При решении вопроса о заменах Профсоюз работников народного образования и науки РФ рекомендует использовать следующие варианты.
Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности, которым за дополнительно проведенное количество часов занятий по этому же предмету должна производиться почасовая оплата.
В исключительных случаях, когда такую замену осуществить невозможно, может иметь место замещение отсутствующих педагогов учителями, преподающими другие предметы, которые во временно свободные часы могут пройти программу по своему предмету несколько вперед, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего учителя отсутствующий мог восполнить пропущенную программу уже по своему предмету.
По сложившейся практике оплата труда учителей при таком замещении будет производиться следующим образом.
Учитель, замещавший отсутствующего учителя и проводивший занятия по своему предмету вперед, дополнительную плату в этот период не получает, поскольку, когда он передаст вернувшемуся учителю свои учебные часы, за ним будет сохраняться заработная плата, установленная при тарификации.
Отсутствовавшему же учителю, который по возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться почасовая оплата за часы занятий, данные сверх своей учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Такой порядок замещения позволяет восполнить пропущенную программу, не допуская перегрузки обучающихся.
Согласно «Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки РФ, на 2012-2014 годы» почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений применяется при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев.
Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
Обед в рабочее время не включается
Н.ГОЛОВАЧ, письмо с сайта «Учительской газеты»
— Включается ли в рабочее время заместителя директора школы перерыв на обед в течение рабочего дня?
— В соответствии со статьей 106 Трудового кодекса РФ время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Статьей 107 ТК РФ определены виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
В соответствии со ст.108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Когда педагог-психолог пойдет на пенсию?
И.КОРНИЕНКО, Белгородская область
— Имеет ли право на досрочную пенсию педагог-психолог, работающий в муниципальном образовательном дошкольном учреждении коррекционного вида?
— Право на досрочную педагогическую пенсию предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом Правительством РФ (постановление от 29.10.2002 г. №781) на основании закона утверждены:
— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее — Список);
— Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее — Правила).
В Списке названы должность педагога-психолога (п.1) и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в том числе детский сад и начальная школа (школа) — детский сад (п. 1.5).
Таким образом, работа в должности педагога-психолога дошкольного учреждения коррекционного вида может засчитываться в стаж для досрочной пенсии. Но Правилами установлены некоторые условия, при наличии которых вопрос о пенсии педагогу-психологу решается положительно.
1) Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами. Продолжительность рабочего времени педагога-психолога составляет 36 часов неделю.
2) Работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Cписка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Cписка (ваш случай), в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» Cписка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Cписка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Cписка.
Таким образом, если педагог-психолог работает на полную ставку, работа в указанной должности будет засчитана в стаж для досрочной пенсии.
Штатные возможности дефектолога
О.БЫКОВА, Калужская область
— Сколько учащихся школы должно приходиться на 1 ставку учителя-дефектолога? Чем руководствоваться?
— Согласно приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям-дефектологам установлена норма рабочего времени в объеме 20 часов в неделю. Это время непосредственной работы с детьми.
Другая педагогическая работа (подготовка дидактического материала, составление конспектов занятий, повышение квалификации и др.) в часах не определяется и выполняется работником как в стенах учреждения, так и вне его. Общих нормативов отработки ставки учителя-дефектолога в зависимости от количества детей не существует.
Однако, например, в Инструктивном письме Минобразования РФ от 21.02.2001 г. №1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» указано, что в штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения для проведения индивидуально-подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию сохранных анализаторов, социально-бытовой ориентировке.
Переработка не поможет недоработке
О.МОИСЕЕВА, письмо с сайта «Учительской газеты»
— Проработала в школе учителем 24 года, нагрузка распределялась неровно. Были годы, когда она составляла 16 часов, но были и годы, когда я работала по 25 часов в неделю. В этом учебном году работаю с неполной нагрузкой. Могут ли пенсионные органы при оформлении досрочной пенсии перераспределить переработанную мной нагрузку на периоды, когда мне приходилось работать с неполной нагрузкой?
— Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 (далее — постановление №781) утверждены:
— Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
— Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Безусловно, работа в должности учителя в школе засчитывается в стаж для досрочной педагогической пенсии в соответствии с вышеназванным Списком. Однако пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — приказ №2075) учителям 5-11 (12)-х классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) продолжительностью 18 часов в неделю.
В статье 129 Трудового кодекса РФ даны определения понятий «оклад (должностной оклад)» и «базовая ставка заработной платы».
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Таким образом, ставка заработной платы, в частности, педагогическим работникам устанавливается за календарный месяц.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.
К сожалению, ни постановлением №781, ни приказом №2075 не предусмотрено возможности перераспределения учебной нагрузки по периодам в случае, если в один период норма часов за ставку перерабатывается, а в другой период не выполняется.
Увы, но такая возможность не предусмотрена и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. №555), и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516).
К сожалению, в рассматриваемом случае периоды работы, когда не выполнялась норма учебной нагрузки, предусмотренная по должности учителя, не будут засчитываться в стаж для досрочной педагогической пенсии.

Цель:Адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Задача: Обеспечениеспециализированной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития:

— консультативно-диагностической,

— коррекционно-воспитательной,

— психологической,

— социальной.

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

  • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
  • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.
  • Соответствие возрасту ребенка — обеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
  • Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

В кабинете созданы две рабочие зоны по отношению к детям:

  • Учебная — обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа .
  • Двигательная — обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.

Игровая зона оборудована в группе (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).

Функции кабинета учителя-дефектолога

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:

— сенсорная среда;

— моторно-двигательная среда;

— учебно-познавательная среда.

Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога

сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.

График работы учителя-дефектолога

Утверждаю: __________

(Долинина М.Г.)

Директор Правдинского

специального

/коррекционного/ д/дома

Дни недели

Время

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Расписание коррекционных занятий

Утверждаю:

__________ (Бородкина М.А.)

Зам. директора по УВР

Правдинского специального

/коррекционного/ д/дома

Документы

Нормативно – правовая база.

(Примерный перечень документов.)

— Конституция РФ.

— Закон РФ «Об образовании» (10.07.1992 №3266-1).

— ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (21.12.04 № 170 — ФЗ).

— ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) (2.06.99 г.).

— Конвенция о правах ребенка. (20.11.89).

— Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (10.03.00 № 212).

— «Нормативные документы Мнистерства образования 1999.

— Закон РФ «О правах ребенка» от 19. 11. 1993г. № 2-5.

— Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребёнка».

— Закон РФ «О внесении изменений и дополнений Закон «Об образовании РБ» от 19.03.2002, № 95 – 3, — в сб. «Нормативные документы Министерства образования».

— Концепции реформирования специального образования (приказ министерства образования РБ 03.11.1999, № 600, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 1.

— Программа Реформирования специального образования РБ (Приказ Министерства образования РБ от 31.08.2001, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 11.

— Концепция о дошкольном образовании РБ (Постановление Министерства образования от 16.08.2000г. № 35, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 10.

— Программа реализации концепции дошкольного образования РБ (Приказ Министерства образования 29.12.2000, № 500, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 3.

— Положение об интегрированном обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (постановление Министерства образования 25.02.2002 № 5 – в сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2002г. № 7.

— Примерное положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в РБ (Приказ Министерства образования 28.06.1993 № 203 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1993г.

— Положение о ПКПП – 20.11.2000г. № 5

— Дополнение о внесении изменений в положение о ПКПП от 01.04.2003г.

— Примерное положение о ЦКРОиР (Пириказ 31.08.1999 №559 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1999г. № 11.

— Должностная инструкция учителя-дефектолога.

— Устав дошкольного учреждения.

— Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Программы и материалы, дополняющие программы.

1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных

Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» —

Москва «Просвещение» 2005г. — http://www.twirpx.com/file/94404/

Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное

понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

В программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие»,

«Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие»,

«Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные

возрастные периоды.

2. Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова –

«Развитие социальной уверенности у дошкольников» — Издательство ВЛАДОС 2003г.

В пособии представлены некоторые аспекты работы, направленные на развитие социальных способностей и навыков у детей в возрасте от трех до семи лет. Даны методические рекомендации, планы занятий. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

3. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Программа «Я, ты, мы»:

Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.

М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для

реализации как парциальная программа ДОУ.

Основной целью программы «Я, ты, мы» является развитие индивидуальности, интересов, потребностей, творческих способностей и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства, уважать точку зрения другого человека, относиться к людям с уважением, овладеть социальными навыками.

Задачи программы по разделам следующие:

— раздел «Уверенность в себе» помогает ребёнку осознать свою уникальность, непохожесть на других. Его возможности постоянно развиваются и совершенствуются;

— раздел «Чувства, желания, взгляды» учит детей осознанно относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям и понимать эмоциональное состояние других людей;

— раздел «Социальные навыки» предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, научит конструктивно строить свои отношения с другими людьми, понимать причину конфликтов и самостоятельно разрешать их.

4. Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное

развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс,

Санкт Петербург, 2010 г.

В издании представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга. Книга состоит из двух частей: часть I — программа «Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»; часть II — перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Издание предназначено для специалистов, воспитывающих и обучающих детей в специализированных коррекционных учреждениях: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, социальных педагогов.

5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

— М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 — http://www.twirpx.com/file/265013/

Данное пособие раскрывает организационные аспекты системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, а также представлено примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (С.Г. Шевченко, Р.В. Былич, И.А. Кузнецова, развитие речевого (фонематического), восприятия и подготовке к обучению грамоте (Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова), ознакомлению с художественной литературой (И.Н. Волкова), развитию элементарных математических представлений (И.К. Белова, Г.Н. Максимова).

7. Методика Марии Монтессори. — http://www.razumniki.ru/montessori.html

Документация учителя-дефектолога

— Списочный состав (наполняемость группы).

— Перспективный план работы с группой (на месяц).

— План индивидуальной работы с детьми (на полугодие).

— Должностная инструкция.

— Результативность работы учителя-дефектолога.

— Карты психолого-педагогического обследования ребёнка (индивидуальные).

— Инструкции по работе с компьютером.

— Расписание занятий, утверждённое руководителем учреждения образования.

— Паспорт кабинета.

— План кружковой работы на год.

Методическая литература — библиотека кабинета

— Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.

— Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.

— Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.

— Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.

— Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. — 142 с.

— Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988.

— Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.

— Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта. — 2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.

— Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС 2010 г., 173 с.

— Ильина, М. Ю. Метод расширения речевых моделей, как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 6. — С. 58-61.

— Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001. — 144 с.

— Кинаш Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. — 2003. — 3 – 50-55 с.

— Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.

— Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 51-54.

— Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития дошкольников. Изд.

2-ое. дополн. — М.: педагогическое общество России, 2000. — 220с.

— Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 4. — С. 22-26.

— Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.

— Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — 3-е изд.. доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.

— Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005.

— Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.

— Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.

— Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001. — 184 с.

— Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.

— Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: академия развития, 1996.-192с.

— Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Методика сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7,5 лет. Издательство Теревинф-2009.

— Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» — М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2.

Наглядно-дидактический материал:

Перечень оборудования для сенсорного развития:

— Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

— Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

— Пирамидки разного размера и разной конструкции.

— Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

— Неваляшки разного размера.

— Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

— Аудиокассеты с записями различных звуков.

— Набор муляжей фруктов и овощей.

— Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

— Лото-вкладки.

— Коробки-вкладыши разных размеров.

— Машины и куклы разных размеров.

— Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

— Доски Сегена.

— Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

— Наборы сыпучих материалов.

— Материалы М. Монтессори.

— Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

— Разрезные и парные картинки.

— Кубики.

— Логические блоки Дьенеша.

— Цветные счётные палочки Кюизенера.

— Шумовые коробочки.

— Гвозди-перевёртыши.

— Тактильные коврики.

— Коробочки с запахами.

— «Чудесный мешочек».

— Объёмные формы;

— Плоскостные фигуры;

— Дидактическая игра «Бусы»;

— Дидактическая игра «Заплатка»;

— Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— Дидактическая игра «Форма и цвет»;

— Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— Дидактическая игра «Что лишнее»;

— Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— Дидактическая игра «Цветные коврики»;

— Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— Трафареты, шаблоны;

— Штриховки;

— Пробки;

— Материал для лепки, аппликации, рисования;

— Предметы для развития конструктивного праксиса;

— Наборы из геометрических фигур;

— «Озорные прищепки»;

— Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).

Перечень оборудования для формирования мышления:

— Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

— Сюжетные игрушки.

— Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

— Неваляшки.

— Заводные игрушки.

— Колокольчики, погремушки.

— Тазы, банки.

— Пластмассовые игрушки.

— Трубки прозрачные и непрозрачные.

— Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

— Кольца с подставками.

— Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

— Игрушки с крепящимися деталями.

— Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

— Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

— Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Перечень оборудования для математики:

— Наборное полотно.

— Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

— Прозрачные ёмкости.

— Посуда.

— Формы для песка.

— Геометрические фигуры, объёмные формы.

— Счётные палочки, полоски разной длины.

— Мелкий счётный материал.

— Плоские предметы.

— Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

— Наборы цифр до 10.

— Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

— Фланелеграф.

— Рабочие тетради и альбомы.

Перечень оборудования для развития речи:

— Детские книги.

— Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

— Иллюстрации разных времён года и частей суток.

— Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

— Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

— Различные варианты настольных игр для развития речи.

Перечень оборудования для игры:

— Настольный театр по народным и авторским сказкам.

— Настольная ширма.

— Наборы кукол, маски.

— Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

— Образные игрушки.

— Одежда и обувь для кукол.

— Мебель и постельные принадлежности для кукол.

— Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

— Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

— Декоративные украшения.

— Костюмы сказочных персонажей.

Перечень оборудования для конструирования:

— Мягкие модули.

— Деревянный строительный материал.

— Пластмассовые конструкторы.

— Наборы мозаики.

— Сборно-разборные игрушки.

— Графические схемы построек.

Перечень методического материала и оборудования для театрализованной деятельности:

— Л.В. Артемонова «Театрализованные игры дошкольников» — Москва, Просвещение 1991.

— З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» — Москва, Просвещение 1991.

— Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» — Москва 2007.

— Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» — Москва. «Владос» 2001г.

— О.В. Гончарова «Театральная палитра» (программа художественно-эстетического

Воспитания) Москва 2010.

— «Нам весело» — Москва. Просвещение 1973.

— И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина «На встречу музыке: музыкальные игры

и занятия для детей» — Ростов-на-Дону. Феникс, 2010.

— Детская художественная литература (русские народные сказки).

— Маски-шапочки животных.

— Настольные театры к сказкам.

— Пальчиковый театр.

— Фигурки для фланелеграфа.

— Варежковый театр.

— Кукольный театр.

— Костюмы для драматизации сказок.

Диагностический материал

— Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников.

— Пирамидка.

— Почтовый ящик.

— Матрешка.

— Кубики.

— Счетные палочки.

— Цветные карандаши (фломастеры).

— Сюжетные картинки (простой сюжет).

— Бумага, карандаш.

— 10 предметных картинок,

— Игра ”Цветик — семицветик” (для соотнесения цвета).

— Разрезная картинка (2, 3, 4 ч.), доска Сегена.

— Игрушки.

— Предметные картинки.

— Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.).

— Игры для соотнесения по цвету и форме.

— Разрезные картинки (2-6 частей).

— Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.).

— Игра «Времена года».

— Конструктор.

— Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед).

— Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.).

— Предметные картинки (сложная слоговая структура слов).

— Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.

— Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.

— Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.

Измерительные приборы

— Весы – 1.

— Настенные часы – 1.

— Секундомер – 1.

— Песочные часы – 1.

Оборудование

  1. Компьютер.
  2. DVD магнитофон.
  3. Видео магнитофон.
  4. Аудио магнитофон.

Компьютерные программы

— Гарфилд малышам (развиваем мышление).

— Лунтик (математика малышам; русский язык малышам; подготовка к школе – развивающие игры).

— Считаем со Смешариками.

— Игры для тигры.

— энциклопедия Кирилла и Мефодия.

DVD – уроки

— География — малышка.

— Математика малышка.

Интерактивные игры

— Кирилл и Мефодий (ознакомление с окружающим миром).

— Кирилл и Мефодий (математика).

Дмитрий! Согласно приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям-дефектологам установлена норма рабочего времени в объеме 20 часов в неделю. Это время непосредственной работы с детьми.
Другая педагогическая работа (подготовка дидактического материала, составление конспектов занятий, повышение квалификации и др.) в часах не определяется и выполняется работником как в стенах учреждения, так и вне его.Общих нормативов отработки ставки учителя-дефектолога в зависимости от количества детей не существует.

Однако, например, в Инструктивном письме Минобразования РФ от 21.02.2001 г. №1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» указано, что в штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения для проведения индивидуально-подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию сохранных анализаторов, социально-бытовой ориентиров

Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *