МосОблЕИРЦ разъясняет порядок начислений и расчетов за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в городском округе Домодедово

Главная / Новости / Твердые коммунальные отходы. Вопросы –ответы

4 января 2019

Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

Какие отходы относятся к ТКО?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора. (Где это сказано? ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 г. № 47008.)

Кто региональный оператор?

Региональным оператором обеспечивается сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Свердловской области. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение (размещение) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз.

Кто должен заключать договор с региональным оператором ТКО? Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Собственники ТКО – это: — собственники помещений в многоквартирных домах; — собственники частных домовладений; — юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО. (Где это сказано? ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.)

Будет ли взыматься оплата, если договор не заключен? Услуга по обращению с ТКО будет оказываться с 01.01.2019 г. на всей территории, входящей в зону деятельности РО, несмотря на отсутствие заключенного договора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, когда обязанность по его заключению предусмотрена законом, фактически не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не могли быть потребителями указанной услуги. Услуги по обороту ТКО являются платными, и потребители данных услуг обязаны заключать соответствующие возмездные договоры с региональными операторами (Где это сказано? ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч. 5 ст. 30 ЖК РФ; ПП РФ от 06.05.2011 г. № 354, п.148 (1) п.148(2).)

Каким образом в квитанции для собственника помещения многоквартирного дома будет отображена коммунальная услуга за обращение с ТКО? С 01.01.2019 г. вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка «Коммунальная услуга по обращению с ТКО».

Норматив и цена накопления твердых коммунальных отходов составляет на 1 человека: в МКД- 117р. 92 коп, а в частном доме – 132р. 57 коп. в месяц.

В тариф входят следующие расходы – затраты на транспортирование ТКО, затраты на обработку и захоронение ТКО с учетом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, операционные (собственные) затраты регионального оператора. Плата за негативное воздействие на окружающую среду для населения добавилась с 1 января 2019 года.

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в обслуживаемом жилом фонде. Размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из единого тарифа без учета налога на добавленную стоимость и норматива накопления ТКО на одного человека. В случае если человек не проживает по адресу, то необходимо предоставить региональному оператору документ, подтверждающий, что зарегистрированный человек фактически отсутствует по месту регистрации (постоянной либо временной), проживает по другому месту жительства, с предоставлением соответствующего документа, подтверждающего данный факт. В противном случае учет ведется по количеству зарегистрированных. Если же в квартире, доме никто не зарегистрирован, то оплата производится по количеству собственников квартиры, жилого дома.

Должен ли оплачивать услуги регионального оператора собственник нежилого помещения, если оно не эксплуатируется? Не обязан. В случае если нежилое помещение не эксплуатируется, фактическое накопление отходов отсутствует, собственник нежилого помещения предоставляет информационное письмо о данном факте региональному оператору. В отсутствии такого письма начисление платы происходит исходя из количества собственников данного нежилого помещения. В случае если в результате проверки будет выявлено, что помещение эксплуатируется, региональный оператор оставляет за собой право осуществить начисление платежа за весь период с момента вступления в полномочия регионального оператора.

Какие штрафные санкции предусмотрены за отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО? За нарушения при обращении собственника со своим мусором предусмотрена административная ответственность. За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами предусмотрено наказание: -на должностных лиц – штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; -на предпринимателей – штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок более 90 суток; — на юридических лиц – штраф от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей, административное приостановление деятельности на срок более 90 суток. (Где это сказано? Ст. 8.2 КоАП РФ)

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО? Между региональным оператором и жителем частного домовладения может быть заключен как прямой договор, так и договор оферты. Оферта – это предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц.*** Договор оферты считается заключённым после того как лицо, направившее оферту, получает согласие (акцепт). В данном случае акцептом считается пользование услугой регионального оператора, оплата квитанции. (Где это сказано? Ст. 158 ГК РФ; П. 1 статьи 435 Гражданского кодекса РФ; Статьи 440, 441 Гражданского кодекса РФ.)

Где узнать графики, места расположения контейнеров и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов из частного сектора? Графики вывоза мусора будут размещены на сайте регионального оператора и администрации Слободо-Туринского района. Информацию о местоположении контейнеров для сбора ТКО с привязкой по адресам по Туринской Слободе можно получить при непосредственном обращении или по телефону: МУП ТРЕФФИК, тел 2-10-09; МУП Слободо-Туринское ЖКХ плюс, тел. 2-18-67, по деревням Слободо-Туринского района на информационных стендах местных администраций и в местах массового посещения людей.

С 1 января 2019 года в России начнет действовать новая система обращения с отходами. Этот переход подразумевает разработку территориальной схемы и региональной программы по обращению с отходами и выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Отвечаем на самые актуальные вопросы читателей по «мусорной реформе».

1. Кто является региональным оператором?

Согласно ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются только региональными операторами. С 1 января 2019 года единым поставщиком услуги по обращению с ТКО на территории Владимирской области является компания ООО «Владэкотехпром».

2. Что входит в обязанности регионального оператора?

Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Он работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно «Владэкотехпром» будет сопровождать ТКО от контейнера до полигона.

3. Что входит в плату за услугу по обращению с ТКО?

— В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 года, в нее входит:

— транспортирование ТКО от мест накопления, в т.ч. крупногабаритных отходов;

— обработка (сортировка) ТКО;

— захоронение ТКО.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительством РФ № 1156 от 12.11.2016 г., региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки этих отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО. Обслуживание (содержание) контейнерных площадок в стоимость услуги регионального оператора не включена.

Вывоз ТКО осуществляется только из мест накопления ТКО, обозначенных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном с региональным оператором

4. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

— В соответствии с ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 г. ответственность за создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления (за исключением случаев, установленных законодательством РФ, когда такая обязанность лежит на других лицах). К исключениям относятся площадки, расположенные на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также площадки, расположенные на территории иных собственников земельных участков. Обязанность содержания таких площадок возложена на собственников помещений в многоквартирном доме или иных собственников земельных участков.

Требования, установленные законодательством к содержанию площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не отменяют права собственников помещений передать исполнение данных обязанностей УК или ТСЖ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение их реестра в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018г. определяют органы МСУ.

5. Должна ли управляющая компания делать перерасчет за текущее содержание жилого помещения, ведь раньше она собирала деньги за вывоз мусора?

— Управляющая компания должна обязательно убрать из оплаты за текущее содержание жилого помещения плату за вывоз мусора.

6. Нужно ли жителям обращаться к региональному оператору, чтобы заключить договор?

— Заказ на услугу по обращению с ТКО считается оформленным с момента начала пользования физическим лицом услугами регионального оператора по обращению с ТКО. Факт пользования определяется началом организованного вывоза ТКО. Заключение договора в письменном виде физическими лицами с региональным оператором не требуется. Исключение оставляет принятое собственниками помещений на общем собрании решение о прямых договорах с региональным оператором (в этом случае договор заключается с каждым собственником жилого помещения в данном доме).

7. Если в доме (квартире) никто не прописан — будет ли выставляться квитанция? И на кого?

— С 1 января 2019 года расчет за услугу по вывозу мусора будет идти из числа прописанных в доме. Если в квартире никто не прописан, то счет будет выставляться исходя из количества собственников.

8. Можно ли получить субсидию на услугу по вывозу мусора?

— С 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО становится коммунальной. Жителям может быть предоставлена соответствующая компенсация в соответствии со статьей 160 ЖК РФ. Предоставлять субсидии (льготы) на оплату коммунальных услуг уполномочены отделы социальной защиты населения.

9. Как сформировался платеж на вывоз мусора?

— Платеж исходит из того, что утилизация одного кубометра ТКО (по решению департамента цен и тарифов АВО) составит 580,54 рубля, и все расчеты идут от этого значения. Для выявления ежемесячной стоимости для физического лица в расчет принимается норма накопления мусора.

Нормативы накопления ТКО утверждены Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО № 05/01-25 от 25.01.2018 г.:

Городские округа и городские поселения:

— в многоквартирных домах — 2,44 м3/человека в год;

— в частном секторе — 2,55 м3/человека в год.

Сельские поселения:

— в многоквартирных домах — 2,38 м3/человека в год;

— в частном секторе — 2,23 м3/человека в год.

Нормативы накопления ТКО подлежат изменению через 5 лет после утверждения.

10. Куда обратиться с вопросом?

Телефоны «горячей» линии регоператора, по которым можно задать вопросы по работе новой системы обращения с ТКО (начнет действовать во Владимирской области с 1 января 2019 года): 8-800-200-38-25, 377-125

Время работы телефонов «горячей» линии: понедельник-пятница, с 9.00 до 17.00, с 12.00 до 13.00 — перерыв.

В новогодние праздники «горячая линия» начнет работать со 2 января 2019 года с 9.00 до 17.00, с 12.00 до 13.00- перерыв.

В 2019 году во всех регионах России изменилась система расчета оплаты за вывоз бытового мусора. Это привело к значительному росту суммы за ЖКУ и волне возмущений со стороны потребителей в адрес управляющих компаний и операторов. При этом методика перерасчета коммунальной услуги для каждого конкретного случая различается.

Порядок расчета платы за обращение с ТКО

Под твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) понимаются все отходы человека, полученные им в результате использования продовольственных и непродовольственных продуктов. Также они включают товары и продовольствие, не пригодные к использованию. Помимо отходов человека, к ТКО относится мусор, образующийся от деятельности ИП и юридических лиц, схожий по химическому составу с бытовым (отходы ресторанов, кафе, магазинов и т.д.).

В отношении ТКО населению предоставляются следующие услуги по их:

  • сбору;
  • накоплению в специальных зонах;
  • вывозу на мусороперерабатывающие площадки;
  • обработке;
  • обезвреживанию и нейтрализации опасных соединений;
  • захоронение на специальных полигонах.

Первоначально данная услуга относилась к категории жилищных (сумма не выделялась отдельно и включалась в общую сумму к оплате). В 2019 году она была окончательно переквалифицирована в коммунальные услуги и стала выделяться в счетах как отдельная строчка.

С 1 января 2019 года ранее используемые формулы 9(3), 9(4) и 9(6) из Прил. 2 к ПП РФ №354 вышли из употребления и были заменены в обязательной порядке новыми формулами и стандартами. При этом переход городов федерального значения (далее – ГФЗ): Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, может быть отложен до 1 января 2022 года.

Тарифы и нормативы накопления отходов

Под нормативами накопление ТКО понимается величина среднего объема мусора, образующаяся в течение определенного промежутка времени, то есть ежемесячные накопленные отходы либо на 1 человека, либо единицу площади.

В соответствии со ст. 24.10 ФЗ “Об отходах производства и потребления”, нормативы выступают универсальным региональным показателем, определяющим величину оплаты населением и определенными видами бизнеса за оказание коммунальных услуг в сфере обращения с ТКО.

Нормативы характеризуются региональной спецификой: в каждом регионе органами исполнительной власти утверждены собственные показатели, причем степень различия по некоторым категориям достигает 500%.

Нормативы – базовый параметр для расчета следующих показателей:

  1. единый тариф на работы в сфере ТКО регионального оператора;
  2. тариф на услуги по обработке ТКО, их обезвреживанию и последующему захоронению.

Данные показатели рассчитываются и утверждаются уполномоченными в данной области органами исполнителей власти субъектов страны, причем расчет осуществляются для каждой компании и вида деятельности. Методика регулирования тарифов и критерии их употребления определяются основами ценообразования (утверждается Правительством России).

Регион Единый тариф, руб. за куб. м (для многоквартирных домов)
Сахалинская область 400,00
Камчатский край от 452,88 до 1419,96
Курская область 540,09
Псковская область от 648,65 до 768,21
Карелия 536,95
Ленинградская область 874,75
Московская область от 616,39 до 791,30
Санкт-Петербург 449

По новому закону, конечные потребители услуги вывоза ТКО могут заключить прямой договор либо с уполномоченной организаций, либо с региональным оператором.

Формула и пример расчета оплаты за вывоз мусора

С соответствии с новыми правилами и Постановлениями Правительства России №505 и №354, в 2019 году расчет оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется по новым формулам. Были разработаны специальные формулы для населения и для предпринимателей и бизнеса.

Для населения по количеству проживающих

Рассчитать размер платы можно, исходя из количества проживающих, по следующей формуле:

P = n1*N/12*T,

где n1 – численность граждан, которые проживают в конкретном помещении на постоянной или временной основе;

N – утвержденный властями норматив накопления ТКО (в подходящем для расчета виде);

Т – ставка тарифа, принятого в данном регионе страны органами с учетом значения единого тарифа по обращению с ТКО.

Рассмотрим формулу на примере квартиры в многоквартирном доме в Нижнем Новгороде, в которой проживает 3 взрослых человека.

Размер ежемесячной платы = 3 чел.* 2,33 куб. м/чел / 12 * 632,39 руб./куб. м = 368,36 руб.

Для населения по площади помещения

Стоимость оплаты за услуги по вывозу ТКО также рассчитывается на основе площади определенного помещения (квартиры) в многоквартирном доме:

P = S1*N/12*T,

где S1 – площадь конкретного жилого помещения (например, квартиры);

N – утвержденный властями норматив накопления ТКО (в подходящем для расчета виде);

Т – ставка тарифа, принятого в данном регионе страны органами с учетом значения единого тарифа по обращению с ТКО.

Приведем пример расчета по данной формуле: определим размер платы для двухкомнатной нижегородской квартиры площадью 72 кв. м:

Размер ежемесячной платы: 72 кв. м* 0,12 куб. м/кв. м / 12 * 632,39 руб./куб. м = 455,32 руб.

В зависимости от конкретного региона при расчета стоимость оплаты для населения может быть использована любая из этих двух формул.

Для населения при сортировке мусора

Если в регионе или органе муниципального самоуправления утверждены правила по раздельному сбору мусора, то расчет стоимости услуг осуществляется с учетом отдельных тарифов для каждой категории отхода.

Под раздельным сбором мусора понимается сортировка отходов конечными потребителями на основе их состава для последующей их специальной обработки и переработки.

Такая сортировка осуществляется в специальные контейнеры, устанавливаемые на площадке по сбору мусора и рассчитанные на накопление отходов определенной категории. В ряде регионов России используется двухконтейнерное разделение:

  • желтые мусорные баки – для бумаги, картона, продуктов из пластика и металла, стеклянного и текстильного мусора;
  • зеленые контейнеры – остальные виды отходов, не подлежащие к утилизации в желтые баки;
  • бункеры – для крупногабаритного мусора, который, в силу своих размеров, не может быть выкинут в контейнеры.

Если используется двухконтейнерное разделение и методика исходя из количества проживающих, то сумма платы будет рассчитываться следующим образом:

P = n1(N1*T1+N2*T1+N3*T2)/12,

где n1 – численность граждан, которые проживают в конкретном помещении на постоянной или временной основе;

N1, N2 и N3 – утвержденный властями норматив накопления ТКО, утилизируемых в зеленый, желтый контейнер и бункер соответственно (в подходящем для расчета виде);

Т1 – ставка тарифа, принятого в данном регионе страны органами с учетом значения единого тарифа по обращению с ТКО, для отходов, утилизируемых в зеленый контейнер и бункер;

Т2 – ставка тарифа, принятого в данном регионе страны органами с учетом значения единого тарифа по обращению с ТКО, для отходов, утилизируемых в желтый контейнер.

Сделаем расчет суммы к оплате по данной формуле для нижегородской квартир, находящейся в многоквартирном доме с раздельным сбором мусора, в которой проживает 3 взрослых:

Для юридических лиц

Сумма за оказанные коммунальной услуги по вывозу бытового мусора коммерческих фирм, располагающихся в =нежилых помещениях (ресторанов, торговых центров и т.д.) рассчитывается по следующей формуле:

P = K*N/12*T,

где K – число расчетных единиц (посетители, места, метраж, число работников), применяемых для данной категории пользователей нежилых площадей;

N – утвержденный властями норматив накопления ТКО (в подходящем для расчета виде);

Т – ставка тарифа, принятого в данном регионе страны для нежилых помещений с учетом значения единого тарифа по обращению с ТКО.

Рассчитаем в качестве примера сумму к оплате за вывоз мусора для продовольственного магазина площадью 120 кв. м (т.е. 120 расчетных единиц):

Сумма ежемесячной оплаты = 120 * 1,16 куб. м/кв. м / 12 * 632,39 руб./куб. м = 7 335,72 руб.

Существующие скидки, льготы и компенсации

В соответствии с новой системой для социальных групп населения, ранее получавших компенсации за коммунальные услуги, льготы на вывоз ТКО сохраняются. Сумма скидки рассчитывается внутри каждого региона отдельно. В рамках страны льготополучателями являются:

  • инвалиды 1,2,3 группы и детства,
  • участники операции по ликвидации ЧАЭС и иных региональных ЧС;
  • инвалиды и участники ВОВ;
  • ветераны;
  • лица, признанные жертвами политических репрессий;
  • многодетные семьи;
  • домовладельцы, помещения которых расположены в радиусе менее 2 км от полигонов по хранению ТКО;
  • собственники частных владений.

Региональные органы исполнительной власти могут расширить данный перечень. Например, в Московской области дополнительные компенсации предусмотрены для пенсионеров, в том числе 50% скидки для граждан от 70 до 80 лет и 100% – для лиц от 80 лет.

Ситуации, при которых возможен перерасчет

На основании Постановления Правительства России от 06.05.2011 №354 (последняя редакция от 13.07.2019, далее – Правила №354) на государственном уровне утверждены условия, при которых граждане могут подать обращение на перерасчет оплаты за услугу обращения с ТКО. При этом учитываются региональные особенности (например, применяемые в регионе формулы для расчета стоимости оплаты за вывоз мусора), а также специфика местного законодательства.

Временное или постоянное отсутствие потребителя услуги

Перерасчет при временном или постоянном отсутствии владельца жилья возможен, если в данном регионе применяется формула расчета стоимости оплаты услуг, исходя из числа проживающих в квартире человек.

Главное основание для перерасчета – отсутствие граждан по месту проживания в течение 5 дней и более. Так как потребитель не пользовался данной услугой, он не должен ее оплачивать.

Правом на перерасчет могут воспользоваться:

  1. жильцы, постоянно проживающие в данном помещении и вынужденные на некоторый срок сменить место постоянного размещения;
  2. граждане, имеющие в собственности несколько жилых площадей, при этом 1 и более из них не сдаются в аренду и на них не проживают другие жители.

Пакет документов должен быть предоставлен в уполномоченную организацию не позднее, чем 30 календарных дней с момента окончания временного или постоянного отсутствия потребителей. На перерасчет исполнителю отводится не более 5 рабочих дней.

Региональный оператор не выполняет свои обязанности

В соответствии с Правилами №354 региональный оператор отвечает за качество предоставление услуги по вывозу ТКО. Если их качество ниже требуемого или услуги не предоставлялись вовсе, проживающие имеют право на перерасчет стоимости сумм к оплате, в том числе вплоть до полного освобождения в связи не выполнением оператором своих обязательств.

Под невыполнением обязательств понимаются в том числе и нарушения сроков оказания услуги, превышающие допустимые отклонения:

  • суммарно – 72 часа в месяц;
  • 48 часов одномоментно (при температуре на улице ниже +5 градусов);
  • 24 часов одномоментно (при температуре на улице выше+5 градусов).

Иные ситуации

  • Неправильно указана площадь помещения

Причина подходит для подачи заявления на перерасчет:

  1. Владельцами квартиру и жилых построек на земельных участках в их собственности: в квитанциях за коммунальные услуги неверно указана площадь квартиры (при условии, что в регионе для расчета суммы платежа за услуги по обращению с ТКО утверждена формула на основании площади помещения).
  2. Представителям коммерческой сферы, для которых единицами расчета суммы выступают показатели, связанные с метражом используемого нежилого помещения.

  • Отсутствие жилых строений на земельном участке

Ситуация, с которой сталкиваются граждане садоводства. Правом на перерасчет обладают пользователи, на земельном участке которых отсуствуют жилые помещения.

При подаче заявление необходимо будет документально подтвердить отсутствие строений.

  • Не была применена скидка или льгота

Если владельцы жилого помещения относятся к категории граждан, которым предусмотрена скидка на услуги по обращению с ТКО (в рамках федеральных или региональных постановлений), то отсутствие ее является основанием для перерасчета. Такой потребитель должен иметь временную или постоянную регистрацию в жилом помещении.

  • Различные ошибки в квитанции

Если владельцем были обнаружены ошибки или опечатки в квитанции (в том числе данных по квартире и формуле по расчету суммы к оплате за вывоз ТКО), им может быть подано заявление на осуществление перерасчета.

Органы для подачи заявления

Органом, отвечающим за прием документов и осуществление на основании их перерасчета за вывоз ТКО, является уполномоченный исполнитель коммунальных услуг по вывозу бытового мусора.

В зависимости от форму собственности исполнителем являются:

1. для многоквартирного дома:

  • управляющая компания, ТСЖ или ЖСК;
  • расчетный центры (в Московской области – МосОблЕИРЦ);
  • региональный оператор этого территориального участка (при наличии у него прямого договора на вывоза мусора с собственниками);

2. для индивидуальной застройки и садоводств – региональный оператор.

Если основанием для перерасчета является недобросовестное выполнение обязательств со стороны исполнителя, то документы подают в Госжиинспекцию или Роспотребнадзор (при нарушении санитарно-эпидемиологических и экологических стандартов, ограничений и требований).

Необходимые документы и требования к их оформлению

Пакет документов, предъявляемый для перерасчета оплаты за вывоз ТКО, включает:

  1. заявление от жильца (при подаче запроса от временного отсутствующего – фамилия, имя и отчество каждого из жильцов, к кому может быть применимо условие перерасчета);
  2. документ, обосновывающий основание заявления:
  • если владелец временно не проживает в квартире – подтверждающую справку (командировочное, билеты на поезд, документ о прохождении стационарного лечения, квитанция на проживание в отеле или общежитии и т.д.) и акт об установлении числа проживающих;
  • при постоянном отсутствии в квартире – акт, подтверждающий постоянное отсутствие потребителей и документ о постоянной или временной регистрации;
  • при невыполнении Исполнителем своих обязательств – акт проверки факта нарушения качества услуг по обращению с ТКО;
  • при неверно указанной площади – документ, подтверждающий метраж помещения (свидетельство о собственности, выписку ЕГРН и т.д.);
  • если на земельном учаске нет жилых помещений на земельном участке – документ на земельный участок, документ и справку, подтверждающую отсутствие на нем жилых помещений;
  • если не учтена льгота или скидка – документ (удостоверение), подтверждающий наличие льготной категории;
  • при наличии ошибки – документ, свидетельствующий о правильном значении ошибочного показателя.

Жалоба в случае получения необоснованного отказа в перерасчете

Если исполнитель спорной услуги без обоснования причин отказывает на заявку о перерасчете услуги за вывоз ТКО, необходимо подать обжалование в Госжилинспекцию или прокуратуру. В данном случае потребитель будет иметь право не только на компенсацию переплаченных средств, но и выплату ему пени со стороны исполнителя услуги.

Несколько лет правительство разрабатывало так называемую «Мусорную» реформу, пытаясь упорядочить систему работы с отходами как в многоквартирных домах, так и в частном секторе. До 2019 года тарифы на вывоз мусора не были едиными, деятельность компаний, которые были за него ответственны, не была централизована.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Ещё сложнее ситуация складывалась в сельской местности, где процесс утилизации отходов регулировался местными властями и не был обязательным.

Изменения законодательства в 2019 году

Основное регулирование системы работы с мусором осуществляется Законом «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998). В него было внесено 3 существенных изменения: в 2017 году (№503-ФЗ от 31.12.2017) и дважды — в 2018 году (№272-ФЗ от 29.07.2018 и №483-ФЗ от 25.12.2018). Новые положения содержат:

  1. Включение вывоза твёрдых бытовых отходов (ТБО) в перечень коммунальных услуг (наряду с электро-, газоснабжением и т. п.).
  2. Полный перевод системы управления работой с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в ведение региональных властей.
  3. Требование введения единого регионального оператора для организации вывоза мусора.
  4. Изменение системы формирования тарифов за вывоз отходов.

Теперь все собственники жилья обязаны заключить договор с единым региональным оператором по работе с ТКО и платить за вывоз мусора по тарифу, установленному региональными властями (п. 4 ст. 24.7 №89-ФЗ). Это касается не только жителей многоквартирных домов, но и владельцев частных домов (в том числе в деревнях и сёлах), членов садоводческих объединений, членов гаражных кооперативов.

Сам принцип организации вывоза отходов из сельской местности не имеет принципиальных отличий от работы оператора в городе. Основная разница – в тарифах для города и для сельских поселений. Так, мусорная реформа для частного дома, как правило, предполагает пониженные ставки.

Основные правила вывоза отходов индивидуальных домовладений

Принятые поправки к законодательству возлагают ответственность по своевременному и обязательному вывозу мусора на собственников частных домовладений.

Порядок сбора и вывоза мусора

Задача владельца ТКО (то есть собственника дома) – заключить договор с мусоровывозящей организацией. Именно она полностью отвечает за порядок сбора отходов и соблюдение правил их вывоза. Основные технические требования к работе компании, включая транспортировку, обработку и утилизацию мусора, определены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они должны соблюдаться как жильцами, так и исполнителем работы. Правила включают:

  1. Рекомендации по использованию технологии автоматизированной сортировки ТКО.
  2. Требования по извлечению отходов определённых классов (повышенной опасности) и недопущению их попадания на объекты захоронения ТКО.
  3. Организацию складирования в месте сбора, установленном региональной властью.
  4. Применение жильцами системы раздельного хранения мусора (если такое требование зафиксировано региональным законодательством).

Заключение и оплата договора

В соответствии с новым законодательством собственник твёрдых коммунальных отходов обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором, выполняющим работы с таким видом мусора (ст. 30 ЖК РФ от 29.12.2004 N188-ФЗ в ред. от 31.12.2017).

Под обращением с твердыми коммунальными отходами при этом понимаются: транспортирование, обезвреживание и захоронение.

Договор может быть заключен как напрямую с собственником домовладения, так и с организациями, представляющими интересы потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом или кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

При этом заключить контракт на вывоз ТКО можно не только с региональным оператором, но и с другими юрлицами или ИП, имеющими лицензию на такой вид деятельности (п. 39 Постановления № 1156).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.

Документ должен содержать следующие пункты:

  • название оператора, оказывающего услугу;
  • ФИО представителя оператора с указанием его должности;
  • ФИО клиента (потребителя) и паспортные данные;
  • существенные условия договора. К ним относятся: услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов;
  • описание обязанностей исполнителя и потребителя. Исполнитель обязуется выполнять работу в срок, а потребитель – оплачивать услуги в соответствии с тарифами.
  • порядок вывоза мусора (объём, периодичность, способ складирования на участке);
  • дату начала оказания услуг;
  • порядок расчётов по договору;
  • время и место его заключения.

Форму типового договора можно посмотреть . Договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах (п. 148 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Жителям домовладений будет приходить ежемесячная квитанция в соответствии с установленными в регионе тарифами.

Как формируется плата

С начала 2019 года каждый субъект РФ устанавливает свои нормативы по накоплению мусора. На их основе формируются тарифы на обслуживание жилых и нежилых помещений региональными операторами. Тариф может быть как единым, так и дифференцированным. Сколько будет платить конкретный житель, зависит от региона его проживания. В некоторых субъектах страны разработана гибкая сетка тарифов, например, в Калининграде.

Субъекты РФ могут формировать плату за работу с ТКО исходя из трех типов исчисления:

  • по количеству проживающих;
  • по площади помещения;
  • дифференцированно (исходя из объема контейнеров для раздельного сбора отходов).

В большинстве регионов применяется первая модель.

По количеству проживающих тариф рассчитывается по формуле:

число проживающих в доме * норматив накопления отходов * тариф на услугу регионального оператора за 1 куб ТКО.

При расчёте на основе площади помещения применяется формула:

S * норматив накопления * тариф, где S – площадь помещения.

К формуле может добавляться скидка для жителей сельской местности. Так, в Московской области она составляет 30%.

Нормативы накопления рассчитываются и устанавливаются каждым регионом самостоятельно. Региональные власти вправе определять льготные категории, тариф для которых будет рассчитываться с учётом пониженного коэффициента.

При дифференцированном способе расчет платы производится по объему установленных контейнеров для сбора ТКО. В этом случае для подсчета стоимости услуги необходимо использовать сумму всех установленных контейнеров. Далее полученная цифра умножается на тариф и количество проживающих лиц (или площадь помещения — в зависимости от схемы, утвержденной в конкретном регионе).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *