Электронные кошельки попадут под надзор

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Надлежаще оформленный запрос может быть направлен по почте (при необходимости получения подтверждения о получении адресатом — заказным письмом с уведомлением), либо предъявлен в налоговый орган лично (через уполномоченного представителя — по доверенности).

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного лица налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

Во всех остальных случаях направления запроса с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации-взыскателя, налоговый орган будет проверять достоверность полученной копии исполнительного листа (путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист).

📌 Реклама Отключить

Налоговые органы представляют запрошенные сведения в течение 7 дней со дня получения запроса.

Свои счета

Заявителю — гражданину (физлицу), организации сведения о их банковских счетах могут быть предоставлены налоговыми органами на основании положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 8 Закона № 149-ФЗ:

  • гражданин (физлицо) имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;
  • организация имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

При этом установлено, что обладатель информации, в данном случае ФНС, которая осуществляет полномочия обладателя информации от имени РФ, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, а также при осуществлении своих прав обязана соблюдать права и законные интересы иных лиц, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами. 📌 Реклама Отключить

В силу положений статьи 84 и статьи 102 НК сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96.

В соответствии с пунктом 11 Порядка запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы.

При направлении запросов по ТКС подпись заявителя подтверждается электронной цифровой подписью.

Гражданин для получения сведений о своих банковских счетах вправе лично обратиться с запросом, составленным в произвольной форме, предъявив документ, удостоверяющий личность; подать заявление, через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (раздел: «обращение в свободной форме») или направить запрос по ТКС, подписанный своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

📌 Реклама Отключить

Обратиться за получением сведений о своих банковских счетах заявитель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе по месту своего нахождения (жительства (пребывания)).

При обращении с запросом заявителю необходимо принять во внимание тот факт, что сведения о счетах (вкладах) физических лиц представляются банками в налоговые органы с 1 июля 2014 года. Информацией о ранее открытых физлицами счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают. Также налоговые органы не располагают информацией о движении денежных средств по счетам. Такую информацию заявитель может запросить у банка, в котором открыт счет. Разъяснения по этому вопросу, в частности, даны в письмах ФНС

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Известный экономист, кандидат наук Фархад Курбанбаев в своей авторской статье рассуждает о том, как бы мог вылечиться Узбекистан от болезни «теневая экономика». Проводя анализ недавно обнародованного резонансного проекта постановления ГНК и ЦБ о порядке передачи банками информации о банковских счетах налоговым органам, автор предлагает свои пути решения этой насущной для многих стран мира проблемы.

– Читая проект постановления ГНК и ЦБ и возмущенные резкие эмоциональные отзывы к нему на портале для обсуждения нормативно-правовых актов, вспомнил мудрую узбекскую пословицу: «Ошинг ҳалол бўлса, кўчада егин», что применительно к теме означает: если ведешь бизнес честно, то нечего бояться передачи информации о твоих счетах налоговому органу.

Да, проект несовершенен. Вызывает много вопросов. На то он и ПРОЕКТ. Прежде чем возмущаться, давайте внимательно прочитаем закон, а потом уж дадим оценку этому всего лишь проекту подзаконного акта.

Согласно Закону «О банковской тайне», сведения об операциях, счетах и вкладах своих клиентов являются защищаемыми банком банковской тайной (статья 3). О том, что согласно закону даже сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть переданы органам прокуратуры, следствия и дознания (при наличии возбужденного уголовного дела), суду (по делам, которые находятся в производстве суда) все знают. И вряд ли кто сомневается в оправданности такой передачи банковских сведений.

Давайте вместе прочитаем еще одну статью вышеуказанного закона:

Статья 11. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам государственной налоговой службы

Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются органам государственной налоговой службы в случаях, касающихся вопросов налогообложения клиента (корреспондента) банка, в соответствии с законодательством.

Можете спросить, в соответствии с каким это законодательством?

Конечно же, в соответствии с налоговым законодательством. Статья 134 Налогового кодекса обязывает банк сообщить в налоговый орган информацию об открытии (закрытии) счета, изменении реквизитов счета любого юридического или физического лица в течение трех дней.

Банк также обязан в течение трех дней со дня получения письменного запроса выдать налоговым органам:

1) справку о наличии счетов и вкладов (депозитов) клиента в банке;

2) справку об остатках денежных средств на счетах и вкладах (депозитах) клиента;

3) выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) клиента;

4) другую информацию, связанную с исполнением налоговых обязательств налогоплательщика.

Исходя из вышеизложенного, специалистов, составивших текст обсуждаемого проекта, понять можно. И нужно. В нем нет явного противоречия с требованиями законодательства о банковской тайне.

Вместе с тем представляется спорным с точки зрения соответствия законодательству истребование сведений о систематических крупных перечислениях с личных сумовых пластиковых карточек. Дело в том, что на личные карточки поступают денежные средства после выполнения всех налоговых обязательств. Конечно, вероятность и возможность использования операций P2P (с карты на карту) для частичного ухода от налогообложения есть.

По действущему налоговому законодательству из каждого миллиона сумов дохода в варианте налог на прибыль (ставка 15%) + налог на дивиденды (5%) в совокупности изымается в бюджет 192,5 тысячи сумов. А в варианте социальный налог (12%) + подоходный налог (12%) изымается больше – 214,3 тысячи сумов. То есть налог на прибыль + налог на дивиденды дает меньшую налоговую нагрузку, чем социальный налог + подоходный налог.

При этом возможны злоупотребления – случаи выплаты работодателем зарплаты своим работникам из своих дивидендов, используя операции P2P. Представляется, что путь решения этой проблемы – дальнейшая оптимизация ставок налогов, а не контроль использования доходов, законно полученных после уплаты всех налогов.

Кроме того, считаю, что проект сильно «проникнут духом» вчерашнего дня: содержит восемь громоздких табличных форм с множеством колонок – от 8 до 18. Вместо этого следовало бы в рамках и в духе перехода к цифровой экономике разработать соответствующую программную базу банковских данных, к которой для выполнения своих функций имели бы доступ налоговые органы при соблюдении определенных условий и требований законодательства. В этом случае может даже отпасть необходимость рассматриваемого подзаконного акта.

В предусматриваемом проектом варианте предоставления сведений многие из этих сведений могут устаревать и быть неактуальными. Например, сведения об остатках на счетах. Пока за три дня показатели остатков на счетах придут в налоговый орган, фактические остатки в день налогового риск-анализа могут быть другими.

Не соответствует современным требованиям и приложение №7, представляющее собой форму письменного обращения (хотя и электронно направляемого) районной налоговой инспекции в филиал коммерческого банка с запросом необходимых сведений. Думается, в 21-м веке ведомства для взаимодействия друг с другом при выполнении возложенных на них законодательством функций должны разговаривать языком цифровых технологий, а не использовать буквальные обращения типа – «ГНИ Юнусабадского района просит представить… следующие сведения…».

В первом параграфе проекта в числе понятий, используемых в данном документе, определено понятие Compliance Strategy (механизм системного управления налоговыми рисками, предусматривающий разработку комплексных мер по оценке и управлению потенциальными налоговыми рисками через контроль, информирование и обслуживание – перевод автора). Однако в дальнейшем тексте проекта данное понятие ни разу не используется, что также свидетельствует о недостаточной логичности и последовательности его содержания.

Нельзя не согласиться с позицией ГНК: получение и анализ банковских данных – необходимая составная часть работы налоговых органов по проведению риск-анализа и в целом налогового администрирования, и это направлено, в частности, на преодоление главной и пока нерешенной проблемы экономики нашей страны – теневой экономики.

– дальнейшего снижения ставки НДС и увеличения ставки налога на прибыль;

– введения необлагаемого минимума доходов физических лиц, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины;

– восстановления прогрессивной шкалы подоходного налога.

Плюс ко всему этому для создания благоприятных бизнес-условий легальному, созидательному, социально-ответственному предпринимательству необходимо:

– пересмотреть финансово удушающую экономику, денежно-кредитную политику и снизить ставку рефинансирования в 2-3 раза;

– восстановить со следующего года практику проведения документальных налоговых проверок с введением моратория на применение финансовых санкций.

В эти тяжелые карантинно-кризисные дни, как призвал президент нашей страны, всем нужно сплотиться. Думаю, сплочение должно выражаться и в спокойном, выдержанном обсуждении проектов важных документов, а также в пересмотре сложившихся стереотипов мышления, зачастую основанных на противопоставлении… Например, налоговиков – бизнесу, теневиков – не теневикам.

Нужно понять, что все – и налоговики, и предприниматели, и теневики, и нетеневики – в одной лодке, которую нельзя раскачивать. Мало ли что произошло за прошедшие 25-30 лет… Как говорится, кто прошлое помянет, тому глаз долой…

Вспоминается анекдот: миллионера спросили, может ли он рассказать, как он заработал свои миллионы. Тот сказал: никаких секретов, я могу рассказать, как я заработал каждый свой миллион… кроме первого.

Что было, то было. Прошлое не исправишь… Не будем спрашивать о первом миллионе, а создадим условия, чтобы можно было без никаких опасений выходить из тени и рассказывать (налоговикам) обо всех последующих миллионах…

Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.

Банки должны сообщать в налоговую службу обо всех фактах открытия и закрытия счетов, изменения их реквизитов, а также открытия вкладов гражданами. Иными словами, о том, сколько у нас банковских карт и вкладов, известно налоговой.

Что банки сообщают о нас налоговой: чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

В последнее время в СМИ активно распространяется информация о том, что с 1 июля все банки обяжут сообщать налоговой службе обо всех поступлениях, переводах и снятиях денег со счетов, принадлежащих гражданам.

Соответственно, у налоговой будет много поводов вызвать к себе для дачи объяснений по поводу денег, поступивших на карту, а при неудовлетворительном исходе беседы – выставить долг по подоходному налогу вместе с пенями и штрафом.

Так ли это на самом деле?

На сегодняшний день в источниках официального опубликования нет закона, который вносил бы подобные изменения в действующий Налоговый кодекс.

Например, налоговая служба получает информацию из Росреестра о том, что у гражданина в собственности находится несколько квартир, – это прямой повод инициировать камеральную проверку на предмет установления цели их использования.

Поскольку редко встречаются случаи, когда гражданин проживает сразу в нескольких квартирах, и велика вероятность того, что другие квартиры сдаются.

Если при этом в налоговой нет деклараций о доходах, она может запросить в банке информацию о поступлениях на счета этого гражданина и их источнике.

Сделать это несложно – как упоминалось выше, сведения о наличии банковских счетов и вкладов уже есть у налоговой.

Таким образом:

  • Действующее налоговое законодательство обязывает банки сообщать налоговой лишь общую информацию об открытии, закрытии или изменении счетов и вкладов гражданами.
  • А вот подробные данные о сумме средств, их движении по счетам и т.п. банк должен предоставить лишь на основании специального запроса.
  • Никакого автоматического обмена данными между банками и налоговой службой в законе на данный момент не предусмотрено – иначе это станет прямым нарушением принципа банковской тайны.

Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

В свете последних новостей о контроле операций по счетам физических лиц многих волнует вопрос, какие суммы могут привлечь внимание налоговой? Мы попробовали разобраться в этом вопросе, и вот какую информацию удалось найти в сети.

В каких случаях налоговая может заинтересоваться вашими операциями?

  1. Ваши расходы не соответствуют задекларированным доходам. Например, официально безработный гражданин покупает дорогую квартиру и автомобиль. В этом случае может возникнуть вопрос, откуда средства? Информация о дорогих покупках (недвижимость, автомобили, земельные участки) приходит в налоговую, т.к. по данным объектам затем рассчитывается налог на имущество. Если вы купили дорогое вино или съездили в отпуск за границу, налоговая об этом не узнает и, соответственно, вопросов к вам не возникнет.
  2. Информацию в налоговую может отправить банк или Росфинмониторинг. Обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб. Если клиент проводит однотипные операции, которые в сумме превышают планку в 600 тыс. руб., они также могут подпасть под обязательный контроль.

Внимание к вашим операциям может проявить не только налоговая инспекция. Закон №115-ФЗ обязывает банки контролировать операции своих клиентов и принимать меры в случае проведения подозрительных транзакций.

В частности, внимание банка может привлечь:

  1. Поступление на счета или карты физического лица платежей, в назначении которых указано, что производится оплата за услуги, товары. Это дает основание считать, что клиент ведет предпринимательскую деятельность без оформления, а значит, нарушает закон. В этом случае банк может заблокировать счета и затребовать информацию о происхождении средств.
  2. Поступление на счета или карты физического лица платежей от юридических лиц по различным договорам (кроме перевода зарплаты).
  3. Систематическое поступление переводов на карту от разных лиц или одного лица.
  4. Снятие наличных средств с карты сразу после поступления переводов (в течение одного операционного дня).
  5. Клиент не производит расходных операций по карте, а все поступающие переводы снимает в виде наличных.
  6. При признаках транзитных операций: после зачисления переводов клиент сразу отправляет деньги другому лицу.
  7. В ряде иных случаев, перечень которых может меняться.

В случае если у банка возникнут подозрения, он может заблокировать счета и запросить информацию о происхождении денег. При этом сумма переводов не будет иметь значения. Вопросы могут возникнуть и к небольшим транзакциям, если они будут иметь признаки незаконных операций.

Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, советуем оформить ИП. Это позволит официально получать доходы, а также избежать вопросов от банка по закону №115-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *