Тема 3. Правовая основа организации и деятельности УИК. Статус и полномочия УИК

СТАТУС УИК

Полномочия УИК

Основными функциями УИК являются проведение голосования избирателей и установление итогов голосования на соответствующем избирательном участке. На основе протоколов УИК об итогах голосования устанавливаются итоги голосования и результаты выборов вышестоящими избирательными комиссиями.

В соответствии со статьей 35 Закона области о муниципальных выборах, на УИК возложены следующие обязанности:

  • информирует население о месте нахождения и номере телефона УИК, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
  • составляет список избирателей в случаях, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах; выверяет и уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком; рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
  • обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  • контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
  • обеспечивает подготовку помещений для голосования (наличие зала со специально оборудованными местами для тайного голосования, освещения, письменных принадлежностей, информационного стенда, увеличенной формы протокола об итогах голосования), ящиков для голосования и другого оборудования;
  • организует на избирательном участке голосование в день голосования, в том числе вне помещения для голосования, а также досрочное голосование в случаях, предусмотренных Законом области о муниципальных выборах;
  • проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет и передает протокол УИК об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию;
  • объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола УИК об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  • в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов и Закона области о муниципальных выборах, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах.

Состав УИК

УИК включает членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. В состав УИК входит от 3 до 16 членов комиссии с правом решающего голоса. Число членов УИК с правом решающего голоса устанавливается ТИК, формирующей УИК, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

Члены УИК с правом совещательного голоса назначаются зарегистрированными кандидатами.

Председатель УИК назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности соответствующей ТИК, формирующей УИК. УИК из числа ее членов с правом решающего голоса избирает тайным голосованием заместителя председателя и секретаря УИК.

Председатель УИК:

  • созывает заседания комиссии и председательствует на них;
  • распределяет между членами комиссии обязанности для организации работы по исполнению ее полномочий и по принимаемым решениям;
  • обеспечивает информирование вышестоящей избирательной комиссии о времени проведения заседания комиссии;
  • представляет УИК в отношениях с государственными органами, должностными лицами, избирательными объединениями, органами местного самоуправления, избирателями, а также в судебных органах;
  • распоряжается средствами, выделенными из бюджета муниципального образования на подготовку и проведение выборов, и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям УИК по финансовым вопросам и за представление в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию отчетов о расходовании средств с приложением первичных учетных документов в сроки, установленные Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах;
  • подписывает решения и протоколы заседаний УИК, дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам УИК.

Заместитель председателя УИК:

  • оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии УИК возложенных на него полномочий;
  • выполняет поручения председателя УИК;
  • выполняет полномочия председателя УИК в случае отсутствия председателя УИК.

Секретарь УИК:

  • обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний УИК;
  • подготавливает проекты решений;
  • организует планирование деятельности УИК, контролирует ход выполнения плана работы;
  • оформляет принятые решения, ведет протоколы заседаний УИК и другие документы;
  • организует ведение делопроизводства, регистрирует все поступающие и исходящие документы УИК;
  • заблаговременно извещает о заседании УИК членов комиссии и других лиц, определенных Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и Законом области о муниципальных выборах;
  • обеспечивает сохранность документов и их передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;
  • подписывает решения и протоколы заседаний УИК;
  • выполняет поручения председателя УИК.

В случае временного отсутствия заместителя председателя или секретаря комиссии решением УИК их обязанности могут быть возложены на одного из членов УИК с правом решающего голоса.

СТАТУС ЧЛЕНА УИК

Ограничения, связанные со статусом члена УИК с правом решающего голоса

Статус членов УИК с правом решающего голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 г. № 14-П, а также статьей 37 Закона области о муниципальных выборах.

Членами УИК с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

е) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

ж) на соответствующих муниципальных выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;

з) на соответствующих муниципальных выборах – члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные кандидатами;

к) на соответствующих муниципальных выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

м) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Ограничения, установленные в подпунктах «ж», «к», «л», не распространяются на членов УИК с правом решающего голоса, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.

Член УИК с правом решающего голоса не может быть одновременно членом с правом решающего голоса другой избирательной комиссии по соответствующим выборам.

Срок полномочий и основания прекращения полномочий члена УИК с правом решающего голоса

Полномочия члена УИК с правом решающего голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий УИК, в состав которой он входит.

Член УИК с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена УИК до истечения срока своих полномочий по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии в случае:

  • подачи членом УИК заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Данное заявление в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав не может быть подано в период, начинающийся за 10 дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами – тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
  • появления оснований, препятствующих осуществлению им полномочий члена УИК с правом решающего голоса

Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

  • утраты членом УИК гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • вступления в законную силу в отношении члена УИК обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена УИК решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • смерти члена УИК;
  • признания члена УИК систематически не выполняющим свои обязанности решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей УИК;
  • вступления в законную силу решения суда о расформировании УИК в соответствии со статьей 31 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.

Порядок назначения и полномочия члена УИК с правом совещательного голоса

Кандидат после его регистрации вправе назначить в каждую УИК в соответствующем избирательном округе по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Назначение членов УИК с правом совещательного голоса производится посредством направления зарегистрированным кандидатом в соответствующую УИК письменного обращения.

Членами УИК с правом совещательного голоса не могут быть назначены:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

в) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

г) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

д) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

е) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;

ж) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

з) работники аппаратов избирательных комиссий;

и) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений;

к) лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;

л) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдуме, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

Член УИК с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом УИК с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения муниципальных выборов, за исключением права:

  • выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
  • участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
  • составлять протокол об итогах голосования по избирательному участку;
  • участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции УИК, и подписывать решения избирательной комиссии;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, частью 4 статьи 38 Закона области о муниципальных выборах член УИК с правом совещательного голоса:

  • заблаговременно извещается о заседаниях УИК;
  • вправе выступать на заседании УИК, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции УИК, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
  • вправе задавать другим участникам заседания УИК вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  • вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с муниципальными выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, находящимися в УИК, и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
  • вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
  • вправе обжаловать действия (бездействие) УИК в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Полномочия членов УИК с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании.

Если кандидату отказано в регистрации либо регистрация кандидата аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов УИК с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации, либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям.

Полномочия члена УИК с правом совещательного голоса могут быть в любое время прекращены по решению кандидата, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. При этом кандидат вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же УИК не более чем пять раз.

Гарантии реализации полномочий членами УИК с правом решающего голоса

Члену УИК с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в УИК по подготовке и проведению выборов.

За членом УИК с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления УИК от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются решением ИКМО и выплачиваются за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена УИК с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена УИК с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области.

Член УИК с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Иркутской области.

Член УИК с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член УИК с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу. Однако указанное положение не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена УИК с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично-значимых функций (см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2007 года № 160-О-П).

ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИК

Основы организации деятельности УИК

УИК осуществляет свою деятельность на принципах коллегиальности, гласности, независимости, обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий.

Принцип коллегиальности состоит в том, что деятельность УИК осуществляется коллегиально.

Принцип гласности предполагает, что деятельность УИК при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования осуществляется открыто и гласно.

Принцип независимости означает, что вмешательство в деятельность УИК со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Принцип обязательности выполнения решений вышестоящих избирательных комиссий заключается в том, что решения, принятые вышестоящей комиссией в пределах ее компетенции, обязательны для УИК.

Коллегиальные основы деятельности и принятия решений УИК

Коллегиальная основа деятельности УИК предполагает, что она осуществляет свои полномочия коллегиально, ее решения принимаются на заседаниях посредством проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса. Заседания УИК проводятся в соответствии с утверждаемым УИК примерным планом (образец № 10).

УИК правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава (от общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного соответствующей ТИК, формирующей УИК).

Заседания УИК созываются председателем комиссии по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

Член УИК с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

Заседание УИК является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса от установленного состава (общего числа членов УИК с правом решающего голоса, установленного соответствующей вышестоящей избирательной комиссией, формирующей УИК).

УИК, реализуя принадлежащие ей полномочия, принимает решения. Решения УИК принимаются посредством проведения голосования. В голосовании вправе принимать участие только члены УИК с правом решающего голоса. Члены УИК с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

Решение УИК считается принятым, если за него проголосовало большинство членов УИК с правом решающего голоса, участвующих в заседании УИК. При принятии УИК решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Решения УИК об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии либо об освобождении их от должности, об итогах голосования на избирательном участке принимаются большинством голосов от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса.

Решения УИК по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов УИК с правом решающего голоса.

УИК по требованию любого ее члена (как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса), а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. На всех заседаниях УИК ведется протокол (образец № 14).

Решения УИК подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). Решения УИК изготовляются на бланках (образец № 12).

Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с решением УИК, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

Гласность в деятельности УИК

На всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и работе УИК с избирательными документами вправе присутствовать все члены УИК с правом решающего и совещательного голоса.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и статьей 39 Закона области о муниципальных выборах на всех заседаниях УИК, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколом УИК об итогах голосования и со сводными таблицами, помимо членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать следующие лица:

  • члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
  • зарегистрированные по соответствующему избирательному округу кандидаты, уполномоченные представители по финансовым вопросам или их доверенные лица;
  • представители средств массовой информации. При этом при установлении УИК итогов голосования, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать только представители средства массовой информации, аккредитованные в установленном порядке.

Для присутствия на заседаниях УИК и при осуществлении комиссией работы с указанными избирательными документами данным лицам не требуется дополнительное разрешение. УИК обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.

При этом указанные лица могут быть допущены одновременно, если это не препятствует работе комиссии и при условии соблюдения принципа равенства в отношении всех кандидатов, избирательных объединений.

Вышеперечисленные лица, а также наблюдатели вправе присутствовать на избирательном участке с момента начала работы УИК в день голосования (в дни досрочного голосования) и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола УИК об итогах голосования. Эти лица вправе присутствовать также при повторном подсчете голосов избирателей.

Этим лицам и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, в больнице, санатории, доме отдыха, в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещении для голосования на этом избирательном участке.

На заседаниях УИК при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

Независимость УИК при осуществлении ее полномочий

В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательные комиссии, в том числе УИК, в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Обязательность выполнения УИК решений вышестоящих избирательных комиссий

В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и частью 6 статьи 26 Закона области о муниципальных выборах для УИК обязательны решения вышестоящих избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 3 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 3

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 3

    Кто из перечисленных может быть назначен членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

    • судья, находящийся в отставке
    • депутат представительного органа
    • лицо с непогашенной судимостью

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 3

    Вправе ли член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдавать бюллетени избирателям?

    • да
    • нет
    • на усмотрение председателя участковой избирательной комиссии

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 3

    Вправе ли работник аппарата вышестоящей избирательной комиссии присутствовать на заседаниях участковой избирательной комиссии?

    • да
    • нет
    • да, если есть соответствующее решение вышестоящей избирательной комиссии

    Правильно
    Неправильно

Председатель

Председатель участковой избирательной комиссии назначается вышестоящей избирательной комиссией в момент формирования УИК.

Председателем участковой избирательной комиссии не может быть близкий родственник кандидата в депутаты и/или на выборную должность, его супруг (супруга), а также лицо, находящееся в непосредственном подчинении у кандидата.

Первое заседание УИК собирает председатель участковой избирательной комиссии. На первом заседании тайным голосованием выбирают заместителя председателя и секретаря.

Права и обязанности председателя участковой избирательной комиссии

Кроме общих прав и обязанностей членов УИК с правом решающего голоса председатель участковой избирательной комиссии осуществляет следующие действия:

  • общее руководство комиссией;
  • планирует работу комиссии;
  • определяет повестку дня и даты заседания комиссии;
  • председательствует на заседаниях комиссии;
  • подписывает протоколы заседания комиссии и принятые решения;
  • рассматривает поступающие в комиссию распоряжения и директивные указания вышестоящей комиссии, обращения, заявления, жалобы, принимает решения, а при необходимости выносит на заседание комиссии;
  • несет ответственность за соблюдение сроков, установленных календарным планом подготовки и проведения выборов.

В день голосования

В день голосования председатель участковой избирательной комиссии обязан:

  • в 8.00 объявить помещение для голосования открытым;
  • предъявить к осмотру всем присутствующим пустые переносные и стационарные ящики для голосования и опечатать их;
  • предъявить всем присутствующим для визуального ознакомления список избирателей и раздать регистрационные книги членам участковой избирательной комиссии;
  • выдать членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени по ведомости;
  • пригласить избирателей приступить к голосованию;
  • передать в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию сообщение об открытии помещения для голосования и в течение дня обеспечить передачу информации об участии избирателей в выборах.

Председатель участковой избирательной комиссии должен следить за порядком в помещении для голосования в течение всего времени работы участковой избирательной комиссии.

В 20.00 председатель участковой избирательной комиссии должен объявить, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, а затем объявить об окончании голосования

Подсчет голосов

Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

  • подсчитать и погасить неиспользованные избирательные бюллетени;
  • подсчитать число испорченных и погашенных избирательных бюллетеней в ходе голосования;
  • огласить число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа испорченных избирательных бюллетеней при проведении голосования, и занести его в строку 5 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.

Председатель участковой избирательной комиссии обязан визуально ознакомить всех присутствующих в помещении для голосования с погашенными избирательными бюллетенями.

Председатель участковой избирательной комиссии, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в протоколы об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией.

Далее происходит подсчет голосов.

Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом:

  • председатель участковой избирательной комиссии оглашает данные;
  • заместитель председателя заносит эти данные в увеличенные формы протоколов об итогах голосования;
  • секретарь заносит эти данные непосредственно в протоколы об итогах голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии оглашает итоговые данные, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии.

После окончания подсчета голосов и составления итоговых протоколов председатель участковой избирательной комиссии проводит итоговое заседание УИК.

После чего вся документация передается в вышестоящую избирательную комиссию.

Председатель избиркома и порядок его избрания

Определение 1

Председатель избирательной комиссии – это член избирательной комиссии, осуществляющий руководство ее деятельностью и контроль за соблюдением избирательного законодательства.

К претендентам на пост председателя избиркома выдвигается требование об обязательном наличии высшего образования.

Законодательством установлен порядок избрания председателя избирательных комиссий различного уровня.

Председатель избирательных комиссий избирается следующим образом:

  1. В региональных избирательных комиссиях посредством тайного голосования в ходе ее первого заседания из состава членов этой комиссии, наделенных правом решающего голоса, в соответствии с предложениями Центрального избиркома России;

  2. В муниципальных избирательных комиссиях, в том числе районных, городских, внутригородских, посредством тайного голосования в ходе ее первого заседания из состава членов этой комиссии, наделенных правом решающего голоса, с учетом следующих правил:

    • в соответствии с предложениями региональной избирательной комиссии при их наличии;
    • в соответствии с предложениями членов избиркомов муниципальных районов, городских округов или внутригородских территорий, наделенных правом решающего голоса, при отсутствии предложений регионального избиркома;
  3. В избиркомах поселений посредством тайного голосования в ходе первого заседания из состава комиссии, имеющего право решающего голоса, в соответствии с предложениями муниципальных избирательных комиссий, а при их отсутствии – территориальных избирательных комиссий. Отсутствие указанных предложений позволяет осуществлять избрание председателя данной комиссии согласно предложениям ее членов, наделенных правом решающего голоса. При отклонении кандидатуры председателя на избирательную комиссию возлагается обязанность выдвижение новой кандидатуры из состава членов комиссии, наделенных правом решающего голоса;

  4. В окружной избирательной комиссии посредством назначения и освобождения от должности вышестоящей комиссией из состава членов окружной комиссии, имеющих право решающего голоса;

  5. В территориальной избирательной комиссии посредством назначения и освобождения от должности избирательной комиссией регионального уровня из числа членов территориальной комиссии, наделенных правом решающего голоса;

  6. В участковой избирательной комиссии посредством назначения и освобождения от должности территориальной комиссии из состава членов, имеющих решающий голос.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Председатель избиркома, его обязанности и функции 430 руб.
  • Реферат Председатель избиркома, его обязанности и функции 250 руб.
  • Контрольная работа Председатель избиркома, его обязанности и функции 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Состав обязанностей председателя избиркома

Обязанности председателя избиркома включают в себя следующие положения:

  • открытие помещения для голосования, предъявление к осмотру избирательной комиссии, представителям избирателей и прочим лицам, законодательно допущенным в помещении для голосования, технического оснащения выборов, в том числе переносных и стационарных ящиков, предназначенных для голосования;
  • опечатывание переносных и стационарных ящиков для голосования;
  • произведение осмотра избирательного участка вместе с представителями органов охраны правопорядка для обеспечения контроля за безопасностью и соблюдением требований законодательства;
  • отслеживание порядка на избирательном участке;
  • передача членам избирательной комиссии избирательных бюллетеней с целью их предоставления избирателям в ходе голосования;
  • приглашение избирателей для реализации своего права на голосование;
  • передача необходимых сведений в избирательные комиссии различного уровня посредством телефонной связи сразу после открытия помещений, в которых проходят выборы;
  • координация действий избирательной комиссии, включая ее членов, наделенных правом решающего голоса, при проведении голосования и подведении его итогов;
  • информирование вышестоящей комиссии относительно участия населения в выборах по состоянию на определенное время, а также передаче иных сведений относительно соблюдения избирательных прав населения;
  • информирование наблюдателей и прочих лиц, наделенных правом присутствия на выборах, относительно участия населения в выборах по состоянию на определенное время;
  • поздравления избирателей, впервые участвующих в выборах, разъяснение этим гражданам порядка голосования;
  • периодическое информирование, разъяснение и объявления лицам, присутствующим на голосовании, действий членов избирательной комиссии;
  • взаимодействие с представителями средств массовой информации, наблюдателями и прочими лицами, наделенными правом присутствия на избирательном участке, в том числе при процедуре подсчет итогов голосования.

Функции председателя избиркома

Председатель избиркома выполняет определенную совокупность функций, состав которых формируется его полномочиями. К числу функций председателя избиркома можно отнести следующие:

  • во-первых, управленческая функция, суть которой состоит в координации деятельности избирательной комиссии, возглавляемой председателем. В рамках реализации управленческой функции председатель распределяет обязанности между членами избирательной комиссии, принимает решения в пределах своих полномочий и так далее;
  • во-вторых, контрольная функция, суть которой состоит в отслеживание действий избирательной комиссии в целом и каждого отдельного ее члена в отношении исполнения ими своих обязанностей, требований законодательства, избирательных процедур;
  • в-третьих, информационная функция, суть которой состоит в обеспечении избирателей и иных заинтересованных лиц сведениями, характеризующими деятельность избирательной комиссией и итоги выборов;
  • в-четвертых, охранная функция, суть которой состоит в участии председателя в охране общественного правопорядка в ходе осуществления выборов наряду с представителями органов общественного правопорядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *