«Еще раз про зеленую зону»

Про «зеленые зоны».
Хотелось бы услышать грамотный, квалифицированный и юридически обоснованный ответ. Ответы типа «В ГАИ объяснят», «Судья объяснит» и т.д. не засчитываются.

Некомпетентных крикунов типа Бендера просьба не беспокоиться. Специально для вас напоминаю, что публичное обвинение сотрудников ГАИ, а так же работников других гос.органов в некомпетентности не только не преследуется, а является обязанностью каждого гражданина РБ, если для этого имеются основания. Кроме того, напомню, что за преднамеренное сознательное введение гражданина в заблуждение относительно ПДД является не только нарушением, но и наказуемым преступлением. (Чисто для справки — гаишников каждый год увольняют пачками. Кого-то за разные нарушения, а кого-то за некомпетентность. Недавно в новостях на онлайнере была инфа об этом).

Итак, дано.
Авто стоит на краю улицы, левые колеса — на проезжей части. Бродюр и край дороги покрыт снегом и льдом и никак не просматривается. Визуально видно, что правая сторона авто находится на одной линии с деревьями. Инспектор, откопавши часть бордюра от снега утверждает, что авто стоит на «зеленой зоне». Предлагается заплатить штраф 1 б.в.

Смотрим ПДД.
2.10. газон — участок земли с естественным или искусственно созданным растительным, преимущественно травяным, покровом;

Искусственно созданного растительного покрова в месте парковки не имеется, голая земля. Наличие бордюра так же не является признаком газона согласно п. 2.10.

Имеются ли в данном случае признаки нарушения?

Обвиняющая сторона, аргументы инспектора:
1. Водитель должен откопать край дороги и установить местоположение края проезжей части.
2. Правая сторона авто находится на одной линии с деревьями (между деревьями расстояние около 15-20 метров), правая сторона находится за бордюром вне проезжей части, следовательно, «на зеленой зоне».

Аргументы водителя:
1. Определить край проезжей части не представляется возможным — все покрыто снегом и льдом.
2. Содержать проезжую часть в соответствующем состоянии либо чистить ее не входит в обязанности водителя.
3. Определение «газон» в данном месте не соответствует определению п.2.10 — отсутствуют зеленые насаждения. Специальных знаков «газон» или «зеленая зона» в ПДД не имеется.
5. Наличие бордюра не является признаком газона согласно п.2.10 ПДД. В городе навалом газонов без всяких бордюров.
4. Нахождение авто на одной линии с деревьями никак не указывает на нахождение авто на газоне, т.к. согласно п.2.10 нет никаких указаний на пространство между деревьями. Пространство между ними может быть грунтом, плиткой или заасфальтировано.

=По поводу 2.
У меня был разбор в городской ГАИ пару лет назад. Меня попытались оштрафовать за парковку на К.Маркса. Если кто знает арку около посольства, то не доезжая нее со стороны входа в метро. Знаками парковка там не запрещена. Авто поставил левой стороной к бордюру, т.е. на встречной полосе. Претензия инспектора — на улице больше двух полос, следовательно, на левую сторону парковаться нельзя. Разметка на момент события на улице напрочь отсутствовала. На разборе было принято следующее решение — «Согласно ПДД при отсутствии разметки водитель самостоятельно определяет число полос для движения и не обязан измерять ширину проезжей части измерительным прибором». Для полноты картины скажу, что в этом месте в летнее время, пока краска не стерлась, было три полосы для движения — правая, левая и средняя общая, без сплошной. В момент инцидента разметка отсутствовала напрочь. Претензия инспектора была снята, права возвращены владельцу.=
Подобных случаев разбора и признания моей правоты (в т.ч. при неправильном измерении скорости ) у меня целая коллекция, потому еще раз просьба крикунам не напрягаться. Компетентность работников ГАИ уже не раз была мною лично проверена на таких вот разборах.

Итак, кто ответит грамотно, без апелляции к оскорбленным чувствам граждан, якобы заботящихся об экологии?

Штраф за парковку на газоне
Шелкович М.
В Республике Беларусь применяется практика привлечения к административной ответственности за парковку на зеленой зоне по ч.3 ст.15.22 КоАП. Это объясняется тем, что санкция статьи предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 350000 до 1750000 белорусских рублей, в то время как штраф за остановку или стоянку с нарушением правил дорожного движения (ст.18.22 КоАП) не превышает 35000 белорусских рублей.
Не подвергая критике желание исполнительной власти пополнить бюджет посредством наказания водителя за нарушение, которого он не совершал, специально для должностных лиц, ведущих административный процесс, привожу статью о правильном сборе доказательств факта повреждения или уничтожения газона.

Привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств.
В соответствии с частью 3 статьи 15.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до трехсот базовых величин.
В настоящей статье рассматривается возможность привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 КоАП водителя, оставившего транспортное средство на так называемой «зеленой зоне».
Для квалификации действий нарушителя по части 3 статьи 15.22 КоАП необходимо доказать, что зеленая зона, на которой оставлен автомобиль, является газоном. В соответствии с пунктом 2.10 ПДД, газоном является участок земли с естественным или искусственно созданным растительным, преимущественно травяным, покровом. В таком широком понимании термина газоном могут быть любые земли с любым растительным покровом в любом состоянии, что, в свою очередь, создает условия для злоупотребления со стороны должностных лиц, ведущих административный процесс, при квалификации правонарушения.
В тоже время, абзац 4 пункта 2 Инструкции о порядке учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.12.2006 № 79, определяет газон как травяной покров, являющийся фоном для посадок и самостоятельным элементом ландшафтной композиции. Пункт 16 этой же Инструкции содержит критерии для определения типов газонов, таких как луговой, мавританский, обыкновенный, партерный, спортивный и т.д., обуславливая существования газона предшествующим комплексом инженерно-технических и биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 16 Инструкции о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 19.12.2004 № 40, все объекты растительного мира, расположенные на землях населенных пунктов, подлежат учету в соответствии с их классификацией.
В соответствии с пунктами 17-18 Инструкции, по объектам растительного мира, расположенным на землях населенных пунктов, ведется государственный статистический учет. При проведении учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливается общая площадь, занимаемая объектами растительного мира, в том числе газонами.
В соответствии с пунктом 20 Инструкции, в процессе учета объектов растительного мира, расположенных на учетных участках, ведется рабочий дневник, состоящий из рабочих ведомостей. В отношении газонов и цветников в рабочих ведомостях отражаются их площадь и состояние.

В соответствии с пунктом 26 Инструкции, документами, отображающими данные учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов (количество, качество, состояние и произошедшие в них изменения), являются рабочий дневник учета объектов растительного мира, результаты проведенного обследования на каждый учетный объект и план учетного объекта в масштабе 1:500. Именно эти документы необходимо положить в основу доказательства того, что поврежденный объект растительного мира является газоном. На основании этих же документов следует установить тип газона и его состояние.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4.2 КоАП, административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения. В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их повреждении или уничтожении.
В соответствии со статьей 101-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с пунктом 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348, размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами согласно приложениям 1-8 к этому же Указу, при этом названными приложениями не определяется размер вреда, причиненный именно повреждением газона, следовательно размер возмещения вреда, причиненного повреждением газона, определяется по фактическим затратам.
В соответствии с пунктом 14 Приложения 8 к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348, определены следующие таксы при уничтожении одного квадратного метра газона:
обыкновенного – 0,5 базовых величин;
партерного – 1 базовая величина;
спортивного – 2 базовые величины.
В соответствии с частью 2 статьи 7.1 КоАП, при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются, в том числе, характер совершенного административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда. В соответствии с пунктом 5 статьи 2.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), в случае причинения административным правонарушением имущественного вреда суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять меры к его возмещению.
Таким образом, при квалификации правонарушения по части 3 статьи 15.22 КоАП, необходимо определить размер причиненного вреда и приложить его расчет в соответствии с пунктом 1.1. Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348. В качестве примера, рассчитаем ориентировочный размер ущерба, причиняемый уничтожением обычного газона припаркованным на нем автомобилем, применяя таксы, установленные пунктом 14 Приложения 8 к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348.

Допустим, средняя длина автомобиля составляет 3 метра, а ширина его шин 0,2 метра. Площадь уничтоженного газона будет равна площади колеи двух колес и составит 3 х 0,2 х 2 = 1,2 квадратных метра. В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 № 1446, размер базовой величины составляет 35000 белорусских рублей. Таким образом, размер ущерба составит 42000 белорусских рублей, что явно несоизмеримо с санкцией части 3 статьи 15.22 КоАП, предусматривающей ответственность физического лица в виде штрафа в размере от 350000 до 1750000 белорусских рублей. При таких обстоятельствах должностным лицом, ведущим административный процесс, может быть применена норма статьи 8.2 КоАП, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 7.2, статьей 8.3 КоАП, лицо может быть освобождено от административной ответственности в случае добровольного возмещения причиненного вреда.
Резюмируя сказанное, при квалификации действий водителя, припарковавшего автомобиль на газоне, для доказательства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.22 КоАП, материалы дела об административном правонарушении, наряду с протоколом об административном правонарушении, в обязательном порядке должны содержать:
1. протокол осмотра места совершения административного правонарушения, с указанием площади поврежденного или уничтоженного газона, его местонахождения, по возможности, с применением фотографирования. Протокол должен содержать однозначное указание на повреждение или уничтожение газона, с отражением основания для такого вывода, поскольку это имеет важное значение для определения размера вреда. В случае необходимости, в соответствии с пунктом 3 статьи 10.13 ПИКоАП, к осмотру следует привлечь специалиста;
2. копии либо выписки из документов, отображающих данные учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов: рабочий дневник учета объектов растительного мира, результаты проведенного обследования на учетный объект, план учетного объекта;
3. Расчет размера вреда, причиненного административным правонарушением:
при уничтожении газона – в соответствии пунктом 14 Приложения 8 к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348;
при повреждении газона – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Весна — время, когда обостряется проблема зеленой зоны. ГАИ всегда пристально следит за соблюдением правил парковки — не станет исключением и этот сезон. Что год грядущий нам готовит? Об этом корреспондент abw.by беседует со старшим инспектором по административной практике отдела ГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Сергеем Масловым.

— Какие территории входят в понятие «зеленая зона»?
— Любые территории с зелеными насаждениями, не предназначенные для движения транспортных средств.
— Какое наказание предусмотрено для автомобилистов, которые паркуются на зеленой зоне?
— В соответствии с пунктом 143.15 ПДД, в котором прописано, что остановка и стоянка на газонах и других сооружениях с зелеными насаждениями запрещаются, подобные действия являются незаконными и влекут за собой привлечение к административной ответственности. Если правонарушение совершено водителем впервые, ему выносится предупреждение или штраф в размере 100 тысяч рублей. Если же правонарушение совершено повторно в течение года после принятия мер административного воздействия, то штраф составит 200 тысяч рублей. Сотрудники ГАИ особое внимание уделяют водителям, нарушающим правила остановки и стоянки на зеленых зонах, работают с ними, так как это одна из основных проблем в Минске. С правонарушителями проводится профилактическая работа, устраиваются специальные рейды с последующей эвакуацией автомобилей.

— Если автомобиль заехал на территорию парка или заповедника, штраф тоже будет 100 тысяч рублей?
— В каждой конкретной ситуации надо разбираться индивидуально. Где-то на въезде будет стоять дорожный знак, запрещающий остановку и стоянку, а где-то его может не быть, поэтому обобщать я не могу.
— Вы предлагаете какую-нибудь альтернативу жильцам домов, во дворах которых парковочных мест мало, а на зеленой зоне парковаться нельзя?
— Конечно. Если брать конкретно наш район, то каждый инспектор знает, где находится платная стоянка для автомашин, и рекомендует водителям оставлять свои автомобили там, а не нарушать ПДД. Если дворы позволяют сделать какую-то реконструкцию, чтобы расширить площади для стоянок, мы обязательно увеличиваем количество парковочных мест. Конечно, люди не хотят платить за парковку, но иногда другого варианта в рамках закона просто нет.

Кроме привычных способов борьбы с правонарушителями последнее время стали появляться необычные методы. Ноу-хау в сражении с недобросовестными белорусскими водителями стал проект минской милиции под названием «Перехват», который изначально начинался с сообщений на twitter.com, а потом стал полностью самостоятельным. На специальном интернет-ресурсе www.perehvat.gov.by любой желающий может размещать сообщения о нарушениях правопорядка, а также фотографии, подтверждающие указанную информацию. Полученные сведения проверяются сотрудниками милиции. Обвиняемых наказывают, если они действительно действовали вне рамок закона.
«Перехват» включает несколько операций, среди которых поведения на дорогах касаются следующие:

  • Автохлам — для сообщения фото- и видеоинформации о местонахождении неэксплуатируемых транспортных средств;
  • Светофор — для сообщения информации о неработающих светофорах и поломанных дорожных знаках;
  • ПДД — для сообщения фото- и видеоинформации о грубых нарушениях ПДД, а также важной информации о дорожной обстановке.

Механизм действия прост: «перехватчик» сообщает о правонарушении с фотографией, где отчетливо виден номер автомобиля, ГАИ устанавливает его владельца и после разбирательства привлекает к административной ответственности.

— Наказание нарушителя по фото и видео казалось на момент создания сайта утопией и фантастикой. Но это только на тот момент, — сообщает на сайте «Перехвата» Александр Ластовский, пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома, автор данного интернет-проекта. — Первый успешный «перехват» состоялся спустя 10 дней после старта эксперимента. Тогда водитель автомашины Renault, проехавший перекресток на запрещающий сигнал светофора, попал в объектив регистратора «перехватчика» и впоследствии был привлечен к административной ответственности.
С февраля 2012 года в адрес «Перехвата» поступило свыше 15.000 сообщений, из них 5000 — непосредственно на сайт проекта. Пресечено свыше 2800 правонарушений, в том числе 1000 нарушителей ПДД оштрафовано, 300 правонарушителей привлечено к административной ответственности на основании фото- и видеоматериалов.
Проблема оставленных на зеленой зоне автомобилей актуальна и в этом сезоне, а значит, сотрудники ГАИ и милиции будут активно сражаться с правонарушителями, применяя при этом как традиционные, так и новые, усовершенствованные методы борьбы.
Анастасия БАРЩЕВСКАЯ
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *