Стаж работы в отрасли.

Смотреть что такое «СТАЖ РАБОТЫ» в других словарях:

  • Стаж работы — стаж и опыт в области экспертизы конкретных объектов. Источник: СДА 12: Правила аттестации экспертов системы экспертизы промышленной безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТАЖ РАБОТЫ — продолжительность трудовой деятельности работника в целом или в некоторой отрасли, по определенной профессии. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

  • СТАЖ РАБОТЫ — (см. ТРУДОВОЙ СТАЖ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • СТАЖ РАБОТЫ — временной интервал приобретения профессионального опыта, продолжительность деятельности в какой нибудь области … Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • СТАЖ РАБОТЫ — продолжительность трудовой деятельности работника в целом или в некоторой отрасли по определенной профессии … Словарь терминов по социальной статистике

  • стаж (работы) — продолжительность трудовой деятельности работника в целом или в некоторой отрасли, по определенной профессии … Словарь экономических терминов

  • СТАЖ РАБОТЫ, ТРУДОВОЙ СТАЖ — продолжительность трудовой деятельности работника. Различают: общий (суммарная продолжительность всякой работы в качестве рабочего или служащего); непрерывный (продолжительность непрерывной работы на одном предприятии или в учреждении);… … Профессиональное образование. Словарь

  • Непрерывный стаж работы — см. в ст. Стаж трудовой … Большая советская энциклопедия

  • Стаж Трудовой Общий — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при установлении государственной трудовой пенсии по старости, а в соответствующих случаях пенсии по… … Словарь бизнес-терминов

  • стаж — СТАЖ, а, м Период времени, в течение которого осуществлялась работа, деятельность кого л. в какой л. области; количество лет, проработанных кем л. где л. Стаж работы 40 лет. Трудовой стаж. Стаж научной работы … Толковый словарь русских существительных

Трудовой стаж

До проведения пенсионной реформы понятие трудового стажа играло ключевую роль. На основании него наступало право на получение пособий по старости. В современной России большую значимость имеет страховой показатель, так как на его базе делается расчет пенсии.

Общий трудовой стаж – это документально подтверждаемый опыт человека, а для его подсчета применяется две характеристики:

  1. Количественная – общая продолжительность службы у всех работодателей, в частности совместительство.
  2. Качественная – вид профессиональной деятельности, влияет опасность и вредность.


Документом, подтверждающим стаж, является трудовая книжка. В ней фиксируются все периоды занятости, а также занимаемые должности.

Законодательное регулирование

Нормативным актом, регулирующим правила начисления страхового стажа, является 400 Федеральный закон от 2013 года. Он включает в себя четыре статьи:

  • 11 – срок работы или иной деятельности, которые используются при подсчете;
  • 12 – нетрудовая занятость, которая также учитывается;
  • 13 – принципы и правила исчисления;
  • 14 – процедура подтверждения стажа.

Также сведения о том, что входит в трудовой стаж, можно почерпнуть из 20 статьи 166 ФЗ от 2001 года. Там указано, что для назначения пенсии требуется определенная продолжительность активной деятельности. В нее включаются не только периоды непосредственного труда, но и иная общественно полезная оплачиваемая форма работы.

Классификация

Российское законодательство выделяет несколько видов стажа, каждый из которых нужен для подсчета определенных показателей. Рассмотрим подробнее все разновидности.

Понятие общий трудовой стаж – это сумма всех работ по трудовому договору и общественная деятельность. Считается посредством сложения всех продолжительностей независимо от перерывов. На основании данного общего стажа назначается пенсия по старости и за выслугу лет. Рассмотрим, что входит в общий трудовой стаж: помимо непосредственной работы в качестве наемного служащего в учет идут следующие периоды:

  • деятельность в аспирантуре и ординатуре;
  • служба в армии;
  • ведение собственного бизнеса;
  • работа по договору подряда;
  • оплачиваемая общественная деятельность.

Под специальным стажем понимается общий период деятельности в особых условиях или на определенных должностях. Во-первых, в него входит работа в районах Крайнего Севера или в приравненных к этой местности регионах. Во-вторых, влияние условий службы — вредные производства. В-третьих, занятость в службах особого назначения, где имеется высокий риск для жизни. Изучим некоторые примеры, которые идут в зачет специального стажа:

  • работа под землей, в горячих цехах;
  • занятость в полевой и лесоустроительной деятельности;
  • членство экипажей судов дальнего плавания;
  • добыча полезных ископаемых;
  • вождение городского транспорта;
  • для женщин – работа машинисткой или занятость в текстильной промышленности;
  • деятельность в образовательной сфере (детские учреждения) и в здравоохранении;
  • спасатели, задействованные в ликвидации последствий аварий.

Важно знать! На основании специального стажа назначаются надбавки к пенсии, а также можно досрочно уйти на отдых по выслуге лет.

Непрерывный стаж – это период работы в конкретной компании или нескольких, при условии, что между увольнением и трудоустройством прошло не более месяца. Также не будет прерывания, если уход связан с переводом супруга. На текущий момент данный вид стажа не играет роли, ранее применялся для подсчета больничного.

Многие граждане путают понятия трудового и страхового стажа. В современном законодательстве первый термин отсутствует и льгот не предполагает. Он применяется только для подсчета пенсии, заработанной до 2002 года. Сегодня ключевую роль играет суммарный страховой стаж, то есть периоды активности, за которые производилась оплата в ПФР, а также некоторые другие:

  • уход за некоторыми категориями граждан – детьми до трех лет, лицами старше восьмидесяти лет, инвалидами первой группы;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности.

Пенсия начисляется при условии наличия страхового стажа свыше пяти лет не в полставки. В противном случае человек может рассчитывать только на минимальное социальное пособие от государства. Это и есть ответ на вопрос, на что влияет трудовой стаж.

Порядок исчисления стажа

В большинстве случаев для подсчета всех видов стажа используется трудовая книжка и вкладыши в нее. В данном документе, как указывалось выше, фиксируются сведения обо всех официальных местах трудоустройства. При ее отсутствии, например, в случае утери, можно использовать договора, зарплатные ведомости, копии приказов и так далее. Косвенным подтверждением стажа будет выписка из ПФР, так как там хранятся сведения обо всех взносах за работника, но этот расчет не точный.

В зависимости от цели, которая преследуется при определении стажа, применяются те или иные методики. Рассмотрим, как сделать исчисление трудового стажа для пенсии и больничного.

Для пенсии

Для назначения пособия по старости учитывается общий трудовой стаж, то есть суммируются все периоды, за которые делались начисления в Пенсионный фонд. Последовательность действий следующая:

  1. На основании записей в трудовой книжке выписать все сроки трудоустройства с точностью до дня.
  2. Сложить все периоды, указав количество лет, месяцев и дней.

Важно знать! Для того, чтобы стать получателем страховой пенсии, нужно минимум пять лет и тринадцать баллов. Они определяются годовым заработком человека. В среднем при заработной плате в 30 000 рублей за год начисляется четыре пункта.

Для больничного

Принцип расчета стажа для получения выплат по больничному схож с представленной выше системой. Сначала надо определить стаж у каждого работодателя, а потом просуммировать показатели. Размер выплаты формируется по следующим правилам:

  • стаж менее полугода – МРОТ;
  • до пяти лет – 60% от зарплаты;
  • до восьми лет – 80% от дохода;
  • свыше восьми лет – 100% от средней заработной платы.

Пособие выплачивает ФСС, используя в качестве посредника работодателя. Чем большее количество лет трудился гражданин, тем большую сумму он сможет получить в случае временной нетрудоспособности.

Нерабочие периоды, добавляемые в стаж

Определенное время, проведенное не в процессе трудовой деятельности, не идет в зачет. В общем стаже не будут учтены следующие периоды:

  1. Получение образования в высшем учебном заведении.
  2. Осуществление ухода за инвалидом первой группы, а также несовершеннолетним гражданином с проблемами со здоровьем.
  3. Проживание с супругом военнослужащим, когда устроиться невозможно из-за отсутствия рабочих мест.
  4. Уход за ребенком в рамках отпуска по беременности и родам, а также в последующие полтора или три года.

Совет! Полный перечень того, что не входит в трудовой стаж, представлен в федеральном законе о пенсиях.

Порядок подтверждения стажа

Для оформления пенсии люди нередко сталкиваются с необходимостью подтверждать и подсчитывать свой стаж. Проще всего это сделать посредством предоставления трудовой книжки, но иногда она теряется, как и сведения в ней. Копия документа не будет считаться доказательством, поэтому приходится прибегать к иным способам:

  1. Документальный – предъявление трудовых договоров, справок и выписок из ПФР и налоговой, удостоверение ветерана.
  2. Свидетельские показания – применяется как дополнительный метод и подтверждает только общий стаж.

При обращении ко второму способу необходимо предварительно доказать, что отсутствует трудовая книжка и нет возможности получить иные документы из архивов или от работодателей.

Совет! Сложнее всего подтвердить свой стаж, если компания ликвидирована. Для начала необходимо найти фирму-правопреемника, затем создать обращение в архив.

Общий трудовой страховой стаж – это продолжительность рабочей деятельности человека. Для получения пенсии необходимо, чтобы работодатель делал взносы в ПФР. Трудовой стаж бывает разных типов, но в современной России ключевую роль играет страховой, остальные могут быть подсчитаны, но при расчете и назначении пособий учитываться не будут.

Вопрос. Разъясните, пожалуйста, как будет исчисляться стаж работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2017 г. № 334 (далее – постановление № 334).
Необходимо ли пересчитывать стаж работы в отрасли лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятых на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов.
Правомерно ли при установлении повышения тарифных ставок (окладов) работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственного органа, учитывать периоды работы в:

  1. государственных органах (государственных организациях) на должностях, не относящихся к государственным или осуществляющим обеспечение его деятельности и техническое обслуживание;
  2. централизованных бухгалтериях, созданных при государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах, их управлениях и отделах, а также учреждениях социально-культурных отраслей бюджетной сферы;
  3. подразделениях по техническому надзору за капитальным ремонтом (строительством) и иных организациях при государственных органах, местных исполнительных и распорядительных органах, их управлениях и отделах;
  4. бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, находящихся в подчинении отраслевого министерства или иного государственного органа.

Ответ. До вступления в силу постановления № 334 работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечение деятельности государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли осуществлялось в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденным постановлением Министерства труда от 12 января 2000 г. № 4 (далее – Положение).
При исчислении стажа работы, указанной категории работников государственных органов, учитывались периоды работы на любых должностях в государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях, а также иные виды деятельности, включаемые в стаж государственной службы при занятии государственных должностей в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, в том числе на должностях, связанных с техническим обслуживанием и обеспечением деятельности.
При этом периоды работы в централизованных бухгалтериях, подразделениях по техническому надзору за капитальным ремонтом (строительством), а также бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, находящихся в подчинении отраслевого министерства или иного государственного органа, не учитывались.
Постановлением № 334 порядок исчисления стажа работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, существенно не изменился.
Вместе с тем уточнены периоды, включаемые при исчислении стажа работы в отрасли, а именно:

  1. периоды работы (военной службы, службы) в государственных органах;
  2. иные виды деятельности, предусмотренные пунктом 8 Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. № 471 «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы», в том числе периоды работы, связанные с выполнением трудовых функций по обеспечению деятельности и техническому обслуживанию государственных органов;
  3. время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставляемого работнику в период его работы (военной службы, службы) в государственных органах.

Под периодами работы в государственном органе подразумеваются:

  1. государственная служба, т.е. профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов;
  2. военная служба (служба) в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность Республики Беларусь, и военизированных организациях;
  3. работа на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа.

В соответствие со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственному органу относится образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
На основании изложенного, лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятым на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, которым установлено повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли в соответствии с пунктом 6 Положения, стаж работы не пересчитывается.

Лицам, переведенным с государственных должностей, а также лицам, вновь принятым на работу в государственный орган, после проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, на должности работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли будет производиться в соответствии с постановлением № 334.
По информации Минтруда

В постановление Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 N 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» внесены изменения и дополнения. Часть из них вступает в силу с 01.01.2020. Остальные — с даты, когда начинает действовать новая редакция ТК, а именно: с 28.01.2020 <*>.

При этом некоторые изменения носят редакционный характер. В большинстве случаев они внесены для того, чтобы привести нормы постановления N 13 в соответствие с новой редакцией ТК. Часть изменений существенно повлияет на порядок оплаты труда работников бюджетной сферы.

Рассмотрим основные их них.

Тарифные разряды служащих и кратные размеры базовой ставки рабочих

С 01.01.2020 вносятся изменения в таблицу 1 приложения к постановлению N 13.

В частности, уточнено, что 6-й тарифный разряд устанавливается для мастеров всех наименований. Ранее перечень должностей мастеров в таблице был ограничен 5 наименованиями, а именно: мастер, мастер: погрузочно-разгрузочных работ, производственного обучения, производственного обучения управлению механическим транспортным средством, участка <*>.

Таблица 4 приложения к постановлению N 13, в которой определены кратные размеры базовой ставки по профессиям рабочих-повременщиков, тарифно-квалификационными характеристиками которых не предусмотрены разряды работы, дополнена профессией «кассир билетный». По данной профессии устанавливается кратный размер базовой ставки, равный 1,10 <*>.

Надбавка за стаж работы в бюджетной организации

Новой системой оплаты труда для работников бюджетной сферы предусмотрена надбавка за стаж работы в бюджетных организациях <*>. Порядок определения стажа работы для установления данной надбавки предусмотрен в п. 4 — 11 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах, утвержденной постановлением N 13.

С 01.01.2020 постановлением от 14.11.2019 N 53 часть перечисленных норм изменена либо изложена в новой редакции. При этом некоторые пункты корректировке не подверглись.

В частности, в новой редакции изложен п. 4 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах. В нем четко прописали, что в стаж работы для начисления надбавки за стаж в бюджетных организациях засчитываются периоды работы начиная с 19.09.1991. Причем согласно разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты такой подход существовал и ранее. Теперь это установлено на законодательном уровне <*>.

Как и прежде, в этот стаж засчитываются периоды работы <*>:

— в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;

— в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности.

Вместе с тем добавлены периоды работы в иных организациях, а именно <*>:

— в госорганах Республики Беларусь, а также в подразделениях, созданных госорганами;

— в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также в качестве депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе в местных Советах депутатов всех территориальных уровней;

— в международных организациях и учреждениях по направлению госорганов Республики Беларусь;

— в исполнительных органах СНГ, органах Сообщества Беларуси и России, Союза Беларуси и России, Союзного государства и их аппаратах, расположенных на территории Республики Беларусь.

Кроме того, в стаж работы для определения надбавки за стаж включаются периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь, а также время альтернативной службы <*>.

Справочно

Под воинскими формированиями понимаются <*>:

— Вооруженные Силы;

— органы пограничной службы;

— внутренние войска МВД;

— органы госбезопасности;

— транспортные войска;

— Служба безопасности Президента Республики Беларусь;

— Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.

Под военизированными организациями понимаются:

— Следственный комитет;

— Госкомитет судебных экспертиз;

— органы внутренних дел;

— органы финансовых расследований Комитета госконтроля;

— органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Новой редакцией п. 12 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах предусмотрено, что выплата надбавки за стаж работы в бюджетных организациях работникам с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда). Данный подход заимствован из ст. 290 ТК-2020.

На заметку
Под неполным рабочим временем понимается уменьшенная по сравнению с нормальной продолжительность рабочего времени <*>.

Определение статуса организации

Не всегда по трудовой книжке новый наниматель может определить статус организации (бюджетная она или нет). Прежней редакцией было предусмотрено, что сведения о статусе предположительно бюджетной организации можно получить от госорганов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации <*>.

С 01.01.2020 постановлением от 14.11.2019 N 53 добавлена норма о том, что статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях также может подтвердить сама организация, где работал работник <*>.

Надбавка за работу на условиях контрактной формы найма по Декрету N 29

С 28.01.2020 постановлением от 14.11.2019 N 53 из перечня стимулирующих выплат, приведенных в постановлении N 13, исключается надбавка за контракт по Декрету от 26.07.1999 N 29 <*>.

Вместе с тем отметим, что надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетной сферы сохраняется. С 28.01.2020 она регулируется нормами трудового законодательства.

Так, новой редакцией ТК предусмотрено, что контракт для работников бюджетной сферы, помимо прочих обязательных сведений и условий, должен содержать сведения о надбавке. Ее размер не должен превышать 50% оклада. При этом размер указанной надбавки устанавливается (изменяется) в пределах средств, предусмотренных в соответствии с законодательством на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год. Уменьшение ее размера осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 32 ТК-2020 <*>.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *