Государственный акт на земельный участок

О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей

КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

И Н С Т Р У К Ц И Я
9 марта 1992 г.

О порядке выдачи (замены) государственных актов
на право собственности на землю, пожизненного
наследуемого владения, бессрочного (постоянного)
пользования землей

Порядок оформления и выдачи свидетельства на право собственности на землю утвержден Председателем Роскомзема от 15.02.94 (в Минюсте РФ не зарегистрирован)

____________________________________________________________________

Настоящая Инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.
При подготовке Инструкции были использованы предложения Краснодарского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (А.С.Виднов), РосНИИземпроекта (И.Н.Чепурнов), ЦентрНИИгипрозема (В.В.Талялев), Московского института инженеров землеустройства (В.П.Троицкий), Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (В.Н.Голубев).
Инструкция одобрена Научно-техническим советом и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 9 марта 1992 года.
Инструкция вводится в действие взамен «Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей», утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 г.

I. Общие положения

1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.

1.2. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» установлены единые для РСФСР две формы (N 1 и N 2) государственного акта.

1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей* выдается:
по форме N 1 — гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности;
по форме N 2 — предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

*В дальнейшем именуется «государственный акт».

1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.

1.5. Перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с:
изменением правового статуса земельного участка (предоставлением в собственность, владение, пользование);
укрупнением или разукрупнением землевладения, землепользования;
внесением в площадь или расположение земельного участка значительных изменений;
внесением в государственный акт большого количества изменений, затрудняющих его чтение и понимание границ на чертеже;
переходом прав на земельный участок к другому собственнику, землевладельцу, землепользователю.

1.6. Перерегистрация прав на земельный участок существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан производится по ходатайству предприятий, учреждений, организаций, личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком. При отсутствии таких документов оформление прав на земельный участок производится после проведения необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель.
При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными. В противном случае спор должен быть рассмотрен местной администрацией, на основании решения которой, если одна из сторон не обжалует его в суд в установленном порядке, выдается государственный акт.

1.7. Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, имеющим несколько чересполосных земельных участков, государственный акт выдается:
один, если все чересполосные земельные участки расположены в пределах территории, находящейся в ведении одного Совета народных депутатов (районного, городского, поселкового, сельского);
на каждый земельный участок (группу участков), если они расположены на территориях, находящихся в ведении нескольких Советов народных депутатов или предоставленных для разных целей.

1.8 К государственному акту в качестве приложения выдаются:
список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);
список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставляемых в собственность, владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Право собственников на земельную долю удостоверяется справкой по форме приложения 1, выдаваемой в необходимых случаях.

1.9. Государственный акт составляется на государственном (национальном) языке, принятом в данной республике в составе Российской Федерации, автономном образовании с подстрочным русским текстом.

1.10. Бланк государственного акта изготовляется на офсетной бумаге N 1. Размеры бланков: по форме N 1 — 150 х 210 мм на 6 страницах,по форме N 2 — 210 х 300 мм на 8 страницах.

1.11. Государственный акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой местной администрации и скрепляется гербовой печатью.
Первый экземпляр государственного акта выдается собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранится в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

1.12. Обеспечение проведения землеустроительных работ,связанных с составлением и выдачей государственных актов, возложено на Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований и Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации.
Работы по составлению государственных актов проводятся районными, городскими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам с привлечением организаций, имеющих право на проведение указанных работ.

II. Порядок составления государственных актов

2.1. При составлении государственного акта проводится подбор ранее выданных документов, удостоверяющих право собственности, пользования, владения земельным участком, материалов по изъятию и предоставлению земель, планово-картографических материалов, проектов землеустройства, генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, геодезических и других данных о границах участка, уточнение данных о наличии посторонних землепользователях, а также сведений об установленных на предоставленной территории режимах использования земель. На основании изучения и анализа подобранных материалов устанавливаются виды и объемы землеустроительных работ, связанных с выдачей государственного акта, необходимость установления или восстановления границ, уточнения площадей земельных угодий.

2.2. При выдаче государственного акта о порядке перерегистрации прав на землю, с целью уточнения площадей, фактического состояния, полноты, эффективности и целевого использования земель, при необходимости, проводятся контрольные измерения или сличение границ земельного участка в натуре. При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производится контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка.
В случае установления фактов, когда часть земель не используется или используется неэффективно, не по целевому назначению, по предложению районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам местная администрация может исключить ее из площади, на которую перерегистрируются права на землю, и зачислить в земли запаса или в специальный фонд земель для последующего перераспределения. В земли запаса зачисляются также земли ликвидированных предприятий, учреждений, организаций, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым в установленном порядке отказано в перерегистрации их прав на землю.

2.3. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.
Установление и закрепление границ в натуре производится в соответствии с действующими техническими требованиями.

2.4. Границы земельных участков устанавливаются в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.
Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре извещаются повестками, которые должны быть вручены не позднее, чем за два дня. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.
При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

2.5. После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам вносятся в местную администрацию предложения для принятия решения о выдаче на эти участки государственных актов соответствующей формы.

2.6. В решении о выдаче государственного акта указывается:
наименование или фамилия, имя, отчество собственника, владельца, пользователя земли и его местонахождение или адрес;
основание для выдачи государственного акта (номер и дата решения Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка);
общая площадь предоставленных земель, в том числе по угодьям;
цель предоставления земель;
правовое положение земельного участка (собственность, владение, пользование);
особые условия использования земель на предоставленном участке.

2.7. Заполнению государственного акта предшествует составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании*. Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 — на 4-й странице, по форме N 2 — на 4-й и 5-й страницах.
Масштаб чертежа выбирается в зависимости от размера и конфигурации землевладения и землепользования и с таким расчетом, чтобы на нем можно было показать все поворотные точки границ земельных участков.

__________________
* В дальнейшем именуется «чертеж границ».

2.8. Чертеж границ составляется на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользований, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю.

2.9. На чертеже границ показываются:
поворотные точки границ земельного участка, в т.ч. закрепленные в натуре межевыми знаками;
линейные объекты (дороги, валы, лесополосы, каналы, другие урочища), элементы гидрографической сети (реки, озера), являющиеся границами земельного участка;
границы и номера земельных участков других собственников, владельцев и пользователей, арендаторов, земель запаса, населенных пунктов, расположенных в границах земель, предоставляемых по государственному акту (земли постороннего пользования);
границы и номера участков (зон) с особым режимом использования земель;
границы земель, предоставляемых в собственность, из них — бесплатно, во владение или пользование;
номера поворотных точек, меры линий и румбы внешних границ.
В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных обмеров, без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только линейные промеры между точками.
На чертеже показываются границы всех чересполосных участков.
Все элементы чертежа земель вычерчиваются в условных знаках, принятых в землеустройстве.

2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.

2.11. При заполнении 3-й страницы государственного акта указывается наименование Совета народных депутатов или органа местной администрации, принявшего решение о предоставлении земли.
При заполнении строк на этой же странице, где указывается правовое положение земель, а также на 6-й странице в «Экспликации земель…» проставляются площади земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование. При отсутствии таких площадей ставится прочерк.
На 3-й странице также приводятся номера и наименования всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.

2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в таблице «Земли других собственников, владельцев,пользователей и т.д.» записываются наименования всех собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, площади и номера этих участков на чертеже. Земли запаса и земли, переданные в ведении сельских (поселковых) Советов народных депутатов, показываются в этой таблице как земли постороннего пользования. В этом случае в таблице приводятся название местного Совета народных депутатов, общие площади земель в разрезе населенных пунктов и участков земель запаса, находящихся в его ведении.

2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к государственному акту.
Приложение N 1 «Список собственников…» составляется при передаче земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективно-долевую собственность граждан. В нем указывается фамилия, имя, отчество гражданина-собственника (без сокращений) и средний размер земельной доли каждого (сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни, в гектарах).
В приложении N 2 «Список земельных участков с особым режимом использования» указывается номер участка на чертеже границ, наименование территории с особым режимом использования земель, общая площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и пашни на участке, установленный режим использования земель. В графе «Установленный режим использования земель» приводится нормативный документ, которым установлен режим на данной территории.
Указанное приложение подписывается председателем районного (межрайонного) комитета по экологии и природопользованию.

2.14. При заполнении таблиц государственного акта и приложений к нему, при наличии чересполосных участков данные заполняются в разрезе каждого чересполосного участка и в целом по землевладению (землепользованию).

2.15. Все таблицы и приложения к государственному акту, чертеж границ подписываются председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

2.16. Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:
а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;
б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;
в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;
г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;
д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование, и экспликации;
е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;
ж) акт установления (восстановления) границ;
з) корешки повесток о вызове представителей с распиской о вручении повестки;
и) документы по контролю и приемке работ;
к) журналы и абрисы полевых измерений, материалы по их обработке.
Материалы, указанные в подпунктах б) и в), включаютя в дело при перерегистрации прав на землю.

2.17. Землеустроительные дела по выдаче государственных актов хранятся в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской,поселковой, городской администрации.

2.18. Ответственность за правильность составления государственного акта несет председатель районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

III. Порядок выдачи (замены) государственных актов

3.1. Государственные акты на право собственности на землю, владения, пользования землей выдаются руководителям предприятий, организаций, учреждений, гражданам, уполномоченным представителям коллективов граждан председателем районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или его заместителем, а в населенных пунктах — главой сельской, поселковой, городской администрации или его заместителем.
Лицо, которому выдается государственный акт, расписывается в его получении в Книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования* и на третьей странице второго экземпляра государственного акта, который остается в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или сельской, поселковой, городской администрации.

___________________
* В дальнейшем «Книга записей государственных актов».

3.2. Книга записей государственных актов установленного образца (приложение N 2) выдается районным (городским) комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, а в населенных пунктах — сельской, поселковой, городской администрацией. Книга прошнуровывается, свидетельствуется подписью председателя районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам или главой сельской, поселковой, городской администрации и скрепляется гербовой печатью.

3.3. В Книгу записей государственных актов при регистрации вносится номер государственного акта,выдаваемого собственнику земли, владельцу, землепользователю. В каждом административном районе, городе областного подчинения, сельском, поселковом, городском Советах народных депутатов устанавливается своя их нумерация. Номера государственных актов присваиваются в порядке очередности записей в книге. С целью установления различий между органами, производящими регистрацию, рекомендуется дополнительно к порядковому номеру давать шифр области (республики, края, автономного образования), города областного подчинения и административного района, сельского (поселкового) Совета народных депутатов.
Например, государственному акту, выданному районным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, присваивается номер ТВО-01-000015, а выданному сельской, поселковой, городской (районного подчинения) администрацией — ТВО-01-02-000075, где ТВО — шифр области (Тверская), 01 — порядковый номер административного района, города областного подчинения, 02 — порядковый номер сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов, 000015 и 000075 порядковые номера, сделанные в Книге записей государственных актов района (города) и Книге записей сельской, поселковой, городской администрации.
Присвоение шифров административным районам, городам областного подчинения, сельским, поселковым, городским Советам народных депутатов устанавливается решениями Советов Министров республик в составе Российской Федерации, исполнительных краев, областей, автономных образований.

3.4. Изменения, происшедшие в землевладении, землепользовании, фиксируются на странице 6 (форма N 1) или 8 (форма N 2) государственного акта и наносятся на чертеж границ. Новые границы вычерчиваются сплошными линиями черной тушью, а старые перечеркиваются короткими штрихами красной тушью.
Изменения вносятся одновременно в оба экземпляра государственного акта.

3.5. Собственник земли, землевладелец, землепользователь по запросу районного (городского) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации обязан в десятидневный срок представить свой экземпляр государственного акта для внесения в него изменений на основании решения местной администрации.
Если собственник земли, землевладелец, землепользователь в установленные законом сроки обжаловал в судебном порядке решение местной администрации, на основании которого вносятся изменения в государственный акт, то запрос направляется после вынесения решения суда.

3.6. При прекращении в установленном порядке права собственности на землю, владения, пользования землей государственный акт сдается в районный (городской) комитет по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельскую, поселковую, городскую администрацию. В этом случае в графе II Книги записей государственных актов указывается дата сдачи государственного акта и основание прекращения права на землю.

3.7. Районный (городской) комитет по земельной реформе и земельным ресурсам или сельская, поселковая, городская администрация сдает утратившие юридическую силу государственные акты в архив. Хранение указанных документов в архиве — постоянное.

IV. Хранение государственных актов

4.1. Книга записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов хранятся в районном (городском) комитете по земельной реформе и земельным ресурсам или в сельской, поселковой, городской администрации в несгораемых или специально оборудованных шкафах, доступ к которым имеют председатель и специалист комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, глава (заместитель) сельской, поселковой, администрации или должностные лица, уполномоченные вести книгу.

4.2. Собственник земли, землевладелец, землепользователь обязан хранить выданный ему государственный акт наравне с документами строгой отчетности.

Приложение 1. Справка об удостоверении права собственника на земельную долю

Приложение 1

Приложение 2. Книга записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей

Приложение 2

Эндже Мухаметгалиева, начальник отдела государственной регистрации недвижимости физических лиц Управления, обратила внимание на то, что помимо госакта Законом о регистрации предусмотрены и иные документы, на основании которых может быть зарегистрировано право собственности на земельный участок. Так, этим документом может быть акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания. Простыми словами, речь идет о постановлении или решении полномочного органа о предоставлении земельного участка гражданину, на основании которого впоследствии был выдан государственный акт на землю. Заказать копию такого постановления (решения) можно либо в Государственном архиве Республики Татарстан, расположенном по адресу г. Казань, ул. 8 Марта, 5а, либо в архивном отделе соответствующего муниципального образования, где хранится данный документ.


Для законного владения земельным участком, на котором вы планируете строить дом, осуществлять предпринимательскую деятельность или вести личное хозяйство, необходимо оформить право собственности на землю.

Порядок оформления прав собственности на земельные участки претерпел первые изменения в начале 2013 года, согласно поправкам в Законе «О госрегистрации прав на недвижимость и их обременений». Эти и последующие коррективы были внесены для упрощения процедуры и повышения ее юридической «прозрачности».

Что изменилось?

01.01.2013 г. вступил в силу новый Закон Украины «О государственном земельном кадастре», прекращающий выдачу земельных госактов и заменяющий ее выдачей свидетельство праве собственности на недвижимое имущество (ранее это был земельный госакт). Аналогичное свидетельство стало и основным документальным подтверждением прав на прочую недвижимость – дома, квартиры, нежилые помещения.

Вся информация о земельных участках стала фиксироваться в электронном Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и Государственном земельном кадастре, о которых мы поговорим чуть позже.

До изменений в порядке регистрации прав заявка подавалась непосредственно в Госземагентство, кадастровому регистратору. Затем – в Госдепартамент регистрации вещных прав на недвижимость или в местные органы Госкомзема.

25 декабря 2015 г. Кабинет министров Украины принял постановление, в очередной раз изменившее порядок госрегистрации прав на недвижимость, включая земельные участки. Теперь документы, необходимые для оформления права собственности на землю, подаются в Центр предоставления административных услуг – ЦПАУ (Центр надання адміністративних послуг – ЦНАП) или нотариусу.

Подтверждением права собственности на земельный участок является факт его регистрации в Государственном реестре прав на недвижимость.

ВАЖНО! Госакты на землю, выданные до 01.01.2013 года, также остаются в силе.

Какие документы нужны для регистрации права на землю?

Актуальный список документов для подачи в ЦПАУ таков:

  • Заявление установленного образца (бланк распечатывается на месте регистратором или нотариусом и заполняется заявителем).
  • Оригинал и копия паспорта заявителя-гражданина Украины (две первые и 11-я стр.), либо вид на жительство (ВНЖ) проживающего в Украине, либо паспорт иностранного гражданина (национальный, служебный или дипломатический) или заменяющий его документ.
  • Оригинал и копия номера карточки налогоплательщика (ИНН). ВАЖНО! Этот документ не требуется в случае, если гражданин отказался получить ИНН по религиозным мотивам, сообщил об этом в органы власти Украины и получил соответствующую отметку в паспорте.
  • Документ об оплате административного сбора (если заявитель официально не освобожден от его оплаты). В зависимости от желаемой скорости оформления прав сумма сбора варьируется от 10% минимальной зарплаты до 5 минимальных зарплат.

При оформлении прав собственности на землю в ЦПАУ нужно будет уплатить только административный сбор. Если же права оформляются у нотариуса, то потребуется и оплата нотариальных услуг, что удорожит процедуру.

  • Документы для подтверждения наличия, возникновения или перехода прав на землю. Это могут быть госакт старого образца (до 2013 г.), договор купли-продажи, документы об обмене, дарении, решение суда и т.д.
  • Выписка из Государственного земельного кадастра (ГЗК). ВАЖНО! Выписка не подается, если в документах из предыдущего пункта есть кадастровый номер участка, а также если сведения об участке уже внесены в ГЗК.

О том, как подать заявку на выписку из ГЗК, смотрите пошаговую видеоинструкцию (ссылка на видео под статьей), созданную Госслужбой Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

В случаях, когда оформлением прав на землю занимается представитель ее собственника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность, а также оригинал и копию своих паспорта и ИНН.

Чтобы вам не пришлось снова и снова возвращаться в ЦПАУ для законного оформления прав на землю, необходимо подготовить все документы очень тщательно.

Как долго длится регистрация?

Максимальный срок проведения регистрации прав на земельный участок составляет 5 рабочих дней. По истечении этого периода можно получить у регистратора распечатку из Госреестра (без подписи и печати).

Решение регистратора, обладающее юридической силой, размещается на портале Госреестра, после чего заявитель получает статус полноправного владельца земли.

Пятидневный срок ожидания можно сократить до двух дней, 24 часов или даже двух часов, но при этом, разумеется, значительно увеличится сумма административного сбора.

Данные об участке в Госреестре и Кадастровой карте

Итак, после оформления всех необходимых документов, новые данные о форме собственности и другие сведения об участке заносятся на государственные электронные ресурсы:

  1. Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.
  2. Государственный земельный кадастр (ГЗК), его «зеркало» – публичная Кадастровая карта Украины.

Найти информацию о земельном участке в Госреестре и на Кадастровой карте можно по уникальному кадастровому номеру участка.

  • В свидетельствах о праве собственности на землю, выданных после 2004 г., кадастровые номера находятся на оборотной стороне документа.
  • В госактах, выданных до 2004 г., кадастровые номера не содержатся; их следует искать в другом документе – справке о присвоении кадастрового номера. Если же такая справка отсутствует, то, вероятно, участку не был присвоен кадастровый номер. В этом случае участок можно поискать вручную на публичной Кадастровой карте. Для удобства поиска воспользуйтесь спутниковым снимком местности (кнопка «Слои», пункт «Ортофотопланы»).

Если участок не найден, или вы обнаружили ошибки в отображении его границ и/или другой информации, можно написать соответствующую электронную заявку и отправить ее в органы земресурсов на рассмотрение. Заявка формируется и отправляется прямо на сайте Кадастровой карты Украины при помощи кнопки «Обратная связь» в правом верхнем углу.

ВАЖНО! Информация об участке из земельного кадастра не переносится автоматически в Госреестр прав на недвижимость. Поэтому имеет смысл «проследить» свой участок на обоих ресурсах и в случае необходимости внести данные о нем.

Не забудь(Ещё нет голосов, опубликуйте перым!)

Право пользования землей — одна из наиболее распространенных форм использования земельных участков, когда земля не находится в собственности, но ею можно пользоваться в своих интересах, в том числе и для извлечения прибыли.

Однако, для того, чтобы полноценно извлекать максимальную выгоду из имеющегося ресурса, необходимо правильно оформить право пользования землей.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательное регулирование права пользования

Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Основное регулирование права пользования и его оформления осуществляется с

помощью Земельного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.

Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта регламентируется также и порядок установления права пользования землей в зависимости от их целевого назначения.

Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.

Какими документами закрепляется право пользования земельными участками

Закрепление права пользования на землю может осуществляться получением различных документов, которые смогут подтвердить законность возникновения такого права.

К таким документам будут относиться:

  • Государственный акт о предоставлении участка в пользование;
  • Договор о праве пользования землей, заключенный между собственником участка и лицом, которое будет пользоваться им в своих целях;
  • Свидетельство о праве пользования.

Государственный акт о предоставлении участка в пользование выступает в качестве одного из ключевых документов, на основе которых производится регистрация права пользования.

Этот документ имеет равную юридическую силу с другими подтверждающими документами и может выступать в качестве основания для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Этот документ оформляется путем подписания соответствующего постановления главой администрации муниципального образования или руководителем специально уполномоченного органа субъекта федерации.

В рамках этого документа дается подробное описание тех целей, для которых участок предоставляется, на какой срок устанавливается право, а также какие требования устанавливаются к пользователю (например, компании предоставляются в постоянное бессрочное пользование участки, предназначенные для осуществления индивидуального жилищного строительства.

Эти участки компания может продать, но при оформлении документов обязательно

должна произойти переуступка прав собственности, то есть выкуп участков будет происходить у компании, которая их выкупит у государства).

Договор пользования также выступает в качестве одного из документов, на основании которого происходит оформление права пользования с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Составление этого договора должно происходить в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации. В таком договоре должны быть даны подробные характеристики участка, предоставляемого в пользование, а также зафиксированы все права и обязанности сторон-участниц.

При этом, одной из сторон при заключении такого соглашения, может выступать государство в лице его уполномоченных органов или должностных лиц.

Свидетельство о праве пользования землей выдаётся уже после внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Этот документ носит характер обязательного и подтверждает право полноценного использования конкретного участка (идентификация надела в этом случае происходит на основании присвоенного ему кадастрового номера) в целях, определенных его назначением (для индивидуального жилищного строительства, ведения сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и т.д.).

Все эти документы выдаются уполномоченными органами на основании заявления лица, желающего получить участок в пользование. При этом, ошибочно считать, что подать такое заявление может только физическое лицо. Юридические лица в виде организаций разных форм собственности и уставного характера также могут выступать в качестве просителя наделить его правом пользования землей.

Как осуществляется регистрация права пользования

Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.

Процедура регистрации права пользования на землю осуществляется путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.

Кроме заявления, для внесения полноценных сведений в реестр, лицу, получившему такое право, необходимо будет предоставить еще и дополнительный пакет документов, куда будут входить:

  • Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
  • Кадастровые документы на него;
  • Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
  • Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
  • Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.

Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.

На такую проверку устанавливается срок в десять дней с момента подачи заявления.

Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.

Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.

Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.

Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.

Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.

Переоформление права пользования

Переоформление права пользования осуществляется в том случае, если первоначально

оно было предоставлено до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса.

В том случае, если право пользования оформлено с помощью акта о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве на участок образца, установленного на момент действия старого земельного законодательства, выписки о предоставлении земли администрацией, переоформление права пользования будет происходить в упрощенном варианте.

Этот вариант подразумевает предоставление для оформления свидетельства только заявления, а также кадастровых документов и старых правоустанавливающих.

Дополнительных проверок в этом случае производиться не будет.

Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

Вы хотите отказаться от приватизации? Наша статья подробно вам разъяснит все плюсы и минусы этого решения!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по .

Судебная регистрация

В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.

Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.

Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение по делу, необходимо грамотно составить исковое заявление.

В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.

Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.

К таким документам будут относиться:

  • Копия заявления о регистрации права пользования;
  • Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
  • Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
  • Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.

Суд, изучив все представленные доказательства, должен вынести соответствующее решение, которое вступит в силу через десять дней после его официального провозглашения.

Судебная практика по признанию права регистрации права пользования землей в России достаточно обширна:

Так, например, 21 декабря 2016 года Ленинский районный суд города Астрахани вынес решение о признании законными требований регистрации права собственности и пользования, предъявленных истцом к администрации соответствующего муниципального образования и руководству СНТ, в рамках которого находится спорный участок. 24 января 2017 года Яшалтинский районный суд Республики Калмыкии вынес решение отказать в удовлетворении требований истца о признании и регистрации за ним права пожизненного наследуемого пользования землей для организации крестьянского хозяйства. Обосновано такое решение суда выявленными в ходе рассмотрения дела нарушениями со стороны истца в использовании участка в соответствии с его целевым назначением. Именно по этой причине в регистрации права пользования администрация района истцу отказала.

Право пользования землей выступает в качестве одного из наиболее распространённых в современной России видов использования земли с своих интересах. Однако, для получения максимальной выгоды из такого владения, его надо соответствующим образом зарегистрировать.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

но есть вот что — нужно переоформлять в виде выкупа или аренды

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

2. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц,

обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года

в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды т

аких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года

по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, — в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.base.garant.ru/12124625/#ixzz3Brsw2DkV

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *