Мясникова Елена Анатольевна

«Жизнь коротка, но человек вновь проживает ее в своих делах» Франс А.

Радость творчества и творческая радость — это и есть гармония души!

О себе

Работаю в реабилитационном центре 15 лет, мои воспитанники — это дети и подростки от 7 до 16 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Моя профессия- творческая, она невозможна без постоянного поиска и развития. Поэтому мое профессиональное кредо — «уча других, учиться самому». В нашем стремительно развивающемся мире важно регулярно пополнять и совершенствовоть свои знания, быть в курсе всех инноваций в необъятном мире декоративно-прикладного творчества, соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь.Я стараюсь «огонек творчества» зажечь в сердцах и делах своих детей, потому что «труд — наилучшее лекарство, нравственное и эстетическое».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Одной из моих любимых книг стал роман В.Каверина «Два капитана». Это история о любви и верности, о мужестве, героизме и долге, о чести и бесчестии, а рыцарская мораль «Бороться и искать, найти и не сдаваться» стала девизом всей жизни для мальчишек и девчонок многих поколеней.

Мой взгляд на мир

Мое жизненное кредо — сделать что-то полезное и хорошее для близких мне людей. Делать добрые дела, помочь тому, кто рядом.

Мои достижения

Творческая работа, которой я занимаюсь с детьми в реабилитационной мастерской нашего центра — это прекрасный, необычайно тяжелый и в тоже время радостный труд.А если работа выполняется с желанием и любовью, то результат обязательно будет. В 2009 году мы с детьми стали участниками благотворительного проекта «Мы рисуем жизнь» в рамках IX конкурса Общегрантовой программы «Новый день», 2007-2010 г.г.- участники Международного детского фестиваля «Подводный мир», в 2010 году воспитанница кружка «Умелые руки» стала лауреатом конкурса поделок по рукоделию в номинации «Вернуть детство», в 2012 г — победители городского конкурса «Игрушка нашей семьи». Работы моих воспитанников представлялись на городских благотворительных аукционах, православных выставках, ярмарках. В 2003 г. я стала победителем Республиканского конкурса за звание «Лучший по профессии», а в 2011 г.- участником Всероссийского конкурса за звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

Моё портфолио

Все свои знания, умения, весь накопленный творческий потенциал с удовольствием передаю своим детям, делюсь со своими коллегами. Буду рада, если кому-то пригодятся мои творческие наработки.

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

УТВЕРЖДЁН

приказом

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

от _________________№________

Директор________________А.И.Артюхов

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы Парфеновой И.А., инструктора по труду

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

на 2018-2019 учебный год

Великовечное,

2018 г.

Анализ работы

Парфеновой Ирины Анатольевны, инструктора по труду

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» за 2017-2018 учебный год

В системе работы учреждения неотъемлемой частью является трудовое воспитание, которое помогает приобрести потребность в познании и творчестве, в реализации себя. В соответствии с годовым планом работы ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» на 2017-2018 учебный годбыла продолжена работа в системе трудового воспитанияв рамках режима дня учреждения.

Целями трудового воспитания ставились:

— ознакомить несовершеннолетних с различными видами труда в обществе;

— постепенно развивать у несовершеннолетних интереск труду взрослых, желания трудиться;

— воспитывать навыки трудовой деятельности, трудолюбия, желание самосовершенствоваться;

— привлекатьнесовершеннолетних к занятиям в кружках;

-создавать условия для позитивного развития детей, через включение их в различные виды деятельности.

В 2017-2018 учебном году мной, инструктором по трудовому воспитанию Парфёновой И.А.,вся работа была направлена на развитие творческой активности и привлечение воспитанников к различным видам трудовой деятельности: самообслуживание, общественно-полезный труд, прикладное искусство.

За период ссентября 2017 г., по август 2018 г. в отделение диагностики и реабилитации поступило 74детейв возрасте от 3 до 17 лет. Мной была проведена диагностика сформированности трудовых навыков с применением метода наблюдения и моделирования ситуации.

Диагностика дала такие результаты:

Количество диагностированных воспитанников 74

Низкий уровень сформированности трудовых навыков 18 чел.

Средний уровень сформированности трудовых навыков 54 чел.

Высокий уровень сформированности трудовых навыков 2 чел.

Анализируя результаты, выяснилось следующее: с высоким уровнем развития трудовых навыков детей не было.Большинство детей со средним уровнем развития трудовых навыков. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, но уходом за вещами мало уделяют внимание, да и не обладают навыками глажки и стирки одежды; умеют пользоваться столовыми приборами, но навыками по подготовке к приёму, подачи пищи, приготовления простейших блюд, уборки столовой посуды обладают весьма слабо. Заправка своей постели после сна и уход за комнатными растениями вызывают у них затруднения или не желание. Участие в уборке комнат их не интересует; поделки из различных материаловделать могут, но аккуратность, сложность работ не соответствует возрасту.

С низким уровнем развития трудовых навыков 18 детей. У них отсутствует культура поведения за столом, правила приема пищи, навыки одевания и раздевания, слабо владеют элементами гигиены тела и быта, не принимают участие в уборке комнат и участка. Не хотят и не умеют делать различные поделки.

Далее, приняв во внимание низкие показатели развития трудовых навыков детей я использовала программу по трудовой адаптации и профессиональной ориентации «Будущее начинается сегодня».

Для развития трудовых навыков несовершеннолетнихмной применяются различные формы работы:

  • индивидуальные коррекционно- развивающие занятия «Бумагопластика»,

  • групповые коррекционно-развивающие занятия «Цветоводство»,

  • кружок «Вкусные истории»,

  • общественно-полезный труд,

  • социально-бытовая ориентация,

  • экологические рейды и др.

Использование данных форм отвечает современным требованиям воспитания.Я применяю данные формы в своей работе и хочу отметить, что благодаря этому в процессе реабилитации у воспитанников наблюдается:

  • активизация мыслительных процессов, развитие кругозора;

  • сплочение временного детского коллектива, ответственности;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие коммуникативных навыков и т.д.

В результате проведённых занятий по программам видна положительная динамика.

Количество диагностированных воспитанников 74

Низкий уровень сформированности трудовых навыков 0 чел.

Средний уровень сформированности трудовых навыков 59 чел.

Высокий уровень сформированности трудовых навыков 15 чел.

Анализируя результаты, выяснилось, что с высоким уровнем развития трудовых навыков 15 детей. Они хорошо владеют столовыми приборами, аккуратны и чистоплотны, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Всегда принимают активное участие в уборке комнат и участка. Всегда доводят начатое дело до конца. Поделки из различного материала у них получаются красивые, интересные и аккуратные.

Со средним уровнем развития трудовых навыков – 59детей. И хотя количество ребят ещё достаточно велико, но их успехи уже очевидны, и большая половина имеют степень сформированности трудовых навыков выше среднего.

С низким уровнем развития трудовых навыков детей нет. Хотя дети, которые перешли в группу среднего уровня сформированности ещё требуют дальнейшей работы, но результаты гораздо выше.

Для достижения результатов в рамках трудового воспитания еженедельно проводились рейды «Каждой вещи своё место», «Моя квартира, моё лицо», где обращалось внимание ребят на уход за личными вещами, средствами личной гигиены, уход за учебными принадлежностями. Результаты заносились в листы проверок, ребятам разъяснялись недочёты и методы их устранения.

Работа по развитию творческой активности воспитанников мной проводилась по следующим направлениям: цветоводство, кулинария, бумагопластика.

После прохождения каждого раздела программы «Бумагопластика» подводились итоги в виде ежемесячных тематических выставок. Лучшие работы направлялись на всероссийские и международные конкурсы: «Мои таланты», «Новое достижение», «Узнавай-ка», «Время знаний», «Солнечный свет» и др. В результате 19 первых мест, три 2 и два 3 места:

1.Диплом победителя I степени в международном творческом конкурсе «Собака-символ Нового 2018 года» награжденаБас Инна за работу «2018-год собаки». (27.01.2018 г.)

2. Диплом победителя I степени в международном творческом конкурсе «Рождественская сказка» награждён Руднев Ромил за работу «Скоро Новый год». (21.01.2018 г.)

3. Диплом победителя 2 степени во всероссийском конкурса для детей «Узнавай-ка! Дети» «Страна рукоделия» награждена Иванова Анастасия за работу топиарий «Сердце» (декабрь 2017 г.)

4. Диплом победителя 1 место во всероссийском творческом конкурсе «Декоративно-прикладное творчество» награждены Малков Никита, Лозовой Юрий, за работу «Казачье подворье». (24.08.2017 г.)

5. Диплом победителя 1 место во всероссийском конкурсе «Пасха красная 2017» награждены Ларина Анастасия, Мелконян Любовь за работу «Иисус с овцами».(25.05.2017 г.).

6. Диплом победителя 1 место в международном конкурсе «Огромный мир вокруг меня» награждена Сысоева Анастасия. (23.08.2017 г.)

6. Диплом победителя 1 место во всероссийском творческом конкурсе «Декоративно-прикладное творчество» награжденаКренкель Виктория за работу «Розы из бумаги». (17.05.2017.г.)

7. Диплом победителя 1 место во всероссийском творческом конкурсе «Декоративно-прикладное творчество» награжден Малков Никита за работу»72 годовщина Победы над фашизмом». (17.05.2017 г.).

На всероссийском творческом конкурсе «Что растет на грядке» Малков Никита занял 1 место и др. Кроме этого подводились итоги выставок на уровне нашего Центра и ребята так же получили грамоты за свои работы.

В весенне-летний период планировались занятия на территории центра, с целью благоустройства и озеленения. Мной была выращена рассада цветов, которую мы вместе с детьми высадили на клумбы. Перед посадкой для каждой клумбы разработан дизайн, подготовлена почва. Весь вегетационный период велся ежедневный уход за растениями. Для столовой выращивали рассаду зеленных культур: петрушки, укропа, зелёного лука. По результатам трудового участия за летний период лучшие цветоводы будут награждены грамотами.

Ежемесячно проводился экологический десант по наведению порядка вокруг территории Центра, акции по пропаганде чистоты «Чистый двор».

Профориентационная работа: согласно плану мероприятий в рамках программы трудового воспитания «Будущее начинается сегодня» проведен цикл мероприятий по теме «Города рабочих профессий». Ребята познакомились с олимпиадой рабочих рук-WorldSkills (презентация), узнали много интересного о профессиях повара, ресторатора, воспитателя, строителя, механика, парикмахера.

В рамках повышения педагогического мастерства приняла участие во Всероссийской конференции «Современные образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы» на портале «Педагогический журнал»;

прошла тестирование «Основы педагогического мастерства» (диплом I степени) на портале «Тотальное тестирование»;

27.03 приняла участие в психологическом квесте «Перезагрузка» г. Армавир;

20.04-практико-ориентированный семинар «Внедрение современных моделей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья» на базе Новолеушковской школы-интерната с профессиональным обучением;

15.08-семинар для педагогов дополнительного образования по теме «Методическое сопровождение реализации программ дополнительного образования» на базе Славянского СРЦН.

На основании проведённой работы по трудовому воспитанию и развитию творческих способностей детей, можно сделать вывод, что в целом задачи и цели определенные планом работы, были выполнены. Но отдельные моменты, такие как – оснащенность рабочим инвентарём согласно возрасту и росту детей, проведение и подведение итогов акции «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки» необходимо привести в соответствие. В следующемучебному году,с помощью диагностики творческого потенциала каждого несовершеннолетнего, продолжу выявлять интересы каждого ребенка и соответственно строить свою работу ориентируясь на индивидуальность. В рамках профориентационной работы по мере возможности организовать экскурсии и поездки на предприятия города и района.

Инструктор по труду И.А. Парфенова

«СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО — РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

671710 Республика Бурятия Получатель: Отделение по Северо-Байкальскому

Северобайкальский район району УФК по РБ (л/сч. 03022002530 ГУСО ССРЦН

п. Нижнеангарск ИНН 0317002938 КПП 031701001

ул. Победы, 13 р/сч. 40201810700000000003

тел № 48-271 ГРКЦ НБ Респ. Бурятия Банка России

г.Улан –Удэ БИК 048142001

Исх. № Заместителю министра -председателю

Комитета по делам семьи и детей

Э.Г. Эрдыниевой

Аналитический отчет по организации трудового воспитания и социально-трудовой адаптации несовершеннолетних за 2016 2017 год.

В последнее время все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в учреждении осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.

Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно-гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд, а присутствуют, такие качества, как лень, цинизм.

Организация трудового воспитания несовершеннолетних в учреждении осуществляется по программе «Труд – основа моей жизни! «, которая ориентирована на работу с воспитанниками в условиях прохождения реабилитации.

Работая по данной программе, инструктор по труду и воспитатели привлекают детей к различным видам трудовой деятельности, строят работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.

Новизна данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Основные направления трудового воспитания:

  • привитие навыков личной гигиены;

  • организация самообслуживания;

  • формирование основных трудовых навыков;

  • развитие представлений об основных видах труда;

  • организация общественно – полезного и производительного труда;

  • формирование представлений об основных рабочих профессиях.

  • привитие любви и уважения к труду, людям труда;

  • профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии;

  • формирование представлений об основах финансово- экономических отношений.

Инновационная деятельность по активизации трудового воспитания детей .

  • Отработка моделей взаимодействия педагогических работников и вспомогательного персонала, задействованных в организации трудового воспитания детей, Дня самообслуживания.

  • Исследование влияния различных видов трудовой деятельности на общефизическое состояние воспитанников, расчет оптимальной трудовой нагрузки с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

  • Мониторинг влияния новых форм трудового воспитания на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, труду.

Решение задач трудового воспитания в ходе активной трудовой деятельности:

  • Организация дежурств.

  • Генеральные уборки.

  • Организация работы на огороде и в цветнике.

  • Организация общественно полезного труда по уборке территории.

  • Организация деятельности трудовых и ремонтных бригад.

  • Введение Дня самообслуживания.

  • Организация массовых трудовых акций.

  • Проведение ролевых игр с экономическим содержанием.

В учреждении созданы условия, приближенные к домашним. Специалисты стремятся создать благоприятную обстановку для того, чтобы помочь детям успешно пройти реабилитацию и определить свое место в социуме. Создаются условия для развития самостоятельности, трудолюбия, толерантности, нравственности, ответственности, проводятся занятия и беседы по совершенствованию навыков самообслуживания.

Воспитанники стирают носки, нижнее белье, штопают, гладят, пришивают пуговицы, занимаются хозяйственно-бытовым трудом , принимают участие в выращивании рассады, трудятся на приусадебном участке принимают участие в посадке и уборке картофеля и других овощных культур, разбивке и выращивании цветочных клумб, прополке, подвязке, рыхлении, поливе , в оформление участка в летнее и зимнее время. В селе В-Заимка закреплен участок земли 30 соток, для посадки картофеля. С ранней весны и до поздней осени в рационе питания воспитанников овощи, выращенные на приусадебном участке сотрудниками и воспитанниками центра.

Все дети включены в активную творческую деятельность, старшие подростки осуществляют ремонт мебели, принимают участие в конкурсах по благоустройству территории центра. Мероприятия планируются с учетом возрастных особенностей и интересов детей, организована индивидуальная работа.

В учреждении оборудован уголок социальной адаптации, в котором имеется все необходимое для ухода за комнатными растениями, занятий ручным трудом. Инструктор по труду обучает детей шить на швейной машинке, старшие девочки перешивают вещи б/у, штопают белье, пришивают пуговицы, шьют салфетки. Обучаются вязанию крючком, спицами, вяжут рукавички, носочки малышам, кружевные салфетки, делают сувениры к праздникам, игольницы, подставки под горячее и др. При выполнении тех или иных занятий строго выполняется техника безопасности по работе с иглами, спицами и т.д. Организуя трудовую деятельность, обеспечиваем всестороннее развитие детей, помогаем воспитанникам обрести уверенность в своих силах, формируем жизненно необходимые умения и навыки, воспитываем ответственность и самостоятельность. Под руководством педагогов воспитанники учатся творить чудеса своими руками: рисуют, лепят из соленого теста, глины, мастерят оригинальные сувениры, которые с удовольствием дарят ветеранам, сотрудникам, мамам, а еще, принимают участие в выставках, конкурсах районного, республиканского, российского значения. Имеют грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты. Есть в центре и свои традиции: строительство снежного городка воспитанники чистят снег, формируют, делают снежные поделки. Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе «Зимняя фантазия», награждены грамотой Главы МО «Северобайкальский район» и памятным подарком. В летний период воспитанники принимают активное участие в благоустройстве и оформлении летнего участка, оформляют цветочные клумбы, беседки, скамейки. Вместе с педагогами делают поделки из пластиковых бутылок, дерева, камней, шин, березовых чурок. Следят за чистотой территории, учреждение получило благодарность от Главы поселкового Совета в номинации «Самая благоустроенная территория». Фотографии территории нашего учреждения на баннере в центре поселка.

В летний период старшие подростки принимают участие в косметическом ремонте здания, оказывают посильную помощь сотрудникам.

Осенью после сбора урожая наводят порядок в теплицах, на приусадебном участке, собирают опавшие листья и готовят компост. Дети с желанием принимают участие в мероприятиях, видя результат своего труда.

В учреждение много интересных и необычных вещей, изготовленных из самых простых , даже бросовых материалов: бумажные аппликации и изделия в технике оригами, картины в технике ассамбляж, квилинг, соломка, которые используются для оформления интерьера.

Кроме того проводятся уроки кулинарии, на которых старшие подростки учатся готовить салаты, печенье, вареники, хворост, бутерброды, заваривать чай, сервировать стол.

В учреждение имеется небольшое подсобное хозяйство ребята ухаживают за кроликами , заготавливают траву, ветки, заботятся о том, чтобы у животных постоянно была вода. Организовываем трудовые десанты по уборке береговой зоны о. Байкал. Под руководством инструктора по труду дети оказывают помощь ветеранам и престарелым людям в рамках программы «Связь поколений» создано тимуровское движение (воспитанники оказывают помощь на огороде, в уборке территории от снега, укладке дров в поленницу, сборе урожая картофеля, ягод, ронета). Кроме того ребята занимаются в кружках по интересам «Соломка», «Квилинг», «Бисероплетение», «Декоративная лепка из глины», «Хозяюшка». Оформлены стенды «Трудовая интегрированная реабилитация», «Доска почета». Постоянно проводятся выставки детских работ «Я умею! Я могу!». Мастер класс «Научись сам- научи другого», Конкурсы «Лучшая творческая работа», «Лучший дежурный», «Самый трудолюбивый» подводятся итоги, победители получают призы. В своей работе используем игровые формы по трудовому обучению «Разведка полезных дел», «Мозговой штурм», «Трудовой десант», «Аукцион», Операция «Мойдодыр», » Выставки детских творческих работ», «Ярмарки» и др.

Осуществляется мониторинг трудовой деятельности воспитанников, изучение потребности воспитанников в трудовой деятельности, состояния готовности выпускников к трудовой деятельности.

Разработаны методические рекомендации: по проведению Дня дублера и Дня самообслуживания, по организации дежурств, составлен план работы по профориентации воспитанников.

Организована психолого-педагогическая помощь воспитанникам.

Осуществляется обучение педагогов теоретическим аспектам реализуемой программы, приемам и методам повышения трудовой активности воспитанников;

Разработан цикл семинаров для воспитателей по осуществлению профориентации и выбору оптимальных форм, методов и приемов трудового воспитания подростков.

За 2016 -2017 г с воспитанниками проведены следующие занятия по профориентации воспитанников:

В мире профессий и обязанностей,

Кто нас вкусно кормит.

Человек славен трудом.

Кто обслужит нас в магазине.

Труд – благородное дело.

Дворник – уважаемая профессия.

Хозяин леса – лесник.

Разве плохо быть портнихой.

Рыбак профессия нашего поселка.

Кто нас лечит.

Знакомство с профессией продавца.

Кто охраняет наш покой.

Хлеб всему голова.

Важная профессия пожарного.

Дом, где книга живет.

А у нас чистота (знакомство с работой технической служащей)

Труд кормит, а лень портит.

Если ты поранился.

Кем я хочу быть.

Экзамен для дежурного

«Профессия повар»,

организованы практические занятия

«Песочное печенье»,

«Хворост», «Вареники с картошкой», «Блины».

Профессия повар. Экскурсия в Центре.

Все салаты хороши – выбирай на вкус! Приготовление овощного и фруктового салата.

Бутербродный стол. Сервировка стола — практика

Мы гостей встречаем чаем. Сервировка чайного стола-практика

Кто нас вкусно кормит — занятие

Книжкина больница — практическое занятие

Человек славен трудом — занятие

Сколько нужных и важных профессий — занятие

Кто обслужит нас в магазине — экскурсия

Там, где пекут хлеб — экскурсия

«В мире профессий» — викторина

Профессия метеоролог – экскурсия

В мире книг — экскурсия в библиотеку.

Маленькая модница»- практика

Волшебный утюг. Глажка рубашек и школьных костюмов.

Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды — штопка, пришивание пуговиц.

Трудовая неделя. Выращивание рассады

Благоустройство весеннего участка

Организация и проведение общих воспитательных мероприятий :

Конкурсы:

«Моя будущая профессия»

«Хозяин дома»

«Лучшая грядка»

«Самый трудолюбивый»

«Лучший дежурный!»

«Лучшая поделка»

«Научись сам — научи другого»

«Я умею, я могу!»

«Зимняя сказка»

«Летняя фантазия»

Выставки:

«Дымковская игрушка» — лепка из глины, роспись

«Изделия из бисера»

«Солнечные брызги» — Роспись по камню

«Чудеса из теста»- картины

«Игрушки из пряжи» — вязание крючком

«Я умею! Я могу!» — творческий отчет руководителей кружков.

Занятия с воспитателями по подготовке детей к самостоятельной жизни:

«Выбор профессии – выбор жизненного пути».

«Как выбрать профессиональный путь»

«Профессии важные и нужные во все времена»

«Успех в профессии – успех в жизни».

Практикум: «Деловое письмо» (заявление, анкета, автобиография)

Воспитательские часы: «Как искать работу» (с привлечением волонтеров, специалиста ЦЗН, психолога).

За 2016 год проведено:

Занятий и бесед 34;

Конкурсов-8;

Экскурсий-11;

Творческих мастерских-2.

Практикумов-1;

Воспитательных часов- 2;

Занятий с воспитателями-4;

Выставок-5.

За 1 квартал 2017 года:

Проведено занятий и бесед-14;

экскурсий-5;

Конкурс-3;

Выставок-5.

В результате проведенных мероприятий у воспитанников наблюдается:

  • Сформированность у воспитанников привычки к систематическому, осознанному труду, общетрудовых умений и навыков.

  • Сформированность у воспитанников знаний, умений и навыков ведения сельского подсобного хозяйства.

  • Сформированность основ экономических знаний, владение способами рационального ведения домашнего хозяйства.

  • Создание сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.

  • Воспитание гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.

  • Готовность воспитанников к продолжению обучения и дальнейшей трудовой деятельности.

Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программы, осознанного понимания каждым сотрудником значимости стоящих перед ним задач.

Директор Д.Ю. Черняева

Исполнитель
соц. педагог
Василенко Н.В.

Елена Никулина
Значение трудотерапии в социальной реабилитации. Трудовая деятельности в условиях психоневрологического интерната.

Труд – дело чести и достоинства. Так гласит народная мудрость. Жизненная активность граждан — инвалидов проявляется в выполнении полезной, социально значимой деятельности и удовлетворении разного рода личных интересов. Важно обращать внимание на организацию содержательного досуга, включая в процесс социальной реабилитации элементы посильного труда.

Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки гражданина – инвалида, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, успешно преодолевается с использованием специальных технологий, среди которых наиболее распространенными является трудотерапия.

В нашем учреждении трудотерапия применяется как активный метод частичного восстановления нарушенных функций при помощи различных видов трудовой деятельности (труд на территории, выполнение разовых поручений, уборка жилой комнаты, ручной творческий труд и пр., направленные на создание полезного продукта. Систематическая тренировка трудовых навыков направлена на формирование бытовых и трудовых движений, нормализацию жизнедеятельности наших граждан. Общеукрепляющая трудотерапия используется как средство повышения общего жизненного тонуса и физической работоспособности, создающая психологические предпосылки для социальной реабилитации (улучшается сон, настроение, аппетит).

В процессе развития сохранных функций, частичного приспособления к социальной среде у наших подопечных вырабатываются ряд функций, с помощью которых частично компенсируются, выравниваются, замещаются выраженные недостатки.

Развитие трудовых навыков в настоящее время приобрело большое социальное значение. Традиционные методы и приемы не подходят для обучения клиентов с интеллектуальными и физическими нарушениями.

Поэтому специалистами по комплексной реабилитации, инструкторами по труду применяются специальные технологии, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности. Как же развивать трудовые навыки у граждан, страдающих выраженными недостатками? Успех зависит от проведения специальной реабилитационной работы, направленной на развитие различных личностных функций.

Проблема развития трудовых, хозяйственно – бытовых навыков основана на реализации продуктивных видов деятельности. Таким образом, формирование практических навыков происходит в конкретных жизненных ситуациях (умение заправить самостоятельно кровать, протирать пыль, выполнять посильную работу на территории и пр.).

Социальная значимость трудовой реабилитации неоднозначна: вовлечение пожилого человека в общественную жизнь для сохранения уверенности в себе, убеждения в значимости своей личности, противодействия социальной изоляции и одиночеству, оживления социальных контактов, поощрения независимости.

При организации трудотерапии инструкторы по труду Шишмарёва Светлана Александровна, Мачехина Вера Николаевна руководствуются рабочей программой «Трудимся во благо», учитывающая оптимальные формы и методы трудовой деятельности в условиях психоневрологического интерната. Труд, выполняемый гражданином – инвалидом, должен быть посильным и не носить принудительного характера.

Так фактор социализации способствует успешному преодолению трудностей социализации, а также подготовки получателей социальных услуг к самостоятельной жизни.

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом»

г.Осинники

Кемеросвкая область

Трудовое воспитание в условиях детского дома

Исполнитель:

Вайс Валентина Васильевна,

инструктор по труду

МКОУ » Детский дом»

Осинники, 2018

Введение……………………………………………………………………………3

1. Процесс социализации детей в условиях детей детского дома по средствам трудового воспитания…………………………………………………………….5

1.1Теоретические основы трудового воспитания………………………………7

1.2Условия организации труда……………………………………………………9

1.3 Проблема, низкий уровень мотивации к трудовой деятельности………11

2. Методы стимулирования трудовой активности детей сирот………………12

3.Синтез трудовой и художественной деятельности воспитанников………..14

3.1 Социальное творчество детей сирот………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….19

Введение

В настоящее время серьезную озабоченность государства и общественности вызывают широкая распространенность социального сиротства и проблемы, связанные с этим явлением. В современных условиях особенно актуальна задача подготовки сирот к трудовой жизни вообще; нужно не привязывать его к одной профессии, а формировать работника нового типа, с хорошо развитыми коммуникативными, организаторскими навыками, умеющего работать в команде, приобретать опыт, необходимый для самостоятельной социальной жизни. Встает проблема целенаправленного развития общественно-полезного и производительного труда в учреждениях для детей-сирот, усиления его влияния на выбор профессии, самоопределение выпускников в жизни, обществе, социально-профессиональную адаптацию в условиях постоянно изменяющейся социокультурной и экономической ситуации в России. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является его сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов.

У каждого ребенка своя личная история, своя драма, не похожая ни на какую другую, но если попытаться проанализировать тысячи детских судеб (а детей-сирот у нас в стране более 700 тысяч), то можно выделить типичные черты, закономерности в психологических средствах приспособления к окружающему их миру. Не подлежит сомнению и тот факт, что построение трудового воспитания с детьми-сиротами напрямую связано с этими особенностями. Вопросам трудового воспитания детей уделял много внимания А. С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание как не трудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует иметь в виду ряд обстоятельств. Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка воспитанников является фактом их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять передох от простых форм труда к более сложным. Важно приучить детей выполнять нужные, но не менее важные для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

1. Процесс социализации детей в условиях детей детского дома по средствам трудового воспитания

Трудовая деятельность приобретает в воспитании детей-сирот исключительно важное, значение. Труд рассматривается и как своеобразное лекарство, способствующее развитию необходимых личностных качеств, и как наиболее важный компонент социализации, и как основное средство жизненного самоопределения, самоутверждения и самореализации.

Специфика трудового воспитания детей-сирот обусловлена влиянием ряда факторов. Как уже отмечалось, развитие детей-сирот характеризуется не только отставанием в развитии, но и формированием специфических черт характера и поведения, учет которых необходим при организации трудовой деятельности. Ребенок, оставшийся без родителей, нуждается в том, чтобы ему создали такие условия, которые способствовали бы пробуждению личностных ресурсов саморазвития и преодоления жизненных трудностей.

Педагогически целесообразное построение трудовой деятельности детей-сирот позволяет успешно преодолеть трудности их социализации и подготовить к достойной самостоятельной жизни. Труд для детей-сирот является одним из главных факторов, определяющих выбор ребенком профессии, а значит и своей судьбы. Не может состояться жизнь человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь. Именно разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его пределами позволяет выявить профессиональные способности, склонности ребенка, сформировать устойчивый интерес к профессии, стремление к получению соответствующего образования. Для ребенка-сироты это особенно важно и сложно, поскольку ребенку из семьи поддержку в решении этого вопроса оказывают родители, используя все возможные ресурсы семьи для обеспечения будущего своего ребенка. Трудовое воспитание направлено на достижение двух взаимосвязанных целей — успешной социализации растущего человека в качестве субъекта трудовой деятельности и развитие его личности и индивидуальности.

1.1Теоретические основы трудового воспитания

Важным условием успешности трудового обучения являются межпредметные связи с основами наук и применение полученных знаний в решении практических задач.

В трудовой деятельности дети осваивают систему социальных ролей, необходимых для будущей самостоятельной жизни. Вряд ли может стать сирота хорошим семьянином, если не приобретет важные трудовые навыки и умения организации своего быта: приготовить еду, навести порядок, рассчитать свой семейный бюджет. Опыт заботы о других людях воспитанник так же приобретает в трудовых разновозрастных объединениях, «семьях» (разновозрастных группах, которые формируются для совместного проживания и труда), тем более что эта система взаимодействия частично компенсирует отсутствие полноценной семейной жизни ребенка.

В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание ребенка-сироты, он учится преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека. Труд формирует волевые качества в ситуациях преодоления сложностей и принятия ответственных решений.

Важно, что в процессе трудовой деятельности ребенок приобретает навыки взаимодействия с различными людьми, осваивает опыт деловых отношений, что позволит ему успешно адаптироваться в любой производственной организации.

Именно в труде особенно эффективно формируются организаторские и коммуникативные умения, которые позволят выпускнику реализовать свои профессиональные и жизненные планы. Самый элементарный вариант — организация дежурства в своей комнате — требует взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, умений решать вопросы в конкретной ситуации, предъявлять требования к другим, что способствует формированию опыта общения и коммуникативной культуры в целом. В отечественной и зарубежной практике накоплен определенный опыт по основным направлениям трудового воспитания: самообслуживанию, трудовому обучению, профессиональной ориентации, профессиональному образованию и т. д.

В данном разделе мы обозначим лишь некоторые аспекты этого опыта, которые могут быть учтены в современных учреждениях для детей-сирот при определении основных концептуальных и методических идей трудового воспитания.

Историческая практика свидетельствует о том, что с момента возникновения сиротских учреждений и на протяжении всей истории их существования учредители всячески пытались сделать из своих подопечных приспособленных к жизни граждан.

1.2Условия организации труда

Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.

Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Поручения особенно важны для становления личности. Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:

1 группа— поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью.

2 группа — поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д.

3 группа — поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: навести порядок в своей комнате, постирать и т.д.

Таким образом, при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность возможно планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания. Формы трудовой деятельности зависят от возраста детей. Наиболее простой формой организации трудовой деятельности детей являются трудовые поручения, которые делятся на несколько групп.

Трудовое воспитание — важнейшая составная часть воспитательной системы учреждения для детей-сирот, стержень социализации воспитанников, условие умственного, нравственного, экономического, физического, эстетического воспитания. В трудовой деятельности детей-сирот решается весь комплекс воспитательных задач, в том числе ряд задач перечисленных выше направлений воспитания. Трудовое воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования отношения человека к труду как к жизненной необходимости, условию успешной жизнедеятельности и реализации личных планов и достижения целей, средству получения удовлетворения от процесса и результата трудовой деятельности.

1.3. Проблема, низкий уровень мотивации к трудовой деятельности

Самой серьезной проблемой является низкая мотивация детей к трудовой деятельности. Воспитанников не удается привлечь к труду, они безынициативно ищут любые возможности уклониться от трудовых поручений, у многих детей складывается представление о труде как о некой повинности, нелегком бремени. Сама система не позволяет детям трудиться, так как выстроена по принципу необходимости обезопасить ребенка от возможных трудностей. Труд в мастерских для многих является развлечением, к нему не относятся серьезно, занятия в них построены на добровольных началах.

У детей имеется целый спектр проблем, которые необходимо решать комплексно, а на приучение к труду у специалистов не остается времени. Многие специалисты не владеют эффективными технологиями и методами работы с дезадаптированными и педагогически запущенными детьми.

Организация трудовой деятельности в учреждении — достаточно трудоемкий и затратный с точки зрения ресурсов процесс. Он требует от специалистов согласованности в требованиях, предъявляемых детям, понимания и большого терпения.

От педагогов должна исходить твердая уверенность в необходимости включения детей-сирот в трудовую деятельность разных видов, создания общественного мнения среди детей о ценности, пользе и важности труда.

2.Методы стимулирования трудовой активности детей сирот.

Трудовое воспитание связано с формированием психологической и практической готовности детей к труду на основе решения комплекса следующих задач:

— осознание детьми жизненной необходимости трудовой деятельности;

— формирование убеждения в том, что труд — это основа личного и общественного благополучия человека;

— воспитание потребности в труде, развитие мотивов трудовой деятельности;

— формирование культуры труда, трудовых знаний, умений и навыков, умений рационально трудиться;

— развитие способности к преодолению трудовых усилий и трудовых напряжений;

— формирование готовности к самостоятельной трудовой деятельности, способности успешно трудиться;

— формирование нравственно-этического отношения к труду и людям труда;

— развитие индивидуальных интересов и способностей детей;

— формирование самоопределения в трудовой и профессиональной деятельности.

Важным условием успешности трудового обучения являются межпредметные связи с основами наук и применение полученных знаний в решении практических задач.

На занятиях в творческих объединениях и на учебно-опытных участках воспитывается трудовая культура детей в умении планировать и организовывать работу, пользоваться инструментами и инвентарем, контролировать и выполнять работу с требуемой точностью, эффективно расходовать ресурсы, обеспечивать выполнение технологических процессов.

Достижение эффективности трудового обучения и воспитания требует надлежащего материально-технического обеспечения учебного процесса и оснащения кабинета и мастерских в соответствии с требованиями и нормами. Особое внимание при трудовом обучении следует уделять обеспечению техники безопасности и охраны труда детей в условиях систематического контроля технического состояния учебной базы и безопасности организации труда. Важную роль в трудовом обучении и воспитании в условиях детских домов и школ-интернатов играет развитие системы внеурочной работы и взаимодействия с образовательными учреждениями, предприятиями и организациями.

3. Синтез трудовой и художественной деятельности воспитанников

Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и неоднократно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает формирование готовности обучающихся к практической преобразовательной деятельности. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно- практической деятельности, в том числе занятия декоративно-прикладным творчеством. Реальный опыт практической работы обучающихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, даёт новый смысл учёбе и самообразованию.

Согласно одной из распространённых ныне концепций процесс воспитания и обучения представляется, как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учётом результатов предыдущей. При таком понимании процесс трудового обучения и воспитания – это саморазвивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная Деятельность, но и сам педагог, его взаимодействие с воспитанниками. Развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания социологического, психологического, технологического, социально психологического. Таким образом, теория воспитания и обучения приобретает собственный объект исследования. Определяя основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса можно сказать, что это, прежде всего детский коллектив. Он является основной, ведущей содержательной формой целостного педагогического процесса.

Обучение является ведущим элементом целостности педагогической системы. Здесь идёт усвоение культуры общества (диагностическая постановка целей и задач учебного процесса, знание педагогом характеристики методов обучения, развитие социально ценностных мотивов учения, использование критериев успешности воспитания в обучении). Общественно-полезный, художественный и производственный труд. Важно определить задачи этого видов деятельности. Они предполагают передачу воспитанникам знаний об основах трудовых и технологических эстетических процессов, принципах организации современного производства, его технологиях. Здесь же ребёнок должен научиться применять простейшие орудия производства. Эти виды деятельности помогают ребёнку в сознательном выборе профессии. Трудовое и художественное обучение решает многочисленные воспитательные задачи.

В творческом объединении занимаются как девочки, так и мальчики. Но так как дети поступают в детский дом с разными трудовыми умениями и навыками, то на основании этого группы формируются разновозрастные.

Дети, посещающие творческое объединение уверены в том, что могут всё освоить, понять, если будет желание. На каждом занятии уместно используется методическая литература, журналы, вкладыши, различная литература по декоративно-прикладному творчеству, технологические карты. Разный возраст детей и индивидуальный подход позволяет осуществлять передачу навыков и умений технологических процессов способом наставничества, а так же к сближению поколений на основе единых интересов. В процессе обучения детьми выполнено большое количество работ в различных техниках (лоскутная пластика, сувениры, вышивка, аппликация, коллаж, монотипия, акварельная вышивка, пластилиновая живопись, валяние, роспись, вязание, лепка, витраж, батик и др.)

3.1 Социальное творчество детей сирот.

Социальное творчество воспитанников — это посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопровождена с личной инициативой ребёнка, поиском им нестандартных решений.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон общественной жизни. Социальное творчество основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, является новым для системы образования. Данный метод предполагает выход не только за пределы кружковой работы, но и за рамки детского дома. Поэтому возникает необходимость решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

На протяжении многих лет воспитанники принимают активное участие в творческой жизни города, области:

− Выставка детских работ в ДК «Шахтёр» посвящённая городскому мероприятию «Учитель года»;

− Выставка «Победный май» в городском музее;

− Выставка к дню Шахтёра в администрации города;

− Выставка в санатории г. Мыски;

− Губернаторский приём г. Киселёвск. 25 лет чернобыльской АЭС;

− Фестиваль «АРТ-ВИШНЯ», Арт-базар;

− Областной Центр Дополнительного Образования. Выставка ДПТ детских домов и интернатных учреждений;

−Выставка в союзе архитекторов России в городе Новокузнецк;

− Участие кружка в специализированной выставке Кузбасская ярмарка: «Уголь России. Майнинг», «Охрана, безопасность труда и жизнедеятельности » Образование. Карьера. Занятость. Дети. Спорт. Здоровье» и другие. Во многих выставках, конкурсах дети и педагоги являются победителями, обладателями благодарственных писем, дипломов, гран-при.

На базе детского дома работает мини-ателье, где происходит создание внешнего облика актера. Под руководством педагогов дети шьют концертные костюмы для выступления в различных жанрах, создают элементы декорационного оформления для выступлений. Дети под руководством педагогов занимаются организацией архитектурно-ландшафтного пространства. Территория детского дома разбита на несколько уютных зон. Принцип коллективности предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самоопределения и самореализации.

Заключение

Трудовое воспитание детей является одним из важнейших спектров воспитания в целом. Именно поэтому мы должны чётко понимать, что даже маленького ребёнка можно обучать самым простым трудовым задачам.

Практическая воспитательная деятельность будет успешна при условии учёта закономерностей воспитания. Закономерности представляют собой существенные внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания. Воспитание обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Среди закономерностей воспитания выделяется главная — учёт личностных качеств и ориентация на развитие личности (чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное развитие личности, тем более творческой и свободной будет личность). Не сама по себе деятельность, в которую включён воспитуемый, воспитывает его, а то, какие именно отношения устанавливаются, повторяются и становятся привычными в процессе деятельности. Если взаимоотношения негативные, то результаты процесса воспитания будут низкими. Опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель. Жизнь воспитывает, поэтому важно её педагогически целесообразно организовывать, включая воспитанника в различные виды деятельности. В жизни человека нет и не может быть ни одного слова, ни одного действия, которые бы не образовывали или не воспитывали личность. Поэтому важно, чтобы специально организованный воспитательный процесс и реально приобретаемый жизненный опыт сочетались в своих проявлениях. Воспитанник проверяет на практике всё, о чём ему говорит воспитатель.

Важен комплексный воспитательный процесс, включающий такие направления как физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.

Не всякий труд способен со всей полнотой выполнять свою воспитательную и реабилитационную функцию. Поэтому используя труд, в качестве педагогического средства, необходимо, внимательно отнестись к выбору объектов труда и его содержания. Провести психолого-педагогический анализ труда, его воспитательных и реабилитационных возможностей: использования каких навыков и умений он потребует, формированию каких положительных качеств у воспитанника он будет способствовать, какие отношения со сверстниками и взрослыми могут складываться в процессе труда, какова будет роль воспитателя. Такой предварительный анализ процесса труда и его участников позволяют воспитателю педагогически целесообразно организовать труд воспитанников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *