Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Приобретение квартиры в новом доме часто сопровождается вопросами по поводу момента возникновения обязанности оплачивать услуги ЖКХ. Распределение обязанностей по оплате содержания общедомового имущества осуществляется в зависимости от условий договора с застройщиком, правового статуса жильца и фактического пользования услугами при заселении.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Обязанность по внесению квартплаты

Плата за жилое помещение включает в себя расходы на и инженерных коммуникаций, а также траты на фактически потребляемые ресурсы (электроэнергию, газ, отопление, и т. д.).

Законодательное регулирование внесения платы за жилье осуществляется:

  • Жилищным кодексом;
  • Постановлением Правительства № 354;
  • региональными нормативными актами.

Раздел 7 ЖК РФ определяет структуру и размер платы за жилье, Приложение № 2 к Постановлению № 354 содержит основные формулы для вычисления суммы оплаты за каждую составляющую услуг ЖКХ, а региональные законы определяют величину тарифа для каждого вида коммунальной услуги раз в полгода.

Собственники обязаны вносить плату за содержание жилья и коммунальные услуги с момента регистрации права на жилплощадь в Росреестре (п. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Лица, проживающие в муниципальном жилье на основании договора социального найма, а также их родственники, обязаны вносить плату за услуги ЖКХ наравне с собственниками помещений. За исключением платы за капремонт — ее вносит муниципальный собственник.

Кто платит за ЖКХ, если квартира не оформлена

При покупке жилья у застройщика квартиру можно получить в фактическое пользование с момента сдачи дома в эксплуатацию, но право собственности при этом может быть зарегистрировано только через несколько месяцев, после оформления кадастровых документов.

Оплата коммунальных услуг в таком случае регулируется договором долевого участия или договором покупки жилья у застройщика.

Застройщик в течение 3 месяцев с момента сдачи дома выбирает управляющую компанию на основе конкурса, и данная УК оплачивает коммунальные услуги при одновременном выполнении следующих условий:

  • дом был передан в эксплуатацию;
  • покупатель квартиры ещё не подписывал акт приема-передачи;
  • УК завершила принятие дома от застройщика по договору с ним.

Если УК ещё не выбрана и квартиры не переданы покупателям в пользование, оплату содержания дома должен производить застройщик.

Вне зависимости от даты возникновения права собственности, покупатель, принявший квартиру от застройщика и подписавший акт приемки, несет всю полноту обязанностей по оплате содержания дома и услуг ЖКХ, согласно п.п. 6 п. 2 ст. 153 ЖК РФ, так как оплата производится не за наличие права собственности, а за потребленные услуги.

Важно учесть, что если у покупателя при фактическом приеме квартиры возникли претензии по поводу соответствия ее характеристик параметрам, указанным в договоре с фирмой-застройщиком, то такой покупатель вправе не подписывать акт приема-передачи вплоть до оформления кадастрового документа. Оплата услуг за содержание дома при этом производится застройщиком или управляющей компанией (если она уже выбрана).

Несоответствие параметров квартиры чаще всего касается высоты оконных проемов и потолка, длине стен. При обнаружении таких несоответствий избежать оплаты коммунальных услуг до оформления квартиры можно следующим образом:

  1. Отказаться от подписания акта приемки и потребовать составить акт о фактических параметрах жилья.
  2. Обратиться к застройщику с составленным актом и подать заявление об изменении данных о квартире в соответствии с фактическими ее параметрами.
  3. Подписать акт приемки после изменения застройщиком его условий.

Как правило, застройщик вносит изменения в акт приемки уже после оформления кадастрового документа, который оформляется непосредственно перед регистрацией права покупателя на квартиру в Росреестре.

Ключи от квартиры на время оформления кадастрового документа (1-2 месяца) остаются у покупателя, а коммунальные платежи производятся застройщиком.

Кроме того, если после изменений, производимых при оформлении кадастрового документа, фактическая площадь квартиры окажется меньше заявленной в договоре, покупатель может не только снизить размер платежа за содержание дома, но и потребовать перерасчета суммы покупки.

Момент оплаты коммунальных услуг

В жилищном законодательстве не определен момент внесения платы за услуги ЖКХ, но на практике собственники помещений часто сталкиваются с начислением пени при оплате квитанций в крайний срок – десятого числа месяца, следующего за расчетным.

Данный факт связан с тем, что оплата услуг ЖКХ в большинстве случаев производится не через кассу управляющей организации, а через сторонние платежные сервисы или банки, которые могут задержать прохождение платежа на несколько рабочих дней.

Сумма пени может быть значительной при перечислении крупных сумм (например, при погашении долга) или при регулярной просрочке по вине задержки прохода платежа – при оплате услуг ЖКХ с заработной платы, получаемой регулярно 10-го числа.

Если в бухгалтерии УК была начислена пеня при внесении платежа в срок, необходимо подавать заявление в УК о перерасчете. В заявлении нужно изложить требование убрать пеню из суммы платежа на основании того, что потребитель не несет ответственности за работу платежных сервисов.

К заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта;
  • выписку из ЕГРН о правах на жилплощадь;
  • копию последней оплаченной квитанции с указанием даты проведения платежа.

Если УК отказывается проводить перерасчет, нужно потребовать письменное обоснование отказа и направить жалобу в жилищную инспекцию.

Многие УК аргументируют отказ от перерасчета тем, что информируют потребителей о необходимости вносить плату за коммунальные услуги заблаговременно, но данное предупреждение не является обязательным для исполнения потребителями, так как срок оплаты ранее 10-го числа может быть установлен, в соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК РФ, только по решению:

  • управляющей организации;
  • собрания собственников квартир дома.

Устное или распечатанное в виде объявления предупреждение управляющей компании о необходимости оплачивать услуги ЖКХ заранее не может считаться причиной отказа в перерасчете, если точная дата платежа не указана в уставе УК.

Если от неправильного исчисления момента оплаты коммунальных услуг пострадала группа жильцов, они могут инициировать коллективный судебный иск с требованием отмены пеней или изменения способа приема платежей на удобный для жильцов. К иску нужно обязательно приложить копии оплаченных квитанций, а при их утере – выписок из кредитной организации, производившей перевод средств от жильцов в УК.

Обязанность по внесению платы за жилье лежит на физическом лице или организации, которая фактически распоряжается таким жильем и потребляет услуги. Для граждан, приобретающих жилье на первичном рынке, обязанность по оплате услуг ЖКХ возникает не с момента оформления права собственности, а с момента подписания акта приема-передачи и получения ключей от квартиры.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Новая редакция Ст. 153 ЖК РФ

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Комментарий к Статье 153 ЖК РФ

Основные меры, направленные в 90-е годы XX в. на упорядочение оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, были сформулированы в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 N 425 <1>. Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Концепции, в частности, были названы снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. В качестве основных способов достижения целей были указаны, прежде всего:
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2131.

совершенствование системы оплаты, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

В ст. 153 Кодекса установлена обязанность граждан и организаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определен момент возникновения данной обязанности для каждого участника жилищных отношений, в том числе на период до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Закрепляя обязанность граждан и организаций по осуществлению платежей в строго установленные сроки в полном объеме, Кодекс формирует основы платежной дисциплины в жилищной сфере.

В соответствии с абз. 3 ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение, а также самостоятельно вносить коммунальные платежи, если договором не установлено иное. Это правило применяется и к договору социального найма (см. п. 3 ст. 672 ГК РФ).

Обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предполагает, прежде всего, соблюдение плательщиками установленных законодательством сроков внесения платы (см. комментарий к ст. 155 Жилищного кодекс). Оплата будет считаться совершенной надлежащим образом, если плательщик внесет плату в любой день до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, или в любой день до конечного срока оплаты, установленного в договоре.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги относится к обязательствам с определенным сроком исполнения, однако это не означает, что оплата не может производиться досрочно. Гражданин или организация вправе осуществить предварительную оплату жилого помещения и коммунальных услуг в счет будущих месяцев. При этом следует иметь в виду, что если сроки оплаты установлены договором, то при внесении платы они должны соблюдаться, в том числе при предварительной оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае необходимости получения права на отсрочку или рассрочку по внесению платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе на изменение сроков погашения задолженности по оплате, плательщики могут обратиться за согласованием:

к собственнику жилья (или к уполномоченному им лицу);

к наймодателю, управляющим и иным организациям (имеющим перед плательщиками договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг);

к объединению собственников жилья (если жилые помещения, за которые вносится плата, расположены в жилых домах государственного или муниципального жилищного фонда и в них созданы объединения собственников жилья) по решению наймодателя.

Обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена п. 5 ч. 3 ст. 67 Кодекса (о расторжении договора социального найма в случае нарушения сроков оплаты см. ст. 83 Кодекса и комментарий к ней).

Оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме означает, что в соответствии с утвержденными тарифами граждане и организации обязаны оплатить жилое помещение (о структуре платы за жилое помещение см. ст. 154 Кодекса и комментарий к ней), а также все виды предоставленных им коммунальных услуг (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе газ в баллонах, отопление, приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления). Кодекс предоставляет гражданам право при неиспользовании отдельных видов услуг (в связи с временным отсутствием) произвести оплату с учетом пересчета платежей за период временного отсутствия (см. ч. 11 ст. 155 ЖК РФ и комментарий к указанной статье).

Допустимо вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги частями за истекший месяц, но до истечения установленного срока ее внесения <1>. Это право может быть использовано только в том случае, если иное не установлено договором социального найма, договором найма или договором с управляющей и иными организациями, имеющими перед гражданами обязательства по содержанию, ремонту жилых помещений и предоставлению коммунальных услуг.
———————————
<1> См. подп. «в» п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и решение Верховного Суда РФ от 23.12.2009 N ГКПИ09-1339 о признании названного подпункта Правил не противоречащим законодательству Российской Федерации.

Возможна предварительная оплата в счет будущих месяцев, если иное не установлено договором.

Граждане и организации могут по своему выбору оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги наличными денежными средствами или в безналичной форме со счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами; поручать другим лицам вносить плату вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и названным выше договорам.

Об ответственности граждан за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги см. ч. 14 ст. 155 Кодекса и комментарий к ней.

2 — 3. В ч. ч. 2 — 3 ст. 153 Кодекса установлен закрытый (исчерпывающий) перечень обязанных лиц по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и определены юридические факты, с которыми связано возникновение данной обязанности. Таким образом, данные нормы конкретизируют основания возникновения жилищных прав и обязанностей, установленные в ст. 10 ЖК РФ.

Среди оснований возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги Кодекс в первую очередь называет договоры. С моментом заключения договора гражданское законодательство связывает вступление договора в силу, и именно с этого момента договор становится обязательным для сторон, заключивших его (статья 425 ГК РФ).

Содержание условия о сроке действия договора, подлежащего в силу требований закона государственной регистрации, не влияет на момент, с которого договор считается заключенным. Момент заключения договора, содержащего подобное условие, определяется в соответствии с ГК РФ (п. 3 ст. 433).

В случае заключения соглашения о новации и замены договора аренды в государственном или муниципальном жилищном фонде договором купли-продажи (на основании ст. 414 ГК РФ) с момента фактической оплаты выкупаемых помещений взимание арендной платы с арендатора прекращается. И у юридического лица, использовавшего жилое помещение на основании договора аренды, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в этой ситуации возникает в силу приобретенного им права собственности на данное помещение.

Кодекс связывает предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива с внесением паевого взноса. Жилое помещение в домах жилищного кооператива предоставляется гражданину или юридическому лицу, принятому в члены жилищного кооператива, в пользование, а после полного внесения паевого взноса за данное помещение — в собственность.

Право собственности на жилое помещение возникает при наличии одного или нескольких юридических фактов, которые являются основаниями возникновения права собственности. Способам приобретения права собственности посвящены статьи гл. 14 ГК РФ.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

а) осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку;

б) в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны все физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся жилые помещения. Комментируемая статья определяет круг таких лиц.

Порядок определения размера платы устанавливается ст. 156; структура платежей — ст. 154; порядок и сроки внесения платежей — ст. 155 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья (ч. 2) определяет момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений и пользователей.

Так, для собственников эта обязанность появляется с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5), для нанимателей жилых помещений (п. 1 и 3) и арендаторов (п. 2) — с момента заключения соответствующего договора; для членов ЖСК (п. 4) — с момента предоставления им жилого помещения жилищным кооперативом.

3. Плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений включает:

плату за содержание и ремонт жилого помещения, куда входит плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1 ст. 154);

плату за наем (п. 1 ч. 1 ст. 154).

Собственники жилых помещений (в отличие от нанимателей) должны участвовать в расходах не только по текущему, но и по капитальному ремонту общего имущества в доме.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ).

Что касается аренды жилых помещений, то следует обратиться к нормам гл. 34 ГК РФ. Согласно ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены — в соответствии с назначением имущества. Статья 616 ГК РФ обязывает арендодателя производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, а также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором.

Арендатором жилого помещения может быть лишь юридическое лицо (ст. 671 ГК РФ). Юридическое лицо может использовать арендованное жилье только для проживания граждан. Используя жилое помещение по договору аренды, юридическое лицо сдает его гражданину на условиях найма.

4. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг (ч. 1 ст. 157 ЖК). При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусматривается изменение размера платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 157).

5. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. ч. 11 ст. 155).

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, уплачивают пеню (ч. 14 ст. 155).

6. Расходы по содержанию незаселенных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3).

7. Что касается собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, то они также должны оплачивать содержание общего имущества в доме (ст. 39, п. 5 ст. 138 ЖК).

Обязанность, сроки и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153 ЖК РФ устанавливает обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, определяет момент возникновения таких обязательств и круг обязанных лиц.

Своевременно и полностью оплачивать жилье и коммунальные услуги (вносить обязательные платежи) должны все граждане и организации, которые владеют жилыми помещениями.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у граждан и организаций возникает:

  • из договоров социального найма, договоров найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и договоров аренды жилого помещения с момента заключения таких договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
  • из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах с момента предоставления жилья члену кооператива;
  • с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
  • по решению суда с момента вступления его в законную силу.

Обязанность гражданина по оплате коммунальных услуг (при использовании электричества, воды, тепла, газа для бытового потребления) наступает с момента первого фактического подключения (в установленном порядке) к присоединенной сети.

Расходы на содержание незаселенных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов несут соответственно органы государственной власти и местного самоуправления или управомоченные ими лица. До заселения жилья в жилищном фонде коммерческого использования такие расходы несет собственник жилого помещения.

Оплачивать жилье и коммунальные услуги должны не только граждане, указанные выше, но и следующие лица:

  • дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения и бывшие члены его семьи;
  • дееспособные члены семьи собственника жилого помещения, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи;
  • бывший член семьи собственника жилого помещения.

Статья 154 ЖК РФ вводит три структуры обязательных

платежей:

  • для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1);
  • для собственников жилых помещений в многоквартирном доме (ч. 2);
  • для собственников жилых домов, т.е. домов индивидуальной застройки (ч. 3).

Помимо этого, в статье раскрыты виды работ и услуг, стоимость которых входит в оплату за жилое помещение, дан перечень коммунальных услуг.

Собственники помещений в многоквартирных домах и наниматели жилья обязаны нести расходы по оплате за жилое помещение и за коммунальные услуги.

Собственники домов индивидуальной застройки несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги по договорам с лицами, которые осуществляют соответствующие виды деятельности.

Плата за жилое помещение для нанимателя и плата для собственника помещения в многоквартирном доме существенно разнятся:

  • во-первых, наниматели платят за наем жилья, а собственники, естественно, нет;
  • во-вторых, плата за содержание и ремонт жилого помещения, которую обязаны вносить и наниматели, и собственники, для последних включает также расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а наниматели подобные расходы не несут, поскольку согласно п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилого фонда.

Статья 155 ЖК РФ определяет порядок и срок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (обязательных платежей) и устанавливает ответственность за неисполнение этих обязательств.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Обеспечение собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилья платежными документами возлагается на организации, которые предоставляют жилищные, коммунальные услуги и услуги по управлению многоквартирным домом. Если этими организациями не установлен иной срок, то платежные документы должны быть представлены не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим. Несвоевременное обеспечение платежными документами освобождает собственников и нанимателей от уплаты пеней при просрочке платежей.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором с организациями, которые предоставляют вышеназванные услуги.

Просрочка обязательных платежей либо неполная оплата влечет начисление пеней.

Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст. 332 ГК РФ).

Таким образом, пени — как законные, так и договорные — это один из способов обеспечения обязательств.

Комментируемая статья устанавливает законные пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Согласно ст. 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. В ч. 14 ст. 155 ЖК РФ прямо предусмотрен запрет на договорное увеличение размера пеней.

В ч. 13 ст. 155 ЖК РФ установлено, что об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги наниматели и собственники жилых помещений должны быть проинформированы письменно не позднее чем за 30 дней до момента представления платежных документов, если иной срок не установлен договором управления. Обязанность информировать граждан возлагается на наймодателя и управляющую организацию.

Эта норма изложена не совсем корректно, и ее следует конкретизировать при заключении договоров. При этом необходимо учесть, что информировать необходимо и собственников нежилых помещений. Данную обязанность следует возложить на организации, выставляющие платежные документы собственникам и нанимателям жилых помещений.

Управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляются независимо от того, пользуются или не пользуются собственники, наниматели и иные лица своими помещениями. Поэтому собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилья обязаны производить оплату в полном объеме даже в том случае, когда они не пользовались своими помещениями.

При временном отсутствии граждан плата за те виды коммунальных услуг, которые рассчитываются по нормативам потребления, вносится с учетом перерасчета платежей за период такого отсутствия. Порядок перерасчета должен устанавливаться Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 № 307. Согласно разделу VI данного Постановления при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет по отоплению и жилищным услугам при временном отсутствии граждан по месту жительства не производится.

Если коммунальные услуги оплачиваются по приборам учета, то перерасчет при временном отсутствии потребителя не производится. Движение денежных средств по оплате ЖКУ зависит от системы связей, сложившихся при предоставлении жилищных и коммунальных услуг.

Наниматели вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого помещения. Данное требование исходит из Бюджетного кодекса РФ. В доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Собственники жилых домов (т.е. домов индивидуальной застройки) оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту. а также коммунальные услуги по договорам, заключенным с лицами, которые осуществляют соответствующие виды деятельности.

Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией или предпринимателем без образования юридического лица, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер (следует обратить внимание — не плата за жилое помещение) вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшуюся часть вносит наймодатель этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги зависит прежде всего от сложившейся системы договорных отношений между собственниками помещений и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Предоставление жилищно-коммунальных услуг по договорам с собственниками помещений носит возмездный характер. Следовательно, денежные средства за предоставленные услуги и выполненные работы должны поступать непосредственно тем организациям, которые их оказали или выполнили. Данные платежи могут поступать организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуга, непосредственно либо через управляющую организацию.

Жилищный кодекс РФ устанавливает два разных механизма регулирования установления платы за жилое помещение:

  1. для многоквартирных домов со смешанной формой собственности на помещения;
  2. для многоквартирных домов, где все помещения находятся в собственности одного лица.

Статья 156 ЖК РФ определяет размер платы за жилое помещение. В соответствии с ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется прежде всего объемом этих работ и услуг.

Требуемый объем услуг и работ по обеспечению надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, бесперебойной работы инженерного оборудования, по благоустройству придомовой территории, по восстановлению изношенных элементов и оборудования многоквартирного дома, предохранению элементов многоквартирного дома, инженерного оборудования и придомовой территории от преждевременного износа установлен Постановлением Госстроя РФ № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 г. (Правила применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ).

Указанные Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечить:

  • сохранность жилищного фонда всех форм собственности;
  • единую техническую политику в жилищной сфере, что гарантирует надлежащее содержание и ремонт жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также обустроенность придомовых территорий:
  • выполнение установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда (уполномоченными управляющими) и организациями, обслуживающими жилищный фонд.

Основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих цен и тарифов определяются Правительством РФ.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в этом доме соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт.

Для нанимателей размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), его содержание и ремонт определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях — исходя из площади этих комнат) жилого помещения (п. 5 ст. 15 ЖК РФ). Размер платы за наем зависит от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Федеральными законами, законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные условия определения размера платы за наем.

Указанные положения необходимо рассматривать совместно с ч. 6 ст. 159 и ч. 1 ст. 154 ЖК РФ. Установление размера платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилья права на субсидию. Это требование обосновано тем, что плата за наем не учитывается при расчете размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с ч. 6 ст. 159 ЖК РФ размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за наем является самостоятельным платежом и не входит в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Следовательно, установление платы за наем для тех граждан, которые ранее не имели права на субсидию, не приведет к изменению ситуации.

Экономическое содержание платы за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договору найма.

Следует заметить, что плата за наем определяется не величиной затрат на содержание жилого помещения, а его потребительскими качествами и отражает рыночные тенденции в стоимости жилищных услуг.

Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают собственнику жилого помещения и не облагаются НДС (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом РФ порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, от платы за наем освобождаются.

Размер оплаты содержания и ремонта жилого помещения в многоквартирном доме определяется:

  • общим собранием собственников помещений, если в таком доме не созданы ТСЖ либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в порядке, установленном ст. 45-48 ЖК РФ; размер оплаты определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее года;
  • органами управления товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительскою кооператива в соответствии с уставом данного юридического лица;
  • органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), если собственники жилья не избрали способ управления многоквартирным домом самостоятельно.

В ч. 3 ст. 156 ЖК РФ установлена компетенция органов местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге — органов государственной власти соответствующего субъекта РФ) при определении размера штаты за жилое помещение для нанимателей, а также для собственников, которые избрали способ управления многоквартирным домом самостоятельно.

Часть 6 ст. 156 ЖК РФ определяет компетенцию в данной сфере собственников жилья специализированного жилищного фонда. Порядок определения размера платы за жилое помещение для многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (см. ст. 163 и комментарий к ней).

В ч. 10 ст. 156 ЖК РФ предусмотрена компетенция Правительства РФ по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае, когда жилищно-коммунальные услуги не соответствуют установленному качеству и/или оказываются с перерывами сверх установленной продолжительности.

Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 306-ЭС17-6930 по делу N А65-22631/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь статьями 210, 218, 249, 290, 395, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 46, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обязанности собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги, признав доводы заявителя о самостоятельном содержании общего имущества многоквартирного дома несостоятельными.

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2017 N 307-ЭС17-3524 по делу N А42-9918/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков в виде упущенной выгоды. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что убытки возникли в связи с несвоевременным внесением гражданами платы за услуги.

Применив положения статей 15, 393, пункта 1 статьи 971, пункта 1 статьи 1105, статьи 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», не установив в спорный период наличие письменных мотивированных претензий принципала относительно ненадлежащего выполнения условий договора по взысканию задолженности с граждан агентом, придя к выводу, что убытки возникли в связи с несвоевременным внесением гражданами платы за услуги, признав недоказанным размер убытков, суд округа судебные акты отменил, в иске отказал.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 307-КГ17-5968 по делу N А56-31404/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды, установив, что предписание выдано уполномоченным органом, исходя из доказанности факта неверно произведенного товариществом расчета платы за коммунальные услуги вследствие использования им неправильных данных о площади жилых помещений, пришли к выводу о том, что выданное жилищной инспекцией предписание соответствует требованиям законодательства.

В своих выводах суды руководствовались статьями 20, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 310-ЭС17-6627 по делу N А14-17743/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту, пени. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку факт непредставления истцом платежных документов на оплату оказанных услуг не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, от исполнения его обязанности по оплате фактически оказанных услуг.

Суд округа, применив положения статей 290, 249, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36, статей 39, 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, учитывая, что факт наличия неисполненного обязательства ответчика перед истцом по оплате фактически полученных услуг, а также факт нарушения обществом «Стел-С» сроков оплаты оказанных услуг установлен судом первой инстанции и не оспаривался ответчиком, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания пени в заявленном размере в порядке части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 21.01.2013 по 15.12.2015, определенный в соответствии с условиями пункта 4.5 договора.

Определение Верховного Суда РФ от 07.06.2017 N 303-ЭС17-6037 по делу N А73-7516/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из установленного факта поставки энергоресурса, обязанности ответчика как лица, представляющего собственника помещения и потребителя коммунального ресурса, по его оплате и отсутствия доказательств данной оплаты.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 210, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 153, частью 11 статьи 155, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2017 N 305-ЭС17-5832 по делу N А40-15572/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о понуждении к заключению договора на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, суды пришли к правильному выводу о том, что нормами гражданского и жилищного законодательства не предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах заключать договор с управляющей компанией; при этом незаключение собственниками помещений договоров с управляющей организацией не освобождает их от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по оплате оказанных управляющей компанией услуг.

Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 158, Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 306-ЭС17-5321 по делу N А55-19089/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что истец как собственник помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества дома.

Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями статей 210, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 307-ЭС17-5131 по делу N А56-83779/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими средствами. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды установили, что многоквартирный дом, в котором находятся спорные помещения, оборудован общедомовым прибором учета, в принадлежащем истцу помещении индивидуальный прибор учета энергии отсутствует, исходя из данных обстоятельств суды признали правомерным расчет задолженности за тепловую энергию, произведенный истцом.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 210, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 153, частью 4 статьи 154, частью 1 статьи 157, частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.04.2017 N 69-АПГ17-4 Об оставлении без изменения решения суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24.11.2016, которым отказано в признании недействующими приложений N 1, 2 к приказу Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.12.2015 N 58-нп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Выводы суда об экономической обоснованности оспариваемого правового регулирования соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями статей 153 — 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических рекомендаций по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года N 41/пр, возлагающими на граждан и организаций обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, и содержащими структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме, размер этой платы, а также принципы установления минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N АПЛ17-124 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N АКПИ16-1300 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими о признании недействующими абзаца первого пункта 1, абзаца четвертого пункта 3, пункта 7, подпункта «в» пункта 9, подпункта «а» пункта 21, пунктов 40, 43 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.

Ш.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими абзац первый пункта 1, абзац четвертый пункта 3, пункт 7, подпункт «в» пункта 9, подпункт «а» пункта 21, пункты 40, 43 Правил, ссылаясь на их противоречие пункту 4 части 2 статьи 65, пункту 5 части 1 статьи 67, части 1 статьи 153, пункту 3 части 1 статьи 154, части 1 статьи 157, частям 2.1 — 2.3 и 12 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и на то, что они нарушают его права как нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *