Подписан закон о правовом статусе, назначении и структуре системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Законопроект об оборудовании всех машин, поступающих в Россию, системой ЭРА-ГЛОНАСС начал действовать в 2014 г. Сегодня наличие «тревожной кнопки» регламентирует закон о ГЛОНАСС, претерпевший некоторые изменения.

Что представляет собой система

По сути ЭРА-ГЛОНАСС – это устройство, которое считывает изменения, происходящие с транспортом. Оборудование способно различать:

  • столкновения;
  • переворот транспортного средства;
  • прочие аварийные ситуации.

Установленная «тревожная кнопка» синхронизирована со смартфоном хозяина автомобиля. Он получает доступ к информации посредством интернет-соединения или при помощи смс. Экстренное сообщение будет отправлено службам спасения. Оно содержит данные о скорости движения в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия, сведения о перегрузке, числе пассажиров, пристегнутых ремнем безопасности, а также информацию о местонахождении авто.

Предполагается, что установка экстренной системы оповещения позволит решить ряд проблем:

  • снизит количество ДТП со смертельным исходом;
  • ускорит прибытие экстренных служб на место аварии;
  • стабилизирует дорожную ситуацию и обезопасит участников движения.

ЭРА-ГЛОНАСС-принцип работы.

ФЗ № 395 об обязательной установке ГЛОНАСС: официальный текст и этапы реализации

С момента принятия ФЗ 395 в законопроект неоднократно вносили изменения. В 2015 г. расписали способ внедрения ГЛОНАСС в промышленную эксплуатацию и правила использования системы.

Уже в 2017 г. официально запретили продажу новых транспортных средств, которые не оборудованы системой. Обязательная установка проводится, если автомобиль поступил из стран Евросоюза или был выпущен с конвейера в России. Согласно законодательным нормам, на границе не пропустят транспорт, если он не оборудован ЭРОЙ-ГЛОНАСС.

Есть и определенная лазейка, действовавшая до конца 2019 г. Производители могли продлить акты одобрения автомобилей сроком на 3 года. В этом случае установка оборудования была необязательна. Но уже в 2020 году все новые машины должны быть оснащены системой экстренного оповещения.

С 2018 года не требуется установка ГЛОНАСС на каждое авто. Обязательное требование распространяется лишь на новые машины. Устанавливать оборудование должен завод-изготовитель либо дистрибьюторы. А вот если транспортное средство с пробегом ввозится из-за границы и владелец лично занимается таможенными вопросами, оплачивать систему ему придется самостоятельно.

Штраф за отсутствие ГЛОНАСС

Чиновники спешат успокоить недовольных автолюбителей – в ближайшее время им не придется платить никаких штрафов за отсутствие «тревожной кнопки». В первую очередь это относится к владельцам личного легкового транспорта. Поскольку на старые машины установка системы необязательна, а новые оснащает сам производитель, автолюбителям не нужно беспокоиться о возможных санкциях.

Другие правила будут действовать в отношении коммерческого транспорта. В первую очередь речь идет о грузоперевозках, пассажирских перевозках и крупногабаритных автомобилях. Сегодня они оборудованы тахографами, но представители власти считают, что этого недостаточно.

Предполагается поэтапное введение новых норм. Владельцы транспорта, на котором установлены тахографы, получат право использовать их в течение 7 лет, а вот таксистам и предпринимателям, занимающимся перевозками пассажиров в общественном транспорте, необходимо было оборудовать автомобили «тревожными кнопками» до 1 июля 2018 года. В случае отсутствия системы ГЛОНАСС или тахографа им придется заплатить штраф в размере 50 тыс. руб.

Скачать текст закона

Последняя редакция законопроекта, полный список штрафных санкций и даты поэтапного внедрения автоматизированной системы можно узнать, если скачать ФЗ об установке ГЛОНАСС по следующей ссылке. Рекомендуем ознакомиться с нормами не только предпринимателям, занимающимся грузоперевозками, но и владельцам личного транспорта.

Порядок установки системы ГЛОНАСС: пошаговая инструкция

Производители машин, как и владельцы личного транспорта, могут обратиться для установки автоматизированного оборудования в один из кредитованных технических центров. Самостоятельное монтирование «тревожной кнопки» не производится. Стоимость установки складывается из трех составляющих:

Таким образом, оборудование автомобиля технологической системой оповещения обойдется владельцу как минимум в 30 тыс. руб.

Документы для регистрации

Чтобы технический центр принял вашу заявку, недостаточно просто оплатить его услуги. Требуется предоставить документы для регистрации ГЛОНАСС. В обязательный перечень входят:

  • договор о приобретении комплекта оборудования (предоставляется ксерокопия);
  • заверенный акт о технической безопасности автомобиля;
  • паспорт владельца.

Оборудование Глонасс которое подлежит обязательной установке на авто.

Процедура установки

Если вы хотите установить на транспортное средство «тревожную кнопку», соблюдайте следующий порядок действий:

  1. Приобретается автоматизированная система. Покупка разрешена только у официального изготовителя – АО «ГЛОНАСС». Если вы купите оборудование где-то еще, его не внесут в реестр и, скорее всего, откажутся устанавливать.
  2. Подается запрос в аккредитованный испытательный центр, чтобы провести проверку транспортного средства.
  3. Также подается запрос в один из официальных технических центров по установке оборудования (одновременно предоставляются документы).
  4. Специалисты устанавливают систему, затем регистрируют ее в базе (процедура занимает в среднем полчаса).
  5. В таможенном отделе владельцу выдают ПТС, после чего в течение 10 суток необходимо зарегистрировать автомобиль в Госавтоинспекции.

Если вы оборудуете подержанный автомобиль, процедура проще. Приобретается комплект, мастер его устанавливает, после чего в АО «ГЛОНАСС» регистрируют систему в базе.

ЭРА-ГЛОНАСС в настоящее время должна быть установлена на всех новых транспортных средствах и автомобилях, предназначенных для грузоперевозок и перевозок пассажиров. Владельцы подержанных машин также могут оборудовать транспорт «тревожной кнопкой», но делать это не обязаны.

Закон посвящен Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Это федеральная государственная территориально распределенная АИС экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о ДТП и иных происшествиях на автодорогах в стране, ее обработку, хранение и передачу экстренным оперативным службам, а также доступ к ней заинтересованных лиц.

Одно из ее предназначений — оперативно получить информацию о происшествиях на автодорогах, разместить в Системе сведения о транспортном средстве, передать данные экстренным оперативным службам.

Правительство РФ, в частности, установит порядок создания и функционирования Системы, а также эксплуатации устройств вызова экстренных оперативных служб. Уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти будет являться оператором Системы.

Устройствами вызова экстренных оперативных служб транспорт оснащается постепенно. Производители будут снабжать данными устройствами транспортные средства категорий М и N, выпускаемые в обращение в нашей стране, в соответствии с требованиями техрегламента ТС о безопасности колесных транспортных средств.

Транспорт, ранее выпущенный в обращение без названных устройств, может оснащаться таковыми по инициативе собственника.

Собственники транспорта, оснащенного устройствами вызова экстренных оперативных служб, могут получать достоверную информацию, содержащуюся в Системе, о координатно-временных параметрах нахождения их авто на момент ДТП на автодороге; данные о принятии сигнала ГЛОНАСС экстренными оперативными службами и начале реагирования.

Закон вступает в силу с 1 января 2014 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» Принят Государственной Думой 20 декабря 2013 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361) Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 1) Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — система) — федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее — сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361); 2) устройство вызова экстренных оперативных служб — устройство или система, установленные на транспортном средстве, осуществляющие определение на основе использования сигналов ГЛОНАСС координат места нахождения транспортного средства, скорости и направления его движения и обеспечивающие формирование, передачу в некорректируемом виде информации о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, а также двустороннюю голосовую связь транспортного средства с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи; 3) датчики контроля состояния транспортного средства — датчики ускорения (акселерометры) или иные технические средства, установленные на транспортном средстве, позволяющие установить факт дорожно-транспортного происшествия и передающие информацию об этом факте на устройство вызова экстренных оперативных служб. Статья 3. Принципы создания и функционирования системы Создание и функционирование системы осуществляются на основании следующих принципов: 1) обеспечение полноты, достоверности, некорректируемости принимаемой и передаваемой с использованием системы информации, своевременности ее предоставления; 2) общедоступность и безвозмездность передачи информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации в экстренные оперативные службы от транспортных средств, на которых установлены устройства вызова экстренных оперативных служб; 3) соблюдение при автоматизированной обработке информации конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни; 4) бесперебойность работы комплекса технических средств системы. Статья 4. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 5. Назначение и структура системы 1. Система предназначена для: 1) оперативного получения на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации путем дополнения ее размещенной в системе информацией о транспортном средстве, передачи обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации в экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации, а также взаимодействия с автоматизированной информационной системой обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования); 2) предоставления размещенной в системе и обработанной информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам; 3) решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации, в том числе в коммерческих целях (пункт 3 введен Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361). 2. Система включает в себя: 1) информационный ресурс, содержащий указанную в статье 10 настоящего Федерального закона информацию; 2) программно-технические средства, предназначенные, в частности, для: а) сбора, обработки и хранения информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации и о транспортных средствах, устройства вызова экстренных оперативных служб которых осуществили передачу этой информации; б) сбора, обработки и хранения информации об устройствах вызова экстренных оперативных служб; в) представления информации в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и иные государственные информационные системы, государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам; 3) технологическую инфраструктуру, обеспечивающую прием информации, поступившей от устройств вызова экстренных оперативных служб, и передачу этой информации в экстренные оперативные службы. Статья 5-1. Использование системы в целях создания иных информационных систем 1. Создание в сфере транспорта и в иных сферах, определенных Правительством Российской Федерации, государственных информационных систем, а также информационных систем, входящих в состав объектов концессионных соглашений, при функционировании которых предполагается использование навигационной информации (далее — информационные системы), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе обязательного использования информационного ресурса, и (или) программно-технических средств, и (или) технологической инфраструктуры системы (далее — составные части системы) в создаваемой информационной системе при наличии технической возможности такого использования. 2. Заинтересованные лица, являющиеся операторами находящихся в эксплуатации информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе использовать составные части системы при эксплуатации соответствующих информационных систем при наличии технической возможности такого использования. 3. В целях настоящего Федерального закона под заинтересованными лицами понимаются органы или организации, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях и законодательства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве. 4. При принятии решения о создании в соответствии с законодательством Российской Федерации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, либо при принятии решения об использовании составных частей системы при эксплуатации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, заинтересованное лицо направляет оператору системы запрос о технической возможности использования составных частей системы в создаваемой или эксплуатируемой информационной системе. 5. Оператор системы в течение сорока дней с момента получения запроса, указанного в части 4 настоящей статьи, направляет заинтересованному лицу посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении заключение о технической возможности использования составных частей системы в создаваемой или эксплуатируемой информационной системе (далее — заключение оператора системы). Порядок направления и рассмотрения запросов, включающий в себя требования к информационным системам, указанным в части 1 настоящей статьи, в части взаимодействия с системой, а также форма и порядок подготовки заключения оператора системы утверждаются оператором системы и подлежат размещению на сайте оператора системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 6. В случае, если оператор системы не направил заключение в адрес заинтересованного лица в течение сорока дней с даты получения оператором системы запроса, указанного в части 4 настоящей статьи, заинтересованное лицо имеет право создавать информационную систему, указанную в части 1 настоящей статьи, без обязательного использования составных частей системы. 7. Ненаправление оператором системы заключения о технической возможности использования составных частей системы при эксплуатации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, приравнивается к отказу оператора системы в использовании составных частей системы. 8. Отказ оператора системы в использовании составных частей системы при создании и (или) эксплуатации информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, допускается только при отсутствии технической возможности такого использования. 9. Использование составных частей системы при создании и (или) эксплуатации информационных систем, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется на платной основе. 10. Тарифы на использование составных частей системы подлежат государственному регулированию и устанавливаются оператором системы в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. 11. Если составная часть системы, используемая при создании и (или) эксплуатации информационной системы, указанной в части 1 настоящей статьи, включает в себя результаты интеллектуальной деятельности, право на использование таких результатов интеллектуальной деятельности предоставляется оператором системы по лицензионному договору. (Статья 5-1 введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361) Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области создания и функционирования системы 1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области создания и функционирования системы, а именно устанавливает: 1) порядок создания и функционирования системы; 2) состав информации, представляемой обладателями информации в систему, и порядок информационного взаимодействия оператора системы с обладателями этой информации и ее пользователями; 3) порядок эксплуатации устройств вызова экстренных оперативных служб; 4) порядок обеспечения доступа к информации, указанной в пункте 2 части 1 статьи 9 и пункте 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, юридических лиц, физических лиц; 5) порядок обеспечения доступа к информации, указанной в пункте 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц; 6) порядок взаимодействия системы с автоматизированной информационной системой обязательного страхования. 1-1. Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, наряду с полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи (часть 1-1 введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361). 2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области создания и функционирования системы осуществляет следующие полномочия (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361): 1) (Пункт 1 утратил силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361) 2) (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361) 3) устанавливает требования к техническим, программным, лингвистическим средствам обеспечения эксплуатации системы; 4) утверждает форматы предоставления информации; 5) осуществляет в пределах своих полномочий от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, размещенной в системе; 6) устанавливает форму и порядок представления оператором системы ежегодного отчета о функционировании системы в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 6 введен Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361). Статья 6-1. Оператор системы 1. Оператором системы является акционерное общество «ГЛОНАСС». 2. Основным направлением деятельности акционерного общества «ГЛОНАСС» является обеспечение функционирования системы в соответствии с назначением и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: 1) обеспечение оперативного получения формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки этой информации, ее хранения и передачи в экстренные оперативные службы, а также доступа к этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) обеспечение использования и развития технологической инфраструктуры системы в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации, поступающей от транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации. 3. Акционерное общество «ГЛОНАСС» осуществляет следующие полномочия: 1) развивает систему, организует и обеспечивает ее функционирование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) обеспечивает сбор, обработку информации для размещения ее в системе, хранение, предоставление, распространение этой информации; 3) обеспечивает взаимодействие системы с иными информационными системами и обмен информацией между ними в автоматическом режиме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; 4) является владельцем сертификатов ключей проверки электронных подписей, используемых в системе; 5) устанавливает порядок использования в системе электронных подписей, владельцем сертификатов ключей проверки которых является оператор системы. 4. Акционерное общество «ГЛОНАСС» представляет ежегодно в первом квартале в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области создания и функционирования системы отчет о функционировании системы в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Статья 6-1 введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361) Статья 7. Участники отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы 1. Участниками отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием системы, являются оператор системы, обладатели информации, представляющие ее в систему, и пользователи информации, размещенной в системе. 2. (Часть 2 утратила силу на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361) 3. Обладателями информации, представляющими ее в систему, являются: 1) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие оказание экстренной помощи при дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации; 2) оператор системы; 3) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регистрацию транспортных средств; 4) федеральное государственное учреждение, осуществляющее ведение федерального картографо-геодезического фонда (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 235-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4361); 5) федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие выпуск транспортных средств в обращение на территории Российской Федерации; 6) собственники транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации и оснащенных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *