Перевозка кислорода

Азот охлажденный жидкий относится ко 2 классу опасности, подкласс 2.1, порядковый номер ООН (UN) 1977. Вещество признается малоопасным по своему воздействию на окружающую среду, однако в жидком состоянии представляет криогенную опасность для живых существ, испаряющийся в больших концентрациях, ядовит, оказывает удушающее действие.

Допускается перевозка автомобильным, железнодорожным, водным транспортом.

Охлажденный жидкий азот разрешено перевозить морским транспортом автотранспортом и по железной дороге в сосудах дьюара, специальных криогенных цистернах.

Автомобильная транспортировка азота

Перевозка жидкого Азота

Жидкий азот в малых количествах общим объемом до 1000 м3 разрешено перевозить автомобильным транспортом в баллонах специальной конструкции (сосудах дьюара) без основных ограничений, предъявляемых к транспортировке опасных грузов.

Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.

  • Все тягачи и прицепы обязаны иметь действующее свидетельство о допуске к перевозке опасных веществ, дважды в год проходят техосмотр, в ходе которого получают диагностическую карту о пригодности и возможности дальнейшего использования.
  • Автотранспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов повышенной опасности, в том числе легковоспламеняющихся сжиженных газов в цистернах под давлением, должны быть включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства.
  • Согласно приказу Минтранса №20 автомобили, перевозящие опасные грузы должны иметь в оснащении аппаратуру спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС), тахографы.
  • Обязательно проходят предрейсовый и послерейсовый техосмотр.
  • Дополнительно транспортное средство для перевозки горючих газов должно иметь защиту топливного бака, установленные проблесковые маячки оранжевого цвета, дополнительные фонари (оранжевые) с автономным питанием и защитным кожухом.

Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:

  1. Впереди на тягаче обязательно крепится информационная табличка оранжевого цвета, содержащая вверху идентификационный номер опасности – 22, внизу – порядковый номер ООН 1977 (жидкий азот);
  2. сзади на цистерне, кузове помещается аналогичная табличка и знак опасности согласно правилам маркировки горючих газов: ромб оранжевого цвета, вверху — пламя над окружностью, внизу номер класса — 2.

Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения. При транспортировке криогенных веществ, водителям требуется дополнительная экипировка: криогенные перчатки, антистатическая одежда, специальная обувь, каска, наушники, очки.

Доставка жидкого азота в баллонах

Жидкий азот разрешено перевозить различными видами транспорта в баллонах специальной конструкции. Баллоны размещаются в транспортном средстве горизонтально и должны быть надежно закреплены конструкционно. При транспортировке в закрытом кузове, контейнере необходимо наличие вентиляции.

Конструкция баллона для перевозки и хранения жидкого азота (сосуд дьюара):

  • конструкция из двух колб, изготовленных из алюминия или стали;
  • горловина, соединяющая колбы – прочный стеклопластик, выдерживающий повышенные нагрузки и давление;
  • внутренняя поверхность малой колбы покрыта адсорбентом;
  • промежуточный слой – низкомолекулярная среда (вакуум);
  • сосуд снабжен запирающим вентилем, колпаком, обязательно наличие предохранительного клапана для стравления избыточного давления.

Сосуды дьюара, предназначенные для хранения и перемещения азота окрашены в черный цвет, промаркированы согласно классу опасности и дополнительным свойствам вещества.

Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого азота:

  • цистерна для перевозки охлажденного до состояния жидкости азота имеет цилиндрическую форму, сварную многослойную конструкцию с вакуумной или объемной термоизоляцией;
  • внешний кожух выполнен из стали, промежуточный слой составляют вакуум и огнеупорные изоляционные материалы, внутри размещен сосуд для перевозимого вещества;
  • для дополнительной защиты от прямых солнечных лучей внешняя поверхность резервуара окрашивается в светлые тона, накрывается специальным чехлом;
  • внутренний сосуд рассчитан на эксплуатацию при избыточном давлении;
  • манометры, датчики температуры, запорная арматура, предохранительный клапан давления размещены в специальном люке в задней части цистерны;
  • арматура для налива/слива предусмотрена в нижней части цистерны;
  • цистерна снабжена уровнемером поплавкового типа.

Специальные требования к резервуарам для перевозки криогенных веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.

Особенности транспортировки и техника безопасности

Особые условия перевозки: необходимость соблюдения низкотемпературного режима -198°C, постоянный контроль давления. Нормы заполнения емкости при транспортировке и хранении жидкого азота – не более 85%. При температуре транспортировки вещество не является горючим, однако повышение температуры приводит к испарению, переходу в газообразное состояние в высокой концентрации с опасностью взрыва.

Внимание – вещество транспортируется при очень низких температурах! Обладает повышенной криогенной опасностью с риском обморожения кожи и слизистых. При утечках быстро испаряется, что приводит к высокой концентрации газообразного азота в воздухе. При вдыхании газообразного азота возможно развитие кессонной болезни, удушье (в том числе с летальным исходом при длительном действии в больших количествах).

Жидкий азот в количестве до 1000 л разрешено перевозить на автомобильном транспорте в сосудах дьюара (обязательна жесткая фиксация, амортизационные прокладки) как неопасный груз.

Для перевозки газа объемом от 1000 до 3000 л необходимо специальное освидетельствование водителя, маркировка транспорта оранжевыми табличками согласно ДОПОГ.

Газ в баллонах и цистернах в количестве свыше 3000 л перевозят на транспорте в полном соответствии с ДОПОГ, маршрут должен быть согласован в управлении автодорожного надзора, необходимо разрешение Минтранса.

Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки криогенных веществ и охлажденных сжиженных газов (азота, кислорода, аргона). Перевозки опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются нами на регулярной основе, а это значит, что многие маршруты движения уже согласованы и одобрены, что позволяет обеспечить для заказчиков преимущество в сроках поставок за счет сокращения времени подготовительных работ. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с неукоснительным соблюдением техники безопасности. Мы обеспечиваем безопасную транспортировку опасных веществ!

Ведущие правила при перевозке баллонов

Перевозка кислорода осуществляется согласно следующим правилам:

  • Перевозимые баллоны со сжатым кислородом должны соответствовать правилам эксплуатации и строению емкостей, в которых находится кислород под давлением.
  • На транспортируемые баллоны необходимо иметь все транспортные документы, в которых должна быть пометка, что кислород является сжатым. Данная запись указывает, что перевозиться в баллонах и что необходимо соблюдать при транспортировке.
  • Баллоны необходимо помечать знаком опасности, они наносятся яркими буквами и наклейками с восклицательными знаками.

Правила при перевозке баллонов транспортом больше тысячи литров

Данные правила касаются не только перевозки кислорода в баллонах, но и к автомобильному транспорту, осуществляемому перевозку. Правила применяемые к перевозке груза автомобилем:

  • Свидетельство дорожно-патрульной службы Российской Федерации о том, что транспортное средство прошло технический осмотр.
  • У водителя автотранспорта должен быть в наличии документ в котором будет прописан его маршрут, объем транспортируемого опасного груза, время пребывания в пути, сколько километров от пункта выезда к пункту прибытия.
  • Водитель должен иметь при себе годное свидетельство, которое разрешает перевозку грузов повышенной опасности и свидетельствует о его специальной подготовке для транспортировки продукции данной категории.
  • Должно быть свидетельство не просроченное, в котором указано, что автомобильный транспорт прошел специальную подготовку для перевозки баллонов с кислородом, относящимися к опасным грузам.
  • На автотранспорте должны присутствовать знаки, предупреждающие об опасности. Его помечают с помощью полос с двух сторон транспорта и надписи «опасно».
  • В каждом транспортном средстве должны быть – огнетушитель, песок, лопата, аптечка.

Вы спросите, почему именно мы будем лучшими партнерами по перевозке кислорода? У нас самые лучшие специалисты знающие свое дело. Наша компания на рынке уже 20 лет и мы имеет большой опыт в данной сфере. Мы занимаемся не только поставкой и транспортировкой, но и куплей-продажей сжатых газов, кислорода, углекислоты и аргона.

Перевозка азота

Наша компания занимается перевозкой любых опасных грузов, таким образом, перевозка азота так же входит в этот перечень. Давайте рассмотрим основные особенности транспортировки азота.

Перевозка азота осуществляется либо в специальных баллонах (под давлением 14,5-15,5 МПа) чёрного цвета, с нанесённой желтым цветом надписью «АЗОТ», либо если это жидкий азот в специализированных криогенных ёмкостях. Так как азот является газом, представляющим определённую степень опасности, перевозка азота должна осуществляется на специально оборудованных транспортных средствах, которые оснащены всеми необходимыми для данного типа перевозок компонентами. Сам процесс транспортировки должен осуществляться в соответствии со всеми принятыми правилами перевозки. Транспортировка жидкого азота должна осуществляться в цистернах, соответствующих ГОСТу 17518-79 азота и кислорода в жидком состоянии. Возможно также использование иных цистерн, которые оборудованы порошковой, вакуумно-порошковой или же вакуумно-многослойной изоляцией (прослойкой). Сжиженный азот должен отпускаться в специальную криогенную изотермическую цистерну, имеющую паспорт, который подтверждает качество транспортируемого продукта и соответствие всем требованиям и нормам безопасности и устройства. В технических данных инструкции должен быть указан максимально возможный объём заполнения цистерны, который должен неукоснительно соблюдаться и ни в коем случае не превышать указанную норму. Согласно ГОСТа 19433-81 на цистерну должны быть нанесены соответствующая окраска и маркировка, сигнализирующая о потенциальной опасности. В журнале оператора-изготовителя при каждой заправке цистерны делается отметка, которая должна отражать: Тип цистерны; Государственный номер автотранспортного средства; Объём заправляемого вещества.

Перевозка азота посредством автомобильного транспорта должна соответствовать следующим нормативным документам:

«Правила транспортировки грузов автомобильным транспортом»;

«Инструкция о порядке перевозки грузов автотранспортом»;

«Руководство по эксплуатации и техническое описание».

Во время хранения цистерны должны быть надёжно защищены от удара молнией и иметь ограждение, к тому же по периметру площадки, на которой находится цистерна (цистерны) должно присутствовать обвалование.

Что касается транспортировки азота в газообразном состоянии, то она тоже должна производиться со строгим соблюдением правил и с особой осторожностью. Никогда не следует забывать, что практически любой газ, находящийся под давлением при неправильном обращении может представлять угрозу взрыва. Транспортировка газообразного азота осуществляется в баллонах, которые перевозятся при помощи специальных автокаров или рессорного транспорта. Баллоны можно размещать в горизонтальном положении с обязательным использованием прокладок. Прокладки могут быть изготовлены из деревянных брусков, с выпиленными в них гнёздами или из резиновых (или верёвочных) колец, ширина которых должна составлять как минимум 25 миллиметров (на каждый баллон надевается по два таких кольца). При укладке необходимо убедиться в том, что все вентили у всех баллоном были расположены на одной стороне.

В отдельных случаях разрешается транспортировка баллонов в вертикальном положении, но с обязательным наличием специального ограждения, предохраняющего от возможного падения ёмкостей. В любом случае перевозка азота газообразного должна производиться с предельной осторожностью и строгим соблюдением всех установленных норм и правил.

В общем случае перевозка 15 баллонов одной автомашиной не считается перевозкой опасного груза. А зачастую можно без проблем возить существенно больше! Ниже мы приводим детальное обоснование этого факта и даем таблицу предельного количества баллонов с наиболее распространенными газами.

Вне зависимости от того, что по этому поводу думают сотрудники ДПС, есть ЗАКОН, и судебные решения это подтверждают.

Перевозка опасных грузов в Российской Федерации регламентируется следующими документами:

«Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 №37, от 14.10.1999 №77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).

«Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 №76).

«Кодекс РФ об административных правонарушениях», статья 12.21 ч.2 которого предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов в виде «административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

В соответствии с п.п.3 п.1.2 «Действие Правил не распространяется на … перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза». Там же разъяснено, что «Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)».

Таким образом, вопрос о максимальном количестве веществ, которое можно перевозить как неопасный груз сводится к изучению раздела 1.1.3 ДОПОГ , устанавливающему изъятия из европейских правил перевозки опасных грузов, связанные с различными обстоятельствами.

Так, например, в соответствии с п. 1.1.3.1 «Положения ДОПОГ не применяются … к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии, что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки».

Однако, формально признаваемая правилами перевозки опасных грузов группа изъятий — изъятия связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице (п.1.1.3.6 ).

Все газы отнесены ко второму классу веществ по классификации ДОПОГ. Негорючие, неядовитые газы (группы А — нейтральные и О — окисляющие) относятся к третьей транспортной категории, с ограничением максимального количества в 1000 единиц. Легковоспламеняющиеся (группа F) — ко второй, с ограничением максимального количества в 333 единицы. Под «единицей» здесь понимается 1 литр вместимости сосуда, в котором находится сжатый газ, или 1 кг сжиженного или растворенного газа. Таким образом, максимальное количество газов, которое можно перевозить в одной транспортной единице как неопасный груз, следующее:

Газ Класс Объем Количество
Азот 40-л баллон до 24 штук включительно
Аргон 40-л баллон до 24 штук включительно
Ацетилен 2F 5кг/40л баллон до 18 штук включительно
Гелий 40-л баллон до 24 штук включительно
Кислород 2O 40-л баллон до 24 штук включительно
Пропан 2F 21кг/50л баллон до 15 штук включительно
Углекислота 24кг/40л баллонн до 41 штук включительно
Углекислота 19кг/40л баллонн до 52 штук включительно

Наиболее сложная ситуация с ацетиленом. По формальным признакам (газ горючий, растворенный, 5 кг на 40л баллон) следует считать 333/5 = 66 баллонов на транспортной единице. Однако, принимая во внимание, что в баллоне одновременно находится 13,2 кг столь же горючего ацетона, в котором, собственно, и растворен ацетилен, видимо, следует принять максимальное количество равное 333/(5 + 13,2) = 18, которое и занесено в таблицу.

Наконец, в соответствии с 1.1.3.6.4 ДОПОГ «Если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, сумма … количества веществ и изделий транспортной категории «2», помноженного на 3, и количества веществ и изделий транспортной категории «3» не должна превышать 1000″.

Пример: можно ли перевозить совместно 4 баллона пропана и 8 баллонов кислорода?

Расчет: (21 * 4) * 3 + 40 * 8 = 572 < 1000. Следовательно, такая перевозка не будет считаться перевозкой опасного груза.

Существенно, что п.2.11.2 Правил перевозки опасных грузов гласит: «совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14)». Общий смысл таблицы сводится к тому, что совместная перевозка взаимно реагирующих (например, образующих взрывоопасные смеси) веществ не допускается. Однако для газов почему-то сделано исключение. Легковоспламеняющиеся газы (класс 2.3 по таблице 7.14 ), невоспламеняющиеся неядовитые газы (класс 2.1, в который входит и кислород) и окисляющие вещества (класс 5.1) везде совместимы и допущены к одновременной перевозке, в то время как перевозка окислителей и легковоспламеняющихся жидкостей (классов 3.1 и 3.2) запрещена. Возможно, просто по ошибке? С другой стороны, сообразно той же таблице, ЛВЖ класса 3.3 с окислителями возить можно… В любом случае мы усиленно не рекомендуем без крайней необходимости перевозить совместно кислород и пропан, а особенно, если кузов машины закрытый.

А.Г.Блинов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *