Разрешение земельных споров

Земельные споры рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

В компетенции арбитражных судов находятся споры, возникающие из земельных правоотношений, где сторонами являются юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Земельные споры, в которых хотя бы с одной стороны выступают органы исполнительной власти или публично-правовые образования, в случае осуществления ими экономической или предпринимательской деятельности также подведомственны арбитражным судам.

Учитывая особенности земельных споров, исходя из положений, указанных в ст. ст. 27-33 АПК РФ, руководствуясь составом участников и характером правоотношения спора, арбитражные суды компетентны рассматривать следующие споры, вытекающие из земельных правоотношений:

-о признании права собственности на земельный участок (долю);

-об определении порядка пользования земельным участком (долей);

-об истребовании собственником или иным законным владельцем земельного участка (доли) из чужого незаконного владения;

-об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца земельного участка (доли), не связанных с лишением владения;

-о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующими законам и иным нормативным правовым актам и нарушающими земельные права и законные интересы организаций и граждан, признанных индивидуальными предпринимателями .

Здесь необходимо учитывать сложную специфику споров, вытекающих из земельных правоотношений. Не во всех случаях, даже при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, спор относится к подведомственности арбитражных судов, на что указывает обширная судебная практика. К примеру, Администрация обратилась в городской суд с иском к Учреждению о признании права собственности на земельный участок и находящееся на нем здание детского сада.

Определением судьи городского суда истцу было отказано в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ как неподведомственного суду общей юрисдикции.

Коллегия по гражданским делам областного суда, своим Определением, отменяя акт городского суда, сослалась на то, что Администрация, предъявляя требование о признании права муниципальной собственности на земельный участок и расположенное на нем здание детского сада, осуществляет властно-публичное полномочие, предоставленное ей Конституцией РФ, Федеральным Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, и не осуществляет тем самым деятельность, относящуюся к сфере экономической либо иной предпринимательской деятельности .

Анализируя судебную практику, можно заметить, что из-за особенностей рассмотрения земельных споров длительное время отсутствовал единый подход при определении подведомственности арбитражным судам споров, возникающих между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти относительно принадлежности прав на распоряжение землей, находящейся на территории муниципального образования. Одни суды исходили из того, что данные споры не подведомственны арбитражным судам в силу разграничения компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти в сфере земельных правоотношений. Другие считали, что здесь затрагиваются экономические интересы государственной власти или органов местного самоуправления, которые могут быть разрешены только арбитражным судом.

Данную проблему отчасти разрешил Научно-консультативный совет при ФАС Уральского округа. Совет указал на следующее: при оспаривании конкретных ненормативных актов органов местного самоуправления, связанных с правом органа местного самоуправления в сфере его экономической деятельности по передаче земельных участков во временное возмездное владение и пользование, в силу ч. 2 ст. 29 АПК РФ возникший спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Земельный спор, возникший из правоотношений, связанных с осуществлением права распоряжения конкретным земельным участком, совершенно обоснованно был признан экономическим и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Помимо подведомственности, важную роль в качестве процессуального механизма играет подсудность.

В главе 4 АПК РФ определено правило исключительной территориальной подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений: иски о правах на земельные участки рассматриваются по месту нахождения соответствующих участков (ст. 38 АПК РФ).

Говоря о подсудности дел, подведомственных арбитражным судам, отметим, что земельные споры рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов. В определении подсудности споров, возникающих из земельных правоотношений, в арбитражных судах особых проблем нет, так как законом четко определена компетенция арбитражных судов различного уровня.

Основные особенности разрешения арбитражными судами земельных споров, которые отличают их от других судов, заключаются в следующем:

1) Необходимость досудебного урегулирования спора – это требование общее для большинства арбитражных споров, сохраняется оно и для конфликтов, касающихся земельных участков. Стороны, прежде чем обращаться в суд, должны попытаться уладить спор путем переговоров, а также предоставить подтверждение таких попыток (в виде протокола переговоров, копии претензии или других документов);

2) Подсудность – в арбитражных судах рассматриваются только дела, касающиеся экономической деятельности юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя. В редких случаях арбитраж также может рассматривать земельные споры, касающиеся государственных или муниципальных органов власти, а также госслужб;

3) Равные права при рассмотрении дела – и истец, и ответчик в равной мере могут предоставлять суду доказательства своей правоты. Решение суда основывается на анализе предоставленных документов, потому очень важно ответственно подойти к их подготовке и оформлению.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах мало чем отличается от рассмотрения других дел. В целом процесс выглядит следующим образом:

1. Обращение в суд с исковым заявлением и пакетом документов.

Перечень документов, прилагаемых истцом (заявителем) к исковому заявлению (заявлению), приведен в ст. 126 АПК РФ. Прежде всего к заявлению необходимо приложить копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Кроме того, к иску прилагается уведомление или иные документы о вручении (направлении) другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов. Еще одно обязательное приложение к исковому заявлению – документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (квитанция, платежное поручение);

2. Предварительный анализ поданных бумаг, регистрация дела или отказ в рассмотрении (если не соблюдены некоторые процедуры).

Вопрос о принятии арбитражным судом искового заявления к производству судья решает единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ч. 1 ст. 127 АПК РФ). О принятии искового заявления судья выносит определение. Кроме того, судья должен вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 133 АПК РФ).

Добавим также, что для правильного разрешения земельного спора на стадии подготовки дела к судебному разбирательству необходимо установить категорию земель и целевое назначение спорного земельного участка;

3. Судебное разбирательство, на котором обе стороны пытаются убедить суд в своей правоте. Тот, чьи аргументы и документальные доказательства сильнее, в итоге и выигрывает дело.

В частности, в качестве доказательств признаются:

-документы, подтверждающие право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся на данном земельном участке (свидетельство о регистрации права, справка БТИ);

-кадастровая карта (план) земельного участка;

-иные доказательства, подтверждающие право на данный земельный участок;

4. Вынесение вердикта. Арбитражный суд на основе предоставленных сторонами сведений принимает решение, удовлетворить ли иск истца или отказать в удовлетворении.

В частности, выводы арбитражного суда, изложенные в мотивировочной части решения, определяют преюдициальность обстоятельств, которые могут иметь значение при рассмотрении других дел.

В резолютивной части судебного решения должны быть четко сформулированы окончательные выводы арбитражного суда.

Земельные споры, разрешаемые арбитражными судами, могут быть направлены на подтверждение наличия или отсутствия спорного материального правоотношения (по искам о признании права) или на принудительное исполнение ответчиком своей обязанности (по искам о присуждении). Эта специфика и обусловливает различия в формулировках резолютивных частей решений о признании и решений о присуждении;

5. Стадия апелляции – если одна из сторон не согласна с решением, она имеет право оспорить его в вышестоящей инстанции;

6. Вступление решения в законную силу и исполнение.

Литература:

2. Определение Ленинградского областного суда: принято 15 января 2014 г. № 33-75/2014.

В процессе использования земель могут возникнуть ситуации, при которых нарушаются права и интересы участников земельных правоотношений. К наиболее частым относятся: нарушение порядка аренды участка или даже самовольный захват земли, межевые споры и др. Земельным спором является процесс отстаивания и доказывания прав на участки.

Законодательная база

При регулировании земельных споров основной нормативной базой являются:

  • Земельный кодекс.
  • Положения гражданского законодательства.
  • Нормы процессуального права: арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального.

Это основные правовые акты, при помощи которых регулируются конфликты в данной области. Может применяться и иное законодательство, которое регулирует спорные отношения в более специфичной отраслевой принадлежности. Примером могут служить нормы закона от 2003 года о крестьянских и фермерских хозяйствах, закон о порядке регистрации права собственности и др.

Особенности земельных споров

Отличительной особенностью данной категории неурегулированных конфликтов является предмет.
Кто бы ни был участником разногласия, в обязательном порядке спор должен быть связан с землей.

Участниками спорных правоотношений являются:

  • Центральным участником будет лицо – собственник предмета дискуссии.
  • Вторым участником обязательно будет сторона, нарушившая его право.
  • Органы государственной власти в лице контрольно-надзорных и управленческих органов. Они становятся участниками, в случае если принимали в соответствии со своей компетенцией решение по спору.
  • Суд – только в случае обращения в судебный орган для разрешения разногласия.

Виды земельных споров

В зависимости от оснований дифференциации можно выделить такие земельные споры:

  • связанные с компенсацией убытков по причине нанесенного вреда;
  • имущественные, возникающие вследствие нарушения порядка распоряжения и использования земли;
  • связанные с нарушением права использования земли, в частности, к примеру, нарушения границ участков или отказ в предоставлении участка, то есть, различного рода ограничения физического, а также юридического лица.

Рекомендуем обратить внимание на статью о самовольном занятии ЗУ. Она может оказаться вам полезной.
Следующая квалификация осуществляется по содержанию самого спора. Тут градация будет следующая:

  • о наложение обязательства совершить определенное действие, а может, бездействие для реализации права другого лица, иными словами, в пользу интересов другого человека или организации;
  • о легализации права на участок;
  • об изменении или вовсе прекращении существующих правоотношений.

Отдельно идет разбивка споров по такому основанию, как процесс рассмотрения. В соответствии с действующим законодательством, земельные конфликты могут быть разрешены такими путями:

  • обращения непосредственно в судебный орган государственной власти с условием предварительной попытки внесудебного разрешения или без такового;
  • также предусматривается рассмотрение и в третейских судах.

Порядок разрешения земельных споров

Как описано ранее, для разрешения земельного конфликта могут быть использованы судебные порядки урегулирования или разбирательство можно перенести в третейский суд.

Разрешение земельных споров в судебном порядке

Если выявлены нарушения земельных прав конкретных лиц, то заинтересованные субъекты правоотношений имеют возможность обратиться в судебный орган.
Исковое заявление необходимо составлять, учитывая требования процессуального законодательства, с приложением всех необходимых для рассмотрения дела материалов. В отношении с землей – это межевые планы, кадастровые номера, свидетельства о праве собственности и др.
В 2017 году привычные свидетельства о регистрации права собственности на объект недвижимости, в том числе и на землю, не выдаются. На данный момент регистрирующим органом предоставляется выписка из Единого реестра прав на объекты недвижимости.
В зависимости от того, в какой по юрисдикции судебный орган подается исковое заявление, необходимо руководствоваться нормами гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства.
Необходимо составить исковое заявление в соответствии с указанными выше процессуальными требованиями и внести его на рассмотрение суда.
Если спор будет касаться только физических лиц, то заинтересованному лицу необходимо обращаться в суд общей юрисдикции, то есть в районные городские суды. Совсем иначе обстоит дело, если одним из участников судопроизводства является либо индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо. В этом случае необходимо будет, чтобы рассмотрение дела проходило только в арбитражном суде.
Для защиты своих прав в судебном порядке стоит обращаться к специалистам. Сейчас существует достаточное количество юридических фирм и других организаций, которые занимаются только данной узкой сферой деятельности.

Разрешение земельных споров в третейских судах

Помимо указанного выше судебного способа отстаивания своих законных земельных прав, государством предусмотрен механизм внесудебного урегулирования спорного требования. Хотя судебный порядок и является чаще используемым и основным способом, но государство предоставило право выбора для лиц, чье законное земельное право нарушено.
Для разрешения спора при помощи третейского судьи необходимо согласие обеих сторон.
Обычно возможность рассмотрения спора в таком порядке стороны заранее прописывают в договоре. Третейский судья вправе рассматривать только дела в рамках гражданско-правового поля, иного рода дела, например, административного характера или если стороной является орган государственной власти, он не правомочен.
По земельным спорам достаточно часто одной из сторон являются как раз таки представители органов государственной власти.
Всегда нужно помнить, что решение третейского судьи не носит обязательный характер. По нему не выдается исполнительный лист. В большинстве случаев после третейского разбирательства рассмотрение дела продолжается в судебном порядке. Но огромным преимуществом является тот факт, что стороны сами выбирают судью.

На сегодняшний день достаточно много специалистов работает в данной области. Их услуги платные, но право выбора конкретного судьи остается за стороной.

Срок исковой давности

Перед тем как обратиться в суд, надо помнить, что закон устанавливает срок, в течение которого лицу предоставляется возможность защитить свое земельное право, которое было нарушено. В обычном случае это 3 года. То есть если факт нарушения Вашего законного права обнаружился 20 марта 2013 года, то до 20 марта 2016 года за Вами сохраняется право обратиться в суд. Если Вы все это время ничего не делали, никаких попыток не предпринимали, а по истечению 3 лет спохватились, то суд абсолютно на законных основаниях Вам откажет.
Но данный срок можно восстановить. Необходимо обратиться в тот же суд, куда Вы собирались за защитой своих прав, и написать заявление о восстановлении пропущенного времени. Но на встречу суд пойдет только тогда, когда причина была уважительной. Просто нехватка времени не может служить законным основанием в данном случае. Веской причиной будет болезнь или Ваше беспомощное состояние.
Иногда используют как причину незнание факта нарушения. Например, если сосед провел межевание участка и Вас не предупредил, а Вы не живете по данному адресу долгие годы, находитесь в другом городе, то в таком случае смело можно писать заявление и причислять все факты.
Но судебные органы могут удовлетворить Ваше заявление в двух случаях:

  • во время течения последних 6 месяцев восстанавливаемого срока исковой давности;
  • шесть или менее шести месяцев во время срока исковой давности.

Споры по межеванию

Любой земельный участок, который находится в собственности гражданина, должен иметь строго определённые границы. Для этого при помощи специалистов составляется межевой план земельного участка. Межевание земельного надела поможет в дальнейшем избежать захвата Вашей собственности, к примеру, соседями. Но проблемы с соседями могут начаться и на стадии самого процесса определения границ.
Смотрите также статью об уточнении границ ЗУ.
В этом видео на «живых» примерах описаны межевые споры между соседями, а также рассказано, как и зачем проводить процедуру межевания.

В самом начале, когда Вы приняли решение проводить межевание, необходимо предупредить соседей. Это поможет избежать последующих проблем. Но наличие межевого спора не будет являться основанием для отказа в регистрации участка земли.
Чтобы процесс межевания и его результаты были признаны незаконными, надо обжаловать действия специалиста (в основном это геодезисты), который проводил работы. Но вначале лучше все свои претензии адресовать представителям Росреестра, это более мирный способ.
Если Вы уверенны, что границы установлены с нарушением, то сразу необходимо обращаться в суд. Но помните, что разбирательство в суде – это дело небыстрое, может затянуться и испортить отношения с соседями. Поэтому межевые споры лучше решать на месте, совместно со специалистом, который проводит межевание, и с владельцами смежных участков. Такой порядок будет самым мирным и быстрым.

В данном видео описано, кто может быть истцом в межевом споре, как правильно подавать исковое заявление, а также какую доказательную базу необходимо предоставлять в суде.

Земельные споры – одна из разновидностей разногласий, с которыми сталкивается практически каждый. Зная, как правильно можно защитить свои права, в какие сроки необходимо обращаться в суд и государственные органы, можно сократить время разрешения каждой конкретной проблемы.

Начало смотрите
Рассмотрение дела по КАС РФ
Подведомственность дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции
При намечающемся земельном споре часто возникают вопросы относительно подсудности таких споров. В этой статье мы попытаемся дать ответ на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с разрешением земельных споров.
Прежде всего следует помнить, что рассмотрение земельных споров происходит в суде по месту нахождения земельного участка.
При этом, если сторонами дела являются граждане, то решение земельного спора происходит в суде общей юрисдикции, а если юридические лица, то в арбитражном суде и для арбитражного суда неважно, кто будет второй стороной в земельном споре – частная организация или орган власти и управления. В арбитражном суде все споры рассматриваются по правилам арбитражного процессуального кодекса.
Однако часто возникает ситуация, когда одной из сторон спора (как правило ответчиком) оказывается местная администрация, а другой – гражданин .
Как в этом случае будет происходить рассмотрение земельного спора в суде, если госорган при «обычной» продаже вам участка выносит соответствующий ненормативный правовой акт – распоряжение главы о продаже вам земельного участка и при принудительном изъятии у вас того же участка орган власти, тоже выносит ненормативный правовой акт- распоряжение об изъятии участка.
Не преминем отметить, что тема эта не нова и подобные вопросы возникали еще до принятия Кодекса административного судопроизводства.
Так, еще в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было установлено, что «Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью». То есть, если государственный или муниципальный орган являются в споре не как орган власти, а как субъект гражданско-правовых отношений, например при формировании для последующей реализации муниципальных участков, «власть» немного «залезла» на вашу частную территорию, то рассмотрение земельного спора с администрацией будет происходить по правилам искового производства, а не административного.
По правилам гражданского искового законодательства, а не по кодексу административного судопроизводства будет происходить рассмотрение спора об отказе администрации предоставить вам положенный земельный участок, поскольку ваше «гражданское» право на такой участок является основанием для возникновения у вас права собственности на него.
Или если администрация при формировании якобы «свободного» земельного участка случайно прихватила кусочек и вашей земли, то иск подавать следует в районный суд по нормам гражданского процессуального кодекса как за нарушение ваших имущественных прав (обычно это споры о границах земельных участков и оспаривании результатов межевания) и здесь неважно, кто нарушил ваши права как собственника – администрация или владелец соседнего участка.
А вот если окажется, что утвержденным генеральным планом ваш участок почему то оказался в ненадлежащей территориальной зоне (например, в промышленной или рекреационной) вместо положенной жилой, то рассмотрение земельного спора с местной администрацией будет рассматриваться по нормам кодекса административного производства (КАС РФ), поскольку администрация отказала вам как орган власти, уполномоченный производить территориальное зонирование. А сами правила землепользования и застройки по своей природе являются нормативным актом общего пользования.
Аналогичные разъяснения имеются и в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 за 2017 год, в котором приведен обзор по делу № 53-КГ16-25, согласно которому зонирование территории является административным актом органов местного самоуправления, реализующего таким образом свои публично – властные полномочия не основанные на равенстве и самостоятельности сторон. Поэтому рассмотрение земельного спора об изменении зонирования должно происходить по КАС РФ
По КАС будет происходить рассмотрение спора, если вдруг Росреестр, который откажет вам в регистрации вашей земли, поскольку Росреестр выступает уже как чисто государственный орган, уполномоченный на осуществление государственной функции – регистрацию недвижимости.
И последнее: при рассмотрении земельного спора следует руководствоваться следующими основными нормами:
Земельный кодекс РФ
Федеральный закон № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре движимости»
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Также, учитывая большое количество споров по границам земельных участков и об оспаривании результатов кадастровых работ советуем проштудировать приказ Минэкономразвития РФ № 921 от 8 декабря 2015 г «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»

Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

  • рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;
  • рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
  • переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

  1. споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;
  2. споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ1.

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда. При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ.

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах. Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей. Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

  • по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);
  • по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *