Расчет зарплаты преподавателя вуза

Вопрос: Как начисляется в общем случае зарплата преподавателям учреждений среднего специального образования (УССО), находящихся в подчинении местных исполнительных и распорядительных органов, с 2020 г. в сравнении с начисляемой в 2019 г.?

Ответ: С 2020 г. зарплата преподавателей УССО, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, в общем случае складывается из оклада, надбавок за стаж, специфику работы в сфере образования и премии. Помимо указанных выплат, им могут устанавливаться надбавки за характер труда, выполнение отдельных видов работ, молодым специалистам, за высокие достижения в труде и работу в сельской местности.

Обоснование: С 2020 г. оплата труда педработников УССО, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, как и всех бюджетников, производится на основе тарифной системы. Их оклады определяются как произведение коэффициента, соответствующего тарифному разряду, и базовой ставки (БС) <*>.

В общем случае зарплата преподавателей таких учебных заведений состоит из оклада, стимулирующих выплат в виде надбавок и премии <*>.

Для определения зарплаты преподавателей УССО применяются следующие установленные виды надбавок:

— надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в размерах от 10% до 30% от БС в зависимости от стажа работы в бюджетных организациях <*>;

— надбавка за контракт в размере не более 50% оклада <*>;

— надбавка за специфику работы в сфере образования от 30% до 80% от оклада в зависимости от наличия квалификационной категории <*>;

— надбавка за характер труда за выполнение отдельных видов работ, например, за участие в деятельности учебно-методических объединений, обновлении, разработке структурных элементов научно-методического обеспечения образования, за работу с одаренными и талантливыми обучающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий) и др. в размерах до 60% (включительно) от БС независимо от установленной педнагрузки <*>;

— надбавка молодым специалистам в течение 2-х лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) и в течение последующего 1 года продолжающим работать после периода обязательной работы в размере 30% от оклада <*>;

— надбавка за высокие достижения в труде в размерах и порядке, определяемых руководителями <*>;

— надбавка за работу в сельской местности преподавателям, постоянное рабочее место которых расположено в сельской местности, в размере 20% от БС <*>.

На выплату премии направляются средства в размере 5% от окладов работников учреждения образования. Размеры, порядок и условия выплаты премий определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями учреждений образования <*>.

Примечание
Дополнительно к рассмотренным выплатам предусмотрена единовременная выплата на оздоровление (при уходе в трудовой отпуск) из расчета 0,5 оклада, а также оказание матпомощи (в связи с непредвиденными материальными затруднениями) с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты и оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями <*>.

Рассмотрим порядок начисления зарплаты преподавателю с 01.01.2020 на примере в сравнении с порядком начисления в 2019 г.

Пример. Порядок расчета зарплаты преподавателю УССО, расположенного в сельской местности

Преподаватель имеет первую квалификационную категорию, стаж работы 9 лет (стаж работы в отрасли соответствует стажу работы в бюджетных организациях) и годовую педнагрузку на ставку (по предмету профкомпонента).

Примечание
В рассматриваемом примере размер начисленной с 01.01.2020 зарплаты преподавателя не ниже размера начисленной зарплаты до 01.01.2020 (720,84 < 727,06) (без премий разового характера), что соответствует требованиям п. 12 Указа N 27. При осуществлении руководителем своего права устанавливать размеры надбавок в соответствии с постановлением от 03.06.2019 N 71 данное требование необходимо учесть.

«Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год»

(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27.12.2011, протокол N 10)

36. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических работников необходимо учитывать следующее: а) в соответствии с трудовым законодательством одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат; б) под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, следует понимать размеры должностных окладов, устанавливаемых за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат; в) под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, следует понимать размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы (нормируемая часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю; г) фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа) либо включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и с другими видами дополнительной работы, а также выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы; д) размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, предусматриваются в их трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно подпункту 10 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений (ст. 144 ТК РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 28, 29 Закона об образовании). Это означает, что системы оплаты устанавливаются: а) в федеральных образовательных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; в) в муниципальных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление N 583) с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда. Указанным Постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее — Положение N 583). В целях перевода федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда были изданы:

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247 н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 248 н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»;

— Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — СЕКС);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425 н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»;

— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»;

— Приказ Минфина России от 30.10.2008 N 120 н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (вместе с Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»).

Новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений, подведомственных государственным органам субъектов РФ, и муниципальных учреждений регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Так, в образовательных учреждениях ряда регионов на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ применяется Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденная Минобрнауки РФ 22 ноября 2007 г.

Согласно части 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда обязательно должны быть включены в трудовой договор. Так, в трудовом договоре с педагогическим работником федерального образовательного учреждения должны быть указаны размер оклада (должностного оклада), ставок заработной платы, доплат, надбавок и поощрительных выплат, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 6 Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424 н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме»).

Изменение системы оплаты труда является изменением условий трудового договора. В соответствии со ст. 72 ТК РФ последнее возможно лишь по соглашению сторон, т.е. только с согласия работника. Исключением является изменение условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, предусмотренное ст. 74 ТК РФ. Поскольку изменение оплаты труда в связи с введением новых систем оплаты труда в бюджетных образовательных учреждениях изменяет организационные условия труда, оно подпадает под ст. 74 и проводится в установленном ею порядке.

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Изменение условий трудового договора».

Введение новой системы оплаты труда в конкретном образовательном учреждении требует либо принятия соответствующего локального нормативного акта, либо внесения изменений в коллективный договор. При этом должны учитываться: а) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий; б) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; в) государственные гарантии по оплате труда; г) перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития РФ; д) перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития РФ; е) примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета; ж) рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; з) мнение представительного органа работников.

Вступить в силу названные документы должны не ранее чем через два месяца. Данный срок вытекает из предусмотренного ст. 74 ТК РФ порядка изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Важно! Изменения условий трудового договора, вводимые в порядке, определенном ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

С работниками, согласившимися на работу с новыми условиями оплаты, следует оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут отражены эти условия. Примерная форма такого соглашения к трудовому договору с работником федерального учреждения утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424 н.

Условия трудового договора об оплате труда могут быть изменены и в других случаях, например, в результате изменения учебной нагрузки, присвоения по итогам аттестации более высокой квалификационной категории и т.д. В этих случаях с работником также заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации. Исключением являются только случаи сокращения количества часов по учебным планам и программам и количества классов (групп продленного дня). О предстоящем изменении учебной нагрузки в связи с уменьшением количества часов или сокращением количества классов работодатель должен предупредить не позднее чем за 2 месяца до вступления изменений в силу. Аналогичное правило действует и в отношении уменьшения учебной нагрузки по инициативе администрации на следующий учебный год.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Согласно пункту 5 Приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

— заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

— заработная плата в размере ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

— заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы часов преподавательской работы в неделю и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.

Важно! Преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая педработниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Так сложилось, что после окончания обучения в вузе я выбрал аспирантуру со стипендией и зарплатой ассистента вместо службы в армии. Проработал в высшей школе всего 5 лет, дойдя до доцента, и свалил оттуда (сейчас приношу куда больше пользы в виде программиста).

За эти годы достаточно сильно погрузился в «кухню» высшей школы, а также сохранил много друзей, которые продолжают вариться в ней.

Официальные зарплаты в вузах (не буду брать ряд исключений крутых заведений) весьма низкие. В моем бывшем вузе на сегодняшний момент, 2018 г., такие ставки (до вычета НДФЛ):

1. Ассистент – 11 т.р.

2. Старший преподаватель – 13 т.р.

3. Старший преподаватель с ученой степенью – 16 т.р.

4. Доцент – 27 т.р.

5. Профессор – 30 т.р.

6. Ректор — 500 т.р. (это не опечатка)

И это нормальные зарплаты. Во многих московских вузах суммы не сильно отличаются в большую сторону.

Теперь вопрос: кто захочет получать высшее образование, потом защищать диссертацию, чтобы в итоге получать грязными 27 т.р.? Ответ: народ метлой не выгнать.

Возьмем доцента, не обремененного не только знаниями, но и моральными принципами.

В год учебная нагрузка составляет примерно 900 ч. Одна группа в семестр с лекциями, лабораторными и курсовыми занимает примерно 30 ч. и 20 студентов очников. Из них (если это 3, 4 курс или магистры) в среднем 5 вам заплатят. Ваша одна подпись, как отстойника по знаниям, будет стоить всего 2,5 т.р. Вы соберете с них (курсовой + зачет/экзамен) 25 т.р. Но это не так много. Будут вам попадаться и первокурсники и группы отличники, где никто не платит.

Поскольку вы плохо разбираетесь в науке, но хорошо выстраиваете социальные связи с зав. кафедрой и деканом, то вы получаете не очников, а заочников, у которых на одну группу приходится всего по 10 ч нагрузки. И платить там готовы 90% студентов. Преподаватели горло друг другу рвут за них.

Будем считать по минимуму, что в год у вас 15 групп очников (75 студентов взяточников) и 15 групп заочников (200 студентов взяточников). Остальную нагрузку вам дают на первокурсников очников, которые еще полны надежд и на дополнительную НИОКР.

Также будем считать, что половина предметов у вас с курсовым (2 подписи), половина без. Итого примерно 400 подписей или 1000 тыс. руб. (округляем в меньшую сторону).

Также вы выбиваете себе и дипломников. Причем они в курсе, что с вами можно легко договориться. Таким образом, вы привлекаете к себе минимум 5 дипломников-отстойников, которым вы готовы еще раз подправить свою коллекцию никому не нужных дипломов всего за 30 т.р. Еще 150 т.р. в год.

А если вы умеете еще и копирайтом заниматься (или переписывать своими словами статьи с англ. через гугл), то вы можете спокойно получить примерно 150 т.р. за сопровождение аспирантов из бесчисленного полка чиновников, бизнесменов, реализующих свои амбиции, и вьетнамцев (этих ребят массово посылают отцы чиновники в Россию, т.к. мы признаем дипломы друг друга, а защититься во Вьетнаме сейчас сложно, как в СССР. Но и плюшек много у них за степень дают в карьере). Больше на этом заработать не получиться, т.к. вы достаточно ленивы и возьметесь либо одного человека сопровождать несколько лет за внушительную сумму, либо будете делать эпизодическую работу, типа монографий и глав диссертации.

Кому интересно, средние расценки на дисер:

1. Бесплатно самому написать, потратить лет 5 жизни. + 50 т.р. в качестве подарка председателю и заму совета. + 10 т.р. каждому оппоненту (их два), за потраченное на вас время, + 20 т.р. стол для совета + примерно 20 т.р. на поездки в Москву и подарки (ликер, коньяк). Мне дисер обошелся в такую сумму. Двум моим друзьям по вузу примерно также. Можно снизить затраты, если часть плохого материала пустить за деньги аспирантам из следующих пунктов.

3. От 1,5 млн. руб. – можете не переживать, вам останется только прочитать доклад на защите и ответить на вопросы по бумажке.

На сайтах в интернете можете не заказывать диссертации, весь подобный бизнес крутиться в своих кругах. Заказывать надо у своего научника профессора. Он сам найдет посредников, для написания материала, и договориться в совете.

Но я сильно отвлекся от темы. Вернусь к доценту. Итого за год выходит:

ЗП = 27т.р. х 12 мес. х 0,87 (НДФЛ) = 280 т.р.

Взятки = 1000 т.р.

Дипломники = 150 т.р.

Аспиранты = 150 т.р.

ВСЕГО: 1 580 т.р.

Около 130 т.р. в месяц, что для региона отличная зарплата. НО! Добавьте сюда ПОЧТИ 2 МЕСЯЦА отпуска (июль и август) + еще 2 месяца во время сессии вы только делаете вид работы (январь и июнь). Добавьте еще гибкий график, когда у вас есть возможность распустить студентов и свалить с пар. Добавьте сюда еще и неимоверное развитие ЧСВ (что для многих является сверх важным фактором) от возможности унижать студентов. И сама работа располагает к здоровью, что подтверждается засильем преподавателей долгожителей.

Есть и минусы:

1. Вам надо тратиться на собственные статьи. Во многих вузах сейчас вводят эффективных контракт, по которому вы должны печатать 1-2 статьи в год в журналах scopus или web of science и 2-3 статьи в журналах ВАК. По сумме это выйдет вам в 50-60 т.р. в год. Это также бизнес, на котором зарабатывают определенные люди (обычно профессора) со связями, кто может пробить себе статус журнала из этих списков.

2. На особо отмороженных кафедрах вас могут заставить платить % заведующему. Хотя обычно это только единовременный взнос за должность. Но можно и без этого устроиться, особенно если вы выросли из аспиранта с этой же кафедры (или у вас есть связи).

3. Вас могут арестовать за взятки. Сейчас ввели уголовную ответственность. Обычно дают условный срок + запрещают преподавать 3 года. Многих ловят на мелких взятках в 500 руб. для зачета знакомому. В таких случаях препод часто расслабляется и берет деньги вместе с зачеткой из рук. Кстати, как получают взятки – это отдельная тема. Таких шоу насмотрелся. Один доцент проводил переговоры шепотом со старостами в толпе на рынке. Потом покупал продукты, складывал в багажник, а в этот момент они ему подкидывали туда пачку. Потом проходил настоящий экзамен, только на нем можно было списывать (или писать, что хочешь), за который тебе 100% ставили тройку.

4. Вы постоянно врете про свои знания и значимость. Реально только 1 из 10 действительно обладает знаниями. Остальных, если выгнать, то на нормальную работу им не устроиться. Но выгоняют, по моим наблюдениям тех, кто как раз что-то умеет. Хотя наверно и выгоняют, т.к. у таких людей нет особого желания бороться за жизнь в высшей школе. А грызня за нагрузку, в первую очередь за заочников, идет страшная.

И когда вам будут жаловаться на свою зп преподаватели вузов, ездящие на внедорожниках и владеющие отличной недвижимостью, то вспомните про эти цифры. Хотя конечно есть и нормальные люди. Не без греха, но нормальные.

P.S. Причина, по которой в вузах мало платят, плохо учат и процветает коррупция – комплексная. Частично она описана в посте https://pikabu.ru/story/pro_vyisshee_obrazovanie_3764379

Абитуриентам могу посоветовать поступать только на прикладные специальности, где технологии изменяются достаточно медленно. Например строительство. Какую то базу вам дадут, т.к. сопромат и термех уже написаны, а за 20 лет повторения из года в год препод начинает рассказывать материал достаточно сносно:)

Прикладные специальности, где изменения быстры, типа информатики – отстой. Максимум вам расскажут про архитектуру, но программистом вы не станете.

Гуманитарные специальности, типа экономики, менеджмента, маркетинга – полный отстой. Тупая трата времени. Вот там гипертрофированная концентрация квази преподавателей и взяточников. Лучше идите работать, читайте классику, как Экономикс, и поступайте на заочку (откладывайте часть зп на сессию), чтобы были корочки.

За ошибки простите, устал после работы, но спать не хочется. Проверять текст не буду – лень. Все равно мало кто прочтет в час ночи.

2. Порядок исчисления заработной платы преподавателей учреждений
начального и среднего профессионального образования (за исключением
преподавателей педагогических училищ, педагогических колледжей,
к которым применяется порядок исчисления заработной платы,
предусмотренный для учителей)

2.1. До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей образовательного учреждения определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления ставки заработной платы, установлений в соответствии с настоящим Положением, на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском.

2.2. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

2.3. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата выплачивается из расчета ставки заработной платы, установленной в соответствии с настоящим Положением.

2.4. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года, также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.

2.5. В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и т.д.), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней — за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.

Если в ГОУ и ГУ учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.

Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с пунктом 2.4 настоящего приложения.

2.6. В случае когда в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и т.д.), установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.

2.7. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменения в течение учебного года в учебных планах, перевод обучающихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияние учебных групп, как правило, производиться не должны.

В том случае, если по каким-то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, им в остающийся до конца учебного года период выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации на начало учебного года.

2.8. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификация преподавателей производится дважды в учебном году: на начало первого и на начало второго полугодия.

За часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой студентов на занятия, оплата труда преподавателей производится из расчета не ниже двух третей их часовой тарифной ставки.

Однокурсница прислала расчётный лист за минувший декабрь. С одной стороны, зрелище не для слабонервных. С другой, однако, я знаю её как женщину тонкого душевного склада, ранимого человека, и она стоически переносит вид таких «расчеток» годами, так что читатель, думаю, тоже выдержит. Не без обсценной лексики, конечно, но выдюжит, а я постараюсь помочь пояснениями.

В нашей профессии сейчас существуют «указные» категории — те, по которым региональные чиновники должны отчитываться перед вышестоящими инстанциями в свете показателей, установленных президентом. Надо сказать, что этим категориям здорово повезло, так как уровень их средней заработной платы «мониторится» ежемесячно и, чуть что, сверху подбрасывают средства, не оглядываясь на формальности вроде подушевого нормативного финансирования. В том же декабре педагоги дополнительного образования или воспитатели детских садов вдруг получили по несколько тысяч рублей «премии» — просто так, чтобы отчитывающимся ведомствам подвести итоговые цифры к нужным значениям.
И есть «не указные» категории, чья зарплата, по большому счёту, никому не нужна. Естественно, кроме тех, кому её выплачивают, но это, как говорится, их проблемы. А так она не нужна ни правительству, ни профсоюзам, ни прокуратуре, ни общественности. Одна из подобных групп — преподаватели средних специальных учебных заведений (техникумов, колледжей). Моя однокурсница преподаёт историю и социально-политические дисциплины точно также, как любой учитель истории и обществознания в школе. Но если в школе оклад педагога в Кировской области на сегодня около 11100 руб., то в техникуме оклад преподавателя — около 4600 руб, то есть в 2,4 раза меньше.
Особый цинизм существующей системы оплаты труда видится в начислениях, как бы учитывающих многообразие факторов сложности и качества. В приведённом выше «квитке» учтены: педагогическая нагрузка, на треть превышающая норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы; педстаж свыше 20 лет; наличие аттестации на первую квалификационную категорию; заведование кабинетом; иные дополнительные обязанности; повышающий персональный коэффициент и др. Только вот по факту за отработанный месяц работнику начислены около 11600 руб. — сумма, едва превышающая минимальный размер оплаты труда, соответствующий установленному прожиточному минимуму.
И всё по закону. Хотя если вычесть надбавки, то оставшихся денег хватит на 15 дней жизни. А что делать, если ты ещё воспитываешь несовершеннолетнюю дочь? Идти на паперть после занятий?
Женская логика порою необъяснима. Ясно же, что при подобном раскладе нужно сразу отказываться от всей дополнительной нагрузки, потому что МРОТ обязаны платить за одну только норму (18 часов в неделю). К чёрту «лишние» 5 часов, к чёрту кабинет, к чёрту аттестация, к чёрту всё остальное. Высвободившееся время можно потратить на работу по совместительству в другом учреждении, так как в своём её тоже включат в размер «минималки». Но моя знакомая упряма: поплачет-поплачет и продолжает ходить на занятия, рассказывать о великой истории нашей страны.
Иногда от безысходности она вывешивает в учительской статьи с сайта профсоюза «Учитель». Считает, что в её положении виновато начальство учебного заведения, которое приплачивает «любимчикам», и подумывает обратиться то в прокуратуру, то в министерство образования, то в Счётную палату. Но не обращается. Полагает, что нарушений не обнаружат, а после жалоб на работе к ней будут относиться ещё хуже.
… Раз в полгода однокурсница пишет мне: «Игорь, что мне делать?». Прошлый раз я посоветовал ей спросить на общем собрании, какова средняя заработная плата по региону, в системе образования, в техникуме и каким образом лично ей эту среднюю зарплату заработать. Раз не помогло, остаётся последний шанс. Попросить президента В.В.Путина включить преподавателей средних специальных учебных заведений в число сотрудников отрасли по «майским указам». Боюсь, кроме него в нашем государстве никто эту проблему больше решить не в состоянии.

Tags: Кировская область, образование, по следам публикаций, уровень жизни, школа, экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *