Социальная поддержка военнослужащих и их семей

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с офицерами (прапорщиками) войсковой части

ТЕМА: «Законодательство РФ о социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей. Роль офицера в обеспечении социально-правовой защищенности подчиненных».

Воспитательные цели:

— укреплять уверенность в необходимости ратного труда по защите Отечества, которое добивается соответствия социального положения военнослужащих той роли, которую они призваны исполнять в жизни общества.

Учебные цели:

— раскрыть сущность механизма социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей;

— ознакомить военнослужащих с действующей нормативно-правовой базой социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Вопросы:

  1. Правовые основы социальной защиты военнослужащих.
  2. Командир – организатор работы по обеспечению прав и льгот подчиненного личного состава.
  3. Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих.

Дата: _________

Время: 2 часа.

Место: клуб части

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Правовая и социальная защита подчиненных – приоритетное направление воспитательной работы.

Острота социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах требует от органов военного управления, воинских должностных лиц принятия адекватных мер по смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных социальных факторов на социально-правовой статус военнослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава.

Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы.

Под военно-социальной работой понимается деятельность государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы. Важно подчеркнуть, что действенную социальную защищенность человека в условиях военной службы можно обеспечить только комплексным использованием правовых, организационных и других средств.

В целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются Законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащими, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Во исполнение указанных законодательных актов принято более 50 подзаконных нормативных правовых актов – указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других актов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Созданная правовая база открывает перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке определен статус военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируется военнослужащим льготами.

Создана и активно действует система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только в порядке, установленном общевоинскими уставами.

Устранение такого дискриминационного положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.

Предметом особой заботы государства является обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Всего с начала контртеррористической операции изданы 5 постановлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации, 6 приказов министра обороны Российской Федерации, устанавливающих дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, основными из которых являются:

Ø Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;

Ø Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачиваются оклады по воинским должностям в размерах предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежемесячные надбавки и денежные выплаты в размерах, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух получаемых окладов по воинской должности;

Ø Военнослужащим, непосредственно участвующим в боевых действиях, производятся выплаты в размере 810-950 рублей (в зависимости от того, к какой категории военнослужащий относится) за каждый день участия в боях;

Ø Зачет за выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — один месяц военной службы за полтора месяца, а в случае получения указанными военнослужащими ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в боевых действиях – зачет времени их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных заведениях из расчета один месяц за полтора;

Ø Обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время действующего порядка обеспечения их продовольственными пайками по месту постоянной службы.

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социальной защитой военнослужащих, открывает для человека в военной форме перспективы стабильного социального положения, а также сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

Военно-социальная работа в Вооруженных Силах организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны «обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей».

С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и прежде всего из федерального бюджета.

Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники).

Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава; обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.

Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры по решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.

В интересах решения социальных проблем Устав внутренней службы (ст.80) вменяет в обязанность командиров: своевременное истребование и организацию получения, хранения и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным; обеспечение полноты доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия; организацию экономного и целесообразного расходования материальных и денежных средств; постоянную заботу об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдение при этом принципов социальной справедливости и гласности; повышение своих правовых знаний; твердое знание законов, относящихся к своей служебной деятельности, и положений воинских уставов.

Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и другие правила поведения подчиненных при их выполнении.

Важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Именно этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих предоставление отпусков производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т.п.

Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц.

На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены.

Командир взвода согласно уставу обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды.

За ненадлежащее исполнение этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.

Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации объективно обусловливает необходимость совершенствования деятельности командных кадров в сфере военно-социальной работы. Первоочередными задачами при этом являются: повышение ответственности командиров и начальников всех степеней за действенность работы по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей; усиление социальной направленности деятельности военных руководителей. Какие бы должности они не исполняли; осмысление сути социальной политики государства и специфических направлений её реализации в Вооруженных Силах посредством военно-социальной работы и др.

Современный командир обязан сочетать профессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности, личную дисциплину и высокую требовательность к подчиненным, служить примером для них в сфере социальных отношений, иметь соответствующую социально-педагогическую подготовку. Он должен хорошо понимать сущность военно-социальной работы, её цели и задачи, уметь реализовывать эти знания в практической деятельности в подразделении, части, соединении, доходя до каждого военнослужащего и его семьи, знать основные её сферы и направления, проявлять настойчивость и такт в общении слюдьми, заботиться о качественной подготовке подчиненных офицеров не только как военных специалистов, но и как социальных работников.

Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки.

Общедоступность правовых норм и осведомленность военнослужащих о них как гарантия их социальной защищенности имеют два аспекта. С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Не секрет, что очень просто именно в недостаточной правовой подготовке соответствующих командиров и начальников, а также их подчиненных коренятся причины многих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, специалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам.

Знание права не сводится к простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно обязательно предполагает их осмысление, понимание не только буквы, но и духа закона, его сущности, значения для правильной организации военной службы.

Не все нарушают закон в силу его незнания или отсутствия достаточно прочных навыков его правильного применения. Не менее широко распространены случаи умышленного нарушения закона, действий в обход его, исходя из соображений так называемой целесообразности. Это явление характерно как для нашего общества в целом, так и для Вооруженных Сил в частности.

Все это подтверждает исключительно важное значение деятельности командиров (начальников) по осуществлению правового воспитания подчиненных, а также по повышению собственных правовых знаний и навыков правоприменительной деятельности в сфере социальной защиты подчиненных.

На практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям, путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства людей практики применения законов и воинских уставов. Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование. Воздействие на сознание и чувства военнослужащих правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

Важнейшей обязанностью командиров (начальников) являются организация и ведение войскового хозяйства, обеспечение рачительного использования финансовых и других материальных средств в интересах социальной защиты подчиненного личного состава.

В соответствии с Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве, введенным в действие приказом министра обороны №105 1977 г., все должностные лица воинской части, ведающие войсковым (корабельным) хозяйством, обязаны: правильно определять потребность и знать обеспеченность подразделений и частей материальными и денежными средствами для создания необходимых материально-бытовых условий личному составу; своевременно истребовать и получать положенные части материальные средства и организовывать бесперебойное обеспечение ими подразделений; организовывать и контролировать учет, правильное хранение, сбережение, своевременно освежать запасы материальных средств всех видов; осуществлять контроль за правильным, экономным и целесообразным расходованием (использованием) материальных и денежных средств, принимать необходимые меры борьбы с нерациональным расходованием. Утратами, недостачами, порчей и хищениями материальных средств.

В низовом звене важнейшей задачей офицеров и прапорщиков являются организация и ведение ротного хозяйства, которые должны быть направлены на создание условий, обеспечивающих образцовый внутренний порядок, сохранность, правильное содержание имеющегося в роте имущества в целях удовлетворения материально-бытовых и культурных потребностей её личного состава.

Ротное хозяйство организует командир роты. Он руководит ротным хозяйством и несёт ответственность за его состояние и обеспечение личного состава положенными материальными средствами. Помощниками и исполнителями распоряжений командиру роты по ведению хозяйства являются командиры взводов и старшина роты. Указанные должностные лица обязаны: знать нормы снабжения материальными средствами и порядок обеспечения ими личного состава, осуществлять контроль за правильным использованием и расходованием материальных средств, проводить проверки наличия и качественного состояния материальных средств в установленные сроки. Содержание и эксплуатация закрепленных за ротой помещений и специального оборудования должны обеспечивать нормальные бытовые и санитарно-гигиенические условия для личного состава. Во всех ротах должен строго соблюдаться установленный порядок размещения военнослужащих, содержания, отопления, проветривания и освещения помещений, эксплуатации казарменного инвентаря, мебели и другого имущества.

Не менее важным направлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты подчиненного личного состава является работа по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений военнослужащих.

Эта работа регулируется в настоящее время гл. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил российской Федерации, а также Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений жалоб и приема посетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министра обороны.

Указанными нормативными актами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством.

Командир (начальник) должен чутко и внимательно относится к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несёт личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Законодательство определяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления, жалобы). Если жалобы будет признана обоснованной, командир обязан немедленно принять меры для её удовлетворения, а также принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения и исправления положения дел в подразделениях.

Важное значение имеет четко налаженная деятельность командиров и начальников по осуществлению контроля и проверки исполнения контроля и проверки исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих.

В соответствии с общевоинскими уставами на командиров (начальников) возложена обязанность проводить регулярные проверки наличия и движения материальных средств в подчиненных частях и подразделениях, следить за полнотой доведения до подчиненных установленных норм довольствия, производить осмотры и опросы личного состава. В случае выявления недостатков командир обязан принять все меры по привлечению к ответственности виновных лиц, возмещению причиненного ими ущерба, восстановлению нарушенных прав подчиненных. Этим же целям служит проведение регулярных проверок и инспектирования подчиненных войск (сил) вышестоящими органами военного управления.

Важнейшей особенностью сегодняшнего этапа военного строительства является перенесение центра тяжести с нормотворческой на организационную, правоисполнительную работу. Именно слабая организация работы субъектов военно-социальной деятельности, в том числе некоторых командиров (начальников), по реализации законодательства о социальной защите военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащих не позволяет в полной мере решать проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обеспечивать рачительное использование средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. А это означает, что роль и значение военно-социальной работы в условиях военной реформы будут неуклонно возрастать.

Главная Карьера Служба по контракту Соцгарантии

Военнослужащим по контракту

Основные права военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Военнослужащий по контракту имеет право на:

1.Денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии

с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

С 1 октября 2019 г. оклады по воинским званиям и оклады по воинским должностям проиндексированы на 4,3%. Так, оклады по воинскому званию, если брать минимальные и максимальные размеры, составляют от 5 424 рублей у рядового и до 32 542 рублей у маршала. Соответственно, оклады по воинской должности достигли 10 848 рублей у стрелка и 48 813 рублей у первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет от 10% оклада денежного содержания при выслуге 2 года до 40% — при выслуге 25 лет и более;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) от 5% оклада по воинской должности за третий класс до 30% — за класс мастера;
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну — до 25% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (в экипажах надводных кораблей, штатной боевой техники, на воинских должностях связанных с выполнением прыжков с парашютом, за командование подразделениями и т.д.) — до 100% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (за выполнение водолазных работ, за разминирование, за участие в учениях и других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части и т.д.) — до 100% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (за квалификационный уровень физической подготовленности, при награждении медалями Министерства обороны, занимающим воинские должности водителей (старших водителей), занимающим воинские должности, для которых штатом воинской части предусмотрены с 1 по 4 тарифные разряды и т.д.) – до 100% оклада по воинской должности;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей – до 25% оклада денежного содержания в месяц;
  • ежегодная материальная помощь – в размере 1 месячного оклада денежного содержания;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов от 15% до 100%;
  • военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию в зависимости от периодов военной службы в указанных районах (местностях) от 30% до 100%.

Средний размер денежного довольствия военнослужащих по контракту, замещающих воинские должности рядового и сержантского состава, с учетом всех ежемесячных и иных дополнительных выплат денежного довольствия, возрастает по мере увеличения выслуги лет, должностного уровня, уровня профессионального мастерства, региональных коэффициентов и ежегодной индексации.

2. Бесплатный проезд к новому месту службы и в командировку.

Проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту проведения основного отпуска и обратно военнослужащим, проходящим службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и одному члену его семьи; военнослужащие сами приобретают за деньги билеты на себя и членов своих семей на удобные им авиарейсы или поезда, следующие к месту отпуска, а Министерство обороны Российской Федерации компенсирует эти расходы после возвращения из отпуска.

Проезд на безвозмездной основе на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

3. Продовольственное обеспечение, в том числе путем организации питания по месту военной службы — для отдельных категорий военнослужащих, и выдачей продовольственного пайка — для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Бесплатное вещевое обеспечение.

5. Жилищное обеспечение:

  • обеспечение служебными жилыми помещениями или общежитиями на период военной службы (получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений);
  • обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по избранному месту жительства (в том числе путем выдачи государственных субсидий) при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, а также в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
  • возможность приобретения жилья через накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения (НИС).

Стать участником НИС можно при заключении второго контракта. Каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.

6. Обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета.

7. Социальные гарантии в связи с обучением в образовательных организациях в период службы, а также преимущественное право на поступление после увольнения с военной службы в государственные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

8. Выплату подъемного пособия при перемещении к новому месту службы в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и 25% от него на каждого члена семьи.

9. Перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства при переводе на новое место военной службы.

10. Дополнительные социальные гарантии и компенсации при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

11. Единовременное пособие при увольнении с военной службы при общей выслуге менее 20 лет — 2 оклада денежного содержания, а при выслуге 20 лет и более — 7 окладов денежного содержания.

Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом или удостоенным почетных званий Союза ССР или РФ, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

12. Бесплатное обследование, лечение и реабилитационное обеспечение в военно-медицинских учреждениях, в том числе ежегодное диспансерное наблюдение.

13. Изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

14. Бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и организациях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Члены семей военнослужащих проходящих службу по контракту (из числа солдат и сержантов) имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами Российской Федерации.

15. Право на пенсионное обеспечение при условии наличия выслуги 20 и более лет.

Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих

Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.

Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Его элементами в настоящее время являются:

— правовое закрепление порядка и правил предоставления военнослужащим и их семьям прав и льгот, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;

— определенный бюджетом и государственными целевыми программами объем материальных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение военнослужащих;

— юридическая ответственность должностных лиц и государственных органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;

— процедуры обжалования и контроля обеспечения должностными лицами и государственными органами социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые установленные законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

Система правовых гарантий — это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами.

Среди юридических гарантий прав и свобод следует четко различать условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав) и условия их защиты (гарантии защиты прав).

Правовые гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает:

— реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;

— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Законом «О статусе военнослужащих» установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, которые должны компенсировать им моральные и физические нагрузки, обусловленные исполнением служебных обязанностей.

В Законе «О статусе военнослужащих» приводится перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

— военнослужащих и членов их семей;

— граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников СНГ, и членов их семей;

— граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты
Государственной Думы по обороне, безопасности; делам ветеранов и социальной политике.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.

В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.

Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках принадлежит командиру (начальнику).

Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир (начальник) издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир (начальник) в изданных им актах указывает конкретных исполнителей и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Например, в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава.

Заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Он участвует в отборе кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования; организует и проводит военно-социальную работу, участвует в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала полка (корабля); осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в целях повышения социального статуса военнослужащих и престижа военной службы.

Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование — одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.

Законодательство устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Помимо общегражданских прав и свобод военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К их числу относится право на государственное материальное обеспечение в период нахождения на военной службе. Оно реализуется путем получения от государства денежного довольствия и натурального обеспечения (продовольственного, вещевого, предоставления жилых помещений).

Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социально-правовой защитой военнослужащих контрактной службы и членов их семей, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот, как в период военной службы, так и после увольнения с военной службы.

Основные виды социального обеспечения военнослужащих

Необходимым условием успешного решения проблем социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих и членов их семей является управление этой сложной сферой, которое предполагает:

1) систематический анализ структуры и особенностей жизни военных, ее тенденций и перспектив, а также состояния деятельности всех управленческих структур;

2) социальное прогнозирование изменений жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей;

3) определение первоочередных проблем в данной сфере и формирование целей и задач деятельности органов социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях;

4) выбор из альтернативных вариантов наиболее оптимальных средств и способов решения актуальных проблем;

5) постоянный контроль за происходящими изменениями методом сбора и анализа информации и на этой основе корректировка основных направлений деятельности, а также форм и методов работы.

Центральное место в системе социально-правовой защиты военнослужащих занимает их денежное довольствие. Необходимо, чтобы оно по размеру было сопоставимо с уровнем цен в стране, индексировалось с учетом инфляции, а также не было ниже денежного содержания федеральных государственных служащих. Не вызывает сомнений тот факт, что денежное содержание военнослужащих, при наличии моральных стимулов к службе Отечеству, должно также стимулировать военную службу.

Законодательство закрепляет дополнительные денежные выплаты и надбавки, установленные подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и приказами министра обороны РФ).

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет:

• менее 10 лет — 30 суток;

• 10 лет и более — 35 суток;

• 15 лет и более — 40 суток;

• 20 лет и более — 45 суток.

При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты:

• подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга (супругу) и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты, либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. В размере твердой ставки (суточных), установленной (установленных) Правительством Российской Федерации для командированных работников, за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и каждого члена семьи военнослужащего, переезжающего с ним.

Члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на бесплатный проезд:

• от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

• один раз в год — к месту проведения отпуска и обратно;

• на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

• при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего — к избранному месту жительства.

При увольнении с военной службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

• до 10 лет — в размере 5 окладов;

• от 10 до 15 лет — 10 окладов;

• от 15 до 20 лет — 15 окладов;

• от 20 лет и более — 20 окладов.

Военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно -штатными мероприятиями без права на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, при наличии у них выслуги на военной службе от 15 до 20 календарных лет назначается и выплачивается в течение пяти лет ежемесячное социальное пособие в размере: за выслугу 15 календарных лет -40 процентов и за каждый полный год этой выслуги сверх 15 лет — 3 процента окладов денежного содержания.

Основными видами социального обеспечения военнослужащих и членов их семей являются:

— страхование жизни и здоровья военнослужащих;

— пенсии (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Страхование жизни и здоровья военнослужащих — один из основных видов социального обеспечения военнослужащих, представляющий собой государственную систему их материального обеспечения в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны жизни и здоровья.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих определены в Законах РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и «О статусе военнослужащих».

В случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов), членам семей погибших либо самим военнослужащим выплачивается в равных долях единовременное пособие в определенных законом размерах.

Вторым основным видом социального обеспечения военнослужащих является исчисление и выплата пенсий.

Пенсия — это денежное обеспечение, получаемое военнослужащими по достижении соответствующего пенсионного возраста или выслуги лет, при наступлении инвалидности, а также нетрудоспособным членам семьи кормильца по случаю его смерти.

Она представляет собой такую государственную выплату, которая служит основным, постоянным источником средств для тех лиц, которым назначена. В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» существуют следующие виды пенсий:

1. За выслугу лет.

2. По инвалидности.

3. По случаю потери кормильца.

Необходимо обратить внимание на то, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. А пенсии по инвалидности им и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Таким образом, рассмотренные виды социального обеспечения предоставляют военнослужащим и членам их семей возможность для реализации своих основных прав и использования льгот в вопросах обязательного государственного страхования жизни, здоровья и пенсионного обеспечения.
В связи с выполнением воинских обязанностей некоторые военнослужащие имеют право на льготы.

Конкретное содержание льгот определяется органами государственной власти путем издания соответствующих законодательных актов.

Льготы военнослужащим, членам их семей, другим гражданам, установленные в связи с выполнением воинских обязанностей, по своему содержанию весьма разнообразны. К ним относятся: жилищные льготы; льготы в области здравоохранения; льготы в области образования и культуры; льготы по перевозкам и т.д.

Жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади (жилых помещений) и праве на нее; в сохранении права на дополнительную жилплощадь; в содействии индивидуальному жилищному строительству.

Льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по пониженным ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторых других преимуществах.

Льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них и т.д.

Военнослужащие наравне с другими гражданами пользуются правами и свободами в области культуры. Так, в расположении воинских частей они бесплатно пользуются услугами библиотек, читальных залов, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивными сооружениями и инвентарем, просматривают кино и видеофильмы.

Таким образом, государством прилагаются усилия по созданию достойных условий жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы поднять престиж военной службы, сделать ее почетной. Совершенствование и развитие нормативно-правовой базы социальной защиты личного состава — одно из направлений этой деятельности.

Методические рекомендации

Учитывая, что тема данного занятия предполагает знакомство со значительным объемом нормативно-правовых актов, на занятии рекомендуется иметь оригиналы законов с последними изменениями и уточнениями, которые помогут лучшему усвоению темы.

При рассмотрении первого вопроса занятия целесообразно подчеркнуть роль законодательных актов по усилению системы социальной защиты военнослужащих.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется более подробно разъяснить слушателям, что гарантированное материальное обеспечение военнослужащих, проходящих службу по контракту, поднимает престиж военной службы.

В ходе занятия желательно тщательно разъяснять положения законов по реализации военнослужащими своих прав на отдельные виды социального и материального обеспечения и порядка предоставления различных отпусков.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 года.

2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года.

3. Лунин А., Самосват Д. Правовые основы прохождения военной службы // Ориентир. — 2006. № 2.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»,Арам ХАЧАТРЯН

«Ориентир» 03.2010

Теги: огп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *