Блог

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).

Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

2. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — Постановление N 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила N 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления N 603.

3. В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно либо все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии по формулам 3(1), 3(3), 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354.

Вместе с тем при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода объем тепловой энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определяемый по формулам 3(1) и 3(3), может принимать отрицательное значение. Подобная ситуация возможна, когда величина (Vд — ) принимает отрицательное значение ввиду неодновременного снятия показаний индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии, при определении величин Vд и Vi в соответствии с положениями пунктов 59 и 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячных объемов потребления, при выявлении расхождений в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния и проведении перерасчета платы в соответствии с положениями пункта 61 Правил N 354.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Учитывая, что изложенная выше ситуация прямо не урегулирована Правилами N 354 считаем возможным применить положения пункта 46 Правил N 354, в соответствии с которыми плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

При этом как разъяснила Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 20 июня 2018 г. по делу N АКПИ18-386, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на эту отрицательную величину, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Таким образом, в случае возникновения отрицательных величин объема потребленной тепловой энергии в i-жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определенных в соответствии с формулами 3(1), 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, плата за коммунальную услугу по отоплению в расчетном периоде в таком помещении многоквартирного дома не начисляется, при этом объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на эту отрицательную величину.

Указанный порядок применяется при расчете платы за отопление по формуле 18(1). Вместе с тем, если индивидуальные приборы учета тепловой энергии установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, расчет платы осуществляется по формуле 18, при этом перерасчет не производится.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
С.В. Никонова

Жителям некоторых российских регионов могут пересчитать плату за отопление из-за аномально теплой зимы — пишут сегодня Известия со ссылкой на федеральных чиновников и депутатов. Как пояснили «КП» в некоммерческом партнерстве «ЖКХ Контроль», не только «могут», но вообще-то и обязаны — такой перерасчет предполагается нашим законодательством.

Однако есть ряд «но», из-за которых потребителей в подобных случаях часто обводят вокруг пальца: а) перерасчет этот делается не по итогам зимы, а в конце года, когда про то, какой была зима, уже все забыли, б) схема расчетов за отопление достаточно запутанная, поэтому увидеть, что вас кинули, не так просто. Попробуем разобраться.

Итак, как объясняют эксперты, в России действуют две схемы платы за отопление.

1) За тепло деньги берут по факту, только в те месяцы, когда отопление реально включено (обычно это в домах, где есть общедомовые счетчики тепла). В этом случае, и если плата берется по счетчику, никакой перерасчет не нужен. Но такая схема используется редко, поскольку при ней плата за ЖКХ зимой резко вырастает — а это болезненно воспринимается гражданами.

2) «Схема 1/12» — плата за отопление начисляется равными суммами в течение всех 12 месяцев, независимо от того, зима на улице или лето. Высчитывается она по «плановым» показателям, исходя из данных по предыдущему году. А в конце текущего года делается перерасчет — в зависимости от реальной зимы. То есть этой зимой мы платим по показателям 2019 года, когда, скажем, в Москве явно было холоднее. А платежки с перерасчетом мы, по идее, должны будем получить в начале следующего, 2021 года.

Теоретически — вторая схема удобнее для жителей, поскольку платежи в течение всего года не скачут туда-сюда и более предсказуемы. Но и коммунальщикам дурить жителей при этой схеме несравнимо проще. Традиционная ситуация: перерасчет в платежках люди видят — но, как правило, в тех случаях, когда зима оказалась холоднее «плана» и корректировка получается в пользу коммунальщиков.

ИНСТРУКЦИЯ «КП»

Как добиться корректировки платы за отопление

1. Как вы уже поняли, сражаться за свои излишне уплаченные деньги вам придется в начале следующего, 2021 года. Если за это время не будут введены какие-то новые нормы, именно тогда вы, по идее, должны получить платежку с перерасчетом платы за тепло в вашу пользу, с учетом нынешних погодных аномалий.

*Если в доме установлен общедомовой прибор учета тепла, перерасчет делается по показаниям этого счетчика.

*Если счетчика нет, в ситуацию оказываются замешаны еще и органы власти региона — именно они утверждают нормативы потребления, по которым вы платите за отопление в таком доме. Как утверждают эксперты «ЖКХ Контроль», отсутствие счетчика не означает, что не должно быть корректировки (если это специально не прописано в договоре с управляющей компанией — но, как правило, это редкость). Но тут многое зависит уже и от местных властей: пересмотр нормативов — в их руках.

2. Перерасчет не прислали? Пишите обращение в свою управляющую компанию с требованием представить вам расчеты, на основании которых корректировка не проведена. Вы имеете на это полное право. Также как требовать предоставить вам показания общедомового счетчика тепла или ссылку на документ, исходя из которого делались расчеты при отсутствии счетчика.

3. Вас игнорируют? Жалуйтесь в жилищную инспекцию — предъявив туда ваше письменное обращение, на которое вы не получили ответа или если получили бессодержательную отписку.

Письмом Минстроя РФ от 26.06.2019 N 23464-ОГ/04 «Об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению» (далее — Письмо Минстроя РФ от 26.06.2019 N 223464-ОГ/04) разъяснен порядок оплаты за отопление в помещениях многоквартирного дома (далее — МКД) в случае, когда объем потребленной теплоэнергии принимает отрицательные значения.
Когда хотя бы одно или все помещения в МКД оборудованы индивидуальными приборами учета тепла (далее — ИПУ), расчет платы за отопление производится по их показаниям в соответствии с п.3_1, 3_3, 3_4 Приложения 2 к правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила).
При применении формул, содержащихся в п.3_1, 3_3, 3_4 Приложения 2 к правилам, объемы потребленного тепла в помещении могут получиться с отрицательными значениями. Объем потребления в помещениях МКД будет больше, чем показания коллективного (общедомового) прибора учета (далее — ОДПУ).
Расчет объема потребленного тепла за месяц в помещениях МКД, в которых ИПУ:
— отсутствует — производится исходя из площади помещения (п.3_1 приложения 2 к Правилам);
— неисправен — производится исходя из среднемесячного объема потребления тепла в помещении за отопительный период (п.59 Правил).
Объем тепла, рассчитанный исходя из площади помещения и среднемесячных показаний ИПУ, может превысить объем теплоэнергии, определенный по показаниям ОДПУ (объем фактически потребленной теплоэнергии в доме).
Пример:
Объем тепловой энергии за месяц, определенный:
— по среднемесячным показаниям ИПУ, площадям помещений в МКД, показаниям исправных ИПУ — составляет 150 Гкл;
— по показаниям ОДПУ — составляет 140 Гкл.
Разница между объемом, определенным по среднемесячным показаниям и площади помещений, превышает фактический объем потребления тепла на 10 Гкл.
Таким образом, при превышении рассчитанного объема тепла над показаниями ОДПУ создается ситуация, когда потребителю выставляется счет за тепло, которое ему не поставлено. Это является нарушением прав потребителей (п.155_1 Правил).
Отметим, что порядок расчета платы за отопление, при наличии отрицательного объема потребления тепла, Правилами не урегулирован.

Если в законодательстве отсутствуют нормы, прямо регулирующие отношения между собственниками помещений в МКД и исполнителем коммунальных услуг, к таким отношениям применяются нормы жилищного права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) (ст.7 Жилищного кодекса РФ).
В связи с этим, Минстрой РФ рекомендует при превышении объемов тепла, полученных путем расчетов, над показаниями ОДПУ, плату за отопление потребителям не начислять (п.46 Правил).
При судебных спорах сложилась следующая практика. При превышении расчетного объема потребления тепла над фактическим, разницу необходимо учесть при расчете платы за отопление в следующем месяце (Решение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.06.2018 N АКПИ 18-386 (далее — Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2018 N АКПИ 18-386)).
По мнению судебных инстанций, это позволит (Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2018 по делу N АКПИ18-386):
— исключить возможность получения управляющей и ресурсоснабжающей организациями прибыли за непредоставленное в помещение тепло;
— устранить несоответствие фактического потребления теплоэнергии, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета в МКД.
Таким образом, специалистам управляющих организаций при расчете платы за отопление в МКД следует учитывать превышение объемов потребления в помещениях над показаниями ОДПУ.
Если в результате нарушения правил определения объемов потребления произойдет необоснованное увеличение платы за коммунальную услугу, исполнитель будет обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы (п.155_1 Правил).
Письмо Минстроя РФ от 26.06.2019 N 23536-СН/04 официально не опубликовано.
Напоминаем, что письма министерств и ведомств не являются нормативными актами. Содержащаяся в них информация не подлежит обязательному исполнению.
При разрешении спорных ситуаций рекомендуем вам руководствоваться нормами закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *