Имеет ли право директор школы вести уроки

Имеет право, при соблюдении…

ПРИКАЗ МИНПРОСА СССР ОТ 16.05.1985 N 94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ И ПЕРЕЧНЯ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫМ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДОПЛАТЫ ЗА СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ

(по состоянию на 7 октября 2006 года)

до сих пор никто не отменял. Поскольку это документ советского периода, то он применяется в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.

(пункт 101. Руководящие работники учреждений просвещения, а также организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, военные руководители могут вести преподавательскую работу или занятия с кружками в том же учреждении просвещения, но не более 9 ч в неделю (360 ч в год), если они по основной работе получают полный должностной оклад (ставку). Руководящим работникам детских домов может быть разрешена преподавательская работа в близлежащей школе, школе — интернате.

В сельской местности директора и заместители директоров по учебной, учебно — воспитательной и учебно — производственной работе школ, школ — интернатов всех типов и наименований при отсутствии учителей по соответствующим предметам могут вести преподавательскую работу не более 12 ч в неделю с особого в каждом случае разрешения министерства просвещения или министерства культуры союзной республики, не имеющей областного деления, министерства просвещения или министерства культуры автономной республики, краевого, областного отдела народного образования или управления культуры.

Работники из числа административно — хозяйственного и учебно — вспомогательного персонала учреждений просвещения, а также старшие пионервожатые школ и школ — интернатов, методисты вечерних школ и внешкольных учреждений, заведующие отделами, кабинетами, секциями, лабораториями внешкольных учреждений могут вести преподавательскую работу или занятия с кружками в том же учреждении просвещения, но в среднем не более 2 ч в день (12 ч в неделю, 480 ч в год), если они по основной работе получают полный должностной оклад (ставку).

То, что происходит сейчас в школах – возможность перейти к другому способу обучения – деятельностному – через образовательные события, индивидуализацию и поддержку инициативы ребенка.

Мы все переживаем развитие через кризисную ситуацию. Волна внешних обстоятельств выкинула нас из привычной лодки, и кто-то поплывет, а кому-то безопаснее вернуться в лодку. Утонувших, к счастью, не будет.

Продвинутые школы ушли в цифровые среды, интернет-платформы и онлайн-сервисы, перестраивая учебный план и формат обучения под новые реалии. Некоторые учителя впервые столкнулись с задачей по-другому выстроить обучение и действуют наощупь, реализуя цифровизацию на коленке.

Между родителями по сети распространяются примеры дистанционного взаимодействия учителя с классом: прочитать заданные страницы учебника, решить задачи номер 1, 2, 3, прислать фото решения из тетрадки на электронную почту учителя. Напоминает передачу домашнего задания одноклассниками для заболевшего ученика («что задали, ребят?»). Но если «заболел» и сидит по домам весь класс, то логично поменять формат обучения для всех учеников.

Можно делать ставки, сколько недель протянут дети, в одиночку читая параграфы учебников и уныло решая задачи номер 1, 2, 3? Но есть ощущение, что просветленная жизнь отшельников доступна не всем, – дети взвоют. Они должны работать в командах, взаимодействовать, хотя бы онлайн. Без этого образовательный процесс не будет полноценным.

В помощь учителю «Вести образования» собрали единую картинку того, как обучение может быть организовано дистанционно в цифровом формате, и главное – с учетом понимания нового содержания.

Что делаем

Шаг 1. Критически оцениваем объем учебного материала, который нужно пройти за период до летних каникул. С учетом изменившегося формата и всех передряг, сдерживаем свои амбиции: лучше меньше, да лучше. Пакуем необходимый минимум, объединяем темы в общие блоки.

Шаг 2. Формируем портфель форматов обучения, определяем:

  • какова будет доля лекционного формата и обязательной самостоятельной индивидуальной работы учеников, в том числе на электронных платформах с заданиями. По возможности минимизируем эту часть;
  • какова доля совместной деятельности в сети и работы в группах – приоритетное направление;
  • какова доля дополнительного углубленного изучения тем и консультаций – в сети вы можете легко предоставлять такую возможность желающим.

Шаг 3. Действуем. С первым элементом портфеля более-менее понятно, большинство учителей на нем и останавливаются.

Выбираем канал информирования класса – как точку входа для учеников, через которую они получают доступ к учебным заданиям и материалам. Это может быть социальная сеть, блог, сайт, мессенджер, закрытая группа и т.д.

В том же «ВКонтакте» можно не только создать закрытое сообщество класса, чат обратной связи, делиться документами с возможностью скачивания, но и проводить онлайн-трансляции коротких лекций, давать задания и инструкции, запускать обсуждения и проводить опросы, получать продукты работы групп и коллективно обсуждать их в чате. Учитель может размещать в среде самый разный учебный контент – видео, тесты, рисунки, полезные ссылки на внешние ресурсы и т.д. Объемные файлы для групповой работы можно передавать через Google с открытым доступом для всего класса, drive.google.com – самая популярная и простая платформа для совместной работы с документами.

Шаг 4. Выбираем платформу с учебными заданиями и интерактивными учебными материалами для самостоятельной работы учащихся.

Будем использовать ее как основу получения предметных знаний и формальной их оценки. Так и родителям спокойнее, и директору, и учителю, потому что больше всего напоминает «привычную лодку» офлайн.

Видеоуроки можно брать на платформах РЭШ, МЭШ, онлайн-школ и видеопорталов Фоксфорд, InternetUrok, Skyeng (английский язык). Лекции читают учителя и преподаватели вузов, к занятиям доступны тесты, интерактивные приложения. Теоретические блоки учащиеся могут брать на платформах в виде текстов, видеозаписи коротких лекций учителей, ваших собственных видеозаписей (вы можете записывать и выкладывать видео).

Регистрируем себя и весь класс на одной из популярных платформ с заданиями: Яндекс.Учебник, Дневник.ру, ЯКласс, Учи.ру, Мои достижения, Олимпиум и десятки других ресурсов. С помощью этих ресурсов школьники 1–11-х классов смогут продолжить изучать общеобразовательные предметы и готовиться к выпускным экзаменам. Учителя же получают автоматическую проверку выполненных классом заданий. С 30 марта в Яндекс.Учебнике будут доступны инструменты для удалённого проведения уроков и чаты для обратной связи с учениками.

Шаг 5. Организуем онлайн-взаимодействие в формате совместной деятельности.

Делаем акцент не на предметных знаниях и механическом запоминании, а на формировании метапредметных компетенций на базе «сложных» творческих заданий. Учитель не просто читает лекцию и дает проверочные задания, а строит процесс обучения через совместную деятельность учеников по получению новых знаний.

Если мыслить в таких категориях, становится понятно, почему видеозаписи лекций и фото страниц учебника устаревают – здесь нет места субъектности ученика. Сеть, наоборот, создана для производства индивидуального продукта и заточена под субъектность. Она-то нам и нужна для полноценного дистанта.

Вопрос только в том, как организовать совместную деятельность географически распределенных участников и на чем ее построить. Ответ сегодня: на групповых задачах и образовательных событиях в режиме веб-конференций.

Технически

Наиболее удобные платформы для проведения вебинаров и веб-конференций: Zoom.us, Microsoft Teams, Google Hangouts, Skype, TrueConf, VideoMost, Talky, Mirapolis, Webinar.ru, eTutorium и другие. Нам нужны те из них, которые допускают живое онлайн-общение через видеосвязь всех участников.

Например, Zoom позволяет бесплатно организовать полноценный интерактив в сети с возможностью делить учеников на группы.

Каждая группа будет работать в своем онлайн-кабинете, видеть и слышать друг друга, обсуждать и спорить, иметь общий чат, создавать коллективные заметки на доске для записей, каждый участник может выводить на экран презентации и видео, расшаривать свой экран. Ученики могут подключиться к встрече через телефон с приложения zoom или через компьютер. Учитель может создать в расписании несколько встреч, собрав всех на свою лекцию, потом разделив учеников на отдельные рабочие подгруппы, которые в конце снова объединятся в общую итоговую группу, и все это будет действовать онлайн. Платформа позволяет бесплатно подключить до 100 участников.

Microsoft Teams предлагает бесплатно доступ к функциям чата, видеозвонков, совместного доступа к файлам, общему хранилищу документов. Одновременно в сети могут работать до 300 человек.

Участники могут видеть и слышать друг друга, проводить обсуждение групповой задачи либо отключить свои звук и видео и внимать установкам учителя. Здесь также можно делиться файлами, презентациями, картинками и ссылками. Участники группы могут совместно работать в режиме реального времени в привычных приложениях Microsoft Office, в том числе Word, Excel, PowerPoint, совместно создавая презентации и тексты. В бесплатной версии несколько ограничены функции модерирования группы, но и этой версии достаточно, чтобы создать активную интерактивную среду. Можно выходить через компьютер или мобильное приложение, первое предпочтительнее по набору доступных функций.

Совместная деятельность

Сетевой формат занятия не равен обычному уроку, только проведенному онлайн. Ценность сетевого занятия – в совместной деятельности учеников. Ситуация обучения задается решением интересной групповой задачи, которая требует поиска информации и алгоритмов, анализа данных, принятия решений, распределения ролей, обсуждения и представления финального продукта. Все это можно организовать в дистанционном формате.

Про что можно организовать совместную деятельность по тематике вашего учебного предмета?

  • Совместный поход в виртуальный музей, на выставку, просмотр фильма, ролика, концерта, прослушивание музыки. В период карантина свои двери онлайн бесплатно открывают оперные театры и филармонии, музеи и театры – от Венской оперы до Большого театра, от Эрмитажа до Лувра. Любой совместный опыт можно обсудить и на его основе создать медиапродукт, например, собрать коллекцию видеоотзывов или сделать сиквел-продолжение.
  • Пока дети сидят дома, они могут изучать пространство дома и свой опыт существования в этом пространстве, в семье. Как отличается потребление воды и электроэнергии в разных домах? Какой у меня график дня и циркадные ритмы? Как одно и тоже историческое событие отразилось на истории моей семьи? Какие доминантные признаки наследуются из поколения в поколение? Совокупность личных опытов дает основу для обсуждения и общего продукта. Каждый может показать свою сферу интересов или стиль жизни, на личном опыте и портретах можно построить целую карту класса, проводить сравнения.
  • Ученики лучше разбираются в технологиях, чем учителя. Можно привлечь их к взаимному обучению, совместно разобрать новые приложения и программы для коллективных проектов. Это все можно делать в формате видеосвязи с выводом экрана монитора в общий доступ.
  • Анализ кейсов с проблематикой. Дается проблематизирующий кейс (текст, видео, аудио), в котором нужно разобраться.
  • Один класс может построить онлайн-квест для другого класса, создать в google-формах систему заданий, провести исследование, опрос.
  • Работая в онлайн-группе, можно создать совместную презентацию, мультфильм, сложить из отдельных видео-кусочков от всех учеников театральный этюд, написать рассказ, склеить и озвучить ролик. Главное – интересные способы организации этой деятельности.

Образовательное событие выстраивается в сети в следующей логике:

  • Подготовка. Разработка первоначального замысла-сценария, регистрация всех участников на платформе видеоконференций, создание нужного числа кабинетов по числу групп, тайминг.
  • Сбор всех участников онлайн в формате видеоконференции, например в Zoom. Краткое установочное устное задание, передача необходимых файлов, совместный просмотр видео. Педагог предлагает проблемную ситуацию, задачу, кейс, материал, на основе которого организуется работа групп. И тут ключевой вопрос – зачем? Интерес появляется, когда очевидна польза от усилий по созданию продукта. Где его можно применить, как развить, для чего он нужен.
  • Ученики распределяют роли или самоопределяются по группам, каждая группа берет отдельный блок или элемент общего проекта. Группы разводятся онлайн по кабинетам, это делает учитель через приглашение участников в каждую из групп.
  • Работа в группах через онлайн-кабинеты – обсуждение, чаты, создание общих презентаций, текстов, карт, схем (платформы позволяют это делать всем вместе – рисовать и стирать, сохранять результат). Ученики могут отключаться от обсуждения и индивидуально искать материал в сети или выполнять эксперименты, задания дома самостоятельно, а потом собираться вместе онлайн и обсуждать свои результаты. Все это общение происходит в отдельных онлайн-группах, к каждой из которых учитель имеет доступ. Ученики имеют возможность задать вопрос педагогу в чате или через видео.
  • Общий сбор в единой видеогруппе всех подгрупп. Представление результатов работы, взаимное обсуждение и взаимная оценка. Плюс среды в том, что здесь можно получать обратную связь не только от учителя, но и других учеников. Можно проводить взаимооценку и экспертизу проектов, разделить учеников на группы экспертов, оценивающих продукт по разным параметрам. Можно ставить оценки не по итогам одного занятия, а по итогам серии событий, по итогам длительных проектов.
  • Итоговая рефлексия того, что произошло и что получилось, оценка пользы и перспектив итогового продукта. Важный этап, поскольку событие должно оставить рефлексивный след для каждого участника.

Понятно, что такой «урок» не может длиться 45 минут, это проект на несколько часов, а то и дней. Почему нет? Предложите директору склеить свои уроки за неделю в один блок или объединить два-три предмета и создать общее событие с учителем смежной дисциплины. Объединяетесь с коллегами и работайте онлайн в команде, это удобнее и эффективнее.

Увеличьте горизонт планирования – составьте расписание не на неделю, а на четверть. Дистанционное обучение не может копировать жесткий график обычного расписания.

В расписании дистанта должно быть больше воздуха и самоопределения учеников: управлять собственным временем – бесценный навык, пусть пробуют. Откажитесь от идеи тотального контроля.

Сформируйте смешанные онлайн-классы. Ученики могут объединяться в микрогруппы не только в пределах своего класса, но и во всей параллели классов. Эффективно создавать разновозрастные группы из разных параллелей: синтез идей и взаимообогащение знаниями усиливается значительно. Назначьте лидеров из числа самых продвинутых в цифровых технологиях учеников. Воспринимайте пространство своего предмета как единое поле для экспериментов.

Для этого нужно отказаться от попытки переложить в дистанционное обучение структуру учебного материала, которую принято реализовывать офлайн.

Материал в принципе должен дробиться иначе: теперь это не главы параграфов, а тематические модули, которые объединяют несколько тем и предметов в один.

А сам модуль растянут во времени и гибок. Какие два-три модуля из оставшихся тем своего предмета в этом году вы можете построить?

Заручитесь поддержкой родителей. Проведите родительское собрание в Zoom или Microsoft Teams, покажите возможности этих платформ и сервисов с заданиями, с которыми вы работаете (их можно выводить на общий экран со своего браузера). Для родителей это тоже новый опыт и немалый стресс, будьте единой командой в это время перемен.

Вернемся к началу. Мы находимся в ситуации неопределенности, которая – как всегда – одновременно дарит и волнения, и шансы. Сейчас можно придумывать, творить, создавать, осваивать новые инструменты. Учитель наконец самостоятелен и автономен в своем педагогическом творчестве.

Если не строить дистанционное обучение по шаблону очного, то на выходе из кризиса мы можем получить другое содержание образования. Это будет другая школа, которая иначе выстраивает взаимодействие с учеником, иначе строит расписание, иначе воспринимает учителя.

Все это в корне повлияет на уже существующие механизмы системы образования и сподвигнет к изменениям, которых давно ждет педагогическое и родительское сообщество.

Вопрос читателя сайта: Имеются ли ограничения по педагогической нагрузке (совмещение) для директора школы и его заместителей?

Совмещение регулируется нормами статьи 60.2 Трудового кодекса РФ и в отличие от совместительства не имеет каких-либо существенных ограничений. Трудовое законодательство не устанавливает запрет на выполнение директором школы (или его заместителем) дополнительной педагогической работы. При этом необходимо учитывать следующее.

1. Совмещение — это дополнительная работа, которая выполняется в рамках основной работы, т. е. «в ущерб» главной трудовой функции. Поэтому предельные значения работы по совмещению устанавливаются исходя из здравого смысла и принципов эффективности, целесообразности, результативности.

2. Совмещение влечёт изменение условий трудового договора, т.°е. оно возможно только по соглашению сторон трудового договора: работника и работодателя. Таким образом, работник (в том числе заместитель директора школы) не вправе в одностороннем порядке требовать предоставления ему дополнительной работы — директор школы может отказать, учитывая интересы школы.

3. Нормативные акты не устанавливают ограничения по объёму педагогической работы, которая может быть поручена в порядке совмещения. Поскольку руководящие работники выполняют обязанности по должности учителя, то установленная для учителей норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы распространяется и на руководящих работников. Следовательно, учебная нагрузка руководящих работников школы при выполнении дополнительной работы по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю.

Косвенное ограничение максимальной нагрузки при совмещении имеется в постановлении Минтруда России от 30.06.2003 N 41 (далее — Постановление N 41). Этот документ не использует понятие «совмещение»; но указывает, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объёме более 300 часов в год является совместительством, т.°е. в этом случае требуется заключить отдельный трудовой договор. Отсюда можно сделать вывод: нагрузка до 300 часов — это совмещение.

4. Пункты 1–3 относятся к директору школы с учётом того, что фактический работодатель для руководителя образовательного учреждения — это руководитель учредителя (начальник департамента образования, районного отдела образования и т.°п.).

Кроме того, существует совместное письмо Минобрнауки РФ N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (далее по тексту — письмо N 96). Пусть вас не смущает указанный год (2005): этот документ не отменён и до сих пор применяется судами при рассмотрении трудовых споров.

В соответствии с приложением к письму N 96 «предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом), а других работников, ведущих её помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — самим образовательным учреждением» (абзац шестой пункта 2.7)(*).

ВЫВОДЫ:
— директор школы и его заместители имеют право на дополнительную работу в рамках основной работы;
— условия выполнения дополнительной работы (совмещения) устанавливаются дополнительным соглашением к трудовому договору;
— учебная нагрузка по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю; нагрузка на условиях почасовой оплаты в рамках основной работы не может превышать 300 часов в год;
— директор школы вправе отказать своим заместителям в предоставлении учебной нагрузки;
— руководитель органа управления образованием вправе отказать директору школу в предоставлении учебной нагрузки.

(*) Пункт 2.11 приложения к Письму N 96 устанавливает минимальный объём учебной нагрузки для директоров:
— начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек;
— вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих посёлках — до 100 человек).

Здравствуйте, Оксана!

ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 не содержит прямого запрета педагогическому работнику на осуществление репетиторской деятельности, то есть оказание платных образовательных услуг. При этом, ч.2 ст.48 указанного Закона устанавливает, что педагогический работник образовательного учреждения, оказывающий платные услуги в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать такие услуги, если это приводит к конфликту интересов.

В соответствии с ст.2 указанного выше Закона

конфликт интересов -это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

Кроме того, локальными нормативно-правовыми актами администрация школы может ограничить доступ в нее посторонних лиц, в том числе Ваших учеников, с которыми Вы занимаетесь репетиторством, со ссылкой например на профилактику терроризма и экстремизма, причем такие действия будут абсолютно законны, так что выход можно найти, но только в диалоге с руководством школы.

Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *