Общая система налогообложения в ДНР

Подоходный налог

Глава 18. Подоходный налог

Статья 119. Субъекты налогообложения

119.1. Подоходный налог, уплачивается физическими лицами-предпринимателями, а также юридическими лицами, признанными в соответствии со статьей 15 настоящего Закона налоговыми агентами от суммы выплаченного дохода.

Статья 120. Объект налогообложения

120.1. Объектом налогообложения подоходным налогом является:

120.1.1 для резидента:

а) общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (с источником происхождения как в Донецкой Народной Республике, так и за ее пределами);

120.1.2. для нерезидента является:

а) общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход с источником происхождения в Донецкой Народной Республике.

Статья 121. База налогообложения

121.1. Базой налогообложения является общий налогооблагаемый доход, с учетом особенностей, определенных этой главой.

121.1.1. Общий налогооблагаемый доход – любой доход, подлежащий налогообложению, выплаченный (предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

121.1.2. Общий месячный налогооблагаемый доход состоит из суммы налогооблагаемых доходов, выплаченных (предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца.

121.2. В общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога включаются:

121.2.1. доходы в виде заработной платы, выплаченные плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта);

121.2.2. суммы вознаграждений и других выплат, выплаченных плательщику налога в соответствии с условиями гражданско-правового договора;

121.2.3. доходы от продажи объектов имущественных и неимущественных прав, в частности интеллектуальной (промышленной) собственности, и приравненные к ним права, доходы в виде сумм авторского вознаграждения, другой платы за предоставление права на пользование или распоряжение другим лицам нематериальным активом (произведениями науки, искусства, литературы или другими нематериальными активами), объекты права интеллектуальной промышленной собственности и приравненные к ним права (далее – роялти), в том числе полученные наследниками владельца такого нематериального актива. А также, суммы дохода, выплачиваемые плательщику налога – нерезиденту по заключенным договорам, с переходом права собственности на товары, работы, услуги, являющиеся предметом такого договора на территории Донецкой Народной Республики;

121.2.4. часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется в соответствии с положениями статьи 122 настоящего Закона;

121.2.5. доход от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду (срочное владение и/или пользование);

121.2.6. налогооблагаемый доход, не включенный в расчет общих налогооблагаемых доходов прошлых налоговых периодов и самостоятельно выявленный в отчетном периоде налогоплательщиком или начисленный контролирующим органом в соответствии с настоящим Законом;

121.2.7. доход в виде дивидендов, выигрышей, призов (кроме выигрышей и призов в государственную денежную лотерею);

121.2.8. доход в виде стоимости унаследованного или полученного в дар имущества, с учетом особенностей, установленных статьей 122 настоящего Закона;

121.2.9. сумма излишне израсходованных средств, полученных налогоплательщиком на командировку или под отчет и не возвращенных в кассу предприятия в установленные законодательством сроки;

121.2.10. доход в виде неустойки (штрафов, пени), возмещения материального или неимущественного (морального) вреда;

121.2.11. другие доходы, кроме указанных в статье 123 настоящего Закона.

121.3. Исчисление налоговой базы по дивидендам производится по формуле:

НБ = К х (ДН – ДП), где:

НБ – сумма налоговой базы;

К – отношение суммы дивидендов, причитающейся плательщику, к общей сумме прибыли, распределенной в качестве дивидендов;

ДН – общая сумма прибыли, распределенной в качестве дивидендов;

ДП – сумма дивидендов, полученная субъектом хозяйствования, начислившим дивиденды, в текущем и/или в предшествовавшем календарном году, если эти суммы дивидендов ранее не учитывались таким субъектом хозяйствования при определении налоговой базы в составе показателя ДП и получены не ранее 1 января 2015 года. При этом дивиденды, полученные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу, установленному Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики на дату их получения, с учетом особенностей, указанных в статье 237 настоящего Закона.

При определении налоговой базы значение показателя ДП учитывается в размере, не превышающем значение показателя ДН.

Прибыль, которая направляется на выплату дивидендов, распределяется между акционерами (участниками, учредителями) пропорционально числу и виду принадлежащих им акций (долей).

Статья 122. Ставки налога

122.1. Ставка налога устанавливается в размере:

122.1.1. 13 процентов от суммы месячного дохода;

122.1.2. при выплате дивидендов:

а) 13 процентов от суммы начисленных дивидендов;

б) 20 процентов от суммы начисленных дивидендов – в случае если выплата дивидендов проводится акционерам (участникам, учредителям) субъекта хозяйствования, которые являются иностранным юридическим лицом, физическим лицом, физическим лицом-предпринимателем, не зарегистрированы в установленном порядке и не осуществляют деятельность на территории Донецкой Народной Республики.

122.2. Физические лица, определенные пунктом 15.6 статьи 15 настоящего Закона (налогоплательщики), уплачивают подоходный налог в размере 13 процентов от суммы задекларированного дохода, кроме доходов, указанных пункте 122.3 настоящей статьи.

122.3. Отдельные виды выплат, которые подлежат налогообложению в соответствии специфики полученного дохода физическими лицами, указанными в пункте 15.6 статьи 15 настоящего Закона облагаются по следующим ставкам:

122.3.1. стоимость наследства или подарков не от лиц первой степени родства (родителей, детей, супругов) – 5 процентов;

122.3.2. стоимость наследства или подарков полученного нерезидентом от лиц не первой степени родства – 10 процентов;

122.3.3. суммы от продажи (обмена) объектов недвижимого или движимого имущества, не предусмотренных статьей 123 настоящего Закона – 5 процентов;

122.3.4. суммы от продажи (обмена) нерезидентом объектов недвижимого или движимого имущества – 10 процентов;

122.3.5. суммы от сдачи имущества в лизинг, аренду (субаренду), сдачи жилой и нежилой недвижимости в аренду – 20 процентов;

122.3.6. суммы от сдачи нерезидентом имущества в лизинг, аренду (субаренду), сдачи жилой и нежилой недвижимости в аренду – 30 процентов;

122.3.7. суммы от сдачи в аренду земельных частей (паев) – 13 процентов;

122.3.8. суммы дохода, выплаченные физическому лицу за сданное (проданное) вторичное сырье, полимеры, бытовые отходы, лом черных и цветных металлов – 5 процентов.

122.4. В случаях, если суммы дохода, указанные в пункте 121.2 статьи 121 настоящего Закона выплачиваются физическими лицами-предпринимателями и юридическими лицами, классифицированными в соответствии с пунктами 15.2, 15.3 статьи 15 настоящего Закона, то эти субъекты хозяйствования выступают налоговыми агентами по суммам выплаченного дохода/удержанного налога. При этом, физические лица, определенные пунктом 15.6 статьи 15 настоящего Закона освобождаются от подачи налоговой декларации о полученных физическими лицами доходах.

122.5. Субъекты хозяйствования и физические лица, осуществляющие сдачу в аренду недвижимости (арендодатели), в обязательном порядке, регистрируют такие договора в органе доходов и сборов в установленном порядке, не позднее пятого рабочего дня с даты заключения такого договора.

Договор заключается в письменной форме и обязательно должен содержать: наличие арендного платежа, порядок его расчета, срок действия договора, порядок оплаты арендной платы.

Договора, заключенные в иной форме и не содержащие обязательных условий, подлежат перезаключению в течение месяца после вступления в силу настоящего Закона.

Минимальная сумма арендного платежа до законодательного урегулирования устанавливается исходя из минимальной стоимости месячной аренды одного квадратного метра общей площади недвижимости с учетом места расположения, прочих функциональных и качественных показателей, принятой решениями органов местного самоуправления в соответствии с налоговой системой Украины по состоянию на 1 января 2014 года.

122.6. В случаях, когда арендатором выступает физическое лицо – без регистрации в качестве субъекта хозяйствования, лицом ответственным за уплату (перечисление) налога в бюджет, выступает плательщик налога – арендодатель.

122.7. Налогообложение подоходным налогом при проведении легализации документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение вещных прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики, выданных с 11 мая 2014 года нотариусами, органами государственной власти и органами местного самоуправления Украины, осуществляется в соответствии с настоящей статьей в установленном действующим законодательством порядке.

В случаях, предусмотренных первым абзацем настоящего пункта, лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату подоходного налога в бюджет Донецкой Народной Республики (если такой налог ранее не был уплачен), является лицо, обратившееся в установленном порядке для проведения легализации документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение вещных прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Донецкой Народной Республики.

122.8. Нотариус при совершении нотариальных действий выступает как налоговый агент (в части исчисления подоходного налога) по суммам доходов, полученных физическими лицами, которые указаны в подпунктах 122.3.1, 122.3.3 пункта 122.3 настоящей статьи.

В качестве налогового агента нотариус обязан исчислить, а также проверить полноту перечисления физическим лицом, в том числе нерезидентом, соответствующей суммы подоходного налога в бюджет Донецкой Народной Республики.

Исчисленный нотариусом подоходный налог уплачивается самостоятельно физическим лицом-плательщиком налога до совершения нотариальных действий через учреждения банков по месту нахождения рабочего места нотариуса (нотариальной конторы).

Получение нотариусом платежных документов о перечислении налога в бюджет (при соблюдении иных условий, предусмотренных действующим законодательством), является основанием для совершения нотариусом нотариальных действий.

Оригиналы платежных документов о перечислении налога остаются у нотариуса и отображаются при заполнении им налоговой декларации по подоходному налогу, копии таких документов предоставляются нотариусом плательщику – физическому лицу.

При этом физическое лицо освобождается от подачи налоговой декларации о полученных доходах.

Если при совершении нотариальных действий, указанных в пункте 122.8 настоящей статьи, одной стороной является юридическое лицо, то такое лицо выступает налоговым агентом плательщика налога относительно исчисления, удержания и перечисления в бюджет Донецкой Народной Республики подоходного налога.

122.8.1. Количество случаев продажи объектов недвижимости в налоговом году проверяется нотариусом по данным Реестра регистрации нотариальных действий. Поиск осуществляется по регистрационному номеру учетной карточки налогоплательщика продавца или серии и номеру паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили об этом в соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте).

Сумма дохода плательщика налога от продажи объекта недвижимости определяется нотариусом исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости такого недвижимого имущества, рассчитанной субъектом оценочной деятельности в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики об оценке имущества.

При обмене одного объекта недвижимости на другой, доход плательщика налога в виде полученной им денежной компенсации от отчуждения недвижимого имущества облагается в порядке, установленном требованиями подпункта 122.3.3 пункта 122.3 настоящей статьи, за исключением подпункта 123.1.4 пункта 123.1 статьи 123 настоящего Закона.

122.8.2. Очередность продажи объектов движимого имущества в налоговом году (в случае нотариального удостоверения договоров), для определения базы налогообложения согласно настоящей статье и подпункту 123.1.5 пункта 123.1 статьи 123 настоящего Закона, проверяется нотариусом на основании самостоятельного определения налогоплательщиком очередности такой продажи путем написания соответствующего заявления и указанием настоящих сведений в договоре купли-продажи.

Сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта движимого имущества определяется нотариусом исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости объекта движимого имущества, рассчитанной субъектом оценочной деятельности в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики об оценке имущества.

122.8.3. В случае, если нотариус не осуществляет исчисление, либо неправильно исчисляет (занижает) сумму подоходного налога, подлежащую перечислению в бюджет и/или осуществляет нотариальные действия, указанные в пункте 122.8 настоящей статьи, без наличия документов, подтверждающих перечисление налогоплательщиком соответствующих сумм налога в бюджет, ответственность за такое неисчисление (неправильное исчисление), неперечисление в бюджет соответствующих сумм налога в таких случаях возлагается на нотариуса.

В этом случае налогоплательщик освобождается от обязанности перечисления (погашения) такой суммы налога в бюджет.

Статья 123. Суммы выплат, которые не подлежат налогообложению подоходным налогом

123.1. Не подлежат налогообложению подоходным налогом суммы:

123.1.1. помощи по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению (кроме помощи по временной нетрудоспособности) в том числе:

  1. пособия по беременности и родам;
  2. пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  3. пособия одиноким матерям;
  4. пособия на погребение и организацию похорон;
  5. получаемых алиментов;
  6. пенсий, в том числе по добровольному страхованию;
  7. денежных выплат (кроме заработной платы или выплат по гражданско-правовым договорам), произведенных профсоюзом, организацией профсоюза, объединением профсоюза члену профсоюза (финансовая, материальная помощь, поощрительные выплаты и др.);
  8. стоимости путевок на лечение, оздоровление, реабилитацию, отдых, в том числе семейных и детских; стоимости орденов, медалей, знаков, дипломов, грамот, цветов, подарков, которыми отмечаются работники и другие категории граждан, победители соревнований, конкурсов, выданных профсоюзами, организациями профсоюзов, объединениями профсоюзов.

123.1.2. полученные в качестве наследства или подарка от лиц первой степени родства (родителей, детей, супругов);

123.1.3. процентов по вкладам;

123.1.4. от продажи собственной жилой недвижимости (квартиры, дома), но не более одного раза в год;

123.1.5. от продажи одной единицы собственного легкового автомобиля, но не более одного раза в год;

123.1.6. заработной платы и приравненных к ней выплат осуществленных инвалидам общественными организациями инвалидов, а также предприятиями, основанными общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов, имеющих основное место работы, составляет в течение отчетного периода не меньше 50 процентов среднесписочного количества штатных работников и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не меньше 25 процентов суммы общих затрат по оплате труда, которые относятся в состав затрат в соответствии с правилами налогообложения налогом на прибыль. Порядок регистрации и получения вышеуказанной льготы предприятиями, основанными общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики или Главой Донецкой Народной Республики;

123.1.7. стоимости угля и угольных или торфяных брикетов, бесплатно предоставленных в объемах и согласно перечню профессий льготных категорий работников, в том числе компенсации стоимости такого угля и угольных или торфяных брикетов:

а) работникам по добыче (переработке) угля и углестроительных предприятий;

б) пенсионерам, которые проработали на предприятиях по добыче (переработке) угля, углестроительных предприятиях: на подземных работах – не менее чем 10 лет для мужчин и не менее чем 7 лет 6 месяцев для женщин; на работах, связанных с подземными условиями, – не менее чем 15 лет для мужчин и не менее чем 12 лет 6 месяцев для женщин; на работах технологичной линии на поверхности действующих шахт или на шахтах, которые строятся, разрезах, обогатительных и брикетных фабриках – не менее чем 20 лет для мужчин и не менее чем 15 лет для женщин;

в) инвалидам и ветеранам войны и труда, лицам, награжденным знаками «Шахтерская слава» или «Шахтерская доблесть» I, II, III ступеней, лицам, инвалидность которых настигла вследствие общего заболевания, в случае, когда они пользовались этим правом до наступления инвалидности;

г) семьям работников, которые погибли (умерли) на предприятиях по добыче (переработке) угля, которые получают пенсию в связи с потерей кормильца, а также вдовам умерших пенсионеров, перечисленных в данном пункте, которые при жизни имели такое право.

При выплате денежной компенсации стоимости такого угля, угольных или торфяных брикетов ее сумма не включается в состав общего налогооблагаемого дохода плательщика налога;

123.1.8 стипендии, которая выплачивается из бюджета ученику, студенту, курсанту начальных учреждений, ординатору, аспирату или адъюнкту.

Статья 124. Налогообложение дивидендов

124.1. Дивидендами признается любой доход, определенный как дивиденды в статье 9 настоящего Закона.

124.2. Не признаются дивидендами:

124.2.1. выплаты при ликвидации субъекта хозяйствования его учредителю в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого учредителя в уставный капитал;

124.2.2. выплаты учредителям субъекта хозяйствования в виде передачи акций этого же субъекта хозяйствования в собственность;

124.2.3. выплаты неприбыльной организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой неприбыльной организации.

124.3. Если прибыль распределяется между акционерами не пропорционально их долям в уставном капитале, то получаемые при этом доходы не являются дивидендами.

124.4. Порядок начисления дивидендов.

124.4.1. Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль акционерного общества, которая остается у такого акционерного общества после начисления и уплаты налога на прибыль.

124.4.2. Предприятия, созданные в форме акционерных обществ, в которых доля государственной собственности составляет 100 процентов (в том числе находящиеся в сфере ведения министерств и ведомств Донецкой Народной Республики), не являются плательщиками дивидендов.

124.4.3. Предприятия, в которых доля государственной собственности равна или превышает 25 процентов, исчисляют и уплачивают дивиденды ежемесячно в доход государства, в размере, пропорциональном доле государства в уставном фонде субъекта хозяйствования до начисления и уплаты налога на прибыль и выплаты дивидендов другим акционерам (учредителям, участникам).

124.4.4. Коммерческие субъекты хозяйствования имеют право по результатам месяца и/или по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов с учетом особенностей, установленных пунктами 124.4.1 – 124.4.3 настоящей статьи.

124.4.5. Субъект хозяйствования имеет право выплачивать доход в виде дивидендов акционерам (участникам, учредителям) при распределении чистой прибыли, остающейся у такого субъекта хозяйствования после начисления и уплаты налога на прибыль, по принадлежащим акционеру (участнику, учредителю) акциям (долям) пропорционально таким долям в уставном капитале субъекта хозяйствования, а также самому быть акционером (участником, учредителем) и соответственно получать доход в виде дивидендов от такого вида деятельности у других субъектов хозяйствования.

124.4.6. Субъект хозяйствования, который выплачивает доход в виде дивидендов акционерам (участникам, учредителям), выступает в качестве налогового агента.

124.4.7. В случае если одним из акционеров (участников, учредителей) субъекта хозяйствования, является иностранное юридическое лицо, физическое лицо, физическое лицо-предприниматель, не зарегистрированное в установленном порядке и не осуществляющее деятельность на территории Донецкой Народной Республики, то выплаченные такому юридическому лицу, физическому лицу, физическому лицу-предпринимателю дивиденды признаются доходами, полученными от источников выплаты в Донецкой Народной Республике и облагаются подоходным налогом в порядке, определенном настоящей статьей.

Субъект хозяйствования, удерживающий подоходный налог, признается налоговым агентом при каждой такой выплате.

124.4.8. Датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и/или выплаты дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.

124.5. Срок и порядок выплаты дивидендов.

124.5.1. Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом субъекта хозяйствования или решением общего собрания акционеров (учредителей) о выплате дивидендов. В случае, если уставом субъекта хозяйствования срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.

124.5.2. Список лиц, имеющих право получения дивидендов, составляется на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов. Для составления списка лиц, имеющих право получения дивидендов, номинальный держатель акций (доли уставного фонда) представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями (долей уставного фонда).

Статья 125. Уплата и подача отчетности

125.1. Подоходный налог удерживается и уплачивается налоговыми агентами одновременно с выплатой дохода налогоплательщику.

125.2. Юридические лица перечисляют подоходный налог в бюджет по месту фактического осуществления хозяйственной деятельности, физические лица-предприниматели перечисляют подоходный налог в бюджет по месту фактического нахождения на учете в органах доходов и сборов.

125.3. Налоговая отчетность по подоходному налогу, налоговыми агентами, подается ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

125.4. Физические лица, в том числе нерезиденты, получавшие доход не связанный с предпринимательской деятельностью, от операций (выплат, кроме социальных, а также банковских переводов между физическими лицами) проводимых на территории Донецкой Народной Республики, в случае если подоходный налог не удержан у источника выплаты дохода налоговым агентом, обязаны подать декларацию по подоходному налогу в течение 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем месяца получения дохода и уплатить сумму налога в течение 10 календарных дней с момента подачи отчетности.

125.5. Лица, ответственные за начисление, декларирование и уплату налога обязаны ежемесячно, вне зависимости от осуществления в отчетном периоде фактической хозяйственной деятельности, а также выплаты дохода, подавать в орган доходов и сборов декларацию по подоходному налогу.

Наши услуги для вас, если:

После того, как все этапы регистрационных действий миновали, вы становитесь полноправным субъектом предпринимательской деятельности. Получая на руки свидетельство о государственной регистрации, вы по умолчанию находитесь на общей системе налогообложения.

Что представляет собой общая система налогообложения? В чем заключается ее особенность? Какие преимущества и недостатки имеет данная система?

О точном определении данного понятия Закон ДНР «О налоговой системе» умалчивает. Однако, исходя из черт, присущих именно данной системе, можно прийти к выводу, что это такая система налогообложения, при которой плательщики оплачивают два налога, среди которых налог на прибыль и налог с оборота.

Налог на прибыль рассчитывается по ставке 20% от разницы между валовыми доходами отчетного периода (календарный месяц) за вычетом расходов, которые можно включать в валовые расходы отчетного периода.

Налог с оборота рассчитывается по ставке 1,5% от всего оборота предприятия – суммы полученных авансов и выписанных накладных/актов. Данный налог платиться дополнительно к налогу на прибыль, а не вместо него.

Что касается отчетности по налогу на прибыль и по налогу с оборота, декларации подаются до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Сам налог платится в течение 10 дней после граничного срока подачи декларации.

От налога с оборота освобождаются следующие субъекты хозяйствования:

  • Плательщики сельскохозяйственного налога;
  • Предприятия, получающие денежные средства за выполненные работы исключительно из республиканского и/или местного бюджетов ДНР в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета 150120 «Строительство и развитие сети метрополитенов»;
  • Финансовые учреждения, осуществляющие в установленном законодательством порядке валютно-обменные операции;
  • Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обращения с отходами черных и цветных металлов;
  • Субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу и переработку угля и угольной продукции.

Закон ДНР «О налоговой системе» не предусматривает списка той деятельности, которую можно осуществлять только на общей системе налогообложения. Однако учитывая все ограничения 3-х систем налогообложения, можно прийти к выводу, что общая система неизбежна в 2-х основных случаях:

— годовой объем валового дохода составляет свыше 60 млн. рублей;

— наёмных работников больше 10 человек.

Также уйти от общей системы налогообложения вам не удастся, если вы планируете занимаются следующими видами деятельности:

  • Обмен валют;
  • Деятельность по управлению предприятиями;
  • Предоставление финансовых и страховых услуг;
  • Торговля ГСМ;
  • Производство и торговля фармацевтической продукцией;
  • Торговля алкогольной продукцией и табачными изделиями;
  • Деятельность в сфере общественного питания;
  • Выпуск платежных документов;
  • Прием платежей от физических лиц при помощи платежных терминалов операторами по приему платежей;
  • Инжиниринг и прочие услуги, связанные с составлением технических заданий, проектных предложений, научных исследований и т.д.

Преимуществом общей системы налогообложения является возможность регулировать налоговую нагрузку расходами. Недостатками данной системы являются:

    • Необходимость постоянно контролировать и отслеживать расходы;
    • Необходимость дополнительно отчитываться по налогу с оборота.

Каждая из систем налогообложения обладает определенными присущими только ей особенностями и ограничениями, и, учитывая специфику вашего предприятия, только вы сможете определить какая из систем подойдет именно вам.

Налоговый залог — что это?

Налоговый залог — один из способов обеспечения погашения плательщиком налогов обязательства по их уплате. Этот инструмент, в свое время введенный законом №2181, нашел свое отражение и в тексте НКУ. Заложенное имущество считается обремененным, с соответствующими последствиями и ограничениями, установленными законом. Выясним особенности регулирования налогового залога по НКУ.

Основания налогового залога и порядок его применения

Согласно п. 88.1 НКУ, с целью обеспечения исполнения налогоплательщиком своих обязательств, определенных этим Кодексом, имущество плательщика, имеющего налоговый долг, передается в налоговый залог. Таким образом, ключевым основанием для возникновения налогового залога является наличие налогового долга.

Применение налогового залога органами ГНС регулирует Порядок №1273.

Налоговый долг и налоговый залог в НКУ

Налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Подпункт 14.1.175 НКУ

Налоговый залог — способ обеспечения уплаты налогоплательщиком денежного обязательства и пени, не уплаченных таким плательщиком в срок, определенный НКУ. Налоговый залог возникает на основаниях, установленных НКУ. В случае неисполнения налогоплательщиком денежного обязательства, обеспеченного налоговым залогом, орган взыскания в порядке, определенном НКУ, обращает взыскание на имущество такого плательщика, являющееся предметом налогового залога.

Подпункт 14.1.155 НКУ

Источники погашения налогового долга

В соответствии со ст. 87 НКУ, источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные денежные средства, в т. ч. полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа (кредита) и из других источников, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты. Уплатить денежные обязательства или погасить налоговый долг налогоплательщика по соответствующему платежу можно также за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и/или излишне уплаченных сумм по другим платежам (на основании заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

Обратим внимание: в налоговый долг включаются и штрафные санкции, а значит, активы плательщика, не уплатившего в определенный законом срок штраф, начисленный ему по решению налогового органа, также будут находиться в налоговом залоге (пример 1).

Источниками погашения налогового долга налогоплательщика, согласно упомянутой статье, является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных НКУ, а также другими законодательными актами.

Пример 1 Налогоплательщику начислен штраф за повторное после применения соответствующих санкций несвоевременное представление декларации по НДС в сумме 1020 грн. Налоговое уведомление-решение получено 18.04.2012 г. Штраф в установленный срок (не позже 28 апреля) не уплачен. С 29 апреля активы предприятия на соответствующую сумму находятся в налоговом залоге.

Возникновение налогового залога

Право налогового залога возникает в силу закона. Так, в соответствии со статьей 89 НКУ, право налогового залога возникает в случае неуплаты в установленные сроки суммы денежного обязательства:

1) самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации — со дня, следующего за последним днем установленного срока;

2) самостоятельно определенной контролирующим органом — со дня возникновения налогового долга.

Согласно пунктам 1.8 и 1.11 Порядка №1273, день возникновения права налогового залога определяется на основании данных автоматизированной информационной системы, которая ведется органами ГНС в соответствии с законодательством. Сообщение о возникновении права налогового залога содержится в налоговом требовании, которое направляется налогоплательщику согласно требованиям ст. 59 НКУ.

Оформление залога

Как и в ранее действовавшем Законе №2181, в НКУ остались две, на первый взгляд, взаимоисключающие нормы по оформлению налогового залога.

Так, согласно п. 88.2 НКУ, право налогового залога возникает согласно НКУ и не требует письменного оформления.

В то же время в соответствии с п. 89.3 НКУ имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи, в который включается ликвидное имущество, выступающее в качестве возможного источника погашения налогового долга. Пункт 89.8 НКУ предусматривает обязанность налогового органа безвозмездно зарегистрировать налоговый залог в соответствующем государственном реестре. Кроме того, согласно ст. 15 Закона о залоге, обязанности государственных налоговых органов по регистрации распространяются на возникновение и изменение прав налогового залога с учетом требований налогового законодательства.

Данная коллизия означает: даже если налоговый орган не примет меры по описи, оформлению или регистрации налогового залога, такое имущество все равно будет считаться заложенным с применением соответствующих правовых последствий (см. в связи с этим пример 3).

Опись имущества

Согласно п. 89.3 НКУ, акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляет налоговый управляющий в порядке и по форме, утвержденным ГНАУ. Пунктом 2.1 Порядка №1273 предусмотрено, что опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя налогового органа об описи имущества в налоговый залог. Это решение предоставляется налогоплательщику, имеющему налоговый долг. Формы решения и описи установлены упомянутым Порядком.

Согласно п. 2.5 Порядка №1273, в акт описи, в первую очередь, включают ликвидное имущество, которое возможно использовать в качестве источника погашения налогового долга.

Недопуск управляющего к описи

Если налогоплательщик не допускает налогового управляющего к описи своего имущества в налоговый залог и/или не подает документы, необходимые для описи, то согласно п. 89.4 НКУ налоговый управляющий составляет акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог. В таком случае налоговый орган имеет право обратиться в суд по поводу приостановления расходных операций на счетах налогоплательщика, запрета отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязанности такого плательщика допустить налогового управляющего к описи имущества в налоговый залог (пп. 20.1.16 НКУ).

На какое имущество распространяется залог

В соответствии с п. 89.2 НКУ, право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, которое находится в его собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга налогоплательщика.

Если же на момент составления акта описи имущество отсутствует или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, то согласно п. 89.5 НКУ право налогового залога распространяется на другое имущество, на которое налогоплательщик приобретет право собственности в будущем до погашения налогового долга в полном объеме. Тогда налогоплательщик обязан не позже рабочего дня, следующего за днем приобретения права собственности на любое имущество, сообщить в налоговый орган о наличии такого имущества (в дальнейшем оно включается в опись). Поскольку на это новое имущество распространяется право налогового залога, налогоплательщик не имеет права отчуждать его до соответствующего решения налогового органа (п. 89.5 НКУ).

Согласно п. 89.6 НКУ и п. 2.10 Порядка №1273, если имущество налогоплательщика неделимое (т. е., к примеру, речь идет о принадлежащем плательщику здании, транспортном средстве и пр.) и его балансовая стоимость больше суммы налогового долга, такое имущество подлежит описи в налоговый залог в полном объеме.

Налогоплательщик сохраняет право пользования имуществом, находящимся в налоговом залоге, если иное не предусмотрено законом (см. пример 2).

Пример 2 Предприятие владеет грузовым автомобилем-тягачом с полуприцепом Volvo. В результате возникновения налогового долга по НДС в сумме 170200 грн налоговый управляющий составил акт описи имущества, находящегося в налоговом залоге, в который включил указанный автомобиль. В результате этого автомобиль не изымается у предприятия. Предприятие продолжает использовать его в хозяйственной деятельности.

Прекращение залога

Основания для прекращения налогового залога определены в ст. 93 НКУ. Имущество налогоплательщика освобождается из налогового залога (при наличии соответствующего документа) со дня:

1) получения налоговым органом подтверждения полного погашения суммы налогового долга в установленном законодательством порядке (внимание: закон говорит не об уплате долга, а именно о получении документа. Что это должен быть за документ, — пока не определено);

2) признания налогового долга безнадежным;

3) принятия соответствующего решения судом в рамках процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства;

4) получения налогоплательщиком решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций) в результате проведения процедуры административного или судебного обжалования.

В соответствии с п. 5.1 Порядка №1273, об освобождении имущества налогоплательщика из-под налогового залога ему направляется уведомление установленной формы.

Согласование операций с имуществом

В соответствии с Законом о залоге, залогодатель сохраняет право распоряжения заложенным имуществом, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом он может отчуждать заложенное имущество только по согласию залогодержателя.

Да и согласно ст. 92 НКУ налогоплательщик может отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, только при согласии налогового органа, а также в случае, если орган ГНС на протяжении десяти дней (не уточняется: календарных или рабочих) с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не дал ему ответ о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Из этого правила есть исключение: если в налоговом залоге находятся только готовая продукция, товары и товарные запасы, налогоплательщик может отчуждать такое имущество без согласия налогового органа за деньги по ценам не меньше обычных и при условии что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме на выплату зарплаты, уплату ЕСВ и/или погашение налогового долга. Правда, отдельных санкций за направление денежных средств на другие цели законодательство не предусматривает.

Согласно п. 92.2 НКУ, в случае отчуждения или аренды (лизинга) имущества, находящегося в налоговом залоге, налогоплательщик по согласию органа ГНС обязан заменить его другим имуществом такой же или большей стоимости. Уменьшение стоимости замененного имущества допускается только по согласию органа ГНС при условии частичного погашения налогового долга.

Стоит добавить, что согласно ст. 657 ГКУ отчуждение недвижимого имущества, находящегося в налоговом залоге, с 2011 г. не требует нотариального удостоверения и госрегистрации.

Ответственность за отчуждение имущества без согласия

Пунктом 92.3 НКУ предусмотрено, что в случае осуществления операций с имуществом, находящимся в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законом.

Согласно п. 124.1 НКУ, отчуждение налогоплательщиком имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа, если получение такого согласия является обязательным в соответствии с НКУ, — влечет за собой наложение штрафа в размере стоимости отчужденного имущества.

В то же время поскольку, как и было указано, налоговый залог распространяется на имущество, балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга (т. е. не на все имущество), в случае осуществления операций с имуществом до проведения его описи — может возникнуть вопрос о законности операций по отчуждению имущества вообще (учитывая упомянутую выше коллизию по оформлению права налогового залога).

Пример 3 Предприятие не уплатило налог на прибыль за IV кв. 2011 г. на сумму 3000 грн (срок уплаты согласованного НО истек 17.02.2012 г.). Это значит, что имущество плательщика с 20.02.2012 г. находится в налоговом залоге. Даже несмотря на непроведение налоговым органом описи имущества, находящегося в налоговом залоге (а налоговые органы, как свидетельствует практика, в большинстве случаев не успевают это сделать с мелкими суммами налогового долга), отчуждать имущество предприятию все же не стоит. Ведь в ходе проверки налоговики могут попытаться привлечь плательщика к ответственности за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге. Причем это возможно даже в случаях, когда стоимость имущества, остающегося у плательщика, значительно больше.

Итак, при осуществлении операций по отчуждению активов (кроме товаров в обороте) на значительные суммы предприятию может быть целесообразно получить справку об отсутствии у него налогового долга.

Налоговый управляющий

Как видно из вышеприведенного, основные полномочия по осуществлению операций с имуществом, находящимся в налоговом залоге, возлагаются на налогового управляющего. Порядок назначения и освобождения, а также функции и полномочия налоговых управляющих установлены Порядком №1035.

Основные функции и полномочия налоговых управляющих по налоговому залогу определены в разделе III Порядка №1035.

Проверки сохранности имущества

В соответствии с п. 91.3 НКУ, налоговый управляющий имеет право проверять состояние сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге. Проведение таких проверок регулируется Положением №1039 (см. «ДК» №5/2011).

Эти проверки не отнесены ни к плановым, ни к внеплановым налоговым проверкам. Осуществляются они не на основании приказа руководителя налогового органа, а в соответствии с уведомлением, форма которого предусмотрена вышеупомянутым приказом. Уведомление, согласно п. 3.2 Положения №1039, подписывается руководителем налогового органа и должно быть зарегистрировано в этом органе (форма уведомления предусматривает также наличие печати). Такую проверку осуществляет только налоговый управляющий, и для нее достаточным основанием является представление самого налогового управляющего о необходимости ее проведения.

Согласно п. 3.7 Положения №1039, по результатам проверки составляется акт определенной формы, причем если налогоплательщик не согласен с фактами, указанными в акте проверки, он может на отдельном листе высказать свои замечания, являющиеся неотъемлемой частью данного акта. Налогоплательщик также имеет право:

1) не допустить налогового управляющего к проведению проверки в случае несоблюдения им требований, предусмотренных Положением №1039;

2) сообщить о факте нарушения руководителя соответствующего налогового органа или обжаловать действия налогового управляющего согласно действующему законодательству.

Нормативная база

  • Закон о залоге — Закон Украины от 02.10.92 г. №2654-XII «О залоге».
  • Порядок №1273 — Порядок применения налогового залога органами ГНС, утвержденный приказом Минфина от 11.10.2011 №1273.
  • Порядок №1035 — Порядок назначения и увольнения, а также функции и полномочия налоговых управляющих, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1035.
  • Положение №1039 — Положение о проведении проверок состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, утвержденное приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1039.

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *