Полномочия ревизионной комиссия ТСЖ: что проверяет

Многоквартирный дом – это не только место жительства людей, но и место, где они вступают в массу взаимоотношений между собой. Эти правоотношения связаны с обеспечением жилья необходимыми ресурсами, управлением подъездами и дворовыми участками, уборкой территории и т.д. Для нормального осуществления этих задач, жильцы имеют право объединяться в товарищества, более известные в народе, как ТСЖ. Эта организация имеет свою структуру: правление и председателя. Но, чтобы их деятельность не была бесконтрольной, законодатель предусмотрел возможность создания ревизионной комиссии, для проверки деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия и ее правовой статус

Институт проверок деятельности управляющих лиц ТСЖ представляет собой гарантию прав собственников жилья в соответствующем многоквартирном доме, а также его жильцов. По закону, ни одно товарищество не вправе вести деятельность, а точнее существовать без учреждения указанной комиссии.

Ревизионная комиссия ТСЖ не признается органом власти и подчиняется только общему собранию членов товарищества. Она состоит из членов ТСЖ – владельцев жилья и жильцов дома.

Ответственный ревизор избирается общим собранием жильцов.

Кто может быть ревизором в ТСЖ? Основные требования к членам – это совершеннолетие и дееспособность. К тому же нельзя избирать членами указанной комиссии лиц, что уже исполняют иные обязанности в ТСЖ, а также его председателя.

Основными целями от организации и деятельности указанной комиссии являются:

  • контролирование деятельности управляющих органов ТСЖ;
  • учет и надзор расходов товарищества и контроль за целесообразностью затрат;
  • надзор за правильным ведением бухгалтерской и финансовой деятельности;
  • контролирование и обеспечение соответствия действий главы и правления целям, указанным в уставе;
  • обеспечение сохранности средств.

Уставом в перечень обязанностей комиссии возможно включение и иных пунктов, не противоречащих законодательству.

Таким образом, работа ревизионной организации имеет важное значение в жизни товарищества. Поэтому в качестве ревизоров лучше всего выбрать активных членов товарищества, которые могут проявить ответственность и не постесняются на постоянной основе давить на председателя.

Полномочия ревизионной комиссии

Для осуществления целей и задач комиссии, закрепленных в законе и НПА товарищества, ей предоставлен широкий спектр правомочий.

Итак, к компетенции ревизоров относятся:

  • регулярные, очередные и внеочередные ревизии деятельности управляющих лиц товарищества;
  • разработка проекта периодического бюджета товарищества;
  • ведение отчетов.

Как уже говорилось, жильцы сами правомочны определять компетенции ревизоров. Самое главное, чтобы члены проверяющей организации не могли злоупотреблять предоставленными возможностями. Расширенные полномочия ревизионной комиссии необходимо устанавливать, проконсультировавшись с юристом.

Периодичность и основания для внеочередных проверок определяется общим собранием и оформляются как отдельный документ или часть в уставе товарищества.

Также принятое решение об утверждении состава комиссии должен содержат и протокол собрания. Таким же образом определяется и устанавливается бюджет.

По итогам отчетного периода или согласно результатам внеочередной проверки члены ревизионной организации обязаны предоставить жильцам и иным участникам товарищества отчет, в которым отражены все основные моменты, касающиеся бюджета и качества работы ТСЖ.

Положение о ревизионной комиссии

Когда перечень правомочий и порядок ведения работы не отражается в уставе, они оформляются как отдельное положение о ревизионной комиссии. Очень важно грамотно составить его, ведь при наличии или отсутствии той или иной информации, члены проверяющей структуры могут получить возможности злоупотребить своим положением.

Так, положение должно содержать:

  1. Порядок избрания комиссии, срок ее полномочий, состав.
  2. Функции и основные задачи.
  3. Полномочия и обязанности.
  4. Порядок ведения деятельности.
  5. Поводы к проведению ревизий.
  6. Порядок ведения документации.
  7. Порядок предоставления отчетов.
  8. Правила обеспечения сохранности документов.
  9. Условия и порядок роспуска комиссии.

В заключительной части данного положения необходимо включить правила, основания и порядок внесения тех или иных изменений.

Члены комиссии

Кто может быть членом ревизионной комиссии? Как уже говорилось, членом проверяющего органа может являться житель дома и собственники квартир. Однако помимо их, в качестве членов возможно привлечение специалистов со стороны. Такая возможность представлена для обеспечения профессиональной оценки работы ТСЖ.

Привлеченные специалисты имеют право получить вознаграждение за свои труды. Оплата их труда осуществляется за счет товарищества, что должно быть указано в бюджете. Вознаграждение ревизионной комиссии ТСЖ должно оформляться отдельной сметной документацией.

Если среди жильцов есть профессиональные бухгалтера, налоговики и юристы, стоит их привлечь. Если таких нет, то лучше всего обратиться к аудиторской компании при проведении проверок. Это, разумеется, расходы для товарищества. Но это объективная необходимость, позволяющая избежать споров бытового характера между управляющими лицами и членами товарищества собственников жилья.

Права и обязанности

Ревизионная комиссия вправе:

  • требовать документацию деятельности ТСЖ;
  • принимать от управляющих лиц объяснительных;
  • привлекать специалистов;
  • созвать собрание жителей в чрезвычайных ситуациях;
  • обратиться в надзорные органы;
  • требовать надзорные органы привлечь виновных лиц к ответственности.

При этом члены комиссии могут в любое время потребовать предоставления необходимой бухгалтерской документации и текущих договоров. Отказ в предоставлении информации будет правомочен в случаях необходимости сокрытия государственной тайны.

К обязанностям ревизоров относятся:

  • осуществлять проверки в определенные сроки и по запросу жильцов;
  • своевременно предоставлять отчеты по итогам своей работы.

Ревизия деятельности ТСЖ должна осуществляться в течении 30 суток с момента принятия соответствующего решения, а также с момента истечения времени, по окончанию которого должна быть осуществлена очередная проверка.

В целом права и обязанности проверяющего органа подлежат расширению по усмотрению общего собрания жителей. Однако отнесение вопросов, являющихся частью компетенции ТСЖ, к полномочиям ревизоров не допустимо.

Порядок проведения ревизии

Итак, как проверить ТСЖ? Это устанавливается в положении о деятельности комиссии.

Однако законодатель выдвигает определенные требования по предмету проведения работы ревизора, к которым относятся:

  1. Проверка исполнения бюджета ТСЖ.
  2. Правильное оформление и ведение сметной документации.
  3. Проверка открытости деятельности ТСЖ.
  4. Факт соответствия сметной и иной документации действительности.

Общее собрание жильцов вправе возложить на проверяющую организацию осуществление наблюдения и по иным предметам работы ТСЖ.

Порядок осуществления проверки следующий:

  1. Запрос необходимых документов о работе ТСЖ.
  2. Анализ указанной документации с привлечением специалистов.
  3. Изучение вопроса коммунальных услуг, их точности.
  4. Проверка банковского счета товарищества.

Проверку необходимо проводить именно в этом порядке, чтобы получить наиболее правильный анализ деятельности ТСЖ. В конце проводиться заседание, по которому необходимо везти протокол. Для проведения проверки основание иметь не обязательно.

По итогам ревизии составляется акт. Результаты проверки на факт целесообразности расходов ТСЖ не могут быть утверждены без предоставления их общему собранию.

Акт проверки

Акт проверки может быть двух видов:

  • акт текущей проверки;
  • акт ежегодной проверки.

В акте текущей проверки могут быть указаны нарушения, выявленные в ходе проведения очередной или внеочередной ревизии. При этом больше внимания необходимо уделить описанию конкретных нарушений.

А вот акт по итогам годовой проверки должен быть более объемным и содержать следующее:

  1. Полный состав комиссии, в том числе привлеченные специалисты.
  2. Даты проведенных в течении года проверок, а также дата ежегодной проверки.
  3. Данные действующего председателя и членов правления.
  4. Полный перечень проведенных в течении года проверок и их предметная направленность.
  5. Полный перечень обнаруженных в течении года и по его итогам нарушений.
  6. Список мер, принятых по факту каждого нарушения.
  7. Полный отчет о расходе средств товарищества за весь год.
  8. Подписи членов комиссии.

Образец акта можно скачать бесплатно образец акта ревизионной комиссии ТСЖ. ↵

Отчет комиссии: пример и рекомендации

Помимо акта по итогам года, проверяющий орган ТСЖ должен предоставить жителям, подробный образец отчет ревизионной комиссии (качайте по ссылке), который должен содержать следующую информацию:

  1. Отчетный период.
  2. Ответственные лица.
  3. Проведенные заседания.
  4. Расходные сметы жителей.
  5. Источники средств.
  6. Цели расходования средств.
  7. Обнаруженные нарушения.
  8. Итоговые выводы и заключение.

В общем все примерно так, как и продемонстрировано в примере.

И акты проверок и отчетная документация о деятельности ревизионной комиссии в любой момент по требованию жильцов должны быть им предоставлены для ознакомления. Также жильцы вправе требовать протокол заседания по каждому случаю.

Деятельность ревизоров в ТСЖ имеет огромное значение и помогает преждевременно выявить и устранить нарушения и виновных в них лиц. Позволяет не допустить кризиса ТСЖ, как в плане финансовом, так и в плане обеспечения нормального функционирования этой организации.

1. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.

2. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

1.1) представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Комментарий к Ст. 150 ЖК РФ

1. Ревизионная комиссия (ревизор) является органом контроля товарищества собственников жилья, осуществляющим функции внутреннего финансово-хозяйственного контроля за деятельностью товарищества, правления товарищества и его членов, а также председателя правления товарищества.

Комментируемая статья определяет обязанности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества собственников жилья, некоторые вопросы порядка избрания ревизионной комиссии (ревизора), а также избрания председателя ревизионной комиссии.

2. Пунктом 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ и ч. 1 комментируемой статьи избрание ревизионной комиссии (ревизора) товарищества отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. При этом следует обратить внимание на то, что Кодекс не устанавливает требования об избрании ревизионной комиссии (ревизора) товарищества только из членов товарищества в отличие от установленного им требования к избранию правления товарищества. Поэтому в состав ревизионной комиссии или в качестве ревизора могут быть избраны любые физические лица, как являющиеся, так и не являющиеся членами товарищества. Единственное требование, которое установлено комментируемой статьей к кандидату на должность члена ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, — он не должен являться членом правления товарищества.

В соответствии с ч. 4 ст. 146 ЖК РФ, предусматривающей по данному вопросу принятие общим собранием членов товарищества решения простым большинством голосов, избранным в состав ревизионной комиссии (ревизором) будет считаться кандидат, за которого проголосовали члены товарищества, обладающие в совокупности большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей (см. комментарий к ст. 146 ЖК).

3. Жилищный кодекс РФ оставляет целиком на усмотрение общего собрания членов товарищества решение вопроса о выборе формы организации контроля: о формировании ревизионной комиссии товарищества как коллегиального органа контроля или о предпочтении ей единоличного ревизора товарищества, никак не связывая такой выбор с количественными параметрами самого товарищества. При этом Кодекс также не предусматривает требований к количественному составу ревизионной комиссии товарищества. Соответственно, вопрос о конкретном количественном составе такой комиссии вправе решить общее собрание членов товарищества. При этом достаточно очевидно, что данная комиссия должна состоять не менее чем из трех человек, поскольку ч. 2 комментируемой статьи устанавливает требование об избрании ревизионной комиссией товарищества председателя комиссии из своего состава. Однако с учетом объема финансовых вопросов, контролируемых ревизионной комиссией товарищества, общее собрание членов товарищества вправе установить и иную численность органа контроля товарищества, например пять, семь или более человек.

4. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается на срок, определяемый общим собранием членов товарищества, но не более чем на два года. При этом срок полномочий ревизионной комиссии (ревизора) исчисляется с момента ее (его) избрания и до следующего избрания (переизбрания) ревизионной комиссии (ревизора). Жилищный кодекс РФ не определяет случаев и не предусматривает оснований досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии (ревизора). Представляется, что такое прекращение полномочий должно осуществляться в том же порядке, как и избрание комиссии, т.е. по решению общего собрания членов товарищества, и основания, по которым возможно досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора), целесообразно определить в уставе товарищества, а не относить в каждом случае на усмотрение общего собрания членов товарищества.

5. Часть 3 комментируемой статьи определяет основные обязанности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, которые предопределены ее (его) главной функцией — осуществлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества.

В частности, основной обязанностью ревизионной комиссии (ревизора) является осуществление ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества. Пункт 1 ч. 3 комментируемой статьи обязывает ревизионную комиссию (ревизора) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже чем один раз в год. Все другие ревизии осуществляются ревизионной комиссией (ревизором) по инициативе членов ревизионной комиссии (самого ревизора) либо по решению общего собрания членов товарищества или правления товарищества.

Ревизия финансовой деятельности товарищества представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных товариществом в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий правления товарищества, председателя правления товарищества и работников товарищества, которые ответственны за их осуществление.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества при осуществлении ревизии финансовой деятельности товарищества может осуществлять контроль такой деятельности, к примеру, проверяя:

— соответствие осуществляемой товариществом деятельности его уставу;

— обоснованность расчетов сметных назначений;

— исполнение правлением товарищества смет расходов;

— использование средств товарищества по целевому назначению;

— обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей товарищества;

— соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

— обоснованность операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций;

— полноту и своевременность уплаты товариществом налогов;

— расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

— обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

— формирование финансовых результатов деятельности товарищества и их распределение.

Соответственно, ревизия финансовой деятельности товарищества может проводиться путем осуществления:

— проверки плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления обоснованности и правильности произведенных операций;

— проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

— организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров выполненных объемов работ и т.п.;

— проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета; арифметической проверки первичных документов;

— проверки использования дополнительных доходов от хозяйственной деятельности товарищества, средств специальных фондов.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) исходя из целей ревизии самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объем выборки данных из проверяемой совокупности материалов, обеспечивающий надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

При этом обязанностью ревизионной комиссии (ревизора) является представление общему собранию членов товарищества не только своего заключения по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, но и отчета о своей деятельности. В отчете могут быть отражены результаты ревизий и рекомендации по устранению выявленных нарушений. При этом результаты ревизий должны оформляться актом, который подписывается председателем ревизионной комиссии (ревизором) товарищества, а при необходимости — и членами ревизионной комиссии товарищества и представляется правлению товарищества, общему собранию членов товарищества.

6. В соответствии с п. 2 ч. 3 комментируемой статьи на ревизионную комиссию (ревизора) товарищества возложена также обязанность представлять общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на очередной год, отчеты о финансовой деятельности товарищества и о размерах обязательных платежей и взносов.

Вместе с тем обязанность по составлению отчета о финансовой деятельности и его представлению общему собранию членов товарищества для утверждения ст. 148 ЖК РФ возложена на правление товарищества, что представляется достаточно обоснованным, поскольку именно правление как исполнительный орган управления товариществом осуществляет финансовое планирование и расходование средств в соответствии с утвержденной общим собранием членов товарищества сметой (годовым планом финансовой деятельности). Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества не является органом управления товариществом и, соответственно, не совершает от имени товарищества действия, изменяющие в той или иной степени его финансовые обязательства. Поэтому ревизионная комиссия (ревизор) не может отчитываться за финансовую деятельность товарищества, а может только проверить такую деятельность и, подготовив соответствующее заключение, представить его на рассмотрение общему собранию членов товарищества. Это также касается и вопроса, связанного с подготовкой ревизионной комиссией (ревизором) отчета о размерах обязательных платежей и взносов.

Таким образом, представляется, что в рамках п. 1.1 и п. 2 ч. 3 комментируемой статьи на ревизионную комиссию (ревизора) возложена обязанность по подготовке и представлению общему собранию членов товарищества не только заключений по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или о смете доходов и расходов на очередной год, но и заключения на подготовленный правлением товарищества отчет о финансовой деятельности товарищества, а также заключения об экономической обоснованности установленных размеров обязательных платежей и взносов .
———————————
Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Именно такой подход к определению обязанностей ревизионной комиссии (ревизора) использовался в ранее действовавшем Федеральном законе от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». В частности, в соответствии с п. 3 ст. 39 данного Закона ревизионные комиссии (ревизоры) товариществ должны были представлять общему собранию заключения по бюджету, годовому отчету и размерам обязательных платежей и взносов.

7. Установленные комментируемой статьей обязанности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества не охватывают все стороны деятельности такого органа контроля товарищества. Поэтому представляется, что общему собранию членов товарищества следовало бы утвердить внутренний регламент работы ревизионной комиссии (ревизора). В данном регламенте желательно более подробно определить порядок выдвижения кандидатов в состав ревизионной комиссии (на должность ревизора) и выборов членов ревизионной комиссии (ревизора); установить организационные формы работы ревизионной комиссии (ревизора) и другие условия внутренней деятельности, взаимоотношения с правлением товарищества в процессе ревизий и проверок; конкретизировать условия и порядок досрочных перевыборов членов ревизионной комиссии (ревизора); урегулировать порядок созыва общего собрания членов товарищества по требованию ревизионной комиссии в случае, к примеру, выявления существенных финансовых нарушений в деятельности правления товарищества (председателя правления товарищества).

1. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.

2. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

  • проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
  • представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
  • представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
  • отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Ревизионная комиссия

Она занимается проведением периодических проверок деятельности правления товарищества собственников. Нормативами установлены права и обязанности ревизионной комиссии ТСЖ. По сути РК вправе проверить любое направление, например, финансовую отчетность, правильность установления размеров обязательных взносов, договорную работу, соблюдение прав и законных интересов членов организации.

Правовой статус

Ревизионная комиссия не является независимым органом.

Она подчинена общему собранию. То есть после проведения проверки группа должна отчитаться перед другими членами товарищества. В то же время РК не подчинена надзорным и контролирующим инстанциям.

Правовой статус ревизионной комиссии определяется не только действующим законодательством и Уставом ТСЖ. В каждом товариществе разрабатывается отдельное положение о РК. Оно детально описывает порядок создания, количественный состав и полномочия группы.

Компетенция

Основной объем компетенции ревизионной комиссии указан в статье 150 Жилищного кодекса (ЖК РФ).

В такой перечень входят:

  1. Проведение проверок финансовой деятельности не реже одного раза в двенадцать месяцев.
  2. Представление общему собранию заключения по бухгалтерской отчетности ТСЖ и отчета о своей деятельности.

Более подробный круг полномочий указывается в положении о ревизионной комиссии конкретного ТСЖ.

Для полноценного функционирования ревизионная комиссия вправе:

  1. Требовать от членов Правления ТСЖ и его председателя предоставления любых документов, необходимых для проведения ревизии. Указанные документы должны быть представлены Комиссии в течение установленного положением срока, с даты направления запроса. Он может быть как письменным, так и устным.
  2. Требовать от полномочных лиц созыва заседаний Правления и внеочередного общего собрания членов ТСЖ в случаях, когда выявление нарушений в хозяйственно-финансовой деятельности, влекущих за собой угрозу интересам товарищества, требует решения вопросов, находящихся в компетенции этих органов управления.
  3. Получать устные или письменные объяснения от любого члена организации, в том числе правления и его председателя, по вопросам, относящимся к деятельности ТСЖ.
  4. Привлекать к проведению проверки специалистов, обладающих необходимой квалификацией для выполнения ревизии.

Основной обязанностью является проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности, информирование общего собрания о выявленных нарушениях и внесение предложений о принятии мер воздействия к виновным. Именно за это члены РК несут ответственность.

Порядок избрания

Любое решение, которое затрагивает интересы ТСЖ, должно приниматься на общем собрании путем голосования. Это касается и избрания ревизионной комиссии. В целях решения вопроса такого характера надо организовать и провести общее собрание. Для этого инициатор должен проинформировать других членов организации о времени и месте мероприятия. Порядок оповещения собственников определяется Уставом ТСЖ. Это может быть вручение уведомления каждому в руки, направление писем заказной корреспонденцией. Но чаще всего соответствующую информацию размещают в доступном для каждого месте, например, в виде объявления в подъезде.

В назначенный день проводится обсуждение кандидатов в состав группы. Следует отметить, что не может избираться в РК человек в принудительном порядке, поскольку участие в таком органе осуществляется по принципу добровольности.

В качестве кандидатов могут выступать собственники жилья. При этом каждый человек должен достигнуть совершеннолетия и не быть ограниченным в дееспособности, то есть он должен являться полноценным физически и психически. В состав группы не могут входить члены правления ТСЖ. Это необходимо для того, чтобы обеспечить объективность проверок, которые будут проводиться в последующем. В противном случае кто-либо из членов комиссии будет лично заинтересован в характере результата.

Срок полномочий группы определяется общим собранием и не может превышать двух лет.

Количественный состав

Число членов ревизионной комиссии ТСЖ действующим законодательством не определено. На практике это нечетное количество. При этом количество членов должно быть достаточным, чтобы комиссия могла полноценно осуществлять свою деятельность. После того как состав сформирован сами участники выбирают себе председателя и секретаря. Первый – организовывает работу комиссии и осуществляет общее руководство, второй – занимается оформлением всей документации.

Цели деятельности

Основные цели работы РК вытекают из её полномочий. Прежде всего, это проверка финансовой и хозяйственной деятельности товарищества, а также контроль процесса расходования денежных средств, имеющихся на балансе организации. Немаловажным является проведение проверок по жалобам собственников. При этом характер обращения не имеет значения. Проверка может проводиться по любым нарушениям. Ещё РК изучает расчеты и исполнения смет, оплату труда нанятого персонала, контролирует исполнение правил Устава и норм действующего законодательства. В завершении комиссия проверяет правильность расчета сумм обязательных платежей и взносов.

Проведение ревизии

Основной функцией РК является проведение ревизии. Такая процедура реализуется как в плановом порядке, так и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, в силу которых необходимо провести проверку.

В ходе мероприятия должны быть проверены следующие направления деятельности ТСЖ:

  1. Сохранность, техническое состояние и использование активов, операции по их поступлению и расходованию.
  2. Своевременность и полнота начисления износа основных средств.
  3. Сохранность и использование материальных ценностей, а также операции по их поступлению и расходованию.
  4. Соблюдение установленных цен и тарифов на ЖКУ.
  5. Начисление платы за недвижимость собственникам и пользователям.
  6. Определение размера и корректировка вознаграждения обслуживающего персонала.
  7. Проведение кассовых и банковских операций.
  8. Хранение и использование бланков строгой отчетности.
  9. Расчет с ресурсообеспечивающими и обслуживающими организациями, бюджетными и коммерческими структурами.
  10. Финансовое состояние товарищества.
  11. Бухгалтерский учет и достоверность отчетности.

После завершения такого мероприятия должен быть оформлен акт, который представляется общему собранию.

Основания

Подробный перечень обстоятельств, которые являются основаниями для проведения ревизии, действующими нормативными правовыми актами не установлен. По общим правилам проверка может быть плановой, то есть проводиться в период, определенный общим собранием и внеплановой. В последнем случае в качестве оснований, чаще всего, выступают жалобы от собственников. Связаны они с нарушением правлением ТСЖ своих полномочий.

Примерами являются – необоснованное повышение размеров платежей и взносов, ненадлежащее санитарное состояние мест общего пользования и прилегающей территории, несвоевременное проведение ремонтных работ и замены оборудования, вышедшего из строя. По каждой жалобе проводится предварительная проверка. При этом ревизия осуществляется даже в случаях, если у человека возникли подозрения, что его права были нарушены. Проверка проводится с целью установления или опровержения факта проступка.

Следует отметить, что инициировать ревизию вправе как один собственник, так и все товарищество в целом.

По окончании ревизии должен быть оформлен акт. Для этого допускается использовать обычную офисную бумагу.

В тексте документа должна быть отражена информация следующего характера:

  1. Дата и место оформления документа.
  2. Сведения о составе ревизионной комиссии. Здесь указывается фамилия, имя, отчество каждого, а также кто является председателем, секретарем и членами.
  3. Информация о квалифицированных специалистах, которые привлекались к реализации процедуры.
  4. Время проведения проверки.
  5. Основания для её проведения – план, либо поступившая жалоба.
  6. Какие направления были подвергнуты ревизии.
  7. Характер выявленных нарушений.
  8. Требования каких нормативных правовых актов нарушены.
  9. Объем причиненного ущерба.
  10. Предложения комиссии.

Акт должен быть подписан всеми членами РК.

Отчет о деятельности

Ещё одним обязательным документом, который ревизионная комиссия должна представлять общему собранию, – это отчет о деятельности. Он оформляется и предоставляется по результатам работы комиссии. В содержание документа должны быть отражена информация не только о комиссии, но и перечень мероприятий, проведенных в рамках ревизии.

Порядок предоставления

Отчет предоставляется после окончания ревизии. Также указанная информация может быть рассмотрена на итоговом общем собрании, проводимом раз в год. Сам отчет передается председателем РК. На практике почтовая или интернет-пересылка не используется. При этом для общего собрания могут быть подготовлены заверенные копии отчета. А оригинал может быть оставлен в комиссии. В процессе рассмотрения каждый из членов ТСЖ может задавать вопросы или вносить предложения по совершенствованию работы комиссии. Результаты рассмотрения отчета оформляются протоколом.

Следует отметить, что возможно переизбрание комиссии, если в процессе собрания будут установлены факты нарушения законодательства РК. В таких случаях члены ТСЖ могут привлечь сторонних специалистов, на условиях договора об оказании услуг, для проведения анализа работы ревизионной комиссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *