Полномочия судебного пристава

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве:

  • принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства;
  • получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
  • объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина – ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • осуществляет производство по делам об административных правонарушениях по КоАП РФ;
  • при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
  • вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
  • вправе проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • вправе давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • вправе входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
  • вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • вправе налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • использует нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагает на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обращается в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
  • объявляет розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
  • при совершении исполнительных действий проверяет документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина – ответчика и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
  • при исполнении служебных обязанностей вправе обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;
  • совершает иные действия, предусмотренные Федеральным законом “Об исполнительном производстве”.

Положения комментируемой статьи имеют крайне важное значение для обеспечения эффективной деятельности судебного пристава и реализации им возложенных на него задач (см. комментарий к ст. 1). Все органы, организации, должностные лица и граждане на территории Российской Федерации обязаны выполнять законные требования судебного пристава. Подлежат выполнению лишь требования судебного пристава, соответствующие закону. При этом законность его требований презюмируется. Названным положениям корреспондируют: ст.

12 комментируемого Закона, закрепляющая право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; а также ст. 6 Закона об исполнительном производстве, подчеркивающая обязательность неукоснительного выполнения требований судебного пристава-исполнителя на всей территории Российской Федерации. Под органами в комментируемой статье понимаются: 1) государственные органы, относящиеся к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти, созданные как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ; 2) органы местного самоуправления. Соответственно, требования судебного пристава обязательные и для должностных лиц названных органов. К организациям относятся все юридические лица вне зависимости от их конкретной организационно-правовой формы, филиалы и представительства, а также иные организации, признаваемые гражданским законодательством (к примеру, объединения юридических лиц без создания нового юридического лица). Понятие «гражданин» в комментируемой статье рассматривается в широком (гражданско-правовом) смысле и охватывает, по сути, всех физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Пункт 2 определяет форму и сроки предоставления информации в рамках исполнительного производства по требованию судебного пристава-исполнителя. Кроме того, новая редакция комментируемой статьи содержит указание и на объем предоставления подобной информации*(101), что приводит положения Закона о судебных приставах в соответствие с законодательством об исполнительном производстве. Так, информация должна предоставляться лишь в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом возложенных на него законодательством об исполнительном производстве обязанностей. Это положение вытекает из правовой позиции КС РФ, который в свое время рассматривал на предмет конституционности прежнюю редакцию комментируемой статьи. Признавая конституционность законоположений, касающихся обязанности предоставления банками соответствующей информации о денежных средствах клиентов по требованию судебного пристава-исполнителя, а также их высокую социальную значимость в контексте задач исполнительного производства, высшей судебной инстанцией, тем не менее было отмечено, что банк или иная кредитная организация обязаны предоставлять такие сведения лишь в пределах задолженности, подлежащей взысканию по исполнительному документу*(102). В связи с этим при обновлении в 2007 г. законодательства об исполнительном производстве в ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве было включено указание на то, что судебный пристав-исполнитель запрашивает сведения о наличии у должника имущества исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с ч. 2 этой же статьи (см. подробнее комментарий к ст. 12). Информация судебному приставу предоставляется в виде справок, иных документов и их копий на безвозмездной основе. Комментируемой статьей закреплено, что информация должна быть предоставлена в установленный судебным приставом срок. В то же время, следует учитывать положения Закона об исполнительном производстве, согласно которым налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение 7 дней со дня получения запроса (ч. 10 ст. 69 Закона об исполнительном производстве). Пункт 3 комментируемой статьи введен на основании Закона N 194-ФЗ и предусматривает возможность получения судебным приставом информации от третьих лиц при помощи электронного документооборота. Указанное положение имеет в качестве своей цели повышение качества государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена, обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий и является частью комплекса мероприятий, проводимых в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»*(103). Отдельно следует обратить внимание на необходимость использования организационных и технических мер защиты информации, относящейся в том числе и к персональным данным (см. комментарий к ст. 4). Обязательность требований судебного пристава обеспечивается установленной законодательством юридической ответственностью за их невыполнение, в том числе за непредоставление, предоставление недостоверной информации или же совершение действий, препятствующих исполнению служебных обязанностей судебным приставом. Данное положение развивается также и ст. 113 Закона об исполнительном производстве, в которой говорится об административной ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. Стоит заметить, что административная ответственность, в частности, предусмотрена ст. 17.3, 17.8, 17.9, 17.14, 17.15 КоАП РФ и в ряде случаев может наступать за невыполнение требований как судебных приставов-исполнителей, так и судебных приставов по ОУПДС. В тех случаях, когда в действиях должностного лица содержатся признаки состава преступления, оно может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ.

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
Комментарий к статье 6
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя, без которых невозможно добиться исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц. В ней говорится исключительно о законных требованиях судебного пристава-исполнителя. Законность требований определяется двумя основными факторами:
1) применением закона и исполнением предусмотренных законом полномочий судебного пристава-исполнителя. При осуществлении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель применяет далеко не только Закон об исполнительном производстве, но и процессуальное законодательство, ГК, БК, НК и др. Все действия должны быть осуществлены в рамках предписания законов. Определенную помощь в сложных правоприменительных ситуациях (например, при несложившейся практике или появлении новых «схем» ухода от исполнения судебных актов и пр.) судебному приставу-исполнителю может оказать знание судебной практики;
2) пределами исполнительного документа: судебный пристав-исполнитель не вправе выходить за пределы требований исполнительного документа.
Обязательность законных требований обладает свойством всеобщности:
— по кругу лиц — распространяется на все субъекты: государственные органы, органы местного самоуправления, граждан и организации. Под перечисленными субъектами понимаются не только лица, участвующие в исполнительном производстве, но и те, к кому обращается судебный пристав-исполнитель. Так, для выявления имущества должника судебный пристав-исполнитель направляет запросы в банки, иные кредитные учреждения, органы ГИБДД, кадастровые палаты и пр., которые обязаны направить достоверные и надлежаще оформленные ответы. В силу обязательности требований судебного пристава-исполнителя информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, представляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок <1>;
———————————
<1> Постановлением КС РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» данное положение признано не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
— по территории — распространяется на всю территорию РФ. В любой части РФ требования судебного пристава-исполнителя обязательны. Комментируемым Законом определены правила о месте совершения исполнительных действий (ст. 33). При необходимости судебный пристав-исполнитель вправе применять отдельные меры принудительного исполнения и на той территории, на которую не распространяется его юрисдикция, с помощью поручения (ч. 6 ст. 33).
Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя предполагает их неукоснительное выполнение, в противном случае лицо будет привлечено к ответственности (ч. ч. 2, 3 ст. 6 комментируемого Закона).
Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок. С согласия судебного пристава указанная информация может быть представлена в форме электронного документа с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации (п. п. 2, 3 ст. 14 Закона о судебных приставах).
2. Комментируемый Закон предусматривает наказание за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. Так, в качестве такового можно считать исполнительский сбор, который является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (см. комментарий к ст. 112 Закона о судебных приставах). В п. 4 ст. 14 Закона о судебных приставах более детально изложено рассматриваемое положение: невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством РФ.
Привлечение к ответственности за неисполнение исполнительного документа предусмотрено и в отношении банков или иных кредитных организаций (см. комментарий к ст. 114 настоящего Закона).
3. Часть 3 комментируемой статьи говорит об ответственности, предусмотренной иными актами законодательства РФ, кроме настоящего Закона, за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также за воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Речь идет об административной и уголовной ответственности. К примеру, КоАП РФ предусматривает ответственность по следующим административным составам, связанным с исполнительным производством, в том числе применение штрафных санкций:
— воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.8);
— незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний (ст. 17.8.1);
— заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или при исполнительном производстве (ст. 17.9);
— нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся:
— в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства;
— в неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника;
— в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя стоимости эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику;
— в невыполнении лицом, не являющимся должником, законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя (ч. 3 ст. 17.14);
— неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также после наложения административного штрафа (ч. ч. 1, 2 ст. 17.15);
— неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в сети Интернет, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (ч. ч. 1.1, 3 ст. 17.15);
— неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем (ч. 2 ст. 17.15).
Иное наказание предусмотрено за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством: такое нарушение влечет обязательные работы на срок до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года (ст. 17.17 КоАП РФ). Так, УК предусматривает ответственность:
— за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157);
— за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315);
— за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312).

Юридические действия судебного пристава-исполнителя оформляются различными процессуальными документами. К их числу относятся постановления, акты, заявления, уведомления. Характер и содержание выносимого процессуального документа в основном определяется в нормах Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также в ГПК, АПК, иных актах исполнительного законодательства.

Особое значение имеет представление судебного пристава-исполнителя, составляемое в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Представление выносится при установлении судебным приставом-исполнителем в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления. Представление вносится судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы, в данном случае по подведомственности в органы прокуратуры. Представление не имеет значения процессуального документа, влияющего на динамику исполнительного производства, а является формой реагирования судебного пристава-исполнителя на правонарушения, некий аналог частного определения суда.

Постановления судебного пристава-исполнителя . Основным юридически значимым процессуальным актом, выносимым судебным приставом-исполнителем, является постановление. Постановления выносятся по наиболее существенным вопросам исполнительного производства, разрешаемым судебным приставом-исполнителем и затрагивающим интересы сторон и иных лиц. Отдельные постановления подлежат утверждению старшим судебным приставом, который таким образом осуществляет предварительный оперативный контроль за решениями судебного пристава-исполнителя. Письменное оформление юридических действии судебного пристава-исполнителя путем вынесения постановлений обеспечивает их фиксацию, возможности контроля и последующего обжалования

Акты судебного пристава-исполнителя . Акты составляются судебными приставами-исполнителями в случае необходимости фиксации совершаемых ими юридических действий как форма закрепления установленных ими фактических обстоятельств. В актах содержатся положения, фиксирующие как установленные факты (например, перечень описанного имущества), так и совершение связанных с этим действий, например о разъяснении прав участникам исполнительного действия, о передаче арестованного имущества на хранение должнику либо другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем.

Заявления судебного пристава-исполнителя . Заявления судебного пристава-исполнителя составляются в тех случаях, когда имеющейся в его распоряжении информации недостаточно для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.

Уведомления судебного пристава-исполнителя . Уведомления носят информационный характер с целью извещения участников исполнительного производства и других заинтересованных лиц о совершенных или планируемых исполнительных действиях. Закон специально оговаривает в ряде случаев необходимость такого извещения для защиты прав, принятия своевременных мер по реализации полномочий органов исполнительной власти. Соответствующий документ может носить различное название — уведомление, письмо, но независимо от названия неизменно его сугубо информационное значение.

Нормативное регламентирование

Процесс исполнения решений судов и иных органов, направленный на взыскание денежных средств, регулируется законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Они взаимосвязаны, но мы обратим внимание на первый из них, именно в нем разъясняются требования к постановлениям судебных приставов и описывается порядок их принятия.

Существуют приказы, инструкции, регламенты, методические рекомендации, направленные на оказание помощи сотрудникам службы в реализации их полномочий.

Основания для обжалования постановления

Прежде чем перейти к порядку обжалования постановления, необходимо выявить правовую специфику документа. Это постановление выносится сотрудником ФССП и имеет письменный вид. В нем обязательно должны быть отражены следующие элементы:

  1. Указание на название документа.
  2. Дата его принятия.
  3. Номер дела, во исполнение которого постановление было вынесено.
  4. Указание на взыскателя и должника.
  5. Иные сведения в соответствие со спецификой акта.

Постановление подписывается приставом, ведущим исполнительное производство.

Основаниями для обжалования документа могут послужить:

  • отсутствие правового основания для вынесения постановления;
  • затягивание сроков ведения исполнительного производства;
  • ошибки в фамилиях, адресах, суммах долга и др.

Как показывает практика, постановления приставов, изданные на основании судебного приказа или решения, обжалуются реже, нежели иные. Связано это с тем, что во исполнение решений суда постановления выполняются с теми же формулировками и обоснованиями, что и судебный документ. Поэтому при несогласии, обжаловать нужно именно вынесенное решение судебного органа власти с использованием норм об апелляционном судопроизводстве. Помимо процессуальных документов, обжалованию подлежат также и незаконные действия (бездействие) должностных лиц службы.

Для чего они выносятся

Постановление судебного пристава — форма реализации полномочий в рамках исполнительного производства. Полномочиями по их принятию обладают все должностные лица, находящиеся на должности судебного пристава-исполнителя. Сюда входят как рядовые сотрудники, так и их начальники, в том числе Главный судебный пристав страны.

Почти все действия в рамках исполнительного производства реализуются через вынесение постановления, еще составляются акты и распоряжения. В органы власти и организации при необходимости направляются запросы. Однако первая категория имеет более высокий статус.

Если действие необходимо оформить в качестве постановления судебного пристава, в законодательных актах на этот счет делается специальное упоминание.

Для чего нужны постановления судебных приставов исполнителей

При исполнении требований документов приставы принимают решения, фиксируются эти решения постановлениями. Данное правило закреплено законодательно и призвано:

  1. Упорядочить работу пристава и зафиксировать ее объем (бланки постановлений формируются в программе и требуют внесения незначительной конкретизации, например, при обращении взыскания на деньги, находящиеся у должника в кредитной организации, нужно в ручном режиме указать ее адрес и номер счета).
  2. Служить доказательством при возникновении спора о полноте действий исполнителя и соблюдении при этом законности.
  3. Облегчать контроль при оценке эффективности действий пристава при проверке, осуществляемой начальником отдела и специалистом управления.


Пример постановления судебного пристава исполнителя.

Документы начала и завершения

Первым значимым решением, принимаемым приставом, становится решение о принятии исполнительного документа (перечень определен законом) к исполнению. При положительном решении производство возбуждается и начинают осуществляться исполнительные действия.

Если решение принято отрицательное, то исполнитель в возбуждении отказывает (применяется в случаях, когда срок для предъявления к исполнению истек или при несоответствии документа предъявляемым к нему требованиям), при этом исполнительный документ, вместе с постановлением в отказе исполнения, возвращается лицу, его предъявившему.

Что такое постановление ФССП-рассказывается в этом видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам . Это быстро и бесплатно!

По завершении работы исполнительное производство оканчивается по различным основаниям (не всегда в связи с исполнением) вынесением об этом постановления. При возникновении причин, делающих исполнение невозможным (смерть должника по алиментам) или выраженным желанием сторон (заключение мирового соглашения), исполнение прекращается.

Требования к содержанию постановления

Установленные требования одинаковы для всех постановлений судебных приставов. В них должны отражаться:

  • Место нахождения структурного подразделения, его название.
  • Дата утверждения (вынесение и утверждение происходят в один день).
  • Сведения о должностном лице, его вынесшем (с указанием его должности).
  • Порядковый номер производства (присваивается в программном комплексе автоматически при возбуждении, в дальнейшем также проставляется при вынесении всех документов данного дела).
  • Вопрос, для решения которого принимается документ.
  • Ссылка на действующее законодательство.
  • Непосредственно само принятое решение по результатам рассмотрения двух вышестоящих пунктов.
  • Порядок обжалования.

Все выносимые документы исполнителем распечатываются в нескольких экземплярах и направляются должнику для исполнения, а взыскателю для сведения. Традиционно они существуют на бумаге, заверяются подписью должностного лица с печатью подразделения.

Новшеством, которое не получило пока широкого распространения, является наличие электронного документа. Вопрос разработки требований к такому постановлению законодатель доверил ФССП.

Виды постановлений

Условно, все постановления можно разделить на исполнительные и процессуальные, а также принимаемые приставом самостоятельно и требующие утверждения его начальником. Все исполнительные документы нуждаются в утверждении, среди процессуальных документов утверждения требуют только более значимые.


Пример постановления о закрытие исполнительного производства.

Исполнительные документы

Судебный пристав не только исполняет, но и создает исполнительные документы, они возлагают на должника дополнительные финансовые обязанности. Это постановления:

  1. О взыскании сбора исполнителям (сумма зависит от размера задолженности, но существует установленный независимо от суммы минимум: для физических лиц — одна тысяча рублей).
  2. О возмещении расходов при осуществлении исполнительных действий (такими расходами являются, например, оплата работы привлеченного специалиста по оценке арестованного имущества).

Взыскание исполнительского сбора и расходов осуществляется в рамках основного производства. При его окончании и не оплате сбора и расходов документы об их взыскании становятся самостоятельными делами. Взысканные по ним денежные средства предназначены для перечисления в федеральный бюджет.

Процессуальные постановления

К ним относятся решения, принимаемые при исполнении. Самыми широко распространенными являются:

  • О списании денег со счета должника.
  • Об удержании части заработной платы. Существует ограничение, удерживать можно не более половины дохода (исключением является взыскание алиментов, возмещение вреда здоровью).
  • О наложении ареста. Приложением к нему является акт с описанием имущества.
  • О запрете регистрационных действий недвижимого имущества (не допускает его продажу).
  • О запрете снятия с учета автотранспорта.
  • О розыске имущества.
  • Об ограничении выезда за пределы РФ (мера, действующая определенный срок, но может продлятся, действовать будет до оплаты задолженности).
  • Об ограничении права управления транспортом.

Система делопроизводства

Все действия должностных лиц службы фиксируются документально, все бумаги сшиваются в дело. На сегодня исполнительное постановление судебных приставов составляется на бумаге и передается заинтересованному лицу (в первую очередь – взыскателю и должнику). Закон предусматривает направление третьим лицам (в банки, регистрационные службы).

Сообщение с участниками процесса обеспечивается путем личных встреч, отправки документов по почте или систему электронного взаимодействия. Электронная копия постановления считается действительной при условии заверения ЭЦП.

Если используется электронная форма взаимодействия, она не отменяет составления бумажной копии для дела, которое передается в архив по окончании процесса.

Электронный сервис для граждан

У службы есть сервис, предоставляющий минимальный объем сведений. Например, лишь по номеру постановления судебного пристава можно найти интересующую информацию (кто отвечает за дело, размер задолженности и т.д.). Надо отметить, что между совершением действий и внесением данных в базу проходит длительное время. Из-за чего, чтобы быстрее снять арест или иное ограничение, следует непосредственно общаться с сотрудником службы. Например, оплатив долг, предоставить ему квитанцию или всю сумму наличными средствами.

Структура документа

Документ имеет следующую структуру:

  • название управления или подразделения в его составе, адрес офиса;
  • дата принятия документа;
  • указание фамилии, инициалов, должности исполнителя;
  • наименование постановления (упоминается его суть – арест имущества, прекращение производства и т.д.);
  • указывается номер производства;
  • вопрос, который разрешается приставом;
  • ссылка на нормы закона, иные нормативные акты;
  • решение приставом, принятое по существу вопроса (наложить арест, снять ограничения и т.д.);
  • разъясняются процедура и сроки обжалования;
  • подпись должностного лица.

Процедура принятия

Как организовано исполнительное производство? Постановление судебного пристава по некоторым вопросам требует утверждения у старшего пристава. В частности, с его согласия прекращается исполнительное производство, происходит проникновение в помещение. На допуск в жилое помещение, не принадлежащее ответчику, требуется уже разрешение судьи.

Без подписи старшего пристава постановление в подобных случаях не имеет силы. Действия без официального одобрения начальника считаются превышением полномочий с соответствующими последствиями, и приводят, в том числе к возбуждению уголовного дела.

Срок давности постановления

Сбор по своей правовой сути является административным наказанием, поэтому Кодекс об административных правонарушениях определяет срок давности, в течение которого штраф может быть предъявлен к взысканию – 2 года. Эта норма права означает, что право возбудить отдельное исполнительное производство по истребованию начисленного сбора сохраняется за приставом в течение двух лет с момента прекращения основного делопроизводства. По факту такое ИП открывается сразу по окончании основного.

После вынесения постановления об открытии ИП по взысканию санкционного сбора срок давности перестает действовать. Пристав-исполнитель имеет право осуществлять исполнительские действия по истребованию штрафной задолженности перед бюджетом неограниченное время. Таким образом, сбор может быть удержан с должника через много лет после закрытия основного ИП. Однако, важно заметить, что персонифицированная обязанность погасить задолженность перед государством, по наследству не передается.

Временные ограничения чиновника

Как сочетаются сроки и постановления судебного пристава? Пристав, например, получив заявление о начале исполнительного производства, имеет 3 дня на то, чтобы вынести постановление о возбуждении или отказе в возбуждении производства.

Имеются ограничения во времени по принятию мер, предусмотренных законом. Не выполнение сроков является основанием для подачи жалоб непосредственному начальнику чиновника или в прокуратуру. Упущенное время при этом не является поводом игнорировать решение должностного лица.

Уважительные случаи освобождения

В течение 10 дней с момента получения уведомления о начале ИП должник может представить приставу доказательства наличия уважительных причин, препятствующих своевременной выплате долга. В этом случае начисление штрафа не ранее пяти дней с момента устранения данных причин.

Постановлением Конституционного суда РФ № 13-П от 2001 года обозначены обстоятельства, препятствующие своевременной выплате долга, которые могут считаться приставом-исполнителем уважительными и достаточными для временного освобождения от уплаты штрафной санкции:

  • действие на должника непреодолимой силы – непредотвратимое, чрезвычайное событие в жизни (н-р, сокращение на работе при отсутствии сбережений, стационарное лечение и т. п.);
  • ходатайство перед судом о предоставлении рассрочки (отсрочки) в выплате судебной задолженности – на время рассмотрения ходатайства взыскание штрафа приостанавливается.

Временные ограничения для граждан

Какие полномочия дает закон в установлении сроков? Судебный пристав постановление выносит с учетом норм закона, и не имеет полной свободы в этом вопросе.

Участники и третьи лица, участвующие в процессе исполнения, также обязаны выполнять постановление или требование в отведенное время. Если оно упущено, наступают последствия, оговоренные в постановлении или в законе.

Тем не менее разрешено подать заявление о восстановлении срока с объяснением причин пропуска (желательно приобщить доказательства).

В целом сроки важнее для простого гражданина, чем для чиновника, ответственного за исполнение судебного акта.

Обязательность решений

Исполнение постановления судебного пристава обязательно для органов власти, организаций и граждан. В первую очередь это касается чиновников и сотрудников организаций. Игнорирование законных требований может привести к административной или даже уголовной ответственности за уклонение от исполнения требований пристава и, по сути, судебного акта. Например, бухгалтер организации, не перечисляющий часть заработка сотрудника в ходе исполнения судебного решения, получив предварительно документы из ФССП, имеет шансы оказаться фигурантом уголовного дела.

Иерархия рассмотрения

Если жалоба подана на действия старшего пристава, то ее рассматривает главный пристав субъекта или его заместитель. Если заявление уже подано на действия главного пристава субъекта, материал рассматривается в Главном управлении — главным приставом страны или его заместителем.

Если материалы переданы лицу, на которое подана жалоба, оно обязано передать ее уполномоченному на рассмотрение лицу.

Установлен принцип запрета рассмотрения жалобы лицом, на действия которого она подана.

Структура жалобы

Жалоба на постановление службы судебных приставов выглядит следующим образом:

  • указание должностного лица, которому направляются бумаги;
  • должность, фамилия и инициалы лица, чьи действия обжалуются;
  • ФИО гражданина или полное название организации – заявителя;
  • поводы достаточные, с точки зрения заявителя, считать постановление незаконным;
  • ссылка на нормативные акты, закон;
  • подпись и дата подачи;
  • опись копий, приложенных документов.

Автор жалобы не обязан приобщать документы, на которые ссылается, но их отсутствие приведет к продлению срока рассмотрения. С учетом загруженности приобщение подтверждающих материалов — более правильный шаг.

Неудовлетворительное решение по существу обжалуется или вышестоящему лицу, или в суде. Отклонение не по существу значит по причине несоблюдения сроков и порядка обжалования. Не рассматривается в административном порядке жалоба на неправильность размера цены имущества, утвержденной приставом.

Кому подавать жалобу

Как отмечалось ранее, обжалование может происходить двумя способами:

  • по правилам подчиненности;
  • в судебном порядке.

Во втором случае заявление подается в суд общей юрисдикции. Дело будет рассматриваться в порядке административного производства. Основой нормативного правового регулирования этого процесса является Кодекс административного судопроизводства в РФ, который был принят в 2020 году. Тем самым утратила силу соответствующая глава Гражданского процессуального кодекса РФ, которая ранее регулировала эти правоотношения.

Что касается обжалования внутри ФССП, то постановление может быть обжаловано непосредственно руководителю должного лица, издавшего документ.

Обжалование начальнику пристава

Структура ФССП представляет из себя следующее:

  1. Пристав, занимающийся ведением исполнительных дел.
  2. Начальник отдела по определенной категории правоотношений (например, по взысканию алиментов).
  3. Начальник отдела ФССП.
  4. Руководитель службы по региону.
  5. Руководитель структуры в РФ.

Структура показывает, каким именно образом может происходить обжалование. В некоторых случаях граждане предпочитают сразу обращаться к главе федеральной службы судебных приставов через электронную приемную. Совершение подобных действий законом допускается. «Пропуск» нижестоящих в иерархии руководителей не может служить основанием для отказа в рассмотрении обращения.

Жалоба включает в себя:

  • указание на заявителя и его контактные данные;
  • документ, который обжалуется и его реквизиты;
  • пристав, издавший постановление;
  • пояснения относительно того, почему постановление должно быть отменено и признано несоответствующим закону;
  • дата подачи и подпись заявителя.

Документ также можно подать электронным способом через онлайн приемную.

Обжалование в суд

Здесь к жалобе предъявляются более строгие требования, в случае несоблюдения которых документ может быть не принят судом. Акт обжалования будет именоваться заявлением. Оно включает в себя:

  • реквизиты суда;
  • ФИО и место проживания обращающегося;
  • указание на административного ответчика;
  • суть спорного правоотношения.

В качестве доказательств необходимо приложить копию постановления, а также иные документы, подтверждающие правоту заявителя, если таковые имеются. Квитанция об оплате госпошлины, которая прикладывается к заявлению, также является необходимым условием рассмотрения. Пошлина для физических лиц составляет 300 рублей, а для юридических 4500 рублей, что прямо закреплено Налоговым кодексом РФ.

Структура иска

Иск имеет такую структуру:

  • название районного суда, куда передается иск;
  • ФИО истца, место проживания, дата рождения истца;
  • сведения о наличии юридического образования;
  • ФИО представителя, сведения о его юридическом образовании;
  • полное название подразделения или управления ФССП;
  • указание должности, фамилии, инициалов пристава — ответчика, вынесшего обжалуемое постановление;
  • указание номера, даты постановления;
  • сведения об исполнительном документе, в связи с чем вынесен обжалуемый акт;
  • ссылка на нормативные акты, положения которых нарушены или проигнорированы;
  • сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности;
  • требование об истребовании доказательств, к которым истец не имеет доступа;
  • требование признать постановление незаконным и отменить его;
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция об оплате пошлины за обращение в суд (жалоба в порядке подчиненности не оплачивается);
  • подпись и дата подачи иска.

Комплект документов передается в суд согласно числу участников будущего процесса: один для суда, один для приставов.

Заявление на обжалование

Исход решения проблемы во многом зависит от качества составленной заявки на обжалование незаконного взыскания штрафа ГИБДД судебными приставами. Потому к ее подготовке нужно подойти ответственно. В заявлении стоит отразить следующую информацию:

  1. Название и адрес учреждения, в которое гражданин обращается. Сведения стоит отразить в шапке заявки. Чуть ниже пишется информация о должнике и заявителе. Далее требуется указать сведения об относительно заинтересованном лице — судебном приставе, который осуществил оформление постановления ГИБДД.
  2. Название бумаги. Она может быть названа, как жалоба или как заявление о незаконных действиях, бездействии судебного пристава. Эксперты советуют использовать второй вариант.
  3. Заполнить тело документа. В нём эксперты советуют отразить информацию о постановлении, которое вынес судебный пристав, дата и место изъятия имущества и обстоятельства, при которых осуществлялась исполнение постановления.
  4. Ссылки на конкретные положения действующего законодательства. К выполнению пункта стоит подойти внимательно. Гражданин должен попытаться доказать, что пристав действительно совершил незаконную манипуляцию со штрафом ГИБДД. Кроме того, эксперты советуют зафиксировать последствия, к которым привело вынесенное решение.
  5. Попросить отменить выполненное действие. В конце ставится дата и подпись.

К документам нужно приложить дополнительные бумагами. В список рекомендуется включить:

  • заполненный в соответствии с правилами заявления чек, подтверждающий факт внесения госпошлины;
  • решение судебных приставов, осуществлявших принудительное взыскание штрафа ГИБДД;
  • другие документы, позволяющие составить представление о правоте заявителя.

Образец жалобы в суд

Образец жалобы в порядке подчиненности

Образец акта пристава об изъятии имущества

Образец постановления о наложении ареста на имущество

Образец постановления судебного пристава о передаче арестованного имущества на торги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *