Осмотр места происшествия

заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы граждан В.В. Брамма и А.А. Навального, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.В. Брамм и А.А. Навальный просят признать не соответствующими статьям 2, 8, 17, 18, 29, 35, 45, 52 и 55 Конституции Российской Федерации пункт 43 статьи 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» УПК Российской Федерации, определяющий сообщение о преступлении как заявление о преступлении, явку с повинной или рапорт об обнаружении преступления, а также статью 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и статью 176 «Основания производства осмотра» того же Кодекса. Как утверждают заявители, данные нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют ограничивать права граждан путем проведения осмотра места происшествия и изъятия принадлежащих этим гражданам предметов и документов в случае отсутствия сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом, — при поступлении в правоохранительные органы любой информации, в частности анонимной или не относящейся к фактам, указывающим на признаки преступления.

Как следует из представленных материалов, 8 и 9 мая 2013 года в управления МВД России по городу Кирову и по Кировской области по различным каналам — по телефону «02», в виде письма заместителя председателя Правительства Кировской области, а также рапорта об обнаружении признаков состава преступления — поступили сообщения, в том числе от неизвестных лиц, об изготовлении, хранении и распространении в разных районах города Кирова печатной продукции экстремистского содержания. Данные сообщения были зарегистрированы в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, а затем переданы уполномоченным должностным лицам, проведшим по ним проверку в порядке, установленном статьями 144 и 145 УПК Российской Федерации, включая осмотр мест происшествий по указанным в сообщениях адресам, в ходе которого были изъяты листовки, газеты, баннеры и документы, принадлежащие В.В. Брамму и А.А. Навальному. В удовлетворении жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел, связанные с производством осмотра и изъятием предметов и документов, суд первой инстанции отказал, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на Россию как демократическое правовое государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, охранять достоинство личности, нравственность, здоровье, честь и доброе имя каждого и в этих целях, а также в целях обеспечения иных конституционных ценностей, включая законность, правопорядок и общественную безопасность, закрепляет требование законодательного определения уголовно-правовых запретов общественно опасных деяний и наказания за их нарушение, а в случаях, когда охраняемые ею ценности становятся объектом преступного посягательства, — осуществления уголовного преследования лиц, преступивших уголовный закон (статьи 1, 2 и 17; статья 21, часть 1; статья 23, часть 1; статья 52; статья 55, часть 3; статья 71, пункты «в», «о»; статья 76, часть 1).

Закрепленный Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства является, согласно его статье 1, обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Регламентирует он и первоначальную стадию уголовного процесса, определяя применительно к ней правила проведения процессуальных действий и принятия — в зависимости от собранных в надлежащем порядке достаточных данных, указывающих на признаки преступления и дающих основание для возбуждения уголовного дела, — соответствующих решений, обязывая прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (часть вторая статьи 21 УПК Российской Федерации).

Поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, которое принимается лицом, его получившим, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (часть первая статьи 140, статьи 141-143 УПК Российской Федерации). При этом Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляя в части седьмой статьи 141 запрет рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела анонимное заявление о преступлении, не исключает — по смыслу взаимосвязанных положений пункта 43 статьи 5, части первой статьи 140 и статей 141-143 данного Кодекса — проверку уполномоченным на то должностным лицом (органом) изложенной в таком заявлении информации, свидетельствующей о подготовке или совершении преступления, составление по ее результатам рапорта об обнаружении признаков преступления и принятие процессуальных решений в порядке, установленном его статьями 144 и 145. Решения дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа, обязанных принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (часть первая статьи 144 УПК Российской Федерации), должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть четвертая статьи 7 УПК Российской Федерации).

2.1. Положения уголовно-процессуального закона, регулирующие первоначальную стадию уголовного процесса, распространяются на все органы дознания, к которым в силу пункта 1 части первой статьи 40 УПК Российской Федерации относятся в том числе органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения, пункты) полиции.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция, как орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1). С учетом этого на полицию в числе прочего возлагаются обязанности принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, обеспечивать сохранность следов преступления; в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно (пункты 1, 2 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, реализации единых принципов их государственной регистрации и учета приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 утверждено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, которое определяет регистрацию сообщения о преступлении как внесение уполномоченным должностным лицом в книгу, предназначенную для их регистрации в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в данной книге с присвоением регистрационного номера, предусматривает возможность круглосуточного приема сообщений о преступлениях и их оформление в органах дознания (сообщений в полном объеме или только о совершенных или готовящихся преступлениях, получаемых из иных источников, за исключением той информации, которая поступает в ходе оперативно-розыскной деятельности), устанавливая при этом, что невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами (включая должностных лиц органов внутренних дел) возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях влечет за собой ответственность, установленную законом (пункты 4, 5 и 9).

Закрепляя обязанность должностных лиц осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, указанные нормативные правовые акты не предполагают возможность процессуальной проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (в том числе полученного из иных, не названных в статьях 141 и 142 УПК Российской Федерации, источников) до его регистрации в установленном порядке.

2.2. При реализации своих полномочий по проверке надлежаще зарегистрированного сообщения о преступлении (в том числе полученного из иных, нежели заявление о преступлении или явка с повинной, источников и оформленного в виде рапорта об обнаружении признаков преступления) дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа вправе, согласно части первой статьи 144 УПК Российской Федерации, получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном данным Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В частности, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, при этом осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (статья 176 УПК Российской Федерации). По общему правилу, осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (части вторая — четвертая статьи 177 УПК Российской Федерации).

Изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т.д.). Если же изъятые в ходе досудебного производства предметы, включая электронные носители информации, и документы не признаны вещественными доказательствами, то они подлежат возврату в разумный срок лицам, у которых были изъяты (статья 6.1 и часть четвертая статьи 81 УПК Российской Федерации).

Таким образом, осмотр места происшествия, в ходе которого допускается изъятие обнаруженных следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, будучи направленным на достижение конституционно оправданных целей, не может проводиться при отсутствии сообщения о преступлении, предусмотренного уголовно-процессуальным законом и принятого в соответствии с ним, а потому оспариваемые заявителями нормы не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права в обозначенном ими аспекте. Разрешение же вопросов, касающихся выбора правовых норм, подлежащих применению с учетом обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Брамма Виталия Викторовича и Навального Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Считает, что при упаковке обнаруженного пистолета и патронов были нарушены требования ст. 177 УПК РФ, допрошенные в суде в качестве свидетелей С. и С. пояснили, что одновременно с составлением протокола осмотра места происшествия и опечатыванием найденного занимались сбором водолазного оборудования, т.о. процесс опечатывания не контролировали, что делает данное доказательство и проведенные по пистолету и патронам экспертизы недопустимыми. Кроме того, обнаружение данного оружия не свидетельствует о том, что Мирзошоев ранее видел его или знал о его существовании.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 51-АПУ17-5СП Приговор: Обвиняемые-1, 2 осуждены по ч. 3 ст. 162 УК РФ за разбой, обвиняемый-1 оправдан по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Отсутствуют основания для признания недопустимым доказательством протокола осмотра автомобиля от 21 октября 2015 года (т. 2 л.д. 27 — 41). Со гласно ч. 1.1 ст. 170 УПК РФ участие понятых при производстве осмотра в порядке ст. 177 УПК РФ возможно в случае, если следователь придет к такому выводу.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 571-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Ильиных Александра Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», статей 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ю. Ильиных, осужденный за совершение преступлений, просит признать не соответствующими статьям 2, 15, 17, 18, 25, 45 и 50 Конституции Российской Федерации положения статей 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» и 15 «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также статей 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 338-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Анатолия Николаевича на нарушение его конституционных прав статьями 176 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Н. Попов утверждает, что статьи 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации нарушают права, гарантированные статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают необходимость получения судебного разрешения в случае производства осмотра предметов и документов, которые содержат или могут содержать информацию о переписке, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных и иных сообщениях.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 N 5-АПУ17-2 Приговор: По п. п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство; по п. п. «б», «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ за разбой. Определение ВС РФ: Приговор изменен, исключены из числа допустимых доказательств показания свидетеля в части изложения им сведений по обстоятельствам преступления, полученных им при опросе осужденного.

Осмотр места происшествия 17 сентября 2015 г. был произведен следователем с соблюдением требований ст. ст. 176, 177 УПК РФ, и протокол осмотра места происшествия был составлен в соответствии с требованиями ст. 180 УПК РФ.

Доводы жалобы осужденного, в которой он высказывает несогласие с тем, как следователем были проведены осмотр места происшествия и проверка его показаний на месте, не могут быть признаны обоснованными, поскольку данные следственные действия проведены с соблюдением требований статей 176, 177, 194 УПК РФ.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.01.2017 N 72-АПУ16-34 Приговор: По п. п. «а», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийства, одно из которых совершено с целью скрыть другое преступление. Определение ВС РФ: Приговор оставлен без изменения.

Доводы осужденного о том, что в доме фактически также был проведен и обыск, опровергаются протоколом следственного действия (т. 1 л.д. 11 — 34). Тот факт, что во время осмотра была открыта крышка подполья и, с целью извлечения трупов, был сделан распил пола, не противоречит положениям ст. 177 УПК РФ о порядке производства осмотра.

Как установлено исследованными в ходе судебного заседания протоколами обыска, выемки документов и куртки Шульгина от 22 ноября 2004 года, осмотра места происшествия от 21 ноября 2004 года, порядок производства этих следственных действий, предусмотренный ст. 177 и ст. 182 УПК РФ, органами предварительного следствия нарушен не был, цель выяснения имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, соблюдена, оснований сомневаться в зафиксированных в них обстоятельствах, в том числе, в части последовательности и места проведения оспариваемых следственных действий, привлечения лиц для участия в качестве понятых, а также соответствия действительности отраженных в протоколах обстоятельств, у суда не имелось. Оснований ставить под сомнение фактическое участие в следственных действиях указанных в протоколах лиц также не установлено. Все участвующие лица были ознакомлены с содержанием протоколов, о чем свидетельствуют их подписи. Изложенные обстоятельства подтверждены и тем, что названные протоколы не содержат замечаний по поводу участия понятых в проведении этих следственных действий, их объективности или поведения во время следственных действий.

Как усматривается из исследованных в ходе судебного заседания письменных доказательств, порядок производства этих следственных действий, предусмотренный ст. ст. 177, 193 УПК РФ, органами предварительного следствия нарушен не был, цель выяснения имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, соблюдена. Все участвующие лица были ознакомлены с содержанием протоколов, о чем свидетельствуют их подписи, каких-либо возражений и заявлений не поступило. Фактов необходимости создания органами следствия искусственных доказательств судом не установлено.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.12.2016 N 74-АПУ16-8сп Приговор: По п. п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ за кражу, совершенную с незаконным проникновением в помещение и причинением значительного ущерба потерпевшему; по п. п. «а», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство трех лиц; по ч. 1 ст. 158 УК РФ за кражу. Определение ВС РФ: Приговор изменен, производство по уголовному делу в части осуждения по ч. 1 ст. 158 УК РФ прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления, окончательно осужденному назначено наказание в виде лишения свободы на срок 22 года, с ограничением свободы на 2 года, с установлением определенных ограничений и обязанностей.

Судья, установив, что осмотр места происшествия от 11.07.2015 произведен в соответствии с требованиями статей 176, 177, 170 УПК РФ, также обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства защиты о признании его недопустимым доказательством.

Осмотр места происшествия при любых условиях никогда нельзя откладывать, поскольку в любой момент обстановка на месте происшествия может существенно измениться. Осмотр, проведенный в трудных условиях (ночное время, дождь и т.д.), целесообразно повторить в более благоприятных условиях.

Следователь обязан быть готовым к выезду на место происшествия в любое время и с минимальной потерей времени на готовность к этому выезду. Быстрый выезд следователя на место происшествия обеспечивается:

  • а) своевременным оповещением следователя о характере происшествия;
  • б) немедленным приглашением участников осмотра: понятых (следует помнить, что случайные лица, приглашенные в качестве понятых, особенно в районе происшествия, могут оказаться преступниками), экспертов, специалистов, работников милиции и др. и организацией быстрого прибытия на место происшествия всех участников осмотра;
  • в) постоянной готовностью к использованию на месте происшествия средств криминалистической техники.

По прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен:

  • 1. Удалить с места происшествия всех посторонних и организовать его охрану.
  • 2. Выяснить, оказана ли помощь пострадавшему.
  • 3. Выяснить, какие изменения внесены в первоначальную обстановку места происшествия, когда и кто их внес. В дальнейшем путем допроса этих лиц восстановить первоначальную картину обстановки на месте происшествия. Действительная картина обстановки на месте происшествия позволит без ошибок разобраться в происшедшем событии и построить более достоверную модель преступления. Измененная картина обстановки на месте происшествия осложнит не только ход дальнейшего расследования, но и проверку показаний лица, совершившего убийство, или другого лица, причастного к событию.
  • 4. Установить лиц, первыми подходивших к узлу места происшествия, в какой они обуви и одежде, для того, чтобы в дальнейшем отделить следы, оставленные ими, от следов, оставленных преступниками или преступником.
  • 5. Принять меры к сохранению обнаруженных следов.
  • 6. Проинструктировать понятых и других участников осмотра о задачах во время осмотра места происшествия.
  • 7. Предупредить участников осмотра о том, чтобы они во время осмотра не бросали окурки, спички и другие предметы, которые могут осложнить проведение повторного осмотра.
  • 8. Чтобы не оставить наложений волокон от тканей своей одежды на предметах, которых мог касаться преступник, осмотр их производить одетым в белый халат. Сергеев М.А. Руководство по организации раскрытия и расследования умышленных убийств. — Горький, 1973. — С.12.

Сориентировавшись в обстановке, следователь обязан составить активный и целеустремленный план производства осмотра. Этот план должен включать в себя:

  • а) объем и границы осмотра;
  • б) порядок осмотра;
  • в) распределение обязанностей между участниками осмотра (специалистами, помощниками, оперативными работниками милиции) и определение их задач во время осмотра;
  • г) объем использования научно-технических средств для обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств;
  • д) систему взаимной информации о ходе и результатах осмотра между помощниками и другими участниками.

План можно набросать в виде черновых заметок и в ходе осмотра дополнять и детализировать его. Без такого плана можно упустить выяснение ряда важных обстоятельств и деталей, которые в последствии нельзя будет вспомнить.

Перед началом осмотра следователю необходимо сделать самоустановку (психологический настрой) на проведение тщательного и квалифицированного осмотра. Без внутренней собранности и целеустремленности на тщательность осмотра нельзя провести его качественно.

Производство осмотра предпочтительней начинать с узлового объекта (трупа, места аварии, взлома и т.д.), затем переходить к окружающей обстановке и местности.

В начале осмотр производится статистически, т.е. путем личного восприятия уясняется картина обстановки места происшествия, и исследование обстановки места происшествия ведется без перемещения каких-либо предметов. В это время делаются черновые наброски общей картины места происшествия, в которых отмечаются обнаруженные следы, составляются черновые наброски схем места происшествия, выбираются точки фотосъемки места происшествия и обнаруженных следов, которые отмечаются на схеме, а затем производится фотографирование по правилам судебной фотографии.

После статистического осмотра производится осмотр динамический. Во время этого осмотра следователь производит поиск маловидимых или невидимых следов преступления или преступника с помощью технических средств, сосредоточенных в следственном портфеле. Обнаруженные следы фотографируются по правилам судебно-оперативной фотографии и изымаются. В период динамического осмотра отдельные предметы можно передвигать и перемещать в более удобное место для исследования. После такого исследования предмет желательно поставить на прежнее место, что позволить без затруднений составить протокол осмотра места происшествия. Быховский И.Е. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. — М.: Юрид. лит., 1979. — С.78.

При наличии квалифицированных помощников следователь может организовать свою работу на месте происшествия так, чтобы одновременно осматривались центр места происшествия и окружающая его местность.

Осмотр помощниками также должен производится с участием понятых.

В случаях обнаружении каких-либо заслуживающих внимания объектов место расположение их должно быть отмечено каким-либо сигналом для того, чтобы позднее следователь сам осмотрел эти объекты на данном месте.

Исследование места происшествия производится в течение всего периода осмотра. Оно дает наибольший результат, когда следователь ведёт его по определённой программе, которая позволит вполне уяснить картину преступления, характер самого преступления, тщательнее произвести осмотр и меньше допустить в нём пробелов. Сергеев М.А. Руководство по организации раскрытия и расследования умышленных убийств. — Горький, 1973. — С. 8-9.

Повторный осмотр требуется, когда первоначальный был произведён недоброкачественно и результаты его (частично или полностью) лишены доказательственного значения.

Дополнительный осмотр производится при наличии данных о том, что расширение границ осмотра, использование более совершенных научно-технических средств, применение дополнительных тактических приёмов (в частности, привлечение к осмотру нового специалиста либо обвиняемого или свидетеля) могут привести к обнаружению новых доказательств.

Если изучение места происшествия затрудняется (например, из-за разразившегося ливня), то осмотр может быть прерван и затем возобновлен, поскольку те же участники следственного действия могут продолжить эту работу. Если нет уверенности в том, что осмотр удаётся продолжить в прежнем составе участников, первоначальный осмотр должен быть завершён и запланирован дополнительный осмотр.

Осмотр места происшествия — средство собирания важнейших, подчас решающих доказательств. В процессе осмотра могут и должны быть получены фактические данные о сущности события, месте, времени, способе и мотивах преступления, о круге лиц, среди которых следует искать виновного, а иногда и о конкретном лице, совершившем убийство. Результаты осмотра — основа для построения и развития версий, проверка которых обеспечит раскрытие преступления.

Особое значение имеют следы и другие материальные объекты, обнаруживаемые в ходе осмотра, когда убийство совершенно без очевидцев. Но и в случаях, когда обстоятельства преступления на первый взгляд ясны, тщательный осмотр поможет обнаружить объективные доказательства, необходимые для проверки показаний свидетелей и подозреваемого, для устранения пробелов и противоречий в этих показаниях. Гордон Э.С., Кравец С.П. Осмотр места происшествия. — Ижевск, 1993. — С.49.

Наиболее существенными требованиями, выполнение которых обеспечивает эффективность осмотра места происшествия, являются:

  • 1. неотложность проведения осмотра;
  • 2. четкая организация и планирование работы;
  • 3. использование современных научно-технических средств и приемов осмотра; материально-техническая оснащенность; участие специалистов;
  • 4. последовательность, полнота осмотра и точность измерений;
  • 5. целеустремленность, достигаемая построением, развитием и всесторонней проверкой в ходе осмотра версий относительно всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Неотложность — это минимум времени между получением первых сведений об убийстве и началом осмотра. Несоблюдение этого условия может привести к крайне отрицательным последствиям: к моменту прибытия следователя на место следы окажутся затоптанными, смытыми дождем или засыпанными снегом; родственники, знакомые погибшего либо случайно оказавшиеся здесь лица могут изменить положение трупа или доже перенести его в другое место, переместить или забрать вещественные доказательства, существенные для дела. Известны случаи, когда преступники, пользуясь промедлением следователя, возвращались на место преступления, чтобы уничтожить следы или забрать оставленные ими и уличающие их предметы. Запоздалое прибытие на место резко снижает возможности поиска преступника по горячим следам, выявления свидетелей и др.

Осмотр места происшествия неотложен и в тех случаях, когда обнаружен труп с признаками давнего убийства (например, при ремонте дома под полом найден мумифицированный труп). Даже в подобных условиях своевременный осмотр даст возможность установить важные следы, обнаружить вещественные доказательства, предупредить их порчу или уничтожение. Ларин А.М., Мудьюгин Г.Н. Руководство по расследованию убийств. — М., 1977. — С. 49-51.

Осмотр трупа на месте его обнаружения состоит из двух стадий -общего и детального осмотра трупа. Ход и результаты осмотра отражаются в протоколе осмотра места происшествия.

При осмотре трупа обязательно исследуется:

1. Поза трупа и его положение на месте происшествия. Общий осмотр трупа начинается фиксация места его нахождения, положения, общего вида позы трупа, т.е. расположения его частей относительно друг друга. Положение и поза трупа важны для формирования версий о механизме происшествия.

Положение, т.е. расположенность, трупа описывается относительного ближайших неподвижных объектов — входу, окнам, стенам, полотну железной дороги, деревьям и пр. Если трупу придана неестественная поза, в которой он удерживается какими-либо приспособлениями, то эти приспособления также должны быть тщательно осмотрены и описаны.

О перемещении трупа на месте происшествия (смене позы) против первоначальных могут свидетельствовать прежде всего расположение и характер трупных пятен. Наблюдениями и опытами установлено, что трупные пятна при этом могут исчезать и образовываться на других частях трупа только в течение первых 6-8 часов после смерти. По истечении 10-12 часов трупные пятна уже не исчезают, а лишь частично смещаются, к концу же первых суток после смерти они уже не имеют своего расположения.

Предметы, на которых лежит труп, опечатываются на нем в виде бледных пятен или рельефных следов в результате сдавливания сосудов, которое и препятствует натеку крови. Поэтому на таких участках трупа отсутствуют трупные пятна. При этом следует учитывать, что подобные отпечатки могут оставлять на коже трупа и предметы, находящиеся в карманах его одежды — портсигар, ключи и пр. необходимо также внимательно исследовать ложе трупа, т.е. поверхность пола, грунта, предметов, на которой он лежит, и сопоставить обнаруженные на коже трупа оттиски с этими предметами. В том случае, если между формой найденных на ложе предметов и очертаниями следов на трупе имеются различия, это может свидетельствовать о его перемещении. Признаком изменения позы трупа является нарушенное трупное окоченение, а также некоторые другие следы на теле: кожные ссадины посмертного происхождения, кровяные полосы и т.п.

  • 2. Внешний вид одежды трупа играет существенную роль для установления механизма происшествия. Известно, например, какое важное доказательственное значение имеет состояние одежды потерпевшей по делам об изнасиловании с последующим убийством. Точно так же по делам о самоубийствах состояние одежды трупа должно соответствовать данному способу самоубийства.
  • 3. Орудия причинения смерти осматриваются в процессе осмотра трупа лишь в случаях, когда они находятся непосредственно на трупе, например затянутая на шее петля.

Когда орудие причинения смерти механически соединено с трупом (петля на шее трупа, кинжал, торчащий из груди трупа, и пр.), оно осматривается до раздевания трупа и осмотра одежды, с тем чтобы при этих действиях расположенность и состояние орудия не были нарушены. Развязывать петли и узлы нельзя. Сохранять узлы рекомендуется, разрезая петли с этой целью, материал петли в отдаление от узла месте и затем — после снятии петли с трупа — соединяя и скрепляя концы с друг другом.

  • 4. После осмотра внешнего состояния одежды, фиксация положения и прозы трупа следует осмотреть ложе трупа. С этой целью его следует приподнять и отнести в сторону. Труп нельзя волочить или переворачивать, так как предметы, находящиеся под ним, могут иметь существенное значение для дела и, как уже указывалось, позволить сделать вывод о перемещении трупа и изменении его позы.
  • 5. После внешнего осмотра одежды трупа раздевают. Каждая часть одежды осматривается в отдельности и в совокупности с другими частями. При осмотре одежды выясняется: соответствует ли она с размером трупа, все ли части одежды на лицо, какие предметы находятся в карманах и других частях одежды, какие марки и пятна имеются на ней (размеры и расположение этих пятен, степень пропитанности ткани, цвет пятен, влажность), повреждения (характер повреждений, их размер, форма, специфические признаки, указывающие на происхождение, место и взаиморасположения), есть ли на одежде метки и какие именно, имеет ли одежда запах, соответствие качества верхней и нижней одежды.
  • 6. Тело трупа осматривается по частям в той последовательности, которая представляет наиболее целесообразной. Устанавливается пол, возраст, рост, цвет волос, глаз умершего; характер, степень и локализация трупных явлений и повреждений (их происхождение определяется лишь при судебно-медицинском исследовании трупа); состояние зубного аппарата, наличие выделений и т. п. Необходимо сопоставлять повреждения на теле и одежде с точки зрения их соразмерности и соответствия.
  • 7. Предметы, обнаруженные в карманах и других частях одежды трупа, могут быть осмотрены как вместе с одеждой, так и после осмотра тела; при этом фиксируется характер, размеры, формы предметов, их состояние и расположение на трупе. Особенно детально указываются признаки внешности и одежды трупа потерпевшего, личность которого не установлена. В этих случаях по окончании осмотра труп обязательно дактилоскопируется и затем, после придании лицу прижизненного вида (туалет трупа), фотографируется по правилам сигналетической съемки.

Если возникает необходимость повторно осмотреть труп после его захоронения или подвергнуть его повторной судебно-медицинской экспертизе, производится эксгумация, т.е. извлечение трупа из места захоронения. О производстве эксгумации следователь выносит специальное постановление. Эксгумация производится в присутствии следователя, понятых и специалиста — судебного медика. Сначала формируется общий вид места захоронения гроба или трупа, затем осматриваются гроб, находящийся в нём труп и его одежда. При этом важно, чтобы в протоколе нашли отражение те фактические данные, которые позволяют сделать вывод о личности человека, чей труп был эксгумирован.

Осмотр предметов в соответствии с законом (ст. 176 УПК РФ) предметы, обнаруженные три осмотре места происшествия, местности и помещений. Осматривается на месте производства этих следственных действий. Результаты осмотра записываются в протокол. Если же для осмотра предметов требуется продолжительное время, если есть другие причины (например, если предмет предъявляется свидетелем по месту допроса), свидетель производит осмотр по месту производства следствия. В этом случае осмотр составляет содержание самостоятельного следственного действия. Чаще всего осмотр отдельных предметов в кабинете следователя целесообразно повторять независимо от того, осматривались они по месту их обнаружения или нет. Леви А.А. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. — М.: Юрид. лит., 1982. — С.154.

Осмотр предметов должен производится так, чтобы от внимания следователя не ускользнули те признаки и свойства, которые имеют существенное значение для дела.

Осмотр предметов начинается с изучения их общего вида. Следователь устанавливает состояние предметов, его наименование и назначение, при необходимости — правила пользования этими предметами. Затем в ходе дальнейшего осмотра выявляются индивидуальные признаки предмета, его дефекты и особенности, признаки, свидетельствующие о том, по какому назначению он использовался и как интенсивно, признаки, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым событием. Все эти данные фиксируются в протоколе осмотра, к которому могут быть приложены фотоснимки. Облаков А.Ф., Темирбаев А.Т. Организация и тактика осмотра места происшествия. — Хабаровск, 1992. — С.99.

Осмотр предметов не может заменить их экспертного исследования. Имея это в виду, следователь в процессе осмотра должен, во-первых, сосредоточить свои усилия на выявлении тех следов и признаков, которые впоследствии станут объектами экспертного исследования; во-вторых, строго соблюдать правила общения с осматриваемыми предметами, гарантирующие их сохранность и доказательственную силу.

1. Осмотр, как правило, производится безотлагательно, когда в этом возникла необходимость.
2. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, получив заявление или сообщение о совершенном уголовном правонарушении, обязано немедленно прибыть к месту события и произвести осмотр.
3. В случае невозможности своевременного прибытия лица, осуществляющего досудебное расследование, осмотр обязан произвести дознаватель или иной сотрудник органа дознания, куда поступило заявление или сообщение.
4. Сотрудники органов дознания обязаны оказывать содействие при производстве осмотра и по поручению лица, осуществляющего досудебное расследование, проводить необходимые мероприятия по охране места происшествия, выявлению очевидцев, обнаружению и задержанию лиц, совершивших уголовное правонарушение, эвакуации пострадавших, транспортировке погибших, пресечению продолжающихся и предупреждению повторных уголовных правонарушений и ликвидации иных последствий происшествия.
5. Осмотр производится с применением научно-технических средств фиксации хода и результатов, а в случае, предусмотренном частями тринадцатой и четырнадцатой настоящей статьи, с участием понятых.
6. При необходимости осмотр проводится с участием подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а также специалиста.
7. Осмотр обнаруженных следов и иных материальных объектов осуществляется на месте производства следственного действия. Если же для осмотра потребуется продолжительное время или осмотр на месте обнаружения значительно затруднен, объекты должны быть изъяты, упакованы, опечатаны и без повреждений доставлены в другое удобное для осмотра место.
8. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе.
9. Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются и заверяются подписями лица, осуществляющего досудебное расследование, и понятых при их привлечении.
10. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание лица, осуществляющего досудебное расследование, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела.
11. В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, составляются планы и схемы осматриваемых объектов, а также фотографирование и запечатление иными средствами, о чем делается отметка в протоколе, к которому приобщаются указанные материалы.
12. Осмотр живого лица проводится в форме визуального, внешнего осмотра одежды, в которую он одет, и открытых частей тела, ход и результаты которого отражаются в протоколе следственного действия.
13. Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающих в нем совершеннолетних лиц или с санкции следственного судьи. Если проживающие в нем лица являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими или иными тяжкими заболеваниями или возражают против осмотра, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о принудительном осмотре, которое должно быть санкционировано следственным судьей. В случае отказа в даче санкции осмотр не производится.
13-1. При необходимости производства принудительного осмотра жилого помещения лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о производстве осмотра и направляет его следственному судье.
К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость производства осмотра.
Копия постановления одновременно направляется прокурору.
13-2. Исключен Законом РК от 21.12.2017 № 118-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
13-3. Постановление о производстве осмотра рассматривается следственным судьей незамедлительно после поступления материалов в суд.
13-4. Рассмотрев постановление и представленные материалы, следственный судья санкционирует либо мотивированным постановлением отказывает в санкционировании осмотра. Решение следственного судьи направляется лицу, осуществляющему досудебное расследование.
14. Если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, но с последующим направлением материалов следственному судье в суточный срок.
Копия постановления одновременно направляется прокурору.
Следственный судья проверяет законность произведенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности, которое приобщается к материалам уголовного дела.
В случае, если принято решение о незаконности произведенного осмотра, его результаты не могут быть допущены в качестве доказательств по делу.
15. При осмотре жилого помещения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители местного исполнительного органа.
16. Осмотр в помещениях и на территории организаций производится в присутствии представителей их администрации.
17. Осмотр в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. При производстве осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
18. Если по каким-либо причинам при первом осмотре не исследованы детали объекта, производится их дополнительный осмотр.
19. Повторный осмотр того же самого объекта может быть проведен:
1) когда условия первоначального осмотра были неблагоприятны для эффективного восприятия объекта;
2) когда после первоначального осмотра могут быть получены новые сведения;
3) в случае, если первоначальный осмотр проведен некачественно.
Сноска. Статья 220 с изменениями, внесенными законами РК от 31.10.2015 № 378-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 21.12.2017 № 118-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.07.2018 № 180-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.12.2019 № 292-VІ (порядок введения в действие см.ст.2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *