ГУ МВД

Руководство
Координационные и совещательные органы
Общественный совет
Противодействие коррупции
Наши герои
История
Госзакупки
Онлайн-сервисы МВД

Деятельность

Служба. Вакансии ФГГС
Отчеты должностных лиц
Планы и результаты проверок
Контрольно-надзорная деятельность
Взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления
Правовое информирование
Уполномоченные по правам в Иркутской области
Информация участковых уполномоченных полиции

Для граждан

Прием обращений
График приема граждан
Работа с обращениями
Добровольная сдача оружия
ГОСУСЛУГИ
Розыск
Лицам с ограниченными возможностями
Дружинники
Часто задаваемые вопросы

Контакты

Подразделения Главного Управления
Территориальные подразделения
Приемная
«Телефон доверия»
Список «горячих телефонов»
Экстренный вызов
Ваш участковый/отдел полиции
Культурный центр ГУ МВД

Пресс-служба

Телефонная справочная служба ГУ МВД
Kонтакты пресс-службы
Наши проекты
Ведомственные СМИ
ГУ МВД в социальных сетях
Аккредитация СМИ
Им благодарна полиция

Yt
Vk
Fb
Tw
Ok
RSS

Главное управление МВД России по Иркутской области
Служим России, служим закону!

МВД России

План 2013-2018

Наши проекты

Противодействие коррупции

BV
Yt
Vk
Fb
Tw
Ok
In

Найти

Поиск по всем разделам

ГУ МВД

Деятельность

Для граждан

Контакты

Новости

Пресс-служба

Расширенный поиск

ГУ МВД
Деятельность
Для граждан
Контакты
Пресс-служба

Руководство
Координационные и совещательные органы
Общественный совет
Противодействие коррупции
Наши герои
История
Госзакупки
Онлайн-сервисы МВД

Служба. Вакансии ФГГС
Отчеты должностных лиц
Планы и результаты проверок
Контрольно-надзорная деятельность
Взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления
Правовое информирование
Уполномоченные по правам в Иркутской области
Информация участковых уполномоченных полиции

Прием обращений
График приема граждан
Работа с обращениями
Добровольная сдача оружия
ГОСУСЛУГИ
Розыск
Лицам с ограниченными возможностями
Дружинники
Часто задаваемые вопросы

Подразделения Главного Управления
Территориальные подразделения
Приемная
«Телефон доверия»
Список «горячих телефонов»
Экстренный вызов
Ваш участковый/отдел полиции
Культурный центр ГУ МВД

Телефонная справочная служба ГУ МВД
Kонтакты пресс-службы
Наши проекты
Ведомственные СМИ
ГУ МВД в социальных сетях
Аккредитация СМИ
Им благодарна полиция

Главная
 → 
Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
 → 
Квалификационные требования к должностям рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел

Руководство

Структура ГУ МВД

Ваш участковый

Наши герои

ГУ МВД в соцсетях

Пресса о ГУ МВД

Квалификационные требования к должностям рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел

В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности (далее также — служебные обязанности).

Требования к уровню образования

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

Приказом МВД России от 6 июля 2012 г. № 681 установлено, что на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, в исключительных случаях могут назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования, при соблюдении следующих условий:

1.1. Наличие высшего образования, не являющегося юридическим, полученного в военной образовательной организации высшего образования, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации, и стажа военной службы не менее одного года.

1.2. Наличие среднего профессионального юридического образования, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и высшего образования, не являющегося юридическим, а также опыта работы по юридической специальности не менее одного года.

1.3. Наличие высшего педагогического образования, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по специальности не менее одного года — при назначении на должности в подразделения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.4. Наличие высшего технического образования, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по специальности не менее одного года — при назначении на должности в подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения.

1.5. Наличие высшего образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации <*> на должностях, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего приказа, не менее одного года — без последующего перевода на вышестоящие должности руководителей (начальников), предусматривающие выполнение обязанностей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего приказа.

1.6. Обучение на последнем курсе образовательной организации высшего образования, имеющего государственную аккредитацию, по направлениям подготовки (специальностям) 40.03.01 Юриспруденция, 40.04.01 Юриспруденция, 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.02 Правоохранительная деятельность при наличии высшего образования, не являющегося юридическим, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев.

1.7. Наличие ученой степени по юридической специальности, высшего образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом об образовании и о квалификации или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев.

1.8. Наличие высшего экономического образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность по специализации N 1 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности», полученного в образовательной организации высшего образования системы МВД России, и стажа службы в органах внутренних дел не менее пяти лет — при назначении на должности в подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Требования к состоянию здоровья

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, и сотрудников органов внутренних дел в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, и сотрудниками органов внутренних дел военно-врачебной экспертизы и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел определяются Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей

Приказом МВД России от 18 мая 2012 г. №521 установлены следующие квалификационные требования к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации:

Должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (руководители (начальники))

Стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации или стаж (опыт) работы по специальности: наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 4 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 5 лет.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; эффективного руководства подразделениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля за исполнением поручений; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; ведения деловых переговоров и публичного выступления; стимулирования достижения результатов; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; пользования компьютерной техникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Иные должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

Стаж службы в органах внутренних дел или стаж (опыт) работы по специальности: наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 3 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 4 лет.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; анализа, прогнозирования и планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»; исполнительской дисциплины.

Должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (руководители (начальники))

Стаж службы в органах внутренних дел или стаж (опыт) работы по специальности: наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 2 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 3 лет.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; эффективного руководства подразделениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля за исполнением поручений; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; стимулирования достижения результатов; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции».

Иные должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

Без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»; исполнительской дисциплины.

Должности младшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

Без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»; исполнительской дисциплины.

Должности рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации

Без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; подготовки служебных документов; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»; исполнительской дисциплины.

Квалификационные требования к уровню физической подготовки в отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

Должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, по противодействию экстремизму, участковых уполномоченных полиции, по обеспечению безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, вневедомственной охраны

Мужчины

Наименование

упражнений

До 25

лет

От 25

до 30

лет

От 30

до 35

лет

От 35

до 40

лет

От 40

до 45

лет

От 45

до 50

лет

От 50

до 55

лет

55 лет

и

старше

Подтягивание на

перекладине

(кол-во раз)

или

сгибание и

разгибание рук в

упоре лежа

(кол-во раз)

либо

толчок (жим) гири

весом 24 кг

(кол-во раз)

Женщины

Наименование

упражнений

До 25

лет

От 25 до

30 лет

От 30 до

35 лет

От 35 до

40 лет

От 40 до

45 лет

45 лет и

старше

Сгибание и

разгибание рук в

упоре лежа

(кол-во раз)

или

наклоны вперед из

положения лежа на

спине в течение

1 мин. (кол-во раз)

II. Должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях специального назначения

Мужчины

Наименование

упражнений

До 25

От 25

до 30

лет

От 30

до 35

лет

От 35

до 40

лет

От 40

до 45

лет

От 45

до 50

лет

От 50

до 55

лет

55 лет

и

старше

Подтягивание на

перекладине

(кол-во раз)

или

сгибание и

разгибание рук в

упоре лежа

(кол-во раз)

либо

толчок (жим) гири

весом 24 кг (кол-во

раз)

Челночный бег

10 x 10 м (сек.)

или

челночный бег

4 x 20 м (сек.)

25,8

16,2

26,6

16,5

27,3

16,9

27,8

17,6

28,6

18,4

31,2

19,3

33,2

20,1

35,2

20,8

Женщины

Наименование

упражнений

До 25

лет

От 25 до

30 лет

От 30 до

35 лет

От 35 до

40 лет

От 40 до

45 лет

45 лет

и

старше

Сгибание и

разгибание рук в

упоре лежа

(кол-во раз)

или

наклоны вперед из

положения лежа на

спине в течение

1 мин. (кол-во раз)

Челночный бег

10 x 10 м (сек.)

или

челночный бег

4 x 20 м (сек.)

34,5

18,0

35,0

18,5

37,0

20,0

40,0

22,0

44,0

25,0

48,0

28,0

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Специальные звания органов внутренних дел Российской Федерации — специальные звания, присваиваемые сотрудникам органов внутренних дел, учреждений, организаций, учебных заведений МВД России, проходящим службу на должностях, на которых предусмотрено присвоение специальных званий.

Специальные звания в системе МВД (не путать с воинскими званиями, которые присваиваются военнослужащим внутренних войск МВД) присваиваются в зависимости от подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и могут быть званиями полиции, внутренней службы или юстиции. При переходе сотрудника из одного подразделения в другое ему может быть присвоено аналогичное специальное звание в порядке переаттестации.

  • 1 Сроки выслуги в специальных званиях
  • 2 Специальные звания полиции
    • 2.1 Расцветки и типы погон
    • 2.2 Погоны
    • 2.3 Эмблемы
  • 3 Специальные звания внутренней службы
    • 3.1 Расцветки и типы погон
    • 3.2 Погоны
    • 3.3 Эмблемы
  • 4 Специальные звания юстиции
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

Сроки выслуги в специальных званиях

Законом «О полиции» и Положением о прохождении службы в органах внутренних дел установлены сроки выслуги в специальных званиях:

  • в звании рядового — один год
  • в звании младшего сержанта — один год
  • в звании сержанта — два года
  • в звании старшего сержанта — три года
  • в звании прапорщика — пять лет
  • в звании младшего лейтенанта — один год
  • в звании лейтенанта — два года
  • в звании старшего лейтенанта — три года
  • в звании капитана — три года
  • в звании майора — четыре года
  • в звании подполковника — пять лет

Сроки выслуги в званиях старшины, старшего прапорщика, полковника и званиях генералов не установлены.

Сроки выслуги совпадают для всех трёх видов специальных званий — полиции, внутренней службы и юстиции.

Каждой должности соответствует предельное специальное звание, которое может быть присвоено по этой должности.

Специальное звание (кроме звания генерала) может быть присвоено досрочно или на ступень выше предельного звания по должности в порядке поощрения.

Специальные звания полиции

Специальные звания полиции присваиваются гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Специальные звания полиции в целом повторяют воинские звания в Вооружённых силах РФ, за исключением отсутствия звания ефрейтор и генерал армии.

К специальным званиям полиции добавляется приставка — «полиции». У находящихся в отставке добавляются слова «в отставке».

Расцветки и типы погон

  • Китель и зимнее пальто — нашивные погоны темно-синего цвета, по бокам окантовка красного (для следователей — синего) цвета.
  • Парадная рубашка — по расцветке аналогичны погонам на кителе, но съёмные.
  • Куртка шерстяная, куртка демисезонная, плащ летний — съёмные погоны темно-синего цвета, с окантовкой по бокам красного (для следователей — синего) цвета.
  • Повседневная рубашка голубого цвета — съёмные погоны темно-синего, с окантовкой по бокам красного (для следователей — синего) цвета.
  • Парадная рубашка белая — съёмные погоны темно-синего, с окантовкой по бокам красного (для следователей — синего) цвета.

Погоны

Рядовой состав:

Не имеют на погонах никаких знаков отличия. Для курсантов учебных заведений предусмотрены продольные галуны золотистого цвета вдоль краев погон за исключением верхнего и нижнего, а также литера — К.

Младший начальствующий состав:

Сержанты имеют знаки отличия в виде прямоугольных лычек, на фальш-погонах металлического цвета, на обычных — золотистого цвета.

Прапорщики:

Прапорщики имеют знаки отличия в виде маленьких звёздочек, расположенных вертикально. Погоны аналогичны рядовым и сержантским, цвет звёздочек определяется также как и цвет лычек.

Средний, старший и высший начальствующий состав:

Средний начальствующий состав:

  • Одна вертикально расположенная полоска — (просвет). Звёздочки маленькие. На фальш-погонах просвета нет.

Старший начальствующий состав:

  • Два просвета и бо́льшие звёздочки. На фальш-погонах просветов нет.

Высший начальствующий состав:

  • Вертикально расположенные звёздочки большо́го размера, просветов нет.

Эмблемы

В качестве эмблем на съёмных погонах и воротниках кителя и зимнего пальто используются полицейские эмблемы в виде меча, направленного остриём вниз и прикрытого треугольным (английским) щитом.

Рядовой и младший начальствующий состав
Рядовой состав Младший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Рядовой полиции Мл. сержант полиции Сержант полиции Ст. сержант полиции Старшина полиции Прапорщик полиции Ст. прапорщик полиции
Средний, старший и высший начальствующий состав
Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав Высший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Мл. лейтенант полиции Лейтенант полиции Ст. лейтенант полиции Капитан полиции Майор полиции Подполковник полиции Полковник полиции Генерал-майор полиции Генерал-лейтенант полиции Генерал-полковник полиции

Специальные звания внутренней службы

Специальные звания внутренней службы присваиваются гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходящим службу в тыловых, финансовых, кадровых, штабных, медицинских подразделениях и Федеральной миграционной службе. Такие же специальные звания присваиваются сотрудникам других ведомств, среди которых: Государственная фельдъегерская служба, ФСИН Министерства юстиции России и противопожарные подразделения МЧС России (кроме военнослужащих).

Для них ранее была предусмотрена аналогичная внутренним войскам МВД РФ военная форма одежды. В настоящее время новая форма сотрудников утверждена Правительством РФ и отлична от военной формы военнослужащих, утвержденной Президентом РФ. В К специальным званиям внутренней службы добавляется приставка — «внутренней службы». У находящихся в отставке добавляются слова «в отставке». В отличие от бывших сотрудников милиции и полиции, уволенным не по отрицательным мотивам и с правом на пенсию бывшим сотрудникам, которым было присвоено специальное звание внутренней службы, разрешается носить установленную форму одежды.

Рядовой и младший начальствующий состав:

  • Парадный китель и зимнее пальто — нашивные погоны защитного цвета (для ФСИН Минюста и МЧС России синего), по бокам окантовка крапового цвета.
  • Парадная рубашка — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но съёмные и без окантовки.
  • Полевая форма — фальш-погоны камуфлированного цвета.

Средний, старший и высший начальствующий состав:

  • Парадный китель — нашивные погоны золотистого цвета, по бокам окантовка крапового цвета.
  • Повседневный китель, зимнее пальто, куртка шерстяная, куртка демисезонная, плащ летний — фальш-погоны защитного цвета (для ФСИН Минюста и МЧС России синего), с окантовкой по бокам крапового цвета. На повседневном кителе и зимнем пальто — погоны нашивные, на остальных предметах — съёмные.
  • Повседневная рубашка оливкового (для ФСИН Минюста и МЧС России голубого) цвета — съёмные погоны защитного (синего) цвета без окантовки.
  • Парадная рубашка белая — съёмные погоны белого цвета без окантовки.
  • Полевая форма — погоны-«хлястики» камуфлированного цвета (у высших офицеров — съёмные погоны защитного цвета без окантовки).

состав:

На полевой и повседневной форме не имеют на погонах никаких знаков отличия. На парадной форме металлические литеры золотистого цвета (в отличие от внутренних войск МВД РФ) предусмотрены только в Фельдъегерской службе. Для курсантов учебных заведений предусмотрена литера — К.

Младший начальствующий состав:

Сержанты имеют знаки отличия в виде направленных вверх металлических уголков — лычек. Расцветки лычек:

  • Полевая форма — защитного цвета;
  • Повседневная форма — металлического цвета;
  • Парадная форма — золотистого цвета;

Также на парадной форме одежды помимо лычек присутствуют металлические литеры, аналогичные рядовому составу.

Прапорщики:

Прапорщики имеют знаки отличия в виде маленьких звёздочек, расположенных вертикально. Погоны аналогичны рядовым и сержантским, цвет звёздочек определяется также как и цвет лычек у сержантов, литеры не носятся.

Рядовой и младший начальствующий состав
Рядовые Сержанты Прапорщики
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Рядовой Ефрейтор Мл. сержант Сержант Ст. сержант Старшина Прапорщик Ст. прапорщик
Погоны к
полевой
форме одежды

Средний, старший и высший начальствующий состав:

Средний начальствующий состав:

  • Одна вертикально расположенная полоска — просвет. Звёздочки маленькие. На полевых погонах просвета нет.

Старший начальствующий состав:

  • Два просвета и бо́льшие звёздочки. На полевых погонах просвета нет.

Высший начальствующий состав:

  • Вертикально расположенные звёздочки большо́го размера, просветов нет.
Средний, старший и высший начальствующий состав
Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав Высший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Звание Мл. лейтенант Лейтенант Ст. лейтенант Капитан Майор Подполковник Полковник Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии
Погоны к
полевой
форме одежды

В качестве эмблем на съёмных погонах и воротниках кителя и зимнего пальто используются общевойсковые эмблемы аналогичные эмблемам внутренних войск МВД РФ.

Специальные звания юстиции

Специальные звания юстиции присваиваются гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходящим службу в следственных подразделениях, а также курсантам (слушателям) учебных заведений МВД, готовящих сотрудников для следственных подразделений.

К специальным званиям юстиции добавляется приставка — «юстиции» (не путать с воинскими званиями сотрудников военной юстиции — военной прокуратуры и военных судов, а также с классными чинами сотрудников прокуратуры и Минюста России). У находящихся в отставке добавляются слова «в отставке».

Перечень специальных званий и форма одежды у сотрудников, которым присвоено звание юстиции, совпадает со званиями и формой одежды сотрудников полиции, но цвет кантов, околышей и просветов — синий.

См. также

  • Воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации
  • Воинские звания
  • Специальные звания

Примечания

  1. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»
  2. Разработана новая форма одежды сотрудников органов внутренних дел — см. Новая форма МВД России

Ссылки

  • Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации
  • Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
  • Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи»

Верховный суд РФ представил на своем сайте 79-страничный обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы сотрудниками правоохранительных органов. Этот документ утвержден 15 ноября президиумом ВС.

Обобщение подготовлено на основе изучения практики рассмотрения судами в 2014-2017 годы споров, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками таможенных органов. Судами разрешались дела по искам к госорганам и их подразделениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры. Кроме того, суды рассматривали дела по искам к сотрудникам о привлечении к материальной ответственности.

В обобщении изложено порядка 15 правовых позиций по тем категориям споров, при разрешении которых судами нередко допускаются ошибки.

В частности, ВС обращает внимание, что в случае сокращения должности, замещаемой сотрудником ОВД, ему должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность является правом, а не обязанностью органа внутренних дел.

Так, П. обратился в суд с иском к территориальному органу внутренних дел РФ о восстановлении на службе. Он указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального ОВД РФ по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342 от 30 ноября 2011 года в связи с сокращением должности. По мнению П., это являлось незаконным ввиду нарушения процедуры увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности. Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, исковые требования П. удовлетворены, он восстановлен на службе в органах внутренних дел.

Судом установлено, что в результате проведения организационно-штатных мероприятий замещаемая истцом должность была сокращена. 20 октября 2014 года П. был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342, и с 1 января 2015 года П. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение органа внутренних дел. П. была предложена для замещения должность начальника реорганизованного отделения территориального органа внутренних дел РФ по субъекту РФ, однако от предложенной должности П. отказался. Также П. был ознакомлен со списками вакантных должностей руководителей территориальных органов и подразделений органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, согласия на замещение которых П. выражено не было.

Приказом ответчика от 29 июля 2015 года П. уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.

Удовлетворяя исковые требования П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 20 октября 2014 года по 29 июля 2015 года в территориальном органе внутренних дел по субъекту Российской Федерации имелись вакантные должности, равнозначные занимаемой истцом, и вышестоящие вакантные должности, которые не были предложены П., в связи с чем пришел к выводу о нарушении процедуры увольнения П. со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342. При этом суд указал на то, что статьей 36 названного закона предусмотрена обязанность руководителя решить вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел, и того, что эта иная должность должна быть равнозначной или нижестоящей по отношению к ранее занимаемой, данная норма закона не содержит.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ нашла указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, указав следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 года основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в ОВД, замещаемой сотрудником. Пунктом 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 36 ФЗ № 342 установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику – с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности – возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.

Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 данного федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ). Из приведенных норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность. При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.

Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел. Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что для решения вопроса о законности увольнения П. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию с учетом содержания спорных правоотношений сторон и основания заявленного П. иска являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиком процедуры увольнения П. со службы, в частности, исполнена ли должным образом обязанность по предложению П. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы П. по специальности. Между тем суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные отношения, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что при увольнении сотрудника органа внутренних дел по указанному основанию орган внутренних дел обязан предлагать сотруднику все имеющиеся вакантные должности, в том числе и вышестоящие по отношению к замещаемой сотрудником органов внутренних дел. Судом первой инстанции также не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что П. неоднократно предлагались для замещения вакантные должности, на замещение которых он согласия не выразил со ссылкой на обязанность ответчика предлагать ему только равнозначные или вышестоящие должности. П. предлагалась вакантная должность начальника отдела территориального органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, которая является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой П. должности, согласия на ее замещение П. также не дал.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала незаконными состоявшиеся по делу судебные постановления, отменила их и направила дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2016 года № 14-КГ16-15).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *