Муниципальное учреждение и муниципальное предприятие разница

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) унитарные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственногоунитарного предприятия (ФГУП), государственного унитарного предприятия субъекта РФ, муниципального унитарного предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс. Не случайно их нет в законодательстве ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), их имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

ГУП И МУП не вправе без согласия собственника распоряжаются переданным ему недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом). Движимым имуществом ГУП И МУП вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон № 161-ФЗ)).

Федеральные и муниципальные казенные предприятия могут распоряжаться и движимым, и недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Плоды, продукты и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП (МУП), а также имущество, приобретенное ими по договору или иным основаниям, является собственностью государства (муниципального образования) и поступают в хозяйственное ведение ГУП (МУП).

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, у ГУП и МУП специальная правоспособность, строго соответствующая их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие, передав ему часть своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимает губернатор или уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимает глава или уполномоченный орган местного самоуправления).

Поскольку унитарные предприятия — коммерческие организации, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также на покрытие собственных нужд и развитие. Однако главной целью деятельности ГУП и МУП чаще всего является не извлечение прибыли, а решение социальных задач, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной, и некоторых др. (см. п. 4 ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Унитарное казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных законных источников.

Размер уставного фонда ГУП должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей, а МУП – не менее 100 тысяч рублей.

Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной цене в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления (унитарное казенное предприятие), уставный фонд не формируется.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

принимает решение о создании;

определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

формирует уставный фонд ГУП и МУП;

принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к указанным выше правомочиям имеет право:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Согласно ст. 21 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью, быть учредителем (участником) ЮЛ;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

быть руководителем другого унитарного предприятия;

принимать участие в забастовках.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) ГУП и МУП устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.

В соответствии с ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах указанных предприятий.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе (ст. 18 Закона №161-ФЗ):

продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада уставный (складочный) капитал хозяйстве обществ или товариществ, иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;

совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, с получением банковских гарантий, с иными обременениями, с уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Режим крупных сделок распространяется на любые сделки, отвечающие этим критериям, даже если сделки совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности. В силу ничтожности крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без согласия собственника, не может быть одобрена им после ее совершения (в отличии от АО и ООО).

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

Нарушение ограничений в совершении сделок унитарным предприятием влечет их недействительность.

Ничтожными признаются совершенные без согласия собственника следующие сделки:

связанные с приобретением и реализацией долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также акций АО;

связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями;

связанные с уступкой требований и переводом долга;

договоры простого товарищества;

крупные сделки, совершенные без согласия собственника;

сделки, связанные с привлечением заемных средств, если не соблюдены форма и порядок привлечения;

сделки по распоряжению недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника.

Оспоримыми признаются сделки:

совершенные без согласия собственника имущества унитарного предприятия, если необходимость согласия предусмотрена уставом предприятия;

в которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, совершенные без согласия собственника имущества предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования. Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиямиЗакона о контрактной системе.

Согласно Закона № 321-ФЗ определил, что ГУП и МУП обязаны:

создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № 44-ФЗ;

осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

зарегистрироваться в ЕИС (единой информационной системе)в сфере закупок.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

устав унитарного предприятия;

сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.

Закон № 82-ФЗ, позволяющий ЮЛ не иметь печать не коснулся ГУП и МУП, которые по-прежнему должны иметь и использовать печать.

Чистая прибыль ГУП и МУП распределяется между предприятием и соответствующим бюджетом.Возможны различные варианты использования чистой прибыли ГУП и МУП: централизация всей прибыли, оставление прибыли в распоряжении предприятий, централизация части прибыли.

Как указано в п. 2 ст. 17 Закона №161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, — для ФГУП , уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ — для ГУП субъектов РФ или органами местного самоуправления — для МУП.

Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли ФГУП, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, производимых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Перечисляемая в соответствующий бюджет чистая прибыль не является полученными дивидендами и не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

В ГУП и МУП, как правило, общая система бухгалтерского учета.ГУП и МУП могут применять УСН при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ. Однако, на ГУП и МУП не распространяются положения, что УСН не могут применять ЮЛ, в которых доля других ЮЛ в УК более 25 %, так как учредителями ГУП и МУП не могут быть признаны ЮЛ, уставный фонд ГУП и МУП не распределяется по долям (Письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-11-06/2/71123).ГУП и МУП могут быть плательщикамиЕНВД.

В случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) такой аудит является обязательным. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ при отборе аудитора в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП размещение заказа возможно только путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в соответствии со ст. ст. 48 — 55 Закона № 44-ФЗ.

Многие часто встречающиеся и уже привычные аббревиатуры не всем понятны до конца. Например, ФГУП — это что? Ответу на данный вопрос мы и посвятим сегодняшний материал.

Содержание

ФГУП — унитарное предприятие

ФГУП — это расшифровывается как Федеральное государственное унитарное предприятие. Отметим, что это несколько устаревший вариант аббревиатуры. После принятия ФЗ №161 стало применяться сокращение ФГП — Федеральное госпредприятие. В целом же, обе аббревиатуры равноценны.

Чтобы понять, что же это — ФГУП, нам надо обратиться к определению унитарного предприятия и его характеристике. УП называется определенная организационно-юридическая форма коммерческого учреждения. Главное его отличие — оно не имеет право собственности на закрепленное за собой имущество. Последним владеет государство, в случае с ФГУП — на федеральном уровне. Данная собственность неделима — ее нельзя раздробить на вклады, паи, доли.

Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:

Отсюда следует, что унитарными могут быть только государственные либо муниципальные предприятия. Вещное право на их собственность принадлежит только их учредителю — государству. Сама организация распоряжается этим имуществом только в рамках оперативного управления либо хозяйственного ведения.

Цель деятельности ФГП — решение госзадач на коммерческой основе.

Регулирование законодательством

ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс. В частности, п.2 ст.52 данного акта.
  • Закон о муниципальных и госпредприятиях — ФЗ №161.
  • ФЗ № 131 «Об общих принципах самоуправления в РФ» (в частности, п.3 ст.17 упомянутого закона).

Характерные черты унитарного предприятия

ФГУП в России характеризует следующее:

  • Отсутствие какого-либо членства.
  • Неделимость имущества.
  • Право на собственность закрепляется только за учредителем.
  • За юрлицом имущество закрепляется только на ограниченном праве — вещном.
  • Создание юридического лица здесь, по сути, — не объединение собственности ряда граждан или организаций, а выделение некоторой доли имущественной массы государством-учредителем.
  • Управление ФГУП и прочих унитарных предприятий — единоличный орган.

Создание УП

Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:

  1. В деятельности необходимо использовать собственность, приватизация которой находится под запретом.
  2. Требуется вести несколько убыточное производство или дотируемый вид деятельности.
  3. В результате работы УП необходимо решить некоторые государственные социальные задачи — к примеру, реализацию услуг и товаров для населения по минимальной стоимости.

При учреждении ФГУП берется за основу следующее:

  • Выделяемое УП имущество остается в государственном владении — учреждение имеет право только его использовать, но не не распоряжаться им.
  • Фирменное название УП должно прозрачно указывать на собственника предоставленного имущества.
  • В уставе должен быть четко прописан владелец выделенного УП имущества — государство, муниципальное образование.
  • ФГУП отвечает, как и многие другие организации, по своим обязательствам только своей личной собственностью. Но на него не распространяются обязательства владельца, предоставившего учреждению в пользование свое имущество.
  • Руководитель унитарного предприятия назначается либо учредителем, либо его уполномоченным представителем. Этому лицу управленческий орган УП и подотчетен.

Способы использования имущества

Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:

  • Оперативное управление. Унитарное учреждение распоряжается как предоставленным имуществом, так и своей прибылью, произведенной продукцией только с согласия учредителя.
  • Хозяйственное ведение. УП свободно может распоряжаться и данным в пользование имуществом, и доходом, и своей продукцией, но с учетом ограничений, накладываемых законодательством.

Основные виды унитарных предприятий

Главных форм унитарных предприятий две. Это:

  • Функционирующие на праве хозведения — государственные и муниципальные.
  • Функционирующие на праве оперативного управления — казенные.

Представим их особенности в виде таблицы.

Хозяйственное ведение Оперативное управление
Регулирующее законодательство (ГК РФ) Ст. 114. Ст. 115.
Создание По решению уполномоченного органа — государственного или муниципального. Образуются на базе доли имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Учредительная документация Устав, утвержденный управомоченным органом — министерством, ведомством и т.д. Устав, который утверждает Правительство РФ, субъект или уполномоченное учреждение местного самоуправления.
Ключевые особенности

Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.

Величина уставного капитала для государственного УП — не ниже 5000 МРОТ, муниципального — не ниже 1000 МРОТ.

Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.

Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.

УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.

Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.

Владелец предоставленной собственности несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП — в случае недостаточности имущества последнего.

По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.

МГУП, ОГУП, ФГУП — это единственные коммерческие организации, чьи гражданские обязанности и права напрямую связаны с деятельностью, прописанной в их уставе.

Деятельность унитарного предприятия

Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:

  • УП не имеет права само выступать учредителем, создавать дочерние организации.
  • Правомочно распоряжаться активной долей своих основных средств: реализовывать имеющееся в собственности сырье, оборудование, ТС, инвентарь и прочие материальные ценности.
  • Продажа недвижимого имущества для унитарного предприятия запрещена.
  • Сделки с имуществом, оцененным в сумму более 150 млн рублей, согласуются с контролирующим органом — Федеральным агентством по управлению госимуществом.
  • Продажа федеральной недвижимости, закрепленной за ФГУП (действующим в рамках хозведения), ведется только на аукционе. Средства от реализации должны поступить в казну государства не позднее 25 дней с момента продажи.

Конкретные примеры ФГУП

Рассмотрим широко известные ФГП:

Примеры муниципальных — городских унитарных учреждений (ГУП) в Москве приведены ниже. Это:

  • «НИИМострой».
  • «Московский метрополитен».
  • «Мосгостранс».

Унитарное предприятие — особенная форма коммерческой организации. Правовая охрана ФГУП и иных унитарных предприятий предусмотрена действующим законодательством РФ.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Закон №161-ФЗ;

  • Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

  • Закон № 223-ФЗ.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

  • «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

  • «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

  • «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

  • иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

  • управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

  • членство не предусмотрено.

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения;

  • на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

  • контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Организации называют по-разному: всё зависит от особенностей их деятельности, количества персонала, масштабов работы. Есть существенная разница между предприятиями и учреждениями, однако она заметна далеко не сразу. Понимание отличий поможет грамотно использовать наименование организаций в своей повседневной деятельности.

Определение

Предприятие – коммерческая организация, обладающая статусом юридического лица и преследующая коммерческие цели: производство продукции, торговля товарами, оказание услуг и выполнение работ. В состав юр.лица входит широкий перечень активов, в числе которых – движимое и недвижимое имущество, исключительные права, оборотные средства, готовая продукция и сырьё и многое другое.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения задач, связанных с социально-культурной, просветительской, образовательной и иной деятельностью, не предполагающей напрямую с заработка денег. Собственником может выступать как частное, так и юридическое лицо, государство, финансируя проект частично или полностью.

Сравнение

Таким образом, основное отличие предприятия и учреждения – это цели деятельности. Предприятие занимается исключительно коммерческой активностью, ставя во главу угла извлечение прибыли. Его эффективность оценивают по уровню рентабельности, то есть чистой прибыли. Учреждение преследует иные цели, в числе которых – обучение граждан, благотворительность и просвещение. Оценить его эффективность можно и качественными, и количественными показателями: объём собранных средств, число вылеченных пациентов и т.д. Стоит заметить, что имущество предприятия принимается на праве хозяйственного ведения, учреждения – оперативного управления.

Выводы TheDifference.ru

  1. Деятельность. Предприятие – это хозяйствующий субъект, который занимается предпринимательством. Учреждение осуществляет некоммерческую деятельность.
  2. Цели существования. Предприятие ориентировано на получение прибыли, учреждение – на обучение, лечение, просвещение граждан, а также иные важные задачи, не связанные с заработком денег.
  3. Функции. Предприятие занимается производственно-торговой деятельностью или оказанием услуг на возмездной основе, учреждение – выполняет социальные, управленческие и иные функции бесплатно.
  4. Вещные права на имущество. Руководитель принимает предприятие на праве хозяйственного ведения, учреждение – оперативного управления.

Среди многообразия коммерческих форм ведения дел существуют особые понятия, которые отличаются от общих, потому что организатором-собственником для них выступает государство. Происходит это на двух уровнях: федеральном – что носит название ФГУП, и местном – такое объединение называется МУП, или соответственно – федеральное и муниципальное унитарное предприятие. Активы и имущество такого предприятия принадлежат не ему самому, а государственному куратору над ним. А прибыль исполнителям достается лишь частично.

Правовые характеристики МУП

В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:

  • он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
  • базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
  • имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
  • работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
  • распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
  • управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.

Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:

  • право хозяйственного ведения;
  • метод оперативного управления (казенные).

При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.

Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.

Задачи, решаемые муниципальными образованиями

Для чего были задуманы МУПы? Прежде всего, для недопущения тотального манипулирования в России жизненными нуждами граждан со стороны частных бизнес структур.

Основная задача муниципальных унитпредприятий – оказание доступных социальных услуг населению в сфере:

  • оформления и получения госдокументов;
  • здоровья;
  • образования, дошкольного, школьного;
  • телерадиовещания, коммуникаций (почта, связь);
  • коммунального обеспечения;
  • общественного транспорта.

И так далее, выбор направления не ограничен. Государственный контроль таких процессов позволяет избежать спекулятивного ценообразования, искусственных коллапсов, нехватки товаров-услуг первой необходимости. Цены, устанавливаемые на МУП-услуги, всегда доступны, работа стабильна, исполнитель известен.

Вместе с тем, вполне понятно, что муниципальное унитарное предприятие получает плату за свою работу от пользователей, а значит, осуществляет коммерцию. Поэтому на частый вопрос заинтересованных, МУП – это коммерческая организация или нет, есть один ответ – да, это коммерческое предприятие, получающее прибыль, но в интересах государства.

Права, ограничения, обязанности

Собственник-учредитель МУПа имеет право:

  • ликвидировать созданное учреждение;
  • изъять или ликвидировать выделенное для работы имущество, если посчитает его излишним либо неправильно используемым;
  • объединять разные объекты одного изначального фонда в один или разбивать их на несколько;
  • обозначить и получать часть или всю прибыль от деятельности учреждения.

При этом в его обязанности, согласно закону, входит лично:

  • обеспечивать подопечное учреждение требуемыми условиями;
  • определять функциональные задачи, следить за соответствием руководителя;
  • организовывать реструктуризацию, ликвидацию при возникновении необходимости;
  • следить за обеспечением сохранения переданной материальной базы.

Собственник, тем более, просто назначенный руководитель, не имеют права:

  • выделять из созданного МУПа новое юридическое лицо в виде дочернего образования (филиалы разрешаются);
  • допустить прямую приватизацию объекта (приватизация возможна только, если было разрешено и проведено преобразование в ООО);
  • передавать часть прав или все их другим лицам, неуполномоченным структурам.

Руководство унитпредприятия обязано:

  • выполнять возложенные задачи;
  • соблюдать устав;
  • подавать регулярную отчетность.

Руководитель не вправе на 2020 год:

  • своевольно продавать, делить, переоформлять имущественные активы;
  • самостоятельно распоряжаться всем доходом;
  • совершать сделки без участия собственника-учредителя, особенно, когда в этом есть заинтересованность самого руководителя (то есть, сделка подразумевает участие аффилированных лиц);
  • являться учредителем, руководителем, участником любого другого юрлица;
  • занимать параллельно государственную должность;
  • быть параллельно предпринимателем либо получать прибыль с работы в госструктурах, коммерческих-некоммерческих организациях.

Муниципальным УП на основе хозведения доступны более широкие полномочия. Им, в частности, дозволено, например, сдавать свободные помещения в аренду, создавать фонды из оставшейся части прибыли для собственных нужд, включая любые фонды помощи работникам.

Доход казенных предприятий (оперативное владение) идет только на обеспечение производства, возникшие излишки безоговорочно сдаются обратно государству.

Обязательные атрибуты учреждений

Как любое полноценное юридическое лицо и как государственный объект, указанные виды организаций обязательно должны:

  • иметь правильное название, раскрывающее их принадлежность к конкретному собственнику (Муниципальное унитарное предприятие «Городская недвижимость» города Уфы);
  • иметь учредительные документы, устав;
  • держать уставный фонд (не нужен для казенных форм);
  • пройти регистрацию в ЕГРЮЛ.

И, конечно, платить налоги.

Это было определение МУП для широкого понимания вопроса. Правовая основа деятельности государственных коммерческих УП лежит в Законе № 161 2002 года (14.11) и п.3 статьи 17 Закона № 131 2003 года. Изучение этих актов вместе с разъяснениями юристов помогут вникнуть в вопрос еще глубже для решения возникших проблем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *