Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями!!!

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Распространяется ли на контракт военнослужащего трудовой кодекс?

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.
По материалам опубликованной ранее статьи в журнале «Работа и зарплата», сентябрь, 2003 года, автор — адвокат Иван Кузьмин

Здравствуйте, Владислав! Статья 11 Трудового Кодекса Российской Федерации гласит, кроме прочего, следующее:

«Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом».

Конечно, лично, на мой взгляд, это кажется довольно нелогичным и даже противоречивым, если начать разбираться в разных законодательных документах. Хорошая статья по этому поводу представлена по следующей ссылке http://www.advocatkuzmin.ru/novosti/86-article4-

Полагаю, что Ваш вопрос можно попробовать решить другим способом — а именно, если правом на дополнительные выходные воспользуется супруга или другое лицо, опекающее ребенка. Конечно, в случае если супруга военнослужащего и это лицо являются гражданскими лицами и состоят на какой-нибудь работе.

Ведь статья 262 ТК РФ предусматривает право одного из родителей (или лиц, их замещающих) детей-инвалидов до 18 лет на предоставление 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.

В разъяснении Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми инвалидами» сказано, что 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы.

В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства, за 2 или более месяцев не допускается.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце работающими родителями (опекунами, попечителями) в связи с болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце при условии окончания в указанном календарном месяце временной нетрудоспособности.

Думаю, для более детального обсуждения и решения вашей проблемы, было бы нелишним обратиться за разъяснениями и консультацией к практикующему военному адвокату, который сведет воедино нормы разных законодательных документов.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 11 ТК РФ

1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. комментарий к ст. 1 ТК РФ).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.

6. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее — Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:

а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;

б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).

8. Законом о правовом положении иностранцев установлены определенные правила по привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).

Так, например, иностранцы не могут быть:

а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев);

9. Статья 11 ТК, определяя сферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТК особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников — руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см. комментарий к разд. XII ТК).

10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Так, согласно ст. 40 ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих — с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).

12. Статья 11 ТК называет также круг иных лиц (их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.

Так, действие норм трудового права не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторую ГК РФ).

13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

Второй комментарий к Статье 11 Трудового кодекса

1. В комментируемой статье определена сфера действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по кругу лиц. В данной статье установлено, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Следовательно, Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, являются обязательными для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Содержание данной статьи означает, что Трудовой кодекс, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, например являющихся участниками хозяйственных товариществ, акционерами. Поэтому отношения, основанные на личном труде участника хозяйственного товарищества, есть сфера действия норм трудового законодательства. То же касается и работников акционерных обществ. Гражданин, имеющий акции в акционерном обществе, состоит в гражданских правоотношениях, следовательно, на него распространяются нормы гражданского права. Но он одновременно может состоять в трудовых отношениях с данным акционерным обществом. Например, он выполняет трудовую функцию, работая бухгалтером, юрисконсультом и т.д. Тогда он одновременно состоит в двух видах правоотношений: трудовых и гражданско-правовых. Все это дает основание сделать вывод о широкой сфере действия трудового права.

На широкую сферу действия норм трудового права обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (БВС РФ. 2004. N 6) (п. 8).

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи 11 Трудового кодекса РФ иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут реализовать свободу труда путем заключения трудового договора наравне с гражданами Российской Федерации. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в нашей стране.

Вместе с тем есть некоторые ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Они не могут занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изменениями от 11 ноября 2003 г. // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437). Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям и др. (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Все организации, которые расположены на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они полностью или частично иностранным физическим или юридическим лицам, должны применять в отношении своих работников трудовое законодательство Российской Федерации. Однако могут устанавливаться определенные исключения из общего правила федеральным законом или конкретным международным договором.

В настоящее время использование иностранной рабочей силы в России осуществляется в соответствии с двумя Указами Президента РФ: от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4934) и от 29 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (САПП РФ. 1994. N 2. Ст. 77). Этими актами предусмотрена определенная процедура привлечения иностранной рабочей силы. Она привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой, которая осуществляет свои функции в составе Министерства внутренних дел РФ.

Вместе с тем иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов привлекаются к трудовой деятельности без всякого оформления разрешения для работы в организациях с иностранными инвестициями, действующих на территории нашей страны, на должностях руководителей организаций, а также их заместителей, руководителей подразделений этих организаций. Такой же порядок действует в отношении иностранных граждан — деятелей науки и культуры, если они работают на территории России в учреждениях, созданных в соответствии с международными соглашениями; работников дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом; религиозных деятелей; студентов на период прохождения производственной практики во время каникул; корреспондентов и журналистов, аккредитованных в Российской Федерации, и некоторых других граждан.

4. Рассматриваемая статья устанавливает сферу действия общих норм, которые содержатся в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Кодекс предусматривает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Это связано с различными факторами дифференциации правового регулирования труда.

Часть четвертая Трудового кодекса РФ полностью посвящена особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Она включает 16 глав. Кроме того, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников содержатся и в ряде федеральных законов. Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2003. N 2. Ст. 163, N 14. Ст. 1254, N 28. Ст. 2888; 2004. N 31. Ст. 3215); Воздушный кодекс РФ (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383); Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3423). Последний из перечисленных в настоящее время предоставляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Это правило применяется, если исполнительные органы образуются в соответствии с общим собранием акционеров. Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

5. В последней части комментируемой статьи 11 ТК подчеркивается, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей: военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); других лиц, если это установлено федеральным законом.

6. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (БВС РФ. 2004. N 6) Трудовой кодекс не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (ч. 8 ст. 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Так как вы являетесь военнослужащим, то командиры будут упирать на то, что вопросы продолжительности служебного времени военнослужащих регламентируются статьей 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Статья 91 Трудового кодекса РФ устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливаются сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы. Распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает командир воинской части или соединения с учетом задач, стоящих перед воинской частью, места ее дислокации, времени года, местных и климатических условий. В случае, если военнослужащий привлекается к выполнению мероприятий сверх нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, ему в другие дни недели по желанию военнослужащего, а также с учетом интересов военной службы предоставляется время отдыха. В соответствии с пунктом 1 приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и учет предоставленного им времени отдыха ведется командиром подразделения в журнале. Советую вам завести у себя в медслужбе такой журнал, прошнуровать его и опечатать и чтобы секретная часть или кто у вас в части следит за этим, учла его. Вот тогда начнется интересное. Командиры будут этому усиленно мешать. Если готовы бороться, все получится. Учет времени в этом журнале будет играть вам на руку. Кроме того, есть указание ГШ ВС РФ 1996 года № 315/10/3402 о времени работы военных медиков, но при ВВК. Оно ДСП и у меня текста его нет. В военном законодательстве рабочее время военных врачей нигде не определено. К ним применяются общие правила, а именно: для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ). Когда будут вам говорить, что вы должны доказать свою правоту, просите доказать им обратное со ссылкой на законы. Они ничего не найдут. Подключите правоведа части, пусть докажет, что ТК РФ на военнослужащих не распространяется. В законодательстве РФ есть такое понятие: если законом не определено, то действует тот закон, который предусматривает аналогичное. В вашем случае — это положения ТК РФ в части работы медицинских работников.
Отдельным категориям медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени определяется Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
Согласно этому документу установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени:
1) 36 часов в неделю для медицинских работников (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):
— инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов; кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов;
— лепрозориев;
— лечебно-профилактических учреждений (больниц, центров, отделений, палат) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы и их структурных подразделений, а также структурных подразделений организаций здравоохранения (в том числе специализированных), осуществляющих диагностику, лечение, проведение судебно-медицинской экспертизы и другую работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;
— лабораторий (отделов, отделений, групп) организаций здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекций;
— психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов, учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, предназначенных для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, а также учреждений социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий;
— детских психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов; учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, в том числе для слепоглухонемых; домов ребенка (групп) для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (групп), для умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики;
— физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;
— учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, страдающих психическими заболеваниями;
— станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц;
— организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы;
— противочумных учреждений (центров, станций, отделений, отделов, лабораторий, институтов);
— станций и отделений переливания крови;
— лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом;
— организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения;
— работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;
— работающих с применением открытых радиоактивных источников;
2) 33 часа в неделю для медицинских работников (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):
— лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов);
— физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;
— стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов);
3) 30 часов в неделю для медицинских работников (Приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):
— туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений;
— лечебно-производственных (трудовых) мастерских при туберкулезных (противотуберкулезных) организациях;
— клиник (клинических отделений) для больных туберкулезом медицинских, научных, образовательных организаций;
— организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подразделений), для больных туберкулезом детей;
— учреждений социального обслуживания населения, предназначенных для обслуживания больных туберкулезом;
— патологоанатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов;
— учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;
— бюро судебно-медицинской экспертизы;
— организаций здравоохранения;
— работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;
— осуществляющих мануальную терапию (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 10.02.1998 N 39);
4) 24 часа в неделю — для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
При установлении медицинским работникам сокращенной продолжительности рабочего времени следует учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам аттестации рабочих мест (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101, решение Верховного Суда РФ от 10.01.2013 N АКПИ12-1467). Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, далее — Закон N 426-ФЗ).
Скорее всего, в этих приложениях вашей должности нет. Вам определен общий порядок: 39 часов в неделю. Если вы дежурите, то график сменности на определенный период времени (месяц, квартал, год) должен быть составлен с соблюдением норм ТК РФ и Постановления и продолжительность рабочего времени медработника за учетный период не должна превышать 39 (36, 33, 30, 24) часов в неделю. Норму рабочего времени за учетный период необходимо исчислять по расчетному графику пятидневной рабочей недели (5/2).
Для всех медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 39 часов в неделю. Ст. 350 ТК РФ устанавливает продолжительность рабочего времени медицинских работников не более 39 часов в неделю. Ст. 92 ТК РФ и Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870, устанавливающие для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест — не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
Согласно ч. 3 ст. 209 Трудового кодекса вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным — производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ). Соответственно, в случае, если по результатам аттестации рабочих мест условия труда медицинского работника не признаны вредными, ему устанавливается 39-часовая рабочая неделя.
Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда медицинского работника признаны вредными, обращаемся к Постановлениям N 101, N 298/П-22, N 2499 и Приказу N 225: в случае если данное рабочее место не попадает в перечисленные в упомянутых документах категории, то устанавливается 36-часовая рабочая неделя на основании ст. 92 ТК РФ. Если же рассматриваемая работа упомянута в указанных Постановлениях и Приказе — устанавливаем рабочую неделю в соответствии с ними. При проведении аттестации рабочих мест в случае выявления вредных условий труда аттестующая организация указывает в отчете, какая продолжительность рабочего времени и дополнительного ежегодного отпуска предусматривается по данному рабочему месту с учетом выявленных вредных факторов. При определении этих цифр аттестующая организация опирается на указанные выше Постановления. Можете поинтересоваться, произведена ли у вас аттестация рабочих мест.
Статья 94 ТК РФ устанавливает следующую максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:
— при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;
— при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов, если коллективным договором не предусмотрено иное. Как отмечается в некоторых судебных решениях, «закон напрямую ограничивает лишь максимальную продолжительность рабочего времени медицинских работников».
Нередко бывает трудно определить продолжительность рабочего времени руководителей учреждений здравоохранения и их заместителей (главного врача или директора, заведующего, начальника клиники, его заместителей, главных: медицинских сестер, фельдшеров, акушерок), а также зубных техников, диетсестер, среднего медицинского персонала молочных кухонь, санитарок. Все они по своим должностным и функциональным обязанностям непосредственно не занимаются оказанием медицинских услуг, т.е. непосредственно не оказывают медицинской помощи больным и пострадавшим, следовательно, им устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени — 40-часовая рабочая неделя.
Работа медицинского учреждения должна быть организована таким образом, чтобы при составлении графика работы на конкретный учетный период была соблюдена продолжительность рабочей недели при установленной норме рабочих часов. Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».
График работы на определенный период времени (месяц, квартал, год) должен быть составлен с соблюдением норм ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» с учетом следующего:
— продолжительность рабочего времени медработника за учетный период не должна превышать 39 (36, 33, 30, 24) часов в неделю. В соответствии со ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год;
— если в учреждении используется сменный режим работы, то продолжительность междусменного отдыха должна быть не меньше двойной смены, а еженедельный непрерывный отдых — не менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ);
— работа в стационарах лечебных учреждений предполагает ночные смены.
В графике работы в ночное время должно быть учтено в том числе:
— продолжительность работы (смены) в ночное время, как правило, сокращается на 1 час (ст. 96 ТК РФ). Ночными сменами, продолжительность которых должна быть сокращена на 1 час, считаются смены, в которых более половины рабочего времени приходится на ночное время (с 22 до 6 часов).
Однако данное правило не распространяется на работников, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени, в частности на медицинских работников, для которых оно составляет меньше 40 часов в неделю, если иное не установлено коллективным договором. Время, на которое сокращается продолжительность работы в ночную смену, последующей отработке не подлежит;
— если работник относится к определенной категории (женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, матери (отцы), воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, опекуны детей указанного возраста; инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов; работники, ухаживающие за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением), работа в ночную смену осуществляется только с письменного согласия работника и при условии, что такая работа не запрещена ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие, причем по общему правилу работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).
в соответствии с Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 438н работодателю нужно разработать положение о СУОТ. Такая оценка условий труда будет в вашу пользу. Но могут вам ответить, что денег на это не выделялось. Но это не повод не иметь спецоценку. За это полагается штраф на юрлицо, т.е. воинскую часть. Но за это могут и спросить с командира. При проверке Министерства обороны в октябре 2015 года из 500 войсковых частей и организаций Минобороны РФ на территории Восточного военного округа только 47 воинских частей и организаций прошли специальную оценку условий труда. Но главное, что в ряде частей и организаций до проведения спецоценки (с момента вступления соответствующего закона в силу) не проводилась и аттестация условий рабочего места! Как следствие, работники, даже трудясь в условиях вредности, не получали гарантированных ТК РФ компенсаций и гарантий.
После проведения специальной оценки в 2016 году медицинские работники войсковой части 30632 (г. Хабаровск) утратили право на льготы и компенсации за вредные условия деятельности по причине того, что не смогли документально подтвердить факт работы с биологическим материалом (не было договора на утилизацию мед. отходов и вывоз биологического материала; отсутствовала лицензия на право осуществления медицинской деятельности). По факту — вредные условия работы есть, но доказать это из-за недостатков в оформлении документации медработники не смогли. Итог — они утратили свое право на получение льгот.
Когда вы дежурите, то ваша служебная нагрузка составляет 24 часа в сутки, так как вас могут в любой момент привлечь к исполнению обязанностей. Если отдых 4 часа, то за отказ работать во время отдыха могут привлечь за уклонение и т.п.
В заключение могу советовать вам определить для себя — готовы ли вы к борьбе за свои права или промолчите. Добиться можете через жалобу в прокуратуру или иск в военный суд. Но косых взглядов от командира поимеете, да и докапываться будут по мелочам. Так что все зависит только от вашего решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *