Административный штраф

Согласно КоАП административный вид санкций — штраф является мерой наказания за практически каждое преступление. Эту форму воздействия применяют относительно граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц или компаний.

Что такое административный штраф?

Штраф, устанавливаемый за любое административное правонарушение, почти всегда взимается в денежном эквиваленте. Характеристику меры определяет КоАП:

  • санкции может назначить как суд, так и должностные лица, иные органы, уполномоченные рассматривать дела административного типа;
  • законодательно установлен минимальный размер — 100 руб., за нарушение ПДД — от 500 руб;
  • максимальный предел суммы зависит от статуса правонарушителя.
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

На заметку! В зависимости от материального положения нарушителя уполномоченные органы могут дать отсрочку оплаты штрафа до 3 месяцев.

Какие штрафы относятся к административным?

Административный штраф, как устанавливает Кодекс административных правонарушений РФ, является мерой наказания за несоблюдение норм трудового, антимонопольного, налогового, таможенного, земельного, трудового, жилищного законодательства. Санкция также применяется за нарушение закона о потребительских правах или иных сфер права.

Поскольку взыскание осуществляется в денежной форме, учитываются:

  • какое было административное правонарушение и его последствия;
  • количество аналогичных преступлений, совершенных обвиняемым;
  • тип субъекта — для физических и юридических лиц суммы могут значительно отличаться.

Важно! Наложение штрафа допускается вместе с другими санкциями.

Согласно КоАП, единственными гражданами, для которых не устанавливается денежная мера ответственности — призывники ВС, курсанты военных учебных заведений до момента подписания контракта.

Минимальные и максимальные суммы штрафов

Фиксированный размер для уплаты административного штрафа — базовый способ наказания. Окончательная сумма постановления будет зависеть от:

  • суммы невыплаченного налога, сбора или других обязательных взносов в госбюджет;
  • стоимости муниципального или государственного контракта;
  • величины невыполненных договорных обязательств;
  • кадастровой оценки недвижимого имущества;
  • минимальной заработной плате без учета районного коэффициента на момент совершения противоправного действия;
  • стоимости объекта на момент начала или окончания нарушения;
  • типа лиц, привлекаемых к ответственности — для физлиц 25 МРОТ, для должностного лица — 50 МРОТ, для предприятий вне зависимости от формы собственности — 1000 МРОТ.

Отдельные случаи финансового наказания можно представить в виде таблицы.

Тип нарушителя Минимальная сумма Исключения
Физлицо Не более 5 тыс. руб. Статьи, за которые предусмотрен больший размер. К примеру, за посягательство на свободу совести — 30 тыс. руб.
Должностное лицо 50 тыс. руб. Составы правонарушений. Например, строительные работы близ магистрали будут причиной штрафа 800 тыс. руб.
Юрлицо Больше 1 млн руб. Статьи, где указана иная сумма. К примеру, за посягательство на объект культурного наследия нужно оплатить 60 млн руб.

Сумма штрафа для иностранцев

Наложение и исполнение для граждан других государств административного штрафа имеет несколько нюансов:

  • назначение штрафа как дополнительного взыскания. Иностранцы оплачивают санкцию на следующий день после постановления. Невыплата грозит запретом на въезд на 5 лет;
  • иностранные перевозчики оплачивают штрафы не позже общего срока, но до выезда принадлежащего им транспорта.

На заметку! Права назначения взыскания за административное правонарушение есть у суда, федеральных (региональных, муниципальных) должностных лиц, ФНС, таможни, МВД.

Как проверить?

Обнаружить постановление и факт уплаты по предмету административного штрафа можно несколькими способами:

  1. Зарегистрироваться на сайте Госуслуг, зайти в информационный раздел, кликнуть «Получить услугу». Чаще всего по фамилии или номеру СТС проверяется наличие штрафа в ГАИ.
  2. Посмотреть на сайте ГИБДД. Будет нужен регистрационный номер и СТС машины. Понадобится зайти в раздел «Проверка штрафов» и ввести данные.
  3. На сайте ФССП. Требуется войти в сервис «База исполнительных производств». Там можно узнать задолженности и размер текущей оплаты по ФИО, дате рождения и региону. Способы проверки штрафа

Важно! Сайт ФССП выдаст информацию, если относительно должника запущено исполнительное производство.

Как можно оплатить административный штраф?

Оплата после постановления о назначении административного штрафа осуществляется в ГАИ, кассе налоговой службы, банках, терминалах. На сегодняшний день россияне также пользуются интернет-сервисами.

За какой срок нужно оплатить штраф за административное правонарушение?

В КоАП устанавливается срок выплат 60 дней с момента вступления постановления в силу. Постановительный документ приобретает силу только после окончания срока обжалования. Если нарушитель не использовал права подачи жалобы, за административное правонарушение нужно оплатить через 10 дней.

Общее правило исчисления сроков указано в ст.4.8 КоАП. Это 70 дней без подачи жалобы. Отсчет начинается со дня, который следует после вступления в силу постановления.

Статья 4.8 КоАП РФ «Исчисление сроков»

Где взять реквизиты?

Основной документ для оплаты штрафа — это квитанция. Ее выдают после назначения взыскания. В платежке указываются:

  • наименование финансово-кредитной организации, где у получателя открыт счет;
  • номера счетов для расчета и корреспонденции;
  • ИНН организации, выписавшей штраф;
  • сумма для оплаты;
  • тип административного правонарушения;
  • ФИО плательщика;
  • адрес регистрации или место проживания нарушителя.

Важно! Квитанция является доказательством уплаты штрафа. Образец квитанции об уплате

Как оплатить административный штраф через интернет?

Рассмотреть порядок оплаты штрафа онлайн можно на примере сервисов Яндекс.Денег. Нарушитель действует так:

  1. Заходит в электронный кошелек.
  2. Выбирает раздел «Товары и услуги».
  3. Кликает по полю «Штрафы».
  4. Указывает ИНН и название организации-получателя.
  5. Вводит сумму штрафа.
  6. Подтверждает перевод средств. Яндекс.Штрафы

На заметку! Квитанцию платежной системы можно сохранить на ПК, а потом распечатать.

Как оплатить административный штраф через Сбербанк Онлайн?

Оплатить штрафы можно через приложение банка, если у плательщика есть платежная карта или расчетный счет. Для внесения средств понадобится:

  1. Пройти идентификацию в Личном кабинете — ввести логин и пароль.
  2. Зайти в раздел «Платежи».
  3. Выбрать подраздел «ГИБДД, пошлины, налоговые платежи».
  4. Выбрать учреждение, выписавшее штраф.
  5. Ввести реквизиты с квитанции или найти организацию по ИНН. Оплата через Сбербанк Онлайн

Важно! Деньги переводятся получателю только после проверки информации.

Как оплатить административный штраф через Госуслуги

На сайте Госуслуг зарегистрированному пользователю понадобится:

  1. После входа на портал выбрать раздел.
  2. Ввести параметры операции.
  3. Указать в графах сведения о нарушении административного характера и платеже.
  4. Кликнуть по полю «Поиск».
  5. Выбрать способ оплаты — с банковской карты или электронного кошелька.
  6. Ввести нужные реквизиты и нажать «Ок». Оплата штрафа через Госуслуги

Важно! В базе Госуслуг информация о ликвидации долга по административной ответственности появится через 2 дня.

Как оплатить административный штраф через банкомат?

Оплатить пошлину за правонарушение можно в терминале и банкомате по одному алгоритму:

  1. Зайти в меню устройства.
  2. Выбрать раздел «Налоги, штрафы, ГИБДД».
  3. Выбрать нужную организацию.
  4. Указать сумму штрафа.
  5. Ввести данные плательщика.
  6. Вставить деньги в купюроприемник.
  7. Нажать «Ок» и забрать квитанцию.

При наличии платежного поручения можно выполнить следующее:

  1. Найти в меню терминала «Платежи в моем городе». Выберите «Платежи в моем регионе»
  2. Кликнуть «Поиск получателя» и выбрать «По QR-коду».
  3. Поднести поручение к сканеру так, чтобы он считал штрих-код.
  4. Подтвердить действие.
  5. Внести деньги и нажать ОК.

На заметку! Держателям карт определенного банка приходит смс с кодом, который нужно ввести в банкомат или терминал.

Как оплатить административный штраф без квитанции?

Когда плательщик потерял или забыл квитанцию, для оплаты штрафа можно обратиться в кассу банка. понадобится паспорт, пенсионное удостоверение и название инстанции, выдавшей постановление. Банковскому работнику нужно сообщить, сколько требуется оплатить.

На заметку! При утрате протокола и квитанции нарушитель может обратиться в учреждение, наложившее штраф.

Последствия неуплаты административного штрафа

Срок добровольной уплаты составляет для административного штрафа 60 дней и считается с момента вступления в силу постановления. Если ответчик жалобу не подавал, не сделал платеж в указанный срок, возможны следующие взыскания:

  • принудительные отчисления с зарплаты или иного дохода — после начала исполнительного производства ФССП;
  • начисление нового штрафа, арест, исполнительные работы — после составления административного протокола по неуплате.

У плательщика есть права подачи заявлений об отсрочке или рассрочке. Субъекты малого бизнеса при назначении штрафа по результатам проверки могут написать ходатайство о замене выплат предупреждением.

Какие санкции предусматриваются при совершении повторных правонарушений?

Срок давности по правонарушениям административного характера составляет 2 года, если постановление не вступило в силу. В остальных случаях неуплата является уклонением, а нарушение, совершенное второй раз за год — повторным.

Ст. 4.6 Кодекса административных правонарушений рассматривает это как отягчающее обстоятельство. Ответчику грозит наказание в двукратном размере предыдущего штрафа.

Законодательно установлены нарушения административного типа, минимальный и максимальный предел денежной ответственности. Плательщики могут внести средства несколькими способами, оформить отсрочку.

Статья 4.6 КоАП РФ «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию»

1. налоговый орган может инициировать возникновение всех без исключения налоговых правоотношений.

2. налоговый орган может инициировать возникновение некоторых налоговых

3. налоговый орган не может инициировать возникновение каких–либо налоговых правоотношений.

100. Правоотношение по уплате налога может быть охарактеризовано, как:

1. имущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность налогоплательщика.

2. неимущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность налогоплательщика.

3. имущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность публично–правового образования.

101. Правоотношение налогового контроля может быть охарактеризовано, как:

1. имущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность контролируемого субъекта.

2. неимущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность контролируемого субъекта.

3. неимущественное, предусматривающее права и обязанности контролирующего и контролируемого субъектов.

102. Законодатель может установить, что правоотношение по уплате некоторого налога возникает:

1. в результате любой деятельности налогоплательщика, по усмотрению законодателя.

2. в результате любой правомерной деятельности налогоплательщика, по усмотрению законодателя.

3. в результате правомерной деятельности налогоплательщика, имеющей экономическое содержание и результат.

103. НК РФ не регулирует правоотношений:

1. по установлению налогов и сборов в РФ.

2. возникающих в процессе осуществления налогового контроля.

3. возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового преступления.

104. Исходя из нормативного определения, налог – это:

1. индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. индивидуально возмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

3. индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях регулирования наиболее важных видов экономической деятельности.

105. Алименты отличаются от налогов тем, что:

1. алименты не являются индивидуальными платежами.

2. алименты не являются безвозмездными платежами.

3. алименты не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично–правовых образований.

106. Штрафы отличаются от налогов тем, что:

1. штрафы не являются индивидуальными платежами.

2. штрафы не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично–правовых образований.

3. штрафы не являются безвозмездными платежами.

107. Налог отличается от сбора в первую очередь тем, что:

1. налог является безвозмездным платежом, а сбор – возмездным.

2. налог поступает в бюджет публично–правового образования, а сбор – в доход органа власти, совершающего юридически значимые действия.

3. налог является возмездным платежом, а сбор – безвозмездным.

108. Устанавливая налог, публичная власть преследует:

1. исключительно фискальную цель.

2. фискальную цель, но не исключена цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

3. только цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

109. Регулирующая функция конкретного налога заключается в том, что в законе об этом налоге:

1. установлены виды экономической деятельности, которые должен осуществлять налогоплательщик, а также в какой именно сумме он обязан уплатить налог по их результатам.

2. запрещены определенные виды экономической деятельности, которые не облагаются данным налогом.

3. предусмотрены более или менее обременительные налоговые последствия определенных видов экономической деятельности.

110. Используя регулирующую функцию налога, государство стремится оказывать воздействие на:

1. правомерную деятельность частных субъектов.

2. неправомерную деятельность частных субъектов.

3. любую деятельность частных субъектов, по усмотрению государства.

111. Действующий перечень введенных федеральных налогов, а также возможных к введению региональных и местных налогов установлен в:

1. Конституции РФ.

3. Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Страницы работы

Эссе на тему «отличие налога, сбора и штрафов» на 1 страницу

Основные понятия налогов.

Налог-это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с организации и с физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или (муниципальных образований)

Налогообложение в РФ регулируется:

1)Налоговым кодексом, который состоит из 2-х частей, 1-я часть появилась в 1998 г.(Основные понятия налогообложения), 2-я часть появилась в 2000 г.(рассматривает каждый налог в отдельности)

2)Основные элементы налога

г) налоговая ставка

е)льготы по налогу

ж)порядок и сроки уплаты налога

Налогоплательщик (физическое, юр. Лицо и индивидуальный предприниматель)

Налоговый агент-это лица на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет РФ.

Объект налогообложения-это предмет подлежащий налогообложения

2)стоимость реализованных товаров и услуг(доход)

3)доход физического лица

5)имущество, находящееся в собственности у юр. И физ. Лица.

Налоговая база-это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения, это величина с которой непосредственно исчисляется налог.

-Твердые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на 1 ед. налоговой базы

1)Пропорциональные ставки (одинаковый процент% в налоговой базе)

2)Прогрессивные ставки (ставка растет по мере увеличения налоговой базы)

3)Регрессивные ставки (ставка уменьшается по мере увеличения налоговой базы)

Устанавливается для каждого вида налога отдельно

Льготы по налогам

Предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, определенные законодательством и преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками.

1)не платить налог

2)платить налог в меньшем размере

Порядок уплаты налога

1)единовременный платеж в течении определенного периода после окончания отчетного периода

2)единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней

Налоговая нагрузка-обобщенный показатель роли налогов в жизни общества

Показывает какая доля доходов изымается в виде налога

1)Нбр фл = уплаченные налоги/доходы*100%

2) НБР ЮРД =Объявленные доходы/доходы*100%

3) НБР ГОС-ВА =Суммарные налоги сборы бюджетных уровней/ВВП*100%

НБР – (16000*0,13)*12+1700+3500/192000 руб.*100% = 15,7%

Прибыль – 30 руб. НП – 20%

ФОТ – 22,19 руб СВ – 34%, НДФЛ – 13%

База для расчета НДС – 58 руб. НДС – 18%

Выручка 100 руб.

Налог от выручки – 6%

Нбр. юр.л.=2,884+7,54+10,44/100*100 = 0,208 = 20%

Причины налоговых правонарушений.

-Ухудшение финансового положения бизнеса и населения (налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные последствия. если с точки зрения налогоплательщика уклонение себе оправдывает, то скорее всего он уплачивать налоги не станет)

-Налоговая политика государства

-Отсутствие легальных возможностей для обеспечения конкурентно способности

-Несовершенство налогового контроля

-Недостаточная подготовка бухгалтеров и руководителей

— Негативное отношение к существующей налоговой системе

— Низкий уровень правовой культуры

Способы уклонения от налогов

1) Базовая схема

Налогоплательщик переводит свои средства без налично на счет специальных фирм.

2) Традиционная схема

Оплата услуг происходит в наличной форме.

• На имущество предпрятий

• С оборота товаров и услуг

Налоги в зависимости от метода взимания:

• Прямые – устанавливаются непосредственно на доход, прибыль или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служат основанием для налогообложения.

• Косвенные (на потребление) – непосредственно включаются в цену товаров и услуг в виде надбавки и уплачиваются потребителем

Преимущества косвенного налогообложения – не зависят от результатов деятельности предприятия, является сложным для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от уплаты. Охватывают большое число объектов деятельности налогоплательщика.

Критерии от уровня установления:

• Федеральные – устанавливаются, изменяются и отменяются НК РФ и обязательны к уплате

Все налоги уплачиваются:

— выручка (НДС, аксцизы)

— себестоимость (налоги, которые являются частью стоимости продукции, транспортный налог)

Налоговые льготы для предприятий.

Увеличенная норма амортизации.

Ускоренная амортизация для уменьшения налогооблагаемой базы.

Льготы для экспортной деятельности (освобождение от уплаты налога бюджет)

Налог на прибыль – федеральный налог и прямой налог

Регулируется законодательством (федеральный закон о налоге на прибыль предприятия и организации, налоговый кодекс часть 2-я)

Снижение налога на прибыль

1) Использование налоговых льгот.

2) Методы оптимизаци.

Доход от реализации Налог на прибыль

Себестоим. Чистая прибыль

В рамках методов оптимизации предприятие может увеличивать себестоимость следующими способами:

налога возникает:

Ответ: 3. в результате правомерной деятельности налогоплательщика, имеющей экономическое содержание и результат.

Ключ: Правоотношение по уплате налога не может возникнуть в результате неправомерной деятельности налогоплательщика,

поскольку налоги не являются следствием такой деятельности. Кроме того, правомерная деятельность, не имеющая

экономического содержания и результата, не может породить обязанность по уплате налога.

102. НК РФ не регулирует правоотношений:

Ответ: 3. возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового преступления.

Ключ: В силу п. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению

и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля,

обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за

совершение налогового правонарушения. Налоговые преступления и привлечение к уголовной ответственности за их

совершение в НК РФ не урегулированы.

103. Исходя из нормативного определения, налог — это:

Ответ: 1. индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и

(или) муниципальных образований.

Ключ: П. 1 ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций

и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

104. Алименты отличаются от налогов тем, что:

Ответ: 3. алименты не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

Ключ: Алименты (разд. V СК РФ) являются индивидуальным безвозмездным платежом, выплачиваемым в целях содержания

лиц, имеющих на это право. Индивидуальный характер алиментов следует из п. 1 ст. 116 СК РФ: алименты не могут быть

зачтены другими встречными требованиями.

105. Штрафы отличаются от налогов тем, что:

Ответ: 2. штрафы не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

Ключ: Штраф, как наказание за правонарушение, является индивидуальным безвозмездным платежом, налагаемым от имени

государства в целях превенции правонарушений. Индивидуальность штрафа следует, например, из ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ:

административный штраф в общем случае должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной

ответственности. Цель применения штрафа следует, например, из ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: административное наказание

является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и

применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими

106. Налог отличается от сбора в первую очередь тем, что:

17.12.2011 15:09:39 1

Ответ: 1. налог является безвозмездным платежом, а сбор – возмездным.

Ключ: Ст. 8 НК РФ: под налогом понимается . безвозмездный платеж … Под сбором понимается . взнос, … уплата которого

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов . юридически значимых действий…

107. Устанавливая налог, публичная власть преследует:

Ответ: 2. фискальную цель, но не исключена цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

Ключ: Основной целью установления (введения) налога является финансовое обеспечение деятельности публично-правовых

образований (п. 1 ст. 8 НК РФ, иногда именуется «фискальная цель»). В то же время, налоги могут применяться и для

достижения иных публично значимых целей (обычно – целей повышения или снижения экономической привлекательности

какой-либо деятельности). Соответственно, налоги могут преследовать и цель косвенного регулирования правомерной

деятельности частных субъектов.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

1.1. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его подмена понятием «налоговое администрирование». Однако налоговое администрирование по своему содержанию представляет органичную часть управления налоговой системой.

Управление налоговой системой в широком понимании можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) – это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента – это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу – это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Управление налоговой системой в узком понимании представляет собой управление системой налоговых органов.

Таким образом, в основе управления налоговой системой – нормативные правовые акты (налоговое законодательство), организация практической деятельности и контроль.

Налоговое администрирование – одна из частей управления налоговой системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере – Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства.

Основные элементы налогового администрирования следующие:

✓ контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

✓ контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;

✓ организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов) – центральный элемент налогового администрирования. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.

Контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами включает в себя внутриведомственный контроль и налоговый аудит как формы досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Формами организационного, методического и аналитического обеспечения контрольной деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление отсрочек и рассрочек) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Минфин России, ФНС России. Цель налогового администрирования на этом уровне – разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом анализа текущих платежей и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

Налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по устранению указанных нарушений (рис. 1.1).

Учитывая рассмотренные аспекты понятия налогового администрирования, отметим, что оно уже общего понятия управления налоговой системой, но вместе с тем шире определения налогового контроля.

Рис. 1.1. Содержание понятия налогового администрирования

Однако в современной российской практике исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России выполняет две дополнительные (не свойственные фискальным органам) функции: государственной регистрации налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициирования процедуры банкротства организаций. Процедурные вопросы этих функций не являются предметом НК РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управления налоговой системой. Но будучи деятельностью уполномоченных органов управления по обеспечению контрольной функции, представляется, что и регистрация налогоплательщиков, и возбуждение дел по банкротству должников включаются в понятие налогового администрирования.

Налоговое администрирование должно базироваться на реализации такого принципа построения налоговой системы, как принцип эффективности, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Один из показателей эффективности налогового администрирования – минимизация административных расходов по сбору налогов (в том числе на содержание налогового аппарата) и контроля соблюдения налогового законодательства.

На первом этапе современной налоговой реформы, характерной особенностью которого была фискальная направленность, налоговому администрированию были присуще те же недостатки, что и всей налоговой системе:

✓ наличие пробелов и недоработок в общих принципах управления налоговой системой и соответственно налогового администрирования;

✓ недостаточный уровень проработанности законов, регулирующих исчисление отдельных налогов;

✓ недостатки в управлении налоговых органов, в том числе при взаимодействии их с другими государственными органами управления и контроля.

Главная задача того периода состояла в обеспечении любой ценой требуемого объема налоговых поступлений в условиях бюджетного дефицита. При этом действенность и эффективность контроля государства над уплатой налогов была невысокой (по заявлению ряда специалистов и государственных деятелей, уровень собираемости налогов в России составлял 40–60 %, причем без учета так называемых схем оптимизации). Применение схем было и следствием высокого уровня налоговой нагрузки.

Как показывает мировой опыт, более эффективное администрирование налогов (имеется в виду налоговый контроль) и создание экономических стимулов для их уплаты (например, через расширение партнерских отношений) – основные направления решения проблемы уклонения от налогообложения. При этом под первым зачастую подразумевается ужесточение мер по сбору налогов (увеличение административной нагрузки), а под вторым – снижение уровня налогообложения. Однако на самом деле оценка такой позиции неоднозначна. Между теми и другими процессами имеет место достаточно жесткая причинно-следственная связь. Сокращение числа налогов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование механизма налогообложения привели к тому, что вопросы налогового администрирования (как налогового контроля) приобрели особую важность, стали в XXI веке первостепенными. Так, заместитель министра финансов С.Д. Шаталов отмечает: «Снижение налогов само по себе недостаточно для того, чтобы побудить недобросовестных налогоплательщиков в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства. Устанавливая низкие налоги, государство вправе жестко требовать их уплаты. Без этого на рынке не будет равных конкурентных условий, поскольку тот, кто не платит налогов, будет иметь очевидное преимущество перед честным налогоплательщиком».

При этом налоговое администрирование следует признать одной из наиболее социально выраженных сфер управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Налоговая культура создается на основе взаимного уважения всех участников налоговых правоотношений.

Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков могут быть достаточно разнообразными, но укрупненно можно выделить три основных типа:

✓ административного принуждения;

✓ регулируемых альтернатив;

✓ дружественного партнерства.

Соотношение между ними и масштабы их развития определяются проводимой налоговой политикой и качественным состоянием контрольной деятельности.

К методам административного принуждения относятся применение налоговых санкций, арест банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т. д. Исходя из того, что налоги обязательны к уплате, такие обеспечительные меры будут существовать всегда. Введение в действие НК РФ способствовало распространению другого типа методов налогового администрирования, а именно метода регулируемых альтернатив. Налогоплательщикам предоставлена свобода выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением или отказом от налоговых льгот и т. д. Однако после выбора того или иного поведения оно становится обязательным для налогоплательщиков и исходным при проверке налоговыми органами. В некоторых странах декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных силовых методов к отношениям сотрудничества (дружественного партнерства) с налогоплательщиками (заключение соглашений о применяемых ценах по контролируемым сделкам, о переносе сроков уплаты задолженности и т. д.).

Третий метод не так давно считался неприемлемым в российской практике из-за недостаточного уровня налогового администрирования, состояние которого и отражается прежде всего на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Но разработанные законопроекты о регулировании трансфертного ценообразования для целей налогообложения включают в себя элементы заключения соглашений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Однако предполагаемая стоимость заключения соглашения с ФНС России о принципах ценообразования может составить 1,5 млн руб.

Для построения более масштабных отношений партнерства требуются разработка и законодательное установление процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура в некоторых зарубежных законодательствах по налогам состоит в следующем:

✓ налогоплательщик посылает запрос в налоговый орган на предварительное разъяснение положений налогового законодательства;

✓ полученное разъяснение имеет определенную законом юридическую силу;

✓ учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона, т. е. было обоснованным. Для этого большое значение имеют четкость и полнота прописи процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе.

В развитых странах перед налоговыми органами при исполнении ими своих контрольных функций ставится двуединая задача: с одной стороны – содействия добросовестным налогоплательщикам, а с другой – пресечения попыток налоговых правонарушений и наказания за их совершение. Исходя из этого ошибки или нарушения, которые выявляются в ходе налоговых проверок, делятся на следующие группы:

1) допущенные по небрежности или из-за недостатка внимания;

2) допущенные в силу неправильного или неполного понимания закона;

3) злоупотребление легальными льготами или недоработками в законодательстве;

4) намеренно допущенные ошибки или искажения в отчетности (включая применение методов укрытия их от налоговой проверки).

Задача налогового администрирования в условиях развития рыночных отношений состоит и в оперативном реагировании на различные изменения в экономических и налоговых отношениях. Недопоступление налоговых платежей в бюджетную систему может сигнализировать о том, что:

1) действующие нормы налогового законодательства перестали отвечать потребностям экономического развития (отдельных отраслей, видов деятельности, операций и т. д.), и их следует проанализировать и, возможно, изменить;

2) применяемые методы контроля налоговых органов утратили способность отслеживать возникающие схемы минимизации налоговых платежей и перекрывать уход налогоплательщиков от уплаты налогов;

3) усилились международные интеграционные процессы, и возникла необходимость координации действий не только отечественных, но и зарубежных налоговых органов с учетом особенностей национальных налоговых законодательств, а также международных правил об избежании двойного налогообложения.

В результате анализа причин недопоступления налоговых платежей может потребоваться изменение структуры и функций налоговых органов, направлений налоговой политики и методических основ налогообложения.

Состояние налогового администрирования как качество деятельности фискальных налоговых органов по контролю наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лица является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы.

Одна из предпосылок для улучшения климата во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов – установление объективного критерия результатов работы налогового инспектора. Им не должен быть показатель выполнения плана по объему доначислений, произведенных в процессе проведения налоговых проверок. Возможно, им может стать специально разработанный агрегированный показатель, а до него – показатель отсутствия судебных исков по существу налоговых проверок или доля выигранных в арбитражном суде дел.

Важнейшими условиями повышения качества налогового администрирования выступают: совершенствование организационной структуры налоговых органов, укрепление их материально-технической базы, использование новых технологий контрольной работы, в том числе и по отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок, изменение концепции взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень информационно-технологического обеспечения аналитической работы (создание центров обработки данных – ЦОД), повышение квалификации кадров, разработка качественных профессиональных стандартов деятельности работников налоговых органов.

Для современного этапа развития системы налогового администрирования характерно расширение международного сотрудничества налоговых органов разных стран в различных формах – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных соглашений, в том числе направленных на борьбу с уклонениями от уплаты налогов.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под управлением налоговой системой?

2. В чем состоит содержание налогового администрирования? Каковы его элементы и их характеристика?

3. Какие органы являются субъектами первого уровня налогового администрирования? Каковы цели их деятельности?

4. Какие задачи стоят перед субъектами второго уровня налогового администрирования? Каково соотношение налогового администрирования и налогового контроля?

5. Какие методы налогового администрирования вам известны, каковы их организационные характеристики?

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

— доходы от внешнеэкономической деятельности;

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— платежи при пользовании природными ресурсами;

— доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

— доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

— административные платежи и сборы;

— штрафы, санкции, возмещение ущерба;

— прочие неналоговые доходы.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

-доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением установленным БК РФ) в залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными кредитами;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

К доходам от внешнеэкономической деятельности относятся:

— ввозные и вывозные таможенные пошлины;

— таможенные сборы;

— таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа;

— специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные в соответствии с соглашениями о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;

-др.

К платежам при пользовании природными ресурсами относятся:

— плата за негативное воздействие на окружающую среду;

— платежи при пользовании недрами;

— плата за использование лесов;

— плата за пользование водными объектами;

— доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также во вновь осваиваемых районах промысла;

— др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *