Ст. 27 УИК РФ с комментариями

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями .

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву .

Комментарий к статье 49 Уголовного Кодекса РФ

При рассмотрении данного вопроса и далее вопросов о наказании, при отбывании которых в содержание наказания включена обязанность осужденных трудиться, следует сразу отметить, что данный труд не является принудительным или обязательным трудом, запрещенным Конвенцией Международной организации труда N 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.) <1>, где в ст. 2 из понятий «принудительный» или «обязательный труд» исключается, в частности, всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет осуществляться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

———————————
<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. N 13. Ст. 279.

Данное вступление необходимо в связи с тем, что содержание наказания в виде обязательных работ, определенное в ч. 1 ст. 49 УК РФ, заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ).

При назначении наказания в виде обязательных работ суды должны выяснить трудоспособность осужденного и указать в резолютивной части приговора только его размер, исчисляемый в соответствии со ст. ст. 49, 71 и 88 УК РФ.

В ч. 2 ст. 49 УК РФ сроки наказания установлены в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Время обязательных работ, как отмечалось, не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Закон предусматривает и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Согласно ч. 3 ст. 88 УК РФ обязательные работы, назначаемые несовершеннолетним осужденным, имеют несколько иные пределы: они назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов и заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетних работ. Выполняются они также в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность их для осужденных в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а для лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет не может превышать трех часов в день.

Следует подчеркнуть, что замена обязательных работ ограничением свободы или арестом недопустима в отношении несовершеннолетних, осужденных к обязательным работам. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК РФ ограничение свободы к несовершеннолетним не применяется, а арест, на основании ч. 5 ст. 88 УК РФ, возможен лишь к осужденным, достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста (на срок от одного до четырех месяцев).

Обязательные работы имеют и другие ограничения в применении. На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Как уже было отмечено, в ст. 49 УК РФ говорится, что органы местного самоуправления определяют вид бесплатных общественно полезных работ. Таким образом, по смыслу названной статьи органы местного самоуправления определяют и организации, где будут работать осужденные к обязательным работам. Виды и места обязательных работ должны закрепляться актом местной администрации. Аналогичная акция может быть осуществлена также и на договорной основе органами местного самоуправления с организациями, где предполагается использовать труд осужденных к обязательным работам, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязанности администрации организаций, в которых осужденные будут отбывать обязательные работы, сформулированы и закреплены в ст. 28 УИК РФ. На администрацию организаций возлагаются: контроль за выполнением осужденными определенных для них работ; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

На основании ч. 2 ст. 28 УИК РФ администрация организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы.

Другой комментарий к статье 49 УК РФ

1. Признаками данного вида наказания являются:

1) обязательность работ (принудительный характер);

2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время;

3) бесплатность работ;

4) определение их вида и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов (ч. 2 ст. 27 УИК РФ).

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

1) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

2) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).

4. При назначении рассматриваемого вида наказания судам следует выяснять трудоспособность осужденного и учитывать положения ч. 4 ст. 49 о круге лиц, которым обязательные работы не назначаются.

Вид наказания, применяемый судом в отношении конкретного осужденного, определяется исходя из степени его виновности и предусмотренных уголовной статьей вариантов ответственности.

Обязательные работы как вид уголовного наказания применяются в России с 2005 года. Обязательные работы считаются одним из самых мягких видов наказания, не обременяющих осужденных длительными и тяжелыми занятиями.

Недобросовестное отбывание обязательных работ является основанием для изменения данного вида наказания с заменой его на более жесткое.

На вопросы, что такое обязательные работы, и каким образом их можно отбывать осужденным, ответит данная статья.

Обязательные работы: понятие и особенности

Обязательные работы представляют собой вид уголовного наказания, предполагающий исполнение общественно полезных работ осужденным в свободное время.

То есть применяться данная мера ответственности может только по отношению к тем, кто имеет основное место работы или учебы.

Регламентированы обязательные работы ст. 49 УК РФ, а также ст. 3.13 КоАП РФ. С 2013 года обязательные работы появились как вид административного наказания в КоАП РФ.

За отбывание обязательных работ осужденные не получают никакого материального вознаграждения.

Назначается данный вид наказания, как правило, за преступления небольшой тяжести. Трудовые задания в рамках обязательных работ не требуют особых знаний и навыков у осужденных, определенной степени квалификации труда.

Ключевые особенности

Признаками, отличающими обязательные работы от иных видов уголовного наказания, являются:

  • Применение только в отношении официально трудящихся или обучающихся;
  • Работы направлены на получение общественной пользы;
  • Не предполагает оплаты труда, все доходы направляются в государственный бюджет;
  • Не предполагается выбора места осуществления обязательных работ;
  • Носят принудительный характер;
  • Не являются окончательным видом наказания, легко заменяются реальным сроком лишения свободы при нарушениях отбывания.

Обязательные работы предполагают моральное воздействие на осужденного. За незначительные проступки осужденным приходится заниматься неквалифицированной и непрестижной работой, причем в районе их проживания.

Кому назначаются и кому не назначаются обязательные работы?

Обязательные работы представляют собой вид основного уголовного наказания.

Обязательные работы могут быть применены за следующие преступные деяния:

  • Кражи;
  • Неуплата алиментов;
  • Преступления против чужой собственности;
  • Вандализм;
  • Нанесение вреда окружающей среде;
  • Уклонение от выплаты штрафов и др.

В ст. 49 УК РФ прописаны ограничения на круг лиц, в отношении которых данное наказание не может быть применено.

Итак, обязательные работы не могут отбывать:

  • Инвалиды первой группы;
  • Беременные женщины;
  • Женщина с детьми до 3 лет;
  • Военнослужащие-контрактники рядового и сержантского состава, которые не отслужили срок службы на момент вынесения приговора.

К данным категориям граждан применяются иные виды уголовной ответственности.

Виды обязательных работ

В качестве обязательных работ, как правило, используются мероприятия по благоустройству окружающей территории. Выполнять такую работу может каждый здоровый человек, не имея никаких особых навыков. Где можно отработать присужденный срок, решать будет уголовно-исполнительная инспекция.

Виды обязательных работ и места их отбывания определяются совместно местными органами управления с представителями уголовно-исполнительной инспекции.

В качестве обязательных работ могут быть представлены:

  • Уборка улиц;
  • Ремонтные работы подъездов и дворовых территорий;
  • Озеленение города и др.

Выбор конкретного вида работ подбирается исходя из возраста и здоровья осужденного. Отбывать работы можно, как в государственных учреждениях, так и частных.

Время отбывания обязательных работ

Минимальное количество часов для отбывания наказания по решению суда установлено в 60 часов, а максимальное – в 480 часов.

Согласно ст. 49 УК РФ обязательные работы отбываются не более 4 часов в день.

На время отпусков и каникул время отбывания обязательных работ никак не изменяется.

Для несовершеннолетних преступивших закон предусмотрены иные порядки исполнения наказания. Границы временных промежутков для них установлены в 40-160 часов.

Особенности исполнения наказания в зависимости от возраста:

  • 14-15 лет – не более 2 часов в день;
  • 15-16 лет – не более 3 часов в день;
  • 16-18 лет – не более 4 часов в день.

Установленные нормы отбывания наказания могут быть уменьшены по согласованию с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции при наличии уважительных на то причин.

Порядок исполнения наказания

Итак, как отрабатывать обязательные работы? Порядок исполнения обязательных работ предусмотрен ст. 4 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ.

После того, как приговор вступает в законную силу, для исполнения соответствующее распоряжение с копией приговора направляется в уголовно-исполнительную инспекцию. У инспекции есть 15 дней на то, чтобы привлечь осужденного к исполнению наказания.

В области исполнения обязательных работ к основным полномочиям УИИ относятся:

  • Ведение учета осужденных и графиков их работ;
  • Разъяснение осужденным порядка исполнения наказания;
  • Согласование перечня объектов для отбывания обязательных работ с органами местного самоуправления;
  • Инициирование изменения порядка исполнения наказания в случае допуска нарушений в отбывании работ осужденным.

В рамках отбывания обязательных работ на осужденных не заводятся трудовые книжки, и начисляется трудовой стаж.

Чем грозит уклонение от обязательных работ?

Довольно существенная часть осужденных не исполняет наказание в виде отбывания обязательных работ должным образом.

Регулярные прогулы без уважительных причин, попытки скрыться от сотрудников уголовно-исполнительной инспекции рано или поздно приведут к тому, что наказание будет заменено на более серьезное.

Итак, что будет, если не ходить на обязательные работы? Чтобы в отношении Вас было принято решение об инициировании замены обязательных работ лишением свободы, необходимо признать Ваши нарушения злостными.

Основания признания представлены следующим образом:

  • Более 2 прогулов без уважительной причины в течение месяца;
  • Более 2 нарушений трудовой дисциплины в течение месяца;
  • Попытки скрыться от отбывания обязательных работ.

Если осужденный пытается скрыться, его объявляют в розыск с арестом на 48 часов. Судом арест может быть также продлен на 30 суток.

При систематических нарушениях трудовой дисциплины и прогулах уголовно-исполнительная инспекция подготавливает для передачи в суд материал о замене обязательных работ принудительными или реальным сроком лишения свободы.

Срок наказания сохраняется с учетом уже отработанного времени. Один день принудительных работ или лишения свободы равен 8 часах обязательных работ.

Изменение наказания будет осуществляться в судебном порядке с вызовом осужденного, его защитника, прокурора и представителя уголовно-исполнительной инспекции.

Сотрудник УИИ представит для обозрения в суд табель отработанного времени. Осужденный будет давать показания, объясняя свои неуважительные прогулы.

Как правило, если осужденный будет посещать судебные заседания и всячески будет уверять суд в намерении добросовестно отбывать обязательные работы, в изменении наказания будет отказано.

Такая практика имеет место быть на 2020 год. Замене на более жесткие виды наказания подлежат только те субъекты, кто скрывается от ответственности, злостно нарушает законы, пьет и ведет асоциальный образ жизни.

Можно ли заменить на штраф обязательные работы? Заменить обязательные работы на штраф можно в случае идеальной истории исполнения наказания осужденным.

Если у осужденного нет никаких нарушений трудовой дисциплины, можно обратиться с ходатайством в суд о замене наказания на штрафную санкцию.

Отличия обязательных работ от принудительных

Ст. 53 УК РФ предусматривает еще один вид уголовного наказания – принудительные работы. Основные отличия от принудительных работ представлены следующим образом:

  • Обязательные работы не оплачиваются, принудительные – оплачиваются;
  • Обязательные работы придется отбывать в районе проживания осужденного, принудительные могут осуществляться далеко от места постоянного проживания;
  • В принудительных работах из заработной платы осужденного вычитается определенная сумма;
  • Принудительные работы могут применяться за преступления средней тяжести или впервые совершенные тяжкие преступления, обязательные работы – только за небольшую тяжесть;
  • Принудительные работы назначаются от 2 месяцев до 5 лет;
  • Принудительные работы не применяются в отношении несовершеннолетних осужденных, обязательные работы – могут применяться с 14 лет.

По сути принудительные работы – это альтернатива наказания в виде лишения свободы. То есть, это объективно более жесткое наказание в сравнении с применением обязательных работ.

Чем обязательные работы отличаются от исправительных?

Глава 7 Уголовно-Исполнительного Кодекса регулирует порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. Исправительные работы, по большей части, имею сходства с принудительными работами, чем с обязательными.

Основные отличия обязательных и исправительных работ представлены следующим перечнем:

  • Принудительные работы предполагают отчисления в счет государства, в обязательных работах – нет дохода;
  • И те, и другие работы могут применяться в отношении несовершеннолетних осужденных;
  • Исправительные работы могут отбываться на месте работы осужденного, обязательные – не могут;
  • Исправительные работы применяются при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести, обязательные – только при небольшой.

Ограничения на круг лиц, в отношении которых не могут применяться исправительные работы, идентичны с ограничениями для обязательных работ.

Также в случае уклонения от их исполнения, они могут быть заменены принудительными работами или реальным сроком лишения свободы.

Обязательные работы как вид уголовного наказания есть минимально допустимая законом санкция, не считая денежного штрафного взыскания. И даже обязательные работы имеют свои ограничения на круг осужденных лиц.

Такие работы хоть и осуществляются не более 4 часов в день, все равно предполагают тяжелый физический труд, не применимый в отношении определенных категорий граждан.

Обязательные работы – обязательны для исполнения. Нарушение порядка исполнения наказания в виде обязательных работ чревато пересмотром уголовной ответственности.

Более двух пропусков работ в месяц может стать законным основанием реального лишения свободы осужденного.

  • •1. Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод.
  • •2. Принципы уголовно-исполнительного права рф: понятие, виды, содержание.
  • •3. Система уголовно-исполнительного права рф.
  • •4. Цели и задачи уголовно-исполнительного права рф.
  • •5. Источники уголовно-исполнительного права рф.
  • •6. История развития российского уголовно-исполнительного (пенициарного, исправительно-трудового) законодательства.
  • •7. Понятие, структура и содержание Уголовно-исполнительного законодательства рф.
  • •8. Действие уголовно-исполнительного законодательства рф в пространстве и во времени.
  • •9. Понятие и правовое регулирование исполнения и отбывания уголовного наказания.
  • •10.Понятие и функции режима исполнения (отбывания) наказания.
  • •11. Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Виды средств исправления осужденных.
  • •12. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний: понятие, цели и формы реализации.
  • •13. Уголовно-исполнительное законодательство России и международные акты защиты прав человека и обращения с осужденными.
  • •14. Основные положения международных актов об обращении с осужденными.
  • •15. Социально-правовое назначение, понятие и содержание правового положения осужденных.
  • •16. Закрепление правового положения осужденных в законодательстве.
  • •17. Основы правового положения осужденных по уик рф.
  • •18. Основные права и обязанности осужденных.
  • •19. Основные полномочия органов, исполняющих уголовные наказания
  • •20. Задачи и виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
  • •21. Уголовно-исполнительная система: понятие, задачи, правовая регламентация деятельности.
  • •22. Органы управления уис, их полномочия.
  • •23. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его виды и формы.
  • •24. Прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний.
  • •25. Сущность и порядок исполнения наказания в виде обязательных работ.
  • •26. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ.
  • •27. Исчисление срока обязательных работ.
  • •28. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы.
  • •29. Обязанности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде обязательных работ.
  • •30. Ответственность осужденных к обязательным работам.
  • •31. Исполнение наказания в виде штрафа.
  • •32. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • •33. Обязанности администрации организации, в которых работают осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • •34. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • •35. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • •36. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • •37. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ, исчисление срока.
  • •38. Условия отбывания исправительных работ. Обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам.
  • •39. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.
  • •40. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.
  • •41. Меры поощрения и взыскания (ответственности), применяемые к осужденным к исправительным работам.
  • •42. Места отбывания ограничения свободы и направление в них осужденных к этому наказанию.
  • •43. Исчисление срока ограничения свободы. Порядок отбывания ограничения свободы.
  • •44. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к ограничению свободы.
  • •45. Условия труда осужденных к ограничению свободы.
  • •46. Обязанности администрации исправительного центра. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы.
  • •47. Меры поощрения и взыскания (ответственности), применяемые к осужденным к ограничению свободы. Порядок их применения.
  • •48. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград.
  • •49. Исполнение наказание в виде конфискации имущества.
  • •50. Исполнение наказания в виде ареста.
  • •51. Классификация осужденных к лишению свободы.
  • •52. Виды исправительных учреждений.
  • •53. Правовое положение лиц, лишенных свободы (условия отбывания наказания в исправительных учреждениях).
  • •54. Структура исправительного учреждения. Отряд как основное организационное звено в структуре исправительного учреждения.
  • •55. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания и их перемещение.
  • •56. Распределение, прием осужденных в исправительных учреждениях.
  • •57. Понятие, принципы организации и значение режима в местах лишения свободы.
  • •58. Содержание режима отбывания лишения свободы
  • •59 .Способы обеспечения режима в исправительных учреждениях.
  • •60. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
  • •61. Основные принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы.
  • •62. Условия труда осужденных к лишению свободы.
  • •63. Оплата труда осужденных к лишению свободы.
  • •64. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы: понятие и формы.
  • •65. Общее и профессиональное образование осужденных к лишению свободы.
  • •66. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, и порядок их применения.
  • •67. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях общего режима.
  • •68. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях строго режима.
  • •69. Отбывание лишения свободы в исправительных колониях особого режима.
  • •70. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
  • •71. Отбывание лишения свободы в тюрьмах.
  • •72. Отбывание лишения свободы в колониях-поселениях.
  • •73. Изменение исправительного учреждения и режима содержания осужденных.
  • •74. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
  • •75. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе.
  • •76. Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.
  • •77. Организация и условия исполнения (отбывания) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
  • •78. Организация труда в дисциплинарной воинской части.
  • •79. Материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных, отбывающих наказания в дисциплинарной воинской части.
  • •80. Меры поощрения и взыскания, их применение к осужденным военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной части.
  • •81. Основания и порядок освобождения отбывания наказания.
  • •82. Освобождение от отбывания наказания осужденных военнослужащих.
  • •83. Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания.
  • •84. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
  • •85. Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания.
  • •86. Исполнение наказания в виде смертной казни.
  • •87. Контроль за условно осужденными.

Статья 27 УИК РФ. Исчисление срока обязательных работ — размещена в Особенной части Второго раздела Четвёртой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из двух небольших частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 27 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 27 УИК РФ. Исчисление срока обязательных работ

  1. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осуждённый отбывал обязательные работы.
  2. Время обязательных работ не может превышать четырёх часов в выходные дни и в дни, когда осуждённый не занят на основной работе, службе или учёбе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учёбы, а с согласия осуждённого — четырёх часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осуждённому проработать в течение недели меньшее количество часов.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 УК РФ срок обязательных работ исчисляется в часах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок обязательных работ — из расчёта один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ. Согласно ч. 1 ст. 71 УК РФ при частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствуют восемь часов обязательных работ.

Частью 2 ст. 49 УК РФ определяется, что обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов. Несовершеннолетним же обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов (ч. 3 ст. 88 УК РФ). Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осуждённого на работу.

Законодатель достаточно чётко регламентирует время обязательных работ, которое не может превышать четырёх часов в выходные и дни, когда осуждённый не занят на основной работе, службе или учёбе, в рабочие — двух часов после окончания работы, службы или учёбы, а с согласия осуждённого — четырёх часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин (например, болезнь осуждённого, его близких родственников и др.) инспекция по письменному заявлению осуждённого может разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В этом случае инспекция выдаёт на руки осуждённому сообщение для предъявления по месту отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ продолжительность исполнения обязательных работ осуждённым в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет — трёх часов в день. Отметим, что действующим законодательством не регламентирован объем часов в неделю, необходимый для отработки несовершеннолетними, осуждёнными к рассматриваемому виду наказания, из чего можно заключить, что норматив для несовершеннолетних аналогичен нормативу, установленному для взрослых осуждённых, т.е. 12 часов в неделю.

Следует отметить, что ч. 3 ст. 88 УК РФ не устанавливает минимального возраста несовершеннолетнего, отбывающего наказание в виде обязательных работ, хотя уголовным законодательством определён минимальный возраст уголовной деликтоспособности в 14 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *