Опыт

В Википедии есть статья

О́пытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений; также жизненный опыт.

Цитаты

    Вопрос за вопросом, проба за пробой, опыт за опытом — принятие, условное согласие, сомнение, отказ — плод должен удовлетворять не одному и не двум, а целому десятку, пятидесяти, сотне требований; если этого нет, то он выходит из соревнования. И не следует думать, что это работа на два-три года. Я уже двенадцать лет работал над одной нектариной, которая, как я надеюсь, лишь в этом году будет настолько крупной, что я смогу её выпустить в свет.

    — Лютер Бёрбанк, из книги «Жатва жизни», 1926

      Для ясности теоретического понимания нет лучшего пути, чем учиться на своих собственных ошибках, на собственном горьком опыте.

      — Фридрих Энгельс

        Дураки говорят, что они учатся на собственном опыте, я предпочитаю учиться на опыте других.

        — Отто фон Бисмарк

          Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. Выходит, что умные учатся у дураков.

          — (реклама пива «Толстяк»)

            Жизненный опыт — это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся.

              Идти к цели через опыты и учиться на ошибках.:115

              — Томас Эдисон

                Итак, все законы выводятся из опыта. Но для выражения их нужен специальный язык. Обиходный язык слишком беден; кроме того, он слишком неясен для выражения столь богатых содержанием точных и тонких соотношений.:251

                — Жюль Анри Пуанкаре

                  Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению.

                  — Генри Шоу

                    Связь между завтрашней погодой и сегодняшним поведением вороны для нас неясна, но представима; связь между рисунком печени принесённого мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна, и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием душевнобольного? И всё-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно опытом.

                    — Фаддей Зелинский, «Религия эллинизма», 1922
                    • Опыт есть совокупность наших разочарований. (Поль Оже или Оге)
                    • Опыт — это не то, что с вами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло. (Олдос Хаксли)
                    • Опыт растёт прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию.
                    • Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Джош Биллингс)
                    • Опыт хорош, если за него не заплачено слишком дорого. (Томас Фуллер)
                    • Опыт — дитя мысли, а мысль — дитя действия. (Бенджамин Дизраэли)
                    • Опыт — не знания, а ошибки, которые, как известно, не учат. Нет оснований кичиться опытом. (Леонид Зорин)
                    • Опыт — сын ошибок трудных (Александр Сергеевич Пушкин)
                    • Опыт — это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос. (Джудит Стерн)
                    • Опыт — это то, что ты получаешь, когда ищешь нечто совершенно другое. (Томас Дьюар)

                    • Следует помнить, что из опыта мы должны извлечь только мудрость, содержащуюся в нём, — и не больше. (Марк Твен)
                    • Умудрённый опытом остерегается. — Expertus metuit. (Гораций)
                    • Успех зависит от правильно принятого решения, правильно принятое решение является следствием опыта, а опыт, в свою очередь – следствие неправильного решения.
                    • Школа опыта дорого обходится, но глупые люди другой не признают. (Бенджамин Франклин)

                    См. также

                    • Эксперимент

                    На просторах интернета чаще всего встречаются такие поговорки про ошибки:

                    «Дураки учатся на своих ошибках, а умные — на чужих.» – Теодор Рузвельт.

                    «Мудрый учится на чужих ошибках, умный – на своих, а глупый их повторяет.» – Бахтияр Мелик оглы Мамедов.

                    «Дурак учится на своих ошибках. Умный на чужих. Мудрый не совершает ошибок.» – Автор не известен.

                    Какой смысл пытаются вложить авторы в эти высказывания?

                    Во всех этих поговорках содержится три основные мысли: 1) наличие ошибок; 2) совершение/несовершение ошибок; 3) отношение к ошибкам трех участников этого процесса: 1) дурака, 2) умного, 3) мудрого.

                    1) Рассмотрим первую мысль. Что такое ошибка?

                    Ошибка – это непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей; разница между ожидаемой (желаемой) и реальной ситуацией (действием, поступком, результатом и т.п.). Т.е. другими словами, ошибкой чаще всего называют несоответствие между тем «как должно (было) быть» и тем «как есть (стало) на самом деле».

                    2) Вторая мысль. Совершение / несовершение ошибок.

                    Возможно ли в принципе не совершать ошибки?

                    Исходя из определения ошибки, как соответствие / несоответствие ожидания и результата, это невозможно. Только благодаря этому несоответствию и возможен прогресс и любое развитие в принципе (от эволюции в целом до личностного развития в частности).

                    3) Третья мысль. Отношение к ошибкам.

                    В чем же принципиальная разница между тремя персонажами (дурак, умный, мудрец)?

                    Для лучшего понимания принципа «отношения», забежим немного вперед, и зафиксируем утверждение, что «дурак», «умный» и «мудрый» – это один и тот же персонаж, а не три разных.

                    Каждый человек может быть и тем, и другим, в зависимости от отношения к рассматриваемой ситуации.

                    1) Если ошибка (ситуация несоответствия) повторяется в неизменном виде и реакция на нее одна и та же (день сурка), то это – позиция «дурака». Развитие (эволюция, как в широком, так и в узком смысле) невозможно, опыта не добавляется.

                    2) Если человек осознал ошибку (неважно, свою или чужую), приобрел опыт, и в подобной ситуации модель его поведения изменилась, то он «умный». Можно еще добавить к этому его способность моделировать потенциально ошибочные ситуации и не попадать в них (учиться на чужих ошибках по цитатам №№ 1 и 3).

                    3) Но что же тогда остается «мудрому»? Как соотнести то, что он «не совершает ошибки» с тем, что «не совершать ошибки невозможно»?

                    «Мудрый» стал таким не только потому, что он всего лишь научился на своих и на чужих ошибках. Это большое заблуждение и главная логическая ошибка, которую делает большинство людей, цитирующих эту поговорку. Суть статуса «мудрого» заключается в том, что он помимо имеющегося опыта «дурака» и «умного», изменил что-то в себе. Произошла внутренняя трансформация в его мышлении.

                    «Дурак» копит свой опыт, свои ошибки. У него их целая коллекция. Он как нумизмат. Рассматривает эти ошибки, любуется ими. Это его опыт. Он гордится им. Он готов делиться своими ошибками, обмениваться с другими дураками. Даже продавать свои ошибки. На это есть хороший спрос среди его друзей.

                    На своих ошибках невозможно научиться не совершать ошибки и не разочаровываться в своих действиях, или в действиях других. На своих ошибках можно, в лучшем случае, только научиться избегать подобных ошибок (т.е. тех, которые уже были совершены ранее). Но, как только возникает новая (нестандартная) ситуация, и у «дурака» в копилке — новая ошибка)). И так до бесконечности. У него всегда будет дисбаланс между ожиданиями и реальностью. Может быть этот дисбаланс будет субъективно меняться, но разочарования и досады из-за того, что «дурак» что-то упустил, совершив новую ошибку, ему не избежать.

                    «Умный» немногим отличается от «дурака». Он делает все тоже самое, только с чужими ошибками. Если «дурак» – производитель ошибок (представитель реального сектора), то «умный» – посредник, перекупщик. Он сам старается ничего не производить, но использует чужой товар (чужие ошибки). У него такая же коллекция. Он также любит все эти ошибки. Они вызывают у него ностальгию. Он всем рассказывает: «Вот эти ошибки я когда-то совершал сам. А вот эти — я собрал, выменял у других дураков и умных». И он дружит и с умными и с дураками в одних и тех же тематических группах.

                    Фактически, можно сказать так. «Дурак» идет и спотыкается, набивает шишки, весь в синяках и ссадинах. А «умный» идет на «костылях». Костыли — это чужие ошибки, на которые он опирается. Но самое интересное то, что у него отсутствует осознание того, что он — на «костылях». Он их не замечает, не осознает. Он уверен, что он достаточно компетентен, т.к. ошибок он не повторяет, как «дурак». Но его самая большая ошибка — это его «костыли».

                    «Мудр тот, кто знает не много, а нужное». — Эсхил.

                    Секрет «мудрого» кроется в его отношении к ошибке не как к «ошибке», а как к «ситуации». Для мудреца не существует ошибок, поэтому он их и не совершает. Он просто действует. Для него любое его действие – это не ошибка, а опыт. И какой бы этот опыт ни был, он его бодрит, доставляет ему удоволетворение, способствует его росту, развитию, раскрытию личностного потенциала.

                    «Мудрый» идет легкой походкой. У него преимущество перед остальными в том, что ему не нужна коллекция чужих ошибок. Ему некогда их анализировать, копаться в них. У него другие цели и задачи. Его сознание не обременено этой бесполезной информацией.

                    Об этом хорошо сказал С.Л. Рубинштейн: «для человека, как личности, фундаментальное значение имеет сознание, не только, как знание, но и как отношение». Поэтому, «мудрый» сделал предметом своих размышлений сам процесс изменения подобных отношений, т.е., он переосмыслил свое отношение к осуществляемым действиям. Произошла трансформация его мышления.

                    Суть перехода сознания человека в категорию «мудрого» состоит в следующем. В какой-то момент, накопив большую коллекцию ошибок, и получив соответствующий опыт, человек прошел через два этапа осознания. Во-первых, он понял, что спотыкается о свои ошибки, повторяет их вновь и вновь. В этот момент он стал «умным». И во-вторых, осознал, что это не ошибки, а его опыт. Он осознал свою последнюю ошибку. Он стал по-другому мыслить. Произошла смена методологии мышления. Изменилось его отношение к ситуации в целом. Он осознал наличие стереотипов своего мышления. В этот самый момент он стал «мудрым».

                    Все достаточно просто. Нюанс только в том, что такие проблески периодически случаются с каждым, но эти проблески сознания большинством людей остаются либо незамеченными, либо не становятся привычным способом мышления в силу множества причин. И лишь единицы переходят в категорию «мудрых» своим умом. Большинству же необходимо сопровождение. Но, по сути, этот путь может пройти каждый. Весь вопрос только в его продолжительности. Кому-то может понадобиться меньше времени, кому-то и жизни не хватает.

                    Но результат стоит того, чтобы начать этот путь и отказаться от стереотипов мышления.

                    Добавить комментарий

                    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *