Может ли государственное предприятие заниматься коммерческой деятельностью?

Может ли автономная некоммерческая организация «Спортивно-стрелковый клуб» осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация, самостоятельно, не создавая хозяйственные общества или участвуя в них?
Является ли в таком случае предпринимательской деятельностью оказание услуг на платной основе по стрельбе из оружия в тире?

28 апреля 2018

Прежде всего отметим, что принципиальная возможность осуществления автономной некоммерческой организацией (далее также — АНО) предпринимательской деятельности следует как из общих положений гражданского законодательства, посвященных правовому положению некоммерческих организаций (п.п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)), так и из специальных норм, регулирующих деятельность непосредственно АНО (п. 2 ст. 10 Закона N 7-ФЗ, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 5 ст. 123.24 ГК РФ сформулированы не самым удачным образом. Согласно их буквальному прочтению АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. С одной стороны, учитывая, что п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимает прежде всего самостоятельно осуществляемую деятельность, носящую рисковый характер, а участие лица в хозяйственном обществе по смыслу ст. 87 и ст. 96 ГК РФ не предполагает непосредственного осуществления им какой-либо деятельности и означает несение рисков только в пределах внесенного вклада в уставный капитал, можно предположить, что данная норма предоставляет возможность АНО осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, а также создавать хозяйственные общества, занимающиеся такой деятельностью, и/или участвовать в них.
С другой стороны, следует помнить, что п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ под предпринимательской и иной деятельностью некоммерческих организаций, приносящей доход, понимает в том числе и участие этих организаций в хозяйственных обществах. И хотя по уже отмеченным нами выше причинам участие в хозяйственных обществах не отвечает признакам предпринимательской деятельности и должно рассматриваться в качестве иной деятельности, приносящей доход, отсутствие в данной норме четкого разграничения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности позволяет толковать эту норму расширительно. Иными словами, в силу этой нормы участие в хозяйственных обществах может рассматриваться также в качестве разновидности предпринимательской деятельности некоммерческой организации, пусть и осуществляемой опосредованно. Подобное толкование п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ с учетом того, что абзац второй данного пункта предусматривает возможность установления законодательством ограничений на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, изменяет и понимание п. 5 ст. 123.24 ГК РФ: в этом контексте указанная норма ограничивает право АНО на занятие предпринимательской деятельностью только одним способом — участием в осуществляющих соответствующую предпринимательскую деятельность хозяйственных обществах.
Следует отметить, что данная точка зрения поддерживается и судебной практикой, которая указывает на невозможность для АНО осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, без создания соответствующего хозяйственного общества (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5.02.2018 N 18АП-16867/17, апелляционное определение СК по административным делам Белгородского областного суда от 21.07.2016 по делу N 33а-3676/2016, решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.12.2017 по делу N 2а-11057/2017).
Тем не менее, это, на наш взгляд, не означает невозможности для АНО непосредственно оказывать какие-либо услуги, отвечающие целям ее деятельности, и взимать за это плату. Ведь из буквального толкования п. 1 ст. 123.24 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ следует, что основной целью создания АНО является именно предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. При этом ни ст. 123.24 ГК РФ, ни ст. 10 Закона N 7-ФЗ не устанавливают, что такие услуги должны и могут предоставляться АНО только на безвозмездной основе. Не вытекает условие о безвозмездном оказании услуг АНО и из общих положений гражданского законодательства о некоммерческих организациях. Следовательно, можно сделать вывод, что законодательство допускает непосредственное оказание АНО услуг за плату. В противном случае, если бы для возмездного оказания любых услуг АНО требовалось бы создание хозяйственного общества, то, с учетом названных выше целей создания АНО, утрачивался бы всякий смысл в учреждении организации с такой организационно-правовой формой.
Косвенно данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. Так, например, ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет организациям, осуществляющим образовательную деятельность, к числу которых в силу п.п. 18 и 20 ст. 2, ч. 1 ст. 22 этого Закона и п. 3 ст. 50 ГК РФ могут относиться и АНО, право осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
К аналогичному выводу приходят и органы государственной власти в разъяснениях, даваемых ими по вопросам осуществления деятельности АНО. В частности, Министерство юстиции РФ, так же как и суды в приведенных выше постановлениях, отмечает, что предпринимательская деятельность может осуществляться АНО только опосредовано — через создание хозяйственных обществ или участие в них. Однако иную деятельность, приносящую доход, не относящуюся к предпринимательской, АНО может осуществлять без создания хозяйственных обществ или участия в них (смотрите разъяснение «Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций», размещенное на официальном сайте Министерства юстиции РФ в сети Интернет (с текстом разъяснения можно ознакомиться пройдя по ссылке http://minjust.ru/ru/node/313370).
Впрочем, подтверждение возможности АНО самостоятельно извлекать доход путем взимания платы за услуги, оказываемые ею непосредственно в качестве исполнителя, на практике осложняется тем, что понятия «предпринимательская деятельность» и «деятельность, приносящая доход» в законодательстве четко не разграничены.
Выше уже отмечалось, что п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, формально отделяя эти два вида деятельности некоммерческих организаций друг от друга, фактически не дает представления о том, что из перечисленного в этой норме следует считать предпринимательской деятельностью, а что — иной деятельностью, приносящей доход.
Не помогает, как показывают также приводившиеся выше доводы, и использование для такого разграничения общего определения предпринимательской деятельности, содержащегося в п. 1 ст. 2 ГК РФ, поскольку, вопреки указанным в этой норме признакам, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ фактически признает возможность осуществления предпринимательской деятельности через участие в хозяйственных обществах.
Более того, из п. 4 ст. 50 ГК РФ вытекает, что законодатель, по сути, отказывается от использования термина «предпринимательская деятельность» по отношению к деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, заменяя его термином «деятельность, приносящая доход» (в частности, именно последний термин используется при характеристике деятельности бюджетного учреждения — п. 5 ст. 123.22 ГК РФ). Поэтому использование термина «предпринимательская деятельность» по отношению к деятельности АНО в ст. 123.24 ГК РФ является практически единственным случаем в Кодексе, когда данный термин применяется напрямую к деятельности некоммерческой организации. Причем в этой норме также не содержится критериев, которые позволили бы установить, в каких случаях оказание АНО услуг является предпринимательской деятельностью и требует создания хозяйственного общества, а когда — деятельностью, приносящей доход.
Для поиска критерия для такого разграничения следует, на наш взгляд, обратить внимание на сферы деятельности, для предоставления услуг в которых создается АНО (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ). Как мы полагаем, по смыслу, заложенному в указанные нормы законодателем, услуги, которые оказывает непосредственно АНО, должны иметь своей прямой целью достижение определенных результатов именно в соответствующей нематериальной сфере развития человека (общества) (например, результатом может являться получение лицом, которому оказаны услуги, определенного уровня образования, достижение им определенного уровня спортивной подготовки, улучшение состояния его здоровья, продвижение в научной сфере и т.п.).
В пользу данной точки зрения свидетельствует правоприменительная практика, которая подчеркивает, что цели деятельности АНО, обозначаемые в ее уставе и связанные с получением платы за оказываемые услуги, должны иметь своим результатом, в первую очередь, достижение определенных нематериальных результатов, квалифицируемых как общественное благо (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2015 по делу N А72-14649/2014).
Также косвенное подтверждение сделанному нами выводу можно найти и в ранее применявшемся законодательстве. В частности, действовавшие до 1 сентября 2013 года нормы п. 1 и п. 2 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I «Об образовании» не рассматривали в качестве предпринимательской платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения, если получаемый от нее доход полностью шел на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
В связи с изложенным полагаем, что если в рассматриваемом случае оказываемые спортивно-стрелковым клубом на платной основе услуги по стрельбе из оружия в тире имеют своим первоначальным конечным итогом достижение потребителями этих услуг результатов в какой-либо нематериальной, общественно-полезной сфере (например, получение спортивного разряда, обучение безопасному обращению с оружием и т.п.), то такие услуги не должны расцениваться как предпринимательская деятельность и для их оказания клубу не нужно создавать хозяйственное общество.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что в связи с неопределенностью формулировок законодательства, отсутствием как в законодательстве, так и в правоприменительной практике четких критериев для разграничения видов деятельности АНО, все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением, а окончательное решение по заданному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

— подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

— заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

— налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

— сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 2, 2007

Другие вопросы:

  • Меня сократили с основной работы, выплатили среднюю заработную плату, на учет в центр занятости встать не смогу, есть открытое ИП, выплатит ли мне при этом работодатель вторую среднюю заработную плату, если записи в трудовой не будет?
  • Возможна ли регистрация компании на Украине резидентом РФ?
  • Разрешено ли разливать пиво в бутылки по 1,5 л?
  • Как часто работники прокуратуры могут осуществлять проверку одного и того же объекта (ИП) без распоряжения на проверку?
  • Работаю парикмахером, оформлена как положено, но наш работодатель предлагает нам стать ИП, стоит ли мне на это соглашаться?
  • Как правильно составить договор по оказанию физкультурно оздоровительных услуг?
  • Необходимо ли платить фиксированные взносы в Пенсионный фонд физическому лицу, открывшему на себя ИП ?
  • Нужно ли делать переоценку алкогольной продукции с 1 января 2013 года, если закупка была произведена в 2012 году?
  • Как уволить работниц, находящихся в декретном отпуске?
  • Я гражданка Украины, нахожусь на территории РФ. Могу ли я на основании патента и временной регистрации оформить ИП?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *