Об индивидуальном обучении на дому

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация индивидуального обучения на дому

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

1 – 4-е классы

5 – 7-е классы

8 – 9-е классы

10 – 11-е классы

8 часов в неделю

10 часов в неделю

11 часов в неделю

12 часов в неделю

Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.

В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо (куратор, классный руководитель или координатор) готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).

В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Права и обязанности участников образовательного процесса,

реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

Права и обязанности обучающихся

в форме индивидуального обучения на дому

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:

получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:

соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

соблюдать расписание занятий;

находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

Права и обязанности родителей (законных представителей)

Родители (законные представители) детей имеют право:

защищать законные права ребенка;

вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения.

Родители (законные представители) детей обязаны:

выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

Права и обязанности педагогических работников

Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:

знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних занятий;

выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

Администрация школы обязана:

готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.

Порядок управления образовательным процессом

Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.

В компетенцию администрации образовательного учреждения входят следующие управленческие действия:

принятие решения об организации образовательного процесса;

разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;

контроль за распределением и использованием денежных средств.

Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому»

В папку рекомендуется включить следующие документы:

Положение о формах получения образования в образовательных учреждениях города, региона (например, для Москвы это приложение к постановлению правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827 – ПП);

Положение об организации индивидуального обучения на дому;

приказы (копии) «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» на каждого учащегося;

справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации обучения;

расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменного согласованное с родителями;

список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;

учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ);

план внутришкольного контроля индивидуального обучения;

справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;

заявления родителей (законных представителей);

рекомендации психолога, логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому.

Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий

На каждого учащегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденными руководителем образовательного учреждения, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий. После проведения учителем урока родитель (законный представитель) ставит свою подпись в журнале (можно в графе «Домашнее задание»). На основании этих записей производится оплата труда педагогических работников.

В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______ № _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа.

В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.

Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.

Примерный учебный план надомного обучения

Предмет

Учебная нагрузка, ч/неделю

Русский язык

Литература

Математика (алгебра/геометрия)

1,5/1

Окружающий мир/ ОБЖ

Биология

Химия

Физика

География

История

Иностранный язык

Итого часов:

12 (10)

12 (10)

Примечания:

Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям (триместрам, учебным четвертям).

Интегрируются курсы ОБЖ и окружающий мир.

Преподавание курсов биология, физика, химия должно носить экологизированный характер.

Регионоведческое направление должно быть отражено в преподавании чтения, истории, литературы, географии.

Внутренняя документация образовательного учреждения

I. Первым из таких локальных актов является решение педагогического совета школы. В повестке дня августовского педагогического совета рассматривается вопрос о праве учащихся на получение образования в разных формах: экстернат, семейное, обучение на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, заочное обучение.

В протоколе педагогического совета записывается следующее решение:

1. Предоставить учащимся школы по заявлению родителей и медицинским показаниям в 200_/200_ учебном году формы получения образования: экстернат, семейное, обучение на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, заочное обучение.

2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому учащихся школы. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса на основе индивидуального обучения на дому возложить на заместителя директора по УВР.

3. Методическим объединениям согласовать тематическое и поурочное планирование.

4. Заместителю директора по УВР взять под контроль процесс индивидуального обучения на дому и его результативность.

II. Далее администрация школы составляет, а директор школы утверждает Положение об организации индивидуального обучения на дому. Затем директор школы на основе соответствующих документов издает по школе приказ «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

ГОСУДАРСТВЕЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ______

ПРИКАЗ

№_________ от ___________200_ г.

Об индивидуальном обучении

больных детей на дому

На основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и медицинской справки

№ ______ от ________ 200_ года приказываю:

Организовать индивидуальное обучение на дому ученика __класса ________________________________ (ФИО) с «____» ___________200_ года по «____» _____________ 200_ года.

Утвердить учебный план ученика _________ класса ________________________________ (ФИО):

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Русский язык

Литература

Английский язык

Математика

История

Назначить с «___» ____________ 200_ года учебную нагрузку учителям, работающим индивидуально на дому с учеником _____ класса_____________________(ФИО учащегося).

Фамилия преподавателя

Табельный номер

Количество часов

в неделю

Предмет

3.1. Повысить с «___» ______________200_ года на ____ процентов ставку оплаты труда за индивидуальное обучение на дому.

Установить с «___» _____________ 200_ года надбавку за проверку тетрадей и письменных работ ученика _____ класса __________________________ следующим учителям:

Фамилия преподавателя

Табельный номер

Количество часов

в неделю

Предмет

Процент

надбавки

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по УВР _______________________________________ (ФИО заместителя директора по УВР).

Директор ГОУ СОШ № ________________________ /___________________/

Комментарии к приказу об индивидуальном обучении больных детей на дому

Повышение ставок оплаты труда преподавателей за индивидуальное обучение на дому больных детей применяется только в том случае, если заболевание носит хронический характер, подтвержденный медицинским заключением.

На основании письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» учебный план учащегося класса, который приказом директора школы на основании медицинского заключения обучается на дому, финансируется следующим образом:

1 – 4 классы – до 8 часов (доплаты за тетради не устанавливаются);

5 – 8 классы – до 10 часов;

9 – е классы – до 11 часов;

10 – 11 классы – до 12 часов.

Заместитель директора по УВР составляет расписание уроков для каждого обучающегося на дому индивидуально. Расписание может быть представлено в таком виде:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ______ № ____

«_____» _______________ _ г.

Расписание уроков индивидуального обучения на дому

ученика(цы) ________ класса

(ФИО)

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Предмет

Кол-во часов

в неделю

ФИО учителя

С расписанием уроков ознакомлены:

(ФИО родителя или законного представителя)

«______» _________________ 200_ г.

(ФИО классного руководителя)

«______» _________________ 200_ г.

***

Председатель методического объединения или сами учителя школы составляют индивидуальное тематическое или поурочное планирование для каждого ученика.

Образец

Утверждаю

Директор ГОУ ____№ ______

(ФИО)

«______» __________ 200_ г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

(ФИО)

«______» __________ 200_ г.

Индивидуальное обучение на дому

ученика(цы) _____ класса

(ФИО)

Поурочное планирование

Предмет__________________________________________________________________________

Количество часов в неделю__________________________________________________________

Программа _______________________________________________________________________

Учебник ______________________________________________________________________

Дополнительные учебные пособия ___________________________________________________

№ п/п

Название темы и тема урока

К/р, л/р и т.д.

Д/з

Поурочное планирование составлено учителем ____________________ (________________)

Рассмотрено на заседании методического объединения «______» _________________200 _г.

***

Далее заместитель директора по УВР планирует свою деятельность по контролю организации и проведения индивидуального обучения на дому каждого ученика. Все контрольные мероприятия вносятся в план внутришкольного контроля.

Образец

Циклограмма

деятельности заместителя директора по УВР по контролю обучения на дому

учащихся ГОУ _________ № ______ в 200_/200_ году

***

Любой контроль деятельности учителя должен фиксироваться в отчетах и справках.

Образец

Справка

по проверке педагогической деятельности учителей, работающих по плану

индивидуального обучения детей на дому (итоги 1-го полугодия)

№ _______ от «_______» __________________ 200_ г.

В соответствии с приказом по образовательному учреждению «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» от «____» _____________ 200_ г. и планом внутришкольного контроля по индивидуальному обучению на дому была проведена проверка педагогической деятельности учителей (указать ФИО учителей).

На индивидуальном обучении на дому в 200_/200_ учебном году находятся:

Ф.И. ученика — __________ класс (приказ № _____ от 01.09.200_ г.);

Ф.И. ученика — __________ класс (приказ № _____ от 01.09.200_ г.);

Ф.И. ученика — __________ класс (приказ № _____ от 01.09.200_ г.).

Все вышеназванные учащиеся в 1-м полугодии обучались по индивидуальным программам на дому (в соответствии с представленными документами).

Учителя регулярно проводили с учениками уроки согласно расписанию занятий на 1-е полугодие и поурочному планированию.

Изменений и пропущенных занятий не было (если были изменения, то указать причины и результаты).

В дневники и журналы индивидуального обучения регулярно выставлялись отметки. Проведение всех уроков подтверждено подписью родителей в журналах индивидуального обучения на дому.

Все учащиеся, обучающиеся на дому, программу 1 – го полугодия освоили и по всем предметам индивидуального учебного плана аттестованы.

Замечаний по организации образовательного процесса и качеству преподавания со стороны родителей не было.

(Если были замечания, пожелания, претензии, то необходимо либо разъяснить принятые меры, либо приложить акт обследования. Сделать выводы и дать рекомендации по каждому замечанию).

Заместитель директора по УВР _____________________________________________

(ФИО)

***

Существуют еще два важных документа, которые являются причиной и основанием для организации индивидуального обучения детей на дому. Это справки из медицинского учреждения и личное заявление родителей (законных представителей).

СПРАВКА

из медицинского учреждения

Образец

Штамб медицинского учреждения

Директор ГОУ _____ № ________

ФИО (полностью)

Справка № __________ от «____» _______________ 200 __ г.

об обучении на дому

Дата (ФИО полностью) __________________________________________________________

Число, месяц, год рождения ______________________________________________________

Домашний адрес: _______________________________________________________________

Диагноз, патологическое состояние, на основании которого ребенок подлежит индивидуальному обучению на дому, согласно перечню болезней школьного возраста, утвержденному 28.07.1980 Минздравом РСФСР № 281 – М и Минпросом РСФСР № 17 – 13 – 186 (шифр заболевания).

Сроком на ____________ с «_____» _______________ по «_____» ______________________

(Число, месяц, год).

Основание: заключение клинико-экспертной комиссии № _________ от ________________.

(Число, месяц, год).

Главный врач___________________________________________________________________

Заместитель главного врача ______________________________________________________

Заведующая отделением ___________________ ____________________________________

(подписи) (расшифровки подписей)

МП

***

ЗАЯВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Образец

Директору

ГОУ _______________ № _______________

(ФИО)

от родителя (или законного представителя)

(ФИО)

Заявление

Основание: медицинская справка, выданная ________________________________________

(название медицинского учреждения и дата выдачи)

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков ознакомлен(а), претензий по организации процесса обучения и содержанию образовательных программ не имею.

Дата ___________________________________

Подпись ________________________ (расшифровка подписи)____________

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Рассказываем о видах домашнего обучения и разбираемся, как на него перейти.

Надомное, дистанционное, семейное

Многие люди не различают формы образования и форматы обучения, поэтому в вопросах учёбы вне школы много путаницы. Давайте разбираться.

Начнём с формы образования. Их всего две: «внутри» образовательной организации (школы, гимназии, лицея) и вне её. Причём «внутри» вовсе не означает, что ребёнок физически ходит в класс, он может учиться и дома. Но при этом числится в своём классе, получает учебники, занимается по программе школы, сдаёт экзамены по расписанию.

На такое надомное обучение нельзя перейти по желанию родителей — нужно получить заключение медицинской комиссии о том, что ребёнок по состоянию здоровья не может посещать школу. В этом случае учителя будут приходить к школьнику домой или заниматься с ним дистанционно, например по скайпу.

Мы плавно перешли к понятию дистанционного обучения. И это уже не форма образования. Учиться на расстоянии могут дети, которые ходят в школу каждый день, если преподаватели дополнительно используют этот формат. И ребята, к которым педагоги приходят на дом. И те, которые учатся вне школы — получают семейное образование.

Учимся без школы

Теперь подробнее о второй форме образования. Законом «Об образовании» предусмотрено две формы обучения вне школы: семейное и самообразование. До 10-го класса можно получать только семейное образование: ребёнка учат родители и репетиторы. Для старшеклассников допустимо и семейное и самообразование — когда подростки занимаются самостоятельно: читают учебники, слушают лекции, смотрят видеоуроки.

Причин уйти из школы может быть несколько: желание сконцентрироваться на определённых предметах, конфликт с учителями или одноклассниками, профессиональные занятия спортом, музыкой или танцами или просто разочарование в школьном образовании.

Вернуться в школу, так же как перейти на внешкольное обучение, можно в любой момент.

Екатерина Петрова:
«Я столкнулась с постоянным перекладыванием на меня обязанности учить: сын возвращался из школы, и мы ещё 5–6 часов делали уроки. Казалось, школа просто принимает ребёнка, как в камеру хранения. Появились проблемы с успеваемостью и негатив к школе в целом. Сначала мы планировали полгода поучиться самостоятельно, потом — до пятого класса. В итоге Роберт сейчас дистанционно оканчивает шестой класс, и нас всё устраивает».

Что нужно, чтобы перейти на домашнее обучение

  1. Заявление в школу о переводе на семейное образование или самообразование.
  2. Заявление-уведомление о выборе формы обучения в органы местного самоуправления. В Москве это управа района. В Санкт-Петербурге, Севастополе и остальных регионах — Управление образования.
  3. Заявление об отчислении — если ребёнок уже учится в школе. Если вы только готовитесь к поступлению в 1-й класс, то достаточно заявления из второго пункта.
  4. Заявление о проведении промежуточной аттестации в любую школу на ваш выбор.

Аттестация нужна, чтобы доказать, что ребёнок действительно учится. Формально процесс выглядит так: накануне экзамена директор подписывает приказ о зачислении ребёнка в школу на время испытаний. После окончания — приказ об отчислении.

До 9-го класса, когда ребёнку обязательно нужно сдать ГИА, промежуточные аттестации можно вообще не проходить. Но если хотите объективно оценивать успехи домашнего обучения, экзамены лучше сдавать каждый год.

Ежегодную промежуточную аттестацию можно пройти дистанционно. В интернете есть список школ, которые готовы принимать экзамены онлайн за определённую плату.

За и против семейного образования

За

  • Индивидуальный подход. Программу можно гибко адаптировать под способности, ресурсы и даже настроение ребёнка.

Екатерина Петрова:
«У Роберта может быть плохое настроение или апатия. В обычной школе это не причина не ходить на занятия. А так он может вернуться к учебникам, когда будет готов, и освоить даже больше материала, чем заложено в плане».

  • Нет отставания. Если ученик пропустил уроки по болезни, то наверстать упущенное ему нужно самостоятельно. При индивидуальном графике необходимости догонять класс нет.
  • Можно сосредоточиться на поступлении в вуз без «лишних» предметов или освоить программу досрочно и освободить себе год для подготовки к вступительным экзаменам.
  • Отсутствие срочности и оценок. Можно настроиться на свой темп и не исправлять двойки.

Репетитор по математике :
«Сжатые сроки вроде завтрашней контрольной, доклада или ответа у доски, нахождение в системе „хорошо-плохо“ нервируют учеников. Обучение дома снижает уровень стресса: есть определённые рубежи, к которым ребёнок спокойно готовится, равномерно распределяя нагрузку».

Против

  • Подходит не всем детям. Чтобы не завалить аттестацию, нужно заниматься регулярно — придётся разобраться с личной мотивацией.

Репетитор по математике :
«Семейное образование и самообразование подходят способным и целеустремлённым детям. Учиться придётся по напряжённому графику, и тут важно желание ребёнка, а не амбиции родителей».

  • Подходит не всем родителям. Если родители не готовы посвящать время созданию условий и организации обучения на дому, то лучше доверить внешний контроль школе. Также стоит рассчитывать свои силы на оплату репетиторов — без них, скорее всего, не обойтись.
  • Отсутствие социализации. Минус, который легко компенсируется другими активностями ребёнка. Домашнее образование не должно приводить к изоляции.

Андрей Негинский, перешёл на семейное образование в 8-м классе:
«Внешкольное обучение освобождает время для кружков и секций, где можно не только получить дополнительные знания и навыки, но и научиться общаться со сверстниками».

Коротко

  • Никто не может запретить перейти на домашнее образование. Вернуться назад в школу — тоже.
  • Перейти на домашнее образование можно в любом возрасте. Можно сразу не отдавать ребёнка в школу.
  • После перехода на домашнее образование школа вам ничего не должна. Родители сами определяют, с кем и как ребёнок будет заниматься.
  • По закону обязательная аттестация — ГИА после 9-го класса и ЕГЭ после 11-го. Чтобы её пройти, нужно прикрепиться к одной из школ.
  • Чтобы не выпадать из программы, лучше проходить добровольную аттестацию каждый год. Например, сдавать экзамены дистанционно.

Большинство таких детей учится в онлайн-школах или занимается с репетиторами, а потом сдает государственные экзамены, подтверждающие, что учащийся освоил школьную программу. Разбираемся, как это происходит на практике.

Что такое домашнее обучение школьников и как оно проходит

Ученик, обучающийся дистанционно, может заниматься заочно или самостоятельно (семейное обучение). Рассмотрим эти варианты.

Заочно

Такой путь предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий и, строго говоря, не считается каким-то специальным типом образования. Разница между такой системой и ежедневным посещением школы лишь в том, что педагог проводит уроки по видеосвязи и отправляет ученику задания в электронном виде. Аттестация при таком типе обучения проводится, как правило, очно.

При заочном обучении учащийся строго следует государственной программе, он должен пройти все обязательные темы и не может перескочить через класс. На время карантина школы перешли именно на такой формат работы, но немало учеников обучалось так и раньше. Например, школьники с серьезными проблемами со здоровьем, дети экспатов, живущих в других странах, где нет русскоязычных школ, ученики из отдаленных регионов.

Самостоятельно

В отличие от заочного обучения семейное — это отдельная форма организации процесса. Здесь ответственность за образование детей ложится на родителей: они сами выбирают преподавателей и схему взаимодействия ученика с учителем, следят за тем, чтобы ребенок в полной мере изучил школьную программу, но могут и добавлять предметы, которых в официальном учебном плане нет.

В теории, ребенок на семейном обучении может вообще заниматься по программе, составленной мамой и папой, изучая любые выбранные ими предметы. Но на практике все же приходится учитывать Федеральные образовательные стандарты, поскольку среднее образование в нашей стране обязательно и освоить программу 9 классов ребенок должен в любом случае. При этом обучающийся может быть формально прикреплен к школе для сдачи экзаменов или же не проходить никаких аттестаций вплоть до 9 класса, когда он сдает ОГЭ. Есть и третий вариант — альтернативные онлайн и офлайн школы.

Переведите учеников на интерактивные рабочие тетради

Кто и как регулирует домашнее обучение ребенка в России

Закон, регулирующий дистанционное обучение на дому для детей, приняли 8 лет назад. Федеральный закон N 273-ФЗ, вступивший в силу 29.12.2012 года, определяет, какая форма домашнего образования считается допустимой, регламентирует права родителей и школьников, а также разъясняет особенности получения общего образования на дистанционной основе.

Возрастных ограничений закон не устанавливает: переходить на индивидуальный домашний план обучения могут и первоклашки, и старшеклассники.

Кроме того, дети и их родители могут не только выбирать между учебой в классе и домашним обучением, но и изучать часть предметов в индивидуальном порядке, а часть — в общеобразовательной школе. Знания оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций, которые могут проходить как в офлайн, так и в онлайн-формате.

Кто выбирает домашнее онлайн-обучение и почему

По данным исследования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), примерно 52% семей принимает такое решение из-за недовольства школьной организацией обучения: родители считают, что учебные учреждения нерационально используют время учеников и не могут обеспечить достаточного уровня образования.

Около 38% родителей считают, что условия домашнего обучения школьника способствуют укреплению связей внутри семьи и создают более доброжелательную обстановку для ребенка, в то время как в школе он сталкивается с агрессией, непониманием, буллингом. Родителей, выбирающих семейный формат образования из-за состояния здоровья ребенка не так много — около 5%.

Чего ждут родители от учителя для домашнего обучения:

  • безопасная и доброжелательная обстановка для ребенка
  • индивидуальный подход
  • рациональное использование рабочего времени
  • высокое качество образования
  • развитие индивидуальных талантов и способностей ребенка.

Причины перехода на домашнее обучение по исследованию МГППУ

Кому подходит обучение дома

На самом деле, это хороший вариант для самых разных категорий учащихся, а в некоторых случаях и единственно возможный. Вот несколько причин, которым руководствуются родители, забирая ребенка из учебного заведения на надомное обучение:

У семьи нет постоянного места жительства. Если мама с папой часто ездят в длительные командировки, живут за границей или по долгу службы переезжают с места на место, имеет смысл задуматься о заочном обучении. Частые перемены школ не очень хорошо сказываются на успеваемости и психологическом состоянии ребенка, да и уровень преподавания не везде одинаков.

Ученик регулярно в разъездах. Юные спортсмены, музыканты и актеры часто разрываются между поездками на сборы, соревнованиями, репетициями, гастролями и школой — и тогда что-то одно неизбежно страдает. Для таких детей дистанционное обучение может считаться лучшим выходом: оно позволяет разумно распределять время и не жертвовать ни образованием, ни будущей карьерой ребенка.

Ребенку нужен свой темп. Некоторым учащимся трудно поспевать за школьным темпом работы: им нужно больше времени на освоение знаний или в принципе иной подход к организации дня. В классе оценки таких детей могут страдать, а при индивидуальном обучении успеваемость выравнивается.

Это же касается и одаренных детей, которые способны за год освоить программу трех классов. Вундеркиндам очень скучно на школьных занятиях, а из-за скуки, как ни парадоксально, может страдать успеваемость и поведение.

Ребенку трудно влиться в коллектив. Школьные годы чудесны не для всех. Всегда есть ученики, которым сложно вписаться в детский коллектив: они сталкиваются с непониманием, одиночеством, насмешками, а иногда с бойкотом и травлей. Если ситуация не поддается контролю — дистанционные занятия будут более безопасным выходом.

Религия или идеологические убеждения семьи не дружат со школьными. Школьные порядки могут идти вразрез с убеждениями семьи. В случае совсем непримиримых противоречий имеет смысл учить детей на дому.

У ребенка есть особые показания по здоровью. Если слабое здоровье не позволяет ребенку регулярно ходить в школу — заочное или хотя бы очно-заочное обучение даст ему возможность получить качественное образование.

Как подготовиться к переводу на семейное обучение

Некоторые родители хотели бы перевести детей на домашнее образование, но немногие из них представляют, как все организовать. Непонятно с чего начать и какие шаги предпринять, чтобы обучать детей дома. Если родители обратятся к вам с подобным вопросом, предложите им следующий порядок действий:

  • Направить заявление установленного образца в Департамент образования. Там родителям предоставят список учебных заведений, куда можно прикрепить учащегося для сдачи экзаменов;
  • После этого школа должна издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родители должны заключить договор с образовательным учреждением. В нем будут прописаны все обязанности и права родителей, ученика и школы. В документе указывают количество промежуточных аттестаций, их сроки и необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

Заключите со школой договор, чтобы зафиксировать взаимную ответственность по семейному обучению ребенка

Как подготовиться к переводу на заочное обучение

В теории перевести ребенка на заочное или очно-заочное обучение нетрудно, и право на это имеют все родители — им даже необязательно объяснять причины такого решения. Однако на практике школы обычно не в восторге от таких новостей, поскольку для школьной администрации заочник — лишняя бумажная волокита, организационные сложности и пересчет бюджета.

Кроме того, учителя с трудом могут контролировать ученика-заочника во время занятий, но если он плохо покажет себя на экзамене — спросят именно со школы, а не с родителей. Словом, администрацию школы можно понять. Но закон на стороне родителей, и он определяет четкий порядок перехода ребенка на заочное обучение:

  • Уведомить школу. Родителям следует написать заявление о переводе ученика на заочную или очно‑заочную форму обучения и подать его в администрацию учебного заведения. Предпочтительно сделать до начала учебного года, иначе директору будет проблематично внести изменения в ведомости.
  • Изучить программу. Школа должна предоставить детальный учебный план на школьный год. При заочном обучении родители во многом сами решают, как обучать ребенка на дому и как планировать его время. Но тем не менее отступать от программы нельзя, иначе у учащегося возникнут проблемы при аттестации.
  • Вовремя сдавать экзамены. Нужно знать, что не каждая школа дает возможность проходить аттестацию дистанционно — зачастую учебное заведение требует личного присутствия ученика на экзамене или годовой контрольной. Но есть школы, где сдать экзамен можно и по интернету. Все это необходимо обговорить с администрацией учебного заведения еще до перевода ребенка на заочное обучение.

С какими трудностями сталкиваются дети на домашнем обучении и как учителю им помочь

Обучение на дому отличается от обычного ежедневного посещения школы: дети на домашнем обучении сталкиваются со сложностями, которые практически незнакомы их одноклассникам. Учителя и репетиторы, работающие с такими учениками, должны быть готовы помочь в решении этих проблем:

Не хватает общения. На дистанционном обучении у ребенка почти нет контакта с классом и зачастую вовсе нет контакта с учителем. Поэтому особенно важно общаться с учеником в мессенджерах или по видеосвязи. Одного самостоятельного изучения пособий никогда не достаточно для глубокого понимания материала. Родителям учеников-заочников можно порекомендовать не ограничиваться одними только сетевыми образовательными ресурсами, а нанять пару репетиторов по предметам, которые даются ребенку с трудом.

Не получается организовать время. Даже взрослым порой трудно заставить себя работать, что уж говорить о школьниках. В школе их постоянно контролируют, но дома нет звонков и учителей, которые следят за тем, чтобы школьник не бездельничал — у родителей тоже не всегда есть возможность контролировать учебный процесс.

Педагогу, работающему с детьми на дистанционном обучении, придется разработать целую систему мотивации для ученика, которая будет включать в себя не только наказания, но и поощрения, элемент соревновательности (пусть даже и с самим собой). В этом поможет геймификация заданий — благо, цифровые учебные материалы позволяют это сделать. В сети можно найти не только стандартные упражнения, но и обучающие игры, интересные видеоролики по школьным темам и многое другое. Цель учителя — сделать учебу настолько увлекательной, чтобы ребенок сам хотел учиться. А родителям он может порекомендовать составить график учебы и отдыха и научить ребенка его придерживаться.

Быстро утомляются. При дистанционной форме обучения ребенок несколько часов в день сидит перед компьютером: глаза устают, спина начинает ныть, концентрация снижается. Это особенно верно для ситуаций, когда ребенок в основном учится по цифровым текстовым материалам: читает учебники и выполняет однотипные задания. Чтобы сохранить силы и интерес учеников, чередуйте разные активности: почитали учебник, посмотрели видеоурок, сделали интерактивное задание или поиграли в учебную игру.

Самостоятельное обучение на дому — хорошая подготовка ко взрослой жизни. Занимаясь без постоянного присмотра педагога, дети учатся ответственно распоряжаться своим временем, планировать день, искать информацию и использовать онлайн-технологии для саморазвития.

Все это бесценный опыт, ведь сегодня нам постоянно приходится учиться чему-то новому, повышать квалификацию, осваивать смежные профессиональные области. В таких условиях умение учиться может считаться самым важным навыком будущего. И школьники-заочники к моменту получения аттестата осваивают его в совершенстве.

Делимся опытом дистанционного обучения на вебинарах

Что запомнить учителю

  1. Обучение на дому бывает заочным (по школьной программе с прохождением всех школьных аттестаций) и самостоятельным (по собственной программе с прохождением лишь основных аттестаций) — оба они регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ от 29.12.2012 года. Если родители ваших учеников хотят перевести их на заочку, предупредите их, что следует написать заявление в администрацию школы, получить учебную программу и план экзаменов и контрольных.
  2. Дистанционное обучение подходит особоодаренным детям и тем, кто не успевает за школьной программой, детям, которые часто меняют место жительства или активно занимаются внешкольной деятельностью, а также тем, кому здоровье или убеждения не позволяют посещать общеобразовательную школу.
  3. Дистанционное обучение на дому постепенно становится очень распространенной практикой, и есть шанс, что после карантина многие останутся учиться в таком формате. Современный цифровой образовательный контент позволяет учиться из любой точки мира: смотреть видео-лекции, проводить уроки в режиме реального времени, слушать образовательные подкасты, играть в обучающие игры, использовать интерактивную рабочую тетрадь для домашней работы, читать электронные учебники и сдавать экзамены по интернету.
  4. Если вы планируете продолжать работать с учениками на домашнем обучении, не забывайте регулярно с ними общаться, придумывать разнообразные задания и поддерживать мотивацию — на заочном обучении это еще важнее, чем в классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *