АМО ЗИЛ

Изотермический фургон на шасси ЗиЛ-4331.

1991 год. Большегрузная платформа на шасси ЗИЛ-133Г4 работы группы Туманова.
Предназначена для внутризаводских нужд.

992 год. Опытный образец самосвала ЗиЛ-30.250 с колесной формулой 8×4.
Разработка велась группой Туманова для демонстрации возможности установки бескапотной кабины на основе стандартной ЗиЛовской.


Опытный образец седана представительского класса ЗиЛ-4102.

ЗиЛ-ММЗ-4511 на шасси ЗиЛ-131НА.

1991 год. Микроавтобус ЗиЛ-3207 «Юность», обслуживающий сотрудников завода.

Мелкосерийная поисково-эвакуационная машина ЗиЛ-49061 «Синяя птица».

1992 год. Опытный образец двухтонный грузовика ЗиЛ-3207Г на базе микроавтобуса «Юность».
Опытный образец двухосного ЗиЛ-4327.
Самосвал с боковой разгрузкой на базе ЗиЛ-ММЗ-45065 на шасси ЗиЛ-494560.
Седельный тягач ЗиЛ-133ВН.
Вариант со спальным отсеком.
1992 год. ЗиЛ-3301М – предшественник «Бычка».
Завод имени Лихачева – один из старейших производителей автомобилей СССР и России. Основан в 1916 году и упразднен в 2013 году.
Когда-то предприятие занимало территорию площадью 300 гектар и обеспечивало работой до 80 тысяч людей. На сегодняшний день практически все цеха и хозяйственные строения завода снесены, для застройки коммерческими и жилыми зданиями.
В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль ЗиЛ 43276Т.

УДК 930.25

Документы фабрик и заводов традиционно служат источниковой базой для исследования широкого спектра экономических и социальных вопросов развития государства и общества. Оно началось в 1930-е гг. вслед за появлением редакции «История фабрик и заводов». В тот период, как правило, обследовались архивы наиболее старых, прославленных производств. С конца 1950-х гг., когда возобновилась работа по написанию историй промышленных предприятий, спектр их существенно расширился. Немалую роль в этом сыграли Академия наук, исторические отделения университетов.

В постсоветской России важной задачей стало предотвращение утрат документных комплексов уходящих, закрывающихся производств, архивы которых не только имеют большое значение в свете сохранения исторической памяти, но и могут быть использованы при возрождении предприятий в будущем. Кроме того, эти документы необходимы для исполнения запросов социально-правового характера. Поэтому архивисты их разыскивают, проводят экспертизу ценности и принимают на хранение. Особенно широко эта работа велась в регионах, где много закрывающихся шахт. В ряде случаев в целях недопущения гибели документов приходится обращаться в арбитражные суды, как это делается во Владимирской области. Сегодня такая проблема остро стоит перед архивистами г. Москвы. Речь идет о документах Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Созданный еще в годы Первой мировой войны и превратившийся со временем в один из крупнейших в мире производителей грузового автотранспорта, он стал гордостью советского автопрома. После развала СССР предприятие погрузилось в глубокий кризис, но все же продолжило выпуск продукции. Лишь в 2012–2014 гг. по решению основного акционера – Правительства Москвы – производственную деятельность практически прекратили, а территорию завода передали под жилую застройку. В 2015 г. открытое акционерное московское общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачева» было преобразовано в публичное акционерное общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачева» (АМО ЗИЛ). В настоящее время продолжаются снос промышленных сооружений и сокращение штата сотрудников, а главным видом предоставляемых услуг АМО ЗИЛ является сдача заводских помещений в аренду.

Отбор документов предприятия на государственное хранение проводился с 1960-х гг. на плановой основе. Ныне в Центральном государственном архиве города Москвы (ЦГА Москвы) документы ЗИЛа распределены по четырем фондам, в которых содержится 29 463 ед. хр. за 1916–1993 гг. Документы за 1916–1918 гг., т. е. до национализации предприятия, немногочисленны – 342 ед. хр. Современный период его истории практически не представлен, за исключением документов, в основном управленческого характера, начала 1990-х гг. Следует отметить, что часть документов, в которых содержится информация о ЗИЛе, находится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), например, в фондах Совета министров СССР и РСФСР, Министерства здравоохранения РСФСР, Всесоюзного центрального совета профсоюзов, государственного арбитража СССР и т. д., а также в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в составе фондов наркоматов, министерств и объединений, которым в разное время было подотчетно предприятие.

Крупная коллекция архивных материалов (16 700 ед. хр., включая исторически ценные) размещалась в музее АМО ЗИЛ. Помимо делопроизводственных, фото- и аудиовизуальных документов, печатных источников, здесь было собрано множество материалов личного происхождения: записей бесед с работниками, интервью, автобиографий, мемуаров. В 2014 г. деятельность музея была прекращена, а уникальные экспонаты и документы переместили в цеховые помещения. К сожалению, открытого доступа к фондам музея сейчас нет, они опечатаны. Лишь часть экспонатов, главным образом автомобильная техника, представлена в музее «ЗИЛ» в Сокольниках. Кроме того, значительный объем документации, особенно производственных подразделений, хранился в различных корпусах предприятия, многие из которых сносятся или уже снесены. Что-то было спасено добровольцами (преимущественно бывшими сотрудниками предприятия) и оказалось в личном пользовании, однако большая часть документов из демонтированных сооружений погибла.

Неопределенной выглядит судьба документного комплекса, находившегося в инженерном корпусе. Это чертежи, извещения по модернизации и прочая конструкторская документация, при отборе которой на государственное хранение в свое время были сделаны упущения. Отдельного изучения требует судьба заводской библиотеки научно-технической литературы, некогда одной из лучших в СССР по своему направлению.

Наконец, еще одним местом хранения документов бывшего автогиганта является заводской архив, до сих пор существующий как структурная единица АМО ЗИЛ. В настоящее время он располагается в прессово-сварочном корпусе, куда был перемещен из здания заводоуправления. В ближайшие годы планируется снос этого корпуса, поэтому вопрос постоянной дислокации архива остается открытым. Его документы систематизированы по хронологическому и структурному признакам, однако их полноценный учет отсутствует. Основную часть этого архива составляют документы по личному составу: табельные книги, лицевые счета, личные учетные карточки (несколько сот тысяч) и личные дела бывших сотрудников предприятия.

Другой группой материалов, представляющей исторический и практический интерес, является управленческая и техническая документация: приказы, распоряжения руководителей предприятия и его подразделений, протоколы заседаний и совещаний генеральной дирекции, парткома, профкома, планы, отчеты и объяснительные записки по основной деятельности предприятия и его филиалов, отчеты по капитальному строительству и техническому развитию, техническим разработкам, сводные отчеты по технико-экономическому развитию и другие документы по научно-технической, изобретательской деятельности и т. д. Встречаются подробные отчеты о заграничных командировках руководителей и сотрудников предприятия. Кроме того, в заводском архиве присутствуют материалы по другим аспектам развития предприятия: коллективные договоры разных лет, отчеты профкома, книги учета несчастных случаев, журналы регистрации поступивших в архив завода запросов. Имеются также материалы по истории предприятия, подшивка заводской многотиражки с 1928 по 1970 г., фотоальбомы разных лет, грамоты, письма, телеграммы, разнообразная литература о предприятии и его продукции.

Частично представлена и документация предприятия за новейший период (1990–2010-е гг.). Это приказы, распоряжения гендиректора по общим и кадровым вопросам, протоколы заседаний правления, протоколы и стенограммы совещаний, собраний трудового коллектива, собраний акционеров, материалы к ним и другие документы, в том числе редакции газеты «Автозаводец», а также лицевые счета сотрудников Московского карбюраторного завода – бывшего филиала ЗИЛ.

Таким образом, хотя комплекс документов АМО ЗИЛ, имеющих историческую и практическую ценность, находится в ЦГА Москвы, немалая их часть остается на территории предприятия, охваченной строительными работами. При этом особую тревогу вызывает судьба тех из них, что должны храниться постоянно и расширить источниковую базу для исследования социально-экономических процессов XX в.

Список литературы

  1. Мартыненко В.Ю. Проблемы сохранения архивных документов организаций в условиях социально-экономических реформ в 90-е годы XX века: дис. … канд. ист. наук. М., 2010.

  2. Мартыненко В.Ю. Сохранение документов ликвидированных предприятий в г. Шахты Ростовской области // Отечественные архивы. 2007. № 3. С. 22–25.

От редакции. Разделяя обеспокоенность автора проблемой сохранения документов АМО ЗИЛ, редакция обратилась с запросом в Центральный государственный архив города Москвы и получила следующий ответ: «Акционерное московское общество “Завод им. И.А. Лихачева” продолжает входить в список организаций – источников комплектования Государственного бюджетного учреждения города Москвы “Центральный государственный архив города Москвы” в части передачи научно-технической документации. В 2013 г. была принята основная документация о деятельности завода, после чего организация была исключена из списка организаций – источников комплектования архива в части управленческой документации. В настоящее время рассматривается вопрос приема на хранение документов по истории завода имени И.А. Лихачева, конструкторской, аудиовизуальной и другой документации, оставшейся на хранении на заводе​».

Остается надеяться, что документы не будут уничтожены.

Редакция «История фабрик и заводов» была образована постановлением ЦК ВКП(б) от 10 октября 1931 г. при Объединении государственных издательств (ОГИЗ). Постановлением ОГИЗ от 1 января 1933 г. ее объединили с редакцией «История Гражданской войны» в издательство «История Гражданской войны и история фабрик и заводов» при ОГИЗ, а приказом от 22 июня 1937 г. вновь выделили в самостоятельное издательство с прежним названием. Оно занималось сбором документов по истории фабрик и заводов Москвы, Московской области, Ленинграда, Ленинградской области, Урала, Сибири, Украины, по истории метро, железнодорожного и водного транспорта, составлением обзоров архивных материалов и библиографических указателей по этой тематике, подготовкой рукописей к печати. Ликвидировано приказом ОГИЗ от 31 января 1938 г. Архив издательства поступил из Главного управления полиграфической промышленности Министерства культуры СССР в 1955 г. и находится в ГАРФ (Ф. Р‑7952); в его составе 3237 ед. хр. 1859–1938 гг. URL: http://guides.rusarchives.ru/funds/6/gosudarstvennoe-izdatelstvo-istoriy…

Мартыненко В.Ю. Сохранение документов ликвидированных предприятий в г. Шахты Ростовской области // Отечественные архивы. 2007. № 3. С. 22–25. Она же. Проблемы сохранения архивных документов организаций в условиях социально-экономических реформ в 90-е годы XX века: дис. … канд. ист. наук. М., 2010; Даль Е.Л. Проблемы обеспечения сохранности документов по личному составу // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 2 (47). С. 211–218; Василенко В.А., Ухова Г.В. Комплектование муниципального архива документами по личному составу ликвидированных предприятий // Пятые Байкальские междунар. социально-гуманитарные чт.: в 4 т.: материалы. Иркутск, 2011. Т. 2. С. 215–220; Джужуева Н.Г., Захаров В.Е., Мартыненко В.Ю. Комплектование Центра хранения архивных документов в г. Шахты документами ликвидированных организаций // Отечественные архивы. 2014. № 4. С. 18–22.

Квасников С.Н. Некоторые организационно-правовые проблемы комплектования архивов документами ликвидированных организаций во Владимирской области // Отечественные архивы. 2016. № 2. С. 32–38.

Не считая фотодокументов, аудиозаписей и видеоматериалов, находящихся в отделе хранения электронных и аудиовизуальных документов ЦГА Москвы, и документов отдела хранения научно-технической документации Москвы этого же архива.

ГАРФ. Ф. Р‑5446. Оп. 20. Д. 362 (О ценах на оборудование для автозавода им. Сталина. 1937 г.). 6 л.

Там же. Ф. А‑482. Оп. 49. Д. 6731 (Отчет медсанчасти № 1 Московского автозавода ЗИС за 1953 г.). 104 л.

Там же. Ф. Р‑5451. Оп. 20. Д. 200 (Протокол, стенограмма, справки и докладные записки о состоянии работы по ликвидации неграмотности и малограмотности, технической учебы. Обязательство школы фабрично-заводского ученичества Автозавода им. т. Сталина. 1936 г.). 81 л.

Там же. Р‑8424. Оп. 3. Д. 1568 (Арбитражное дело по иску Московского автозавода им. Лихачева г. Москва к Воронежскому заводу тяжелых механических прессов о взыскании 144 322 руб. 05 коп. 1966 г.). 1979 л.

См., напр.: РГАЭ. Ф. 2352 «Учреждения по руководству автомобильными заводами». Оп. 1. Д. 97 (Переписка с 1-м ГАЗ (бывший АМО) о его деятельности. 1924 г.). 154 л.; Ф. 7620. «Государственное всесоюзное объединение автотракторной промышленности ВСНХ». Оп. 1. Д. 165 (Стенограмма совещания в Главном управлении автотракторной промышленности по рассмотрению годового отчета о работе автозавода им. Сталина. 1932 г. Резолюция и заключения по отчетам). 104 л.; Ф. 8115. «Министерство автомобильной промышленности». Оп. 2. Д. 1464 (Планы производства Уральских автозаводов на 1942 г.: ­КПЗИС, МиассЗИС, УльяновскЗИС, ШадринскЗИС, возникших в результате эвакуации Московского автозавода им. Сталина). 178 л.

Так, в 1973 г., как следует из приказа генерального директора ЗИЛа, заводская научно-техническая библиотека насчитывала 373 тыс. книг на русском и иностранных языках. См.: ЦГА Москвы. Ф. Р‑415. Оп. 2. Д. 1842 (Приказы генерального директора для служебного пользования за 1973 г.). Л. 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *