ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • деление дополнительного образования на подвиды;
  • • особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • • особенности реализации дополнительных профессиональных образовательных программ;

уметь

  • • относить программы дополнительного образования к тому или иному виду;
  • • различать понятия «общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы» и «предпрофессиональные дополнительные общеобразовательные программы»;

владеть

• навыками применения норм законодательства о дополнительном образовании в правоприменительной практике.

Дополнительные общеобразовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

Дополнительное образование является единственным видом образования, которое классифицируется на подвиды. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. В соответствии с делением на подвиды определяются виды программ дополнительного образования: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Дополнительные общеобразовательные программы в свою очередь делятся:

  • • на дополнительные общеразвивающие программы;
  • • дополнительные предпрофессиональные программы.

Освоение дополнительных общеразвивающих программ не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Также законодательство не устанавливает каких-либо требований к уровню образования для допуска к освоению данных программ, если иное не обусловлено их спецификой.

Дополнительное образование следует отличать от культурно-досуговой и иной деятельности. Сравним, например, «клуб любителей французского языка» и «курсы французского языка». В первом случае собираются единомышленники и обсуждают какие-либо темы на французском языке. При этом целенаправленная образовательная программа здесь отсутствует — это просто встречи, отдельные семинары и т.д. Во втором случае присутствует образовательная программа и целенаправленные усилия обучающихся по ее освоению. Таким образом, «клуб любителей французского языка» не является дополнительным образованием, а «курсы французского языка» являются.

Одним из существенных различий между дополнительными общеразвивающими программами и дополнительными предпрофессиональными программами являются требования к возрасту обучающихся. Если дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).

Также среди различий между этими программами следует выделить то, что содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ кроме этого должно соответствовать федеральным государственным требованиям (ч. 4 ст. 75 Закона об образовании).

Отметим, что такие требования устанавливаются только к дополнительным преднрофессиональным программам. Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и к срокам обучения но этим программам. Указанные требования в области искусств устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 5 ст. 83 Закона об образовании), а в области физической культуры и спорта — Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 4 ст. 84 Закона).

Кроме этого, рассматриваемые программы различаются по своим целям.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ч. 1 ст. 75 Закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Закона).

Соответственно, слово «предпрофессиональные» в наименовании данной разновидности программ означает, что, несмотря на то что данные программы не повышают уровень образования обучающихся, они готовят их к получению профессионального образования в соответствующей области.

Еще одной особенностью предпрофессиональных образовательных программ является то, что прием на обучение по ним проводится на основании результатов индивидуального отбора. Целью такого отбора является выявление лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта (ч. 6 ст. 83, ч. 5 ст. 84 Закона об образовании).

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области искусств утвержден приказом Минкуль- туры России от 14.08.2013 № 1145. Согласно п. 9 данного Порядка для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, показы, предусмотренные образовательной организацией. Формы проведения отбора по конкретной предпрофессио- нальной программе устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом федеральных государственных требований.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области физической культуры и спорта утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731. В соответствии с п. 4 указанного Порядка индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.

Статьей 83 Закона об образовании дополнительно установлен ряд особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Частью 3 указанной статьи очерчен круг образовательных организаций, в которых могут реализовываться указанные программы:

  • • образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • • профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • • образовательные организации высшего образования.

Еще одной особенностью рассматриваемых программ является то, что их освоение, в отличие от иных дополнительных общеразвивающих программ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается Миикультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Закона об образовании). Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Миикультуры России от 09.02.2012 № 86. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Их количество и виды для конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ. В п. 7 указанного Порядка отдельно подчеркивается, что итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

Часть 14 ст. 60 Закона об образовании устанавливает, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минкультуры России.

Каких-либо специальных документов, которые могут выдаваться лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы, законодательство не предусматривает. Вместе с тем ч. 15 ст. 60 Закона предусматривает возможность выдачи таким лицам документов об обучении по образцу и в порядке, которые самостоятельно устанавливаются реализующими такие образовательные программы организациями.

Для открытия детских школ, курсов, центров, клубов, лагерей и других учреждений для дополнительного образования детей, Вам потребуется оформление образовательной лицензии.

Получение образовательной лицензии — это долгий и трудоемкий процесс.

А при самостоятельном ее получении еще и сопряженный с:

— длительным изучением Вами действующего законодательства

— изучением Вами процедур и порядка подачи документов

— кропотливым и длительным сбором всевозможных бумаг

— большой вероятностью отказа при первой, второй подаче документов на получение лицензии.

Всех этих сложностей Вы можете избежать, обратившись к нашим экспертам!

Лицензия на образовательную деятельность «под ключ».

Наши юристы помогут Вам оформить лицензию на образовательную деятельность «под ключ» за 30 дней!

Даем 100% гарантию (прописано в договоре) получения Вами лицензии, точно в срок и без всякого рода доплат и непредвиденных расходов. Обеспечим полное юридическое сопровождение, т.к. наши эксперты отличаются глубоким знанием законодательства. Оказываем помощь в получение лицензии на образование на всей территории России.

Стоимость услуг – 45 000 рублей.

Госпошлина – 7 500 рублей.

Срок получения лицензии – 30 календарных дней.

Лицензия бессрочная.

Лицензирующий орган – Департамент образования города Москвы и Министерство образования Московской области.

Кому выдаются лицензии на образование

— коммерческим организациям

— некоммерческим организациям

— индивидуальным предпринимателям

Что входит в нашу услугу

Предварительный анализ документации с выявлением и устранением несоответствий

Экспертиза документов на помещение

Оформление пакета документов

Получение заключения Роспотребнадзора (СЭЗ)

Получение заключения ГПН (ГОСПОЖНАДЗОР)

Подача документов в лицензирующий орган

Полное юридическое сопровождение процедуры лицензирования

Получение лицензии и передача ее клиенту

От вас только документы на компанию!

Перечень документов необходимый Нам для работы:

  1. Устав.
  2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  4. Решение или Протокол о создании общества и назначении руководителя.
  5. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений для осуществления образовательной деятельности.
  6. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии оснащения, оборудования для осуществления образовательной деятельности.
  7. Заключение МЧС на помещение для ведения образовательной деятельности (если заявитель – образовательная организация).
  8. Санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение.
  9. Наименование образовательной программы.
  10. Оригинал платежного поручения об оплате госпошлины.

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 04.05.2011 года № 99
  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 года № 174
  • Налоговый кодекс РФ

Либо позвоните нам:

+7 (495) 784-95-35

Санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение для дополнительного образования для детей

Стоимость услуг – 35 000 рублей.
Срок получения заключения – 30 календарных дней.
Заключение бессрочное.
Орган выдающий заключение – Территориальный отдел Роспотребнадзора РФ.

Перечень документов необходимый Нам для работы:

  1. Устав.
  2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  4. Решение или Протокол о создании общества и назначении руководителя.
  5. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений для образовательной деятельности.
  6. Договор на вывоз твердых бытовых отходов.
  7. Договор на утилизацию люминесцентных ламп.
  8. Договор на дезинсекцию и дератизацию помещения.
  9. Медицинские книжки на специалистов (при наличии).
  10. План производственного контроля (при наличии).

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон РФ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ
  • Приказ Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» от 19.07.2007 года № 224

Либо позвоните нам:

Заключение Государственного противопожарного надзора на помещение для дополнительного образования для детей

Стоимость услуг – 35 000 рублей.
Срок получения заключения – 30 календарных дней.
Заключение бессрочное.
Орган выдающий заключение – Территориальный отдел Госпожнадзора РФ.

Перечень документов необходимый Нам для работы:

  1. Устав.
  2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (индивидуального предпринимателя).
  4. Решение или Протокол о создании общества и назначении руководителя.
  5. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии помещений для образовательной деятельности.
  6. Свидетельство об обучении сотрудника по мерам пожарной безопасности.
  7. Акт приемки пожарной сигнализации или договор на ее техническое обслуживание.
  8. План БТИ с экспликацией на помещение.

Нормативно-правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 N 390
  • Приказ МЧС РФ «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» от 12.12.2007 N 645

Либо позвоните нам:

Что такое дополнительное образование взрослых и зачем оно нужно? Поделиться

«Медиашкола в Светлогорске» стала одним из проектов, поддержанных Представительством DVV в Беларуси, чья деятельность направлена на развитие дополнительного образования взрослых. С 20 августа курсы Медиашколы проходят в хабе «Чердак», больше десятка отобранных участников уже готовы создавать собственные проекты. Что же такое дополнительное образование взрослых и зачем оно нужно?

Почему Медиашколу организовали в Светлогорске?

В городе нет высших учебных заведений, молодежь после окончания средней школы уезжает учиться в столицу или областные центры. В регионе недостаточно развито профессиональное образование и ощущается дефицит кадров. Кроме того, отсутствует профессиональное сообщество и не хватает качественных творческих продуктов.

Пилотным городом для проекта выбран Светлогорск, потому что он один из немногих региональных городов, где существует и успешно развивается локальная медиакомпания, со своим региональным телевидением, радио, интернет-порталом, а с недавних пор и со своим креативным пространством – медиахабом «Чердак».

Что это даст городу?

15 участников из Светлогорска и регионов получают знания и навыки создания и менеджмента креативными медиа — это способствует самозанятости и развитию малых городов.

Тесное и устойчивое партнёрство местных властей, активистов, бизнеса и учреждений образования с целью развития доступного современного образования.

Светлогорск при активной поддержке Светлогорского райисполкома становится пионером среди малых региональных городов в дополнительном обучении для молодежи и взрослых в сфере креативной экономики (с фокусом на медиа).

Медиашкола организована для тех, кто хочет войти в журналистику или запустить и развивать свой медиапроект, а также для тех, кто хочет попробовать себя в совершенно новой сфере.

Профессионалы в своей области – редакторы, журналисты, фотографы – делились с участниками опытом и обучали вещам, важным при создании собственного проекта: работа с текстом, фотографией и видео.

Антон Кашликов, главный редактор 34mag.net и 34travel.me, один из преподавателей курса медиашколы:

«Основная аудитория – 16-20-летние ребята, которым чертовски не хватает подобных («Как устроена работа современных медиа») спичей. Всегда прет, когда видишь и понимаешь, как жадно впитывают твои, казалось бы, прописные истины.

И в таком – их – возрасте все еще возможно. Вдохновить, направить, сориентировать. Устроить встряску, в конце концов.

Если и есть смысл во что-то вкладываться в беларусских малых (да и больших) городах, то это в неформальную образуху. Молодняк жадно хочет впитывать новое.

Чтобы зерна проросли, их нужно бросать в землю».

Мы попросили участников медиашколы поделиться впечатлениями о курсах и рассказать о том, какие проекты они уже готовы создать:

Александр Хованов:

«В медиашколе я узнал много нового о фотографии и построении фоторепортажа, о тонкостях и особенностях видеоконтента. Хорошие семинары были по организации и структуре медиа-проектов. Понравилась тема о построении и дизайне веб-сайтов, мы самостоятельно спланировали структуру и дизайн веб-сайта.

Необычно было узнать, что сейчас информация сама по себе не дает преимуществ. В наше время хакеры извлекают информацию из самых закрытых источников и предают огласке, информация обесценивается. Чтобы оставаться конкурентоспособным, в современном мире, необходимо генерировать идеи каждый день».

Даша Калинова:

«Очень здорово, что преподаватели не просто учили, но и открыто делились опытом, даже если он не был положительным, и готовы были честно отвечать на вопросы.

Теперь попробую создать сайт. Хочется показать положительные черты Светлогорска, которые, возможно, неочевидны с первого взгляда, особенно если судить о городе со стороны, по старым слухам и новостям, которые появляются в больших СМИ».

Вика Ярец:

«Хотелось бы отметить замечательный подход преподавателей, когда самые сложные темы объяснялись на примерах, доступных каждому. Было занятие, где мы за 15 минут сделали видеорекламу.
Насчёт медиапроекта… есть хорошая идея для нашего города, но пока все карты раскрывать не буду».

Елизавета Емельянчик:

«Безумно интересные лекции. В первых два дня у нас были практические занятия, сначала нужно было придумать за 20 мин свой сайт, было прикольно объединяться мыслями с другими людьми, на 2-ой день мы создавали 30-секундное видео, у нас было только 30 минут. Бегали по городу в поисках темы и вдохновения.

Встреча с ребятами из 34mag.net — вообще фантастика, не могу не отметь лекции с Еленой Сэки, работа с текстом вообще удивительная штука!

Теперь у меня есть идея (медиапроект). Она очень необычная, и такого в городе точно не было. Вы все узнаете подробнее позже. Пока не хочу раскрывать карты».

Саша Семенова:

«Я очень надеюсь, что на этом активность не закончится, будут еще крутые проекты и встречи. У меня есть идея проведения мероприятия в медиахабе «Чердак». Пока я обдумываю, как ее облачить в более конкретную форму».

Диана Рудницкая:

«У меня есть классная идея. Я очень люблю свою страну, и хотела бы снять видео, может, на тему малой родины.

Все было организовано с юмором, доступно и понятно. Например, был опрос: нам дали выбрать цвет и геометрическую фигуру, никто не предпочёл коричневый цвет и прямоугольник. Возник вопрос: почему мы строим коричневые и прямоугольные здания?

Очень понравилось правило: «Если делать что-то — нужно делать так, чтобы это было необходимо, как зубная щётка, всем людям и как минимум два раза в день!»

Пилотный проект «Доступное образование в сфере креативной экономики: медиа-школа в Светлогорске» реализуется в рамках проекта «Развитие образования взрослых в Беларуси» при поддержке Представительства зарегистрированного общества «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (ФРГ) в Республике Беларусь (DVV International) и содействии Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ).

Дополнительное образование

Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование.

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности;
  • в научных организациях.

Дополнительное образование взрослых

Образовательным учреждением дополнительного образования взрослых является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором лица в возрасте старше 18 лет составляют не менее 50 процентов от общего количества обучающихся.

Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых могут быть следующих видов:

  • академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (высшая школа);
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • учебные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки (учебные центры обучения работников на производстве);
  • курсы повышения квалификации (школы технического обучения);
  • иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых.

Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки и институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовывать образовательные программы послевузовского профессионального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.

Дополнительное образование взрослых включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку, а также содействует получению образования нового уровня, удовлетворению интеллектуальных и других потребностей личности, в том числе по инициативе работодателей.

Дополнительное образование взрослых должно обеспечить непрерывность их образования, предоставление им возможности получения дополнительного образования, необходимого для осуществления профессиональной и иной деятельности (в том числе в области охраны здоровья и охраны окружающей среды), для обеспечения адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям и для удовлетворения интеллектуальных и других потребностей личности.

Дополнительное образование взрослых осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, если профессиональное дополнительное образование взрослых является их трудовой обязанностью.

Если Вы собираетесь создать учреждение дополнительного образования взрослых, то необходимо знать, что данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в форме некоммерческой организации. Специалисты «Столичного центра образования» готовы помочь Вам в подготовке учредительных документов негосударственного учреждения начального образования, а также оказать помощь в государственной регистрации.

Для того, чтобы начать процедуру лицензирования учреждения дополнительного профессионального образования, необходимо собрать пакет документов и предоставить их в службу «одного окна». Стоит учесть, что если представители службы «одного окна» найдут какие-либо недочеты в предложенном пакете документов, то они вправе отказать в приеме заявления на получение лицензии. Чтобы не тратить свое время на повторное обращение в органы лицензирования, многочисленные переоформления и согласования бумаг, Вы можете обратиться в «Столичный центр образования». Наши специалисты, знакомые со всеми тонкостями оформления документов для получения лицензии:

  • проконсультируют Вас по всем вопросам получения лицензии, предоставят информацию о необходимых документах;
  • при наличии готового пакета документов, проверят его на соответствие требованиям, предъявляемых лицензирующим органом к соискателю образовательной лицензии;
  • подготовят полный пакет документов (включая заключения Роспотребнадзора (СЭС) и ГПС) для получения лицензии начальным образовательным учреждением;
  • при наличии доверенности от соискателя лицензии предоставят пакет документов в службу «одного окна»;
  • разработают нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность образовательного учреждения.

Срок подготовки лицензии по результатам документарной проверки составляет 45 дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии, но срок может быть продлен по инициативе лицензирующего органа для получения информации от иных органов исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

«Столичный центр образования» предоставляет услуги по защите интересов соискателя лицензии при работе экспертной комиссии по оценке соответствия лицензионным требованиям в процессе плановых и внеплановых проверок лицензирующим органом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *