Договор ренты

Чтобы грамотно составить договор ренты на квартиру между родственниками либо третьими лицами, рекомендуется предварительно ознакомиться с особенностями данной процедуры. В зависимости от вида документа при обращении к нотариусу и в регистрирующий орган может потребоваться разный пакет документов.

Особенности сделки



Когда составляется договор ренты, владелец отчуждаемого имущества передаёт свои права на владение другому человеку, который обязуется производить финансовую поддержку в виде ежемесячных или ежегодных выплат либо другим образом способствовать содержанию собственника (583 статья ГК РФ). Возникающие правоотношения регулируются 33 главой ГК РФ.

К обязательным пунктам, без которых документ будет считаться недействительным, относятся:

  • указание предмета отчуждения и его подробная характеристика (то есть конкретной квартиры);
  • определение обязательств должника.

Кто может заключать сделку?

В зависимости от разновидности договора к получателям ренты (иначе рентным кредиторам) относят граждан и некоммерческие организации (последние могут заключать только договор постоянной ренты).

Плательщиками ренты (иначе рентными должниками) могут быть и физические, и юридические лица. Хотя законодательство не имеет чёткого определения сторон сделки, в зависимости от разных видов документа выделяется круг лиц, выступающих в роли контрагентов.

Виды договора

Гражданское законодательство выделяет 3 вида документа, а именно:

  • договор пожизненной ренты;
  • договор постоянной ренты (выплачивается в бессрочный период);
  • договор пожизненного содержания с иждивением.

Постоянная рента

Такой вид договора подразумевает, что обязательство о финансовом содержании кредитора ложится на должника на неопределённый срок (т. е. бессрочно), а перечисление выплат должно осуществляться с постоянной периодичностью.

Подобный рентный доход гражданин может передать или получить по наследству, а также обрести через переуступку прав требования. Вся ответственность за нанесение повреждений и ущерба жилому помещению лежит на должнике, однако он вправе обратиться в судебную инстанцию за снижением размера выплаты кредитору или прекращения договора ренты.

Пожизненная рента

Документ оформляется при условии, что финансовая поддержка от плательщика будет поступать кредитору до момента гибели выгодополучателя или другого гражданина, указанного в тексте договора.

Законодательство не запрещает включать в список получателей ренты нескольких лиц. Отличием от постоянной ренты является тот факт, что какое-либо повреждение отчуждённой квартиры не становится причиной прекращения обязательств должника.

Договор пожизненного содержания с иждивением

Данный вид сделки заключается в Российской Федерации наиболее часто по сравнению с другими, особенно между родственниками. По данному документу квартира, принадлежащая кредитору, отдаётся в собственность другого человека при условии, что вторая сторона обязуется пожизненно содержать на иждивении бывшего владельца жилья или указанное в тексте документа иное лицо.

Правила составления договора

Чтобы грамотно оформить договор ренты между родственниками либо третьими лицами, следует придерживаться указанного ниже порядка действий:

  • получить бумаги, которые необходимы для обращения в МФЦ или единый Росреестр;
  • составить документ самостоятельно либо с помощью специалиста;
  • подписать договор и заверить в нотариальной конторе;
  • переоформить право владения в регистрирующем органе.

Форма документа

Согласно 584 статье ГК РФ, любой договор ренты обязательно составляется в письменном виде и заверяется в нотариальной конторе, иначе сделка будет признана судом недействительной.

Сроки действия сделки

Если заключается договор пожизненной ренты, период действия сделки длится до момента гибели кредитора или другого гражданина, имя которого указано в документе в качестве получателя платежей. Если же подписан постоянный договор ренты, выплаты на содержание рентополучателя должны производиться бессрочно.

Типовой образец документа представляет собой соглашение, заключаемое между родственниками или третьими лицами с указанием следующих данных:

  • размеров рентной суммы и периодичности её выплаты;
  • сведений из паспортов сторон (если участники сделки – физические лица) или информации из учредительных документов, адресов регистрации (для коммерческих и некоммерческих учреждений);
  • предмета договора (т. е. отчуждаемой квартиры) и его детального описания;
  • данных получателя выплат (это может быть кредитор или другие граждане, указанные в тексте документа);
  • обязанностей и ответственности сторон при просрочке платежей, а также прав участников;
  • прочих вопросов, которые необходимо обговорить во время заключения сделки;
  • подписей сторон.

Ознакомиться с документом возможно на примере образца, здесь вы можете скачать стандартный договор ренты.

Образец договора ренты квартиры

Список требующейся документации

В зависимости от вида документа, сторонам сделки может понадобиться различный перечень требующихся бумаг, чтобы удостоверить договор ренты в нотариальной конторе. К основной документации относятся:

  • экспликация отчуждаемого жилого помещения и его поэтажная планировка (выдаётся в БТИ после заполнения соответствующего заявления и оплаты услуг государственной организации);
  • доверенность представителя и его паспорт (если сторона действуют от его имени);
  • справки из МФЦ (единый жилищный документ, копия финансового лицевого счёта, справка из домовой книги);
  • паспорта сторон;
  • кадастровый паспорт жилья и справка о его оценочной стоимости из единого Росреестра или МФЦ;
  • сам договор ренты в трёх экземплярах;
  • справка из медицинского учреждения об отсутствии серьёзных проблем со здоровьем (например, из психоневрологического и наркологического диспансеров);
  • правоустанавливающие бумаги (а именно свидетельство из Росреестра о праве владения отчуждаемым жилым помещением и документ, на основании которого возникли эти права изначально, к примеру, дарственная);
  • выписка об отсутствии каких-либо финансовых задолженностей и обременений из ЕГРП;
  • справка об уплате стоимости госпошлины за удостоверение бумаг.

После заверения бумаг у нотариуса участники сделки должны зарегистрировать факт передачи прав на жильё в МФЦ или отделении Росреестра, предоставив:

  • договор ренты в трёх экземплярах;
  • удостоверения личности всех сторон;
  • правоустанавливающие бумаги, утверждающие право владения квартирой;
  • талон об уплате соответствующей госпошлины;
  • доверенность и паспорт представителей (если необходимо).

Стоимость оформления ренты

Отчуждаемая квартира передаётся между родственниками или третьими лицами за выплату определённой денежной суммы (правоотношения в этом случае регулируются 30 главой ГК РФ, касающейся сделок о купле-продаже) или бесплатно (отношения сторон контролируются 32 главой ГК РФ, касающейся осуществления дарения).

Госпошлина за перерегистрацию прав на жильё составит для граждан 2 тысячи рублей, а для юридических лиц – 22 тысячи рублей (на основании 22 пункта первой части 333.33 статьи НК РФ).

Чтобы оформить договор ренты у нотариуса, требуется заплатить госпошлину в размере 0,5% от оценочной стоимости отчуждаемого жилого помещения (при этом сумма не должна быть выше 20 тысяч рублей и меньше 300 рублей), в соответствии с 5 пунктом первой части 333.24 статьи ГК РФ.

Процедура оформления договора ренты делится на несколько важных этапов, о которых должны знать получатель и плательщик ренты.

Рассмотрим подробнее, как оформляется договор ренты, кто должен присутствовать при заключении договора, а также укажем, можно ли будет оспорить документ, если в тексте были замечены ошибки.

Этапы оформления договора ренты с пожизненным содержанием

Порядок оформления и заключения договора ренты с пожизненным содержанием состоит из таких этапов:

Этап 1. Согласование условий сделки. Стороны должны обсудить все нюансы, касающиеся выплат платежей, их размера, а также имущества, передаваемого плательщику ренты.

Этап 2. Проверка документации. Нотариус или юрист, который будет заниматься оформлением сделки, должен проверить все правоустанавливающие бумаги, личные документы представителей каждой стороны.

Этап 3. Проверка на платежеспособность. Если есть возможность, то стоит проверить, сможет ли гражданин выплачивать рентные платежи в заявленном размере. Это может подтвердить справка с работы, с указанием размера заработной платы и занимаемой должности.

Заметьте, не всегда проверка нужна, так как могут со временем сложиться трудные обстоятельства у плательщика и он не сможет выполнять в полной мере своих обязательств.

При родственных отношениях вообще проверка платежеспособности не требуется.

Этап 4. Заключение договора. Стороны должны обратиться к юристу или нотариусу. Он проверит все данные и завизирует документ.

Этап 5. Передача документов в отделение Федерального Росреестра. Процедура регистрации инициируется с момента оплаты госпошлин. Плательщику ренты предстоит заплатить в казну государства 2 000 руб. (ст.333.33 НК РФ).

Этап 6. Проверка требований в Росреестре. Если все документы будут верны, то на руки в скором времени граждане получат уведомление о регистрации договора и свидетельство о рентном обременении.

Обратите внимание, если вы обращаетесь в МФЦ, а не напрямую в Росреестр, то срок рассмотрения вашей заявки на регистрацию договора будет дольше на 5-10 дней.

По результатам регистрации, каждой стороне будет выдано свидетельство о рентном обременении!

Список документов для оформления договора ренты

Для оформления договора ренты вам понадобится такая документация:

  1. Паспорта каждого гражданина, участвующего в сделке.
  2. Правоустанавливающая документация на объект недвижимого имущества, являющаяся основанием для распоряжения имуществом получателя ренты.
  3. Письменное и нотариально заверенное согласие на распоряжение имуществом и заключение договора ренты от супруга получателя ренты.
  4. Выписка из Кадастровой службы и технические бумаги на недвижимость.
  5. Выписка из домовой книги.
  6. Справка о реквизитах из банка.

Напомним, что вы должны подать нотариусу подлинники. Он по ним сверит данные из договора.

Договор ренты — образец и заполненный пример договора ренты на одного и на нескольких плательщиков

Образец договора ренты:

Как вы поняли, оформить договор можно самостоятельно. Но лучше, когда за вас сделает это специалист. Тогда вы избежите ошибок и неточностей, из-за которых договор признают ничтожным.

Заметьте, что договор ренты может быть оформлен на нескольких граждан. Образец для составления такого соглашения выглядит так:

В договоре обязательно должны быть указаны все нюансы и условия сделки, чтобы потом у сторон и суда не возникло вопросов.

Можно ли оспорить договор ренты – условия для расторжения

Конечно же, договор ренты можно оспорить и сделать недействительным.

Прежде всего, может случиться так, что в документе были прописаны неверные, ложные данные граждан.

Договор ренты будет автоматически считаться ничтожным — но заметьте, что доказывать его недействительно все же придется в судебной инстанции.

Также условием для расторжения договора ренты может быть обоюдное решение сторон. В этом случае, обращаться в судебные органы будет не нужно.

Последний же способ расторжения — подача иска в суд. Как правило, этот вариант эффективен, если плательщик и получатель ренты не могут прийти к договоренности.

Расторжение договора ренты и подача иска возможна будет при таких условиях:

  • Притворность соглашения, стороны нен хотят исполнять обязательства.
  • Нарушение обязательств, прописанных в договоре. Например, при несвоевременной оплате ренты.
  • Физическое воздействие на получателя ренты, угрозы, обман.

Любые мошеннические действия будут караться законом! Если вы столкнулись со злоумышленниками, то лучше сразу обратиться в правоохранительные органы.

Как можно распознать мошенников?

Обращайте внимание на договор, который вам предстоит подписать. В нем могут быть сделаны грубые ошибки — назначена невысокая сумма ренты, не указаны условия или прописаны требования, противоречащие законам РФ. Это — самые распространенные уловки, к которым прибегают злоумышленники.

Кроме того, под видом этой сделки может быть оформен договор аренды с правом выкупа. Данный договор могут оспорить наследники.

Если ваши права ущемляют, или вы не знаете, как правильно оформить договор — обратитесь к нашим юристам на сайте. Они за бесплатно вас проконсультируют и решат проблемы.

Перечень необходимых документов для отчуждения недвижимости, по договору пожизненной ренты:

1. Правоустанавливающие документы на недвижимость — свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, акт передачи, свидетельство о праве на наследство, справка о выплате пая в ЖСК, решение суда и др.

2. Справка БТИ о стоимости квартиры.

3. Технический паспорт помещения, содержащий экспликацию и поэтажный план строения (БТИ).

4. Нотариально удостоверенное согласие супруга на заключение договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением.

5. Выписка из домовой книги (ЖЭК).

6. Копия финансового лицевого счета (ЕИРЦ).

7. Справка об отсутствии задолженности по квартплате на дату сделки (ЖЭК).

8. Паспорта сторон договора.

9. Справка о том, что потенциальный получатель ренты не состоит на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере.

10. Выписка из ЕГРП об отсутствии обременений (правоустановка после 1998 года)

11. Выписка из ДЖП и ЖФ об отсутствии обременений (правоустановка до 1998 года)

12. Справка (нотариально заверяется) о согласии супруга на сделку, или, что сторона сделки в браке не состоит.

13. По желанию: Освидетельствование судебно-психиатрическим экпертом получателя ренты в день сделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *