100 вопросов директору школы

«Такие встречи стирают границы, — сказала педагог-организатор школы № 2075 Елена Морозова. — Директор, педагоги, ученики — все начинают ощущать себя единым целым, одним коллективом. Это позволяет лучше понимать проблемы друг друга, вместе искать их решения».

Директора спрашивали обо всем. Некоторые вопросы были по-детски непосредственные. «А Вы карьерист? — спросил пятиклассник. — Вы готовы ради карьеры поступиться своими принципами?» Сергей Болеславович, начиная интервью, сразу сказал, что на все вопросы будет отвечать честно. От своих слов не отступил: «Конечно, карьерист! — признается он. — Иначе как бы я стал директором школы? Но по головам идти не готов и своими принципами поступаться не намерен».

«Будет ли в школе тир?» — спрашивает другой школьник. Этот вопрос директор признал самым интересным. Он уже подумывал о том, как обустроить школьный стрелковый центр, тем более, среди педагогов есть увлеченные этим видом спорта, кто сможет обучать и ребят.»А что Вы любите делать в свободное время?». «Пишу стихи, играю на гитаре», -аудитория замирает. Даже учителя не знали о таком хобби своего руководителя.В зале поднимается еще рука: «Как Вы думаете, удобнее учиться четвертями или триместрами?» Сами дети ответ на этот вопрос знают, второй вариант на их взгляд предпочтительнее: меньше устают, чаще отдыхают. «Будем обсуждать», — отвечает директор школы.»Расскажите о своем детстве», — просит юный участник встречи. Сергей Радюн с готовностью рассказывает о том, чем он увлекался в детстве, почему решил поступать в педагогический.

«У меня друг был немного старше меня, — вспоминает он. — Уехал в другой город, поступил в пединститут и писал мне письма о том, как ему нравится учиться, какая замечательная профессия — учитель. Меня увлекли его рассказы, и я решил идти по его стопам. Ни разу не пожалел!»По традиции герой тоже может задать три вопроса своим интервьюерам. «Что для вас счастье?» — интересуется директор. Все наперебой дают свои определения, выдвигают разные версии, дополняют друг друга, спорят. Получается живой, интересный разговор. «А что вам не хватает в вас самих?» — спрашивает директор. Школьники задумываются и единодушно отвечают, что им не хватает силы воли, а еще с ленью бы справиться…

В конце неформальной встречи селфи со всеми участниками школьной программы. Организаторы думают уже о новой встрече и выбирают следующего героя, которому можно задать 100 вопросов и получить 100 интересных ответов.

Ровно в назначенное время — в 9 часов 20 минут — в аудиторию вошла Ольга Алексеевна и заняла место за приготовленным для нее столиком.
Ведущая, ученица 11-го класса Позднышева Галина, тут же берет бразды правления в свои руки и начинает пресс-конференцию. Сообщает, что такая возможность лично задать директору школы интересующий вопрос выпадает нечасто. А предстоящий диалог должен сократить дистанцию между директором и учеником, а также сделать школьную жизнь более прозрачной. Ведущая представляет первого участника пресс-конференции пятиклассника Горелова Данила. Данил, что называется, берет быка за рога и выдает: «Ольга Алексеевна, чем занимаетесь Вы, когда у нас идут уроки?»
-Что не сижу без дела, это однозначно…, — включается в диалог директор школы. — Приходится припоминать конкретные ситуации и повседневные заботы, которые необходимо разрешать ежедневно и ежечасно.
Кажется, директором быть не так уж и здорово, отражается на лицах учеников. Но выяснить все же надо поподробнее.
Шестой «Б» и его посланница Морковкина Алена хотят знать, если бы можно было изобразить себя в виде геометрической фигуры, то какая бы она была?
— Пожалуй, круг. Ведь мои функции – объединять всех, учителей и учащихся, в один сплоченный коллектив.
«Наша мечта – обучаться в мобильном компьютерном классе, — заявляет Тураева Наташа, ученица пятого класса.- Насколько она осуществима?»
— А я еще мечтаю о робототехнике в учебном процессе, — парирует директор.- Думаю, обе эти мечты из будущего, когда школу уже нельзя будет представить без того и другого. Сегодня пока нам материально не осуществить вашу мечту. Но желанное завтра может наступить очень скоро…

«В нашей школе уже действует Wi-Fi? – включается одиннадцатиклассник Иван Грудько.- Планируется ли развивать это техническое нововведение?»
-Конечно, будем разветвлять сеть от локального до общешкольных масштабов.
Третьеклассница Стрельчук Катя, пытаясь выведать, о чем еще мечтает школьный директор, формулирует вопрос сказочного сюжета: » Если бы Вы стали обладательницей волшебной палочки, что бы с ее помощью изменили в нашей школе?»
— Появился бы 4-й этаж, сделанный из стекла. И там разместила бы зимний сад, в котором бы обитали наши шестилетки, а остальные снимали бы там напряжение учебного и рабочего дня. Обустроила бы спортивный зал так, чтобы можно было установить уже приобретенные нами тренажеры. Даже в городе нет бассейна, а в нашей школе он бы действовал круглогодично. И мобильный компьютерный класс, и робототехника обязательно вошли бы в нашу школьную жизнь…
Захотели участники пресс-конференции узнать и о том, почему выбор профессии выпал на учительскую и как учитель истории стал директором, о какой профессии мечтала в детстве и была ли в ее жизни первая школьная любовь, есть ли в жизни книга – путеводитель и что предпочитает читать сейчас, кто из учителей оставил в жизни самый яркий след и как относится к современной школьной форме.
Ольга Алексеевна предельно откровенно отвечала ученикам, которые не хотели упустить свой шанс узнать о директоре как можно больше. К примеру, было интересно услышать от директора, что маленькой девочкой она любила как и многие в совсем юном возрасте играть в дочки-матери, мечтала о профессии доктора. А к тому времени, когда встала перед выбором профессии, старшая сестра, которая уже выучилась на врача, ей заявила, что в медицинском она будет напрочь лишена всех прелестей студенческой поры из-за предельной нагрузки, и посоветовала подавать документы в педагогический и преподавать любимую историю. Разница в возрасте позволяла принимать советы старшей сестры вполне авторитетно, и выпускница средней школы №2 сделала осознанный выбор, связав свою жизнь с педагогической деятельностью и школой.
Вспомнила Ольга Алексеевна и свою любимую учительницу Антонину Васильевну Мартыненко, которая ставила интересные школьные спектакли, в которых она, будучи школьницей и мечтая об актерском будущем, играла роли царевны Несмеяны в сказке «По щучьему велению» и Феи в «Золушке», мачехи в «Двенадцати месяцах». На новогодних праздниках неизменно была Снегурочкой.Так что в роли артистки она побывала еще в школьные годы и, можно сказать, наигралась.
Участники пресс-конференции после каждого ответа только раззадоривались и чувствовали себя все увереннее. «Ольга Алексеевна, каждый ученик боится вызова к директору, а чего боитесь Вы?» — вступает в диалог Чертова Лиза из 7-го «А». Не задумываясь, ответила: «Ученических травм». Вот вам и информация к размышлению о том, что школьная дисциплина – это не прихоть директора или надуманное требование старших к младшим…
У третьеклассника Трухляева Ильи тем временем готов вопрос на засыпку: «Мы знаем, что у нашего президента есть собака. А есть ли у Вас любимые питомцы?»
— У меня есть кот-шотландец Мускат, которого выбрали на рынке. Красивый, умный, только жаль, что не очень ласковый. И еще моя коллега подарила собачку, которую мы назвали Бони. Замечательное, преданное существо.
» К кому обращаетесь за помощью, когда Вам трудно?» — снова звучит вопрос из зала.
— Ко Всевышнему. В жизни я пришла к тому, что только Бог всесилен и может помочь и защитить каждого, кто в Него верит и к Нему обращается.
Ребята увидели в своем директоре многогранную личность, увлеченную и деятельную, что кроется за строгим взглядом и непреклонной требовательностью. Самый подходящий момент спросить у столько знающей Ольги Алексеевны, как стать Пушкиным, какому виду спорта отдает предпочтение, какую литературу предпочитает читать, как принимает учителей на работу в школу, что думает о современной молодежи, будут ли вводиться новые профильные предметы. Вопросы, вопросы, вопросы…
Директор находит ответ на каждый и откровенно делится своей позицией в жизни.
«В две тысячи двадцатом я буду в десятом классе, а какое будущее ждет нашу школу?» — интересуется третьеклассник Салехов Артём.
— Однозначно, лучшее. Во-первых, здание школы будет с надежным кровельным покрытием. Во-вторых, будем двигаться по направлению создания комфортных условий для учащихся и развития внутреннего мира ребенка, чтобы в школу все без исключения шли с удовольствием.
Удивительно, но факт. Все тридцать вопросов и ответов уместились во времени в один урок. Ведущая благодарит ребят за интересные вопросы, Ольгу Алексеевну Конореву – за откровенные и ясные ответы, Ольгу Ивановну Склярову – за организацию такого необычного школьного мероприятия. Обеим участники пресс-конференции вручают цветы, поздравляя с наступающим Днем учителя, и просят сфотографироваться на память. Фотокамера останавливает мгновение, когда можно вздохнуть с облегчением после живого и такого интересного диалога с директором.
Г.Горшкова,
наш корр.

​В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять.
Иммануил Кант
Мы решили понаблюдать за жизнью директора обычной московской школы.
Итак, 10 дней одного года (по аналогии с фильмом Михаила Ромма «Девять дней одного года»), из которых складывается школьная жизнь.
1 июля
«Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; путь опыта — это путь самый горький» (Конфуций).
Позади экзамены, очередной выпуск. Школа необычно притихла: дети разъехались на каникулы, учителя ушли в долгий отпуск. Директор тоже скоро отправится в отпуск, но мысли его только о школе… Ответственность настоящего директора зашкаливает. Может, многолетняя работа с детьми сделала его таким — 100 раз отмерить, прежде чем один раз отрезать? «Директор» в переводе с латинского «управляющий или руководитель». Какое слово из этих синонимов вам ближе? Все же, конечно, «директор»! Потому что оно вбирает в себя контроль, помощь, решения, проекты, управление, договоры, совещания, беседы…В общем, глаз да глаз! Но один в поле не воин. А значит, директор и управляет, и руководит вместе с профессиональной командой.
1 августа
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (Анри Барбюс).
Наверное, каждый директор любит август. Уже известно, куда поступили выпускники. Подведены итоги. Ремонт в разгаре: школа прихорашивается. Идет набор в первый класс, и не только в первый. Директор встречается с новыми людьми: учениками, учителями, родителями. Когда вы испытываете классное удовлетворение от работы? В каждой семье родители счастливы, когда дети обуты, одеты, сыты, учатся с удовольствием. В школе как в семье: если ребенок бежит с радостью в школу, не пропускает занятия без уважительной причины, участвует в конкурсах или делает проекты, если поступает в хороший вуз, если в школе для него созданы все условия, как материальные, так и профессиональные, учебные, — вот тогда я испытываю глубочайшее удовлетворение от работы. Тогда мне не стыдно смотреть в глаза маленьким москвичам и их родителям.
1 сентября
«Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных» (Дейл Карнеги).
Долгожданная встреча соскучившихся ребят и уставших родителей с учителями, школой. Даете ли вы учителям домашнее задание на лето? Обязательно. Оно совсем необременительное — читать!
Вот, например, какие произведения литературы нашим педагогам были предложены для чтения этим летом.
Список книг для чтения летом
1. Дейл Карнеги. «Как перестать беспокоиться и начать жить».
2. У.Голдинг. «Повелитель мух».
3. П.Санаев. «Похороните меня за плинтусом».
4. Д.Стейнбек. «О мышах и людях».
5. Ч.Айтматов. «Белый пароход».
6. А.Иванов. «Географ глобус пропил».
7. Г.Полонский. «Доживем до понедельника».
8. Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
9. А.Макаренко. «Педагогическая поэма».
10. А.Алексин. «Безумная Евдокия».
11. Б.Кауфман. «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
12. Д.Тартт. «Маленький друг».
Согласитесь, читая, мы интересны не только другим, но и себе в первую очередь. Я очень люблю обсуждать с учителями (не только, кстати, словесниками) и новинки литературы, и «бабушкины» книги. И жанры мне интересны разные: мемуары, приключения… Бывает потом полезно вспомнить психологию общения, разбудить задремавшее чувство сострадания…
1 ноября
«Уча других, мы учимся сами» (Сенека).
Директор — марафонец, который должен рассчитать силы, физические, душевные, эмоциональные. И вот первая маленькая переменка, чтобы остановиться, оглянуться, — осенние каникулы. И переключиться, потому что любой отдых — смена деятельности. Что вы больше всего цените в человеке? Нежелание стоять на месте и довольствоваться малым, активную гражданскую позицию. Мне очень близок жизненный девиз Сани Григорьева, героя романа Вениамина Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Легче всего отчитать урок, запереть кабинет и уйти домой. Но школа — сообщающийся сосуд: чем больше мы отдаем, тем больше получаем. Школа — непрерывное образование и воспитание не только детей, но и тех, кто в ней работает.
1 января
«Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость» (Жан-Жак Руссо).
У всех людей один Новый год, у нас — два! Календарный Новый год как водораздел. А учебный год только набирает обороты. Какой ученик вам более интересен — отличник, троечник, неудачник, озорник? Конечно, с отличником проще — он приходит смотивированным, нацеленным на учебу. Я уважаю таких целеустремленных ребят. Но себя уважаю, когда удается из неуверенного в себе птенца вырастить гордую птицу. Когда поменявший до нас много школ ребенок начинает с радостью открывать для себя мир знаний. Никогда не вешаю ярлыков, потому что это аморально. В нашей школе мы видим и слышим каждого ребенка.
1 марта
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» (Джон Дьюи).
Чего боитесь больше всего в работе? Рутины, топтания на месте, нежелания как детей, так и педагогов использовать новые технологии, погружаться в новые проекты. Только вперед! Помните у Александра Твардовского: «Страшно было? Как когда. Много раз ходил в атаку? Да, случалось иногда». Мы, конечно, не в атаку идем, но, по словам Александра Солженицына, «мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас».
1 апреля
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза — главное. Главное — воспитание в человеке человеческого» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Незаметно сошел снег. Город просыпается. И как люди умываются по утрам, приводя себя в порядок, так и мы должны привести в порядок место, где учимся и живем. Субботники — возможность признаться в любви Москве! Самый страшный сон, связанный с работой? Учителям часто снится, будто они не могут справиться с классом: крики, шум, непослушание. А для меня самый страшный сон — тишина в школе: захожу в здание, а в нем нет детей. Ни одного. Это теперь здесь обучаются несколько тысяч ребят. Это сейчас в нашу школу хотят многие прийти учиться, а было время, когда она простаивала полупустая. А сегодня к нам едут со всех концов Москвы: у нас интересно, разнообразие профилей, много проектов…Но все же этот сон иногда повторяется. Я его не гоню, но конец теперь другой: коридоры, наполненные громкими ребячьими голосами.
1 июня
«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогами» (Сенека).
Экзамены — самая ответственная пора. Государство принимает нашу работу: как говорится, чему научили, то и получили. Без преувеличения, в наших руках — судьба человека. Но, к счастью, в школе работают творческие профессионалы, которых Бог наградил талантом учить, понимать. Что для вас отдых? Умение переключаться с одной задачи на другую. Поиск новых проектов. Чтение интересных книг. Встречи с новыми людьми. Короткие путешествия. И неизбывная забота о школе. Всегда.
30 июня
«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (Михаил Светлов).
Почему учителей в школу следует отбирать, а учеников набирать? Мы никогда при приеме детей не устраиваем прослушивания, экзамены, тестирования в нашей школе. Мы уверены: можно научить всех, кто хочет учиться. В нашей школе особая атмосфера взаимоуважения. Для учителя важен педагогический азарт, а не циркуляры и уроки по методичкам. Для ученика — профессионализм учителя, материальная база, атмосфера доверия. Все, кто работает у нас или учится, любят нашу школу, гордятся ее историей. У нас много династий как среди учителей, так и среди детей. А ведь это о многом говорит.
1 июля
«Я б в директора пошел… Пусть меня научат» (по Владимиру Маяковскому).
Конечно, такой фразы нет в знаменитом стихотворении поэта «Кем быть?», но очень напрашивается 10‑й вопрос: где учат на директора? Почему? Потому что со стороны кажется, что все делается само собой. Но за этой кажущейся легкостью — бессонные ночи и горы прочитанных книг, слезы отчаяния и радости, непрестанная учеба и опыт других. Потому что мы должны «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант» (Василий Сухомлинский). Потому что в наших руках — будущее каждого ребенка и страны. Потому что школа держится в том числе доверием родителей и детей.
Итак, очередной учебный год позади. Все намеченные мероприятия выполнены. Но впереди столько нового и интересного. И отдыхать, кажется, без звонков и детского гомона неинтересно. И опять директор начинает торопить время и с нетерпением ждать 1 сентября… До новых встреч?! «Послушайте — и вы забудете, посмотрите — и вы запомните, сделайте — и вы поймете» (Конфуций).
На вопросы Анастасии МАСЛОВОЙ, ученицы 11‑го класса школы №1231 имени В.Д.Поленова, отвечала директор школы №1231 Виктория Викторовна Тиунова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *