вторая часть заявки

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

Компания «Консультант Самара» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » По каким параметрам можно отклонить заявку на электронный аукцион (на вторую часть заявок)?

Ответ:

Если заявок подано больше одной, то рассматривать вы их будете в два этапа. Первые части заявок вы рассмотрите до аукциона. Они анонимны и содержат только техническую информацию. Вторые части, в которых уже содержится информация об участнике, вы рассмотрите после аукциона. Результаты рассмотрения протоколируйте, загружайте протоколы на площадку и размещайте в ЕИС. Если подана только одна заявка, то надо будет рассмотреть сразу обе части такой заявки и составить протокол рассмотрения единственной заявки.

Если вы проводите закупку строительных работ на объектах капстроительства, то порядок рассмотрения заявок зависит от того, включена ли в аукционную документацию проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Как рассмотреть вторые части заявок

Не позже чем через полтора часа с момента окончания аукциона электронная площадка откроет для вас доступ ко вторым частям заявок и документам, поданным участниками при аккредитации. Это будут заявки торговавшихся на аукционе участников, которые заняли первые десять мест (ч. 18, 19 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Также для вас будет открыт доступ к документам, подтверждающим соответствие участника требованиям, установленным согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких требований) (ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

До 31.12.2019 включительно в отношении участников, аккредитованных на площадке до 01.01.2019, вам не будет предоставлена часть документов, перечисленных в ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ. Это связано с переходным периодом, действующим до конца 2019 г. (ч. 49, 50 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Рассматривайте в таком случае именно те документы, которые включены в реестр участников электронного аукциона (п. 6(2) Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, Информационное письмо Минфина России от 28.09.2018 N 24-05-08/69766).

Рассмотрите заявки, начиная с участника, занявшего первое место, и далее по порядку по степени уменьшения. Рассматривайте заявки, пока не допустите пять участников. Если вы рассмотрели все десять заявок и не набрали пять допущенных заявок, рассмотрите оставшиеся заявки, если они есть (ч. 3, 4 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

В каких случаях отклонять вторую часть заявки

Проверьте вторые части заявок: соответствуют ли участники требованиям документации и представили ли все документы. Если нет — отклоняйте заявку (ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Проверьте следующие сведения и документы:

  • ИНН учредителей, руководителя, членов коллегиального исполнительного органа участника (п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). По мнению Минэкономразвития России, Закон N 44-ФЗ не обязывает участника отражать в заявке информацию об отсутствии ИНН (Письмо от 19.06.2015 N Д28и-1741). Полагаем, что участник обязан указать ИНН (при его наличии). Следовательно, заявка подлежит отклонению, если в ней (включая выписку из ЕГРЮЛ) нет ИНН, но заказчик установил факт его наличия у участника;
  • декларацию соответствия требованиям, установленным п. п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Если декларации нет или в ней указаны не все требования из п. п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которым такой участник должен соответствовать, отклоняйте заявку;
  • копию решения об одобрении крупной сделки (п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Проверьте устав участника. Если по уставу такое одобрение обязательно, а в составе заявки его нет, отклоняйте заявку. Если из устава неясно, нужен такой документ или нет, не отклоняйте заявку за его отсутствие. Есть большой риск, что ваши действия обжалуют в ФАС России;
  • копию лицензии или выписки из реестров членов СРО (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы устанавливали требование о наличии у участника таких документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а их нет, отклоняйте заявку;
  • декларацию принадлежности к СМП или СОНО (п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы проводите аукцион среди этих организаций, а декларация не представлена, отклоняйте заявку;
  • документы, подтверждающие, что товар, работа, услуга не подпадают под запрет, ограничения, предусмотренные для иностранной продукции (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы установили такой запрет в документации, а документы не представлены, отклоняйте заявку;
  • копии документов, подтверждающих, что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если вы установили такое требование в документации, а документов нет, отклоняйте заявку. Например, при закупке лекарств таким документом будет копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минэкономразвития России от 01.11.2016 N Д28и-2891). Учтите, что отклонять заявку за непредставление таких документов можно, только если законодательством не предусмотрено, что эти документы передаются вместе с товаром. Например, нельзя отклонять заявку за непредставление копии паспорта изделия, сертификата качества и т.д.;
  • копии документов, подтверждающих хорошую деловую репутацию, наличие квалифицированных человеческих и финансовых ресурсов, материалов и оборудования, опыта для исполнения контракта (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Если такие требования были вами установлены, а документов нет, или они не соответствуют Требованиям Правительства РФ, отклоняйте заявку;
  • электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника заявки требованиям, установленным согласно ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и предоставленные вам оператором электронной площадки (если вы установили такие требования).

Также необходимо проверить, соответствует ли банковская гарантия установленным требованиям. При ее несоответствии комиссия заказчика может рассмотреть вопрос об отклонении заявки такого участника на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ (Информационное письмо Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198).

Если вы проводите электронный аукцион на закупку строительных работ, перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, то проверьте наличие и корректность согласия участника на выполнение работ на условиях аукционной документации. Скорее всего, проблем с ним не возникнет, поскольку оно подается при помощи функционала электронной площадки (ч. 3.1 ст. 66, ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Проверьте участника, его учредителей, директора в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Если вы установили требование об отсутствии участника в РНП, а он там есть — отклоняйте заявку (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Проверьте документы участника на предмет недостоверных сведений. Например, сверьте данные выписки из ЕГРЮЛ со сведениями с официального сайта налоговой, если сведения в выписке недостоверны, отклоняйте заявку (см. Письмо Минфина России от 19.05.2017 N 24-03-07/30709).

Принятые решения отразите в протоколе подведения итогов электронного аукциона.

Как составить протокол подведения итогов электронного аукциона

Составьте документ в любой форме, укажите в нем (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ):

  • идентификационные номера пяти заявок, которые допущены;
  • решение о соответствии или несоответствии участников и рассмотренных заявок требованиям документации;
  • если заявка или участник не соответствует требованиям — положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует участник (заявка), и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации;
  • решение каждого члена комиссии по каждой заявке.

Подпишите протокол у каждого члена комиссии (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ)

Разместите протокол на электронной площадке и в ЕИС. Соблюдайте срок размещения: не позже чем на следующий рабочий день после подписания протокола членами комиссии (ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). При этом со дня публикации на площадке протокола хода аукциона должно пройти не больше трех рабочих дней (ч. 5 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Как составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе

Если на аукцион была подана только одна заявка, то площадка откроет вам доступ сразу к обеим частям заявки (п. 1 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Рассмотрите первую и вторую части единственной заявки.

Составьте протокол, в котором укажите (п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ):

  • решение о соответствии или несоответствии единственной заявки требованиям документации;
  • положение (раздел, пункт) документации, которому не соответствует заявка, и конкретное положение заявки, которое не соответствует документации (если есть такое несоответствие);
  • решение каждого члена комиссии.

Подпишите протокол у каждого члена комиссии и разместите его на площадке не позже чем через три рабочих дня со дня, когда площадка открыла вам доступ к заявке (п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ).

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Отклонение участника закупки за не предоставление паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, правомерно?

В связи со вступлением в силу с 01 июля 2018 года изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) весьма коллизионная ситуация сложилась с допуском вторых частей заявок на участие в электронных аукционах.

В ч. 11 ст. 24.1. Закона №44-ФЗ установлено требование о том, что оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику сведений о фамилии, имени, отчеству (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом Закон №44-ФЗ, не указывает, откуда именно оператор должен взять указанную информацию, особенно паспортные данные. В числе сведений и документов, предоставляемых участниками закупок при аккредитации на электронной площадки согласно ч. 2 ст. 61 Закона №44-ФЗ, они не значатся. Нет их и в числе тех сведений, что содержатся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Вместе с тем, не предоставление указанных сведений является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Отклонение заявки за не предоставление паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, подтверждается административной практикой.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Так в решении УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЭА – 1374/2018 от 13 августа 2018 года сделан вывод о том, что комиссия по закупкам действовала правомерно, признав несоответствующей требованиям документации аукциона второй части заявки, которая не содержала паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Надо отметить, что операторы не указывают в таких уведомлениях на то, что участник обязан предоставить такие сведения, а лишь рекомендуют.

Возможность отклонения заявки за не предоставление паспортных данных отмечена в решении УФАС по Архангельской области по делу № 263оз-18 от 13 августа 2018 года, поскольку заявка Заявителя (участника закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным частью 11 статьи 24.1 ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь Центральный аппарат ФАС России в решении от 26 июля 2018 года № 18/44/105/944 занял иную позицию, указав, что в силу требований частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона также не установлено, что в составе информации и документов в рамках первой и второй части заявки на участие в Аукционе Заявитель (участник закупки) обязан представлять паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оператор электронной площадки пояснил, что до 01.01.2019 Заявитель (участник закупки) не имел возможности представить Оператору электронной площадки паспортных данных в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку пункт 10 Постановления Правительства РФ от 08 июня № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», предусматривающий информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами вступит в силу лишь с 01.01.2019 года.

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Таким образом, участникам электронных процедур следует, во избежание отклонения их заявок, направить через личные кабинеты операторам электронных площадок следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В свою очередь заказчикам следует выяснять позицию УФАС их региона, чтобы действия их комиссии не были признаны нарушением законодательства о контрактной системе.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 16.02.2019 б/н по вопросу о действиях аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в рамках компетенции сообщает.

Вместе с тем Департамент сообщает, что согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контактной системе, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе, в том числе, копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица).

В соответствии с частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются, в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Таким образом, а также учитывая положения части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе:

1) оператор электронной площадки в случаях, установленных Законом о контрактной системе для направления документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе, направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе;
2) аукционная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассматривает вышеуказанные информацию и электронные документы, направленные оператором электронной площадки.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участников закупки, любой участник закупки вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, либо в судебном порядке.

  • Вид документа:Письмо
  • Орган власти:Министерство финансов РФ
  • Дата документа:Среда, 13 Март 2019
  • Номер документа:24-03-08/16222
  • Название документа:Об особенностях информационного взаимодействия площадок и заказчиков в случае, если участник не зарегистрирован в ЕИС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *