Эндокринолог

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 сентября 2012 г.

Регистрационный N 25359

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) и пунктом 5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

от 9 декабря 2008 г. N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2009 г. N 13459);

от 12 августа 2009 г. N 581н «О внесении изменений в Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 705н» (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2009 г. N 14806);

от 20 июня 2011 г. N 577н «О внесении изменений в Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 705н» (зарегистрирован Минюстом России 19 сентября 2011 г. N 21820).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна.

Министр В. Скворцова

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях

1. Настоящие Порядок и сроки определяют правила совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками (далее — работники) профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях и продолжительность данного обучения (далее — Порядок и сроки).

2. Совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

3. Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.

4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

5. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N23879), квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

6. Зачисление на обучение по программам дополнительного профессионального образования проводится в соответствии с ежегодно утверждаемыми образовательными и научными организациями правилами приема.

7. Государственные и муниципальные образовательные и научные организации обеспечивают совершенствование профессиональных знаний и навыков работников государственных и муниципальных организаций в рамках реализации ежегодно устанавливаемого государственного задания на оказание соответствующих государственных услуг в соответствии с заявками органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

8. Обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское и/или фармацевтическое образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, указанным в абзаце третьем пункта 5 настоящих Порядка и сроков, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 5 лет, организуется:

— для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);

— для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).

9. Условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:

— личное заявление работника;

— наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим специалистам с медицинским или фармацевтическим образованием (за исключением работников, указанных в пункте 8 настоящих Порядка и сроков);

— наличие документов, подтверждающих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской (фармацевтической) специальности более 5 лет (для работников, указанных в пункте 8 настоящих Порядка и сроков).

10. Освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается обязательной итоговой аттестацией.

Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации, выдается свидетельство о повышении квалификации.

Работникам, успешно завершившим освоение программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки, выдается диплом о профессиональной переподготовке.

11. Работники, указанные в пункте 8 настоящих Порядка и сроков, успешно завершившие освоение программ дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации или профессиональной переподготовки, могут продолжать профессиональную деятельность по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности.

Эндокринолог (от греч. endon – внутри, krino – отделяю, выделяю) занимается диагностикой, лечением и профилактикой сбоев в работе желёз внутренней секреции. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Эндокринология – раздел медицины, изучающий обменные процессы в организме и работу эндокринной (гормональной) системы. Также эндокринология разрабатывает способы выявления заболеваний этой системы и способы лечения. К эндокринной системе относятся железы внутренней секреции (щитовидная железа, поджелудочная, надпочечники, гипофиз и пр.), которые вырабатывают гормоны, отвечающие за нормальный обмен веществ в организме и влияющие на работу различных органов.

Работа гормонов – постоянный процесс. Выработка того или иного гормона зависит от времени суток, проглоченной еды, физической нагрузки, эмоционального состояния и пр. Например, с наступлением темноты начинает вырабатываться мелатонин, гормон сна. Для переработки углеводов вырабатывается гормон углеводного обмена инсулин. Сбой в эндокринной системе может привести к серьёзным проблемам здоровья. Например, если инсулин перестаёт вырабатываться, начинается сахарный диабет.

Возможных причин у гормонального сбоя – великое множество: от плохой наследственности до вредных привычек. Но с чем бы он ни был связан, его лечением занимается врач-эндокринолог. Одна из проблем этой медицинской отрасли состоит в том, что очень часто гормональный дисбаланс не замечают, пока он не перешёл в явно болезненную фазу. Постоянная слабость, избыток веса при умеренном питании, похудение при хорошем аппетите, рассеянность, резкие перепады настроения – все эти симптомы многие люди воспринимают как норму, либо пытаются поправить положение с помощью диет, долгого сна и силы воли. Хотя корень проблемы может оказаться в работе гормональной системы.

Если человек всё же приходит к эндокринологу (по направлению другого врача или по собственной инициативе), тот осматривает его, внимательно выслушивает жалобы. Опытный врач может поставить диагноз, оценив симптомы и внешний вид пациента. Также он назначает анализ крови для уточнения уровня различных гормонов, другие анализы. Назначает УЗИ железы, попавшей под подозрение. Затем, когда причина болезни установлена, врач прописывает лечение, гормоны для восстановления дисбаланса, советует, что стоит изменить в своем образе жизни, питании и т.д. От правильного лечения зависит судьба человека. Например, если вовремя не заметить недостаток гормона роста у ребёнка, может развиться карликовость. И, наоборот, при его избытке человек вырастает настолько, что рост становится слишком большим (гигантизм). Эндокринологи обычно специализируются на определенном круге проблем. Кто-то специализируется на диабете (диабетологи), другие – на патологиях надпочечников, третьи – на нейроэндокринологии (занимаются болезнями гипоталамуса и гипофиза: несахарным диабетом, гигантизмом, акромегалией, карликовостью и др.), четвёртые – на болезнях щитовидной железы, и т.д., и т.п. С детьми работают детские эндокринологи.

Рабочее место

Профессия врач-эндокринолог позволяет работать в поликлиниках и многопрофильных больницах. А также в специализированных лечебных центрах и научных медицинских учреждениях, например, в НИИ экспериментальной эндокринологии.

Зарплата на 18.06.2020

Россия 37000—140000 ₽ Москва 57500—160000 ₽

Важные качества

Профессия врач-эндокринолог предполагает ответственность, научный склад ума в сочетании со стремлением помогать людям.

Знания и навыки

Врач-эндокринолог должен хорошо знать строение и функции желёз внутренней секреции, особенности гормонального обмена в организме, признаки нарушения этого обмена. Кроме того, ему необходимы знания по анатомии и физиологии человеческого организма, биохимии, фармакологии. Хорошо представлять себе, какие явления могут стать причиной гормональных отклонений, владеть методиками диагностики и лечения дисбаланса и его причин.

Обучение на Врача-Эндокринолога

Предлагаем вам ознакомиться с нашим перечнем медицинских вузов Москвы.

Чтобы получить профессию врача-эндокринолога, нужно окончить медицинский вуз по специальности «эндокринология». Или, будучи врачом другого профиля, пройти последипломное переподготовку по этой специальности.

Курсы

МУИР Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) проводит курсы повышения квалификации (сертификационные циклы) и профессиональной переподготовке по направлению «Эндокринология». Слушателям доступны очно-заочные и дистанционные образовательные программы с выдачей сертификатов, дипломов и удостоверений после обучения. СНТА (Современная научно-технологическая академия) (Дистанционно) Современная научно-технологическая академия (СНТА г. Москва) проводит дистанционное обучение по направлению «Эндокринология», без отрыва от работы и места жительства. Документы государственного образца дают право на ведение мед. деятельности. Все документы (Сертификат специалиста, Диплом о переподготовке, Удостоверение о повышении квалификации) выдаются курьером лично в руки.

Вузы

Российский университет дружбы народов Лечебное дело (Медицинский институт РУДН) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Лечебное дело (Факультет фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова) Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Лечебное дело (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова) Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) Лечебное дело (Медицинский факультет) Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Лечебное дело (Лечебный факультет МГМСУ им. А.И. Евдокимова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *