Тема: пп.37 п.1 ст.264 НК РФ — что есть периодические (текущие) платежи за пользование?

При установлении источников дохода должника судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (пенсию, пособие по безработице, заработную плату должника отбывающего наказаний и др. доходы) при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.

При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 98 Закона лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 ст. 99 Закона, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Исполнительное производство о взыскании периодических платежей может быть окончено судебным приставом-исполнителем по п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона по заявлению взыскателя или по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

По исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных должников, взыскание обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы должника, в том числе на денежные средства, поступающие на лицевые счета осужденных от родственников и иных лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 866-О), с учетом положений ст. 107 УИК РФ.

Положения ч. 3 ст. 107 УИК РФ устанавливают гарантированный минимум денежных средств, который должен находиться в распоряжении осужденного независимо от всех удержаний. В исправительных учреждениях такой минимум составляет 25 % от начисленных осужденному заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50 % в начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
Комментарий к статье 9
1. Комментируемая статья введена с целью разгрузить службу судебных приставов и ускорить исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы или доходов должника или выданы на сумму, удержание которой будет эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника.
Комментируемый Закон в качестве самостоятельной меры принудительного исполнения, принимаемой судебным приставом-исполнителем в отношении должника-гражданина, предусматривает обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (ст. 68).
В то же время в некоторых случаях взыскатель может не предъявлять исполнительный документ в подразделение ФССП в порядке ст. 30 настоящего Закона, а непосредственно направить исполнительный документ субъекту, в обязанности которого входят начисление и выплата должнику денежных средств и который будет обязан произвести удержание. Таких субъектов иногда условно называют исполнительскими агентами <1>.
———————————
<1> По аналогии с налоговыми агентами, которыми в силу ст. 24 НК признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Минуя службу судебных приставов, на исполнение могут быть направлены всего два вида исполнительных документов:
1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т.п.);
2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание о взыскании с должника единовременно не более 25 тыс. руб.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г., исполнение исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств за счет периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и др.) не может послужить основанием для того, чтобы приравнять его к исполнительным документам о взыскании периодических платежей. Направление взыскателем исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств, превышающих в сумме 25 тыс. руб., в организацию или другому лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, не относится ни к одному из случаев, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи, в связи с чем отказ указанных организации или лица от принятия для принудительного исполнения исполнительного документа является правомерным.
Такие исполнительные документы могут быть направлены взыскателем работодателю должника, в учебное учреждение, в котором он обучается, в управления Пенсионного фонда РФ или социальной защиты населения и др., если взыскателю известно соответственно место работы или учебы должника, и т.д.
Если взыскатель не располагает указанными сведениями, исполнительный документ направляется на исполнение в ФССП.
2. Субъекты, которым исполнительный документ направлен непосредственно взыскателем, производят удержания в том максимальном размере, который определен ст. 99 комментируемого Закона. Кроме того, названные субъекты не могут нарушать положения ст. 101 данного Закона, определяющей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Исполнительский агент со дня получения исполнительного документа обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в точном соответствии с требованиями исполнительного документа и в трехдневный срок перечислять удержанные денежные средства взыскателю. Перечисление денежных средств производится за счет должника.
Фактическое исполнение исполнительного документа фиксируется в самом документе.
В случае если должник сменил место работы, завершил учебу и т.п., об этом незамедлительно должно быть сообщено взыскателю. При этом взыскателю возвращается исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
На практике возможны также ситуации ошибочного направления исполнительного документа, например, в организацию, в которой должник в действительности не работает или с которой прекратил трудовые отношения на момент предъявления исполнительного документа. В таком случае исполнительскому агенту необходимо в разумный срок возвратить исполнительный документ взыскателю способом, фиксирующим его отправку (вручение).
3. За нарушения, допущенные при исполнении требований исполнительного документа, виновные должностные лица и организации могут быть привлечены к ответственности.
Так, согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на такое лицо в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб., на должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Кроме того, согласно ст. 118 комментируемого Закона взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине (см. комментарий к указанной статье).
4. Для того чтобы воспользоваться правом, предусмотренным настоящей статьей, взыскатель должен:
1) направить или вручить исполнительскому агенту подлинник исполнительного документа (см. комментарий к ст. 12 настоящего Закона);
2) одновременно с исполнительным документом подать письменное заявление, в котором сообщить сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона.
Если взыскатель действует через представителя, то дополнительно представляются документы, подтверждающие его полномочия. При этом нужно помнить, что в соответствии со ст. 57 комментируемого Закона такие полномочия представителя, как предъявление и отзыв исполнительного документа, получение присужденного имущества (в том числе денежных средств), должны быть оговорены в доверенности.
5. При исполнении требований исполнительных документов исполнительские агенты обязаны производить индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством РФ. При этом указанная обязанность возникает в силу закона и не требует специального заявления от взыскателя.
Основания и порядок индексации по отдельным видам взысканий периодических платежей урегулированы соответствующими нормами материального права.
В соответствии со ст. 1091 ГК суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Согласно ст. 117 СК судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном ч. 1 комментируемой статьи, производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Правила увеличения размера пожизненной ренты установлены ст. 597 ГК.
Расчет индексации оформляется специальным приказом (распоряжением) исполнительского агента.
Закон не устанавливает обязанность исполнительского агента знакомить взыскателя и должника с указанным приказом (распоряжением), однако, как представляется, выполнение такого действия необходимо. В случае несогласия с расчетами исполнительского агента как должник, так и взыскатель имеют право оспорить принятое решение в судебном порядке.

Вопрос: Какие платежи следует считать периодическими фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N 138-И? Представляется ли справка о подтверждающих документах, если в рамках контракта помимо периодических фиксированных платежей осуществляются платежи, не являющиеся периодическими фиксированными платежами (разовые платежи)? (Дата ответа ЦБ РФ: 28 марта 2013 г.)

Ответ: В соответствии с пунктом 9.5 Инструкции N 138-И, если контрактом предусмотрены периодические фиксированные платежи, в частности в связи с передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой арендой (лизингом), оказанием услуг связи, страхованием (далее — контракт), резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.

Периодичность платежей либо порядок расчета периодичности осуществления платежей определяется в соответствии с условиями контракта.

При этом под периодичностью следует понимать определенные условиями контракта платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) более одного раза в рамках исполнения условий контракта.

Под фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, то есть в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести в том числе коммунальные платежи, плату за уборку помещения и др.).

В связи с тем, что при осуществлении периодических фиксированных платежей справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы резидентом в банк ПС не представляются, при формировании ведомости банковского контроля по контракту в графе 5 раздела V ведомости банковского контроля (ПС с кодом вида контракта 3) или в графе 6 раздела V ведомости банковского контроля (ПС с кодом вида контракта 4) отражается сумма, равная общей сумме периодических фиксированных платежей раздела II ведомости банковского контроля.

При осуществлении разовых платежей в соответствии с контрактом, предусматривающим периодические фиксированные платежи, резидент должен представить в уполномоченный банк в соответствии с требованиями пункта 9.1 Инструкции N 138-И справку о подтверждающих документах вместе с подтверждающими документами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *