Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Право»

Комментарии к федеральному закону от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов — самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.
— КФХ — форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.
— Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.
— Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников — не более 15 чел.
— Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае если КФХ создает один гражданин — заключение соглашения не требуется.
— Члены хозяйства, желающие выйти из него в праве получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).
— В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.
— С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ.лиц и действуют в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).
— Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым и.п.
Участок, для ведения деятельности КФХ:
— В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий — поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).
— Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)- сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).
— Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.
— На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.
— Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).
Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно — не связанности возникновения права собственности на участок и создании самого КФХ!
Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом СФ — свой)). Следующий фундаментальный вывод: Собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку на сегодняшние день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.
Если не планируется продажа продукции с участка и соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц и участок становится подобным дачному, — требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога, (который во много раз меньше «дачного», в нашем случае — в 5 раз).
Теперь коснемся темы строительства на участке.
Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.
Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.
Закон о КФХ, глава 4, п.2: Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
ЗК РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
ЗК РФ Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сооружения (типа «лисья нора», баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.
Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.
После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения («задним числом») формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.
Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.
Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.
В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.
Исходя из практики, сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.
В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в не престижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!
Согласно существующему законодательству даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.
Отказ от участка — является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.
Насильно изъять неиспользуемый участок — еще более сложная процедура.
При регистрации КФХ в налоговых органах, в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 — «Декоративное садоводство и производство продукции питомников» — данная форма прекрасно подходит под нужды РП.
Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:
1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.
2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.
3. Возведенные ранее здания, строения, сооружения без необходимой для этого документации
3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет — законно продавать выращенную продукцию нельзя.
4. После регистрации КФХ в установленном порядке, вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом «коридоре», возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.
5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением, среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).
Выводы:
КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!
В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).
Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разошедшемуся мнению — не является фермером, соответственно необходимость в регулярных отчетах, выращивании и продажи продукции отсутствует!
Желаем всем владельцам участков для ведения крестьянско (фермерского) хозяйства воспользоваться замечательными достоинствами и успешно производить развитие своего хозяйства!
Федеральный закон Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ»
C уважением,
Бахарев Владимир.
11.03.2005 г.

Последний раз редактировалось 11.03.2005г.

11 июня 2003 года N 74-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
    • Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
  • Глава 2. Создание фермерского хозяйства
    • Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
    • Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
    • Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
  • Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
    • Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
    • Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
    • Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
    • Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
    • Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
  • Глава 5. Члены фермерского хозяйства
    • Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
    • Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
    • Статья 16. Глава фермерского хозяйства
    • Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
    • Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
  • Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства
    • Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
  • Глава 7. Объединения фермерских хозяйств
    • Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
  • Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства
    • Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
    • Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
  • Глава 9. Заключительные и переходные положения
    • Статья 23. Заключительные и переходные положения

Открыть полный текст документа

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

© О. С. Лапшина © А. И. Киршин

Лапшина Ольга Сергеевна кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского права и процесса Тольяттинский

государственный университет e-mail: zayaolga@mail.ru

Киршин Дмитрий Игоревич магистрант

Университет управления

«ТИСБИ»

г. Казань

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оборота земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Авторы опрелеляют организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств и на основании актуального земельного законолательства выявляют существенные проблемы, связанные с оборотом земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Позиция авторов изложена с применением современного терминологического аппарата юриспруленции.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, оборот земельных участков, организационно-правовая форма хозяйства, Самарская область.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 25.12.2018) регулирует земельные отношения и правовые режимы различных категорий земель. В ст. 6 ЗК РФ говорится, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств

от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017) регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений или их комплексного освоения в целях строительства.

Основой правового регулирования деятельности крестьянских (фермер-ских) хозяйств является Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) , он определяет статус, организационно-правовую форму, как самостоятельное объединение граждан, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, совместно ведущих аграрную деятельность и связанных родством и общим имуществом. Такая организационно-правовая форма применяется впервые в Российской Федерации, также крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право принимать в свое объединение граждан, которые не состоят в родстве, но не более 5 человек.

Статус крестьянского (фермерского) хозяйства можно получить, имея в аренде или собственности земельный участок, так и не имея в аренде или собственности участка земли, но ведя сельскохозяйственную деятельность, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, так и получив участок земли в аренде или собственность.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут вести сельскохозяйственную деятельность по особому налоговому режиму (ЕСХН) и получать государственную поддержку в виде грантов, субсидий и др.

Основания для получения земельного участка для сельскохозяйственной деятельности определены в ст. 39.1 ЗК РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ указано, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности могут предоставляться в безвозмездное пользование на осуществление крестьянского (фермерского) хозяйства его деятельности на срок не более чем шесть лет.

Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства возможно получить и в бессрочное пользование с помощью торгов, а также и без их проведения. В ст. 39.17 подробно расписаны указания, которые нужны для предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам без проведения торгов.

На съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов РФ обсуждалась проблема с выделом земли, где фермерами и учеными было высказано мнение о полном пересмотре Федеральный закон

О. С. Лапшина, Л. И. Киршин

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 01.05.2019) .

Пока органы исполнительной власти, всячески препятствуют получению земли для сельскохозяйственной деятельности, перепись выявила, что более 100 млн гектаров сельскохозяйственных угодий в России оказались заброшены и не обрабатываются.

Вступивший в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 № 354-ФЗ сократил срок изъятия участков до трех лет. Нерадивые собственники могут лишиться своих заросших участков.

Общая площадь территории Самарской области составляет более 5 млн га, 4 млн из них — земли сельхозназначения, это около 80%. Из них более 70% пахотных земель, 18,5% занимают пастбища, 2,5 залежь, более 1% сенокосов и чуть более 0,5% многолетние насаждения. В 2014 году почти 200 гектаров пахотных земель не использовалось по назначению. Это 6,6 % от всех земель сельхозназначения Самарской области. Всего специалисты ведомства обследовали 146 тысяч га. Было выявлено пять незаконных свалок, которые занимали в общей сложности 2 га. В тоже время ликвидировано 13. Всего же за период с 2011 по 2014 гг. на землях сельхозназначения специалисты ведомства обнаружили 190 мест захламления пахотной земли, а это 273 гектара. На сегодняшний день расчищено от мусора 102 гектара .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская газета «Комсомольская правда» попыталась узнать, кто же все-таки ведет учет брошенных участков земли в Самарской области. Точной статистики нет. Кроме того, на законодательном уровне в настоящее время отсутствует механизм по учету таких земельных участков и ведение карты расположения их не предусмотрено. Однако обстоятельства не означают, что на собственника земельного участка не возложены обязанности по охране земель, — сообщили в филиале Федеральной кадастровой службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. В отношении нерадивых владельцев земли, которые имеют документы, но не желают использовать свои участки по назначению, предусмотрены меры административной ответственности .

Другой недоработкой закона специалисты из центра стратегических разработок считают невозможность изъятия земель, которые находятся под залогом субъекта.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки, находящиеся в ипотеке исключены из списка изъятия нецелевого использования. В связи с этим у банков накопился довольно большой фонд земли, которые не смогли выкупить из залога. В меру своей деятельности банки не занимаются обработкой сельскохозяйственной земли, но и ответственность за нецелевое использование на банки возложить нельзя, т. к. они не относятся к хозяйствующим субъектам.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) сообщила о том, что земли поросшие лесом не будут

Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств

востребованы и их нужно перевести в другую категорию лесных угодий .

Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств желают получить землю, но не имеют экономических возможностей расчистить и распахать заросшие гектары.

Фермеры выступили с просьбой поддержки государства в виде субсидий хотя бы на половину затрат. Необходимы субсидии также и на подведение электричества и дорог к земельным участкам. Появилась проблема с разрешением постройки домов для проживания членов хозяйств.

Рассматривая мнения фермеров можно сделать вывод, что необходимо ввести стандарты развития земель сельскохозяйственного назначения, усилить контроль за оборотом земель, выделять сельскохозяйственные участки только тем, кто будет на ней работать, тем, кто имеет сельскохозяйственное производство и т. п. Сделать процедуру получения земли без торгов более доступной, но и также создать земельные комиссии для тщательного контроля использования и оборота земельных участков, предназначенных для крестьянских (фермерских) хозяйств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

2. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. № 159. 22.07.2011.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 № 354-ФЗ // Российская газета. № 151. 12.07.2016.

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

LEGAL REGIME OF LAND PLOTS OF PEASANT (FARM) FARMS

0. Lapshina, D. Kirshin

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

Фермерское хозяйство или КФХ – это вид бизнеса, который связан с ведением сельского хозяйства. Он предполагает объединение граждан на добровольной основе, совместно владеющих имуществом и осуществляющих производство сельхозпродукции или ведение смежной деятельности.

В российском законодательстве допускается возможность получения земель для организации КФХ.

Что для этого нужно и каковы особенности этой процедуры в России?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательство

Деятельность фермерских хозяйств в России регулируется нормами Гражданского кодекса и ФЗ-74 (о КФХ).

Здесь указывается на возможность владения КФХ индивидуальными

предпринимателями и юрлицами, т.е. земля хозяйства может быть в собственности как физических, так и юридических лиц.

В качестве основных направлений деятельности фермерских хозяйств приводятся: производство и переработка с/х продукции и продуктов животноводства, ее транспортировка, хранение и продажа.

Участки КФХ могут использоваться для следующих нужд:

  • Растениеводство: выращивание свеклы, картофеля, зерновых, технических, масличных, кормовых культур, табака и пр.
  • Овощеводство, сбор и выращивание грибов, фруктов, винограда, ягод, орехов.
  • Животноводство: разведение овец, КРС, лошадей, мулов, ослов, коз, свиней, птицы, кроликов, оленей, шелкопряда, верблюдов, оленей, пчеловодство, разведение домашних и лабораторных животных, лягушек и червей.
  • Смешанное сельское хозяйство.

Землей в КФХ могут пользоваться ее члены для выращивания продукции исключительно для внутреннего потребления. Законом это не возбраняется.

В такой ситуации не требуется регистрация ИП или ООО.

К имуществу от КФХ могут относится:

  • земельные участки;
  • здания и сооружения;
  • хозпостройки (сарай, амбар и пр.);
  • мелиоративные и иные сооружения;
  • рабочий скот и птица;
  • с/х техника и оборудование;
  • инвентарь;
  • машины;
  • иное имущество.

При этом для некоторых видов деятельности КФХ не требуется выделение участка. Например, если фермеры занимаются переработкой овощей, то они могут делать это в арендованном помещении.

Порядок выделения земель фермерским хозяйствам, требования к ней и предназначение таких участков прописаны в Земельном кодексе, а также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кто имеет право на получение

Право на получение участков под КФХ в России имеют физические или юридические лица. На момент обращения за землей не обязательно регистрировать ООО и ИП (или другую форму собственности).

Но, если планируется продажа сельхозпродукции, то официальная регистрация бизнеса неизбежно потребуется.

Организовать КФХ вправе как граждане России, так и лица, у которых нет российского

гражданства (иностранцы).

Участок может быть выделен как в собственность, так и аренду на основании заявления.

Землю можно арендовать у государства или частного собственника в статусе физлица или компании. В некоторых случаях этот вариант поможет сэкономить немало времени на прохождении всех бюрократических процедур.

Требования к участку. Виды участков

Участки, которые выделяются под крестьянские и фермерские хозяйства, относятся к землям сельхозназначения.

Они обязательно должны располагаться за пределами населенных пунктов.

В их состав могут входить различные участки, занятые водоемами, лесами, дорогами, коммуникациями, зданиями и сооружениями.

Особую государственную защиту в рамках с/х земель приобретают особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Это земли, кадастровая стоимость которых на 10% выше среднемуниципального уровня; угодья ОПП и НИИ, искусственно орошаемые или осушаемые земли.

Участок земли в КФХ является неделимым: собственники имеют право на долю в нем без выдела ее в натуре. Разделить землю можно в случае прекращения работы КФХ.

Выделенный под КФХ участок должен использоваться по своему целевому назначению.

К видам сельхозземель по их возможному использованию можно отнести:

  • птицеводческие,
  • овощеводческие,
  • садоводческие,
  • цветоводческие,
  • пчеловодческие,
  • рыбоводческие,
  • виноградарские, охотничьи угодья,
  • для создания форелевого хозяйства,
  • сенокошения и выпаса скота,
  • создания защитных лесных насаждений.

Каждый субъект вправе самостоятельно определять предельное значение размера передаваемых земель.

Процедура получения

Для граждан предусмотрены несколько способов получения земли под КФХ. Среди них:

  • проведение аукциона по инициативе муниципальных властей или федеральных, если земли в госсобственности;
  • проведение торгов по инициативе граждан с правом выкупа участка в собственность;
  • выделение земли в аренду без торгов для льготников;
  • аренда без торгов на не состоящие на кадастровом учете участки (упрощенная схема).

При получении земли необходимо пройти несколько этапов.

Подбор подходящего участка

Для получения земли под КФХ для начала нужно подобрать оптимальный участок. Это можно сделать 3-мя способами:

  • Путем обращения в муниципалитет и уточнения информации о свободных землях.
  • Администрация должна предложить арендатору несколько вариантов на выбор.
  • Через участие в открытых торгах, информацию о которых можно найти на специализированных электронных ресурсах или в местных СМИ.
  • Самостоятельно найти землю через официальный сайт Росреестра (если на Дальнем
  • Востоке это будет сделать весьма просто, то в Московской области -практически невозможно).

После выбора участка можно обращаться в администрацию за одобрением.

Подача заявление на выделение участка

Для выделения участка гражданам нужно подать заявление в местную администрацию или уполномоченные органы власти.

В нем указывается следующая информация:

  • для каких целей планируется использовать целей;
  • полномочия лица, который подает заявление (например, глава КФХ);
  • условия передачи земель в собственность (платно или бесплатно);
  • факты, которые подтверждают необходимость выделения запрашиваемой площади земли (численность КФХ, объемы производства);
  • заключенное соглашение об организации КФХ.

Если участок планируется арендовать на какой-либо небольшой срок, то в заявлении указываются конкретные временные рамки.

На рассмотрение поступившей заявки у администрации есть ограничения по времени. Если речь идет о получении земли в собственность или аренду, то это 14 дней. Для рассмотрения проекта по установке границ этот срок не более месяца.

Если планируется заключение договора купли-продажи или аренды, на его подготовку будет не более недели.

Проведение торгов по выбранному участку

После получения заявления от КФХ администрация публикует сообщение о намерении сдать землю в аренду и приглашение всех заинтересовавшихся к участию в аукционе. Если других претендентов не было выявлено, участок предоставляется заявителю без торгов.

В большинстве случаев другие желающие все же находятся, и стоимость аренды может существенно возрасти.

Постановка участка на кадастровый учет

В случае получения предварительного одобрения от администрации заявителю

необходимо из собственных средств произвести работы по межеванию территории и постановке участка на кадастровый учет. В некоторых регионах расходы возьмет на себя администрация.

Кадастровый инженер проведет границы участка, топографическую съемку и оформит документацию. С полученными бумагами необходимо обратиться в Росреестр для оформления кадастрового паспорта.

Стоит отметить, что если в предоставлении земель в конечном итоге откажут, это не будет являться основанием для возврата затрат на оформление участка.

Заключение договора

После вынесения решения в пользу заявителя КФХ, администрация заключает договор купли-продажи или аренды. При оформлении аренды на срок более года документ подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

В договоре прописываются все нюансы использования участка: размер аренды, возможность последующего выкупа земли, права и обязанности сторон.

По завершении действия договора у сторон есть несколько вариантов: расторгнуть его, пролонгировать или выкупить в собственность (если есть такая возможность).

Переоформление земли в собственность КФХ

Указанный этап не является обязательным.

Но Земельный кодекс предусматривает возможность выделения земли под КФХ в безвозмездную аренду с последующим переоформлением ее в частную собственность при условии использования по целевому назначению в течение 5 лет.

Возможно также выкупить землю у государства практически за бесценок после окончания аренды (если договор это позволяет).

Возможные причины для отказа

Государственные структуры могут отказать заявителю в предоставлении земли. Как правило, в числе причин для отказа значатся:

  • запрашиваемая площадь участка превышает границы, установленные государством;
  • неполная комплектность представленной документации;
  • в документах были выявлены неточности и несоответствия;
  • участок обременен правами третьих лиц.

Стоит учитывать, что на уровне субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к заявителям и документации. Все нюансы стоит уточнять у местных властей.

Необоснованный отказ всегда можно обжаловать в судебном порядке. Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по .

Возможности застройки

На территории земель КФХ допускается возможность застройки. В частности, здесь можно построить различные здания несельскохозяйственного предназначения: жилые, рекреационные и промышленные постройки. При этом площадь всех строений не должна занимать более 30%.

Процент застройки регламентируется сложившейся местной практикой и проектом застройки, утвержденным муниципалитетом.

Жилые дома высотой не более 3 этажей допускается не только официально

зарегистрировать, но и прописаться здесь. Для этого нужно указать причины, которые требуют постоянного нахождения фермера на территории КФХ. Это, например, кролиководство и птицеводство (кролики и птицы требуют постоянного ухода).

Возможность застройки земель КФХ опирается на нормы Гражданского кодекса, в котором указывается на необходимость соблюдения градостроительных, санитарных, пожарных и строительных нормативов при возведении постройки.

В Земельном кодексе также прописано право на возведение жилых и иных строений собственниками участков.

В законе о КФХ подчеркивается, что на землях сельхозназначения допускается строительство различных сооружений по желанию собственника.

При возведении капитальных строений обязательно предварительно получить разрешение на строительство. Порядок его оформления содержится в Градостроительном кодексе.

Тогда как некапитальные строения можно построить без получения дополнительных разрешений. Это, например, бытовка, навес, сарай и пр. Их оформление в Росреестре не обязательно.

Таким образом, россияне могут рассчитывать на получение в аренду или собственность земли для развития фермерско-крестьянского хозяйства. Под эти цели выделяются земли сельхозназначения, предназначенные для животноводства, растениеводства, овощеводства или смешанных форм деятельности.

Максимальный размер участка зависит от количества членов КФХ и региональных нормативов. Землю может получить любой россиянин или нерезидент РФ в статусе физического или юридического лица. Для получения участка нужно обратиться в местный уполномоченный орган с заявлением. Земля будет предоставлена на общих основаниях по результатам торгов. При немотивированном отказе в выделении надела земли его можно опротестовать.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *