X5 vs Магнит

Приветствую, друзья!

Давненько ничего не писал, особо интересных идей на рынке нет, пока занимаюсь анализом компаний и сравниваю некоторые из них между собой.

Сегодня решил пост посвятить операционным показателям. Финансовые данные и мультипликаторы всех компаний можно посмотреть на сайте Financemarker. Я постараюсь не перегружать пост текстом, приведу все в виде графиков, очень интересно порой отвлечься от насущных отчетов по МСФО и просто взглянуть на операционные показатели одного бизнеса и сравнить их с другим бизнесом, так я и сделаю. Недавно выходила статья Юрия Козлова про Магнит, там было как раз приведено сравнение финансовых показателей двух этих компаний, почитать можно .

X5 Retail Group

Динамика продаж показывает, что в группе у Пятерочки равных по обороту нет, но нужно помнить, что все-таки форматы магазинов разные, Перекресток относится скорее к формату супермаркетов, а не к формату магазинов у дома, а Карусель это вообще гипермаркет. Но из последнего отчета следует, что Карусели жить осталось не очень долго, скоро всего магазины такого типа приобретут формат Перекрестков, может оно и к лучшему.

X5 Retail Group — динамика продаж по магазинам

Динамика роста новых магазинов с 2018 года начала сокращаться.

X5 Retail Group — динамика роста числа магазинов

Это связано в первую очередь с тем, что продажи в пересчете на 1 магазин показывают нисходящую динамику и не дают того выхлопа, который был раньше. Оно и не удивительно, доходы населения не растут, цены на продукты растут умеренно, само население растет гораздо более низкими темпами, чем магазины, поэтому эта динамика вполне закономерна. Чтобы не быть голословным, посмотрим на цифры:

Динамика роста покупателей не успевает за динамикой роста магазинов, как и было сказано выше. Где-то эти 2 графика должны сойтись для баланса. В итоге, получаем, что продажи на 1 магазин имеют нисходящую динамику:

X5 Retail Group — динамика продаж на 1 магазин

Даже не смотря в финансовую отчетность видно, что продажи растут, а вот эффективность этих продаж снижается, рентабельность снижается, что мы собственно и наблюдаем, читая финансовую отчетность.

МАГНИТ

У Магнита нет отдельных названий для разных форматов магазинов, в отличии от Х5, поэтому назовем так, как есть, мини-маркеты, супермаркеты и магазины косметики и бытовой химии для простоты, остальные пока учитывать не будем, т.к. их относительно небольшое количество.

Мини маркеты Магнита в группе чем-то напоминают Пятерочки, т.е. это и есть те же самые магазины у дома, которые дают львиную долю оборота.

Динамика роста числа магазинов примерно похожа на X5, что в целом оправдано, т.к. у Магнита оборот на 1 магазин так же падает.

Причины такого снижения мы уже рассмотрели.

X5 vs МАГНИТ

Давайте теперь сравним динамику операционных показателей по компаниям.

Для сравнения возьмем данные за последние 6 лет, т.е. с начала 2014 года. На некоторых графиках период будет начинаться с 1 кв. 2015 года, т.к. это является сравнением в % как раз с 1 кв. 2014 года.

X5 на графике выглядит более крепкой, рыночная конъюнктура влияет на продажи, но компания держится, Магнит рухнул сразу, особо не сопротивляясь, но при этом вышел на полку в районе 10% год к году, Х5 судя по всему стремится в ту же область. В перспективе мы можем увидеть более низкий рост, т.к. инфляция снижается, доходы у населения снижаются, а экономика особо не растет, среднегодовой рост ВВП прогнозируют около 1% на ближайшие годы. Скорее всего, рост продаж закрепится в коридоре 5-15%.

И тут видно, что стратегии у этих гигантов разошлись, менеджмент Магнита начал активно снижать число магазинов, в то время, как Х5 продолжал какое-то время их наращивать более высокими темпами. Потом тенденция поменялась, Магнит начинает наращивать темпы, а Х5 снижать. Посмотрим, что из этого выйдет, но пока динамика не очень оптимистичная по доходам на 1 магазин. Магнит пошел по пути затоваривания всего, даже отделения Почты России забили шоколадками и печеньками, чтобы бабушкам не скучно было сидеть в очереди, наверное.

LFL — это сопоставимые продажи. Т.е. в данном случае учитываются продажи только тех магазинов, которые работали за выбранный период времени, данные по новым магазинам и закрывшимся в течении периода не учитываются.

И снова, график динамики LFL продаж (хотя, это скорее следствие верхних графиков, а не причина) у Х5 выглядит более консервативным, менеджмент плавно двигает рычаг, не делая резких движений. Такое ощущение, что у Х5 рулит всем консерватор со стажем (Ольга Наумова до 2018 года) видна женская аккуратность, грациозность, даже в графиках операционных показателей. А у руля Магнита как будто был трейдер-спекулянт да еще и с плечами (Сергей Галицкий), видно, что мужик рулил, во всяком случае до прихода Наумовой по операционным показателям это было явно так. Неудивительно, почему Наумова не смогла там ужиться, она привыкла работать плавно, аккуратно, не торопясь, а там ей каждый день наверное предлагали «давай шорти скорее продуктовые магазины, и бери аптеки на все плечи», там Сергей Николаевич разбаловал всех, по 30% в год расти.

Ну да ладно, шутки шутками, а вот по операционным показателям Х5 интереснее выглядят.

Ради интереса, можно посмотреть динамику продаж по отношению к площади магазинов, а не их количеству, возможно это будет более точный показатель. Возьмем начало 1 кв. 2014 года за 100%.

По отношению к площади продажи так же снижаются. Но опять же, динамика Х5 более ровная и можно сказать, что она не так сильно пострадала, как у Магнита. Это еще раз подтверждает мои мысли, что стратегия у Х5 более консервативная и продуманная, что видно по волатильности почти всех операционных показателей.

Ну и глянем на капитализацию на 1 кв. м. такого бизнеса. Собственно, Магнит стоил в 5 раз дороже Х5 в моменте.

Наращивание количества магазинов снижает рентабельность существующих, но если не открывать новых, можно потерять долю рынка, т.к. конкуренты не дремлют. И тут менеджменту нужно искать компромисс между открытием новых магазинов и снижением эффективности старых. Посмотрим, кто выберет более правильную стратегию, которая даст бОльший эффект. Оба магазина сменили топ менеджеров и пока что-то прогнозировать сложно, нужно дождаться результатов за весь 2019 год и посмотреть, что меняется и в какую сторону. Здесь от менеджмента многое зависит, это не тот бизнес, где можно поставить за руль кого угодно, а лодка все равно будет плыть, здесь нужна стратегия. Пусть учатся у менджмента Детского мира ), я хотел сюда его тоже включить для полной картины, но пока не набрал по нему достаточного количества данных, в перспективе постараюсь сделать, если такой формат будет вам интересен в дальнейшем.

Благодарю всех за внимание и желаю вам успешных инвестиций!

Представленная информации носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

P.S.Ищите все инвестиционные прогнозы Георгия Аведикова, а также других авторов нашего блога в «Рейтинге аналитиков» на FinanceMarker. Для бесплатного доступа, зарегистрируйтесь.

Сегодня сети «Магнит» и «Пятерочка» являются бесспорными лидерами по количеству магазинов, открытых в небольших городах и поселках. А уж про большие города и говорить нечего – там универсамы этих сетей можно найти практически в каждом дворе.

И большинство граждан предпочитает делать покупки именно в этих расположенных возле дома магазинах – без изысков, но почти все необходимое в них есть, постоянно проводятся акции, кроме того, не надо специально куда-то идти за покупками и далеко нести тяжелые сумки – магазин по пути, прямо возле тома.

И у меня ближе всего к дому расположены магазины «Магнит» и «Пятерочка». И, несмотря на перечисленные преимущества этих магазинов, я стараюсь там не закупаться. Посещаю их только в том случае, если мне срочно нужно купить какую-то неожиданно закончившуюся дома мелочь, вроде растительного масла или сахар

Далее я расскажу, по каким причинам эти магазины не вызывают у меня доверия.

Ценники

Даже изредка заходя в «Магнит» или «Пятерочку», можно стать свидетелем конфликта между покупателем и продавцом. Причина – расхождение между ценой, объявленной на кассе, и той, что была указана в ценнике. Иногда это происходит потому, что не были своевременно заменены ценники, а иногда товар просто был выставлен не на свою полку, и под ним висел ценник на совсем другое наименование.

Во втором случае, работники магазина очень часто пытаются возложить вину на покупателя: «Смотреть внимательно надо, что за ценник там, а не претензии высказывать. Это другой товар столько стоит». Но чья же обязанность следить за тем, чтобы не было такой путаницы? Работников магазина или покупателей?

Качество обслуживания

В магазинах «Пятерочка» и «Магнит», которые я видел, качество обслуживания зависит от того, какое настроение у того или иного работника. Уборщица может долго стоять над лужей от разбитого товара и ругаться, показывать ее другим работникам магазина, в то время как мимо проходит не один десяток людей: кто-то может поскользнуться и получить травму. Кассир, может пробивать товар с таким видом, как будто покупатель в чем-то перед ним виноват, а работник зала просто игнорировать вопросы клиентов.

Скорее всего, где-то дела обстоят иначе, но в ближайших ко мне магазинах указанных сетей – именно так. И это отбивает охоту лишний раз в них заходить.

Скорость обслуживания

Эта причина очень близка к предыдущей. Зачастую у открытых касс собирается очередь, намного превышающая максимально положенную – из пяти человек, и не всегда вопрос решается открытием других касс, даже если кто-то из очереди попросит разобраться в ситуации.

Неподалеку, в одном здании расположены магазины «Магнит» и «Вкусвилл» – у них один вход с улицы, один зал перед кассами, да и численность персонала, скорее всего, одинаковая. Но, работники «Вкусвилла» успевают следить за тем, чтобы под каждым товаром был актуальный и нужный ценник, успевают своевременно открывать дополнительные кассы, поддерживать чистоту и помогать покупателям.

Чего не скажешь о расположенном там же «Магните» – даже не заходя в зал, а просто пройдя мимо касс, можно в полной мере увидеть всю картину.

Завышенные цены

И «Пятерочка», и «Магнит» считаются бюджетными магазинами, но поддерживают это звание они в первую очередь благодаря акционному товару и малоизвестным брендам. Если же смотреть на ценники без акций, то они будут несколько выше, чем в магазинах, которые не заявлены как бюджетные.

Доходит даже до того, что в гипермаркете той же сети, цены будут ниже, чем в универсаме возле дома.

Ограниченный ассортимент

В магазинах, расположенных среди жилых домов, в первую очередь ставка делается на самые популярные повседневные товары. Если вам потребуется что-то выходящее за рамки данного понимания, скорее всего, в ближайших «Пятерочке» и «Магните» этого найти не получится.

Некачественная продукция

Наконец, о самом важном. Проблема сроков годности так или иначе касается абсолютно каждого магазина, но иногда можно увидеть настоящий перебор. Например, «доживающая» продукция выставляется на самое видное место, со скидкой 20-25%. Даже та, которую на этом этапе лучше бы вообще убрать с продажи. В любом случае, в первых рядах выставляется более старый товар.

Не является редкостью и пересортица, которая приводит к тому, что покупатель приобретает дешевый товар по цене дорогого. Об этом я писал здесь ().

Прошу Вас ответить: знакомо ли Вам то, что я здесь перечислил? Спасибо за внимание.

Работа в магазине Магнит у меня не первая из подобных, так как приходилось менять места из-за различных неудобств. В первую очередь хочу сказать, что никогда не расценивала работу в продовольственных магазинах, как основную деятельность на всю жизнь. Это только подработка.
А теперь по делу:
Многих интересует зарплата — если по началу она могла составлять даже 18 тысяч рублей, то потом при смене начальстве опустилась до 14-15 тысяч. Если не получите штраф, а это редкость.
Почему редкость? В магазине нет камер, поэтому воровства много и уверена, что не только от покупателей. Как работают охранники наверняка знаете — приходят сонные, лишь бы день отстоять. За всех, конечно, не говорю, есть и добросовестные.
Рабочий день после смены руководства увеличили до 13 часов и НЕ подняли зарплату!
Периодически проходят проверки на прочность путем посыла взрослых на вид подростков (им дашь лет 30) на кассу со спиртными напитками. В итоге — штраф больше, чем сама зарплата. Называется, подставы, а деньги уходят и в руки руководства сети. После этих событий я просто уволилась.
Контингент: кошмар, через двоих одни пьяницы. Кому водку, кому пиво. Хотя бы после 21 часа можно было отдохнуть. Но все зависит еще от района. У меня был период, когда я не могла работать полную рабочую неделю и меня просто вызывали на точку, оплачивая день. И вот в такие периоды узнаешь, где работать проще.
Что нравилось: без проблем отпускали на больничный, можно было легко договориться с девочками о подмене. о могли и внезапно вызвать на работу с утра. Если могла, то всегда выходила.
И да, если захотите работать в Магните, то готовьтесь к тому, что будете работать и за кассира, и за продавца. А бывало, что полдня бегаешь одна!
В целом, не советую. Поберегите нервы и здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *