Для кольской верфи Новатэка

Опубликовано в газете «Мурманский вестник». 21 ноября, 2018

Масштабы и темпы впечатляют

Юрий Банько

Фото: Лев Федосеев
28 марта 2018 года в газете «Мурманский вестник» была опубликована статья «Стройка советских масштабов идет в Белокаменке». Спустя семь месяцев ее автор вновь побывал на этой гигантской стройке, имеющей огромное значение не только для Мурманской области, но и для всей России, для освоения природных богатств Арктики. В первый мой приезд на место возведения ЦСКМС здесь велись земляные и буровзрывные работы. Взрывались сопки, дробился в щебень скальный грунт, насыпались четыре площадки, отвоевывая у Кольского залива место под строительство объектов будущего Центра строительства.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Говоря о строительстве в поселке Белокаменка Мурманской области Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), следует акцентировать внимание не только на масштабах (всего одна цифра — его площадь равна 506 футбольным полям), но и на темпах возведения этого «завода по строительству заводов». Тем более что появилась возможность еще раз побеседовать с генеральным директором ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрием Агеевым и сравнить, какие произошли изменения на западном берегу Кольского залива, там, где будут создаваться плавучие заводы по сжижению природного газа.

Компания «НОВАТЭК», занимающая 3-е место по запасам газа среди публичных компаний мира и 8-е по его добыче, естественно, не могла не озаботиться тем, как доставлять голубое топливо потребителям. В качестве оптимального варианта было принято решение сжижать природный газ и отправлять потребителям на судах-газовозах. На полуострове Ямал были построены завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ» и порт Сабетта.

Теперь на повестку дня встал вопрос о строительстве заводов по сжижению газа в рамках проекта «Арктик СПГ-2». Но особенностью, ноу-хау в реализации данного проекта, будет то, что три завода СПГ будут располагаться на морских железобетонных основаниях гравитационного типа, которые установят в Обской губе.

О важности своевременной реализации проекта по строительству ЦСКМС говорит визит 26 сентября 2018 года в Мурманск председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, который посетил строительную площадку.

Экскурс в недалекое прошлое

В июле 2012 года был дан старт строительству завода «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения и морского порта Сабетта. Всего через пять лет, 8 декабря 2017 года, в присутствии президента России Владимира Путина состоялась загрузка сжиженным газом первого танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» с первой технологической линии мощностью 5,5 миллиона тонн в год. Всего же после ввода в строй всех четырех линий предприятие будет производить 17,4 миллиона тонн СПГ в год.

Строительная площадка ЦСКМС

Для реализации задачи, обозначенной главой государства, а Владимир Путин предложил увеличивать число таких перспективных проектов и поставил задачу занять на рынке СПГ достойную нишу, компания «НОВАТЭК» приступила к реализации своего второго СПГ-проекта — «Арктик СПГ-2». Для его воплощения в жизнь в Кольском заливе, в районе села Белокаменка, создается Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), где будут изготавливаться линии сжижения природного газа на железобетонных платформах гравитационного типа. Это станет настоящим прорывом в создании заводов СПГ. Предполагается, что реализация проекта «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 миллиона тонн обойдется «НОВАТЭКу» минимум на 30 процентов дешевле, чем «Ямал СПГ», в том числе за счет локализации оборудования.

Интерес к данному проекту проявляют и Саудовская Аравия, и Франция, и Корея, и Испания. Более того, в рамках Петербургского международного экономического форума в присутствии президента России Владимира Путина и президента Франции Эммануэля Макрона председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и исполнительный директор «Тоталь» Патрик Пуянне подписали соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ-2».

Опять же в присутствии президента России Владимира Путина и президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина был подписан документ о сотрудничестве «НОВАТЭК» и КОGAS в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2» и создании на Камчатке перевалочного комплекса СПГ. Готовы к участию в проекте и китайцы, и испанцы.

В целях реализации проекта строительства ЦСКМС в 2015 году было создано предприятие «Кольская верфь», впослед-ствии переименованное в ООО «НОВАТЭК-Мурманск».

Строят на века

В первый мой приезд на место возведения ЦСКМС здесь велись земляные и буровзрывные работы. Взрывались сопки, дробился в щебень скальный грунт, отсыпались четыре искусственных земельных участка.

С начала августа 2017 года здесь извлечено, переработано и перевалено более 8 миллионов м3 земляного и скального грунта, сформировано 9 тысяч метров откосов, фактически сравнялась с землей сопка, которая уменьшилась с 82 метров до 2,5 метра над уровнем моря.

Дмитрий Агеев.

Часть взорванного скального грунта была использована для отсыпки четырех искусственных земельных участков общей площадью 15,2 гектара, часть здесь же переработана на щебень и использована для формирования производственных площадок.

Понятно, что наиболее сложные работы при строительстве ЦСКМС выполняют крупные компании. Профильные специалисты из разных городов и регионов России принимают участие в проекте, привнося самые передовые разработки и знания.

Следует отметить, что в строительстве задействованы и компании Мурманской области. Сегодня к созданию ЦСКМС привлечено более 70 организаций региона для выполнения различных работ и услуг, поставки материально-технических ресурсов.

В настоящее время на предприятии работает около 1300 человек, а уже в ближайшее время их численность возрастет почти в три раза. В перспективе, когда ЦСКМС приступит к строительству заводов СПГ, будет трудоустроено более 10 тысяч человек. Для их размещения будет построен целый город с социально-бытовыми объектами, общежитиями, административным и хозяйственным корпусами, прачечной, столовой, спортивным центром, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры.

Первым объектом, который нам показал первый заместитель генерального директора ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Андрей Бородич, когда мы приехали на строительную площадку ЦСКМС, была подстанция 150 кВ, которая будет обеспечивать проект электроэнергией. Для этих целей прокладываются две линии электропередачи протяженностью 18 и 55 км.

Заводы СПГ будут располагаться на основаниях гравитационного типа (ОГТ). Их размеры впечатляют: 324 метра — длина, 153,7 — ширина и 30,5 — высота. Масса — 420 тысяч тонн. Внутри ОГТ будут располагаться резервуар СПГ объемом 230 тыс. м3 и резервуар газового конденсата на 75 тыс. м3.

Строительство заводов на основаниях гравитационного типа является более рентабельным, нежели стандартный способ конструирования. Это дешевле ввиду доступности материалов, необходимых для изготовления. Время транспортировки в любой регион и установки на дно невелико.

Что касается ОГТ, которые будут собираться на ЦСКМС, то на них разместится сложнейшее технологическое оборудование, состоящее из 14 модулей общим весом 140 тысяч тонн.

Вот для того чтобы построить основания гравитационного типа, создаются два сухих дока циклопических размеров: длина 400, ширина 175 и высота стенок порядка 20 метров.

Андрей Бородич показал нам будущий док, в стенки которого строители уже забили 484 трубошпунтовых сваи на глубину до 30 метров.

Уникальная бурильная установка.

В каждую из труб большого диаметра после погружения в грунт вставляется арматурный каркас и заливается бетон. Как говорится, на века. И это не все. В каждом трубошпунте через 2 метра сверлятся отверстия, через которые они крепятся грунтовыми анкерами, уходящими в сторону на 20 метров, чтобы в процессе эксплуатации, стенки не «поплыли». Одновременно по такой же технологии строится еще один док.

Еще во время моего первого посещения стройплощадки в марте 2018 года генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрий Агеев сказал, что строительство первой очереди ЦСКМС, включающей в себя сухой док № 1 и всю инфраструктуру для изготовления ОГТ (участок бетонного завода, цеха механического оснащения, технического обслуживания, опалубки, арматурный цех), будет завершено к осени 2019 года.

В октябре во время беседы Дмитрий Агеев конкретизировал ближайшие задачи. К весне 2019 года будет завершено строительство арматурного цеха и бетонного завода с четырьмя бетоносмесительными установками, летом 2019 года предстоит завершить строительство сухого дока № 1, и сразу же начнутся работы по укладке арматуры нижней плиты основания гравитационного типа. Весной будет введена в строй первая очередь вахтового жилого комплекса на три с половиной тысячи человек.

Уже в марте-апреле 2019-го начнется подготовка арматуры для закладки первого основания гравитационного типа. Темп работ показывает, что с этой задачей строители справятся. Затем стартует второй этап. Сооружение сухого дока № 2 планируется завершить в 2020 году.

Особых слов заслуживает гигантский комплекс изготовления модулей верхних строений. При длине 350 метров, ширине 280 метров он будет иметь высоту 88 метров. В цеху будет 10 кранов грузоподъемностью в 300 тонн каждый. Рядом со сборочным цехом будут располагаться цеха техобслуживания, изготовления металлоконструкций, комплекс окраски.

Будет возведено 4 причала длиной до 250 метров. Технология сооружения причалов довольно сложная. Ведь на них придется выгружать грузы весом до нескольких тысяч тонн. Поэтому и требования к ним соответствующие. Вначале в дно на глубину 17-20 метров забиваются вибропогружателем с усилием 1400 тонн сваи анкерной стенки. Затем с баржи засыпается щебень, а это десятки тысяч тонн, и на удалении в пару десятков метров забиваются сваи лицевой стенки, правда, здесь сваи уходят на глубину уже 40 метров. Потом все это будет бетонироваться. Сроки сдачи первых причалов у арматурного и бетонного заводов определены — март-апрель 2019 года.

Производственная мощность предприятия по изготовлению модулей верхних строений будет достигать 100 тыс. тонн в год, а по изготовлению ОГТ — 200 тыс. тонн в год. Общая площадь ЦСКМС составит 361,5 тыс. км2.

Значение ЦСКМС для Мурманской области

Мурманская область уникальна не только своим географическим положением: выходом через незамерзающий Кольский залив в Атлантический и Северный Ледовитый океаны, но и своими месторождениями полезных ископаемых. Немного найдется областей в России, где столько говорилось бы о реализации крупномасштабных проектов.

Наибольшие ожидания жители региона связывают с возведением и работой ЦСКМС. Этот проект компании «НОВАТЭК» действительно принесет огромную пользу региону и России.

Прежде всего будет создано более 10 тысяч рабочих мест. Однако для того чтобы получить работу в ЦСКМС, нужно уже сейчас осваивать специальности, которые будут востребованы.

ЦСКМС позволит развивать кадровый потенциал области, увеличить конкурентоспособность предприятий региона в масштабах России. Сюда будут привлечены инвестиции, которые станут мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств.

В логистических схемах работы ЦСКМС уже активно задействованы судоходные компании, доставлявшие строительную технику из Сабетты и Архангельска, а также Мурманский морской торговый порт и железная дорога. И масштабы их загрузки будут только возрастать.

А обеспечение рабочего поселка, в котором проживают более 10 тыс. человек, продуктами питания, предметами первой необходимости? Разве это не поле деятельности для малого бизнеса?!

Безусловно, будет востребован и научный потенциал Мурманской области.

Наконец, ЦСКМС обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Не забыты и жители села Белокаменка и сельского поселения Междуречье. С руководством Кольского района подписано соглашение о социальной поддержке жителей этих населенных пунктов. В 2018 году оказана целевая поддержка в виде приобретения машины скорой помощи повышенной проходимости. Организована горячая линия для жителей села, используя которую, они могут обращаться с жалобами и предложениями к руководству компании.

Впервые за постсоветский период в Мурманской области реализуется столь масштабный проект, имеющий огромное значение не только для Северо-Западного региона, но и для всей России.

Наконец, еще один крупномасштабный проект, связанный с «Арктик СПГ-2», будет реализован в Мурманской области и, в частности, в районе бухты Ура. Здесь, по словам Леонида Михельсона, будет построен перевалочный комплекс СПГ мощностью до 20 миллионов тонн.

— Для нас главное — это доступность бухты 365 дней в году, а также минимизация расходов бюджета на создание портовой инфраструктуры, — сказал Леонид Михельсон.

Планируется установить здесь два судна — хранилища СПГ. Аналогичный перевалочный комплекс должен появиться на Камчатке.

Строительство перегрузочного комплекса в Ура-губе позволит повысить эффективность доставки газа в Европу с действующего завода «Ямал СПГ» и с планируемого «Арктик СПГ-2».

В этот перегрузочный комплекс танкеры-газовозы усиленного ледового класса будут выгружать СПГ, а отсюда он будет вывозиться потребителям обычными танкерами-газовозами.

Еще одним важным шагом, затрагивающим судьбу Мурманской области, стало подписание председателем правления ПАО «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном и генеральным директором корпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым соглашения в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке о намерениях в отношении создания совместного предприятия по строительству и эксплуатации флота ледоколов на СПГ для обеспечения ледокольной проводкой судов арктических СПГ-проектов «НОВАТЭК». Как известно, местом базирования ледокольного флота является Мурманск, а значит, с появлением дополнительных ледоколов появится работа не только у моряков, но и у судоремонтников, а также обслуживающих компаний.

«НОВАТЭК» своими проектами вдохнул свежую струю в экономическое развитие региона.

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.11.2018

3 Октября 2018 НОВАТЭК, ОАО
Первая очередь центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) компании «Новатэк» в Мурманской области будет введена в эксплуатацию в 2019 году. Об этом сообщила 2 октября вице-губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова в ходе конференции Offshore Marintec Russia — 2018 в Санкт-Петербурге, передаёт корреспондент Sudostroenie.info.
По словам Кузнецовой, в настоящее время на территории ЦСКМС ведутся активные строительные работы. В ближайшее время появится вахтенный посёлок на 15 тыс. человек.
(…)

Более 200 случаев заражения коронавирусом выявлено на производственной площадке НОВАТЭКа в селе Белокаменка в Мурманской области. Там компания строит верфь для сборки линий для будущих СПГ-проектов. Очаг заражения обнаружен на стройплощадке одного из основных подрядчиков — «Велесстроя». НОВАТЭК заявил, что работы на объекте продолжаются по плану. Власти Мурманской области также считают, что оснований для приостановки строительства нет.

По информации губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, которого цитирует «Интерфакс», на производственной площадке НОВАТЭКа в селе Белокаменка Кольского района выявлено 206 случаев заражения коронавирусом.

Очагом заболевания стала основная подрядная компания НОВАТЭКа «Велесстрой».

Всего на объекте работает 4,6 тыс. сотрудников. По словам господина Чибиса, тестирование на коронавирус уже прошли более 2 тыс. рабочих.

Сейчас проводится повторное тестирование сотрудников «Велесстроя». Всего в работах на Кольской верфи на всех строительных площадках задействовано около 11 тыс. человек. При этом правительство Мурманской области, которое очень жестко относится к карантину, например, моряков, не видит оснований для приостановки работ на промплощадке Кольской верфи.

В Белокаменке НОВАТЭК создает производство плавучих железобетонных конструкций, на которых впоследствии будет размещено оборудование для сжижения газа. Построенные подобным образом линии сжижения планируется использовать в новых СПГ-проектах НОВАТЭКа, включая «Арктик СПГ-2», запуск которого запланирован на осень 2023 года.

В НОВАТЭКе подтвердили, что положительные результаты тестов на коронавирус были получены «у ряда работников подрядных организаций при отсутствии симптомов заболевания». Все сотрудники с положительными тестами на коронавирус госпитализированы. У контактировавших с ними не наблюдается симптомов заболевания, но они изолированы и находятся под наблюдением медиков, при этом «работы на площадке ведутся в соответствии с планом», говорится в сообщении НОВАТЭКа.

По заявлениям регионального правительства, в 97% случаев у инфицированных рабочих болезнь протекает бессимптомно. Тяжелобольных нет.

На данный момент это самая крупная по числу заболевших вспышка коронавируса на производственных предприятиях в России, о которой стало публично известно.

До этого сообщалось о десятках случаев на предприятиях «Газпрома», «Роснефти», «Росатома» и других компаний, но все они имели меньшие масштабы. Отчасти выявление такого количества случаев, большинство из которых являются бессимптомными, может быть связано с началом массового тестирования на коронавирус. К примеру, «Газпром нефть» сообщила 15 апреля, что уже провела тестирование более половины из 78 тыс. сотрудников компании.

Татьяна Дятел

Изолированных работников разместят в отелях, домах отдыха и пансионатах, но за пределами площадки строительства и Мурманской области. Согласно сообщению, компания продолжит исполнять свои контрактные обязательства перед сотрудниками.

На проекте работает более десяти подрядных организаций. «Частичная приостановка» работ «Велесстроя» никак не повлияет на реализацию проекта «Арктик СПГ-2», — сказал РБК представитель НОВАТЭКа.

Пресс-служба НОВАТЭКа позже сообщила РБК, что на строительной площадке Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) заняты около 11 тыс. работников более чем из 20 подрядных организаций. «По просьбам подрядчиков «НОВАТЭК Мурманск» организовал выборочное тестирование персонала всех организаций, занятых в строительстве. В результате положительные тесты на COVID-19 были выявлены у сотрудников компании «Велесстрой», — говорится в сообщении. В компании отметили, что вахтовый городок «Велесстроя» находится на удалении и сотрудники компании не пересекаются с работниками других подрядных организаций.

«В соответствии с требованиями Роспотребнадзора «Велесстроем» предпринимаются все меры по недопущению распространения инфекции, в том числе частичная приостановка работ для проведения полной дезинфекции объектов в вахтовом жилом городке», — добавили в пресс-службе и заверили, что эти меры не повлияют на сроки строительства объекта и реализацию проекта «Арктик СПГ-2».

Губернатор региона Андрей Чибис 15 апреля заявил, что в Белокаменке коронавирусом заразились 206 человек, что составляло 77% от общего количества зараженных в регионе. Чибис отметил, что большинство случаев зарегистрировано среди людей, задействованных для работы на стройке НОВАТЭКа. Губернатор также указал, что очагом заражения стала подрядная компания «Велесстрой», инфекцию занес, предположительно, гражданин Киргизии. На стройке, по его словам, работают свыше 9 тыс. человек.

«Новая газета» без ссылки на источник утверждала, что к 15 апреля за сутки заразились 125 человек, все — сотрудники подрядчиков НОВАТЭКа, который создает в Мурманской области Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Глава компании Леонид Михельсон утверждал, что до конца года компания введет эту верфь в строй, и назвал ЦСКМС заводом по созданию СПГ-заводов.

Скорость распространения коронавируса в России Случаев за сутки Источник: Федеральный и региональные оперштабы по борьбе с вирусом Данные по России i

Позже представитель НОВАТЭКа подтвердил РБК, что у ряда работников подрядных организаций подтвердился коронавирус без выраженных симптомов. Точное количество зараженных он не называл.

Представитель компании заверил, что подрядчики приняли все необходимые меры, чтобы инфекция не распространилась, ситуация находится под контролем, а работы идут в соответствии с планом.

Как сообщил оперштаб Мурманской области по данным на 23:30 21 апреля, количество зараженных в Белокаменке выросло до 367 человек.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Уралмашзавод (УЗТМ), один из лидеров в производстве оборудования для горнодобывающей промышленности, металлургии и строительной отрасли, выиграл тендер на поставку компании «Новатэк-Мурманск» 64 тяжелых мостовых кранов. Компания реализует на Кольском полуострове уникальный проект строительства плавучих заводов сжижения природного газа (СПГ).

Оборудование будет изготовлено в консорциуме с предприятиями Тяжмаш (Сызрань) и производственной фирмой АСК (Санкт-Петербург). Большая часть подъемной техники (51 единица), согласно условиям контракта, будет отгружена в 2019 году. Сейчас заказ распределяется между участниками консорциума, лидером которого выступает Уралмашзавод.

Краны грузоподъемностью от 10 до 300 тонн будут задействованы на производственных площадках Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, который создается в рамках масштабного проекта Новатэка — «Арктик СПГ-2», направленного на освоение ресурсной базы Крайнего Севера.

К 2025 году планируется завершить строительство трех плавучих заводов производительностью более 6 млн тонн СПГ в год каждый.

— Объединение крупнейших российских производителей тяжелых кранов для выполнения уникального для отрасли заказа — стратегическое решение, важное для всего сектора тяжелого машиностроения. Заводам предстоит в сжатые сроки изготовить очень большой объем оборудования, и успешное выполнение консорциумом этой задачи позволит расширить референции по реализации комплексных проектов. Это необходимо как для участия в последующих тендерах подобного уровня, так и для увеличения доли УЗТМ на рынке грузоподъемного оборудования, — заявил зампред правления Газпромбанка — председатель Совета директоров Уралмашзавода Ян Центер.

Напомним, «Арктик СПГ-2» предусматривает строительство трех очередей производства СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год каждая на основаниях гравитационного типа. Проект реализуется на ресурсной базе Утреннего месторождения. По состоянию на 1 декабря 2018 года, запасы Утреннего месторождения по российской классификации составили 1978 млрд куб. м природного газа и 105 млн тонн жидких углеводородов. В декабре прошлого года глава Новатэка Леонид Михельсон сообщил, что в 2022 году компания должна транспортировать первую платформу линии сжижения «Арктик СПГ-2» и установить ее у причала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *