Как поступить в магистратуру

Систему образования, сложившуюся в нашей стране с 2009 года, можно назвать трехуровневой. Это произошло из-за смешения старой советской системы образования, при которой студенты обучались в ВУЗе по программе специалитета 5-6 лет и после этого поступали в аспирантуру, и новой двухуровневой Болонской системы: бакалавриат — 4 года и магистратура — 2 года. Сложилась ситуация, когда ряд ВУЗов проводит обучение по 5-летней программе, а другие уже перешли на новую двухуровневую систему.

Что выбрать: бакалавриат или специалитет?

На самом деле и та и другая система имеют свои преимущества и недостатки. Так, бакалавриат дает возможность более продуманной профессиональной ориентации при поступлении в магистратуру. Это обусловлено тем, что бакалавр имеет возможность выбирать между магистратурой по своей специальности в этом же ВУЗе или в любом другом. Причем при выборе магистратуры по другой специальности вчерашний бакалавр будет иметь две специальности, что может пригодиться при поиске работы.

Кроме того, дипломы двухуровневой системы легче признаются на Западе и дают возможность с дипломом бакалавра поступать в магистратуру западных университетов.

С другой стороны, во многих технических и медицинских ВУЗах 4 лет явно недостаточно для получения полноценного высшего образования. Это во многом объясняет недостаточно высокий спрос рынка труда на бакалавров по сравнению со специалистами.

К тому же бюджетные места на обучение в магистратуре сильно ограничены, а плата за это обучение достаточно высока. Но зато можно, получив диплом бакалавра, прервать обучение, поработать, накопить денег на оплату обучения и затем продолжить его в магистратуре.

Преимущества специалитета заключаются еще и в том, что желающие заниматься научной работой могут сразу после окончания ВУЗа поступать в аспирантуру. При двухуровневой системе образования это возможно только после окончания магистратуры.

Поэтому при выборе специальности и системы образования надо учитывать все эти факторы.

Условия и правила поступления в магистратуру на бюджет

Правила поступления в магистратуру на бюджетные места требуют предоставить:

  • диплом о высшем профессиональном образовании бакалавра или дипломированного специалиста. Лица, имеющие степень магистра и желающие получить второе высшее образование, принимаются на обучение в магистратуру на платной основе;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий гражданство РФ. Для лиц, постоянно проживающих в Крыму, выделяются отдельные места в пределах контрольных цифр.
  • сведения об индивидуальных достижениях на усмотрение поступающего.

Вступительные испытания в магистратуру проводятся ВУЗами, как правило, в письменной форме в соответствии с образовательными стандартами. Программы заблаговременно публикуются на сайтах приемных комиссий. Оценка результатов испытаний измеряется по 100-бальной шкале в соответствии с правилами Болонской системы. Количество баллов, необходимое для успешной сдачи экзамена по конкурсу, определяется каждым ВУЗом самостоятельно.

Учет индивидуальных достижений при поступлении в магистратуру

Общий балл поступающего в магистратуру на бюджетные места складывается из баллов за вступительные испытания и баллов, полученных за индивидуальные достижения. Перечень этих достижений и количество баллов устанавливаются каждым ВУЗом отдельно в соответствии с профилем магистерской программы. (Подробнее об этом читайте в статье «В магистратуру на бюджет: как получить 25 дополнительных баллов?»)

К наиболее значимым личным достижениям большинство ВУЗов относит диплом с отличием, наличие патента на изобретение, публикация научной статьи ВАК, публикация научной статьи РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), публикация научной статьи Scopus и Web of Science, участие в студенческих научных конференциях, публикация тезисов и докладов, победа на Всероссийских студенческих научных олимпиадах и конкурсах.

Перечень достижений и количество баллов, которые можно за них получить, как и порядок проведения конкурсного отбора, каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно.

Так в МГТУ им. Н.Э. Баумана диплом с отличием может принести дополнительно 15 баллов, наличие патента на изобретение — 15 баллов, публикация статьи в журналах ВАК — 10 баллов, а в журналах Scopus и Web of science — 15 баллов. В Высшей Школе Экономики (НИУ-ВШЭ) диплом с отличием «стоит» 5 баллов, научные статьи – 10 баллов, победы на олимпиадах — 5 баллов. При поступлении в магистратуру Московского энергетического института (МЭИ) за диплом с отличием начисляется 15 баллов, а за научные статьи — до 15 баллов. Если у абитуриента есть и диплом с отличием и публикация научной статьи в журналах ВАК, РИНЦ или Scopus, суммарное количество баллов за личные достижения может достигнуть 20-25 баллов, что значительно повышает шансы на поступление в магистратуру на бюджетные места.

Однако есть ВУЗы, которые не суммируют баллы за личные достижения с баллами за вступительные испытания. Например, МГТУ Станкин проводит основной конкурс по вступительным экзаменам, а баллы за индивидуальные достижения рассматриваются в случае равного количества набранных баллов по вступительному испытанию.

Что делать, если личных достижений нет?

Самое главное — не отчаиваться! Конечно, получить диплом с отличием удается не многим, не говоря уже о наличии патента на изобретение. Но опубликовать научную статью в рецензируемом журнале можно попытаться.

Для темы публикации лучше всего выбрать направление магистерской программы, по которому в будущем планируется проводить научные исследования. Часто выбранная тема совпадает с темой дипломной работы. В этом случае значительно проще решить задачу написания одной-двух статей: достаточно грамотно изложить цели и задачи исследования, его актуальность и новизну, а также дать описание достигнутых в ходе исследования результатов.

Учитывая, что все личные достижения фиксируются Приемными комиссиями по уже достигнутым, а не планируемым результатам, то понятно, что к началу испытаний нужно представить уже опубликованные статьи.

Самостоятельно опубликовать научную статью в рецензируемом журнале – задача трудная: текст должен быть оформлен согласно техническим требованиям конкретного издательства, тема статьи должна быть интересна редакции, лист ожидания должен быть коротким (иначе вы рискуете увидеть напечатанную статью к моменту получения степени магистра). Поэтому после того как статья готова, желательно получить бесплатную консультацию по размещению статьи у специалистов. Они порекомендуют наиболее подходящий профильный журнал, подскажут как оформить статью в соответствии с требованиями журнала.

Документы для поступления в магистратуру

Как правило, в большинстве ВУЗов основной перечень документов следующий:

  • Заявление с указанием избранного направления магистратуры;
  • Оригинал или копию документа уставленного образца о высшем профессиональном образовании;
  • Фотографии 3х4 (4 штуки);
  • Документ, удостоверяющий личность и гражданство.

Стоит отметить, что ряд направлений предусматривает прохождение абитуриентом обязательного медицинского осмотра. Так, например, для подачи документов в магистратуру по направлениям «Ядерные реакторы и материалы», «Электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника» абитуриент обязан предоставить медицинскую справку.

Ниже мы приводим перечень дополнительных документов, которые могут быть затребованы ВУЗами или предоставлены абитуриентами по собственному желанию при подаче заявления в магистратуру:

  • Рекомендательные письма;
  • Мотивационное письмо;
  • Сведения о личных (индивидуальных) достижениях (публикации статей в рецензируемых журналах, патенты, дипломы студенческих олимпиад и так далее);
  • Портфолио и его опись;
  • Медицинская справка;
  • Согласие на обработку персональных данных;
  • СНИЛС (как правило требуется при поступлении на бюджетные места для начисления стипендий);
  • Медицинский полис;
  • Приписное свидетельство для юношей;
  • В случае необходимости создания особых условий проведения вступительных испытаний (для лиц с ограниченными возможностями) — документы, подтверждающие ограниченные возможности здоровья.

Документы для поступления в магистратуру следует готовить заранее, предварительно уточнив их перечень в тех учебных заведениях, куда вы планируете поступать.

Обратите внимание! В некоторых университетах существует возможность подачи документов в электронном виде или почтой России. Уточнить это вы можете по телефонам Приемной комиссии.

Мотивационное письмо в магистратуру

При поступлении в магистратуру зарубежных университетов и некоторых российских ВУЗов (например, НИУ-ВШЭ), кроме представления необходимых в таких случаях документов, требуется мотивационное письмо в магистратуру. Мотивационное письмо – важная часть документов. В нем следует указать, почему выбрана эта специальность и именно этот университет, чем может быть полезен приобретенный опыт и каковы личные достижения. Задача автора письма ответить на вопрос: почему университет должен выбрать именно его. Мотивационное письмо в магистратуру должно быть тщательно продумано, строго и логично изложено без сленга и профессионального жаргона. И, главное, чтобы мотивационное письмо не было переписано из интернета, поскольку в этом случае с очень большой вероятностью оно будет распознано и отправлено в корзину.

Выбор магистратуры для дальнейшего обучения — это серьезный шаг в профессиональной карьере и потому требует вдумчивого к себе отношения. И здесь, как никогда, стоит прислушаться к советам специалистов и преподавателей, чтобы не делать лишних ошибок.

Возможно, Вам будет интересно:

Публикация статей в журналах ВАК

Специалитет долго удерживал позиции системы классического высшего образования. Сегодня он отживает свое, уступая место «болонскому» стандарту – бакалавриату. Но специалистов еще достаточно, чтобы вопрос об обучении в магистратуре после специалитета сохранял актуальность.

Ответ известен, понятен, прозрачен.

  • Да, стать магистрантом держатель диплома специалиста/дипломированного специалиста может. Доступно поступление в тот же вуз, где получено первое образование, или другой (российский, зарубежный).
  • Направление специалист определяет сам (смежная специальность, новый профиль, та же специализация).
  • Держатели дипломов образца до 2010 г. имеют возможность поступить в магистратуру после специалитета на условиях одного высшего образования. Остальные становятся магистрантами по программе второго высшего (платного) образования (80%+ случаев).

Кому подходит данный выбор?

Цели обучения отличаются, эксперты отмечают среди популярных причин три:

  • потребность карьерного роста (30% магистрантов): магистратура после специалитета по той же специальности – 2-й уровень профессиональной подготовки, дает право занимать руководительские должности, продвигаться в смежные функциональные направления, заниматься аналитикой, исследованиями;
  • необходимость смены профиля (50% студентов): первичный выбор специальности нередко оказывается ошибочным, рынок работодателей меняет тренды, технологии совершенствуются, требуются новые специалисты новых областей;
  • отсрочка от военной службы: после специалитета можно поступить в магистратуру, чтобы углубить знания и на 2 года продлить законное право не идти служить.

Магистрантов мотивирует желание работать на иностранного работодателя (для него специалист – непонятная, неизвестная квалификация, а магистр – признанный профессионал, практик, аналитик на международном поле), сменить профиль, продвинуться на работе по горизонтали/вертикали.

Поступление в магистратуру после специалитета по другой специальности

Можно ли после специалитета поступить в магистратуру на другой факультет? Закон об образовании не отменяет такой возможности, но некоторые вузы устанавливают свои ограничения для радикальной смены профиля (филолог – биолог, медик – инженер). Принимая решение, важно понимать: магистранты не учат азы профессии, они занимаются:

  • ведением исследовательских проектов;
  • приобретением навыков аналитики;
  • освоением первичной базы умений педагога (в рамках выбранного профиля).

Без общего представления о новой специальности, понимания ее законов/закономерностей, основ учиться магистранту сложно. Де-факто вам придется самостоятельно осваивать азы специализации, разбираться, углубляться. Есть такая готовность – можно менять направление, но времени учебе придется посвятить много. Плюс при поступлении (на усмотрение вуза) может потребоваться сдача дополнительных экзаменов (по новому профилю).

Обучение после специалитета по той же специальности в магистратуре

Выбор факультета определяет, сколько учиться в магистратуре после специалитета. Минимальный срок, установленный Госстандартами/законом, – 2 года. При смене специальности сокращение исключено.

Выбор смежного направления позволит перезачесть часть обязательных дисциплин – перенести (если они уже сдавались на специалитете) из вкладыша диплома специалиста. Из других плюсов обучения той же специальности:

  • большой интерес: изученное ранее подкрепляется практическими исследованиями, научными экспериментами;
  • понятная программа: когда есть базовое понимание, проще работать с новыми данными;
  • возможность совмещения работы/учебы.

Выбирая смежную/свою специальность, вы выигрываете во времени, получаете доступ к новому уровню профессиональной подготовки и меняете некотируемый (вне РФ) диплом на престижную степень магистра.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

…а на втором году обучения в магистратуре обнаружили интересную закономерность: чем ближе дата защиты диссертации, тем быстрее стремятся к нулю эйфория, интерес и энтузиазм студентов. Такое настроение накрыло практически весь поток, и не отпускало до самой защиты не только нас с Юлей.

*Все имена в материале
изменены по просьбе участников

Это рассказ идет от первого лица: в лучшем архитектурном вузе страны я оказалась на год раньше Юли, проучилась два года, а после диплома магистра произнесла те самые слова.
Прошлым летом, по свежим следам выпуска, мы в редакции уже пытались разобраться с архитектурным портфолио путем эксперимента. Портфолио — всегда важный, но не единственный вопрос, который волнует студентов-архитекторов разных курсов. И теперь углубляемся в другие проблемы студентов.

Два разных года в магистратуре, но две очень похожие истории

С Юлей мы встретились летом, когда у меня все страшное было уже позади. А у нее еще целый год до диплома. Мы идем по Красной площади, и она увлеченно что-то рассказывает про свой проект. А я говорю, что не хочу больше заниматься архитектурой. Что мне нужна пауза, как минимум год. Юля удивлена, и спрашивает: «Как так? Почему? Что дальше?»

Между диалогом и этим пушем пропасть в почти год. Я все еще готова любить архитектуру только на расстоянии. У Юли тоже что-то изменилось:

А другим не жалко было бросить. В прошлом году на моем потоке были практически массовые отчисления. В этом году студенты еще держатся, но общего настроения достаточно, чтобы говорить о тенденции. А говорить лучше всего с теми, кто принял такое решение. Например, Борис:

Уходила и Люда. Она заметно проявила себя еще на вступительных экзаменах. Но в процессе обучения потеряла интерес к делу, а за месяц до диплома отдала приоритет здоровью. Также ушел Семен, который не очень понял в чем вообще состоит образование.

Юле тяжелее всего удавалось вести диалог с преподавателями:

Хорошие истории всегда заканчиваются хэппи-эндом. И в нашем случае его величина 20 м². С первого сообщения Юли прошло два месяца, и 4 июня она всё-таки успешно защитила свой проект. Но оставаться в Москве и пробивать дорогу в объемно-пространственное архитектурное будущее пока не собирается:

Мы рассказали реальные истории бывших студентов московских архитектурных вузов, где отчисления — последняя стадия, и у нее всегда несколько предпосылок. Хронический недосып и океан правок — вечная классика. Если у вас вдруг аналогичная ситуация — рассказывайте. Если противоположная — рассказывайте тем более. Телеграм @kistanova.

В 2010 учебном году на двухуровневую систему обучения должны перейти все российские вузы. В чем ее смысл?

Кто придумал двухуровневую систему?

Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура — это еще два года в институте. Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ (ФА при правительстве РФ), рассказал на недавней онлайн-конференции в «КП» ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры — это все равно что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков — и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ имени Баумана), и Российский университет дружбы народов (РУДН), и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью «КП» отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы. К примеру, на факультете психологии «вышки» на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские. Плюс и в том, что система «бакалавриат — магистратура» позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

— Для работодателя важно прежде всего высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова «бакалавр», делая акцент на высшем образовании.

— В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *