Правила перевозки дизельного топлива в автоцистернах

«Бывают случаи, когда в поездку «кровь из носу» надо брать больше топлива, чем помещается в бак автомобиля. Причины разные: дополнительный запас требуется для поездки в глухую местность, где нет заправок, или, например, для прочих нужд — заправки генератора, бензоинструмента на даче и т.д.

Еще «из детства» мы помним, что бензин в багажнике возить можно, но только в железных канистрах, а не в пластиковых.

Возможно, с тех пор что-то изменилось. Или нет?
Перевозить бензин в багажнике (или салоне) автомобиля опасно. Это и ребенку понятно. Наверняка существуют правила, запрещающие или, по крайней мере, определяющие порядок перевозки легковоспламеняющихся веществ, их допустимые объемы и т.д.

Так и есть. В пункте 60.2 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортном говорится о возможности перевозки опасных грузов (включая бензин), если это не противоречит Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Частные лица имеют право перевозить опасные грузы, если они «упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии что приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки.

Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу…» (пункт 1.1.3.1 ДОПОГ).

Кстати, из того же раздела можно узнать, что запрет на перевозку опасных грузов не распространяется на «топливо, содержащееся в топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, и предназначенного для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства» (пункт 1.1.3.3 ДОПОГ).

Там же говорится, что «топливо может перевозиться во встроенных топливных баках, которые непосредственно соединены с двигателем транспортного средства и/или вспомогательным оборудованием и отвечают требованиям соответствующих нормативно-правовых актов, или может перевозиться в переносных топливных емкостях (например, в канистрах)».

Вывод:
Частное лицо может перевозить для личных нужд не более 240 литров топлива, расфасованного в канистры объемом не более 60 литров каждая. Это может быть, например, 12 канистр по 20 литров или 24 канистры по 10 литров. Без разницы, главное, чтобы все это «добро» поместилось в автомобиле.

Если надо везти больше 240 литров, придется получать разрешение на перевозку опасных грузов.

Думаем, не надо предупреждать о необходимости соблюдать осторожность и правила пожарной безопасности при перевозке бензина в салоне или багажнике автомобиля.»

Не дай себя обмануть Нередко сотрудники ГИБДД штрафуют автомобилистов за нарушение правил перевозки опасных грузов. Это происходит в случае, если инспектор видит, что в машине перевозят много топлива (но не в бензобаке, а в канистрах). Сколько же топлива можно перевозить без опаски и по правилам?
Понятно, что к тому бензину или дизтопливу, которое вы залили в бак, претензий не будет. Соответственно, смотрим, что говорится в ПДД относительно перевозки таких веществ вне бензобака:
Пункт 23.5 ПДД обязывает перевозить опасные грузы (а бензин и солярка к таким, конечно, относятся) в соответствии со специальными правилами. Таким документом являются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённые Минтрансом РФ от 08.08.95г. №73. В Правилах указано, что при определении ограниченного количества опасных грузов возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
В соответствии с ДОПОГ максимальное общее количество грузов, которое может перевозиться на одной транспортной единице (механическое транспортное средство с прицепом или без него) без соблюдения Правил, составляет: …. БЕНЗИН МОТОРНЫЙ (1203) — 333 л; ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО (1202) — 1000 л.
В переносных емкостях разрешается перевозить не более 60 литров топлива на одну транспортную единицу.»
Таким образом, без получения согласования маршрута дорожной перевозки опасных грузов можно перевозить:
бензина моторного 333 л плюс 60 л в переносных емкостях.
дизельного топлива 1000 л плюс 60 л в переносных емкостях.
Ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов установлена ст.12.21.1, которая предусматривает штраф от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Добавим, что многие автовладельцы, изучив все соответствующие документы, утверждают, что эти нормативные акты распространяются только на организации и индивидуальных предпринимателей. Хотя инспекторы ГИБДД часто не берут в расчет подобные заявления.
Трактовка ГИБДД (в интервью «Авторадио»)
На вопрос отвечает Евгений Васильев, заместитель начальника отдела надзора управления ГИБДД:
— Перевозка опасного груза осуществляется в соответствии с правилами. Но в нашем законодательстве этот момент упущен. Есть международное правило, по которому можно перевозить 333 литра бензина и 1 тысячу литров дизельного топлива на одном транспортном средстве. Такое количество топлива не будет считаться опасным грузом.

При перевозке дополнительного количества моторного топлива в переносных ёмкостях следует руководствоваться Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Чтобы точно не попасть под «Перевозку опасных грузов», необходимо вписываться в пункт:

1.1.3.3 Изъятия, связанные с перевозкой жидкого топлива.
Положения ДОПОГ не применяются к перевозке:

а) топлива, содержащегося в топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, и предназначенного для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства.
Топливо может перевозиться во встроенных топливных баках, которые непосредственно соединены с двигателем транспортного средства и/или вспомогательным оборудованием и отвечают требованиям соответствующих нормативно-правовых актов, или может перевозиться в переносных топливных емкостях (например, в канистрах).
Общая вместимость встроенных топливных баков не должна превышать 1500 литров на одну транспортную единицу, а вместимость бака, установленного на прицепе, не должна превышать 500 литров.

В переносных топливных емкостях можно перевозить не более 60 литров на одну транспортную единицу.

Здесь всё чётко и однозначно.

В автомобиле (большом или маленьком — не важно) в переносных ёмкостях можно перевозить до 60 литров моторного топлива (дизтоплива или бензина).

А если больше?

Кроме рассмотренного выше «изъятия», связанного с перевозкой жидкого топлива, существует ещё два пункта с «изъятиями», пользуясь которыми можно (вроде бы) перевозить дополнительное количество топлива без ответственности за нарушение правил перевозки опасных грузов.

Почему «вроде бы»? Потому что в данных пунктах содержится куча терминов, а также ссылок на другие пункты, за значением которых приходится лезть в другие главы этого огромного и сложнейшего документа, а там, в свою очередь, содержится ещё масса пунктов, подпунктов и так далее. Полностью разобраться в этом вопросе сложно даже профессиональным автотранспортным юристам, — что уж говорить про водителей и сотрудников ДПС.

Итак, читаем ещё:

1.1.3.1 Изъятия, связанные с характером транспортной операции.

Положения ДОПОГ не применяются:

а) к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии что риняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки.

Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу.

Опасные грузы, помещенные в КСГМГ, крупногабаритную тару или цистерны, не считаются упакованными для розничной продажи;

Вот и поди разберись, что такое, например, «упакованы для розничной продажи»? Понятно, что это может быть, например, краска в запакованных банках или удобрения, упакованные в мешки.

Но почему тогда говорится и про «легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования»? Разве они «упакованы для розничной продажи»?

Получается, что приобретя на АЗС (являющейся предприятием розничной торговли) бензин и разлив его по канистрам, можно спокойно перевозить теперь уже не 60 (как в пункте 1.1.3.3), а 240 литров?

А то, что они затем будут использованы «частным лицом» не для заливки в электрогенератор на даче («для использования в быту»), а для дозаправки автомобиля — обнаружить это практически невозможно.

И ещё пункт с «изъятиями»:

1.1.3.6 Изъятия, связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице.

1.1.3.6.2 Если количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает значений, указанных в колонке 3 таблицы, …, эти опасные грузы могут перевозиться в упаковках в одной транспортной единице без применения нижеследующих положений:

(далее идёт внушительный список соответствующих глав, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов) И, собственно таблица, согласно которой можно перевозить до 333 литров бензина и до 1000 литров дизельного топлива без применения указанных только что (во внушительном списке) положений ДОПОГа.

Здесь самое важное состоит в том, что для такой перевозки не нужно соблюдать те требования ДОПОГа, за невыполнение которых грозит 1-й, самый суровый пункт статьи 12.21.2:

12.21.2 ч.1

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

То есть, при перевозке до 333 литров бензина или до 1000 литров дизельного топлива не нужно ДОПОГовых свидетельств для водителя и ТС, специальной конструкции ТС, табличек на ТС и прочих элементов безопасности, которые требуются при перевозке больших количеств опасных грузов.

Однако остаются требования не входящие в вышеупомянутый «внушительный список», то есть не исключённые «изъятиями» пункта 1.1.3.6, и продолжающие действовать в отношении перевозки бензина и топлива, количественно не превышающего 333 и 1000 литров.

На изучение этих требований можно потратить существенную часть своей жизни, и выяснить, что, например, на этой самой стоящей в кузове бочке с солярой должны быть: надпись UN1202 (ДТ) с двух сторон; знак опасности «легковоспламеняющаяся жидкость» установленного образца; маркировочный знак вещества, опасного для окружающей среды… Ёмкость должна быть закреплена… И т. д., и т. д, и т. д…

(С другой стороны, если инспектор заглянет в кузов, он может и не заметить бочку без маркировок, а вот ярко-красный ромб… — тут то и могут начаться выяснения и проблемы…)

Отсутствие маркировок и прочие «мелкие» нарушения правил перевозок ОГ, не попадающие под 12.21.2-1, караются хоть и меньше, но тоже весьма ощутимо:

12.21.2 ч.2

Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В заключение можно сказать, что крайне высокая сложность ДОПОГа даёт широкие возможности как для вменения нарушения, так и для защиты от него. Но на эту защиту можно потратить много времени (вместо того, чтобы зарабатывать деньги) поэтому вам решать — стоит ли экономить на разнице в цене топлива, но при этом рисковать (или курить ДОПОГ).

Хотя, конечно, бывают и такие ситуации, когда по пути следования просто нет заправок.

Иногда случается, что есть необходимость перевезти в своём автомобиле некое количество бензина или дизельного топлива ( ПОМИМО ЗАПРАВЛЕННОГО В БАКЕ ).Здесь мы получим ответ сколько и при каких условиях топлива, можно перевозить без специальных разрешений, а следовательно и без штрафа соответственно.Это касается перевозок внутри страны, так как на вывоз топлива за границы государства действуют отдельные правила. И так — сколько топлива можно перевозить в своём автомобиле:

Правила дорожной перевозки опасных грузов и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) предусматривают ряд освобождений связанных с перевозкой данных опасных грузов.

Требования Правил и ДОПОГ не распространяются на топливо, содержащееся в топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, и предназначенное для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства.
Также без соблюдения требований Правил и ДОПОГ бензин и дизельное топливо могут перевозиться в переносных топливных емкостях в количестве не более 60 литров на одну транспортную единицу. При этом на перевозку этих упаковок не распространяется ни одно из требований Правил и ДОПОГ.
Какие требования должны быть выполнены, если количество бензина или дизельного топлива в канистрах превышает 60 л?

Если количество бензина и дизельного топлива при перевозке превышает 60 л, это еще не значит, что нужно получать согласование маршрута дорожной перевозки опасных грузов Госавтоинспекции. Однако ряд требований в этом случае должны быть выполнены:
для перевозки должна использоваться тара, допущенная к перевозке опасных грузов;
— на каждую упаковку должны быть нанесены № ООН, которому предшествуют буквы «ООН» или «UN», и знак опасности № 3;
— упаковки должны быть закреплены в транспортном средстве таким образом, чтобы исключалось любое значительное их смещении при перевозке;

Сохранить в Альбом

— не допускается перевозить в транспортном средстве, загруженном бензином или дизельным топливом, упаковки с опасными грузами маркированные оранжевыми знаками опасности (знаки опасности № 1, 1.4 (кроме знака опасности № 1.4, на котором указана буква «S»), 1.5 и 1.6);
— при перевозке (если только груз не является личным имуществом владельца транспортного средства) должен быть транспортный документ, в котором, кроме прочих обязательных сведений, для бензина и дизельного топлива должна быть указана соответствующая запись:

UN 1203, Бензин моторный, II, 3
UN 1202, Топливо дизельное, III, 3.

В каком случае при перевозке бензина и дизельного топлива в упаковках обязательно должно быть согласование маршрута Госавтоинспекции МВД Украины?

Пунктом 1.7 Правил предусмотрены упрощенные требования к перевозке опасных грузов в количествах, не превышающих максимальных общих количеств, указанных в приложении 1 к Правилам:
для бензина моторного – 333 л (номинальная вместимость сосуда в литрах);
для дизельного топлива – 1000 л (номинальная вместимость сосуда в литрах).

При определении максимальных количеств не учитываются опасные грузы, освобожденные от действия правил другими освобождениями, например бензин и дизельное топливо в переносных емкостях в количестве не более 60 л.

Учитывая вышеизложенное, при перевозке бензина моторного (в количеств не более 333 л) и дизельного топлива (в количеств не более 1000 л), не требуется:
— наличие на транспортной единице согласования маршрута дорожной перевозки опасного груза, ДОПОГ- свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов;
обозначать транспортное средство информационными таблицами опасного груза и знаками-табло опасности;
укомплектовывать транспортное средство дополнительным оборудованием и средствами пожаротушения, кроме одного огнетушителя, емкостью не менее 2 кг сухого порошка.

Таким образом, без получения согласования маршрута дорожной перевозки опасных грузов с Госавтоинспекцией МВД Украины можно перевозить:
бензина моторного 333 л плюс 60 л в переносных емкостях.
дизельного топлива 1000 л плюс 60 л в переносных емкостях.

Как быть при совместной перевозке бензина и дизельного топлива в одном транспортном средстве?

В этом случае, чтобы определить, не превышены ли при перевозке максимальные значения, указанные для бензина и дизельного топлива в приложении 1 к Правилам, необходимо провести следующий простой расчет: количество бензина в литрах умножить на 3 и прибавить количество дизельного топлива в литрах. Если при этом полученное число не превышает 1000, то согласование маршрута дорожной перевозки опасных грузов не требуется. При проведении расчетов не учитываются 60 литров бензина или дизельного топлива, находящиеся в переносных топливных емкостях (если такие перевозятся на транспортном средстве).

Пример:

На транспортной единице перевозиться:
одна 200-т литровая бочка с бензином моторным (200 л);
две 200-т литровых бочек с дизельным топливом (400 л);
три 20-ти литровые канистры с бензином моторным (60 л).

Необходимо определить, нужно ли получать на такую перевозку, согласование маршрута дорожной перевозки опасных грузов в ГАИ МВД Украины.

Решение:

200 * 3 + 400 = 1000

60 литров бензина, перевозимого в канистрах, при проведении расчетов не учитываем.

Вывод. Так как полученное значение не превышает 1000, при перевозке бензина и дизельного топлива в указанных количествах нет необходимости получать согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза в ГАИ МВД Украины. Однако следует отметить, что если добавить хотя бы одну канистру бензина или дизельного топлива, такое согласование уже будет необходимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *