Жалоба на предписание трудовой инспекции

Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

ЮРИСТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).


Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

  • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
  • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
  • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

Важно! Предписание — это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Важно! Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.


Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Важно! Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

КАДРОВЫЙ АУДИТ

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

УСЛУГИ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

Важно! А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.


Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора — 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде.

Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.

Предположим, что работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Работодатель с этим предписанием не согласен и намерен его обжаловать.

Обращение в вышестоящий орган не приостанавливает действие предписания, в связи с чем велика вероятность того, что работодатель будет привлечен к административной ответственности за неисполнение решения государственного органа.

Поэтому, во избежание штрафа, для оспаривания предписания эффективнее обращаться в суд.

Обратите внимание!

Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя – организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель – обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.

При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и, прежде всего, о сроках.

Но как раз здесь и существует некоторая неопределенность.

Предписание трудового инспектора оспаривается в суде по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ).

Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п.1 ст.256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение 3 месяцев со дня получения предписания.

В то же время существует норма, установленная ст.357 ТК РФ, в соответствии с которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.

Но эти специальные правила установлены лишь для тех предписаний, которые даны трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам).

Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.

Однако Президиум ВС РФ в своем обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу, что 10-дневный срок обжалования предписаний, установленный ст.357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда.

Поэтому 3-месячный срок обращения в суд, установленный п.1 ст.256 ГПК РФ, в данном случае не применяется. Эту позицию разделяет большое количество судов (Апелляционные определения Ульяновского областного суда от 26.05.2015 № 33-2011/2015, Смоленского областного суда от 21.04.2015 № 33-1571, Новосибирского областного суда от 25.06.2013 № 33-4931/2013).

Однако не все суды согласны с этим выводом.

Так, например, Верховный суд Республики Карелия в апелляционном определении от 11.07.2014 № 33-2493/2014 указал, что в порядке ст.357 ТК РФ может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).

Предписание же, выданное по результатам плановой проверки, может быть оспорено в судебном порядке в трехмесячный срок (ч.1 ст.256 ГПК РФ). Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 20.10.2014 № 33-10101/2014.

Итак, какой же срок в данной ситуации подлежит применению: 3-месячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный Трудовым кодексом РФ?

По нашему мнению, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.

Во-первых, позиция ВС РФ весьма важна для судов, поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ей.

Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, срок этот исчисляется днями, а не месяцами. Соответственно, сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд.

Поэтому, несмотря на неоднозначность решения данного вопроса, рекомендуем работодателям, в случае несогласия с полученным предписанием, обращаться в суд с заявлением в 10-дневный срок со дня получения предписания.

Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (представителем работодателя) предписания (копии предписания).

Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия предписания передается работодателю.

Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.

Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?

В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно эта дата и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 № 1805).

Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.

Обратите внимание!

С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Этот кодекс устанавливает порядок оспаривания решений действий (бездействий) государственных органов, в том числе трудовых инспекций.

Важное нововведение, на которое должны обратить внимание работодатели, – представителем в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (п.1 ст.55 КАС РФ). Представители должны предъявлять суду документы об образовании.

Отметим, что общие правила гражданского судопроизводства, в том числе касающиеся сроков обращения в суд с административным исковым заявлением, перешли в новый кодекс.

В этой связи, по нашему мнению, позиция судов относительно применения специального 10-дневного срока на обжалование предписания трудового инспектора сохранится.

Имейте в виду, что обращение в суд не влечет за собой автоматическое приостановление действия предписания.

Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия предписания.

Представить такое заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии – в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Аналогичные правила предусматриваются и Кодексом административного судопроизводства РФ (п.2 ст.85 КАС РФ).

Приостановить действие предписания суд может и без заявления работодателя, по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Однако нужно понимать, что приостановление действия оспариваемого предписания – право суда, а не его обязанность. Поэтому лучше об этом побеспокоиться самому работодателю.

Отметим, что суд примет заявление работодателя и в том случае, если срок на обжалование предписания уже пропущен.

Однако в этом случае уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании) суд будет выяснять причины пропуска срока.

Если работодатель не сможет представить доказательств об уважительной причине пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п.2 ст.256 ГПК РФ, п.8 ст.219 КАС РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *