Договор о сотрудничестве

КАК ПРИВЛЕЧЬ В ШКОЛУ

добровольные пожертвования

Галина Константиновна Лапушинская,

заведующая кафедрой государственного управления Тверского государственного университета, доктор экономических наук, профессор e-mail: laboratory-region@yandex.ru

В соответствии со статьёй 582 Гражданского кодекса РФ школы могут получать пожертвования. При этом в соответствии со статьёй 1 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

• благотворительная деятельность • школьное Положение о добровольных пожертвованиях • законодательные акты

Документы

В силу того, что образовательная организация согласно пункту 1 статьи 28 Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (далее — Закон) обладает автономией (под которой понимается, в частности, самостоятельность в разработке и принятии локальных нормативных актов), то «Положение о порядке привлечения, расходования и учёта добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц» (далее — Положение) может быть разработано и принято с учётом специфики организационно-правовой формы образовательного учреждения и требований к процессу утверждения локальных актов такого типа:

• Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 26 Закона для учёта мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся

и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией, при утверждении локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, создаются советы родителей или иные органы: они должны быть привлечены к обсуждению и участвовать в согласовании принимаемого Положения (что должно быть отражено на титуле принимаемого документа).

• Учредитель казённой образовательной организации несёт субсидиарную ответственность по обязательствам организации; кроме того, в силу специфики её

финансово-хозяйственной деятельности необходимо утверждение Положения главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) образовательной организации.

• Помимо учёта при разработке Положения Гражданского кодекса РФ, федеральных законов «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г., «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-Ф3

от 11.08.1995 г. в действующих редакциях, а также Устава школы, необходимо учитывать и принятые для регулирования финансово-хозяйственной деятельности нормативно-правовые акты органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления той территории, на которой работает школа.

В Положении должны быть отражены:

• обязательность открытости и доступности информации о добровольных пожертвованиях, полученных школой согласно пункту 2 статьи 29 3акона в разделах о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года,

а также в плане финансово-хозяйственной деятельности школы, утверждённом в установленном законодательством РФ порядке, или в бюджетной смете образовательной организации (в случае казенной образовательной организации);

• в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 13.09.2013 г. № НТ-885/08 «О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей учащихся общеобразовательных организаций» на официальным сайте школы размещается текст самого Положения, отражающего сведения

о возможности, порядке и условиях внесения физическими и (или) юридическими лицами добровольных пожертвований и целевых взносов, механизмах принятия решения о необходимости привлечения этих средств на нужды школы, контроля за их расходова-

нием. Кроме того, необходимо указывать информацию о телефонах горячих линий, адресах электронных приёмных (в том числе правоохранительных и контрольно-надзорных органов), других ресурсах, имеющихся в субъекте РФ, которыми могут воспользоваться учащиеся, их родители (законные представители) в случаях, когда действия руководства и других сотрудников школ нарушают их права и законные интересы (факты незаконных сборов денежных средств с родителей).

Так как школа несёт ответственность (пункт 7 статьи 26 3акона) за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье учащихся, то в Положении не могут быть указаны те виды добровольных пожертвований, которые связаны с рисками для жизни и здоровья детей или нарушением Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в школах (СанПиН 2.4.2.2821-10 с изм. от 29.06.2011 г., 25.12.2013 г.).

Таким образом, в перечень видов добровольных пожертвований не могут быть включены, например, медикаменты или услуги по обеспечению безопасности школы, так как ответственность за результаты реализации этих услуг не может быть передана школой исполнителю. Кроме того, если в качестве добровольного безвозмездного личного труда граждан будет непосредственное контактирование с учащимися, то, согласно пункту 18 Приложения 2 к Перечням вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядку предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями

труда (приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н), такому благотворителю необходимо пройти обязательный предварительный медицинский осмотр.

Включение допустимых видов добровольных пожертвований в Положение существенно сдерживает возможности школы по осуществлению фандрайзинга (привлечения средств от благотворителей), их стоит использовать для казённой образовательной организации, самостоятельность которой ограничена, и получаемые средства используются через действия учредителя организации. Поэтому важно указывать в Положении условия, не позволяющие школе принять пожертвование.

Порядок осуществления казенными учреждениями расходов, соответствующих целям, на достижение которых физическими и юридическими лицами предоставляются добровольные взносы и пожертвования, регламентирован письмом Минфина РФ от 17 мая 2011 г. № 02—03—09/2016. Так как источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенным учреждением, является соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, то в случае получения от физических и юридических лиц безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение, сверх объёмов, утверждённых законом (решением) о бюджете, могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете и увеличены бюджетные ассигнования главному распорядителю бюджетных средств (ГРБС) для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для целевых расходов. До момента увеличения лимитов бюджетных обязательств и включения ГРБС добровольных пожертвований в смету школы их использование самой школой не допускается, что должно быть отражено в Положении.

Проблемы и решения

Наибольшей проблемой используемых школами Положений стало то, что они не учитывают, что «за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод

учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности школа и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях» (пункт 7 статьи 26 Закона).

Есть несколько документов, детализирующих условия нарушения или незаконного ограничения права на бесплатное образование, которые накладывают определённые требования к тексту Положений.

Выделим вначале документы и выявляемые условия нарушений:

I. В соответствии с письмом Минобрнау-ки РФ от 28.01. 2011 г. № СМ-66/08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О минимизации коррупционных проявлений в системе общего образования и обеспечения безопасности образовательных учреждений» определено, что:

• «выявлено повсеместное распространение денежных поборов с родителей учащихся в общеобразовательных учреждениях под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые, вопреки пункту 8 статьи 41 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», статьям 1, 4, 5 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», имеют принудительный характер».

• «Взимание с родителей учащихся денежных средств на охрану общеобразовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение методической литературы педагогам осуществляется, как правило, через органы самоуправления образовательных учреждений (родительские комитеты, попечительские советы), а также посредством

создания и деятельности благотворительных фондов при образовательных учреждениях».

• Пожертвования «вносятся с определённой периодичностью в фиксированной сумме».

II. При этом письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 10.09.2013 г. № 01-50-377/11-555, определяя направления «нарушения законодательства РФ об образовании в части обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в части взимания денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся на деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников и учебных пособий», чётко фиксирует законодательные источники осуществления расходов школы:

• «Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования

в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

• В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона на обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов

и городских округов».

При этом также подчёркивается, что «анализ обращений граждан, поступающих в Рособрнадзор, позволяет сделать вывод о том, что взимание с родителей (законных представителей) учащихся денежных средств на охрану школ, их материально-техническое оснащение, ремонт, приобретение учебников и методической литературы педагогам осуществляется, как правило, за счёт добровольных пожертвований родителей, вносимых с определённой периодичностью в фиксированной сумме».

III. Необходимо обратить внимание и на Представление Генеральной прокуратуры РФ от 28.04.2006 г. № 21-22-06 «Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования», которое не только констатирует, что есть «локальные акты образовательных учреждений, противоречащие федеральному законодательству об образовании», но и конкретизируют виды нарушений:

• «Повсеместно нарушается принцип бесплатности основного общего образования, что проявляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых «вступительных взносов» при приёме детей в общеобразовательные учреждения, оказанию благотворительной помощи, внесению добровольных пожертвований на различные нужды учреждения, в том числе финансируемые из бюджета. Однако такая помощь, вопреки пункту 8 статьи 41 Закона, статьям 1, 4, 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», часто имеет принудительный характер».

• «Между образовательными учреждениями

и родителями учеников заключаются договоры, обязывающие благотворителя (родителя) оказывать образовательному учреждению помощь в виде денежных взносов (наличными или по безналичному расчёту), а также в виде имущества. Решением родительских собраний лица, не имеющие возможности внести средства на ремонт образовательного учреждения, обязываются отработать на ремонте школы либо приобрести строительные материалы».

• «В школе г. Грузино Новгородской области разработано Положение о добровольных взносах родителей (законных представителей), которое вынуждает их платить взносы или покупать стройматериалы либо оказывать другие услуги».

• «С родителями учеников школы № 1 Старорусского района заключены договоры, по которым они должны в течение 9 месяцев вносить деньги на нужды школы в размерах, определённых родительским комитетом».

• «В Ямало-Ненецком автономном округе

в школе № 6 принято Положение о добровольных взносах родителей, причём предусмотрена доплата педагогам в размере 150 рублей за «своевременное и качественное взимание родительской платы».

• «В г. Санкт-Петербурге в школе № 430 Петродворцового района родителей первоклассников обязали оказать благотворительную помощь на установку стеклопакетов в классе».

• «Администрацией школы № 1268 г. Москвы незаконно привлечены денежные средства родителей на уборку помещений, покупку школьной мебели, ремонт школы».

• «Решение проблем безопасности и антитеррористической защищённости возложено

на родителей (законных представителей) учащихся, которые заключают договоры на охрану школ с лицензированными охранными агентствами и оплачивают их услуги».

Таким образом:

в Положении должно быть требование о добровольности пожертвований со стороны благотворителей, отсутствии возможности коррупционных действий на базе школы, т.е. добровольных пожертвований или бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказании иной поддержки со стороны родителей с выявляемой периодичностью и в фиксированной для выделяемой группе благотворителей сумме (критерий выделения — обучение детей в одном классе или параллели или другие, установленные школой) сумме. Заключаемые договора о пожертвовании не могут иметь долгосрочного характера.

Добровольные пожертвования не могут быть получены школой в форме денежной наличности, а только по безналичному расчёту на лицевой счёт школы с обязательным отражением этих финансовых средств в плане финансово-хозяйственной деятельности школы или в смете доходов и расходов (для казенного образовательного учреждения).

Добровольными пожертвованиями не являются те выполняемые работы или предоставляемые услуги, которые школа должна была обеспечить в рамках реализуемого государственного/муниципального задания с учётом нормативного подушевого финансирования школы.

Кроме того, согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 28 Закона к компетенции школы отнесена «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации», что и должно определять возможные направления привлечения школой денежных средств. НО

СПОНСОР ИЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬ?

Правовое регулирование спонсорской помощи в сфере образования

Елена Александровна Певцова,

профессор кафедры социально-исторических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор юридических наук

• благотворительность • спонсорство • образовательное попечительство

• законодательная база • инвестиции в образование • налогообложение

И

спокон веков на Руси славили тех, кто был способен оказать реальную финансовую поддержку образовательным учреждениям, «вложить капитал в детей», решить важные социальные проблемы, поддержав бедных, больных, инвалидов, обездоленных.

Сфера благотворительности, в том числе и благотворительность в сфере образования, подвержена повышенному общественному вниманию и контролю. Однако практика показывает, что многие благотворительные фонды, поддерживающие образовательные учреждения, работают юридически грамотно и снискали немалый авторитет. В соответствии с действующим законодательством, они публикуют ежегодные отчёты о деятельности. Их финансовая документация абсолютно прозрачна, и любой жертвователь может увидеть, куда пошли его деньги, а при желании проверить лично, действительно ли

сделан ремонт в классах или куплена новая мебель. Для школы это особенно важно, так как полученные от родителей деньги не должны стать основой обогащения тех, кто участвует в их распределении.

Вместе с тем в стране становятся известны факты принудительного сбора денег на «нужды школы», формирования негативного отношения к детям, чьи родители не в состоянии выкроить из семейного бюджета хоть малую «толику» средств для педагога, порой плохо исполняющего даже прямые функциональные обязанности. «Но что делать?» — воскликнет директор школы, привязанный к централизованной бухгалтерии и ожидающий очередной «подачки», которой вряд ли хватит даже на ремонт одного класса. Многочисленные пробелы в законодательстве, имеющиеся нарушения в части нерационального использования средств, добровольно переданных родителями в попечительский совет, — это и многое другое порождает массу проблем. А общественное мнение, как утверждают многие специалисты, подвержено слухам, часто склонно к пре-

увеличениям и несправедливым обвинениям, и стоит хотя бы одной благотворительной организации нарушить законодательство, под подозрение автоматически попадают все.

Благотворительность в российском законодательстве

Спонсорство, благотворительность, филантропия, предполагающая пожертвования бесприбыльным организациям (например, вклады в библиотеки, музеи, колледжи, бесплатные концерты и прочее) всегда рассматривались как крайне необходимые для любого государства виды деятельности.

Спонсором принято называть (от английского слова «sponsor», от латинского «spondeo» — ручаюсь, гарантирую) лицо или организацию, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, видов деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.12.2006 № 276-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

Законодателем закреплены и основные принципы этой деятельности: обязательный контроль со стороны государства за деятельностью благотворительных организаций в обмен на предоставление им широкого спектра льгот; полная отчётность благотворительных организаций и формируемое на этой основе общественное доверие к ним. В законе не регламентируется благотворительная деятельность, что даёт определённую свободу некоммерческому сектору в заполнении тех социальных ниш, которые в данный момент обойдены вниманием соответствующих государственных служб. Принятие этого закона явилось важным шагом в развитии благотворительности в России. Впервые деятельность некоммерческих организаций поставлена на законную основу и признана социально значимой.

Под «благотворительной деятельностью» в России законодатель понимает добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Согласно закону целями благотворительной деятельности являются:

• содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения; духовному развитию личности;

• содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

• содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта и т.д.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

• бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

• бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

• бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополу-чателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

При превышении доходов благотворительной организации над её расходами сумма превышения не подлежит распределению между её учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Источниками формирования имущества благотворительной организации в соответствии со ст. 15 указанного закона могут быть: взносы учредителей благотворительной организации; членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы от разрешённой зако-

ном предпринимательской деятельности; поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; труд добровольцев; иные не запрещённые законом источники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с изменением ситуации в сфере благотворительной деятельности, политизации ряда российских некоммерческих организаций, появлением новых видов благотворительной деятельности (филантропии, меценатства) в Российской Федерации подготовлен проект закона «О филантропии, меценатстве и волонтёрстве» который, как предполагается, расширит законодательную базу в указанной области правового регулирования.

В настоящее время очевидна необходимость более чёткого правового регулирования различных видов благотворительных взносов, под которыми признаётся оказание благотворительной помощи путём передачи (перечисления) благополучателю средств без определения цели и порядка их использования.

Благотворительность рассматривается исключительно как добровольный вид деятельности, поэтому в её отношении неуместно слово «должен». Необходимо помнить, что ни одно образовательное учреждение не вправе требовать деньги с родителей или проводить принудительные рейды по сбору средств на улучшение материальной базы. Кроме того, не стоит забывать, что создание соответствующих условий для образовательной деятельности не перестало быть «заботой» власти, государства, гарантирующего это и в образовательных стандартах.

Инвестиции в образовании

Поставив задачу повысить инвестиционную привлекательность образования, российское государство в последние годы

предприняло немало попыток качественно преобразовать материально-техническую базу образовательных учреждений, делая немалые денежные «вливания» в образовательные проекты. Так, благодаря приоритетному национальному проекту (опираясь на лидеров, включая общественные институты и работодателей) в формирование и оценку качества образовательных программ (на основе проектных подходов «деньги в обмен на обязательства»), государство за три года на цели нацпроекта адресным образом направило из федерального бюджета свыше 120 млрд рублей. Это внушительная цифра.

Кроме того, активность не прекращали более 60 тыс. общественных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, зарегистрированных в России объединивших почти 2 млн человек. Только в Москве насчитывается свыше 20 тыс. благотворительных организаций.

Но благотворительная деятельность в образовании натолкнулась на ряд противоречий: 1) между необходимостью широких инвестиций в модернизацию и развитие образования и их отсутствием в достаточной степени у государства; 2) между необходимостью участия в модернизации и развитии образования представителей национальной экономики, бизнеса, всех граждан и недостаточной проработанностью путей и форм этого участия, не-сформированностью культурного типа современного собственника, предпринимателя, его ориентации и ценностей в сфере образования; 3) между потребностями образовательной практики в благотворительной деятельности и явно недостаточным уровнем научного осмысления этого феномена (не выявлены закономерности, принципы, отсутствуют социальные технологии становления и развития благотворительной деятельности).

Вот почему в целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако на практике, по отзывам специалистов, эта налоговая льгота, к сожалению, не «сработала».

Большинство практиков приходят к выводу, что сегодня расходы спонсоров на поддержку образования могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Это весьма громоздкая и малоэффективная процедура финансирования. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать средства для поддержки образования и формирования имиджа образовательных учреждений.

Поэтому, несмотря на некоторое возрождение в последние годы меценатства и спонсорства в нашей стране, их дальнейшие перспективы без соответствующего юридического обеспечения выглядят не луч- Выявляя перспективные шим образом. направления развития благотворительной деятельности Оказание помо- в сфере образования, важно щи незащищён- подчеркнуть: добровольность ным и слабо за- и свобода выб°ра п°м°щи — щищённым де- оДин из фунда^нта^ньк тям, попечителЬ- принЦипов руководствуясь ское движение, вторым, су<5ъекты благотворительной деятельности, разные люди и сообщества, имеющие отношение к образованию, должны осознать необходимость этой деятельности и получить представления о перспективных механизмах её развития.

поддержка новаций — эти и другие акции не должны превратиться в «бездонную бочку», где тонут любые ресурсы. Главное — помочь людям решать собственные проблемы самостоятельно, особенно поддержать детей с физическими и психическими недостатками.

В современном спонсорстве и меценатстве нуждается правовое воспитание в сфере образования — организация последовательных мероприятий по формированию правомерного поведения детей, преподавание права в школе, дополнительное правовое образование, модернизация комплексов «школа-вуз в правовом пространстве».

Образовательное попечительство

Термин «образовательное попечительство» стал всё чаще использоваться в педагогической практике образовательных учреждений. Стало понятно, что в условиях модернизации образования особой поддержки заслуживают инновационные образовательные организации, работающие в режиме развития. Определились и лидеры в попечительстве среди регионов — Приволжский федеральный округ, Якутия, Красноярский край. Примечательно и то, что нынешний этап возрождения образовательного попечительства опирается на вполне определённую, твердую культурную традицию. Не случайно лидеры и организаторы этого движения говорят о «благотворительном попечительстве», попечительстве как

«филантропии в образовании», Сегодня образовательное попечительских со-

попечительство складывается, ветах как «инсти-

с одной стороны, как особый тутах меценатства

тип социально-профессиональной в образовании». деятельности, а с другой —

как средство образовательной Однако если оце-политики, с помощью которого нивать ситуацию

формируется социальный заказ на федеральном

на образование, обеспечивающий уровне, то встре-

общественное согласие между чаемся и с массой обществом и государством.

проблем: отсутствием должного взаимодействия между государственными и общественными структурами в организации федеральных экспериментальных площадок; под различными предлогами закрываются учреждения альтернативного обучения и воспитания, неординарно работающие школы.

Подчеркнём, что образовательное попечительство — это не только и не столько спонсорство. На уровне школьного совета — это прежде всего, принятие согласованных решений при создании образовательных программ — оценка её бюджета, ведение переговоров с главой администрации, нахождение способов, компенсирующих нехватку средств с применением современных менеджерских технологий.

Если попечительский совет — это группа влиятельных людей, пользующихся высоким авторитетом в местном сообществе или в стране в целом граждан, если они наделены властными полномочиями, финансами и способны конкурировать с органами управления образованием, ситуация оказывается более выгодной: у власти появляется новый партнёр, государство и общество могут начать конструктивный диалог по ключевым вопросам образования. Всем хорошо известно решение мэра г. Красноярска, согласно которому при прочих равных условиях преимущество при получении муниципального заказа получают фирма, организация, предприятие, которые активно участвуют в попечительской деятельности. Это решение может сделать образовательное попечительство выгодным инвестиционным проектом.

Среди возможных видов деятельности перспективного общероссийского движения попечителей действительно стоит поддержать следующие: разработку экономических условий выгодности попечительства в образовании; создание крупных и мелких благотворительных фондов, дальнейшее развитие деятельности попечительских советов и шефских предприятий; разработку и реализацию проектов «партнёрства бизнеса и образования». Главная стратегическая цель состоит в превращении системы образования в инвестиционную сферу, что открывает большие перспективы развития благотворительной деятельности, соединяющей отечественные культурные традиции с мировым опытом.

Подчеркнём, что модель становления благотворительной деятельности в совокупности функций и характеристик, видов и форм, принципов и направлений носит открытый характер.

Для образовательных учреждений наиболее цивилизованный способ получить помощь — тесное сотрудничество с благотворительными фондами, которые ведут благотворительные счета образовательных учреждений и выполняют весь спектр

финансовой работы на современном, качественном уровне. Это связано и с тем, что большинство государственных образовательных учреждений пока не имеют личного расчётного счёта, куда можно было бы перечислить деньги. Правда, у всех образовательных учреждений есть лицевой счёт в Финансово-казначейском управлении и теоретически деньги можно отправлять туда. Но при этом важно помнить, что в случае перечисления средств через благотворительные фонды, сотрудничающие с попечительскими советами образовательных учреждений, вопросы — куда лучше использовать поступившие средства и в каком объёме — решают именно родители. При перечислении средств через Центральную бухгалтерию этой возможности, увы, вам никто не предоставит. Да и получить поступившие деньги становится достаточно затруднительно как по процедуре оформления бумаг, так и по срокам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как будут использованы средства благотворителей образовательных учреждений, напрямую зависит от решений, принятых попечительским советом образовательного учреждения, важнейшего органа общественного самоуправления и контроля образовательного учреждения.

Льготы для спонсора

Милосердие нынче не каждому по карману. Оказавшись в кризисе, не каждый родитель отождествляет себя со спонсором, да и не каждая организация готова жертвовать средства даже на самые благие цели. Однако законодатель выразил активную готовность пойти на некоторые налоговые уступки для компаний и частных лиц, которые, несмотря на недоверие и давление со стороны чиновников, а также несовершенство законодательного регулирования, продолжают верно следовать традициям русского меценатства и благотворительности. Нововведения в налоговое законодательство пытаются облегчить жизнь и тем, кто жертвует деньги на благие цели, и тем, кто эти дары принимает.

Сегодня спонсор вправе разработать благотворительную программу, под которой законодателем понимается комплекс мероприятий, утверждённых высшим органом управления благотворительной организацией и направленных

на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки её реализации. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешённой законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Ежегодный отчёт представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о её государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчёт о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах её имущества, её расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Однако на существенные налоговые скидки благотворителям рассчитывать не стоит.

Согласно нововведениям в Налоговый кодекс РФ в льготном списке услуг значатся:

• уход за больными, инвалидами и престарелыми (при наличии заключений органов здравоохранения и органов соцзащиты населения);

• социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

• поддержка и социальное обслуживание пожилых граждан, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Согласно изменениям в гл. 24 НК РФ освобождаются от ЕСН выплаты, производимые лицам-добровольцам за наём жилого помещения и проезд. Это касается волонтёров, которые работают по соглашению о добровольческой деятельности, заключённому между добровольцем и некоммерческой организацией.

Государство проявляет некую осторожность в вопросе предоставления льгот, опасаясь появления лжеблаготворителей, которые захотят воспользоваться льготным режимом для ухода от налогов и «отмывания» денежных средств.

В настоящее время законодатель заботится о непосредственных получателях благотворительной помощи в части льгот по НДФЛ в отношении ряда доходов. В частности, речь идёт об оплате путёвок на санаторно-курортное лечение за счёт средств некоммерческих организаций, о помощи детям, оставшимся без попечения родителей, об оплате лечения граждан, не состоящих с некоммерческой организацией в трудовых отношениях. Предусмотрели льготы и для частных меценатов — расширены основания для получения социального налогового вычета по НДФЛ.

Поправки разрешают воспользоваться вычетом также в случае перечисления пожертвований некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала.

Налогообложение благотворительной деятельности

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает следующие особенности налогообложения благотворительной деятельности.

1. По налогу на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ. Таким образом, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, предусмотренная подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ, не подлежит обложению НДС.

Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

2. По налогу на доходы физических лиц

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц установлен статьёй 217 НК РФ.

В частности, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

1) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

2) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:

• налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими

и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включёнными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

• налогоплательщикам из числа малоимущих

и социально незащищённых категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты;

3) суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, за исключением туристических, выплачиваемой инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

4) суммы, выплачиваемые организациями

и (или) физическими лицами, детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

5) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата

приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

6) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке,

и религиозных организаций;

7) доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

• возмещение (оплата) работодателями работникам, их супругам, родителям

и детям, бывшим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретённых ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.

Кроме того, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физ-культурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически

произведённых расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (статья 219 НК РФ).

Налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

3. По единому социальному налогу

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 НК РФ от уплаты единого социального налога, в частности, освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

2) российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных

и (или) муниципальных образовательных учреждений.

4. По налогу на прибыль организаций

Глава 25 НК РФ не предусматривает налоговых льгот, в том числе, в отношении благотворительной деятельности.

Концепция главы позволяет относить к расходам только те доходы, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на благотворительность не могут уменьшать налоговую базу, так как такие расходы не связаны с извлечением дохода.

Именно поэтому согласно статье 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных

с такой передачей;

2) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования

в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ;

3) в виде сумм целевых отчислений, произведённых налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время, как уже отмечалось, новый порядок налогообложения прибыли позволил снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, в результате чего после уплаты налога в распоряжении организаций должно оставаться больше прибыли, которая в свою очередь может быть направлена на благотворительную деятельность. НО

О

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

^ Дочь учится в детской музыкальной школе • (пятый класс) и с недавнего времени по распоряжению зав.отделения запретили присутствие родителей на уроке по специальности. Мне кажется, что это не вполне разумно, так как я одновременно с ребёнком слушаю замечания и рекомендации учителя, для того, чтобы дома была возможность помочь в отработке заданного музыкального задания, и в этом как раз и состоит помощь родителя ребёнку в освоении музинструмента. Н.С.

Вообще-то не совсем понятно, почему Вы присутствовали на уроках по специальности. Дело в том, что обучение в музыкальной школе — это учебный процесс, связанный с приобретением образования. Любой образовательный процесс — это поле деятельности ученика и учителя.

Если уставом школы допускается присутствие родителей на уроке, то тогда Ваше присутствие понятно. Но, как правило, эта мера соучастия рекомендуется, когда дети совсем маленькие.

В рамках реализации благотворительных программ

благотворительного фонда помощи и социальной

поддержки и защиты граждан «РОДНИК НАДЕЖДЫ.

ДОГОВОР № М-_____

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

г. Пермь «___» ___________ 2018г.

(в дальнейшем именуемое «Предприятие»), в лице __________________________________

действующего на основании _________________________ , вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

принимая во внимание

— взаимный интерес и озабоченность Сторон проблемами: состояния здоровья подрастающего поколения; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-сирот в приютах и детских домах; детей-инвалидов; финансирования детского творчества; социальной и гуманитарной помощи населению;

— желание Сторон создать благоприятные условия для благотворительности;

— заинтересованность сторон в создании и реализации совместных проектов;

учитывая, что

— оказание помощи населению является задачей не только государственных органов, но и всего общества в целом;

— реализация благотворительных программ требует привлечения более широкого круга общественных организаций, коммерческих и некоммерческих структур, физических лиц;

с целью

— объединения общих усилий для повышения эффективности благотворительной деятельности и комплексного решения финансирования совместных проектов;

— пропаганды и развития благотворительности;

— разработки и осуществление социально значимых некоммерческих проектов;

руководствуясь

Федеральным законом Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. №135-ФЗ:

заключили настоящий Договор о нижеследующем:

I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.

1.1. Предметом настоящего Договора является деятельность Сторон по взаимному сотрудничеству в свете осуществления благотворительности и милосердия.

1.2. Предприятие обязуется финансировать реализацию благотворительных программ Фонда и совместно действовать без образования юридического лица с целью осуществления уставной деятельности Фонда

1.3. Вкладом Предприятия является:

а)_____________________________________________________________________

б)_____________________________________________________________________

в)_____________________________________________________________________

Стоимость вклада Предприятия по совместному решению Сторон составляет:

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОГОВОРА.

2.1. Взаимное сотрудничество в рамках настоящего Договора Стороны осуществляют в соответствии с целями:

— оказание социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— оказание материальной и иной помощи оставшимся без попечения родителей несовершеннолетним, пенсионерам, беженцам, вынужденным переселенцам, бездомным, неимущим, и другим категориям социально незащищенных лиц, независимо от их национальности, гражданства, вероисповедания; — выплата денежного обеспечения лицам имеющим доходы ниже прожиточного минимума и другим нуждающимся;

— разработка некоммерческих проектов, организация и развитие информационно-консультативных структур в сфере образования, воспитания, права, семьи и детства, охраны здоровья и в других социальных сферах;

— внедрения новых форм медико-социальной, правовой, психологической помощи для лиц из наиболее уязвимых слоев населения;

— участие в реализации перспективных социально-культурных, медико-психологических, правовых, образовательных и в гуманитарных проектах и программах (конкурсы, гранты, соц. заказ и др.);

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, религии, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

III. ВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ДЕЛ СТОРОН.

3.1. Ведение общих дел осуществляется совместно Сторонами Договора.

3.2. Общими в силу настоящего Договора признаются следующие дела:

— ведение переговоров с представителями участников благотворительной деятельности по вопросам привлечения денежных средств и имущественных вкладов для целей благотворительности;

— выбор организации, представляющей интересы Сторон;

— контакты с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, в том числе с соответствующими государственными либо муниципальными службами и ведомствами социальной сферы исключительно для достижения целей, стоящих перед Сторонами настоящего Договора;

— подготовка необходимых документов для целей сотрудничества.

3.3. Управление общими делами по совместной деятельности и ведение общих дел осуществляется Фондом;

3.4. Ведение бухгалтерского учета по совместной деятельности Сторон осуществляется Фондом;

3.5. Фонд вправе уполномочить своих представителей (с их согласия) вести общие дела, представлять интересы (вести общие дела полностью или в части) в отношениях с третьими лицами от имени Сторон на основании доверенности, выданной Фондом;

3.6. Каждая Сторона независимо от того, уполномочена ли она вести общие дела, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел, а также получать любую другую информацию по совместной деятельности.

IV. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

4.1. Вопросы, относящиеся к общим делам Сторон решаются путем проведения совместных совещаний.

4.2. Инициатором созыва совещания может быть любая из Сторон.

4.3. Организацию совещания осуществляет Сторона-инициатор его проведения.

V. ПРАВА СТОРОН.

5.1. Стороны настоящего Договора вправе:

— принимать участие в совещаниях по вопросам, отнесенным настоящим Договором к общей деятельности Сторон;

— оказывать содействие друг другу в достижении целей Сторон любыми, не запрещенными законом способами;

— выходить из состава участников Договора.

VI. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.

6.1. Обязанности Фонда:

— рассматривать все просьбы от отдельных граждан и организаций, поступивших на имя Предприятия, об оказании благотворительной помощи и принимать соответствующие решения об оказании помощи;

— оказывать адресную финансовую или иную помощь отдельным лицам и организациям в пределах компетенции и возможностей Фонда;

— осуществлять контроль за использованием выделенных средств;

— ежеквартально отчитываться перед Предприятием в пределах перечисленных им средств ;

— расходовать на благотворительные цели в соответствии с Законом «О благотворительной деятельности» не менее 80 (восьмидесяти) процентов средств, выделенных Предприятием;

— обеспечить открытый доступ Предприятия к ежегодным отчетам Фонда.

6.2. Обязанности Предприятия:

— осуществлять переадресацию в Фонд просьб об оказании благотворительной помощи для рассмотрения и принятия решений;

— ежемесячно перечислять благотворительный взнос на расчетный счет Фонда в соответствии с пунктом 1.3. настоящего договора.

VII. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, СРОК ДЕЙСТВИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА.

7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

7.2. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок.

7.3. Договор прекращает действие в случае выхода одной из Сторон из состава участников Договора.

7.4. Сторона, желающая прекратить настоящий договор, должна заявить об этом другой Стороне не позднее, чем за три месяца до предполагаемого выхода из договора а письменной форме.

VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ.

8.1. Все разногласия по настоящему Договору разрешаются Сторонами путем взаимных переговоров.

8.2. В случае недостижения взаимного согласия по вопросам, касающимся заключения, исполнения, либо прекращения действия настоящего Договора, Стороны вправе обратиться за судебной защитой в соответствии с установленным законодательством порядком.

IХ. БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН.

9.1. ФОНД: Благотворительный фонд помощи и социальной поддержки и защиты граждан «Родник Надежды»: инн/кпп 5921035020 / 592101001 ; ОГРН 1185958011447;

Р/сч. № 40703810100071031002, БИК 043601925; кор.сч.№30101810500000000925 в КБ «ЛокоБанк»

Юридический адрес: 618820, Пермский Край, город Горнозаводск, ул. Кирова дом 3 офис 6

Телефон +7-952-32-46-478 электронная почта: rodniknadezdy@gmail.com

9.2. ПРЕДПРИЯТИЕ:

За «Фонд» За «Предприятие»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *