Порядок предоставления земельного участка без торгов в аренду. Как приобрести землю с помощью местной администрации?

А) В случае рассмотрения УРКК заявлений лиц, указанных в приказе Комитета от 19.07.2017 №71‑п «О перечне организаций»

I. Прием и регистрация Заявления и комплекта документов

Сотрудник УРКК Комитета:

  1. Регистрирует заявление в Системе документооборота в день его поступления в УРКК Комитета (с присвоением регистрационного номера и указанием даты поступления Заявления).
  2. Один экземпляр Заявления с отметкой УРКК Комитета о дате принятия Заявления с указанием регистрационного номера возвращает заявителю либо его представителю в день его подачи.
  3. Сканирует документы, поступившие на бумажном носителе, и загружает заявление со всеми приложениями в Систему документооборота, из которой вся загруженная информация при синхронизации загружается в ИТС «Кадастр‑2».
  4. Передает заявление с приложениями начальнику УРКК для передачи специалисту, уполномоченному на рассмотрение заявления, для рассмотрения или для выявления оснований для возврата заявления.

II. Проверка содержания Заявления и комплекта приложенных документов УРКК Комитета

Специалист УРКК:

  1. Проверяет Заявление и полноту комплекта документов.
  2. Осуществляет проверку заявления на предмет наличия оснований для возврата.
  3. Проверяет информацию о земельном участке, о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы в РГИС/ИТС «Кадастр-2».
  4. В случае наличия оснований для возврата Заявления:
    • готовит в ИТС «Кадастр-2» проект письма о возврате заявления (далее — Письмо о возврате) по форме;
    • подписывает его у начальника (заместителя начальника) УРКК;
    • передает подписанное письмо в Организационное управление (далее — ОУ Комитета) для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в электронной форме либо для выдачи на личном приеме в УРКК;
    • закрывает заявку в ИТС «Кадастр‑2».
  5. В случае наличия оснований для оставления заявления без рассмотрения формирует в ИТС «Кадастр — 2» проект Уведомления о нарушениях подачи заявления, направляет его на подпись начальнику Управление по предоставлению земельных участков и сопровождению сделок ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — УПЗУ), а также в отдел делопроизводства ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — ОД ГКУ) для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю на адрес электронной почты (при наличии) или иным указанным в заявлении способом , и закрывает заявку в ИТС «Кадастр‑2».
  6. В случае отсутствия оснований для возврата заявления/оставления без рассмотрения переходит к выполнению следующей административной процедуры.

III. Подготовка и направление межведомственных запросов и иных запросов УРКК

Специалист УРКК:

  1. При необходимости подготавливает в ИТС «Кадастр‑2» межведомственные запросы с использованием электронной подписи и направляет их:
    • в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт‑Петербургу (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт‑Петербургу) о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН):
      • о правах на земельный участок;
      • о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке (при их наличии).
    • в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт‑Петербургу (далее — УФНС) о получении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) о лице, являющемся заявителем.
  2. Подготавливает запросы в исполнительные органы государственной власти и направляет их посредством РГИС в:
    • Комитет по градостроительству и архитектуре (далее — КГА):
      • о сведениях, содержащихся в документах территориального планирования и документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, касающихся использования земельного участка;
      • о сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах инженерно‑технического обеспечения, в том числе о расположенных в границах земельного участка зонах охраны электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения (при наличии);
    • Комитет по инвестициям Санкт‑Петербурга (далее — КИ) о принятых и (или) подготавливаемых решениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности или право государственной собственности на который не разграничено, и(или) о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования;
    • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее — КЭиИО) об ограничениях использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия охранных зон электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения;
    • Комитет по благоустройству Санкт‑Петербурга (далее — КБ) об ограничениях на использование земельного участка, расположенного в границах территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), лесных участков, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по организации дорожного движения грузовых транспортных средств (в случае если целью использования земельного участка является размещение стоянки грузовых транспортных средств);
    • Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга (далее — КРТИ) о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по развитию объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения (в случаях если целью использования земельного участка является размещение стоянки транспортных средств);
    • Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее — КГИОП) о расположении земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, и о режиме использования земельного участка;
    • Комитет по строительству (далее — КС) о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ (в части невозможности образования земельного участка по основанию, указанному в подпункте 18 статьи 39.16 ЗК РФ) (сведения представляются в рамках компетенции КС);
    • Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно‑расчетный центр» (далее — ГИРЦ) о наличии (отсутствии) в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — ЭСРН) документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категории граждан, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка. Запрос направляется при рассмотрении заявления, поданного в целях приобретения земельного участка в аренду заявителем, наделенным в соответствии с федеральными законами или законами Санкт‑Петербурга правом на приобретение земельного участка в первоочередном или внеочередном порядке, в случае, если заявителем не представлен документ, подтверждающий принадлежность к указанной категории граждан, но заявитель указал в заявлении о регистрации в ЭСРН.
  3. Получает ответы на межведомственные запросы.

IV. Направление УРКК запроса о получении сведений о фактическом использовании земельного участка в ГКУ и получение ответа из ГКУ

Специалист УРКК:

  • В ИТС «Кадастр‑2» осуществляет подготовку запроса в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» о представлении сведений о фактическом использовании земельного участка и направление в отдел проведения полевых обследований земельных участков ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — ОППО).

ОППО ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»:

  • Осуществляет полевое обследование земельного участка, готовит в ИТС «Кадастр‑2» акт обследования и направляет его с материалами фотофиксации в УРКК для анализа и рассмотрения.

V. Рассмотрение Заявления, принятие решения по результатам его рассмотрения УРКК Комитета, подготовка проекта договора аренды земельного участка

Специалист УРКК Комитета:

  1. Осуществляет проверку и анализ полного пакета документов, включая ответы на межведомственные и иные запросы.
  2. При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка специалист УРКК Комитета готовит в ИТС «Кадастр‑2» проект решения об отказе в предоставлении земельного участка (далее — Уведомление об отказе) по форме, подписывает у начальника (заместителя начальника) УРКК Комитета и обеспечивает направление его заявителю.
  3. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка:
    • готовит в ИТС «Кадастр‑2» проект договора аренды земельного участка (далее — Договор аренды) по форме и
    • готовит проект Уведомления к Договору аренды заявителю (далее — Уведомление к Договору аренды) по форме и подписывает их у начальника (заместителя начальника) УРКК/

VI. Регистрация и выдача заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист ОУ:

  1. В случае поступления на регистрацию Уведомление к проекту договора аренды и проекта Договора аренды (в 3 экземплярах):
    • регистрирует Уведомление в Системе документооборота;
    • один экземпляр Уведомления передает в УРКК Комитета;
    • один экземпляр Уведомления и Договор аренды (в трех экземплярах) направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо передает сотруднику УРКК (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа при личном обращении).
  2. В случае поступления на регистрацию Уведомления об отказе осуществляет следующие мероприятия:
    • регистрирует Уведомление об отказе в Системе документооборота;
    • один экземпляр Уведомления об отказе передает в УРКК Комитета;
    • один экземпляр Уведомления об отказе направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо в виде электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты (в случае, если в заявлении указано представление результата по адресу электронной почты).

Сотрудник УРКК Комитета:

  • Обеспечивает вызов заявителя (заявителей) посредством телефонной связи и (или) электронной почты и выдачу заявителю (заявителям) указанных проекта договора либо уведомления (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа при личном обращении). При выдаче заявителю проекта договора аренды либо Уведомления об отказе на копии данных документов проставляется соответствующая отметка в произвольной форме с подписью заявителя о получении.

Б) В случае рассмотрения в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» заявлений юридических и физических лиц, не указанных в приказе Комитета от 19.07.2017 №71‑п «О перечне организаций»

I. Прием и регистрация Заявления или Заявления 1 и комплекта документов в ГКУ

Специалист Управления по работе с заявителями ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — УРЗ):

  1. Регистрирует заявление в Системе документооборота в день его поступления (с присвоением регистрационного номера и указанием даты поступления Заявления или Заявления 1).
  2. Один экземпляр Заявления (Заявления 1) с отметкой УРЗ о дате принятия и указанием регистрационного номера возвращает заявителю либо его представителю в день его подачи.
  3. Сканирует документы, поступившие на бумажном носителе, и загружает заявление со всеми приложениями в Систему документооборота, из которой вся загруженная информация при синхронизации загружается в ИТС «Кадастр‑2».
  4. Передает заявление с приложениями в соответствующее УПЗУ для передачи специалисту, уполномоченному на рассмотрение заявления, для рассмотрения или для выявления оснований для возврата заявления/оставления без рассмотрения.

II. Проверка содержания заявления и комплекта приложенных документов ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»

Специалист УПЗУ:

  1. Проверяет заявление и полноту комплекта документов.
  2. Осуществляет проверку заявления на предмет наличия оснований для возврата.
  3. Проверяет информацию о земельном участке, о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы в РГИС/ИТС «Кадатр‑2».
  4. В случае наличия оснований для возврата заявления:
    • готовит в ИТС «Кадастр — 2» проект письма о возврате заявления (далее — Уведомление о возврате) по форме;
    • направляет его на подпись заместителю директора ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»;
    • передает в ОД ГКУ для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в электронной форме;
    • обеспечивает закрытие заявки в ИТС «Кадастр‑2».
  5. В случае наличия оснований для оставления заявления без рассмотрения:
    • формирует в ИТС «Кадастр — 2» проект уведомления о нарушениях подачи заявления
    • направляет его на подпись заместителю директора ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»;
    • передаёт в ОД ГКУ для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю на адрес электронной почты (при наличии) или иным указанным в заявлении способом (копия письма передаётся в УПЗУиСС ГКУ для закрытия заявки в ИТС «Кадастр 2»);
    • обеспечивает закрытие заявки в ИТС «Кадастр‑2».

III. Подготовка и направление межведомственных запросов и иных запросов УПЗУиСС

Специалист УПЗУ:

  1. Подготавливает в ИТС «Кадастр‑2» межведомственные запросы с использованием электронной подписи и направляет их в.
    • ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт‑Петербургу о предоставлении выписки из ЕГРН:
      • о правах на земельный участок;
      • о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке (при их наличии);
    • УФНС о получении выписки из ЕГРЮЛ о лице, являющемся заявителем.
  2. Подготавливает запросы в исполнительные органы государственной власти и направляет их посредством РГИС в:
    • КГА:
      • о сведениях, содержащихся в документах территориального планирования и документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, касающихся использования земельного участка;
      • о сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах инженерно‑технического обеспечения, в том числе о расположенных в границах земельного участка зонах охраны электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения (при наличии);
    • КИ о принятых и (или) подготавливаемых решениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности или право государственной собственности на который не разграничено, и(или) о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования;
    • КЭиИО об ограничениях использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия охранных зон электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения;
    • КБ об ограничениях на использование земельного участка, расположенного в границах территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), лесных участков, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по организации дорожного движения грузовых транспортных средств (в случае если целью использования земельного участка является размещение стоянки грузовых транспортных средств);
    • КРТИ о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по развитию объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения (в случаях если целью использования земельного участка является размещение стоянки транспортных средств);
    • КГИОП о расположении земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, и о режиме использования земельного участка;
    • КС о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ (в части невозможности образования земельного участка по основанию, указанному в подпункте 18 статьи 39.16 ЗК РФ) (сведения представляются в рамках компетенции КС);
    • ГИРЦ о наличии (отсутствии) в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — ЭСРН) документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категории граждан, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка. Запрос направляется при рассмотрении заявления, поданного в целях приобретения земельного участка в аренду заявителем, наделенным в соответствии с федеральными законами или законами Санкт‑Петербурга правом на приобретение земельного участка в первоочередном или внеочередном порядке, в случае, если заявителем не представлен документ, подтверждающий принадлежность к указанной категории граждан, но заявитель указал в заявлении о регистрации в ЭСРН.
  3. Получает ответы на межведомственные запросы.

IV. Рассмотрение Заявления и Заявления 1, принятие решения по результатам их рассмотрения, подготовка проекта договора аренды земельного участка

Специалист УПЗУ:

  1. Осуществляет проверку и анализ полного пакета документов, включая ответы на межведомственные запросы и иные запросы.
  2. Проверяет наличие оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
  3. При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка специалист УПЗУ осуществляет подготовку в ИТС «Кадастр‑2» проекта Решения об отказе в предоставлении земельного участка (далее — Уведомление об отказе) по форме и направляет начальнику УПЗУ для согласования.
  4. Направляет согласованный проект Уведомления об отказе вместе с комплектом документов в УРЗУ Комитета для подписания.
  5. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка направляет в ОППО посредством ИТС «Кадастр‑2» запрос о проведении полевого обследования земельного участка.

Специалисты ОППО:

  • Осуществляет полевое обследование земельного участка, готовит в ИТС «Кадастр-2» акт обследования и направляет его посредством ИТС «Кадастр-2» вместе с материалами фотофиксации в УПЗУиСС для анализа и рассмотрения.

Специалист УПЗУ после получения акта обследования с материалами фотофиксации:

  1. Готовит в ИТС «Кадастр‑2» проект договора аренды земельного участка (далее — Договор аренды) по форме.
  2. Готовит проект Уведомления к Договору аренды заявителю (далее — Уведомление к Договору аренды) по форме.
  3. Согласовывает проект Договора аренды у начальника (заместителя начальника) УПЗУ.
  4. Направляет проект Договора аренды с проектом Уведомления к Договору аренды в Управление по юридическому сопровождению сделок ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» для согласования и передачи директору ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (в трёх экземплярах).
  5. Обеспечивает передачу проекта Договора аренды с Уведомлением к Договору аренды в ОД ГКУ для регистрации и направления заявителю.

УРЗУ Комитета при поступлении из ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» проекта Уведомления об отказе с комплектом документов:

  1. Обеспечивает проверку проекта Уведомления об отказе и комплекта документов, обоснованность принятого решения.
  2. Обеспечивает подписание Уведомления об отказе начальником УРЗУ Комитета.
  3. Обеспечивает передачу Уведомления об отказе в ОУ Комитета для регистрации и направления (выдачи) заявителю в соответствии со способом, указанным в Заявлении или Заявлении 1.

V. Регистрация и направление заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист ОД ГКУ:

  1. В случае поступления на регистрацию Уведомления к Договору аренды и проекта Договора аренды (в трех экземплярах):
  • регистрирует Уведомление к Договору аренды в Системе документооборота;
  • один экземпляр Уведомления к Договору аренды передает в соответствующее УПЗУ;
  • один экземпляр Уведомления к Договору аренды и Договор аренды (в трех экземплярах) направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо передает в УРЗ ГКУ (если в Заявлении указано предоставление результата в виде бумажного документа при непосредственном личном обращении в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»).

УРЗ ГКУ:

  • В случае поступления проекта Договора аренды в целях их выдачи заявителю (заявителям) в течение одного дня обеспечивает вызов заявителя (заявителей) посредством телефонной связи и (или) электронной почты и выдачу заявителю (заявителям) указанных проекта договора (в случае, если в Заявлении/Заявлении 1 указано представление результата в виде бумажного документа при личном обращении). При выдаче заявителю проекта Договора аренды либо Уведомления об отказе проставляется соответствующая отметка с подписью заявителя о получении.

Специалист ОУ Комитета в случае поступления на регистрацию Уведомления об отказе:

  1. Регистрирует Уведомление об отказе в Системе документооборота.
  2. Один экземпляр Уведомления об отказе передает в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга».
  3. Один экземпляр Уведомления об отказе направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо в виде электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты (в случае, если в заявлении указано представление результата по адресу электронной почты), либо направляет в УРЗ ГКУ (в случае, если в заявлении указано представление результата в виде бумажного документа непосредственно при личном обращении в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»).

Многие арендаторы не знают, что аренда земельных участков без проведения торгов возможна не только у частного лица или организации, но и у муниципалитета.

Если при обычной аренде достаточно просто заключить договор между сторонами, подписать его и зарегистрировать в Росреестре (никаких торгов нет по умолчанию), то аренда государственной земли — более комплексная процедура.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательство

С 1 марта 2015 г. изменились правила, по которым можно было арендовать землю у государства. В частности, торги (аукционы) стали обязательным элементом совершения сделки, и без них получить земельный участок стало невозможным. Но это только общее правило, из которого есть список исключений для физических лиц и для организаций. В этой статье будет подробно рассмотрено, как все-таки избежать торгов при аренде земли.

Главным преимуществом для арендатора является низкая стоимость получения государственной или муниципальной земли во временное пользование.

Арендная плата ниже рыночной цены, потому что государство нуждается в стабильном поступлении денег, что сдерживает экономический кризис, отсюда и послабления в законах, делающие аренду не самой сложной процедурой.

Аренда рассчитывается с учетом размера участка и того, для каких целей вы будете его

использовать (для строительства, под сельское хозяйство и т.д.). Например, аренда земли под садоводство будет стоить 0,6% от ее кадастровой стоимости. Однако не предусмотренное договором (соглашением) использование территории будет незаконным.

По закону, арендовать участок можно до 49 лет, это максимальный срок. Но регионы имеют право сами устанавливать допустимый временной промежуток аренды. В среднем, для сельскохозяйственных целей это 3 года, а для строительства частного дома — от 3 до 10 лет. До истечения срока действия договора его можно будет продлить.

Можно ли арендовать земельный участок без торгов

Исключения из общего правила «аукционной аренды» делятся на две категории: для частных, или физических лиц и для юридических лиц (организаций).

Частные лица

Можно выделить следующие категории физических лиц, которые могут получить землю без торгов:

  • собственники различных построек и сооружений, которые располагаются на этой земле (если постройки не самовольные);
  • люди, которые начали строительство на земельном участке (но в аренду землю сдадут только один раз и только до окончания работ);
  • люди, у которых есть право получить участок первыми или вне очереди;
  • желающие получить участок для строительства частного дома, для ведения фермерских работ и дачного хозяйства;
  • граждане, у которых собственная земля была ранее изъята для государственных целей;
  • льготники.

Организации

Для юридических лиц тоже есть возможность обойти торги в следующих случаях:

  • земельный участок берется в аренду для огородно-дачного хозяйства, при этом некоммерческого объединения;
  • на участке находятся капитальные строения;
  • земля нужна для объектов энергетики, оборонных, промышленных и гидротехнических объектов, связи и телевидения, водохранилищ;
  • земельный участок будет использоваться для аграрной промышленности;
  • если юрлицо уже обладает правом бессрочного использования земли.

Далее будут приведены подробные инструкции, благодаря которым вы сможете арендовать государственный участок без аукциона.

Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения имеет свои нюансы и особенности.
Основными формами оплаты за аренду земли являются налоги и арендная плата. Как они рассчитываются, вы можете узнать, прочитав нашу статью.
Давно мечтали купить квартиру в Тайланде? В подобных сделках может быть множество подводных камней. О самых распространенных можно прочитать .

Аренда участка без торгов: алгоритм и нюансы заключения договора

Первый вопрос, который встает перед будущими арендаторами — к кому обращаться, если собственником земли является государство?

За формальную процедуру, по которой происходит аренда, отвечает субъект РФ, но реальная власть и распоряжение землей находится в руках муниципалитета.

Значит, в муниципалитет, на чьей территории находится желанный вами участок, и надо будет писать заявление. Вся процедура состоит из семи этапов.

Этап 1: поиск незанятого участка

Свободная земля — это участок, который не стоит на кадастровом учете. Найти его можно, если зайти на карту Росреестра, которая выложена в публичном доступе на их сайте. Если доступа в интернет нет, придется обращаться в офис Росреестра. Сама процедура поиска проходит вручную.

Этап 2: составление схемы

Вам понадобится сделать схему, на которой будет показано расположение вашей будущей земли на кадастровом плане. Если вы кадастровый инженер, то, без сомнения, справитесь с работой самостоятельно.

Если же нет, то такого специалиста нужно будет найти. Возможно, если первый этап прошел не совсем удачно, кадастровый инженер подскажет вам, где искать участок.

Составление схемы обойдется вам от 500 до 2000 рублей.

Этап 3: подача заявления о согласовании

Когда у вас на руках будет схема, нужно будет определить муниципалитет, в границах которого находится ваш участок.

Туда вы пишите обращение о предварительном согласовании, по которому вам должны будут предоставить земельный участок.

В этом заявлении нужно будет указать:

  • кадастровый квартал;
  • цель, для которой вам понадобилась земля;
  • текст обращения, где вы просите предоставить вам участок без проведения аукциона.

Обязательно приложите к заявке схему, полученную у кадастрового инженера, а также копию паспорта (страница с вашей пропиской тоже нужна).

Если вы хотите сэкономить, то указывайте в качестве цели огородничество — цена аренды будет ниже, чем для земли под ИЖС или ЛПХ, и выкупать в собственность участок тоже будет дешевле.

Позже вы сможете бесплатно сменить цель использования на жилищное строительство.

Ваше заявление будут рассматривать до 30 дней. Муниципалитету нужно это время, чтобы опубликовать информацию о предоставлении земли на своем официальном сайте.

Если за это время никто из граждан не выказал желания участвовать в торгах, а других причин отказа (неполный перечень документов, неправильная схема или сомнения в достоверности информации) нет, то вы получите от районного главы постановление.

В нем будет указано, что предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов предварительно согласовано, а схема участка на плане утверждена.

Возможен, конечно, и такой вариант развития событий: другие предприимчивые граждане одновременно с вами подают свои схемы земельных участков, причем границы этих предполагаемых участков совпадают или пересекаются.

Тут действует порядок живой очереди: тот, кто подал обращение позже, ждет, пока будут рассматриваться заявления, поданные ранее.

Этап 4: постановка на учет

Вам понадобится схема и постановление от муниципалитета. С этими документами вы снова идете к кадастровому инженеру, чтобы он оформил кадастровый паспорт, межевое дело и поставил новый земельный участок на учет. Процедура займет 10 дней и будет стоить около 6000 рублей.

Этап 5: подача заявления об аренде

В администрации нужно будет составить заявление на имя районного главы, в котором вы попросите предоставить вам участок земли в аренду. Не забудьте взять с собой все полученные на прошлых этапах бумаги.

Этап 6: заключение договора

Договор аренды в течение 30 дней готовит муниципалитет, и в нем есть все типичные пункты: реквизиты, права и обязанности арендатора и арендодателя, установление арендной платы, условия расторжения. У вас будет еще месяц на то, чтобы ознакомиться с условиями и подписать его.

Чтобы договор имел законную силу, в нем должны быть указаны:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • площадь в квадратных метрах и размер;
  • цель аренды;
  • способ, которым вы будете вносить арендную плату;
  • условия эксплуатация участка, если есть своя специфика.

Последний пункт означает, например, что если участок находится на береговой зоне реки или озера, то другие люди должны иметь свободный доступ к водоему.

Или обеспечение прохода на участок работников охраны в случае охраняемой зоны.

Договор нужно будет подписать в трех экземплярах и оплатить аренду на 6 месяцев вперед.

Этап 7: регистрация договора

Чтобы договор аренды имел законную силу, его надо зарегистрировать в Росреестре.

Для этого нужно подать (по почте или в МФЦ) следующие документы:

  • 3 экземпляра арендного договора;
  • постановление районного главы о выделении участка земли для ваших целей;
  • паспорт;
  • квитанцию, которую вам выдадут после уплаты госпошлины.

С этого момента вы станете полноправным арендатором земельного участка, избежав участия в аукционе и сэкономив денежные средства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Законодательная основа для аренды без торгов

Территории, которые принадлежат государству, а также находятся во владениях местной власти, могут без особых проблем передаваться, без торгов в аренду, согласно регулирующей этот процесс статьи 39.6 ЗК РФ. Закон указывает на условия получения наделов гражданами РФ, некоммерческими образованными людьми организациями и официальными юридическими лицами.

О выделении территории говорит и статья 39.14 ЗК РФ, но она уже устанавливает порядок предоставления участков, и рассматривает варианты выделения таких земель (о регламенте выделения земель и норме предоставления наделов читайте ).

Статья 39.16 ЗК РФ указывает на обоснование отказов в предоставлении наделов арендаторам, оговаривает причины и возможности таких решений.

Виды предоставляемых земель

Для аренды широко используются только земли сельскохозяйственного значения, остальные разрешенные для предоставления виды земли регулируются законами, относящимися непосредственно к каждой определенной категории, где существует свой порядок, свои условия, а также особые требования.

Условия предоставления наделов

Аренда находящейся у владельца территории, вне проведения аукционов, предполагает соблюдения некоторых условий:

  1. Если между арендатором и владельцем земли был составлен договор, предусматривающий развитие и благоустройство территории.
  2. Если надел земли относится к землям общего хозяйственного пользования и создан, согласно разделению надела гражданами, которые составляют некоммерческую организацию, проводят работы по организации садоводства, земледелия и огородничества.
  3. Если территория сельскохозяйственного назначения выделена в бессрочное владение общине или религиозной организации.
  4. Если надел предоставляется определенной религиозной организации или общине и имеет принадлежащие ей строения религиозного, а также благотворительного назначения.
  5. Если в семьях имеется трое детей или более. Семьям выделяются наделы для индивидуального частного строительства, если семья нуждается в жилье и находится на учете по его предоставлению.
  6. Если земля раньше предоставлялась в бесплатное пользование для частного строительства или ведения собственного хозяйства (кто может получить участок бесплатно?). Территория предоставляется людям, которые уже использовали надел с условием, что через пять лет земля перейдет в его собственность.
  7. Если участок раньше предоставлялся человеку в бесплатное использование для организации частного, фермерского, или колхозного хозяйства. Надел предоставляется людям, которые уже использовали эту землю с условием, что она перейдет в собственность через пять лет после его предоставления (как бесплатно получить ЗУ в собственность?).

Внимание! Земельные наделы переходят в собственность владельцев построек при использовании земли арендаторами согласно ее целевому назначению на протяжении всего периода действия соглашения.

Предоставление земельного участка без торгов в аренду

Статья 39.6 ЗК РФ регулирует процесс выделения участков и указывает на предоставленные законом возможности аренды земельных наделов без торгов.

Заинтересованные лица, руководствуясь законодательными актами, могут использовать свое право на заключение соглашений с местными администрациями, не прибегая к торгам в случаях когда:

  • земли выделены под размещение объектов различных сфер деятельности;
  • выделения наделов происходит под магистральные трубопроводы, тепловые, газовые станции, объекты электроэнергетики и водоснабжения;
  • территория выделена для развития земель, а с людьми уже было ранее заключено соглашение;
  • земли предназначены для развития территории и выделены некоммерческим организациям, которые создали граждане с целью возведения жилых зданий;
  • территории, где освоение земель осуществляется некоммерческими организациями с целью организации садоводства, небольших дачных хозяйств, а также огородничества;
  • земельные наделы с располагающимися на них строениями, выделяемые в собственность людям, которым принадлежат построенные объекты;
  • земельные наделы выделяются для организации фермерских хозяйств, для частного жилищного строительства, ЛПХ, участки под сенокос, выпас животных.

Внимание! В каждой области РФ на основе утвержденных государством законов создаются свои региональные законодательные акты, регулирующие процесс и условия предоставления земли в аренду без торгов.

Пошаговая инструкция

Процесс предоставления земельных наделов может осуществляться благодаря регулирующим процедуру законам. Порядок предоставления земельных участков без торгов, предполагает очередность таких действий:

  1. на первом этапе арендатору необходимо определится с поиском участка. Информацию о свободных участках можно получить, обратившись к муниципальным властям и учитывая все возможные варианты осуществить свой выбор. Выписку о наличии свободных наделов можно получить непосредственно в Росреестре или выбрать самому на сайте организации.
  2. Следующий этап предполагает составление заявления на предоставление участка в аренду. Решение этого вопроса можно перенести в кабинеты местной администрации. Заявление с прошением предоставления земли и указанием цели использования надела необходимо писать на имя главы. муниципалитета. В заявлении подробно указывается весь перечень предоставляемых документов: паспорт, ИНН код, справка с места работы, справка с места жительства.
  3. Решение местной администрацией будет вынесено в течение периода, предполагающего для этой цели тридцать дней. Такой срок предусмотрен законом.
  4. Все полученные на руки документы, необходимо предоставить кадастровой палате, чтобы получить паспорт на землю, а также поставить земельный надел на учет.
  5. Осуществление кадастровой оценки земли происходит на протяжении тридцати дней. Этот срок необходим для изготовления документов, изготавливаются также схемы и чертежи участка.
  6. После получения кадастровых документов, с местной администрацией составляется соглашение, в котором указывается целевое предназначение арендуемой земли. Основными пунктами составленного договора является:
    • дата и место подписания;
    • наименование субъектов заключивших сделку;
    • наименование объекта аренды;
    • имущество;
    • страхование;
    • период действия договора;
    • права и обязанности сторон;
    • целевое назначение надела;
    • условия использования;
    • существенные ограничения пользования землей;
    • условия и сроки передачи земли в пользование;
    • ответственность сторон;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • заключительные положения;
    • адресные реквизиты сторон с подписями.
  7. Договор аренды регистрируется в государственных структурах Росреестра.

Важно! Ответственность за составление договора аренды возлагается на юридический отдел местной администрации. В соглашение записываются все необходимые и предусмотренные законодательством положения без выставления земельного надела на торгах.

Независимый юрист, по желанию арендатора может предоставить консультацию о внесении в договор поправок, которые облегчат условия пользования наделом земли.

Особенности процедуры выделения надела без торгов

Согласно ЗК РФ статья 39.6, п.2, земельные наделы могут быть предоставлены в аренду. Они имеют некоторые особенности связанные с передачей земли юридическим лицам, гражданским некоммерческим организациям, а также собственникам уже завершенных строений, с которыми раньше уже заключались соглашения по арендованной территории.

Законодательство предусматривает передачу наделов не коммерческим организациям для облагораживания территории. Земли из земельного надела передаются представляющим организацию людям, цель которых:

  • индивидуальное жилое строительство;
  • садоводство;
  • дачное хозяйство;
  • огородничество.

Выделение наделов в аренду осуществляется и юридическим организациям. Целью предоставления таких территорий является:

  • строительство зданий социально-культурной сферы;
  • реализации особых широкомасштабных проектов;
  • сооружение объектов социальной, а также культурной сферы назначения;
  • сооружение объектов коммунальной, а также бытовой сферы назначения;
  • сооружение нефтепроводов;
  • сооружение инфраструктуры для объектов связи;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов электроснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов теплоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов газоснабжения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов водоотведения;
  • сооружение инфраструктуры для объектов федерального значения, а также местного и регионального значений;
  • бессрочное использование имеющейся у юридической организации территории;
  • территория, предоставляемая юридической организации по обмену вместо другого участка, который изымается.

Передача наделов собственникам, у которых не завершены строительные работы предполагает:

  • передачу земли со зданиями, выделение в аренду людям тех территорий, где находятся выделяемые им в аренду сооружения.
  • передачу земли с незавершенными строительными объектами, для его завершения. Наделы в аренду предоставляются однократно.

Выделение наделов гражданам, договора с которыми уже были заключены, предполагает заключения с ними новых соглашений на:

  • освоение земель;
  • развитие территории;
  • возведение жилых зданий;
  • деятельности согласно концессионному соглашению;
  • деятельности охотхозяйств;
  • развитие свободных экономических зон;
  • сооружение наемных домов сферы социального использования;
  • вылов водных ресурсов.

Цена земельного надела

Предоставляемые в аренду земные территории имеют свою цену, она зависит от кадастровой стоимости надела и устанавливается на уровне 60% от цены указанной в кадастре. Установлена такая стоимость для земель:

  • дачного хозяйства;
  • садоводчества;
  • гаражного строительства;
  • частного жилищного строительства, где собственники построек являются владельцами сооружений, что расположены на арендуемой территории;
  • для ведения частного подсобного хозяйства.
  • расположенных на участке зданий регионального, а также значения федерального, владельцами которых есть юридические организации

Преимущества и недостатки получения земельных наделов без торгов

К преимуществам такого способа приобретения земли можно отнести:

  • бесплатное стартовое приобретение земли;
  • разделенная на определенные части арендная плата;
  • учет выплачиваемой арендной платы в сумму выкупа надела;
  • строительство дома и хозяйственных построек;
  • использование надела для личных хозяйственных нужд
  • возможность продлить срок аренды;
  • возможность пересдать территорию в наем третьему лицу.

Недостатки такого варианта в том, что:

  • участок достается не бесплатно и за него необходимо выплачивать деньги;
  • устанавливается срок строительства дома;
  • арендатор может использовать надел только с целью, что указана в пунктах соглашения.

В остальном этот вариант практически ничем не отличается от других способов пользования землей и, конечно же, имеет право на жизнь.

Дисциплинированные граждане часто используют эту возможность, ведь соблюдая закон и рассчитывая свои собственные возможности можно добиться многого.

Аренда без проведения аукциона предоставляет гражданину возможность жить на земле и пользоваться территорией до окончания срока соглашения, а построив дом, выкупить надел по остаточной стоимости. Некоторые люди, имеющие возможности и желание прекрасно пользуются таким вариантом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *