Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

Новая редакция Ст. 30.10 КоАП РФ

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарий к Статье 30.10 КоАП РФ

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП, так как речь идет о моменте вступления постановления в законную силу (см. комментарий).

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении прокурор имеет соответствующие полномочия.

3. При принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (см. комментарий к статье 31.6 КоАП).

4. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю.

Другой комментарий к Ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения являются формой прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при назначении административного наказания судьей, должностным лицом, коллегиальным органом. Основное назначение протеста — мотивированно обосновать, в чем состоит ошибка судьи, должностного лица, которая привела к принятию незаконного решения, почему оно должно быть отменено или изменено. Протест может быть принесен по поводу необоснованного назначения административного наказания, неправильного применения норм КоАП РФ, необоснованного прекращения производства по делу об административном правонарушении. В протесте могут ставиться вопросы об отмене постановления, а также всех последующих решений с передачей дела на новое рассмотрение, о повторном пересмотре в порядке обжалования.

Опротестовано может быть постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, не вступившее в законную силу.

Протест может быть принесен и на постановление, которое было предметом последующего обжалования в порядке, предусмотренном ст.30.10.

Принесение протеста складывается из следующих этапов: рассмотрение жалобы по поводу незаконности и необоснованности решений, вынесенных судьей, должностным лицом, коллегиальным органом; внесение простеста или отказ в этом; пересмотр.

Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают заинтересованные участники производства по делу об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст.25.1); потерпевший (ст.25.2); законный представитель физического лица (ст.25.3); законный представитель юридического лица (ст.25.4).

Срок подачи жалобы прокурору (его заместителю) для принесения протеста составляет десять дней со дня вручения или получения копии постановления на постановление или решение по последующей жалобе (см. комментарий к ст.30.3).

Следует подчеркнуть, что жалобы заинтересованных лиц, содержащие указания на допущенные нарушения закона, которые могли повлиять на законность или обоснованность решения, служат основанием к истребованию дел об административных правонарушениях и изучению руководителем соответствующей прокуратуры. Если же доводы заявителя несостоятельны и не требуют проверки, то жалоба остается без удовлетворения, о чем ему сообщается в письменной форме.

Как видно из содержания части первой комментируемой статьи, порядок и сроки, установленные ст.30.1-30.3, обязательны для соблюдения как в случае подачи соответствующими заинтересованными лицами жалобы прокурору для принесения протеста, так и лицами, принесшими протест.Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ст.36 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»). Протест до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст.37 Закона о прокуратуре РФ).

2. В ч.2 комментируемой статьи установлены общие правила рассмотрения протеста прокурора. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.30.4-30.8 КоАП РФ.

3. По результатам рассмотрения протеста прокурора судья, соответствующее должностное лицо выносят решение, копия которого направляется прокурору, принесшему протест, в трехдневный срок после вынесения решения. В течение указанного срока копия решения вручается участникам производства по делу об административном правонарушении, указанным в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений.

Однако надзорные функции, закрепленные за прокурором ст. 24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах.

Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ говорит лишь о необходимости извещения прокурора о рассмотрении дела, возбужденного им самим или дела в отношении несовершеннолетнего. По таким делам прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).

Кроме того, прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении судами дел в отношении, так называемых специальных субъектов (в отношении судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в Президенты, в депутаты Государственной Думы РФ, в депутаты представительных органов власти субъектов РФ и высших должностных лиц муниципальных образований и др.), независимо от того, кем возбуждено дело.

Исходя из анализа норм закона, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, фактически на сегодняшний день к рассматриваемым судами делам, где допускается участие прокурора, относятся:

— во-первых, дела, возбужденные прокурором и пересматриваемые по инициативе самого прокурора или других участников процесса;

— во-вторых, дела, возбужденные иными органами, где инициатором пересмотра явился прокурор, принесший протест по результатам проведения проверки;

— в-третьих, дела в отношении лиц «с особым правовым статусом»;

— в-четвертых, дела в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанных формах вызвано необходимостью пресечения противоправных действий лицами их совершившими, несения ими соразмерной ответственности (в случае возбуждения прокурором дела об административном правонарушении), а также необходимостью обеспечения законности, достижения общественно значимых результатов, восстановления справедливости (в случае участия по делам в отношении несовершеннолетних, специальных субъектов, принесения протеста).

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

  • 18.12.201729.03.2018
  • Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 5457

В силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» основной целью органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении могут быть опротестованы прокурором вне зависимости от его участия по данному делу.

Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении городскому (районному) прокурору необходимо обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта Российской Федерации.

Протест приносится в суд, полномочный рассматривать такие протесты.

Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление и решение по делу об административном правонарушении должны содержать: наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест; сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест; сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении; указание на постановление и решение по делу; доводы с указанием оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления и решения по делу; перечень прилагаемых материалов; подпись.

К протесту в обязательном порядке должны быть приложены: копии постановления и решения по делу об административном правонарушении; копии протеста по числу других участников производства по делу.

Срок обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений по делам об административных правонарушениях не определен законом.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае истечения срока привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Истечение срока привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим ответственность за совершение административного правонарушения. После истечения этого срока вопрос об ответственности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство.

Кроме того, решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста не должно усиливать административное наказание или иным образом ухудшать положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Старший помощник прокурора Камчатского края по взаимодействию со СМИ,

общественностью и правовому обеспечению Л.В. Шунина

?xml:namespace>

РЕШЕНИЕ ешение

по протесту прокурора на постановление-квитанцию

по делу об административном правонарушении

?xml:namespace>

г. Багратионовск 11 июня 2009 г.

Судья Багратионовского районного суда Калининградской области Патрина В.В.,

с участием помощника прокурора Багратионовского района Е.С.В.,

рассмотрев протест прокурора Багратионовского района на постановление — квитанцию инспектора ДПС ОГАИ ОМ Мамоновского городского округа Х.А.А. от 1 мая 2009 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.36 КоАП РФ, в отношении П.В.В.,

УСТАНОВИЛ:

?xml:namespace>

Постановлением — квитанцией ххх от 1 мая 2009 г. инспектора ДПС ОГАИ ОМ Мамоновского городского округа Х.А.А. гражданин П.В.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.36 КоАП РФ, т. е. за разговор во время управления транспортным средством по мобильному телефону, не оборудованному специальным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использование рук, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 300 руб.

Прокурор Багратионовского района принес протест на указанное выше постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

За пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, предусмотрена административная ответственность ст. 12.36-1 КоАП РФ. Тем не менее, П.В.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 12.36 КоАП РФ, которая утратила силу в соответствии с Федеральным законом № 210 — ФЗ от 24 июля 2007 г.

В связи с допущенным инспектором ДПС нарушением норм административного права при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, прокурор просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. Кроме того, прокурор просит восстановить пропущенный срок на обжалование постановления, поскольку оно поступило в прокуратуру района для проверки на предмет законности принятого решения 25 мая 2009 г.

П.В.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения протеста прокурора, в суд не явился, каких — либо возражений по существу протеста суду не представил. Прокурор Е.С.В. поддержал доводы протеста.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в полном объеме, судья приходит к следующему.

В силу ч.1,ч.2 ст. 30.3, ч.1 ст. 30.10 КоАП РФ жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Как видно из сопроводительного письма ОВД по Багратионовскому району, постановление поступило в прокуратуру Багратионовского района для проверки на предмет законности принятого решения только 15 мая 2009 г., что препятствовало принесению протеста прокурором в установленный законом срок и является уважительной причиной его пропуска, который следует восстановить.

Согласно ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего на время совершения административного правонарушения.

П.В.В. подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 12.36 КоАП РФ — воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, административная ответственность за совершение которого устранена Федеральным законом № 210 от 24 июля 2007 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Этим же законом введена административная ответственность за пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (ст. 12.36.1 КоАП РФ).

Как видно из постановления — квитанции, 1 мая 2009 г. в 17 час. 55 мин. на 39 км. автодороги Калининград — Мамоново водитель П.В.В. управлял автомобилем марки «ххх» регистрационный знак ххх и во время движения транспортного средства пользовался мобильным телефоном, не оборудованным специальным устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Таким образом, в постановлении — квитанции описана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.36.1 КоАП РФ — нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства.

Вместе с тем, инспектором ДПС действия П.В.В. неправильно квалифицированы по ч.1 ст. 12.36 КоАП РФ.

В силу п.п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, судья считает необходимым изменить постановление по делу об административном правонарушении, переквалифицировав действия П.В.В. с ч.1 ст. 12.36 КоАП РФ на ст. 12.36.1 КоАП РФ, поскольку при этом сохраняется единый родовой объект посягательства, предусмотренный главой 12 КоАП, и не ухудшается положение лица, привлеченного к административной ответственности.

Оснований для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение, для прекращения производства, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, судья не усматривает.

Руководствуясь ст. 30.7 п.3 , 30.8 КоАП РФ, судья

?xml:namespace>

РЕШИЛ: ешил:

?xml:namespace>

Восстановить прокурору Багратионовского района срок на принесение протеста на постановление-квитанцию ххх от 1 мая 2009 г. инспектора ДПС ОГАИ ОМ Мамоновского городского округа.

Постановление-квитанцию инспектора ДПС ОГАИ ОМ Мамоновского городского округа ххх от 1 мая 2009 г., которым П.В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.36 КоАП РФ изменить: квалифицировать действия П.В.В. по ст. 12.36.1 КоАП РФ, в остальной части постановление-квитанцию по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Калининградский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *