Административная ответственность медицинских учреждений и медицинских работников

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф. Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения, равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта, если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Основание к административной ответственности врача в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Омск 2015

Введение

Понятия и основные черты административной ответственности

Виды административных взысканий

Основания для привлечения к административной ответственности

Административная ответственность медицинских учреждений и медицинских работников

Заключение

Список используемых ресурсов

Введение

Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Таким образом, вопрос ответственности в сфере медицины на сегодняшний день имеет огромное значение. Но для того, чтобы полностью раскрыть понятие ответственности в сфере оказания медицинских услуг, а также ее виды и формы, необходимо выявить основные причины ее возникновения. Ибо само деление ответственности на отдельные виды происходит по отдельным критериям, основанным на самом важном факторе — правонарушении.

Именно правонарушение является основанием и условием возникновения ответственности медицинских организаций и медицинских работников. В юридической науке правонарушение представляет собой виновное противоправное действие (бездействие), совершенное дееспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.

Правонарушения подразделяются на две группы: проступки и преступления. Проступок — противоправное виновное нарушение, в т.ч. действие (бездействие) лица, посягающее на установленные нормами права общественные отношения, характеризующееся небольшой общественной опасностью. Проступки могут быть административными, дисциплинарными и гражданско-правовыми.

Т.о., виды ответственности в медицине подразделяются согласно причине ее возникновения (т.е. в зависимости от природы правонарушения):

административная ответственность;

дисциплинарная ответственность;

гражданская, или гражданско-правовая ответственность;

уголовная ответственность.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушения прав потребителей и прочее.

Понятия и основные черты административной ответственности

медицинский административный ответственность взыскание

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;

Виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);

Противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

Административная ответственность обладает чертами, свойственными юридической ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного вида юридической ответственности:

1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Виды административных взысканий

Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

Предупреждение. Это выносимое официальное порицание уполномоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;

Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вещь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);

Административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

Административное приостановление деятельности.

Основания для привлечения к административной ответственности

Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное нарушение должно обладать всеми юридическими признаками (противоправность, виновность), и в его состав должны входить все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Объектом административного правонарушения является совокупность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, — физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов: легкомыслия — это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности — не предвидении такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Административная ответственность медицинских учреждений и медицинских работников

Медицинские учреждения и медицинские работники могут быть субъектами некоторых административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Составы этих административных правонарушений предусмотрены в ст. 6.1.; 6.2; 6.3. КоАП РФ.

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом данного правонарушения является здоровье населения. Заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), и венерические болезни принимают распространенный характер и представляют реальную угрозу для личности, общества и государственной безопасности.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) по сокрытию лицом, больным ВИЧ-инфекцией либо венерическим заболеванием и знающим о своей болезни, источника заражения, а также лиц, имевших с ним контакты и по этой причине создающих эпидемическую угрозу для окружающих.

Основанием считать, что больной скрыл источник своего заражения либо контакты с лицами, создающими опасность заражения ВИЧ-инфекцией или венерическими заболеваниями, являются:

1) сообщение лица о том, что оно явилось источником заражения больного, который знал об этом, но данный факт скрыл;

2) сообщение лица о том, что оно находилось в контакте с больным, который скрыл это;

3) сообщение медицинских учреждений, правоохранительных органов, иные сведения об установленном источнике заражения или о контактах лиц с больным, которые он скрыл.

Источником заражения выступают человек, больной ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием. Под лицами, которые имели с больным контакты, создающие опасность заражения, следует понимать половых партнеров либо лиц, бывших с больным в тесном бытовом контакте в течение указанного медицинским работником периода до момента выявления ВИЧ-инфекции или венерического заболевания.

3. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, достигшие к моменту его совершения 16-летнего возраста.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется только умыслом.

5. Протокол о данном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения.

6. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (ст. 23.1 Кодекса).

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством).

Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Непосредственным объектом правонарушения является здоровье человека.

Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Частная фармацевтическая деятельность — это деятельность специалистов-фармацевтов по изготовлению, хранению и отпуску лекарственных средств, осуществляемая вне государственных и муниципальных фармацевтических предприятий и учреждений.

Народная медицина (целительство) — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившихся в народных принципах, но не зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке. Таким образом, согласно законодательству о здравоохранении, деятельность народных целителей приравнивается к частной медицинской практике.

Частной медицинской практикой, согласно законодательству о здравоохранении, занимаются как отдельные физические лица, так и лечебно-профилактические учреждения, имеющие статус юридического лица. Согласно ст. 56 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан все предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Но при отсутствии таковой административная ответственность по комментируемой статье предусмотрена только в системе частного здравоохранения. Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность будут законными, если они лицензированы. Правонарушением считается: 1) деятельность без лицензии; 2) деятельность по лицензии с истекшим сроком; 3) деятельность по приостановленной или аннулированной лицензии; 4) виды деятельности, не предусмотренные лицензией; 5) деятельность по лицензии, выданной на другой территории.

Административная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой либо целительством наступает при условии, если эта деятельность не повлекла причинение вреда здоровью. Если вред причинен здоровью хотя бы одного человека, пусть даже и незначительный, наступает уголовно-правовая ответственность по ст. 235 УК РФ. При этом уголовная ответственность устанавливается не за сам факт деятельности без лицензии, а за преступные последствия (причинение вреда здоровью человека).

Субъектами данного правонарушения являются лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой, целительством, а также руководители частных медицинских и фармацевтических организаций, в обязанности которых входит получение лицензий на медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что, работая без лицензии или без диплома целителя, поступает противоправно.

Протокол о данном правонарушении составляют представители лицензионно-аккредитационных комиссий (должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения). В случае нарушений стандартов и условий действия лицензии лицензионно-аккредитационная комиссия приостанавливает или аннулирует действие лицензии.

Дела о данных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП).

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Непосредственным объектом данного посягательства является здоровье населения.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Оно обеспечивается проведением комплекса государственно-правовых мер, среди которых важная роль отводится санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Надзор за соблюдением санитарного законодательства осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах обеспечивается специальными службами соответствующих ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ.

Объективная сторона данного проступка выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые лицо обязано было провести. Правонарушение проявляется как в действии, так и в бездействии. Примерами активного нарушения правил могут быть: продажа мясомолочных продуктов от животных, зараженных инфекцией, представляющей угрозу здоровью человека; загрязнение водоохраной зоны производственно-бытовыми отходами; организация свалки бытовых отходов в селитебной зоне; устройство скотомогильников в местах и способом, грозящими массовыми заболеваниями (сибирская язва) и др.. Чаще нарушение санитарных правил выражается в бездействии, т.е. в невыполнении санитарных правил, не проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий: например, в общеобразовательных школах не соблюдаются нормы освещенности, питьевой, тепловой режим, в стационарах больниц не проводят дезинфекцию, в парикмахерских не обрабатывается дезинфицирующими веществами инструмент, в цехах не устанавливается вентиляционная система и т. д.

Субъектом правонарушения может быть либо гражданин, достигший 16-летнего возраста, либо должностное лицо, на которое возложена обязанность соблюдать санитарные правила и выполнять необходимые санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия, либо юридическое лицо.

Субъективная сторона нарушения санитарных правил, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Протокол о данном правонарушении составляют должностные лица органов Госсанэпиднадзора, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 2 ст. 28.3 КоАП).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают главные врачи центров Госсанэпиднадзора в субъектах РФ, городах, районах, на водном и воздушном транспорте и их заместители.

Заключение

Государство предоставляет как медицинским работникам, так и потребителям медицинских услуг широкие права при осуществлении своих интересов, вместе с тем предусматривает ответственность в случае нарушения законодательства, которая установлена, прежде всего, кодексами.

Каждый врач обязан соблюдать нормы законодательства, но для того чтобы соблюдать, необходимо их знать и уметь применять в практической деятельности. Следует подчеркнуть, что незнание закона не освобождает лицо от ответственности в случае его несоблюдения — действует предположение (презумпция), что законы всем известны. Поэтому правонарушитель не в праве ссылаться на незнание закона как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности.

Достаточно длительное время в нашей стране вопросы конфликтов между пациентами и врачами или медработниками в принципе не рассматривались.

В значительной степени это можно объяснить работающей тогда плановой системой на государственном уровне предоставления медпомощи. В её рамках отношения регулировались соответствующими нормами публичного права, а это не давало отстаивать большинство интересов пострадавших пациентов или медработников в полной степени. А вот в современном российском обществе вопросы правомерности применения рискованных действий медработниками поднимаются все более часто.

Относительно административной ответственности следует помнить, что она наступает за деяния менее опасные, чем преступления и не влечет за собой судимости, а максимальная санкция, предусмотренная КоАП по таким нарушениям, составляет до 250 000 руб. на юр. лицо (отсутствие лицензии). Давность привлечения к административной ответственности по общему правилу — не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Рассмотрение административной ответственности в ракурсе вопросов юридической ответственности медицинских работников оправдано в связи с тем, что административные нарушения негативные сами по себе и создают предпосылки для возникновения имущественных и уголовных правонарушений, поэтому раскрытие основных особенностей административного законодательства в отношении правонарушений медиков необходимо и актуально.

Список используемых ресурсов

1. Медицинское право: учебный комплекс для вузов // Сергеев Ю.Д. — 2008. — 784 с.

Нормативно-правовые акты:

1. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации

3. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Размещено на Allbest.ru

Рассмотрение административной и дисциплинарной ответственности в ракурсе вопросов юридической ответственности медицинских работников оправдан в связи с тем, что административные и дисциплинарные нарушения негативные сами по себе и создают предпосылки для возникновения имущественных и уголовных правонарушений. Поэтому раскрытие основных особенностей административного и трудового законодательства в отношении правонарушений медиков необходимо и актуально. Рассмотрение в едином блоке административных и дисциплинарных правонарушений объясняется тем, что часто они сочетаются в одном медицинском правонарушении. Нарушение норм административного права нередко сопровождается дисциплинарным нарушением, и в этом случае ответственность медика может наступить как только за одним видом правонарушения, так и одновременно с несколькими.

Административная ответственность медицинских работников. Особенностью функционирования отечественного здравоохранения в течение достаточно длительного времени было управление, которое преимущественно осуществлялось через командно-административную систему. При этом правовые отношения между врачами и пациентами нередко ограничивались административной ответственностью медиков. В связи с этим можно говорить о наличии определенных исторических предпосылок административно-правового регулирования оказания медицинской помощи.

Административная ответственность медицинского работника — это разновидность юридической ответственности, который заключается в применении к медицинским работникам, которые совершили административные проступки, особых санкций — административных взысканий.

Современная ситуация развития здравоохранения в Украине, когда создана нормативно-правовая база медицинской деятельности, формируется медицинское право, свидетельствует о значимости административного права и административно-правовой ответственности как действенного средства регламентации всей сферы медицинской деятельности.

Следует отметить, что общественные относить, регулируемых административным правом, преимущественно являются властными отношениями. Вместе с тем, в значительной степени в последнее время начинает воплощаться в жизнь идеология «публичносервиснои» основы украинского административного права 1, суть которой состоит в служении государству (и его институтов) человеку. В то же время, ключевым признаком административно-правовых отношений является то, что в них всегда участвует субъект, представляющий интересы государства, т.е. публично-правовые интересы. В указанных отношениях воплощается в жизнь государственная политика, государственная идеология 2.

Для понимания роли и значения такого вида ответственности медицинских работников приведем общие принципы административной ответственности. К ним относятся:

1. Административная ответственность наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления. Перечень сфер применения самых правонарушений приведен в Кодексе РФ об административных правонарушениях

Для медицинских работников наибольшее значение имеют административные правонарушения в области охраны здоровья населения (глава 5).

  • 2. Административная ответственность распространяется как на физических, так и на юридических лиц, действующих в сфере, регулируемой правилами, независимо от формы собственности, подведомственности.
  • 3. Меры административной ответственности применяются специальными субъектами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 4. Меры административной ответственности применяются в соответствии с особым процессуальным порядком — производством по делам об административных правонарушениях.
  • 5. Административная ответственность непосредственно выражается в применении к лицам, которые совершают правонарушения, административных взысканий.

Среди административных правонарушений, перечисленных в КоАП и имеют наибольшее значение в контексте медицинской деятельности, необходимо отметить следующие:

  • 1. Уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования ;
  • 2. Уклонение от обследования и профилактического лечения лиц, больных венерической болезнью ;
  • 3. Нарушение установленного порядка взятия, переработки, хранения, реализации и применения донорской крови и (или) ее компонентов и препаратов;
  • 4. Умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью и другие.

Виды административных взысканий:

  • 1. предупреждение;
  • 2. штраф;
  • 3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • 4. конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;
  • 5. лишение специального права, предоставленного гражданину;
  • 6. исправительные работы;
  • 7. административный арест;
  • 8. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Следует отметить, что выделение отдельной главы, посвященной административным правонарушением, посягающим на общественные отношения в сфере здравоохранения, является положительным явлением. Можно надеяться, что это послужит основой для улучшения как правового обеспечения медицинской деятельности, так и функционирования самой системы здравоохранения.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников наступает при нарушении требований трудового законодательства. Нормативно-правовую базу дисциплинарной ответственности медицинских работников составляют:

Кодекс законов о труде

Закон РФ о охране труда

Коллективный и трудовой договор в конкретном учреждении здравоохранения.

Дисциплинарная ответственность медицинского работника — это отдельный вариант юридической ответственности, которая наступает в случае нарушения трудовых обязанностей. Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о нарушении трудовых обязанностей медицинского работника. Причем, если рассматривать данные нарушения, то дисциплинарная ответственность — наименее строгий вариант.

Важно определить, что же может составлять нарушение трудового законодательства. Ответ на этот вопрос надо рассматривать в контексте прав и обязанностей работника перед работодателем.

Работник обязан:

честно и добросовестно работать;

своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа;

соблюдать трудовой и технологической дисциплины;

соблюдать требования нормативных актов об охране труда;

бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор.

В связи с этим за несоблюдение любого из перечисленных обязанностей медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Противоправным является такое поведение (т.е. действия или бездействие) работника, которая не соответствует установленным правилам. Например, опоздание на работу, прогул, появление на работе в состоянии опьянения. Равно противоправным является отказ от выполнения законного распоряжения руководителя учреждения здравоохранения (работодателя), несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании, правил хранения сильнодействующих веществ, а также ядовитых, наркотических веществ и проч.

Не может рассматриваться как основание для наложения дисциплинарного взыскания за неисполнение трудовых обязанностей при отсутствии надлежащего медицинского оборудования, нормальных условий труда, надлежащей квалификации медицинского персонала. При другого способа решения этого вопроса финансовые, организационные и многие другие проблемы отечественного здравоохранения могут быть в аспекте ответственности переведены на отдельных медицинских работников. Интересен международный опыт дисциплинарно-правового регулирования медицинской деятельности. Так, например, в некоторых зарубежных странах дисциплинарные взыскания на медицинских работников накладываются профессиональными ассоциациями, в уставах и правилах которых закреплены такие полномочия. Как дисциплинарные взыскания к нарушителям применяются выговор, штраф, временное отстранение от занятия медицинской практикой, лишения права на осуществление медицинской деятельности.

Особенностью правового статуса медиков о дисциплинарной ответственностью является их двойной статус — как работников конкретного медицинского учреждения (типичные отношения работника и работодателя) и как медиков по квалификации, т.е. лиц, обязанных оказывать неотложную медицинскую помощь в любом месте. Другими словами, профессиональные обязанности врачей шире, чем их трудовые обязанности, выполняемые по месту работы.

Согласно Основ законодательства России о здравоохранении предусмотрено сокращенный рабочий день для медицинских работников. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется основные показатели норм рабочего времени для работников учреждений здравоохранения, где предлагаются следующие сокращенные варианты продолжительности рабочего времени в зависимости от должности и (или) специальности:

  • 38,5 часов в неделю (для врачей и специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием (среднего медицинского персонала), медицинских регистраторов, дезинфекторов заведений здравоохранения (структурных подразделений) за исключением тех, кто работает во вредных условиях труда);
  • 33 часа в неделю (для врачей, занятых исключительно амбулаторным приемом больных);
  • 40 часов в неделю (например, для руководителей учреждений здравоохранения, их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей отделов, служб и других подразделений (за исключением врачей и специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием — руководителей структурных подразделений и учреждений здравоохранения, в том числе амбулаторно-поликлинических), главных специалистов (главных медицинских сестер, главных фельдшеров, главных инженеров, главных энергетиков, главных технологов и т.д.), специалистов, технических служащих и рабочих (за исключением тех, кто работает во вредных условиях труда));
  • 18 часов в неделю (для учителей и-XII классов школ, учителей-дефектологов и логопедов учреждений здравоохранения (кроме домов ребенка));
  • 20 часов в неделю (для заведующих логопедических пунктов, логопедов домов ребенка);

ЗО часов в неделю (для воспитателей, старших воспитателей учреждений здравоохранения);

36 часов в неделю (для воспитателей-методистов учреждений здравоохранения, воспитателей домов ребенка).

Отечественный законодатель выделяет два вида дисциплинарных взысканий:

  • 1. Догана.
  • 2. Увольнение по соответствующим основаниям.

Следует привести основные законодательно определены принципы наложения дисциплинарного взыскания в сфере медицинской деятельности. К ним относятся:

  • 1. до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме;
  • 2. отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания;
  • 3. дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня выявления нарушения, не считая времени освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или нахождения его в отпуске;
  • 4. дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения нарушения;
  • 5. за каждое дисциплинарное нарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание;
  • 6. при избрании вида взыскания собственник или уполномоченный им орган должен учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предшествующую работу работника;
  • 7. приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку;
  • 8. дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в органах рассмотрению трудовых споров.

Работники медицинских учреждений несут личную ответственность за здоровье и жизнь своих пациентов в рамках своей деятельности.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Сферы ответственности медперсонала при причинении вреда пациенту определяются в зависимости от тяжести вреда, конкретных обстоятельств и мотивов ответственного лица.

Основания для привлечения к ответственности

Наиболее часто поводами для привлечения медработников к ответственности являются:

  • незаконный отказ от оказания медпомощи;
  • оказание некачественной медпомощи;
  • причинение вреда жизни и здоровью больного в ходе лечения или обследования;
  • разглашение конфиденциальных сведений о пациенте третьим лицам;
  • непредоставление пациенту сведений о состоянии его здоровья и назначенном лечении;
  • требование взятки с пациента;
  • нарушение правил ведения медицинской документации.

Отказ от медпомощи включает в себя отказ в госпитализации больного при наличии показаний, отказ в амбулаторном приеме при наличии талона, а также бездействие при ухудшении состояния пациента в стационаре.

Под оказанием некачественной помощи подразумеваются не только действия медработника, нанесшие вред, но и безвредные для пациента действия, проводимые с нарушением должностной инструкции и нормативных правил.

Правовое регулирование и виды ответственности

В зависимости от вида проступка определены следующие виды ответственности медработников:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная.

Дисциплинарная ответственность вменяется медработникам, нарушившим трудовой распорядок медучреждения, регулируется главой 30 Трудового кодекса. Уголовная и административная ответственность регулируется кодексами КоАП и УК РФ и наступает при нарушении законодательных норм в сфере здравоохранения, а также при причинении вреда пациенту.

Гражданско-правовая ответственность (регулируется Гражданским кодексом) часто наступает одновременно с уголовной или административной и предполагает возмещение вреда пациентам, пострадавшим от действий или бездействия медработников.

Существует три типа взыскания при дисциплинарном проступке врача (например, прогуле):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

В отношении медработников силовых ведомств и армии, имеющих воинское звание, также применяются строгий выговор, понижение в звании и т. д.

Применение дисциплинарной ответственности происходит в следующем порядке:

  1. Медработник пишет объяснительную на имя главного врача.
  2. Выпускается приказ о взыскании.
  3. Медработник подписывается в ознакомлении с приказом.

Взыскание можно обжаловать в комиссии по трудовым спорам. Снятие замечания или выговора происходит не позднее, чем через год после наложения.

Медработники подвергаются административному наказанию за следующие виды правонарушений:

  • незаконная практика народной медицины (ст. 6.2 КоАП);
  • нарушение санитарных правил и норм в медучреждении (ст. 6.3 КоАП);
  • нарушение правил учета наркотических и психотропных препаратов (ст. 6.8 КоАП);
  • несоблюдение правил обращения с донорской кровью или плазмой (ст. 6.31 КоАП);
  • нарушение сроков проведения абортов (ст. 6.32 КоАП).

Занятие народной медициной без лицензии грозит штрафом до 4000 рублей, а нарушение санитарных норм в больнице может привести к штрафу до 20000 рублей, а также закрытию учреждения на 3 месяца и аресту ответственного лица на 15 суток. За нарушение правил переливания крови больнице грозит штраф до 30000 рублей, а если пациенту не сообщили о наступивших осложнениях – до 40000 рублей.

Привлечение медработников к административной ответственности происходит на основании заявления в прокуратуру или местный орган санитарного надзора от пострадавших или иных заинтересованных лиц. По факту поданного заявления проводится проверка, после чего составляется протокол об административном правонарушении.

Медработники несут уголовную ответственность по следующим статьям:

  • ст. 109 УК – причинение смерти пациенту по неосторожности;
  • ст. 118 УК – причинения тяжкого вреда здоровью пациента;
  • п. 4 ст. 122 УК – заражение пациента ВИЧ-инфекцией;
  • ст. 123 УК – проведение незаконного аборта;
  • ст. 124 УК – отказ в оказании помощи больному, если это повлекло средний, тяжкий вред здоровью или смерть;
  • ст. 233 УК – незаконная выдача рецептов на психотропные препараты;
  • ст. 235 УК – незаконное занятие частной медициной;
  • ст. 290 УК – взяточничество.

Для наступления уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности необходимо доказать, что смерть наступила не в результате действий, совершенных в целях спасения пациента от гибели по другой причине.

За перечисленные правонарушения медработнику могут грозить тюремное заключение до 5 лет, штраф в размере до 150000 рублей или дохода за 2 года работы, а также принудительные работы в течение трех лет.

Если на суде будет доказано наличие преступного умысла, факт отсутствия должной квалификации или халатное отношение к обязанностям, то, помимо основного наказания, медработнику запрещается работать в сфере здравоохранения до 3 лет после погашения судимости (отбытия срока, уплаты штрафа или окончания принудительных работ).

Важно учесть, что причиненный вред считается тяжким, если пациент:

  • лишился одной из частей тела;
  • потерял зрение, речь или слух;
  • получил стойкую нетрудоспособность более, чем на 1/3;
  • получил обезображивание лица;
  • получил необратимые нарушения жизненно важных органов;
  • полностью утратил трудоспособность.

Привлечение медработника к уголовной ответственности происходит путем подачи заявления в полицию, после чего проводится доследственная проверка, и возбуждается уголовное дело. В ходе следствия допрашиваются обвиняемый, свидетели и пострадавшие, также могут изыматься части оборудования и приостанавливаться деятельность медучреждения. Вид уголовного наказания определяет суд.

Возмещение причиненного вреда (включая моральный вред) регулируется главой 59 Гражданского кодекса. Данный вид ответственности без уголовного или административного наказания наступает в случае:

  • легкого вреда здоровью, причиненного по неосторожности;
  • некачественного исполнения медицинской процедуры;
  • причинения вреда в условиях крайней необходимости.

Если причинение вреда или смерть пациента наступает при несчастном случае, которого нельзя было избежать или предвидеть, то медработник признается невиновным, но суд тем не менее может принудить его возместить больному ущерб (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда происходит на основании решения суда или в порядке досудебного соглашения сторон.

Медработник несет материальную ответственность за вверенные ему ценности, включая:

  • медицинское оборудование;
  • оргтехнику;
  • препараты и медикаменты.

Возмещение вреда происходит в пределах месячного оклада медработника, а при наличии соглашения о полной ответственности или при порче вверенного под подпись оборудования и ценностей, а также в случае умышленного причинения вреда медработник несет ответственность всем своим имуществом.

Важно учесть, что материальная ответственность не наступает, если врач повредил оборудование или ценности в экстренной ситуации при помощи пациенту (ст. 239 ТК РФ).

Ответственность медицинских сотрудников включает в себя общую ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом для сторон договора, а также специальную ответственность, возникающую при причинении вреда пациенту – в таком случае обязательно проводится следствие, и решение принимает суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *