Малокомплектная школа — что это?

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе

Малокомплектные школы располагаются в тех населенных пунктах, где нет достаточного количества детей для организа­ции начальной школы с полным комплектом классов. Малокомплектная начальная школа — это школа без параллель­ных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Есть шко­лы, где отдельные классы могут отсутствовать вовсе. Появление и распространение этого типа школ обусловлено неравномерностью расселения людей. Раньше ма­локомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они возникают даже в крупных населенных пунктах. Появилось но­вое сочетание основной и средней школы с малокомплектной.

Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учите­лей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновре­менно с несколькими классами.

Выделяют несколько типов малокомплектных школ:

— в однокомплектной школе один учитель обучает детей всех классов;

— в двухкомплектной обучение ведут два учителя, причем каждый — в двух классах одновременно;

в трехкомплектной — работа распределяется между тремя учи­телями: двое ведут по одному классу, а третий — два класса.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями:

— отдаленностью от больших городов;

— сложившимися отношениями между людьми;

— отсутствием других очагов культуры в населенном пункте;

— нестабильностью коммуникации (телевидения, почты).

На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности- организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие, школа становится центром вос­питательной работы с детьми и взрослым населением, а учи­тель — ее организатором и проводником. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерна. В одних регионах их численность уменьшается, в других, наоборот, возрастает. Кроме уже названных причин — уменьшения рождае­мости и значительной миграции, на этот процесс влияет изменение структуры производства. Пока есть школа, живет поселок, действу­ет рудник, эксплуатируется магистраль.

У малокомплектных школ есть опреде­ленные преимущества. Главное — небольшое число учеников в шко­ле, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность ор­ганизовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 20-30 учениками напоминает большую семью. Отношения между пе­дагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллек­тивах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиган­ства, других правонарушений, характерных для больших школ. Ка­ждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специ­фических трудностей, обусловленных именно небольшим количес­твом учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать законо­мерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети по­лучают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их мо­жет и не оказаться. Тогда и учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Диффе­ренцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя.

В малокомплектных школах работают один или два учителя. Должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя. Учитель малокомплектной шко­лы — не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: его обя­занности простираются от глубокой профессиональной диагности­ки до ремонта помещения. Школа — часто единственный очаг куль­туры в поселке. Она открыта всегда и для всех.

Малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: есть среди них крохотные — на 2-3 ученика; есть и побольше — на 40-50 детей; есть и такие, где отсутствуют один или два класса. У большинства школ слабая материальная база. Поэтому и условия их деятельности специфичны. Педагогические закономерности приобретают неповторимый, конкретный характер. В этой связи общие педагогические положения, методические рекомендации требуют творческого переосмысления. Эти обстоятельства, а также отдален­ность малокомплектных школ от методических центров, ставят учителей в условия постоянного педагогического поиска.

Сложность работы учителя-классовода обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8-12 уроков, распределять внимание между двумя-тремя классами. Усложняет работу неравномерная наполняемость классов. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учеб­но-воспитательной работы. Их нельзя использовать дважды.

Но есть и плюс — не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане — качество обучения и воспитания. Если он видит, что детям трудно, то снижа­ет темп, достигая прочности усвоения. Сэкономить время можно при выполнении легких заданий. Здесь нет второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил про­граммный материал, то его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, ко­торое обеспечивает малокомплектная школа, — важный способ уп­рочения знаний.

Эффективность работы начальной малокомплектной школы оп­ределяется общими и частными условиями. Первые указывают на принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, а вторые связаны с конкретной организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитатель­ной работой.

Общими условиями являются:

— экономические (например, наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т. п.);

— санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т. д.);

— экологические (прежде всего место расположения школы);

— отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повыше­ния квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.;

Названные условия мало зависят от учителей. Но они фактичес­ки задают те принципиальные возможности, которые определят уровень работы школы, качество обучения и воспитания.

К частным условиям относятся:

— рациональное объединение классов в комплекты;

— правильное составление расписания уроков;

— выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе;

— определение наиболее целесообразной структуры урока в соответ­ствии с поставленной целью;

— оптимизация содержания урока;

— правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы;

— рациональное чередование самостоятельной работы учеников с ра­ботой под руководством учителя;

— формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобре­тать знания;

— рациональное использование наглядности и слова на различных эта­пах получения знаний, формирования умений;

— научная диагностика развития, уровня обученности и воспитанно­сти школьников;

— систематический контроль знаний, умений, основанный на принци­пах гуманистической педагогики;

— разумное руководство разновозрастными объединениями детей;

— применение технических средств обучения;

— использование личностно ориентированного обучения и воспитания.

При соединении классов в комплекты исходят из того, сколь­ко:

1) классов;

2) в каждом из них учеников;

3) учителей в шко­ле.

Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект.

Если два-три учителя, то они могут соз­давать комплекты, руководствуясь такими соображениями:

а) равное число учеников;

б) личные склонности;

в) педагогичес­кая целесообразность.

Учитываются также: сложность про­граммы в каждом классе; уровень подготовленности учеников; опыт и квалификация педагога; преемственность в работе (со­хранить ее или, наоборот, не принимать во внимание); нагрузка, которую имел классовод в предыдущем году; размер классной комнаты и др.

В любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы. На­пример, если в один комплект соединены 1-й и 3-й классы, то в пер­вом полугодии учитель вынужден больше внимания уделять 1-му классу. И лишь тогда, когда первоклассники «зачитают», он пере­ключается на 3-й класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут ра­ботать самостоятельно — ведь они уже достаточно овладели об­щеучебными и специальными умениями.

При составлении расписания учебных занятий основном используются два подхода:

— первый состоит в сочетании уроков по одному предмету, т.е. однопредметные уроки. Например, учитель планирует первый урок математики в I и III классах, второй урок — русский язык в I и III классах;

Какие предметы целесообразно соединять в расписании — одинаковые или разные? Если объединить одинаковые, то учите­лю легче планировать урок, переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой. При таком сочетании можно ино­гда проводить уроки на одну и ту же тему, в частности, уроки чтения, физкультуры, природоведения, труда, музыки (пения). Уроки чтения чаще всего объединяют с уроками языка. Про­водить одновременно занятия по математике и языку в двух классах очень сложно. Только в одном классе следует проводить уроки математики, языка, природоведения. Для все­го комплекта целесообразно планировать уроки физкультуры, музыки (пения), труда, а также экскурсии, работу на пришколь­ном участке.

Выбор варианта зависит от индивидуальных склонностей учи­теля.

Для младших школьников, у которых еще нет прочно сложив­шейся системы мышления, не имеет принципиального значе­ния, какие учебные предметы будут сочетаться на уроке. Успех урока в малокомплектной школе зависит от сочетания объяснения учителя и самостоятельной работы. Объяснение должно быть кратким за счет меньшего количества поясняю­щих примеров и дополнительных рассуждений. Оно должно раскрывать главное, основное положение, от которого зависит характеристика всего материала. Учитель сосредоточивает внимание на том, чтобы учащиеся поняли систему нового учебного материала.

После объяснения он дает краткую инструкцию о том, как нужно выполнять самостоятельную работу. Проверяет, готов­ность школьников к работе и затем переходит работать с другим классом. Здесь он также проводит объяснение, сосредоточивая внимание на главных аспектах и системе нового материала, и дает самостоятельную работу.

Так, сменяя виды работ, контролируя процесс выполнения са­мостоятельных работ, учитель ведет уроки.

Преимущество комплекта 1-2 классов — возможность проводить об­щие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преем­ственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении. Но есть и недостатки. Один из наиболее очевидных — непроизвольное завышение требова­ний в 1-м классе и снижение их во 2-м. Практически ученики обоих классов овладевают одной и той же программой на одном и том же уровне.

Расписание уроков зависит от того, какие классы-комплекты об­разованы. В смежных классах (1-2, 2-3, 3-4) целесообразно со­единять одинаковые предметы. В комплектах 1-3, 2-4, 1-4 воз­можны и другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы этих классов существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требова­ниями, которые в данном случае никаких исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамики работоспособности детей. Последовательность уроков на протяже­нии недели и дня обусловливается физиологическими особенностя­ми младших школьников. Наиболее продуктивные дни — вторник и среда, а уроки — второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников, — ри­сования, музыки (пения), физкультуры, труда — учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать пе­реутомления.

При организации учебно-воспитательного процесса следует помнить, что особого внимания требуют первоклассники. Еще в 60-е годы был предложен проект работы с ними в первом полугодии в ре­жиме сокращенных уроков (В. П. Стрезикозин). Рекомендован следующий распорядок. Первые два урока по 30 мин проводятся для первоклассников отдельно. Следующие два урока по 40 мин — вместе с другими классами. Заключительные, если в них есть не­обходимость, длятся по 35 мин. Со второго полугодия, когда пер­воклассники начинают работать самостоятельно, можно умень­шить время занятий с ними и обратить больше внимания на другой класс. Вот как будет выглядеть расписание для комплек­та, в котором есть 1-й класс.

Литература для самостоятельной работы

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. – 1996. — № 2.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1996.

3. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия /Сов педагогика.- 1991.- №9. с.123-128.

4. Воронин А.М., Симоненко В.А. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1996.

5. Кан-Калик В.А., Никаноров Н.Д. Педагогическое творчество.- М., 1990.

6. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М., 1997.

7. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М., 1989.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат. – М.: 2001.

10. Основы педагогического мастерства /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1996.

11. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1994.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. .М. Бим-Бад. – М., 2002.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Школьные технологии.- 1998.- № 2.

14. Сластенин В.Л., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика – М.: 2004.

15. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника.- М., 1992.

16. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

17. Юдин В.В. Педагогическая технология.- Ярославль, 1997.

Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Появление этого типа школ у нас обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они появляются даже в больших населенных пунктах. Имеет место новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Для 2–3 отдельный класс не открывают, а присоединяют к другому. Так же и с учителями: для 5 учеников в классе приглашается отдельный педагог, но для 7 учеников в школе это проблематично.

Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерная. В одних регионах число их уменьшается, в других возрастает. На этот процесс влияет и изменение структуры производства. Пока существует поселок, действует рудник, эксплуатируется магистраль, живет и школа.

К сожалению, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в стране количество малокомплектных школ увеличивается. В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» намечены меры по улучшению качества их работы в сложившихся условиях. Под реорганизацию подпадают основные школы, в которых обучаются менее 40 учеников, а их в России сегодня около 3 тыс. В документе записано: «Общеобразовательное учреждение основного общего образования с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий и расположенное вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано». С контингентом учеников в 100 и менее человек оно преобразуется в учреждение основного общего образования. Сегодня в России таких школ более 3 тыс. В начальных классах обучается свыше 7 млн детей. Их обучают почти 400 тыс. учителей, из которых почти половина работают в сельских, в том числе и малокомплектных, школах.

Малокомплектная школа отличается:

1) небольшим количеством учеников;

2) отсутствием параллельных классов;

3) увеличением затрат на обучение одного ученика.

В этой связи один из главных мотивов реструктуризации школьной сети – экономия финансовых средств, сокращение расходов на финансирование затратных малочисленных школ, где обучение одного ученика обходится очень дорого (от 7 до 12 тыс. в год, в городе – около 2 тыс.);

4) неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе;

5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов;

6) здесь работают один или два учителя; должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя;

7) учитель малокомплектной школы – не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения простираются его обязанности. Его школа – часто единственный очаг культуры в поселке – открыта всегда и для всех;

8) малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: наличием в них 2–3 учеников и побольше – 40–50; в некоторых отсутствуют один или два класса;

9) у большинства таких школ слабая материальная база.

Еще не так давно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Сегодня многие специалисты склоняются к выводу, что и тут есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими.

Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически. Школа с 20–30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают.

Американский педагог, посетивший нашу малокомплектную школу, сравнил ее с элитарным учебным заведением. Только вот бюджет ее довольно скудный.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные ученики. Но если класс маленький, их может не оказаться и тогда учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя.

Л. Байбородова, заведующая лабораторией проблем сельской школы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, на основе исследований приходит к заключению, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость.

Эти особенности влекут за собой перестройку учебно-воспитательного процесса, требуют особой методики, ведь в педагогических училищах, колледжах, институтах и университетах студентов обычно обучают работать с полными классами или отдельными учениками. В малокомплектной школе такое невозможно. Даже группы, отвечающие всем требованиям, не всегда удается выделить. Нередко начинающему учителю приходится придумывать особые методы работы, чтобы максимально удовлетворить потребности школьников.

Педагогические закономерности в условиях малокомплектной школы приобретают конкретный характер, методические рекомендации требуют творческого переосмысления и применения; отдаленность таких школ от методических центров ставит учителей перед необходимостью постоянного педагогического поиска.

Характерная особенность современных малокомплектных школ – их тесное сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями. Хорошо зарекомендовали себя комплексы «школа-детский сад». Они открываются везде, где есть надлежащие социально-экономические и санитарно-гигиенические условия. Под общей крышей и единым руководством создается центр воспитания для всех детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стратегию определяет педагогический совет, куда, кроме заведующего, входят учителя, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, председатель родительского совета, представитель администрации населенного пункта. Сегодня в стране около 3 тыс. комплексов «школа-детский сад».

Практика подтверждает, что слияние начальной малокомплектной школы с детским садом имеет ряд преимуществ:

– учебно-воспитательный процесс планируется на длительную перспективу и осуществляется по единому плану;

– создаются благоприятные условия для диагностики развития детей и оптимального управления этим процессом;

– возникают разновозрастные детские объединения, где воспитание младших старшими дает положительные результаты;

– экономятся средства, энергоресурсы;

– полнее используется материальная база, оборудование;

– равномерной становится нагрузка педагогов;

– создаются благоприятные условия для медицинского контроля, профилактики заболеваемости;

– устраняются сложности, связанные с переходом ребенка из детского сада в школу.

Комплекс объединяет всех. Здесь проходят родительские собрания, читаются лекции, проводятся праздники, утренники, выставки, соревнования, конкурсы.

Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы – класс-комплект, руководимый одним педагогом-классоводом и состоящий из двух, трех или даже четырех классов. Возможные схемы соединения классов в комплекты: 1 и 2-й; 1 и 3-й; 2 и 3-й; 1, 2 и 3-й; 3 и 4-й; 1, 2, 3 и 4-й. Очень редки школы, где одновременно действуют учебные планы и программы для трех– и четырехлетнего обучения. Создавать классы-комплекты там еще труднее.

Сложность работы учителя здесь в том, что ему ежедневно надо готовиться к 8-12 урокам, распределять внимание между двумя-тремя классами. Восхищение вызывают учителя, у которых дети трудятся в полную силу, а результаты обучения и воспитания не хуже тех, что достигаются в значительно лучших условиях. Усложняет работу и неравномерная наполняемость классов. В 1 классе, например, могут обучаться 2–3 ученика, во 2-м – 6–7, в 3-м – 11–12. На следующий год ситуация может измениться: в 1 класс придет 12–14 детей, 2-й и 3-й останутся без изменений. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учебно-воспитательной работы.

Однако не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане у него – качество обучения и воспитания. Если детям трудно, он снижает темп, экономит время при выполнении более легких заданий.

На качество обучения и воспитания работают современные методические находки учителей начальной малокомплектной школы. Здесь нет второгодников. Если ученик даже слабо усвоил программный материал, его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение знаний, которое обеспечивает малокомплектная школа, – важный способ их упрочения.

Эффективность работы начальной малокомплектной школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы (рис. 15).

Общими условиями являются:

– материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.);

– экономические (наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т.п.);

– санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.);

– экологические (прежде всего место расположения школы);

Рис. 15. Общие и частные условия эффективности работы в малокомплектной школе

– отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повышения квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.);

– квалификация учителей;

– взаимодействие (с дошкольными учреждениями, средней школой, администрацией населенного пункта, родителями).

Все эти условия мало зависят от учителей, но они задают те принципиальные возможности, которые определяют уровень работы школы, качество обучения и воспитания. Если в классе холодно, нет в достаточном количестве нужных книг, а из-за расположенного рядом шиферного завода трудно дышать, надеяться на высокое качество учебно-воспитательного процесса трудно.

Однако учителя могут влиять на те условия, которые создают они сами. Все зависит от их добросовестного отношения к делу.

К таким конкретным условиям относятся:

– рациональное объединение классов в комплекты;

– правильное составление расписания уроков;

– выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе;

– определение наиболее целесообразной структуры урока в соответствии с поставленной целью;

– оптимизация содержания урока;

– правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы;

– рациональное чередование самостоятельной работы учеников с работой под руководством учителя;

– формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания;

– рациональное использование наглядности и слова на различных этапах изучения знаний, формирования умений;

– научная диагностика развития, уровня обученности и воспитанности школьников;

– систематический контроль знаний, умений, основанный на принципах гуманистической педагогики;

– разумное руководство разновозрастными объединениями детей;

– применение технических средств обучения;

– использование личностно-ориентированного обучения и воспитания.

При соединении классов в комплекты исходят из того, сколько: 1) классов; 2) в каждом из них учеников; 3) учителей в школе. Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект. Если два-три учителя, они могут создавать комплекты, руководствуясь соображениями: а) равного числа учеников; б) личных наклонностей; в) педагогической целесообразности. Учитываются также:

• сложность программы в каждом классе;

• уровень подготовленности учеников;

• опыт и квалификация педагога;

• преемственность в работе (сохранить ее или, наоборот, не принимать во внимание);

• нагрузка, которую имел классовод в предыдущем году;

• размер классной комнаты и др.

В любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы. Например, если в один комплект соединены 1 и 3 классы, то в первом полугодии учитель вынужден больше внимания уделять 1 классу. А когда первоклассники начнут читать, он переключится на 3 класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут работать самостоятельно – ведь они уже достаточно овладели общеучебными и специальными умениями.

Преимущество комплекта 1–2 в возможности проводить общие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преемственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении. Один из наиболее очевидных недостатков комплекта – непроизвольное завышение требований в 1 классе и снижение во 2-м. Практически ученики обоих классов овладевают одной и той же программой на одном и том же уровне.

Расписание уроков зависит от того, какие комплекты образованы. В смежных классах (1–2, 2–3, 3–4) целесообразно соединять одинаковые предметы. В комплектах 1–3, 2–4, 1–4 возможны другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требованиями, которые в данном случае исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамика работоспособности детей. Последовательность уроков на протяжении недели и дня обусловливается физиологическими особенностями младших школьников. Наиболее продуктивные дни – вторник и среда, а уроки – второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников – рисования, музыки (пения), физкультуры, труда, – учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать переутомления.

Какие предметы целесообразно соединять в расписании – одинаковые или разные? Если объединить одинаковые, учителю легче планировать урок, переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой, иногда проводить уроки на одну и ту же тему, в частности, уроки чтения, физкультуры, природоведения, труда, музыки и пения. Уроки чтения чаще всего объединяют с уроками языка. Проводить одновременно занятия по математике и языку в двух классах очень сложно. Начинающий учитель не сможет справиться с интенсивным управлением мыслительной деятельности учеников. Только в одном классе следует проводить уроки математики, языка, природоведения. Для всего комплекта целесообразно планировать уроки физкультуры, музыки и пения, труда, работу на пришкольном участке.

Особого внимания требуют первоклассники. Еще в 60-е годы был предложен проект работы с ними в первом полугодии в режиме сокращенных уроков (В.П. Стрезикозин). Первые два урока по 30 мин проводятся для первоклассников отдельно. Следующие два по 40 мин – вместе с другими классами. Заключительные, если в них есть необходимость, по 35 мин. Со второго полугодия, когда первоклассники начинают работать самостоятельно, можно уменьшить время занятий с ними и обратить больше внимания на другой класс. Вот как будет выглядеть расписание для комплекта, в котором есть 1 класс (табл. 9).

Таблица 9

Дата добавления: 2015-05-19; просмотров: 1576;

Библиографическое описание:

В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). До настоящего времени более 70 % всех школ расположены в сельской местности, из них около 60 % являются малокомплектными. Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем.

Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.

Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы МКШ, прежде всего, зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

С начала 90-х гг. ХХ в. российская сельская школа функционирует в новых экономических условиях развития общества, характеризующихся переходом к рыночной экономике, созданием правового и демократического государства. Кардинальные изменения, происходившие в нашем обществе, не могли не затронуть школу.

После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 году — около 67 тыс., в 2010-2011 годах — менее 49 тысяч. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. И в наши дни процесс закрытия школ происходит достаточно активно.

В Законе РФ «Об образовании» декларировалось, что СМКШ финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и «новой системы оплаты труда» учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет. Сегодня в России на смену малокомплектным школам приходят крупные школы, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах или устраивают в школы-интернаты, где они не только учатся, но и живут.

Недостаточное внимание вопросам социального развития села, взгляд на СМКШ как на неперспективную, практика объединения малочисленных классов, основанная на укрупнении сельских школ, проводившаяся в 70-е годы ХХ в., привели к значительной миграции сельского населения. Это обернулось опустением малых сел и деревень, дальнейшим сокращением пропашных земель, падением сельскохозяйственного производства.

Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам СМКШ. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема сельской школы была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст – проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. Сегодня мы видим, сколь губительны оказались последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых, неперспективных деревень и т.п.). Сложности современного села в значительной степени связаны с последствиями названных преобразований.

СМКШ сегодня остро нуждаются в особой организации педагогического процесса, в специфических подходах к развитию личности ребенка, учитывающих многие региональные, социально-экономические культурные факторы.

Российская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы: «Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся» . Терминологическое обозначение средних школ и классов с малой наполняемостью как школ «малокомплектных» произошло по аналогии с начальной школой. До начала 70-х годов ХХв. термин «малокомплектная» применялся только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трех, четырех классов объединялись в один класс – комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом – комплектом работал один учитель. В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов.

В соответствии с наиболее устоявшимися и общепризнанными в отечественной педагогике подходами к трактовке термина под малокомплектной мы понимаем школу, которую характеризует одна или несколько указанных особенностей:

  • отсутствие параллельных классов;

  • отсутствие одного или нескольких классов;

  • объединение начальных классов в один или два класса комплекта;

  • разобщенность территории школьного микрорайона;

  • безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;

  • недостаточное оснащение школ современным оборудованием;

  • малочисленность учительского состава;

  • полифункциональность деятельности сельского учителя. Многопредметность и многопрофильность преподавания (многие учителя ведут предметы не по своей специальности);

  • особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социальнопедагогических функций;

  • слитность с природным окружением. Сельская школа, напрямую соприкасаясь с природой, потенциально обладает более широкими возможностями использования этого фактора в образовательном процессе.

  • малочисленность родительского коллектива;

  • низкий образовательный ценз родителей;

  • «педагогическое одиночество» – ситуация, когда при недостаточно развитой сети дорог и транспортных трудностях учителя крайне редко посещают уроки по своей специальности в других школах, а значит, не имеют возможности изучения опыта своих коллег.

  • большая значимость трудового воспитания. Занятость населения сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе.

  • тесная связь с народными традициями. Воспитание в сельской школе строится с учетом народных традиций.

Эти условия МКШ отмечают в своих работах Ф.С. Авдеев, М.И. Зайкин, Г.Ф.Суворова, А.М. Цирульников и другие исследователи.

Условия работы сельской малокомплектной школы весьма специфичны.

Выполнение МКШ своих общеобразовательных функций связано с отходом от дидактических стереотипов, которые сложились в практике большой школы. Многие хорошо зарекомендовавшие себя в большой школе методы и приёмы педагогического взаимодействия в условиях малочисленного класса теряют свою значимость, не обеспечивают необходимого образовательного и воспитательного эффекта, а иногда становятся тормозом развития личности ученика.

Многочисленность сельских школ, специфика их функционирования обусловили интерес к ним исследователей.

В 80-е — 90-е годы ХХ в. обучение и воспитание детей в сельской школе интересовало представителей экономики, народного образования, социологов, психологов. Появился большой пласт научно-педагогической литературы по вопросам развития и совершенствования деятельности МКШ. Здесь следует упомянуть работы А.Е.Кондратенкова, И.М.Косоножкина, Н.Д.Неустроева, Е.Г.Осовского, Г.Ф.Суворовой.

Школоведческие аспекты развития сельской МКШ рассмотрены в работах Е.С.Березняка, Л.Г.Борисовой и др. Вопросы подготовки и повышения квалификации сельских учителей исследованы Ф.С.Авдеевым, А.Н.Чаловым, В.П.Артемьевым. Проблемы воспитания сельских школьников волновали таких исследователей, как П.А.Жильцов, А.Ф.Иванов, Н.К.Лазарева.

В 90-е г. г в сельской местности появляются новые образовательные учреждения: гимназии, лицеи, «школы крестьянского хозяйства» и др. Растет число национальных школ на селе. Разработка моделей национальных школ происходит на альтернативной основе с учетом социально-экономической ситуации в регионе.

Однако наряду с положительными тенденциями существует еще целый ряд проблем. Иногда увлечение новыми формами организации обучения происходит без принципиального изменения содержания образования, а рост объема учебной информации – без пересмотра технологии обучения. Это ведет к перегрузке учащихся, ухудшению здоровья детей, снижению качества образования. Многие вопросы дидактико-методического обеспечения педагогического процесса в СМКШ по-прежнему нуждаются в разрешении. Особенно остро ощущается потребность в разработке вопросов обучения и воспитания в современной сельской малокомплектной школе на дидактическом уровне.

В настоящее время есть объективная необходимость в создании новых основ организации сельской малокомплектной школы, что предполагает принципиальное изменение концептуальных подходов в области образования – проектирование развивающихся, вариативных, культуросообразных сельских школ. Это потребует создания специальных технологий вариативной организации и самоорганизации сельской школы, выявления методик диагностики, изучения и управления развитием сельских школ, в особенности инновационного типа, культурных процедур педагогических решений в области сельского образования. Необходимо написание добротных школьных учебников с учетом специфики организации обучения в малых группах.

Знание специфики функционирования МКШ является особенно актуальным для выпускников педагогических вузов, который готовит кадры в том числе и для сельской школы. Для сельской малокомплектной школы нужен учитель с принципиально иным набором профессиональных компетенций и главное среди них – умение сопровождать ребенка в образовательном процессе – и дистанционно, и в профильном обучении, и в плане ориентации выбора профессионального образования. Это предполагает принципиально иные технологии обучения и воспитания. Для педагога сельской школы особенно значимо не просто передать знания, а научить ребенка самостоятельному умению учиться, «дать удочку». Сегодня в педагогических вузах и колледжах необходимо разнообразие содержания, форм и методов подготовки сельского учителя.

Сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будет существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Поэтому программа развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в национальной доктрине образования.

Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.

Литература:



Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации. Деятельность малокомплектной сельской школы регулируется такими нормативно-правовыми актами как: Конституция РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Закон Тульской области от 30 сентября 2013 года № 1989-ЗТО «Об образовании», Закон Тульской области «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Закона Тульской области «Об образовании» и статьи 1 и 5 Закона Тульской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим и иным работникам» от 24 ноября 2016, законы иных субъектов РФ, регламентирующие вопросы функционирования малокомплектных сельских школ, Профессиональный стандарт педагога, Уставы школ и иные локальные нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства провозглашает право каждого человека на образование. Согласно ст. 43 Конституции РФ, в нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В свою очередь, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено обязательное среднее общее образование. Руководствуясь данными нормами, необходимо подчеркнуть, что каждый ребенок, несмотря на место его проживания и отдаленности от региональных центров РФ, должен обязательно получить начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Обеспечить получение образования детьми — задача не только родителей, но и органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования рассмотрены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ч.1 ст.9 Закона «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

«1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования».

Таким образом, данные нормы законодательства предусматривают обязанность органов местного самоуправления по обеспечению детей образованием.

Рассмотрим, как в Федеральном законе «Об образовании в РФ» отражены вопросы, касающиеся малокомплектных сельских школ.

В законе «Об образовании в РФ» не дается определение понятию «малокомплектная сельская школа», данное понятие конкретизируется в Законе Тульской области от 30 сентября 2013 года № 1989-ЗТО «Об образовании». Согласно п.2, ст.1, малокомплектная общеобразовательная организация — государственная общеобразовательная организация, находящаяся в ведении области, муниципальная общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, удаленная от других образовательных организаций, расположенных на территории области, реализующих основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и транспортной доступности, предусмотренных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с общим числом обучающихся до 10 человек в общеобразовательных организациях начального общего образования; до 25 человек в общеобразовательных организациях основного общего образования; до 50 человек в общеобразовательных организациях среднего общего образования .

На основании данной нормы, можно заключить, что основным различием между городской и малокомплектной сельской школой является территориальная удаленность от центра и количество учеников.

Рассматривая вопросы сельского образования, также стоит уделить внимание вопросу создания и ликвидации образовательной организации. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч.4, ст.22) учредителем образовательной организации может быть Российская Федерация, муниципальное образование или частное лицо. В данной статье остановимся на муниципальной образовательной организации. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). (ч. 6, ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ») . В соответствии с ч. 11 ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ», вопросы о ликвидации или реорганизации государственной или муниципальной образовательной организации принимаются федеральным органом исполнительной власти на основании заключения комиссии. Данная норма применяется для всех образовательных организаций и единственным отличием для сельской школы является то, что «Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения». Иные нормы, раскрывающие особенность сельских школ, не указаны в ФЗ «Об образовании в РФ», это еще раз подчеркивает, что нормы данного закона распространяются на все без исключения школы в РФ, независимо от того, какое количество учеников в школе и в какой местности она расположена.

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую базу, на основе которой осуществляется деятельность малокомплектной сельской школы, можно заключить: федеральное законодательство РФ включает в себя общие принципы и требования к образованию в стране, ни один из этих нормативно-правовых актов не дает определение понятию «малокомплектная сельская школа». Данное понятие рассматривается на уровне законодательства субъекта РФ (в данном случае — Тульской области).

Отметим, что основным отличительным признаком сельской школы является ее удаленность от областного или районного центра, а также, небольшое количество учеников в классе. Также каждая конкретно взятая школа имеет определенные особенности, которые более подробно отражены в локальных нормативных актах образовательных учреждений — уставах. Еще одной важной особенностью сельской школы является то, что вопросы ее реорганизации или ликвидации должен решаться не только на основе заключения комиссии, но с учетом мнения схода жителей села.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, общее образование, Российская Федерация, местное самоуправление, образование, сельская школа, малокомплектная сельская школа, образовательная организация, муниципальная образовательная организация, Тульская область.

Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учите­лей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновре­менно снесколькими классами.

Выделяют несколько типов малокомплектных школ:

• в однокомплектной школеодин учитель обучает детей всех классов;

• в двухкомплектнойобучение ведут два учителя, причем каждый — в двух классах одновременно;

в трехкомплектной— работа распределяется между тремя учи­телями: двое ведут по одному классу, а третий — два класса.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями:

• отдаленностью от больших городов;

• сложившимися отношениями между людьми;

• отсутствием других очагов культуры в населенном пункте;

• нестабильностью коммуникации (телевидения, почты).

На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности- организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Отсюда, как следствие, школа становится центром вос­питательной работы с детьми и взрослым населением, а учи­тель — ее организатором и проводником. Динамика развития сети малокомплектных школ неравномерна. В одних регионах их численность уменьшается, в других, наоборот, возрастает. Кроме уже названных причин — уменьшения рождае­мости и значительной миграции, на этот процесс влияет изменение структуры производства. Пока есть школа, живет поселок, действу­ет рудник, эксплуатируется магистраль.

У малокомплектных школ есть опреде­ленные преимущества. Главное — небольшое число учеников в шко­ле, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность ор­ганизовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 20— 30 учениками напоминает большую семью. Отношения между пе­дагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллек­тивах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиган­ства, других правонарушений, характерных для больших школ. Ка­ждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством специ­фических трудностей, обусловленных именно небольшим количес­твом учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать законо­мерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети по­лучают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их мо­жет и не оказаться. Тогда и учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Диффе­ренцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *