ФРАХТОВАНИЕ

Смотреть что такое «ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ» в других словарях:

  • договор фрахтования — 1. Договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Справочник технического переводчика

  • Договор фрахтования — (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на … Энциклопедия права

  • ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Юридический словарь

  • ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — в соответствии со ст. 741 ГК по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для… … Юридический словарь современного гражданского права

  • ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой бухгалтерский словарь

  • ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — 1. договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и… … Большой экономический словарь

  • договор фрахтования — см. чартер. * * * (англ. contract of freightage) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить др. стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких… … Большой юридический словарь

  • ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — см. Чартер … Энциклопедия юриста

  • ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — (ЧАРТЕР) по гражданскому законодательству РФ (см. ст. 787 ГК РФ) разновидность договора перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Договор Фрахтования Судна — договор между владельцем судна и фрахтователем по найму судна для перевозки груза или пассажиров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Особенности прав и обязанностей сторон чартера на автомобильном транспорте установлены Уставом автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта. Остановимся на наиболее существенных отличиях.

При осуществлении пассажирских перевозок по заказу фрахтовщик вправе устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади. Багаж и ручная кладь должны соответствовать требованиям правил перевозок пассажиров. Ручная кладь не должна также препятствовать входу пассажиров в транспортное средство и выходу из него. При нарушении данных требований фрахтовщик вправе отказаться от перевозки багажа и провоза ручной клади. Багаж в неисправной упаковке к перевозке не принимается.

Как уже отмечалось, договор фрахтования является консенсуальным, и обязанность фрахтовщика по подаче исправных транспортных средств под посадку вытекает непосредственно из договора фрахтования. В соответствии с п. 2 ст. 27 УАТ договор фрахтования наряду с иными условиями должен охватывать тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств), место подачи транспортного средства. К существенным условиям относятся и сроки перевозки, которые включают в себя помимо сроков доставки сроки отправления и сроки подачи транспортных средств под посадку. Опоздание в подаче транспортных средств, равно как подача неисправных транспортных средств либо подача в иное место, чем указано в договоре, приравнивается к их непредоставлению. В таких случаях фрахтователь имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать от фрахтовщика штраф. Следует обратить внимание, что односторонний отказ не требует согласия другой стороны либо обращения в суд. Достаточно доказательства того, что уведомление об отказе получено фрахтовщиком. При этом одного факта направления уведомления для расторжения договора недостаточно, необходимо его получение. Ведь его расторжение наступает в тот момент, когда фрахтовщик узнал или должен был узнать об одностороннем отказе другой стороны от исполнения договора. Факты непредоставления транспортных средств могут удостоверяться актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах.

Фрахтователь вправе расторгнуть договор или изменить его условия в связи с неисправностью транспортного средства, аварией и аналогичными причинами. Учитывая обстоятельства, при которых изменяется договор, а также характер изменения договора, первоначальное уведомление может быть сделано в устной форме, что не исключает его последующего письменного оформления. При расторжении договора фрахтовщик обязан возвратить стоимость фрахта. Данное правило вполне согласуется с положениями п. 4 ст. 453 ГК, согласно которым стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Представляется, что в рассматриваемом случае речь как раз и идет об «ином», установленном законом, а именно п. 2 ст. 29 УАТ.

При замене неисправного транспортного средства происходит изменение условий договора по соглашению сторон. Поскольку уставом не урегулирован вопрос о возможности возврата части провозной платы фрахтователю при замене фрахтовщиком транспортного средства на автомобиль либо автобус более низкой комфортности или вместимости, эти вопросы лучше урегулировать договором фрахтования при его заключении. Вопрос о замене транспортного средства должен решаться фрахтователем с учетом мнения пассажиров, которые, к сожалению, лишены права предъявления претензий напрямую к фрахтовщику. Однако в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира в результате аварии они имеют право предъявлять требования о возмещении вреда в соответствии с положениями гл. 59 ГК.

При перевозках пассажиров и багажа легковым такси фрахтовщик обязан подать под посадку исправное транспортное средство. Маршрут перевозки определяется фрахтователем. Если он не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.

Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

В ст. 32 УАТ рассмотрены случаи одностороннего отказа фрахтовщика от исполнения договора и его изменения, что является допустимым исключением из общих правил о расторжении договора. Такая возможность существует при простое легкового такси, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного сторонами времени или свыше оплаченного фрахтователем времени. Поскольку договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, то нет необходимости в письменном уведомлении об отказе. Более того, исходя из смысла п. 1 ст. 32 УАТ, пассажир может быть поставлен в известность об отказе фрахтовщика исполнять договор фактом отсутствия такси.

При невозможности проезда легковым такси до пункта назначения по независящим от фрахтовщика причинам фрахтователь оплачивает стоимость пользования легковым такси до момента прекращения поездки (ст. 32 УАТ), что согласуются с правилами ст. 416 ГК, посвященными прекращению обязательства ввиду невозможности исполнения по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает.

При перевозках легковыми такси фрахтовщик самостоятельно устанавливает нормы перевозки багажа и провоза ручной клади без согласования с фрахтователем (ст. 33 УАТ). Речь идет о допустимом объеме (размере) и количестве перевозимых вещей в расчете на одного пассажира. Что касается свойств и упаковки вещей, входящих в состав багажа и ручной клади, то требования к ним устанавливаются правилами перевозок пассажиров, а не фрахтовщиков. Предусматривается возможность одностороннего отказа фрахтовщика от приема к перевозке (провозу) вещей, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (п. 114 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Ответственность. Размер ответственности фрахтовщика за непредоставление автомобильного транспортного средства (п. 2 ст. 34 УАТ) определяется иначе, чем размер ответственности перевозчика (п. 1 ст. 34 УАТ) за аналогичное нарушение. Штраф исчисляется не от стоимости груза, а от размера платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством. Термин «плата за пользование транспортным средством» представляется неудачным, поскольку речь может идти не о пользовании, а о резервировании вместимости транспортного средства.

В случае отказа фрахтователя от использования предоставленного транспортного средства фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и требовать уплаты фрахтовщику штрафа в размере 20% платы, установленной за пользование этим транспортным средством. Данная норма является диспозитивной, поэтому иное может быть установлено договором фрахтования.

Ответственность фрахтовщика за непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, установлена п. 2 ст. 34 УАТ. Фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 20% платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством. Правило является диспозитивным, поэтому иное может быть установлено договором фрахтования. Следует обратить внимание на то, что порядок определения штрафа за непредоставление транспортного средства по договору фрахтования и по договору перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ) различается. Применительно к договору фрахтования размер штрафа исчисляется не от провозной платы, а от платы за пользование транспортным средством. Фрахтователь вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

В п. 2 ст. 35 УАТ установлена ответственность фрахтователя за отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования. В данном случае не имеет значения цель договора фрахтования, будь то перевозка груза или перевозка пассажиров и багажа по заказу либо легковым такси. Фрахтовщик может быть уведомлен об одностороннем отказе фрахтователя как до подачи транспортного средства под погрузку или посадку, так и после такой подачи. За данное нарушение фрахтователь обязан уплатить фрахтовщику штраф в размере 20% от суммы фрахта, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии со ст. 36 УАТ фрахтовщик и фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной ст. 34 и 35 УАТ, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

  • – непреодолимой силы;
  • – временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по независящим от фрахтовщика и фрахтователя причинам;
  • – иных независящих от фрахтовщика и фрахтователя причин.

ДОГОВОР

фрахтования воздушного судна

(воздушный чартер)

Место заключения договора ___________

Дата заключения договора ____________

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.2. Перечень конкретных воздушных судов, их типы, количество вмещаемых ими пассажиров, стоимость фрахта по каждому ВС указаны в Приложении N __ к настоящему Договору.

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Для исполнения своих обязательств Фрахтовщик предоставляет технически исправное ВС, удовлетворяющее всем летным и техническим требованиям, которые предъявляются к ВС данного типа, в полной комплектации и оснащении необходимым оборудованием и документацией. ВС должно быть заправлено топливом и готово к перевозке пассажиров и их багажа, соответствовать нормам и правилам по перевозке пассажиров.

2.2. ВС будет эксплуатироваться экипажем Фрахтовщика, имеющим допуск к выполнению полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора. Каждый член экипажа обязан иметь при себе действующие свидетельства, удостоверяющие его квалификацию.

2.3. Фрахтовщик подтверждает, что командир ВС обладает необходимой компетенцией для принятия решений о:

— выполнении, задержке и/или отмене вылета ВС;

— ограничении коммерческой загрузки;

— прекращении или изменении маршрута полета;

— совершении дополнительной посадки или следовании на запасной аэродром в том случае, если такие решения вызваны необходимостью обеспечения безопасности пассажиров, экипажа и/или угрожают целостности пилотируемого ВС.

2.4. Полеты ВС осуществляются Фрахтовщиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными документами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Государственной службы гражданской авиации Минтранса Российской Федерации (ГС ГА Минтранса Российской Федерации), приказами и распоряжениями генерального директора Фрахтовщика, регламентирующими порядок, способы и безопасность выполнения воздушных перевозок, условиями настоящего Договора.

2.5. Маршрут полета, аэропорт вылета и прилета, количество пассажиров, тип воздушного судна определяются по желанию Фрахтователя и указываются в заявке на выполнение рейса. Время и дата выполнения каждого рейса согласовываются с Фрахтовщиком. Фрахтователь обязан направить в адрес Фрахтовщика заявку по форме Приложения N ____ к настоящему Договору не позднее чем за ___ дней до даты выполнения предполагаемого рейса.

2.6. Фрахтователь вправе перевозить на борту ВС пассажиров, багаж и грузы общей массой, не превышающей предельную загрузку данного типа ВС, рассчитанную экипажем ВС для условий полета, существующих на дату выполнения полета. Число пассажиров, перевозимых на борту ВС, не должно превышать количество мест, оборудованных привязными ремнями, а фактическая загрузка ВС подлежит обязательному оформлению в справке на перевозимый груз, в списке пассажиров и в прочих необходимых документах. Общий вес пассажиров, багажа и грузов не должен превышать предельно допустимую загрузку ВС, превышение предельной загрузки ВС не допускается.

2.7. Пассажиры Фрахтователя, перевозимые на борту ВС, для осуществления воздушных перевозок должны быть оформлены в установленном порядке в соответствии с требованиями руководящих документов ГС ГА Минтранса Российской Федерации, проходят обязательный предполетный досмотр под контролем уполномоченных лиц службы организации перевозок.

2.8. Подтверждением выполнения Фрахтовщиком своих обязательств, возникших из настоящего Договора, является подписанный уполномоченным представителем Фрахтователя акт-отчет о полете. Если в течение ___ дней подписанный Фрахтователем акт-отчет или письменные возражения не были направлены Фрахтовщику, услуги будут считаться согласованными, а обязательства Фрахтовщика — исполненными надлежащим образом.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Фрахтовщик обязуется:

3.1.1. Предпринять необходимые действия по выполнению всех процедур и формальностей, связанных с выполнением полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора (согласование плана полетов с органами воздушного движения, аэропортом назначения и отправления, получение разрешения на вылет в полномочных государственных органах и т.п.), не допуская переноса даты выполнения полетов. Выполнить все формальности, необходимые для выполнения рейса, в том числе относящиеся к ВС, экипажу и техническому персоналу.

3.1.2. Обеспечивать поставку на борт ВС бортового питания, указанного в заявке Фрахтователя.

3.1.3. Организовать регистрацию и оформление пассажиров Фрахтователя в аэропортах вылета и назначения через VIP-залы (при наличии заявки от Фрахтователя и с учетом возможностей отправляющего/принимающего аэропорта).

3.1.4. Своевременно извещать Фрахтователя о задержках вылета ВС, произошедших по вине Фрахтовщика или других наземных служб, обеспечивающих вылет воздушных судов (техническая неисправность и т.д.).

3.1.5. Известить Фрахтователя о задержках вылета ВС вследствие неблагоприятных метеоусловий или иных подобного рода форс-мажорных обстоятельств.

3.1.6. Обеспечить пассажиров Фрахтователя, указанных в заявке, проездными документами (билетами).

3.1.7. Самостоятельно организовать выполнение оперативного технического обслуживания ВС своим инженерно-техническим составом или с привлечением сертифицированной организации в аэропортах посадки, назначения и базирования.

3.1.8. Не изменять утвержденный Сторонами тип ВС без согласования с Фрахтователем.

3.1.9. В случае технической неисправности ВС в течение не более ___ часов предоставить другое ВС по согласованию с Фрахтователем и выполнить условия настоящего Договора.

3.1.10. Соблюдать установленные Воздушным кодексом Российской Федерации, нормативными актами ИКАО, Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее — «Правила»), и иными нормативными актами требования при выполнении полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора.

3.2. Фрахтователь обязан:

3.2.1. Произвести оплату стоимости воздушных перевозок в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 4 настоящего Договора.

3.2.2. Соблюдать нормы действующего законодательства и требования, установленные Воздушным кодексом Российской Федерации, нормативными актами ИКАО, Правилами.

3.2.3. Неукоснительно выполнять указания Фрахтовщика в части предельно допустимых норм коммерческой загрузки ВС, обеспечив в том числе соблюдение своими пассажирами требований к перевозке багажа, допустимого по весу и габаритам, не являющегося опасным и (или) запрещенным к перевозке на борту ВС.

3.2.4. Обеспечить ______ (явку своих пассажиров/доставку груза/доставку багажа) ко времени, согласованному с Фрахтователем.

3.2.5. В случае причинения ущерба салону и/или оборудованию салона ВС возместить в полном объеме затраты, связанные с восстановлением салона и/или оборудования салона, по счетам, выставленным Фрахтовщиком.

3.3. Фрахтовщик имеет право:

3.3.1. В случае невнесения Фрахтователем оплаты в порядке, предусмотренном условиями раздела 4 настоящего Договора, либо при наличии задолженности Фрахтователя в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств по настоящему Договору до полного погашения задолженности либо внесения предварительной оплаты.

3.3.2. Изменять стоимость фрахта ВС. При изменении тарифов Фрахтовщик направляет Фрахтователю соответствующее уведомление за __ дней до вступления новых тарифов в силу.

3.3.3. Отказать в выполнении рейса в случае, если маршрут пролегает через зоны боевых действий или региональных вооруженных конфликтов, определенных Правительством Российской Федерации. В этом случае Фрахтовщик освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств по настоящему Договору.

3.3.4. В случае необходимости производить замену ВС при условии сохранения класса обслуживания пассажиров Фрахтователя и обеспечения организации авиаперевозки установленного настоящим Договором количества пассажиров и их багажа в согласованные сроки, без изменения стоимости настоящего Договора.

3.4. Фрахтователь имеет право:

3.4.1. Перевозить на борту ВС пассажиров, багаж, ручную кладь общей массой, не превышающей предельную нагрузку данного типа ВС.

3.4.2. В зависимости от дальности полета выбирать из соответствующих типов любые ВС, указанные в Приложении N ___ к настоящему Договору.

3.4.3. По своему усмотрению выбирать бортовое питание.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Фрахтовщик выставляет предварительный счет не позднее чем за день до предполагаемого полета, который включает в себя:

— стоимость фрахта ВС;

— обслуживание пассажиров в аэропорту (прилет/вылет), VIP-залах аэропортов (при наличии соответствующей заявки);

— расходы на ГСМ;

— аэропортовые и наземные сборы в аэропортах вылета/прилета ВС;

— бортовое питание пассажиров (при наличии соответствующей заявки);

— иные расходы, связанные с организацией рейса.

4.2. Стоимость оказываемых услуг зависит от класса обслуживания, выбранного Фрахтователем рациона бортового питания, класса обслуживания в аэропортах, а также заявленных дополнительных услуг.

4.3. Фрахтователь производит оплату выставленного счета в размере 100% не позднее чем за день до времени предполагаемого вылета. По требованию Фрахтовщика Фрахтователь обязуется представить копию платежного поручения с отметкой банка о перечислении соответствующей суммы.

4.4. Из внесенной Фрахтователем суммы удерживается оплата только тех работ (услуг), факт выполнения которых подтвержден первичными документами.

4.5. Фрахтовщик в течение _______ с момента осуществления перевозки представляет Фрахтователю акт сверки взаиморасчетов (Приложение N ____), один экземпляр которого после подписания Фрахтователь обязан вернуть в десятидневный срок Фрахтовщику. Если сумма, указанная в акте, окажется выше уплаченной Фрахтователем в силу обстоятельств, не зависящих от Фрахтовщика, последний обязуется представить Фрахтователю документы, подтверждающие дополнительные расходы, понесенные Фрахтовщиком в связи с исполнением обязательств по настоящему Договору, а Фрахтователь — уплатить в течение __ банковских дней разницу на основании дополнительного счета.

4.6. В случае несогласия с актом сверки взаиморасчетов (Приложение N ___) Фрахтователь направляет письменное возражение Фрахтовщику. При этом обоснованно оспариваемая сумма освобождается от наложения любых штрафных санкций до момента урегулирования спора.

4.7. Невозврат подписанных актов сверки либо ненаправление возражений по ним по истечении десятидневного срока будут рассматриваться как согласие Фрахтователя с окончательными расчетами, указанными в актах. Фрахтователь, соответственно, возмещает разницу в течение __ банковских дней с момента выставления соответствующего счета.

4.8. Если на момент подписания акта сверки взаиморасчетов выявится задолженность Фрахтовщика перед Фрахтователем, сумма задолженности засчитывается в счет предоплаты за следующий рейс либо перечисляется на счет Фрахтователя по его письменному требованию.

4.9. Если на момент подписания акта сверки взаиморасчетов выявится задолженность Фрахтователя перед Фрахтовщиком, Фрахтователь обязуется погасить ее в течение __ банковских дней с момента выставления Фрахтовщиком соответствующего счета.

4.10. Фрахтовщик оставляет за собой право изменять стоимость организации авиаперевозки после заключения настоящего Договора в случаях, связанных с изменением тарифов на аэропортовое обслуживание ВС и пассажиров в период между датой заключения настоящего Договора и датой начала выполнения рейса, а также изменение стоимости авиационного топлива и других смежных услуг.

4.11. Изменение стоимости вступает в силу только после предварительного письменного уведомления Фрахтователя о таком изменении за __ рабочих дней до начала выполнения рейса и после получения на то согласия Фрахтователя. Исключением предварительного письменного уведомления Фрахтователя являются случаи, когда такие изменения стоимости наступили для Фрахтовщика уже в процессе организации рейса, т.е. во время полета.

4.12. Стоимость организации авиаперевозки не включает в себя никакие иные сборы, пошлины, выплаты, штрафы, компенсации затрат и убытков, прямо или косвенно связанных с выполнением обязательств по настоящему Договору в течение всего времени его действия, чем указанные в настоящем Договоре.

4.13. В том случае, если выполнение полета станет невозможным по погодным условиям или по вине Фрахтовщика, сумма аванса должна быть возвращена Фрахтователю в течение __ рабочих дней с момента, когда Сторонам стало известно о невозможности выполнения полета.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. За неисполнение либо надлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Договору Стороны несут ответственность, установленную действующим гражданским законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными Правилами и настоящим Договором.

Стороны несут ответственность в форме возмещения понесенных убытков, которые предъявляются виновной Стороне обоснованной претензией, содержащей ссылку на нарушение одного из пунктов Договора либо относящегося к предмету Договора нормативного акта, с приложением расчета убытков и подтверждающих размер убытков материалов.

5.2. Ответственность Сторон, порядок применения которой не урегулирован настоящим Договором, определяется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

5.3. При отказе от выполнения одного или всех чартерных рейсов, предусмотренных условиями настоящего Договора, после принятия заявки Фрахтовщиком к исполнению Фрахтователь уплачивает Фрахтовщику все фактически понесенные им расходы, связанные с подготовкой и обеспечением ВС к полету, а также понесенные убытки в размере реального ущерба. Указанные расходы должны быть подтверждены документально.

5.4. В случае просрочки платежа, предусмотренного п. 4.3 настоящего Договора, Фрахтовщик вправе требовать с Фрахтователя неустойку в размере __ % от подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки, при этом начисление процентов производится после истечения срока для оплаты счета-фактуры.

5.5. Штрафные санкции применяются со дня возникновения соответствующих условий в случае направления Стороной, имеющей право на получение неустойки, соответствующего требования. Если неустойка не была предъявлена, то ее сумма составляет 0 (ноль) рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств.

5.6. Ответственность Сторон перед пассажирами по вопросам авиаперевозки определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, многосторонними конвенциями и соглашениями в области гражданской авиации, участником которых является Российская Федерация. Ответственность Фрахтовщика в отношении каждого пассажира и его багажа ограничивается размерами, установленными указанными актами.

5.7. Фрахтовщик не несет ответственности, если в целях обеспечения безопасности полета командиром воздушного судна или другим уполномоченным лицом будет принято одно из следующих решений:

а) перенос или отмена вылета ВС по метеоусловиям или техническим причинам, не зависящим от Фрахтовщика;

б) уменьшение допустимой коммерческой загрузки;

в) совершение вынужденных посадок, изменение маршрута, перенос или прекращение полета, если того требует безопасность полета, для производства необходимого ремонта, а также иные решения, предусмотренные ст. 58 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В этом случае Фрахтовщик обязан сделать все необходимое для устранения причин прекращения полета, чтобы доставить пассажиров Фрахтователя и их багаж в пункт назначения. В случае невозможности доставки пассажиров в пункт назначения — выплатить Фрахтователю стоимость непредоставленной услуги.

5.8. Фрахтовщик не несет ответственности за ошибочные данные в авиабилете (в данных документов, удостоверяющих личность пассажира, а также неверно указанные даты вылета/прилета и др.), если эти данные соответствуют данным, указанным в списках Фрахтователя. Ущерб, причиненный пассажиру или Фрахтователю в результате неправильно оформленного авиабилета по вине Фрахтователя, возмещается Фрахтователем.

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, разрешаются Сторонами в досудебном порядке путем переговоров или предъявления претензии.

6.2. Сторона, получившая претензию от другой Стороны, обязана рассмотреть ее в течение __ дней с момента получения.

6.3. В случае невозможности разрешения спорных вопросов в претензионном порядке либо при неполучении ответа на претензию Сторона, направившая претензию, вправе обратиться в суд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и действует до «___»________ г. Если за __ дней до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон не заявит о своем намерении расторгнуть Договор, то его действие пролонгируется на каждый последующий календарный год.

7.2. Фрахтователь имеет право в любой момент в одностороннем порядке расторгнуть Договор, уведомив об этом Фрахтовщика путем направления уведомления за __ рабочих дней до дня расторжения Договора.

7.3. Прекращение действия настоящего Договора не освобождает Стороны от полного исполнения всех своих обязательств, возникших до момента расторжения настоящего Договора.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. В случае изменения своего правового статуса, реорганизации, ликвидации, возбуждения процедуры банкротства, изменения банковских реквизитов, а также при изменении адреса местонахождения или номеров телефонов и иных средств связи Стороны в пятидневный срок письменно уведомляют друг друга об указанных изменениях. Ответственность за несвоевременность уведомления лежит на виновной Стороне. При неуведомлении/несвоевременном уведомлении об изменении адреса направление документов по адресу, указанному в настоящем Договоре, рассматривается как надлежащее исполнение своих обязательств.

8.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии их составления в письменной форме и подписания обеими Сторонами.

8.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

8.5. Приложения:

8.5.1. Перечень воздушных судов (Приложение N __).

8.5.2. Заявка на рейс (Приложение N __).

8.5.3. Акт сверки взаиморасчетов (Приложение N __).

9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Фрахтователь: __________

Фрахтовщик: ____________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Фрахтователь: __________

Фрахтовщик: ____________

1. Договор фрахтования (чартер) относится к группе договоров, направленных на перевозку грузов, пассажиров и багажа. Этим он отличается от договора аренды транспортных средств с экипажем (тайм-чартера). Например, пассажир фрахтует такси не для того, чтобы в нем какое-то время посидеть, а чтобы добраться в пункт назначения. Согласно п. 2 ст. 115 КТМ РФ чартер со всей определенностью называется разновидностью договора морской перевозки груза. Фразу «предоставление вместимости» следует понимать как синоним слов «бронирование» и «резервирование». Это означает, что фрахтователь, заключив договор, может быть уверен, что ему обязательно будет предоставлено необходимое количество посадочных или погрузочных мест, однако ему не гарантируется предоставление именно тех мест, которые он захочет занять. К другим отличиям этого договора от договора аренды следует отнести следующие:

— плата по договору взимается за пройденное расстояние, а не за время владения транспортным средством;

— фрахтовщик в отличие от арендатора имеет право без дополнительного разрешения проникать в помещения, где находится груз для обеспечения его сохранности;

— фрахтователь в отличие от арендатора может фрахтовать судна не для себя, а для других лиц (пассажиров, грузоотправителей), которых может быть большое количество.

От договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа чартер отличается четырьмя основными чертами:

— маршрут и расписание перевозки заранее не установлены, т.е. по договору фрахтования, который не может быть публичным, осуществляются нерегулярные перевозки;

— по чартеру могут быть осуществлены перевозки как пассажиров и багажа, так и грузов;

— договор фрахтования может быть заключен на несколько рейсов;

— место посадки либо место погрузки в билете или накладной (проформе чартера) заранее не указывается.

2. В настоящее время чартерные перевозки можно осуществлять на морских, речных и воздушных судах (ст. ст. 115, 119 — 121 КТМ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 104 ВзК РФ), а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке груза, у которого нет грузополучателя (снег, мусор), и при сопровождении груза представителем грузовладельца (ст. 18 УАТиНГЭТ), на пассажирском автомобильном транспорте при перевозках по заказам и легковыми такси (гл. 4 и 5 УАТиНГЭТ).

Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что встречные обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера.

Различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа, при этом:

— рейсовый чартер (voyagecharter) — вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс;

— фрахтование на последовательные рейсы (consecutivevoyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико и судно может перевезти его только за несколько рейсов. Судно после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза);

— контрактное фрахтование морского тоннажа (contractofaffreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Морской чартер — это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначение судна и груза, обозначение места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров («Дженкон» (Gencon), «Волкоа» (Volcoa), «Совкоал» (Sovcoal), «Интеркоа 80»), которые одобрены такими организациями, как Британская палата судоходства, Балтийский международный морской совет (BIMCO), Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FON ASBA), Японская судоходная биржа. В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, оформляется заказ-нарядом (в трех экземплярах) и предъявляется фрахтовщику, который должен одобрить либо мотивированно отклонить его в течение 3-х дней.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме и включающего в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров данный договор заключается в форме заказа-наряда.

Договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, как правило, посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.

3. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

4. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 10.01.2014 N ВАС-15400/13 по делу N А51-5446/2011;

— Определение ВАС РФ от 25.04.2014 N ВАС-4284/14 по делу N А15-2364/2011;

— Определение ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-13791/13 по делу N А59-3974/2012;

— Определение ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-6784/12 по делу N А51-5158/2011;

— Определение ВАС РФ от 10.05.2012 N ВАС-4424/12 по делу N А40-14150/11-65-116;

— Определение ВАС РФ от 21.11.2011 N ВАС-12783/11 по делу N А41-21494/10;

— Определение ВАС РФ от 29.12.2010 N ВАС-17823/10 по делу N А15-2469/09;

— Определение ВАС РФ от 18.05.2007 N 5182/07 по делу N А58-1759/2006.

Обратившись к истории можно увидеть, что договор фрахтования появился в эпоху Средневековья, и был предшественником договора о страховании груза. В дальнейшем появилось две разновидности договора фрахтования: одна по-прежнему была связана с арендой, а вторая стала неотъемлемой частью перевозки груза.

Что собой представляет договор фрахтования?

Договор фрахтования (чартер) является разновидностью договора перевозки. Данный договор обязывает обе стороны, являясь консенсуальным и возмездным. Фрахтоваться могут как принятые на борт грузы, так и пассажиры с их багажом. У этого договора есть ряд особенностей и одна из них – это то, что фрахтователь может возложить на перевозчика обязанность предоставления конкретного транспортного средства для перевозки или какой-то части его вместимости. В том случае, когда договором регламентируется конкретное транспортное средство, замена его без согласия фрахтователя будет невозможна. Также безусловным преимуществом является то, что в отличие от линейных перевозок, где график устанавливается непосредственно перевозчиком, при договоре фрахтования появляется возможность договориться и утвердить маршрут, сроки перевозки и/или места для погрузки груза, учитывая нужды и требования фрахтователя.

В настоящий момент, законом не лимитируются виды транспортных средств, к которым применим договор фрахтования. В то же время исторически сложилось, что подобное соглашение применяется при речных, морских и воздушных перевозках.

Как уже упоминалось выше, договора фрахтования позволяет арендовать транспорт частично или целиком под перевозку грузов или пассажиров с багажом. Следовательно, согласно договору, перевозчик не может в одностороннем порядке принимать решения по перевозке прочих пассажиров или товаров. В случае несогласия фрахтователь может потребовать снять с перевозки не заявленные грузы или пассажиров. Если перевозчик нарушает договоренности по этим пунктам договора и отказывается устранить их, заказчик вправе обратиться с требованием по расторжению договора (ст. 450 ГК). Если владелец морского транспортного средства отказывается освободить судно (его часть) от не заявленного перовозимого груза, фрахтователь может требовать соответствующего снижение по оплате фрахта и компенсации убытков (ст. 137 КТМ).

Договор фрахтования в части предоставления заказчику места под перевозку напоминает аренду транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Но в случае с договором фрахтования – это не предусматривает возможность владения и пользования зафрахтованным транспортом. Такой вид договора оставляет за владельцем права, связанные с эксплуатацией во время перевозки.

Сторонами договора фрахтования являются перевозчик и фрахтователь. Заключая такой вид договора права и обязанности фрахтователя схожи с теми, которые получает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Предусматривается возможность заключения договора фрахтования, в котором выгодоприобретателем будет третье лицо – грузополучатель.

При заключении договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь берет на себя ответственность за организацию перевозки группы пассажиров (как правило такие договоры заключаются туристическими операторами). Пассажиры, не являясь участниками данного договора, защищены гарантиями, предоставляемыми согласно ГК и транспортным законодательством. При возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу вся ответственность лежит на перевозчике. Кроме того, в случае ненадлежащего осуществления перевозки, пассажиры могу предъявлять требования к перевозчику с отсылкой на закон о защите прав потребителей.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Отличительная черта договоров фрахтования на морском транспорте – это то, что к заключенному в письменной форме договору прилагается коносамент (ст. 117 КТМ). Все условия, регулирующие отношения двух сторон (фрахтовщика и фрахтователя) регулируются заключенным договором фрахтования. Если по условиям имеется отсылка в коносаменте, то они становятся обязательными. При отсутствии подобной отсылки взаимоотношения двух сторон договора регулируются коносаментом. Существует еще одна особенность: оформление договора фрахтования для перевозки на морском транспорте происходит соответственно одной из стандартных форм (проформ). На данный момент существует порядка 200 подобных форм. Все они разработаны для перевозки различных товаров.

Российское законодательство не предъявляет требований к содержанию договора фрахтования. Поскольку договор фрахтования является одной из разновидностей условий перевозки, все существенные условия договора определены принятыми положениями о договоре перевозки, с поправкой на соглашение о предоставлении вместимости транспортного средства (всей или части). Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи судна для погрузки.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения перевозки или направления судна. По договоренности в чартер можно включить и другие условия.

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Виды договора фрахтования

Существуют следующие виды морского фрахтования:

  • договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);

  • договор фрахтования судна на время (тайм-чартер).

По договору фрахтования судна без экипажа владелец обязан за обговоренную стоимость (фрахт) обеспечить фрахтователю судно без экипажа, для перевозки грузов, пассажиров или для других задач (ст.211 Кодекса Торгового мореплавания).

По договору фрахтования судна на время владелец должен за обговоренную оплату (фрахт) обеспечить фрахтователю судно, укомплектованное экипажем, на обговоренный период, для осуществления перевозки груза, пассажиров или прочего. (ст.198 Кодекса Торгового Мореплавания)

Разница этих двух вариантов абсолютно ясна. Оба вида договора заключаются для осуществления перевозки, только в первом обеспечивается только судно, во втором – судно с персоналом.

В случаях, когда по договоренностям сторон не предусмотрены другие условия, применяются статьи 199 и 212 кодекса торгового мореплавания, установленные в главах 10 и 11.

Существенными условиями тайм-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

  • предмет;

  • район плавания;

  • цель фрахтования;

  • время, место передачи и возврата судна;

  • ставка фрахта;

  • срок действия контракта.

  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ)

Существенными условиями бербоут-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

  • предмет;

  • район плавания;

  • цель фрахтования;

  • время, место передачи и возврата судна;

  • ставка фрахта;

  • срок действия контракта;

  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ).

  • Таможенная очистка в международной торговле

Договор фрахтования и договор аренды: в чем разница

Основной правовой вопрос договора фрахтования – очень спорный. Главная проблема заключается в несовершенстве действующей законодательной базы. В ГК РФ договору фрахтования уделяется очень мало внимания. В сущности, ему посвящена всего лишь одна статья. В тоже время, у различных транспортных уставов и кодексов нет единой базы для оптимизации правовых норм в этой сфере правового регулирования, чем и провоцируют поводы для дискуссий.

Долгие годы, особенно в последнее время, регулярно обсуждается вопрос что такое чартер – договор оказания услуг по перевозке либо аренда имущества. Если формулировать вопрос точнее, то его смысл будет заключаться в том, что же такое договор фрахтования – услуги по перевозке или это один из вариантов аренды транспортных средств(тайм-чартер)? В действующем гражданском кодексе договор фрахтования включен в главу 40 «Перевозка», что в свою очередь относит его к категории оказания услуг. Кроме того, суть и того, и другого договора заключается в экономической выгоде от перевозки товаров из пункта А в пункт Б.

Однако, чартерные перевозки имеют отличия и от договора перевозки, и от договора перевозки пассажиров. В условия договора фрахтования, может входить не только лишь перевозка грузов, но и перевозка пассажиров. Помимо этого, из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования. В определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10 мы можем прочесть, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным. Именно это определение не дает права истцу требовать в судебном порядке заключение договора, в том виде, который предусматривает статья 445 ГК РФ.

Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Мы не будем давать оценку этой позиции договора. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.

В современном транспортном законодательстве эти взгляды получили развитие. В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Подробно рассмотрев очень важные аспекты и нюансы такого вида договорных отношений главным остается ответ на вопрос: услуга фрахтования – что это? Договор фрахтоварния и его предметом считаются обязанности фрахтовщика (грузоперевозчика) перед фрахтователем (заказчиком) за оплату всей или части вместимости одного или более транспортных средств для перевозки товаров, пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. (ст. 787 ГКРФ). Такая формулировка вызвала много споров. Не точное определение «вместимость транспортных средств» была воспринята с имуществом, то есть с транспортными средствами, в результате чего была квалифицированна к разновидности договора аренды. Зачастую услуги по перевозки (фрахтованию) квалифицируют как аренду не запланировано – ошибочно.

Фрахтование – это разновидность услуг по перевозке, транспортировке, но не аренде транспортного средства, разница максимально прослеживается в морском законодательстве. Есть четкое определение, что российское законодательство не принимает договор фрахтования на рейс, а только два вида морской перевозки… Так же регламентируется, что договор морской перевозки грузов имеет право быть заключен при соблюдении следующих условий: предоставления всего судна, его части, или определенных судовых помещений (чартер). Исходя из презумпции соответствия положений КТМ РФ ст. 787 ГК РФ стоит обратить внимание на тот факт, что и в других видах транспорта, фрахтование и перевозка будут как минимум не разделенными понятиями.

Против чартера договора аренды есть еще один фактор. Фрахтователем может быть покупатель, при уточнение некоторых условий в договоре. В таком варианте продавец товара должен осуществить перевозку товара до судна и обеспечить погрузку товара на борт зафрахтованного покупателем транспорта, по факту выступить отправителем. Перевозчик выдает отправителю коносамент на предъявление для перевозки товара. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком только за несвоевременное предъявление груза несвоевременную перевозку до места погрузки или другие недостатки до момента окончания погрузки. Договор заключенный между покупателем и перевозчиком в таком случае будет – договор фрахтования.

Договор фрахтования: заключение и особенности

Важные нюансы, которые требуют внимания при заключении договора фрахтования:

1. Фрахтователь: правоспособность, адрес, средства, полномочия представителя

При составлении договора фрахтования с клиентом необходимо уточнить, есть ли у него право на заключение таких договорных отношений. Проверить это можно запросив копии учредительных документов (Устава и свидетельство регистрации), которые необходимо прикрепить к Вашему договору до момента выполнения всех обязательств по нему. При отсутствии такой возможности (дистанционное заключение договора), фрахтователь должен указать все необходимые сведения из учредительных документов.

Чтобы избежать возможных сложностей коммуникации с фрахтователем в период перевозки и исполнения обязательств по договору фрахтования, обязательно должно быть зафиксировано максимально возможное количество средств коммуникации между сторонами (фактический, юридический, почтовый адреса, и прочие средства связи). Так же рекомендуется добавить в договор фрахтования пункт обязывающий фрахтователя сообщать об изменении адреса, при нарушении которого, уведомления перевозчика будут считаться полученными при доставке их по указанным адресам указанным в договоре фрахтования.

Серьезным пунктом является определение платежеспособности фрахтователя. В наше время регулярно суда оформляют в аренду для осуществления перевозки или добычи при условии оплаты фрахта из прибыли, полученной от использования судна. Во-первых, даже честный фрахтователь в Российских реалиях при учете всех факторов работы в море не может быть уверен, получит ли прибыль и в каком размере. Наилучший способ гарантировать исполнение выгод судовладельца – предоплата фрахта. В случаях, когда нет такой возможности, стоит обратить внимание на другие способы обеспечения обязательств. Перечень таких способов можно изучить в ст. 329 ГК РФ, один из вариантов, исполнение обязательств может быть гарантированно неустойкой, залогом, обеспечением имуществом должника, поручительством, банковской гарантией или любим другим способом предусмотренном законом или договором.

Так же требуют тщательного изучения полномочия лица, который подписывает договор фрахтования. Зачастую уставные документы дают право представлять интересы организации без доверительных документов от имени генерального директора организации, такое лицо как правило, одно. Другие же представители могут действовать только на основании доверенности, выданной и оформленной с соблюдением всех требований. Должны быть четко прописаны полномочия доверенного лица, сроки доверенности, возможность передоверия прав на основании доверенности, при наличии возможности передоверия. Доверенность, выданная в вышеупомянутом порядке должна быть нотариально удостоверена. Согласно ст. 183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается совершенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Для предупреждения неприятных ситуаций, судовладельцу нужно обязательно хранить оригиналы всех документов, заверенные копии доверенностей представителя фрахтователя на период действия договора фрахтования и вплоть до полного выполнения всех обязательств по нему.

2. Законность заключения договора

Статьей 168 ГК РФ, предусматривается возможность оспорить законность сделки, которая была заключенна с несоответствием закону. Следовательно, при составлении договора фрахтования, впрочем как и любого другого договора, необходимо удостовериться в отсутствие ограничений прав сторон нормативными актами. Перед заключением договора фрахтования необходимо получить согласие компетентных органов. Департамент Морского Транспорта, Роскомрыболовство и прочие выдают свое одобрение на заключение договора аренды судна на условиях бербоут-чартера. Ограничения также могу быть связанны с отсутствием у судовладельца необходимых лицензий и разрешений. В спорных ситуациях заинтересованное лицо может сослаться на незаконность сделки и требовать в судебном порядке признать ее недействительной. Нарушение действующего законодательства и валютном регулировании, охране природы и прочее, при включении таких пунктов в договор, так же влечет за собой недействительность договора. Признание судом сделки незаконной или недействительной пагубно отражается на выгодах судовладельца, когда тот уже в свою очередь выполнил свою часть обязательств. Учитывая все эти риски судовладельцам необходимо очень тщательно проверят условия сделки на предмет ее законности и соответствию всем правовым документам, особенно когда речь идет о крупных заказах на долгий период. Нарушение согласно законодательству, в договоре фрахтования судна на условиях бербоут-чартера несет за собой отказ в регистрации судна в Морской администрации.

3. Арендная ставка, порядок и сроки уплаты, штрафные санкции, зачет, возможность применения права залога на груз

Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе. Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректные понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах. Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.

Бывают случаи, когда фрахтователь в одностороннем порядке производит удержание из суммы фрахта, причитающаяся судовладельцу. Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты. То же касается и возможности залога груза: судовладелец имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Этот способ имеет много сложностей, согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается судовладельцу. Предположим если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно. Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.

Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона.

  • Международный договор купли-продажи: правовое регулирование и основные пункты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *